ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИСТОРИКИ-КРАЕВЕДЫ».
рабочая программа по краеведению (7 класс) по теме
Туризм и краеведение в средней школе и внешкольных учреждениях развиваются в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами школы; они содействуют осуществлению прочной связи обучения с жизнью и повышению уровня идейно-политического, трудового и нравственного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kalyagina.doc | 311 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИСТОРИКИ-КРАЕВЕДЫ».
4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ, с 11 лет
Автор – составитель:
педагог дополнительного образования
Калягина Татьяна Михайловна
г.Городец
2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Туризм и краеведение в средней школе и внешкольных учреждениях развиваются в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами школы; они содействуют осуществлению прочной связи обучения с жизнью и повышению уровня идейно-политического, трудового и нравственного воспитания.
Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения является социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие микрорайона, села, города, района, области; природные условия и т. д.
Краеведение всесторонне изучает малые территории. В своих исследованиях краеведы используют данные многих наук: геологии, географии, истории, этнографии и др.
Краеведение разделяется по формам организации на государственное, школьное и общественное.
В школьном краеведении выделяются: учебное (его характер и содержание определяются школьной программой) и непрограммное (его содержание построено в соответствии с планом воспитательной работы школы и внешкольного учреждения).
Школьное краеведение — одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Для успешного решения этих задач необходимо, чтобы в школе подготовлялось то, что в жизни осуществляется.
Историческое краеведение, являясь частью школьного краеведения, подразделяется на историко-культурологическое, археологическое, этнографическое, архитектурное, искусствоведческое и др.
Школьники получают знания по краеведению на уроках в ходе изложения учителем учебного материала или работы с учебными пособиями, а также путем научно-исследовательской работы.
Организуя походы и путешествия по родному краю, учитель не только знакомит своих питомцев с достижениями нашей Родины, но и дает возможность ярче увидеть героический путь, пройденный старшим поколением.
В походах по родному краю на живых примерах учитель раскрывает ребятам неразрывную связь наших конституционных прав и обязанностей, показывает, как претворяется в жизнь то, о чем мечтали, за что боролись деды и отцы и что нашло отражение в основном законе нашей страны. Все это, как нельзя лучше, способствует нравственному воспитанию, формированию активной жизненной позиции. Большую роль в развитии школьного краеведения играет хорошо организованная работа историко-краеведческого объединения. Объединение позволяет сочетать и использовать самые разнообразные формы воспитательной работы.
Работа объединения должна строиться с учетом задач образования и комплексного подхода к воспитанию школьников.
Ведущая роль в организации работы школьного историко-краеведческого объединения и краеведческой работы отводится учителю, руководителю.
В зависимости от содержания программы, состава класса или объединения, от местных условий учитель намечает объекты исследования, формы и методы работы.
Результаты школьного краеведения зависят от того, насколько сам учитель, руководитель компетентен в области краеведения, сумел ли он заинтересовать школьников. Преподавателю необходимо хорошо знать родной край, систематически его изучать, владеть навыками краеведческой работы.
Краеведение имеет большое значение в повышении научного уровня обучения школьников, оно воспитывает у них любовь к родным местам как к части своей Родины.
Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью страны, воспитывает любовь к Родине, гордость за свой народ, замечательных людей настоящего и прошлого.
Немалую роль играет краеведение в деле воспитания патриотических чувств школьников. Любовь к Родине у человека с ранних лет связывается с родным краем.
Патриотическая работа включает в себя единство трудового и нравственного формирования юношества. Она помогает в воспитании сильных и смелых характеров, в подготовке к самостоятельным шагам в жизни.
Хорошие возможности открывает краеведение для решения задач трудового воспитания учащихся. Знакомясь с родным краем, встречаясь с представителями рабочего класса и крестьянства, учеными, деятелями науки и культуры, представителями армии и флота, участвуя в практических трудовых делах, наши школьники могут сознательно выбрать профессию, определить свой жизненный путь.
Значение школьного краеведения особенно возросло в связи с переходом школ на новые учебные программы. Оно превратилось из методического приема в общепедагогический принцип, сущность которого состоит в установлении связи изучаемого школьного курса истории со знаниями и навыками, приобретенными в результате исследования родного края. Это дает возможность учителю преподавать историю на богатом конкретном материале, позволяет ему увязать общеисторические закономерности развития страны с особенностями развития родного края. Обучая истории, опираясь на конкретные знания о родном крае, учитель способствует расширению представлений учащихся до понимания научных закономерностей, перерастанию знаний в убеждения.
В связи с этим представляется необходимым связать работу объединения с конкретным материалом из истории края, необходимого при изучении школьного курса отечественной истории. Это помогает решению общеобразовательных задач, более глубокому усвоению учебного материала, развитию самостоятельной познавательной деятельности и творчества учащихся, осуществлению связи школы с жизнью.
Используя краеведческий материал на уроках истории, учитель, руководитель объединения, помнит, что он имеет двоякое назначение. С одной стороны, является средством конкретизации общеисторического материала, а с другой — он входит в систему знаний по истории края. Местный материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока или же является его элементом.
Краеведение тесно сочетается с туризмом, с походами и путешествиями по родному краю. Овладение школьниками определенным кругом знаний, умений и навыков, необходимых юным путешественникам, предусмотрено программой «Юные туристы». Объединения, занимающиеся историческим краеведением, могут иметь разную тематическую направленность в зависимости от специальности и интересов руководителя и участников, от местных условий.
Программа рассчитана на учащихся VI—X классов, интересующихся историей. В отдельных случаях в кружок могут записаться также ученики V класса. Большую помощь в работе могут оказать работники государственных и народных музеев. В итоге работы ребята смогут собрать краеведческий материал для школьного кабинета истории, выставок, школьных музеев, для государственных и народных музеев.
Занятия историков-краеведов носят преимущественно практический характер, лишь небольшая часть их проводится в виде лекций. Содержание занятий следует постепенно усложнять, начиная с выполнения простейших поисковых заданий: знакомство на местности с известными уже фактами, памятниками истории и культуры до выполнения заданий государственных и народных музеев, содержащих поиск исторических материалов, требующих хорошей исторической подготовки, умения работать с литературой, записывать воспоминания и др. Такие задания учащиеся смогут в основном выполнять в период второго и третьего года занятий.
Особое внимание следует уделять изучению родного края. Изучая археологическое наследие нашей страны, руководитель должен познакомить школьников с законодательством об охране памятников археологии, обратить их внимание «на недопустимость археологических раскопок без «открытых листов» — разрешений на исследование археологических памятников, познакомить учащихся с движением по охране памятников истории и культуры. Следует обратить внимание школьников на необходимость выполнения законодательства об охране природы и окружающей среды.
Материалы походов и экспедиций должны быть тщательно обработаны.
Программа объединения четырехгодичная. Тематика третьего и четвертого года имеет целью закрепить, расширить и углубить знания, полученные учащимися, успешно работавшими в первый и второй годы занятий.
Цель программы:
Воспитание у подрастающего поколения чувство патриотизма и любви к своей малой родине и в целом к отчизне через изучение культурного и исторического наследия родного края.
Задачи программы:
Воспитательные задачи:
- воспитывать у школьников чувство патриотизма, бережное отношение к культурному наследию родного края;
- повышать значение школьного музея в духовно-нравственном воспитании учащихся и сохранении исторической памяти;
- воспитывать культуру научного исследования
Образовательные задачи:
- обучить методам краеведческого исследования
- совершенствовать навыки эффективной работы с новыми информационными технологиями, обеспечивающими сбор, хранение и обработку информации
- обучить принципам и правилам выполнения и защиты исследовательской работы, составление портфолио
Развивающие задачи:
- развивать навыки критического мышления, синтеза и анализа информации, а также нахождения нестандартного решения типовых задач
- развивать умение организовывать собственную деятельность, планировать и контролировать ход реализации поставленных целей и задач
- развить умение преподносить и отстаивать свою точку зрения на примере защиты исследовательской работы
- развить личностные качества: активность, аккуратность, дипломатичность, ответственное отношение к себе и окружающим
- развивать коммуникативные качества обучающихся: умение выступать перед аудиторией, преподносить материал и защищать результаты своего исследования
- привлечение обучающихся к активной творческой работе над историческими источниками;
- получение навыков проведения научно-исследовательской работы;
- способствовать получению учащимися опыта организации и проведения экскурсионной работы.
Ожидаемые результаты:
- устойчивый интерес к учебным занятиям по краеведению
- активизация участия школьников в научно-исследовательских конкурсах
- освоение методик научно-исследовательской деятельности
- умение обрабатывать и оформлять полученные материалы исследовательской деятельности
- рост уровня творческих достижений
Методы и формы работы:
- поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа обучающихся с выполнением различных заданий на экскурсиях, выбор самостоятельной темы с дальнейшим оформлением рефератов, проектов и т.д.);
- метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, экскурсиях;
- метод контроля – самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения комплексной программы;
- метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
Учебно – тематический план объединения «Историки – краеведы».
- 1 год обучения.
- 4 часа в неделю, 144 часа в год.
№ п/п | Тема занятий | Теория | Практика | Всего |
1. | Введение. | 2 | 2 | |
1.1 | Вводное занятие: инструктаж по технике безопасности. Что такое краеведение? | 1 | ||
1.2 | Оформление устава объединения, уточнение списков и обязанностей учащихся. Оформление газеты «Историки – краеведы». | 1 | ||
2. | Изучение археологического наследия. | 7 | 9 | 16 |
2.1 | История письменности и летописания (занятие в музее «Дом - музей графини Паниной»). | 1 | 1 | 2 |
2.2 | Археологическое прошлое Нижегородского края и города Городца (приглашение М.Н.Еранцева). | 2 | 2 | |
2.3 | Экскурсия в краеведческий музей (зал археологии). | 2 | 2 | |
2.4 | Городец на Волге. Изначалие. | 1 | 1 | |
2.5 | Работа знаменитых археологов в г.Городце. Их находки и собранные материалы. | 1 | 1 | |
2.6 | История г. Городца в древнерусских летописях (приглашение З.С.Коноваловой). | 1 | 1 | 2 |
2.7 | Пешеходная экскурсия «Здесь даже воздух дышит стариной…» (крепостной вал, история возникновения города – крепости). | 2 | 2 | |
2.8 | История уникальной находки – княжеского шлема. | 1 | 1 | 2 |
2.9 | Пешеходная экскурсия «В центре Древнего Городца. Детинец: история раскопок и находок». | 2 | 2 | |
3. | Историческое краеведение. | 11 | 9 | 20 |
3.1 | Городец в XIIвеке. «Легендарное сказание о невидимом граде Китеже» в истории Городца. | 2 | 2 | |
3.2 | У истоков Нижегородского Поволжья. | 2 | 2 | |
3.3 | Александр Невский и наш край. | 2 | 2 | |
3.4 | Викторина, посвященная Дню памяти Святого Благоверного князя А.Невского. | 2 | 2 | |
3.5 | Нашествие манголо – татар на Городец. | 2 | 2 | |
3.6 | Экскурсия в Федоровский монастырь. Открытие марафона, посвященного А.Невскому. | 2 | 2 | |
3.7 | Начало участия в сетевом проекте «Город Ремеслоград». | 2 | 2 | |
3.8 | Удельное Городецкое княжество и Андрей Городецкий. Приглашение М.Н.Еранцева. | 2 | 2 | |
3.9 | Культура и духовная жизнь Городца. Экскурсия в музей с проведением мастер – класса по гончарному делу. | 1 | 1 | 2 |
3.10 | Основные периоды развития г.Городца. | 2 | 2 | |
4. | Проектная деятельность. «Город Ремеслоград». | 14 | 14 | |
4.1 | Экскурсия на строчевышивальную фабрику для взятия интервью с мастером. | 2 | 2 | |
4.2 | Монтирование фильма и размещение его в рамках проекта «Путешествие в Ремеслоград». | 2 | 2 | |
4.3 | Викторина «Промыслы России и Нижегородского края». | 2 | 2 | |
4.4 | Оформление работ и размещение их в рамках проекта. | 2 | 2 | |
4.5 | Посещение мастер – класса «Изготовление новогодней йо – йошки». | 2 | 2 | |
4.6 | Выполнение презентации по мастер – классу и размещение ее в рамках проекта. | 2 | 2 | |
4.7 | Экскурсия в детский сад. Акция «Рождественский подарок». | 2 | 2 | |
5. | Туристско – краеведческие возможности родного края. | 2 | 2 | 4 |
6. | Проектная деятельность «Моя семья в истории моей страны». | 2 | 4 | 6 |
6.1 | Обсуждение выбора тем работ, составление плана. | 2 | 2 | |
6.2 | Сбор информации, написание работ. | 2 | 2 | |
6.3 | Оформление работ. | 2 | 2 | |
7. | Охрана природы. | 2 | 2 | 4 |
8. | Памятники истории и культуры. | 4 | 16 | 20 |
8.1 | Памятники истории и культуры Нижегородской области. | 2 | 2 | |
8.2 | Памятники истории и культуры города Городца. | 2 | ||
9. | Изучение родного края. | 6 | 16 | 22 |
9.1 | Строительство Нижегородского Кремля. | 2 | 2 | |
9.2 | Викторина «История башен Нижегородского Кремля» | 2 | 2 | |
9.3 | История городецкого храма Михаила Архангела | 2 | 2 | |
9.4 | История городецкой старообрядческой церкви | 1 | 1 | 2 |
9.5 | История городецкого Феодоровского монастыря | 1 | 1 | 2 |
9.6 | Нескучный урок «О полосатой версте, семи пядей во лбу и о малом золотнике» с приглашением М.Н.Еранцева | 2 | 2 | |
9.7 | Урок – экскурсия, посвященный 105 – летию со дня рождения Н.П.Кожанова. | 2 | 2 | |
9.8 | Экскурсия на тему «История Олимпийских игр. Встрача с Одиноровым В.О.» | 2 | 2 | |
9.9 | Викторина, посвященная Н.П.Кожанову | 2 | 2 | |
9.10 | Составление презентаций на тему «Немеркнущий подвиг» | 2 | 2 | |
9.11 | Традиционные праздники и обряды Городецкого района | 2 | 2 | |
10. | Военно – патриотическая работа. | 12 | 8 | 20 |
10.1 | Боевая служба городчан с XII века. | 2 | 2 | |
10.2 | Мы вместе – единая семья. Национальные особенности Нижегородского края. | 2 | 2 | |
10.3 | Нижегородская и городецкая символика. | 2 | 2 | |
10.4 | Святые земли Нижегородской. | 2 | 2 | |
10.5 | Национальное единство. К.Минин и Д.Пожарский. | 2 | 2 | |
10.6 | Великие нижегородцы. | 2 | 2 | |
10.7 | «За други своя…» Герои живут в нашей памяти | 2 | 2 | |
10.8 | Городецкий район и российская история. | 2 | 2 | |
10.9 | Городецкий район и российская история. | 2 | 2 | |
10.10 | Мы – нижегородцы. Мы – россияне. | 2 | 2 | |
11. | Проектная деятельность «Моя семья в истории Великой Отечественной войны». | 4 | 6 | 10 |
11.1 | Городец и Великая Отечественная война. | 2 | 2 | |
11.2 | ВОВ в судьбах людей. | 2 | 2 | |
11.3 | Сбор информации, подготовка к написанию работ. | 2 | 2 | |
11.4 | Работа по составлению презентаций и написанию сочинений «Моя семья в истории ВОВ». | 2 | 2 | |
11.5 | Оформление и сдача работ. | 2 | ||
12. | Организация и проведение путешествия. Гигиена туриста. Самоконтроль и первая доврачебная помощь в путешествии. | 2 | 4 | 6 |
Содержание учебно – тематического плана.
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Вводная беседа (2 часа).
Задачи и содержание работы туристско - краеведческого объединения. Особенности работы историков - краеведов. Организация занятий. Значение работы.
Изучение археологического наследия (16 часов).
Археология как наука. Древнейшая история края. Археологические объекты, их выявление, изучение и охрана. Правила и порядок работы археологов. Использование данных археологии на уроках.
Практические занятия. Знакомство с археологическими объектами. Изучение археологических раскопок, схемы раскопок, описание, зарисовка и фотографирование, хранение найденных предметов.
Историческое краеведение (20 часов).
Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Формы организации краеведения (государственное, школьное, общественное). Школьное краеведение и его разделы: программное и непрограммное. Краеведение и туризм. Фонды и экспозиция музея (школьного, народного, государственного) — источник изучения родного края. Общественно полезный характер исторического краеведения. Использование данных исторического краеведения на уроках.
Практические занятия. Знакомство с краеведческими объектами, фотографирование, зарисовка и паспортизация объектов. Подготовка пособий для предметных кабинетов и материалов для школьных музеев.
Проектная деятельность (14 часов).
Участие в межрегиональном сетевом проекте «Путешествие в Ремеслоград».
Человек, который не изучает творчество своего народа, не интересуется им, не может считать себя гражданином своего Отечества. Любовь к Родине зарождается в детстве, когда ребёнок особенно восприимчив ко всему новому, яркому. Народно-прикладное творчество несёт в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Ребятам в рамках сетевого проекта дается возможность рассказать о жизни своих предков, об их нравах и обычаях, освоить основы народных промыслов и ремесел, приобщиться к кропотливому ручному труду, учиться вести диалог с миром, делясь своими переживаниями и впечатлениями.
Цель сетевого проекта – создание условий для развития интереса, углубления и расширения знаний учащихся о видах декоративно - прикладного искусства своего края.
Задачи сетевого проекта:
• привлечь внимание к традиционным ремеслам нашей Родины, родного края;
• способствовать эмоционально-ценностному восприятию традиционных ремесел родного края и других регионов;
• создать условия для формирования навыков межличностного развития и сотрудничества, творческого самовыражения;
• способствовать развитию навыков работы с различными источниками информации: справочной и художественной литературой, сетью Интернет, энциклопедическими сборниками;
• привить уважение и любовь к труду и людям труда.
Туристско-краеведческие возможности родного края (4 часа).
Физико-географическая и экономическая характеристика края. Географическое положение, рельеф, климат, растительный и животный мир, гидрографическая сеть, полезные ископаемые и их значение (местное, республиканское, союзное), развитие промышленности, сельское хозяйство, транспортная сеть. Экскурсионные объекты: исторические, архитектурные и другие памятные места, музеи, промышленные предприятия. Рекомендуемые маршруты однодневных походов. Справочники, путеводители, пособия и другая литература по родному краю.
Практические занятия. Экскурсии по памятным местам, в музеи, на фабрики, заводы, в колхозы. Фотографирование и паспортизация наиболее интересных объектов.
Проектная деятельность «Моя семья в истории моей страны» (6 часов).
Обсуждение выбора тем. Написание работ в номинации Семейная реликвия».
Охрана природы (4 часа).
Охрана природы — долг и конституционная обязанность граждан нашей страны, в том числе и юных туристов. Закон об охране природы. Обязанности школьников по охране природы: борьба с браконьерством, «зеленые патрули», «голубые патрули», помощь в охране и воспроизводстве леса. Охрана местных рек и водоемов. Пропаганда охраны природы.
Практические занятия. Работа в школьных лесничествах, охотохозяйствах, заповедниках и заказниках. Практическое участие в отрядах «зеленых патрулей», «голубых патрулей», работа по охране природы.
Памятники истории и культуры (20 часов).
Памятники истории и культуры и их значение: научное, историческое и художественное. Памятники истории и культуры родного края.
Памятники истории и культуры как средство воспитания. Изучение архитектурных ансамблей, отдельных зданий. Архитектурные памятники родного края. Разнообразие архитектурных стилей. Украшение зданий. Творчество народа. История развития архитектуры применительно к краю. Архитектор и строитель в наши дни. Выявление, изучение, охрана и пропаганда архитектурного наследия. Памятники истории и культуры — всенародное достояние. Охрана памятников истории и культуры. Поисковая работа. Использование на уроках памятников истории и культуры родного края.
Практические занятия. Выявление памятников истории и культуры, архитектурных ансамблей, их фотографирование и зарисовка. Паспортизация памятников истории и культуры.
Изучение родного края (22 часа).
Территория и границы родного края. Понятие «родной край». Рельеф, гидрография и другие природные условия. История края. Родной край сегодня, перспективы его развития. Улицы и происхождение их названий. Использование краеведческого материала на уроках.
Практические занятия. Экскурсии и походы по родному краю. Выполнение экспедиционных заданий. Изучение рельефа местности. Съемка местности, знакомство с памятными местами района. Фотографирование, зарисовки. Сбор материалов для предметных кабинетов и школьных музеев. Встречи с представителями науки и культуры, героями труда — работниками промышленности и сельского хозяйства.
Военно-патриотическая работа (20 часов).
Воспитательное значение военно-патриотической работы. Борьба жителей края против иноземных захватчиков. Край в гражданской войне. Край в Великой Отечественной войне. Знатные земляки — герои войны и труда. Встречи с воинами Советской Армии и Военно-Морского Флота. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость. Пионеры-герои. Пропаганда героических подвигов советских воинов. Наша армия на страже мира. Использование военно-патриотического материала на уроках.
Практические занятия. Знакомство с местами героических сражений в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Фотографирование, зарисовка и паспортизация мест. Встречи с ветеранами армии и флота, запись их воспоминаний.
Изготовление макетов землянок и других сооружений времен войны. Уход за памятниками и могилами воинов. Сбор и подготовка материалов для школьных музеев и предметных кабинетов.
Проектная деятельность «Моя семья в истории Великой Отечественной войны» (10 часов). Городец и Великая Отечественная война. ВОВ в судьбах городчан. Сбор информации. Написание работ. Составление электронных презентаций.
Записи историко-краеведческих наблюдений (8 часов).
Ведение дневника. Необходимость фиксации наблюдений. Точность и историческая достоверность записей. Правила фиксирования исторических событий. Работа в фондах музеев, архивах и библиотеках. Снятие копий с документов. Хранение документов и обращение с ними. Специальный дневник для записей исторических сведений (в отличие от бытового дневника) и порядок его ведения.
Практические занятия. Знакомство с краеведческими объектами. Фиксирование исторических событий. Запись воспоминаний. Работа с первоисточниками. Ведение специального дневника. Каталоги и работа с ними.
Организация и проведение путешествия (6 часов).
Гигиена туриста. Самоконтроль и первая доврачебная помощь в походе. «Инструкция по организации и проведению походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ». Определение цели и района путешествия. Комплектование группы и распределение обязанностей. Разработка маршрута, составление схемы маршрута и графика движения. Смета путешествия. Групповое и личное снаряжение. Продукты питания. Укладка рюкзака. Оформление путевых документов. Порядок движения на маршруте, обязанности направляющего и замыкающего. Порядок движения по дорогам с интенсивным движением транспорта. Режим дня. Организация бивака. Костры, приготовление пищи на костре. Сушка одежды и обуви. Возможные естественные препятствия и способы их преодоления. Обеспечение безопасности в путешествии. Предупреждение потертостей, теплового и солнечного удара, обморожений. Порядок и правила первой доврачебной помощи в походах при ожогах, кровотечении, растяжении связок, вывихах, переломах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях. Наложение повязок. Искусственное дыхание. Транспортировка заболевшего. Состав медицинской аптечки для однодневных походов и путешествий. Подготовка санитаров и их обязанности.
Практические занятия. Подготовка к походу. Определение цели похода. Подготовка схемы. Смета похода. Изготовление необходимого снаряжения. Практическая проверка знаний и отработка туристских навыков в походе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ИСТОРИКИ – КРАЕВЕДЫ».
2 год обучения
№п\п | Наименование темы | Количество часов | ||
всего | теоретические занятия | Практические занятия | ||
1. | Подведение итогов летнего путешествия | 16 | 7 | 9 |
2. | Туристско-краеведческие возможности родного края | 16 | 4 | 12 |
3. | Охрана природы | 12 | 6 | 6 |
4. | Комплексное изучение родного края | 34 | 18 | 16 |
5. | Историческое краеведение | 30 | 10 | 20 |
6. | Изучение археологического наследия | 10 | 2 | 8 |
7. | Памятники истории и культуры | 14 | 4 | 10 |
8. | Изучение памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью писателей, художников, скульпторов, архитекторов | 20 | 5 | 15 |
9. | Записи историко-краеведческих наблюдений. Ведение дневника | 10 | 2 | 8 |
10. | Организация и проведение путешествия. Гигиена туриста. Самоконтроль и первая доврачебная помощь в путешествии | 21 | 3 | 18 |
11. | Подведение итогов путешествия | 15 | - | 15 |
12. | Работа школьного краеведческого музея | 20 | 4 | 16 |
13. | Путешествие (экспедиция) | - | - | - |
ИТОГО | 216 | 54 | 162 |
Подведение итогов летнего путешествия (экспедиции). Итоги летнего путешествия (экспедиции). Связь со школьной программой. Изготовление наглядных пособий для школьного музея и предметных кабинетов. Паспортизация маршрутов и памятников истории и культуры. Организация выставки лучших работ. Пропаганда работы экспедиции.
Практические занятия. Составление отчетов о путешествии. Оформление паспортов маршрутов путешествий и памятников истории и культуры. Изготовление наглядных пособий для предметных кабинетов. Подготовка материалов, собранных в экспедиции, для передачи в школьный музей. Оформление отчетной выставки. Выступление с отчетом о работе в школе, организации, давшей задание. Оформление отчетных документов.
Туристско-краеведческие возможности родного края.
Выбор района путешествия (экспедиции). Определение тематики путешествия и экскурсионных объектов. Краеведческая и специальная литература по избранному маршруту.
Практические занятия. Составление схем маршрутов походов, путешествий, экскурсий и экспедиций по родному краю. Выбор экскурсионных и исторических объектов. Получение заданий и разработка маршрутов историко-краеведческих экспедиций.
Охрана природы. Закон об охране природы. Участие школьников в мероприятиях по охране природы, ее рациональному использованию и защите от загрязнения окружающей среды. Пропаганда природоохранительных знаний.
Практические занятия. Выполнение заданий туристско-краеведческой экспедиции школьников «Отечество» по направлению «К тайнам природы», заданий общества охраны природы и Министерства мелиорации и водного хозяйства. Выполнение заданий «Рекам — чистую воду». Шефство над лесопарками, работа в лесничествах, охотхозяйствах, заповедниках и заказниках. Участие в лесопосадках и уход за ними.
Комплексное изучение родного края. История края. Родной край в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Центр родного края и его история. История фабрик, заводов. Выдающиеся люди края — герои революции, войны и труда. История школы. Памятные места края. Использование краеведческого материала на уроках.
Практические занятия. Походы, путешествия, экскурсии и экспедиции по родному краю. Выполнение заданий Всероссийской туристско-краеведческой программы школьников «Отечество». Изучение экономики и культуры. Съемка местности. Знакомство с памятными местами района, описание, фотографирование, зарисовка этих мест. Паспортизация памятников. Сбор материалов для предметных кабинетов и школьных музеев. Встречи с представителями науки и культуры, героями труда — работниками промышленности и сельского хозяйства.
Историческое краеведение. Школьное краеведение и его разделы: программное и непрограммное. Особенность школьного краеведения и его задачи. Краеведение и туризм. Краеведческие объекты как источник изучения родного края. Использование данных исторического краеведения в воспитательной работе и на уроках. Историческое краеведение и источниковедение.
Практические занятия. Знакомство с краеведческими и историческими объектами, их паспортизация, фотографирование и зарисовка. Подготовка пособий для предметных кабинетов и материалов для школьных музеев.
Изучение археологического наследия. Советская археология. Поселения и погребения как археологические объекты. Археологическая разведка и раскопки. Правила и порядок работы археологов. Обработка археологических материалов. Использование археологических материалов на уроках.
Практические занятия. Знакомство с археологическими объектами. Археологические исследования — полевые и камеральные. Участие в археологических раскопках. Подготовка схем раскопок. Оформление «открытых листов» — разрешений специальных органов на право раскопок и разведок археологических объектов. Обработка археологических материалов. Определение возраста памятника. Использование археологического материала в школьном музее и предметном кабинете.
Памятники истории и культуры. Памятники истории и культуры и их значение: научное, историческое, художественное. Виды памятников: археологические, исторические, документальные (акты органов государственной власти, другие письменные и графические документы, древние и иные рукописи и архивы, фольклор, музыка, редкие печатные издания), историко-революционные памятники. Памятники трудовой славы. Памятники культуры. Монументы. Народное творчество. Памятники истории и культуры — всенародное достояние. Охрана и использование памятников истории и культуры. Поисковая работа школьников. Обеспечение сохранности памятников истории и культуры, рациональное их использование. Памятники истории и культуры в краеведческой работе. Использование на уроках памятников истории и культуры родного края.
Практические занятия. Выявление памятников истории и культуры, их паспортизация, фотографирование, зарисовка. Выполнение заданий Общества охраны памятников истории и культуры.
Изучение памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью ученых, писателей, художников, скульпторов, архитекторов.
Памятные места, связанные с жизнью и деятельностью ученых, писателей, художников, скульпторов, архитекторов, и их значение в изучении культурной сокровищницы народа. Мемориальные музеи-заповедники. Музеи-квартиры. Художественные музеи и галереи. Памятники архитектуры. Деревянное зодчество. Гражданские постройки. Памятники советской архитектуры. Монументы. Садово-парковое искусство. Изучение и охрана памятников.
Практические занятия. Знакомство с памятными местами, Фотографирование, зарисовка и описание этих мест. Встречи с представителями науки, писателями, художниками, скульпторами, архитекторами, запись их воспоминаний. Выполнение заданий Всероссийской туристско-краеведческой экспедиции школьников «Отечество». Оформление материалов для школьных музеев и предметных кабинетов.
Записи историко-краеведческих наблюдений. Ведение дневника. Фиксирование исторических событий. Изучение литературы— специальной и художественной. Беседы с очевидцами и запись их воспоминаний. Использование технических средств: магнитофонов, диктофонов. Работа в фондах музеев, архивах и библиотеках. Снятие копий с документов. Хранение документов и обращение с ними. Специальный дневник для записей исторических сведений (в отличие от бытового дневника) и порядок его ведения.
Практические занятия. Знакомство с краеведческими объектами. Способы фиксирования исторических событий. Запись воспоминаний. Магнитофонные записи и их расшифровка. Работа с первоисточниками. Ведение специального дневника. Каталоги и работа с ними. Работа в фондах музеев.
Организация и проведение путешествия. Гигиена туриста, Самоконтроль и первая доврачебная помощь в путешествии. Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ. Определение цели и района путешествия. Комплектование группы. Распределение обязанностей с учетом опыта прошедшего сезона. Разработка маршрута, схемы маршрута и графика движения. Смета путешествия. Групповое и личное снаряжение. Продукты питания. Укладка рюкзака. Оформление путевых документов. Порядок движения на маршруте. Режим дня. Приготовление пищи. Дневки, разбивка бивака. Выполнение экспедиционных заданий. Естественные препятствия и способ их преодоления. Обеспечение безопасности в путешествии. Предупреждение потертостей, теплового и солнечного ударов, обморожений. Первая доврачебная помощь в походе при ожогах, кровотечении, растяжении связок, вывихах, переломах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях. Наложение повязок и шины. Искусственное дыхание. Транспортировка заболевшего. Состав медицинской аптечки для многодневных походов и путешествий. Подготовка санитаров и их обязанности.
Практические занятия. Подготовка к походу. Определение цели похода. Подготовка схемы. Смета похода. Подбор и изготовление необходимого снаряжения. Практическая проверка знаний кружковцев и выработка туристских навыков в походе.
Подведение итогов путешествия. Оформление дневниковых записей, сверка собранных материалов с опубликованными источниками. Проверка фактов и дат. Консультации со специалистами. Оформление результатов практических работ кружка. Состав фотоальбома. Изготовление наглядных пособий для школьного кабинета истории. Изготовление стендов (экспонатов) для школьных музеев и предметных кабинетов. Отчет перед организацией, давшей задание на путешествие (экспедицию). Пропаганда похода среди ребят.
Практические занятия. Подведение итогов путешествия. Оформление стендов и альбомов. Изготовление наглядных пособий для школьных музеев и предметных кабинетов. Итоговая выставка, вечер. Отчет перед организациями, давшими задание.
Работа школьного краеведческого музея. Положение о школьном музее. Профиль музея, его размещение. Экспозиция музея. Тематика экспонатов. Составление аннотаций. Паспорта к экспонатам. Оформление текстов. Путеводители и каталоги. Фонды музея и их значение. Правила отбора, учета, хранения и консервации экспонатов. Разработка текстов экскурсий — обзорной и тематической. Урок (фрагмент урока) в музее. Подготовка экскурсоводов и порядок их работы. Массовая работа музея. Связь с государственным (народным) музеем. Паспортизация школьных музеев, присвоение звания «Школьный музей». Всероссийский смотр работы школьных музеев. Условия смотра, подтверждение звания «Школьный музей». Массовая работа школьного музея в микрорайоне школы. Типовое положение о музее, работающем на общественных началах.
Практические занятия. Сбор материалов для музея в туристских походах и путешествиях. Экспозиция музея. Составление тематико-экспозиционного плана. Фонды музея. Правила отбора, учета, хранения и консервации экспонатов Подготовка экскурсоводов. Составление текста обзорной и тематических экскурсий. Сменные выставки. Уроки в музее.
Путешествие (экспедиция). Во время экспедиции практически отрабатываются навыки и умения, полученные на занятиях кружка.
Учебно-тематический план
3 год обучения
«Драгоценное наследие»
№ | Наименование тем разделов | Кол-во часов. Всего: | теория | практика |
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
2. | Народные промыслы Городецкого района. Городец и городецкая роспись. Золотное шитье. | 16 | 10 | 6 |
3. | Архитектура Городца 19 века. Деревянное зодчество. | 10 | 3 | 7 |
4. | Легенды Городецкой земли. | 20 | 5 | 15 |
5. | Игрушки нашего края. Городецкая игрушка. Ермиловская игрушка. | 8 | 2 | 6 |
6. | Духовное наследие. Храмы Городца. | 10 | 3 | 7 |
7. | Памятные места в честь благоверного князя А.Невского. | 9 | 2 | 7 |
8. | Центры промыслов и ремесел на городецкой земле. Гончарное производство. | 10 | 2 | 8 |
9. | Промыслы Нижегородского края. | 2 | 2 | - |
10. | Городец на литературно-художественной карте. | 12 | 6 | 6 |
11. | Организация краеведческих экспедиций. | 41 | 2 | 39 |
12. | Экскурсионная работа. | 36 | 6 | 30 |
13. | Современный Городец | 38 | 18 | 20 |
14. | Итоговое занятие. | 2 | 2 | - |
Итого: 216 часов.
3 год обучения. Содержание учебно-тематического плана.
1. Вводное занятие. Цели и задачи. Инструктаж по технике безопасности.
2. Народные промыслы Городецкого района. Истоки городецкой росписи. Виды и направления развития промыслов края. Золотное шитье.
Практическое занятие. Экскурсия на фабрику «Городецкая роспись» и строчевышивальную фабрику.
3. Архитектура Городца 19 – нач.20 в. в. Архитектура домов по улицам А.Рублева и Купеческая. Элементы украшения дома. Стиль постройки.
Деревянное зодчество. Мифологические существа: птица-сирин, берегиня, алконост, грифон. Тип застройки дома: четырехстенок, пятистенок.
Практическое занятие. Экскурсия по старым улицам. Составление презентации «Деревянное кружево старого города».
4.Легенды Городецкой земли. Предание о городецкой росписи.
Хозяйка Пановых гор. Гора Ши-Хан. Легенда о Свято озере.
Практическое занятие. Мини –экспедиция «По следам преданий»
5.Игрушки нашего края. Деревянная городецкая игрушка. Жбанниковская свистулька. Ермиловская игрушка.
Практическое занятие. Экскурсия в детский музей на Купеческой.
6.Духовное наследие. Храмы Городца. Михайло-Архангельский собор. Покровская церковь. Спасский храм. Феодоровская церковь. Троицкий собор. Старообрядческая церковь
Практическое занятие. Экскурсия «Храмы города», подготовка презентации.
7. Памятные места в честь благоверного князя А. Невского. История названия улицы А.Невского. Мемориал.Памятник А.Невскому. Поклонный камень. Поклонный крест.
Практическое занятие. Экскурсия по местам, связанным с именем А.Невского.
8. Центры промыслов и ремесел на Городецкой земле. д.Смиркино. – центр гончарного производства, д.Жбанниково - центр жбанниковской игрушки, д.Воронино и Зарубино - ткачество и лозоплетение.
Практическое занятие. Мастер-класс по изготовлению жбанниковской свистульке.
9. Промыслы Нижегородского края. Хохломская роспись. Игрушка Полох-Майдана. Металлическое производство Павлово. Глиняная игрушка Растяпино. Кожевенные заводы Богородска. Льняное производство Чкаловска.
Практическое занятие. Игра «Узнай роспись».
10.Городец на литературно-художественной карте. Яхонтов - создатель театра одного актера в в Москве. И. Г. Блинов – изограф-самоучка.
Е. Расторгуев – самобытный художник. Современные художники.
Практическое занятие. Просмотр и анализ иллюстраций картин художников.
11.Экскурсионная работа. Разработка маршрута экскурсии.
Практическое занятие. Проведение экскурсии, анализ структуры экскурсии.
12.Современный Городец. Экономическое и культурное развитие города. Развитие музейного дела и туризма.
13. Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за год.
4 год обучения
«Юный экскурсовод».
Учебно-тематический план.
№ | Наименование тем разделов | Кол-во часов. Всего: | теория | практика |
1. | История музейного дела в России. | 10 | 4 | 6 |
2. | Основы теории и организации музейного дела. | 8 | 2 | 6 |
3. | Сущность и специфические особенности школьного музея. | 8 | 2 | 6 |
4. | Фонды музея. Научная организация фондовой работы. | 10 | 4 | 6 |
5. | Собирательская поисковая работа. | 30 | 4 | 26 |
6. | Учет и хранение фондов. | 12 | 4 | 8 |
7. | Экспозиционная работа. | 20 | 4 | 16 |
8. | Культурно-массовая работа. | 12 | 4 | 8 |
9. | Подготовка музейной экскурсии,в т.ч. подтемы :
экскурсоводов. | 12 5 16 6 14 10 12 15 | 2 1 4 2 4 4 2 3
| 10 4 12 4 10 6 10 12 |
10. | Подготовка и проведение экскурсий по городу и памятным местам. | 16 | 4 | 12 |
Итого: 216 часов. 54 162
4 год обучения. Содержание учебно-тематического плана.
1.История музейного дела в России.
Начало коллекционирования древностей. Петр 1 и его кунсткамера, Эрмитаж. Помещичьи собрания памятников искусства и древности в ХУ111-Х1Х вв. Научные общества и музеи в Х1Х веке. Создание крупных публичных музеев. Возникновение отечественной теории и методики музейного дела. Охрана и пропаганда памятников истории и культуры. Ведущие музеи страны.
Практические занятия.
Знакомство по литературе, кино - фотоматериалам, в ходе экскурсий с музеями разных профилей; беседа с сотрудником местного музея об истории музея, формировании его коллекций; проведение викторины по музеям нашей страны.
2.Основы теории и организации музейного дела.
Общественно-научная сущность музея. Социальные функции музея. Музей и краеведение. Памятниковая основа, предметность и наглядность в музее. Принцип тематичности в экспозиционной, собирательской и массовой работе. Единство и взаимосвязь всех видов музейной деятельности. Тип и профиль музея. Музейная сеть России. Музеи на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с общественными. Положение о школьном музее.
Практические занятия.
Знакомство с местными государственными, заводскими, колхозными музеями; экскурсии по экспозиции, встречи с работниками музеев.
3.Сущность и специфические особенности школьного музея.
Школьный музей как центр обучения и воспитания в школе.
Соответствие содержания работы музея программным требованиям, краеведческому принципу обучения. Школьный музей и другие формы внеклассной работы. Прямая связь деятельности музея с развитием и направленностью туристско-краеведческой работы в школе. Самодеятельный характер организации школьного музея. Особенности в использовании музейных форм работы. Предметность и наглядность в школьном музее. Разнотемность и мобильность экспозиции. Профили школьных музеев.
Практические занятия.
Знакомство с организацией и содержанием туристско-краеведческой работы в школе, с организацией, тематикой и основными направлениями деятельности школьного музея; посещение с той же целью соседских школьных музеев.
4.Фонды музеев.
Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно-вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея. Виды фондовой работы. Изучение фондов как основа всех направлений музейной деятельности. Научное определение , классификация и систематизация, интерпретация музейных предметов. Организация фондовой работы в школьном музее.
Практические занятия.
Изучение законодательных и нормативных документов о Музейном фонде России, о порядке сбора, учета и хранения музейных предметов; знакомство с составом и структурой фондов школьного музея, вычерчивание соответствующих схем; знакомство с приемами определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием составленных схем; определителей и каталогов музейных коллекций.
5.Собирательская /поисковая / работа.
Задачи поисковой работы, связь с профилем и тематикой музея, с содержанием массовых туристско-краеведческих мероприятий .основные формы: походы, экспедиции, текущее комплектование, переписка. Плановость, целенаправленность, научная и техническая подготовка поиска. Методика сбора и фиксации материалов. Оформление задания. Инструктивные требования к организации и проведению походов учащихся.
Практические занятия.
Разработка и проведение поиска по конкретной, достаточно узкой теме с использованием форм текущего комплектования и целевого двухдневнего похода.
6.Учет и хранение фондов.
Задачи учетно - хранительской работы. Инвентарная книга. Шифровка. Прием и выдача предметов. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах.
Практические занятия.
Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции.
7.Экспозиционная работа.
Идейный замысел и тематическая структура экспозиции. Тематико-хронологический метод – основной метод построения экспозиции. Тематико-экспозиционной комплекс, его содержание и значение в экспозиции. Роль и место подлинных и научно-вспомогательных материалов. Пояснительные тексты. Порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление тематико-экспозиционного плана, разработка проекта художественного оформления, обсуждение и утверждение плана и проекта, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж. Постоянная экспозиция и временная выставка. Выставка-передвижка и ее особенности.
Практические занятия.
Анализ содержания, приемов построения и оформления экспозиции школьного музея по отдельным разделам и комплексам; научная разработка и построение стационарной выставки по теме проведенного поиска с последовательной отработкой этапов и приемов экспозиционной работы; создание параллельно выставки-передвижки.
8.Культурно-массовая и политико-воспитательная работа на базе школьного музея.
Основные требования: высокий идейно-теоретический и методический уровень, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников мероприятий, опора на экспозицию, материалы и актив музея. Основные формы проведения: экскурсии, лекции, беседы, встречи , слеты ветеранов, конференции, линейки, литературно-исторические композиции, викторины, конкурсы. Организация мероприятий. Особенности работы с местным населением.
Практические занятия.
Знакомство с постановкой массовой работы школьного музея, участие в проведении нескольких плановых мероприятий; самостоятельная подготовка и проведение одного массового мероприятия с использованием созданной выставки.
9.Подготовка музейной экскурсии. Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.
Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики: целенаправленность, тематичность, научность, логическая и хронологическая последовательность, доступность, наглядность и конкретность. Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы. Учет образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. Пути использования экскурсий в учебной, политико-воспитательной и культурно-просветительной работе школы. Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.
Практические занятия.
Прослушивание тем экскурсий разных типов (по городу, в музее, по памятным местам), беседа с методистом государственного музея или городского экскурсионного бюро о работе экскурсовода; изучение тематики экскурсий в школьном музее; встреча с руководителем и экскурсоводами музея; прослушивание экскурсий по разным темам; составление своего варианта тематики экскурсий.
Тема и цель экскурсии.
Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции целеустановки, ее определяющая роль в разработке экскурсии.
Практические занятия.
Распределение нескольких экскурсионных тем между кружковцами и прослушивание тем этих экскурсий в музее; составление примерного плана каждой экскурсии, определение целеустановки.
Изучение темы экскурсии.
Составление библиографии по теме экскурсий. Порядок изучения литературы, источников и экспонатов. Отбор и систематизация необходимых сведений и фактов. Выделение отдельных цифр, цитат, стихотворений, выдержек из документов. Работа с мемуарной литературой, экспедиционными дневниками, записями воспоминаний и письмами. Проверка достоверности этого материала. Детальное изучение экспонатов, выявление их истории и содержания.
Практические занятия. (проводятся в библиотеке, фондах и экспозиции музея).
Изучение и анализ литературы и источников по выбранным экскурсионным темам в соответствии с рекомендованной схемой; составление летописи основных событий, картотеки экспонатов по каждой теме, запись полученных сведений на карточки экспонатов и в блокнот экскурсовода; заслушивание рассказов кружковцев об отдельных событиях и экспонатах.
Отбор экспонатов и составление маршрута.
Выделение подтем и отдельных вопросов темы, их логическая и хронологическая последовательность и взаимосвязь. Отбор соответствующих экспонатов. Критерии отбора. Особенности отбора экспонатов в экскурсиях разных видов. Создание и оформление маршрута экскурсии.
Практические занятия.
Окончательная формулировка и запись темы и цели каждой подготавливаемой экскурсии; составление тематического плана экскурсии с учетом тематического плана соответствующего раздела экспозиции; отбор экспонатов с группировкой по подтемам и вопросам экскурсии, расстановка карточек экспонатов в соответствии с проделанным отбором экспонатов; запись маршрута экскурсии, вычерчивание графика движения.
Работа над содержанием экскурсии.
Структура экскурсии. Вступительная беседа, ее содержание, план и порядок проведения. Основная часть экскурсии. Отработка маршрута в соответствии с тематико-хронологическим принципом и целеустановкой. Определение содержания подтем и отдельных вопросов экскурсии применительно к группам отобранных экспонатов. Соразмерность отдельных частей содержания. Полноценность раскрытия отдельных вопросов и учет времени. Логические переходы, их варианты. Система выводов и обобщений в экскурсии. Заключительная беседа, ее содержание и порядок проведения.
Практические занятия.
Прослушивание тематической экскурсии в государственном музее с заданием установить структуру экскурсии, содержание отдельных частей, вычертить маршрут движения; составление вступительной и заключительной бесед к подготавливаемым в школьном музее экскурсиям; отработка порядка показа и составление рассказа по тематическим группам экспонатов; формулировка и запись выводов; хронометраж рассказа по подтемам и вопросам; заслушивание и обсуждение отдельных частей экскурсий.
Экскурсионные методы и приемы.
Взаимодействие методов экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и мысленной реконструкции. Метод рассказа. Требования к языку экскурсовода. Прием цитирования в рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использования. Моторный метод, ограниченность его применения в музейной экскурсии.
Практические занятия.
Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы экспонатов, констатации фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий; составление вопросника и проведение тематической беседы входе экскурсии.
Отработка и сдача экскурсии.
Работа на экспозиции по овладению маршрутом, содержанием и методикой проведения экскурсий. Определение и применение целесообразных для каждой конкретной экскурсии методов и приемов. Запись экскурсий. Развернутый план или индивидуальный текст экскурсии.
Практические занятия.
Индивидуальная и коллективная отработка маршрута, содержания, методов и приемов проведения каждой экскурсии; составление текстов экскурсий; прослушивание и обсуждение всех подготовительных экскурсий, проведение пробных групп.
Дальнейшее совершенствование экскурсии и мастерства экскурсовода.
Учет замечаний и предложений приемной комиссии. Углубленное изучение темы. Прослушивание других экскурсоводов-однотемников. Учет активности и заинтересованности группы в ходе экскурсии. Составление методической разработки экскурсии. Форма методической разработки, ее место и роль в подготовке экскурсии. Школа юного экскурсовода. Конкурсы, взаимо-прослушивания, рецензирование экскурсий товарищей.
Связь с экскурсионными отделами государственных музеев и городским экскурсионным бюро.
Практические занятия.
Доработка и совершенствование экскурсий с учетом замечаний и предложений комиссии, бесед с экскурсантами; составление методических разработок; проведение взаимопрослушивания экскурсоводов с написанием письменных рецензий, совещаний однотемников; составление условий и программы конкурса экскурсоводов музея; изучение восприятия экскурсантами проводимых экскурсий путем анкетирования, наблюдения и устного опроса.
10.Подготовка и проведение экскурсии по городу и памятным местам.
История города как предмет экскурсионного изучения. Объекты городской экскурсии, их классификация. Памятники истории и культуры, их идейно-эмоциональное воздействие, познавательное и эмоциональное значение. Экскурсионные элементы в походах по местам революционной, боевой и трудовой славы русского народа. Особенности методики проведения городской экскурсии . Требования к маршруту. Роль моторного метода. Приемы показа памятных мест, исторических объектов, произведений искусства. Методика подготовки и проведения комплексной экскурсии. Особенности проведения экскурсии в пределах микрорайона.
Практические занятия.
Прослушивание одной-двух городских экскурсий с обсуждением и разбором специфических особенностей этих экскурсий; подготовка и проведение экскурсии по микрорайону.
Литература.
- Адрианов Ю. А. Культура в ретроспективе : события, имена, традиции. /В.А. Шамшурин/-ГИПП «Нижполиграф» 1994г.-64с.
- Адрианов Ю. А. Китежская Русь; Стихи о Нижегородском Заволжье. /Ю.А. Адрианов/-Н.Новгород, 2000г-60с.
- Баканина Ф.М. Заповедные места Нижегородской области /Ф.М. Банина, Е.В. Лунина. / -Н.Новгород: ВВКИ,1991.-264с.
- География Нижегородской области. Учебное пособие.- Н.Новгород: Волговятское кн. изд-во, 1991.-207с.
- Камерилова Г.С. Географический атлас Нижегородской области-Н.Новгород: Верхневолжское АГП 2005г.
- Кулинич Г.С. География Нижегородской области. Учебное пособие /В.В. Николина/-Н.Новгород: ВВКИ 1991г.
- Климова Л.А. Сказания, легенды, предания Городской земли-г. Городец: Джессика, 1996г.
- Кузнецов Е.В. Нижегородский край в документах, рассказах, мнениях. Хрестоматия /Б.И. Гудков/- М.1992г.
- Мельников П.И. В лесах. /П.И. Мельников/- М.: Сов. Россия, 1986г.
- Наш край. /Гл. ред. И.А. Щеглов/-Н.Новгород: изд-во “Нижегородская ярмарка”, 1997-432с.
- Терентьев А.А. Климат конца 20 в. В средней полосе Нижегородской области. /А.А. Терентьев, В.И. Колтунин/-Н.Новгород: Из-во Вектор-ТИС,2004-374с.
- Чуянов С. Городецкие Праздники- Н.Новгород. Арника, 1995.
- Хобибулина Р.Д. Вода и ее значение. Методическое пособие для учителей и педагогов дополнительного образования детей /Л.А. Хобибулина/- Н.Новгород 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"
N 03-83 от 08 февраля 2011 г. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования О рекомендациях по аттестации педагогических ...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»
Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...
Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ
Данная методическая разработка содержит основные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, нормативно-правовые основы проектирования ДООП....