Мастер-класс "Передача данных"
методическая разработка по теме

Малеева Нина Геннадьевна

Мастер-класс предназначен для педагогов, но его можно проводить и с обучающимися как занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс.

«Передача данных».

Малеева Н. Г., учитель математики и информатики МБОУ «Новосёловская СОШ».

Цель: для участников – изучение свойств передачи данных; для педагога – показать элементы обогащающей модели обучения.

Задачи: активно привлекать прошлый опыт участников для усвоения нового; ориентировать на самостоятельную формулировку свойств; формировать умение видеть собственные ошибки, выяснять их причины, предупреждать появление ошибок; развивать культуру взаимоотношений в группе.

Форма проведения: работа в группах с элементами игры.

Место проведения: классная комната, актовый зал.

План проведения: 1. Орг. момент

                                  2. Актуализация знаний

                                  3. Изучение нового

                                  4. Работа в группах с элементами игры

                                  5. Обсуждение результатов

                                  6. Рефлексия

                                  7. Подведение итогов

Оборудование: магнитная доска, магниты, маркеры, песочные часы, листы формата А4, карточки с номерами групп, указка.

Организация пространства: парты, стоящие в отдалении друг от друга для участников; стулья, стол для педагога.

ХОД РАБОТЫ:

Этап урока

Содержание этапа

1. Организационный момент

Приветствие.

Педагог: Добрый день всем, присутствующим в этом зале. Я рада приветствовать вас всех на своём мастер - классе.

2. Актуализация знаний

«Мозговой штурм».

Педагог: Тема нашего занятия «Передача данных» (заранее записана на доске). Назовите слова, которые ассоциируются у вас с этим понятием (педагог фиксирует все названные слова на доске).

3. Изучение нового

Педагог: Все слова, записанные на доске можно объединить одним понятием «способы передачи данных», где ключевым словом является информация. Любая передача данных состоит из четырех компонентов: источник данных, сообщение, канал передачи данных, приемник данных. Взаимодействие этих компонентов и их роль при передаче информации мы сегодня увидим на данном занятии и выделим характерные свойства.

4. Работа в группах с элементами игры

А) Объяснение правил игры.

Педагог: Для этого проведем с вами небольшую игру, смоделируем процесс передачи данных через канал связи. Помните детскую игру «Глухой телефон?». В основе нашей игры будет тот же принцип, только информация у нас будет не слуховая, а зрительная. Разделимся на три группы, каждая из которых по отношению к себе будет являться источником данных, остальные группы по отношению к вам будут являться каналом передачи данных, преемником - буду я. Сообщение вы будете передавать на листах, которые лежат у вас на столах с определенной нумерацией: первая цифра – номер группы, вторая цифра – номер листа. Если правила понятны, то я даю задание.

Б) Проведение игры.

Педагог: За 1 минуту на листе 1 нарисовать любое фантастическое животное.

В данной ситуации считаю этот игровой приём наиболее уместным.

          По истечению времени педагог собирает рисунки и передает их «по кругу». Участникам дается несколько секунд на то, чтобы рассмотреть и запомнить данный рисунок. Только рассмотреть и запомнить. Затем педагог собирает рисунки и дает задание.

Педагог: на листе 2 за 1 минуту воспроизвести тот рисунок, который вы только что рассматривали.

Самостоятельная работа основана на субъективном опыте участников – все в детстве играли в игру «Глухой телефон».

          После этого педагог собирает листы номер 2 и опять передает их «по кругу». Опять дается несколько секунд для запоминания рисунка и 1 минута на его воспроизведение по памяти на листе номер 3.

Для выполнения упражнения сознательно не стала уточнять задание. С какой целью? Увидим позже.

В результате каждый рисунок совершает «полный круг» по все группам.

5. Обсуждение результатов

Самостоятельная формулировка выводов.

          Участникам вывешивается все три комплекта рисунков, данный этап урока посвящен обсуждению полученных рисунков.

Педагог: Какие рисунки больше похожи?

          Участники должны сами подойти к выводу и сформулировать их, которые и будут являться свойствами передачи данных.

6. Рефлексия

Беседа.

Педагог: Какое открытие мы сегодня сделали? Чему на ваш взгляд вы научились? Какое значение это имеет в жизни?

Не хотите что-нибудь добавить?

Педагог: Возможно ли использование данного метода работы в вашей дальнейшей педагогической деятельности?

7. Подведение итогов

Для получения точной информации, истины всегда нужно обращаться к первоисточнику: книге или компетентному человеку.

Педагог: Я буду рада, если этот маленький фрагмент моего опыта кому-то показался интересным. Но и я получила сейчас новый опыт. Игорь Губерман сказал:

Признаться в этом странно мне, поскольку мало в этом чести, но я с собой наедине глупей, чем если с кем-то вместе.

Я благодарна вам за то, что сегодня была с вами вместе. Спасибо.

Самоанализ мастер - класса «Передача данных».

Малеева Н. Г. Учитель математики и информатики МБОУ «Новосёловская СОШ».

Учителя формируют многие факторы:

  1. коллеги – у них всегда есть чему поучиться;
  2. дети – для меня это вечный двигатель поиска моей профессиональной индивидуальности;
  3. а ещё – учебные программы, которые мы выбираем для своей работы.

Перефразируя мудреца, можно сказать: «Скажи, по какой программе ты работаешь, и я скажу, кто ты».

Так случилось в моей жизни, что я начала свой педагогический путь с МПИ - проекта.

Уверена, что это дало мне возможность понять главное – ради чего я каждое утро встаю перед классом и начинаю новую тему: знания ради жизни, ради развития. Если ребёнок не видит значимости новых знаний, он потеряет их в жизни.

Свой мастер – класс я провела по теме «Передача данных». Моя задача дать участникам следующие знания:

  1. сообщение всегда передаётся через канал;
  2. при продвижении сообщения по каналу на него действуют помехи (в сообщении возникают искажения);
  3. раз возникнув, искажения уже не исчезают и могут только усиливаться;
  4. чем длиннее канал передачи данных, тем сильнее будут искажения.

Эта задача реализовалась в обогащающей модели обучения в рамках МПИ - проекта.

Участники не только усвоили учебное содержание, но и поняли, какое значение оно имеет в жизни.

Парная работа позволила активизировать участников мастер – класса и обогатила их обменом субъективного опыта, сотрудничества.

Моя позиция здесь была тьюторская (я организую, направляю, консультирую, но не даю готовых знаний).

Выводы участники делают сами.

В целом у меня с моими помощниками сложилось взаимопонимание. Надеюсь, что МПИ - проект заинтересует многих коллег, потому что он стоит того.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по информатике и ИКТ для оценки уровня сформированности предметных компетенций учащихся при изучении темы «Создание табличной базы данных. Отбор и сортировка данных»

Представленные тестовые задания содержат 6 вариантов по 5 заданий в каждом. Задания отражают вопросы, которые изучаются в базовом курсе информатики и ИКТ УМК Макаровой Н.В., что позволяет использовать...

Ввод данных. Типы данных. Действия над ячейками. Форматирование таблицы.

план-конспект урока по теме:"Ввод данных. Типы данных. Действия над ячейками. Форматирование таблицы. "...

Геометрия 7 класс. Построение отрезка, равного данному. Построение угла, равного данному

Конспект урока по геометрии в 7 классе на тему: "Построения с помощью циркуля и линейки. Построение отрезка, равного данному. Построение угла, равного данному....

Представление об организации баз данных и системах управления базами данных

В данной презентации содержится теоретический материал для формирования у учащихся представления об организации баз данных и системах управления базами данных на примере программы MS Acce...

База данных. Системы управления базами данных

Изучение баз данных, табличных баз данных, системы управления базами данных....

Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком. Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных.

Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком....