Мастер-класс "Передача данных"
методическая разработка по теме
Мастер-класс предназначен для педагогов, но его можно проводить и с обучающимися как занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс.
«Передача данных».
Малеева Н. Г., учитель математики и информатики МБОУ «Новосёловская СОШ».
Цель: для участников – изучение свойств передачи данных; для педагога – показать элементы обогащающей модели обучения.
Задачи: активно привлекать прошлый опыт участников для усвоения нового; ориентировать на самостоятельную формулировку свойств; формировать умение видеть собственные ошибки, выяснять их причины, предупреждать появление ошибок; развивать культуру взаимоотношений в группе.
Форма проведения: работа в группах с элементами игры.
Место проведения: классная комната, актовый зал.
План проведения: 1. Орг. момент
2. Актуализация знаний
3. Изучение нового
4. Работа в группах с элементами игры
5. Обсуждение результатов
6. Рефлексия
7. Подведение итогов
Оборудование: магнитная доска, магниты, маркеры, песочные часы, листы формата А4, карточки с номерами групп, указка.
Организация пространства: парты, стоящие в отдалении друг от друга для участников; стулья, стол для педагога.
ХОД РАБОТЫ:
Этап урока | Содержание этапа |
1. Организационный момент | Приветствие. Педагог: Добрый день всем, присутствующим в этом зале. Я рада приветствовать вас всех на своём мастер - классе. |
2. Актуализация знаний | «Мозговой штурм». Педагог: Тема нашего занятия «Передача данных» (заранее записана на доске). Назовите слова, которые ассоциируются у вас с этим понятием (педагог фиксирует все названные слова на доске). |
3. Изучение нового | Педагог: Все слова, записанные на доске можно объединить одним понятием «способы передачи данных», где ключевым словом является информация. Любая передача данных состоит из четырех компонентов: источник данных, сообщение, канал передачи данных, приемник данных. Взаимодействие этих компонентов и их роль при передаче информации мы сегодня увидим на данном занятии и выделим характерные свойства. |
4. Работа в группах с элементами игры | А) Объяснение правил игры. Педагог: Для этого проведем с вами небольшую игру, смоделируем процесс передачи данных через канал связи. Помните детскую игру «Глухой телефон?». В основе нашей игры будет тот же принцип, только информация у нас будет не слуховая, а зрительная. Разделимся на три группы, каждая из которых по отношению к себе будет являться источником данных, остальные группы по отношению к вам будут являться каналом передачи данных, преемником - буду я. Сообщение вы будете передавать на листах, которые лежат у вас на столах с определенной нумерацией: первая цифра – номер группы, вторая цифра – номер листа. Если правила понятны, то я даю задание. Б) Проведение игры. Педагог: За 1 минуту на листе 1 нарисовать любое фантастическое животное. В данной ситуации считаю этот игровой приём наиболее уместным. По истечению времени педагог собирает рисунки и передает их «по кругу». Участникам дается несколько секунд на то, чтобы рассмотреть и запомнить данный рисунок. Только рассмотреть и запомнить. Затем педагог собирает рисунки и дает задание. Педагог: на листе 2 за 1 минуту воспроизвести тот рисунок, который вы только что рассматривали. Самостоятельная работа основана на субъективном опыте участников – все в детстве играли в игру «Глухой телефон». После этого педагог собирает листы номер 2 и опять передает их «по кругу». Опять дается несколько секунд для запоминания рисунка и 1 минута на его воспроизведение по памяти на листе номер 3. Для выполнения упражнения сознательно не стала уточнять задание. С какой целью? Увидим позже. В результате каждый рисунок совершает «полный круг» по все группам. |
5. Обсуждение результатов | Самостоятельная формулировка выводов. Участникам вывешивается все три комплекта рисунков, данный этап урока посвящен обсуждению полученных рисунков. Педагог: Какие рисунки больше похожи? Участники должны сами подойти к выводу и сформулировать их, которые и будут являться свойствами передачи данных. |
6. Рефлексия | Беседа. Педагог: Какое открытие мы сегодня сделали? Чему на ваш взгляд вы научились? Какое значение это имеет в жизни? Не хотите что-нибудь добавить? Педагог: Возможно ли использование данного метода работы в вашей дальнейшей педагогической деятельности? |
7. Подведение итогов | Для получения точной информации, истины всегда нужно обращаться к первоисточнику: книге или компетентному человеку. Педагог: Я буду рада, если этот маленький фрагмент моего опыта кому-то показался интересным. Но и я получила сейчас новый опыт. Игорь Губерман сказал: Признаться в этом странно мне, поскольку мало в этом чести, но я с собой наедине глупей, чем если с кем-то вместе. Я благодарна вам за то, что сегодня была с вами вместе. Спасибо. |
Самоанализ мастер - класса «Передача данных».
Малеева Н. Г. Учитель математики и информатики МБОУ «Новосёловская СОШ».
Учителя формируют многие факторы:
- коллеги – у них всегда есть чему поучиться;
- дети – для меня это вечный двигатель поиска моей профессиональной индивидуальности;
- а ещё – учебные программы, которые мы выбираем для своей работы.
Перефразируя мудреца, можно сказать: «Скажи, по какой программе ты работаешь, и я скажу, кто ты».
Так случилось в моей жизни, что я начала свой педагогический путь с МПИ - проекта.
Уверена, что это дало мне возможность понять главное – ради чего я каждое утро встаю перед классом и начинаю новую тему: знания ради жизни, ради развития. Если ребёнок не видит значимости новых знаний, он потеряет их в жизни.
Свой мастер – класс я провела по теме «Передача данных». Моя задача дать участникам следующие знания:
- сообщение всегда передаётся через канал;
- при продвижении сообщения по каналу на него действуют помехи (в сообщении возникают искажения);
- раз возникнув, искажения уже не исчезают и могут только усиливаться;
- чем длиннее канал передачи данных, тем сильнее будут искажения.
Эта задача реализовалась в обогащающей модели обучения в рамках МПИ - проекта.
Участники не только усвоили учебное содержание, но и поняли, какое значение оно имеет в жизни.
Парная работа позволила активизировать участников мастер – класса и обогатила их обменом субъективного опыта, сотрудничества.
Моя позиция здесь была тьюторская (я организую, направляю, консультирую, но не даю готовых знаний).
Выводы участники делают сами.
В целом у меня с моими помощниками сложилось взаимопонимание. Надеюсь, что МПИ - проект заинтересует многих коллег, потому что он стоит того.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по информатике и ИКТ для оценки уровня сформированности предметных компетенций учащихся при изучении темы «Создание табличной базы данных. Отбор и сортировка данных»
Представленные тестовые задания содержат 6 вариантов по 5 заданий в каждом. Задания отражают вопросы, которые изучаются в базовом курсе информатики и ИКТ УМК Макаровой Н.В., что позволяет использовать...
Конспект урока информатики "База данных. Основные понятия. Создание и заполнение базы данных". 9 класс
Урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы....
Ввод данных. Типы данных. Действия над ячейками. Форматирование таблицы.
план-конспект урока по теме:"Ввод данных. Типы данных. Действия над ячейками. Форматирование таблицы. "...
Геометрия 7 класс. Построение отрезка, равного данному. Построение угла, равного данному
Конспект урока по геометрии в 7 классе на тему: "Построения с помощью циркуля и линейки. Построение отрезка, равного данному. Построение угла, равного данному....
Представление об организации баз данных и системах управления базами данных
В данной презентации содержится теоретический материал для формирования у учащихся представления об организации баз данных и системах управления базами данных на примере программы MS Acce...
База данных. Системы управления базами данных
Изучение баз данных, табличных баз данных, системы управления базами данных....
Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком. Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных.
Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком....