Конспект урока информатики "База данных. Основные понятия. Создание и заполнение базы данных". 9 класс
план-конспект урока информатики и икт (9 класс) по теме
Урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока информатики.
Класс: 9 «А».
Тема урока: База данных. Основные понятия. Создание и заполнение базы данных.
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы.
Цели урока:
Образовательные:
- обеспечить овладение основными операциями при создании базы данных;
- формировать обще учебные умения и навыки: действовать по алгоритму по выполнению практических упражнений.
Развивающие:
- формировать качества мышления;
- гибкость при выполнении упражнений, рациональность;
- формировать правильные представления, вязанные с организацией хранения информации на компьютере и доступа к ней.
Прикладные:
- формировать умения и навыки эффективного использования основных программ.
Методы обучения:
- словесные (рассказ учителя);
- наглядные (метод иллюстраций с использованием компьютера);
- практические (метод лабораторной работы).
Оборудования и наглядные средства обучения: раздаточные материал, демонстрационный экран, мел, классная доска, компьютерный класс).
Оформление классной доски (отсутствие диапроектора и демонстрационного экрана).
Число, месяц, год Классная работа
Тема: База данных. Создание базы и заполнение базы данных.
База данных
Фактографическая
Документальная
Содержит краткие сведения об описываемых объектах, представленные строго определённом формате (книжный фонд библиотеки, кадровый состав учреждения).
Содержит обширную информацию разного типа: текстовую, графическую, звуковую, мультимедийную).
Тип поля (свойство)
Числовой (только числа)
Логический («да» или «нет»)
Символьный (слова, тексты)
Дата (календарные даты: день, месяц, год)
План урока:
- Организационный момент.
- Объяснение нового материала:
- Мотивация введения новых понятий (создание деловой эмоциональной атмосферы на уроке; обзор современного состояния проблемы).
- Объяснение нового материала (с опорой на наглядно – технические средства обучения: демонстрационные программы).
- Физкультминутка.
- Закрепление изученного материала (построение системы практических упражнений, расположенных «от простого к сложному»).
- Итог урока.
- Постановка домашнего задания.
Ход урока.
- Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
- Объяснение нового материала.
Учитель: Тема нашего урока: База данных. Создание и заполнение баз данных.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми понятиями, которые нам понадобятся при выполнении практической работы.
Система управления базами данных Access входит в стандартный набор прикладных программ пакета Microcoft Office, который – так сложилось исторически – используется практически в каждой организации нашей страны. Использование базы данных означает создание для практических целей запросов и отчётов.
Скажите, где мы с вами можем хранить информацию?
Ученик: Вся информация может храниться на бумаге (например, книжный каталог библиотеки, газета, журналы), в компьютере.
Учитель: Правильно, действительно современным средством хранения информации и обработки данных является компьютер.
Введём первое новое понятие, как база данных. Что же это такое?
База данных – организационная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ и постоянного применения.
База данных
Фактографическая
Документальная
Содержит краткие сведения об описываемых объектах, представленные строго определённом формате (книжный фонд библиотеки, кадровый состав учреждения).
Содержит обширную информацию разного типа: текстовую, графическую, звуковую, мультимедийную).
Слайд 1.
Обслуживание пользователя осуществляет информационная система.
Информационная система - это совокупность базы данных и всего комплекса аппаратно – программных средств для её хранения, измерения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем.
Существуют следующие виды баз данных:
- Распределённой базой данных называют, если различные части одной базы данных хранятся на множестве компьютеров, объединённых между собой сетью. Например, Интернет.
- Реляционная база данных – базы данных с табличной формой организации.
поле 1 поле 2 поле 3 поле 4 поле 5
…………… | ………….. | …………… | ………. | ………….. |
Слайд 2.
Строка таблицы - запись.
Столбец – поле.
Каждое поле имеет имя: Дата, осадки, температура…
Главным ключом в базе данных называют поле, значение которого не повторяется у разных записей.
Тип поля (свойство)
Числовой (только числа)
Логический («да» или «нет»)
Символьный (слова, тексты)
Дата (календарные даты: день, месяц, год)
Слайд 3.
Закрепление.
Рассмотрим на примере создания базы данных.
Лабораторная работа по теме:
Создание базы данных, состоящей из одной таблицы.
ЦЕЛИ РАБОТЫ:
- Познакомиться с основными понятиями базы данных;
- Научиться создавать таблицу базы данных в режиме Конструктор;
- Освоить переход из режима Конструктор в режим таблицы;
- Освоить основные приёмы заполнения и редактирования таблиц баз данных;
- Познакомиться с простой сортировкой значений таблицы;
- Познакомиться с поиском записей по образцу;
- Научиться сохранять и загружать базу данных;
- Научиться распечатывать таблицы.
Этапы работы.
- Проектирование структуры базы данных. Предположим, что нам надо изготовить самый простой вариант базы данных, когда вся информация храниться в одной таблице.
- Конструирование структуры будущих таблиц базы данных. Таблицу будем создавать в режиме Конструктор. В ней будет 7 полей (код, фамилия, имя, отчество, год рождения, школа, класс) и 10 записей. Поле код – уникальный ключ записи.
- Создание схемы базы данных. При наличии одной таблицы схема базы данных тоже простая: состоит из одной таблицы, т.е. её можно специально не делать.
- Ввод данных в таблицы. В данном варианте будет одна таблица. Таблицу будем создавать в режиме Конструктор, а заполнять – в режиме таблицы, продвигаясь по ячейкам с помощью стрелок, клавиши табуляции или мышки.
Ход работы.
ЗАДАНИЕ 1. Создайте новую базу данных и изготовьте структуру таблицы с информацией о студентах «Компьютерной школы».
Порядок работы:
- Вызовите программу Access. Для этого дважды щёлкните по программе Microcoft Access. Перед вами откроется окно системы управления базами данных, в которых появиться меню.
- Включите мышкой переключатель Новая база данных и щёлкните по кнопке ОК. Появиться диалоговое окно. В поле Имя файла в качестве имени базы данных введите свою фамилию. Это будет название вашей личной базы данных.
- Щёлкните по кнопке Создать или нажмите клавишу (Enter).
- В следующем окне выберите тип создаваемого документа (выберите соответствующую закладку). Вы создаёте таблицу, поэтому выберите закладку Таблица. Щёлкните по кнопке Создать.
- Переходим к работе со следующим диалоговым окном: Новая таблица. Здесь несколько вариантов, но вы выберите Конструктор и щёлкните по кнопке ОК. Появится окно Конструктора.
- В верхней левой клетке введите имя поля (набирайте слово «Фамилия», а не свою фамилию) и нажмите на клавишу (Enter). В соседней клетке появится тип данных, по умолчанию он задаётся Текстовый. Любой другой выбирается с помощью ниспадающего меню.
- Заполните поля в Конструкторе данными из табл.1. Общие свойства поля оставляем по умолчанию (какие задаёт сама программа).
Таблица 1
Имя поля | Тип данных |
Фамилия | Текстовый |
Имя | Текстовый |
Отчество | Текстовый |
Год рождения | Числовой |
Школа | Числовой |
Класс | Числовой |
- Сохраните таблицу, щёлкнув по кнопке пиктографического меню.
- В появившемся окне наберите имя таблицы Список и щёлкните по кнопке ОК. Появится запрос на создание ключевого поля – уникального поля записи, по которому удобно связывать таблицы. В данном варианте будут самостоятельно появляться числа – номера записей.
- Ответьте ДА.
- Перейдите в режим таблицы, щёлкнув по кнопке. Ввод данных вы будете производить в этом режиме, заполняя клетки таблицы. Значение поля Код будет меняться автоматически. Если закончить ввод в ячейку нажатием на клавишу (Enter), то маркер перейдёт в следующую ячейку.
- Заполните базу данных значениями из табл.2.
Таблица 2
Код | Фамилия | Имя | Отчество | Год рождения | Школа | Класс |
1 | Иванникова | Анна | Ивановна | 1984 | 1 | 9 |
2 | Баранова | Ирина | Алексеевна | 1983 | 3 | 10 |
3 | Корнилова | Ольга | Владимировна | 1984 | 5 | 9 |
4 | Воробьёв | Алексей | Петрович | 1983 | 1 | 10 |
5 | Воробьёв | Алексей | Иванович | 1984 | 3 | 9 |
6 | Воробьёв | Олег | Григорьевич | 1085 | 5 | 8 |
7 | Скоркин | Александр | Евгеньевна | 1982 | 1 | 11 |
8 | Володина | Анна | Алексеевна | 1984 | 3 | 9 |
9 | Новосёлов | Алексей | Антонович | 1983 | 5 | 10 |
10 | Александрова | Елена | Алексеевна | 1984 | 1 | 9 |
- Сохраните введённые данные. В результате вы получили таблицу, с которой можно работать.
(каждый учащийся получает лабораторную работу)
Итог урока.
- Что такое база данных?
- В чём различие между фактографическими и документальными базами данных?
- Что такое распределённая БД?
- Приведите примеры информационных систем.
- Что такое главный ключ записи? Какие бывают ключи?
- Что такое запись, поле записи? Какую информацию они содержат?
- Какие бывают типы полей? Что обозначает каждый из типов?
(фронтальный опрос)
Домашнее задание.
§27, стр. 139 вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/11/picture-183609-1360570271.jpg)
Урок по теме "Создание и редактирование базы данных"
На данном уроке учащиеся отрабатывают навыки создания и редактирования базы данных, получают представления о различных режимах работы с ней....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/02/picture-234704-1364905222.jpg)
База данных 11 класс. Самостоятельные практические работы. Проектирование и обработка двухтабличной базы данных.
Предлагается два вырианта самостоятельной практической работы по теме "Базы данных". 11класс. Работу можно провести как "Зачётная практическая работа по теме База Данных"Перед выполнением самостоятель...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/25/picture-211198-1361768869.png)
Конспект интегрированного урока метапредметной области английский язык-информатика для 9 класса «Создание и редактирование базы данных on the topic «War and conflicts»»
Конспект интегрированного урока информатика-английский, разработан к УМК М.З.Биболетова Enjoy English - 9...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/23/picture-836251-1477250055.jpg)
Конспект урока по информатике на тему:" Создание и заполнение электронного портфолио в графическом редакторе Paint"
Заполнение электронного портфолио учениками...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/14/picture-866560-1481725257.jpg)
Информационная карта комбинированного урока по информатике «Создание и заполнение баз данных» СПО 2 курс
Урок разработан с применением элементов технологии ТОГИС, с использованием ЭОР и облачных технологий....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/10/picture-1124776-1552203817.png)
Технологическая карта к уроку «Создание запросов в базе данных».
Конспект урока по информатике для учащихся 9 класса.Тема урока: «Создание запросов в базе данных».Тип урока: изучение нового материала.Предметные- умения правильно создавать запросы на выб...
Урок по теме «Создание запросов в реляционной базе данных», 9 класс
Цели урока:Образовательные: познакомить учащихся со способами создания запросов в СУБД, создать условия для приобретения практических навыков при работе с запросами.Развивающие: способствова...