Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите.
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)
Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_4.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Информатика 7 класс. Урок 4
Тема: Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите. Разнообразие языков и алфавитов. Алфавит текстов на русском языке. Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование
Тип урока:урок ознакомления с новым материалом
Цели:
Метапредметные: Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации и подходов к её измерению;
Личностные: Формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала, воспитание информационной культуры у учащихся;
Предметные: Развить умение определять и анализировать объем информации.
Оборудование:
- ПК;
- Интерактивная доска;
- MS PowerPoint
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка присутствующих. Сообщение темы урока.
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
III. Теоретическая часть
Давайте подумаем, а что же можно делать с информацией?(Ответы детей)
Давайте подумаем, можно ли измерить информацию?
Существует несколько подходов к измерению информации. Здесь мы рассмотрим только один, который называется алфавитным подходом.
Алфавитный подход позволяет измерять информационный объем текста на некотором языке (естественном или формальном), не связанный с содержанием этого текста.
Под алфавитом некоторого языка мы будем понимать набор букв, знаков препинания, цифр, скобок и других символов, используемых в тексте. В алфавит также следует включить и пробел.
Полное число символов алфавита принято называть мощностью алфавита. Будем обозначать эту величину буквой N.Например, мощность алфавита из русских букв и отмеченных дополнительных символов равна 54: 33 буквы + 10 цифр + 11 знаков препинания, скобки, пробел.
При алфавитном подходе считается, что каждый символ текста имеет определенный информационный вес. Информационный вес символа зависит от мощности алфавита. А каким может быть наименьшее число символов в алфавите? Оно равно двум!
Он содержит всего 2 символа, которые обозначаются цифрами 0 и 1. Его называют двоичным алфавитом.
Информационный вес символа двоичного алфавита принят за единицу информации и называется 1 бит.
С увеличением мощности алфавита увеличивается информационный вес символов этого алфавита. Так один символ из четырехсимвольного алфавита (N=4) «весит» 2 бита. Объяснение этому можно дать следующее: все символы такого алфавита можно закодировать всеми возможными комбинациями из двух цифр двоичного алфавита.
Используя три двоичные цифры, можно составить 8 различных комбинаций.
Следовательно, если мощность алфавита равна 8, то информационный вес одного символа равен 3 битам.
Четырехзначными двоичными кодами могут быть закодированы все символы 16-символьного алфавита. И т. д.
Найдем зависимость между мощностью алфавита (N)и количеством знаков в коде (b)— разрядностью двоичного кода.
N | 2 | 4 | 8 | 16 |
b | 1 бит | 2 бита | 3 бита | 4 бита |
Заметим, что 2 = 2, 4 = 2, 8 = 2, 16 = 2.
В общем виде это записывается следующим образом:
N = 2b.
У. Разрядность двоичного кода — это и есть информационный вес символа.
Информационный вес каждого символа, выраженный в битах (b), и мощность алфавита (N)связаны между собой формулой: N= 2b.
Информационный объем текста складывается из информационных весов составляющих его символов. Например, следующий текст, записанный с помощью двоичного алфавита:
1101001011000101110010101101000111010010
содержит 40 символов, следовательно, его информационный объем равен 40 битам.
Легко подсчитать информационный объем текста, если известно, что информационный вес одного символа равен 1 байту. Надо просто сосчитать число символов в тексте. Полученное значение и будет информационным объемом текста, выраженным в байтах.
Например, небольшая книжка, подготовленная с помощью компьютера, содержит 150 страниц. На каждой странице 40 строк, в каждой строке 60 символов (включая пробелы между словами). Значит, страница содержит 40 х 60 = = 2400 байтов информации. Для вычисления информационного объема всей книги нужно полученную величину умножить на число страниц:
2400 байтов • 150 = 360 000 байтов.
Уже на таком примере видно, что байт — «мелкая» единица. А представьте, что нужно, например, измерить информационный объем целой библиотеки. В байтах это окажется громадным числом!
Для измерения больших информационных объемов используются более крупные единицы:
1 килобайт = 1 Кб = 2 байтов = 1024 байта
1 мегабайт = 1 Мб = 210Кб = 1024 Кб
1 гигабайт = 1 Гб = 210Мб = 1024 Мб
IV.Закрепление знаний
Отработка навыков решения задач по теме «Измерение информации» в системе «Интерактивный задачник. Раздел "Измерение информации"»- режим тренировки
V. Итог урока
Итак, сегодня мы узнали, что:
- Информационная деятельность человека связана с осуществлением трех видов информационных процессов: хранения, передачи и обработки информации.
- Человек хранит информацию в собственной памяти (внутренняя, оперативная информация) и на внешних носителях: бумаге, дисках и пр. (внешняя информация).
- Процесс передачи информации протекает от источника к приемнику по информационным каналам связи.
- Процесс обработки информации связан с получением новой информации, изменением формы или структуры имеющейся информации.
- Алфавитный подход — это способ измерения информационного объема текста, не связанного с его содержанием.
- Информационный объем текста равен сумме информационных весов всех символов, составляющих текст.
- 1 байт — информационный вес символа из алфавита мощностью 28 = 256 символов. 1 байт = 8 битов.
- Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт — единицы измерения информации. Каждая следующая единица больше предыдущей в 1024 (210) раза.
VI. Домашнее задание
Прочитать §4, ответить на вопросы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление об организации баз данных и системах управления базами данных
В данной презентации содержится теоретический материал для формирования у учащихся представления об организации баз данных и системах управления базами данных на примере программы MS Acce...
Текст диктанта "У ворот Дании" 9 класс
Диктант в 9 классе по теме "Повторение изученного в 9 классе...
Презентация по математике "Множества". Дано понятия множества. Приведены примеры конечных, бесконечных и равных множеств.
В презентации дано понятие множества. Приведены примеры конечных, бесконечных и равных множеств. Рассмотрены решения задач на объединение и пересечение множеств....
баз данных и системs управления базами данных
рамках не¬которой предметной области). Например:— база данных книжного фонда библиотеки;— база данных кадрового состава учреждения;— база данных законодательных актов в области у...
Тема мастер-класса: Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных.
Цели занятия: научиться использовать электронные таблицы для автоматизации расчетов; научиться обрабатывать числовые данные при помощи математических и статистических функций; использовать...
Подготовка к ОГЭ по теме «Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных»
Цель методической разработки: совершенствование подготовки к ГИА (проектирование диагностических материалов по оценке качества знаний, достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС ООО)...
Информация и данные. Современные носители данных.
Цель урока: формирование представления о природе данных, механизме их создания во время записи, способах хранения и транспортировки данных с помощью носителей. Рассматриваемые вопросы:Информация ...