ПРОГРАММА УРОКОВ «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ»
рабочая программа по теме
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В современном обществе идеи гуманизации образования и приоритета интересов личности определили новое содержание целей образования, моделирующего такие качества личности, которые влияют на её саморазвитие, обеспечивают использование духовного потенциала, возможность продуктивной деятельности в различных сферах жизни.
Перед школой стоит очень сложная задача – целенаправленно формировать у учащихся знания и умения в области поиска, обработки и практического использования информации, поступающей из различных источников. Но формирование культуры работы с информацией нельзя сужать до обучения компьютерной грамотности на уроках информатики. Такое понимание проблемы сталкивается с серьёзной преградой – низким уровнем читательской культуры учащихся. Это влечёт за собой возникновение трудностей в усвоении базовых предметов школьной программы и духовной незрелостью учащихся.
Книга была и остаётся не только основным источником информации для осуществления успешной учебной деятельности, но и мощным средством духовного и интеллектуального развития учащихся. Чтение и книга пронизывают всю систему образования, не научившись работать с текстом, нельзя получить образование. Читательская культура формирует базисные знания и умения в области поиска и обработки информации. Составной частью читательской культуры являются библиотечно – библиографические знания. Такие знания дают возможность учащимся овладеть методами самостоятельного поиска и обработки информации, создают возможность выхода за рамки учебного пособия, расширения их информационного пространства через использование других видов печатной продукции.
Программа уроков «Основы информационной культуры школьников» даёт возможность обучения не только в теоретическом аспекте, но и практическом, так как предполагает макет совместной деятельности школы и библиотеки в направлении развития информационной культуры детей.
Программа уроков «Основы информационной культуры школьников» МОУ «СОШ №1» города Валуйки составлена на основе программ: Т. М. Кашурникова «Основы информационно-библиографической грамотности учащихся», «Программа библиотечно – библиографических и информационных знаний школьникам» Школьная библиотека, 2001 г., №1, «Программа для 4-го класса» Библиотека в школе, 2004 г., №13, «Программа для учащихся 5-6 классов» Школьная библиотека, 2002, №2.
Курс «Основы информационной культуры школьников» предназначен для учащихся 1-11 классов.
При составлении программы учитывался тот факт, что часть необходимых знаний, умений и навыков учащиеся приобретают на уроках информатики, литературы и других, а также при посещении массовых мероприятий библиотечно-информационного центра.
ЦЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕМОГО КУРСА
Цель предлагаемого курса – сформировать у ребят потребность обращаться к книге не только как к источнику информации, но и как к источнику духовных ценностей, без которых невозможно становление современного образованного человека.
Темы урока сопровождают учебный процесс по русскому языку, истории России, Древнего Мира, Средних веков, истории мировой и художественной культуры.
Каждая тема включает теоретическую часть, задания для учащихся, список литературы.
Большая часть занятий предусматривает проведение практических работ, которые можно выполнить в классе, в библиотечно-информационном зале или дома, индивидуально, в парах или группах по 3-4 человека.
Уроки построены интересно, эмоционально, доступно по содержанию и предполагают активное участие самих ребят.
ЗАДАЧИ ДАННОГО КУРСА
· дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентрируя внимание учащихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;
· раскрыть значение книги в формировании духовной культуры человека;
· дать представление о книге как художественно – историческом памятнике в контексте моровой культуры, культуры России;
· сформировать основы культуры работы с информацией через умения самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий;
· развивать коммуникативную культуру учащихся через умения передавать информацию в письменной и устной форме;
· привить любовь к книге.
К КОНЦУ ОСВОЕНИЯ ДАННОГО КУРСА
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:
· знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и её структуры;
· понимать значение специальных книжных и библиотечных терминов, определённых программой;
· уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги;
· вести информационный диалог через умение читать;
· уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска;
· ориентироваться в книжной и информационной среде детской и школьной библиотеке.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРЕДУСМАТРИВАЕТ РАЗВИТИЕ У УЧАЩЕГОСЯ:
- отношения к информации;
- личной потребности в усвоении основ информационной культуры;
- умения самостоятельно осуществлять поиск информации;
- устранять информационный дефицит;
- способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;
- способности создавать и использовать персональные поисковые системы;
- способности к восприятию и оценке информации, умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника;
- стремления к библиографическому общению, пониманию важности общения с целью обмена информацией и умения поддерживать деловые контакты.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ»
Тема занятия
| Класс"А"
Дата пров. | Класс"Б"
Дата пров. | Класс"В"
Дата пров. | Класс"Г"
Дата пров. | Класс"Д"
Дата пров. | Место провед. |
|
|
| 1 класс
|
|
|
|
1.«Давайте познакомимся!»-экскурсия в библиотечно-информационный центр. Правила и умения обращаться с книгой.
| 19.09 | 20.09 | 21.09 | 22.09 | 23.09 | БИЦ |
|
|
| 2 класс
|
|
|
|
2.«Её Величество Книга». Знакомство со структурой книги.
| 17.10 | 18.10 | 19.10 | 20.10 | 21.10 | БИЦ |
|
|
| 3 класс
|
|
|
|
3. «Остров периодики». Газеты и журналы для детей. Справочная литература.
| 3.10 | 4.10 | 5.10 | 6.10 | 7.10 | БИЦ |
|
|
| 4 класс
|
|
|
|
4. Викторина "Библиотечные термины". | 14.11 | 15.11 | 16.11 | 17.11 | 18.11 | БИЦ |
|
|
| 5 класс
|
|
|
|
5. Древние книги. Тест «История появления основных источников информации». | 21.11 | 22.11 | 23.11 | 24.11 |
| БИЦ |
|
|
| 6 класс
|
|
|
|
6. Библиотеки России. Крупнейшие книжные центры (презентация).
| 5.12 | 6.12 | 7.12 | 8.12 |
| Кл. аудит. |
|
|
| 7 класс |
|
|
|
7. Выбор книг. Библиографические указатели. | 16.01 | 17.01 | 18.01 | 19.01 |
| БИЦ |
|
|
| 8 класс |
|
|
|
8. Методы самостоятельной работы с книгой. Как писать отзыв о прочитанной книге. ( Памятка для учащихся)
| 30.01 | 31.01 | 1.02 | 2.02 |
| БИЦ |
|
|
| 9 класс |
|
|
|
9.Каталоги - ключ к фондам библиотеки. Картотеки (экскурсия). | 9.04 | 10.04 | 11.04 | 12.04 |
| МЦБ |
|
|
| 10 класс |
|
|
|
10. Основы реферирования (урок-консультация). | 13.02 | 14.02 | 15.02 |
|
| Кл. аудит. |
|
|
| 11 класс |
|
|
|
11. Викторина "Информина".
| 19.03 | 20.03 | 21.03 |
|
| БИЦ |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Давайте познакомимся!» - экскурсия в библиотечно-информационный центр. Правила и умения обращатьс
с книгой.
Содержание темы: Знакомство с библиотечно-информационным центром, формирование интереса к книге. Экскурсия по библиотечно-информационному центру. Термины «библиотечно-информационный центр», «абонемент», «информационный зал», «читатель», «библиотекарь». Знакомство с книжными выставками, тематическими полками, картотеками, периодической печатью. Основные правила пользования библиотечно-информационным центром.
«Её Величество Книга». Знакомство со структурой книги.
Содержание темы: Первое знакомство со структурой книги. Обложка, титульный лист, предисловие, аннотация, содержание, оглавление, иллюстрация, их значение в выборе и чтении. Правила и умения общаться с книгой.
Заполнение таблицы.
«Остров периодики». Газеты и журналы для детей. Справочная литература.
Содержание темы: Разнообразие детских журналов. Структура журналов. Оформление журналов.
Просмотр имеющихся в читальном зале периодических изданий для начальных классов: «Тошка», «Веселые картинки», «Мурзилка», «Простоквашино» и др.
Обучение умению пользоваться справочной литературой. Расширение понятий о видах справочной литературы. Привитие навыков пользования ими. Типы справочных изданий. Энциклопедии универсальные «Что такое? Кто такой?» и отраслевые (историческая, географическая, биологическая и др.). Принципы использования справочного аппарата энциклопедий. Словари, их структура и принципы работы с ними.
Викторина "Библиотечные термины".
Содержание темы: Викторина, где соревнуются команды от каждого класса. Заключительный урок по основам библиотечно-библиографических знаний по всем пройденным темам.
Древние книги.
Тест «История появления основных источников информации».
Содержание темы: Мысли людей, записанные в виде рисунков, иероглифов, букв, незримыми нитями привязаны к месту и времени своего возникновения. Они стали доступны для нас благодаря тому материалу, который донёс их до нашего времени. От материала зависела и форма книги. Разные народы использовали доступный для них писчий материал.
Проверка на усвоение материала в игровой форме.
Библиотеки России. Крупнейшие книжные центры (презентация).
Содержание темы: Библиотека – центр по сбору и хранению информации. Крупнейшие книжные центры.
Выбор книг. Библиографические указатели.
Содержание темы: Расстановка фонда в библиотеке. Обучение самостоятельному поиску информации. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки – помощники в выборе книг. Рекомендательные списки литературы. Библиотечный плакат. Алфавитный и систематический каталоги: когда следует к ним обращаться.
Методы самостоятельной работы с книгой. Как писать отзыв о прочитанной книге.
( Памятка для учащихся)
Содержание темы: Обучение методике составления плана книги, тезисов, конспекта, списка использованной литературы. Как составить конспект. Как составить план, тезисы, список литературы. Как писать отзыв о прочитанной книге.
Каталоги - ключ к фондам библиотеки. Картотеки (экскурсия).
Содержание темы: Каталоги, картотеки. Понятие и особенности алфавитного и систематического каталогов. Практикум.
Основы реферирования (урок-консультация).
Содержание темы: Правила оформления. Практикум.
Викторина "Информина".
Содержание темы: Повторение пройденного, обобщение и закрепление.
ФОРМА РАБОТЫ
- индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;
- групповые консультации, беседы;
- лекции об информационной системе и правилах ее использования;
- экскурсии по библиотечно-информационному центру;
- проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет;
- библиотечные уроки по обучению самостоятельной работы с информационными носителями;
- игровые мероприятия, такие как «Информина» - это библиотечная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень библиотечно-библиографической грамотности участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями и т.д.
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
· тестирование;
· анкетирование;
· поисковая работа;
· самостоятельная работа;
· письменные работы (реферат, отзыв, ведение дневника, рецензия);
· составление плана, тезисов, списков литературы.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2009.
2. Антипова, В.Б. Библиотечные уроки. Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие/ В.Б. Антипова. - М.: Издательство «Глобус», 2009.
3. Библиотечные уроки. Выпуск 2. Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы / М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
4. В гостях у детских писателей: сценарии мероприятий и праздников / авт. - сост. А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011.
5. Годовой круг в школьной библиотеке: сезонные забавы, беседы, праздничные программы / авт. – сост. А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011.
6. Илдаркина, Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1: обучение школьников основам библиотечно – библиографических знаний. Методическое пособие. 1-11 класс / Сост. Е.В. Илдаркина. – 3-е изд., стер.- М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.
7. Илдаркина, Е.В. Мастер – классы для школьных библиотекарей / Е.В. Илдаркина,- 2-е изд., стереотипное. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.
8. Информационные компетенции младших школьников: библиотечно-библиографические уроки / авт. – сост. М.А. Багаева. – Волгоград: Учитель, 2011.
9. Кузнецова, Н.И., Мещерякова, М.И., Арзамасцева, И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. – М.: «Баллас», «С – Инфо», 1995.
10. Лавренова, Л.Е. Детские праздники в школе и дома. – С-П.: «Паритет», 2002.
11. Мастер – классы для школьных библиотекарей. Вып. 2. Спецкурсы, методики работы, библиотечные мероприятия / Авт.-сост. Е.В. Илдаркина. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
12. Мастер – классы для школьных библиотекарей. Вып. 3: методические рекомендации, мероприятия по направлениям воспитания, библиотечно-библиографические олимпиады / Авт.-сост. Е.В. Илдаркина, В.Б. Антипова. – М.: Издательство «Глобус», 2010.
13. Основы информационной грамотности школьника: программа, занятия с учащимися 5-6 классов / авт.-сост. И.Б. Горшкова, Л.Н. Захарова, Г.В. Ежкова.- Волгоград: Учитель, 2011.
14. Павлов, И.П. Про твою книгу: Научно-популярная литература / рис. и макет Б. Буракова. – Л.: Дет. лит., 1991.
15. Подросток в библиотеке: взрослеем вместе с книгой: дискуссионные видеосалоны, тематические дни / авт.-сост. Т.М. Плохотник. – Волгоград: Учитель, 2011.
16. Праздничный весёлый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1-4 классы / авт. – сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007.
17. Прохоренко, И.Ф. Литературные викторины для младших школьников / И.Ф. Прохоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
18. Путешествие в Читай – город: сценарии мероприятий, библиотечные уроки. 1-4 классы / авт.-сост. З.А. Чурикова, М.А. Багаева, И.А. Хапилина. – Волгоград: Учитель, 2009.
19. Соколова, Т.Е. Информационно-поисковые умения. Библиотечные уроки в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.
20. Справочник школьного библиотекаря / О.Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская, Т.Д. Жукова; Под ред. Ю.Н. Столярова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.
21. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.
22. Школьному библиотекарю о семейном чтении. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная образовательная программа как основа самоопредеоения старшего школьника
В Концепции профильной школы поставлена задача создания условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных п...
Нравственные основы воспитания школьников в современном российском образовании
Представлен опы работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения....
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Разработка дополнительной общеобразовательной развивающей программы для старших дошкольников и младших школьников, являющейся пропедевтическим блоком программы по основам информационных технологий
Рассматривается возможность успешного использования в образовательной деятельности основ информационных технологий для старших дошкольников и младших школьников. Разработка программы опирается на шест...
Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и является продолжением программ занятий с младшими школьниками.
Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и явл...
Создание коррекционно-развивающей среды на уроках математики – основа социализации школьников с проблемами интеллектуального развития.
Цель коррекционно-развивающего обучения – создание условий, способствующих развитию личности ребёнка и эффективному усвоению учебного материала. Достижение этой цели возможно при определенных ус...