Нравственные основы воспитания школьников в современном российском образовании
статья по теме
Представлен опы работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennye_osnovy_vospitaniya_shkolnikov.docx | 22.43 КБ |
prezentatsiya.pptx | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Нравственные основы воспитания школьников в современном российском образовании
На переломе тысячелетий необходимо говорить о важности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в эпоху, когда чрезвычайно много соблазнов вокруг, выбор между добром и злом, верой и безверием для юной души становится таким трудным. Сегодня в школах России преподаются курсы, базирующиеся на изучении основ православия и сопутствующие формированию духовно – нравственной культуры. «Славянская школа» одна из школ, реализующих православный компонент.
Год создания Славянской школы – 24 мая 1992г. – День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Хотя «Славянская школа» - учреждение светское, но в нем достаточное внимание уделяется христианским православным основам.
Основная идея, реализуемая в школе, – не только обучать, но и духовно воспитывать.
Целью создания и деятельности Учреждения является нравственное и духовное воспитание детей дошкольного и школьного возраста. Учреждение принципиально отличается от других школ православным ориентированием, которое заключается в изучении нравственной веры, воспитанием гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, окружающей среде.
Основные задачи Учреждения:
- обеспечение соответствия образования уровню государственных образовательных стандартов и адекватности применяемых форм, методов и средств в организации образовательного процесса возрастных, психофизиологическим особенностям, склонностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся с целью высокого уровня образованности;
- обеспечение благоприятных условий для разностороннего развития личности, таланта ученика, в том числе возможности удовлетворения индивидуальных потребностей обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования, оказание населению образовательных услуг высокого уровня;
- возрождение и развитие славянской культуры и православных традиций воспитания и образования;
- формирование у школьников духовности и культуры, гражданской ответственности и правового самосознания
«Славянская школа» - это единственное учебное заведение города, где есть домовая церковь.
Воспитательная система школы ориентирована на развитие духовно-нравственного потенциала ребенка. Существенным отличием является направленность на формирование гармонии внутреннего духовного мира ребенка, его отношений с природой и социумом. Нравственное воспитание в системе православных ценностей – вот что особенно важно сейчас.
Для достижения названных целей в учебный план включены следующие дисциплины:
- «Нравственные Основы Христианства». Наши воспитанники с 2-х летнего возраста знакомятся с нравственными основами христианства. На факультативных занятиях формируются начальные понятия добра и зла, развивается способность оценивать свои поступки, формируется потребность ребенка в покаянии при совершении дурных поступков и помыслов (д/о, 1-3 класс).
- «Духовное пение» с 1-10 классы.
- «Основы православной культуры» с 4-11 классы.
- «Церковнославянский язык», со 2-9 классы.
За годы существования нашей школы выработался механизм развития и поддержания православных традиций. Празднование дней ангелов обучающихся и великих христианских праздников, таких как Рождество Христово, Крещение, Пасха, День жен Мироносиц, Масленица, День святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – все это несет огромный воспитательный потенциал.
Для достижения названых целей создана школьная церковь – Храм Кирилла и Мефодия. Посещение школьной церкви и изучение предметов, связанных с изучением православной веры, является свободным и осуществляется на основании письменного согласия родителей (иных законных представителей) и согласия ребенка.
Несколько лет на базе школы работала экспериментальная площадка ОНЦ РАО (омского научного центра Российской академии образования) по теме: «Воспитание духовно – нравственной культуры школьников в сети образовательных учреждений на основе введения православного компонента в содержание учебных предметов».
Школьный православный компонент реализуется учителями начальных классов, учителями-предметниками в преподавании учебных дисциплин.
На уроках развития речи основным материалом являются народные пословицы и поговорки. Благодаря образности и краткости, завершенности мысли, пословицы оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека, что помогает решать поставленные задачи. Их использование позволяет без нравоучительных наставлений содействовать развитию нравственных и патриотических качеств. Кроме того, поучения, заключенные в пословицах, легко воспринимаются и укладываются в памяти, и у детей возникает желание использовать их в речи.
Стержнем изучения русской культуры является изучение русского языка через его историю, связь с литературой и культурой. Последовательное приобщение учащихся к родной литературе позволяет им понять самих себя, свой социально − психологический склад, свою сущность. Это поможет воспитать образованного, творческого человека, готового к осмысленной деятельности в условиях современной цивилизации.
Уроки истории позволяют ученикам рассматривать историческое прошлое не только как сухой или занимательный материал, а через призму человеческих судеб жителей города и района, способствуют эмоциональному сопереживанию, помогают правильно сопоставлять особенности развития России и ее вовлеченность в мировое историческое, экономическое и культурное пространство.
На уроках окружающего мира дети учатся видеть красоту родной природы, рассматривают развитие науки как интернационального явления, результата взаимодействия наук разных стран и народов.
На уроках математики при составлении задач используется богатейший материал из истории, литературы и культуры русского народа.
Изучение предметов в свете православного миросозерцания призвано пробудить у учеников интерес к истокам русской культуры, формированию национальных обычаев и обрядов, воспитать гордость за отечественную науку и культуру.
В рамках использования православного компонента учащиеся получают возможность узнать о декоративно-прикладном искусстве русского народа и освоить технологию некоторых промыслов (вышивание, лоскутное мастерство и т.д.).
Кроме того, в нашей школе проводится Духовно – просветительская деятельность: проповеди, беседы с учащимися, классные часы с православной тематикой, совершаются Божественные Литургии; молебны, культурно – массовая деятельность: спектакли и сценические постановки на тему Православных праздников; участие в патриотических конкурсах, православных олимпиадах, духовных фестивалях; наши ученики занимают призовые места в городских и областных олимпиадах по основам православной культуры.
В основе православного образования и воспитания в Учреждении лежит живой пример участия Митрополита Омского - Таврического Владимира в формировании мировоззрения подрастающего поколения и духовного воспитания.
Инновационная деятельность нашей школы направлена на введение в образовательный и воспитательный процесс компонентов, ориентированных на развитие духовно-нравственного потенциала личности.
Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Таким образом, агрессивному влиянию современной культуры и западной модели образования, активно внедряемой в российскую школу, может быть противопоставлена только традиционная школа, основанная на заповедях Божьих, нормах и ценностях православия, тысячелетней культуре и уклада жизни. Именно православие является основой нашего государства и общества, семьи и культуры, духовности и нравственности, образования и воспитания.
Мы убеждены, что важнейшим из человеческих усилий является стремление к нравственности и духовности, от него зависит внутренняя устойчивость ребенка и качество его жизни. Воспитание духовно-нравственной культуры подрастающего поколения позволяет не только отвечать на сегодняшние запросы общества, но и опережающе обеспечить его развитие. Только духовность и нравственность в поступках придают гуманность и достоинство в жизни ребенка. Сделать их живой силой, помочь детям принять их значение и смысл, научить реализовывать в поведении – наша главная задача.
Таким образом, приобщение к религиозной культуре исключительно важны для полноценного образования и духовно-нравственного становления личности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Мы не только обучаем, но и духовно воспитываем »
Задачи школы обеспечение соответствия образования уровню государственных образовательных стандартов; обеспечение благоприятных условий для разностороннего развития личности, таланта ученика; возрождение и развитие славянской культуры и православных традиций воспитания и образования. Формирование у школьников духовности и культуры.
Учебные дисциплины Нравственные основы христианства Духовное пение Основы православной культуры Церковнославянский язык
Введение православного компонента в содержание учебных предметов
Внеурочная деятельность Божественные литургии Молебны Празднование христианских праздников: Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, день Жен Мироносиц, день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание школьников в учреждении дополнительного образования
Этот материал представлен в аттестационную папку. Тема инновационного опыта "Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание школьников в учреждении дополнительного образовании"....
Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»
Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...
КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о
1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...
Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования. Работа над созданием методического объединения «Центр “Диалог культур”»
Анализируя возможности органичного включения духовно-нравственного воспитания детей в систему дополнительного образования, мы придерживаемся следующие позиции:Дополнительное образование детей «строитс...
Доклад "Духовно- нравственное воспитание школьников в современных условиях"
В данной статье рассказывается о системе работы школы по духовно-нравственному воспитанию школьников....
Духовно-нравственное формирование личности в современном российском образовании
Одна из актуальных задач в современной школе - духовно-нравственное воспитание...
Эстетическое воспитание школьников в современной системе образования. Коллективная творческая деятельность в педагогике.
Эстетическое воспитание человека является одной из актуальных проблем воспитания. Формирование эмоциональной и интеллектуальной сфер личности взаимосвязано с духовной составляющей, т. к. развитие одно...