Методическая разработка урока по теме: "Пасха"
план-конспект урока (5 класс) на тему
Данная методическая разработка урока позволяет обединить усилия по подготовке к празднику Пасха учителя, ребёнка и родителей. На первом этапе подготовки к празднику инициативу в свои руки берёт учитель, излагая небольшую историческую справку по Пасхе. На занятии детям предложено выполнение практической части, которую они смогут повторить дома вместе с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pasha.docx | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Пасха»
Тема урока: «Праздник Пасхи в семье детскими руками…»
Цель урока: - приобщение младших школьников к истокам русской культуры;
- воспитание любви к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам.
Задачи урока:
Образовательные:
-обобщить имеющиеся знания учащихся о празднике Пасха, сформировать новые знания, научить использовать материал урока для организации праздника дома.
Развивающие: развивать
- наблюдательность, память при проведении практической части урока;
- умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы;
- информационную культуру учащихся;
- интерес к предмету через необычные формы работы на уроке.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам;
-продолжить просвещение школьников по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»;
-прививать заботу к родным и близким;
-развивать чувство прекрасного.
Формируемые знания, умения, навыки учащихся: систематизация знаний учащихся о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
расширение знаний учащихся опразднике Пасха
Формируемые компетенции:
учебно-познавательная компетенция:
-развитие умений: сравнивать, анализировать, работать с материалом, составлять план на основе восприятия текста на слух; быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку изученному материалу, выдвижение своих идей по организации праздника Пасхи в семье;
информационная компетенция:
развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернатом для поиска учебной информации;
коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.
Формы организации работы детей:
Групповая, индивидуальная, проблемное обучение (решение проблемных вопросов).
Формы организации работы учителя: организует эмоциональный настрой учащихся, вводит детей в тему урока, обобщает ранее полученные знания, организует беседу, практическую часть урока, анализирует и дополняет ответы детей, создает проблемные ситуации.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор(для просмотра слайдов).
Оборудование для практической части урока: болванка «яйцо», клей, краски, карандаши, резинка и т. д.
Предметы: «Основы религиозных культур и светской этики», история, литература, русский язык.
План урока:
- Сущность праздника Пасхи. Составление учащимися плана ответа по теме.
- О культуре русского народа, его традициях, обычаях, обрядах;
- Практическая часть урока – раскрашивание болванок яиц;
- Игры и забавы с «писанками»;
- Пасхальные приметы;
- Обобщение изученного материала;
- Домашнее задание.
Ход урока:
Учитель:
Ребята, на ваших столах разложены картинки. Они перевёрнуты. Я вижу, что вас распирает любопытство посмотреть, что на них изображено!Я разрешаю вам взять картинки в руки и внимательно рассмотреть их. Может кто -то из вас догадался, какой праздник они характеризуют? (ожидаемый ответ: праздник Пасха).
А откуда вам известен этот праздник? (ожидаемый ответ – из дома, от родителей, бабушек и дедушек).
Ребята, сейчас вы мне можете сказать, о чём мы будем говорить на нашем уроке? (ожидаемый ответ – О празднике Пасха).
Правильно! А вы хотели бы организовать дома праздник Пасхи для своих родных и близких? Как вы думаете, у вас получится сделать это, если я вам помогу? ( ожидаемый ответ - да).
Я хочу сегодня провести с Вами урок по теме:«Праздник Пасхи в семье детскими руками…» Вам нравится тема?
Название темы, ребята, подразумевает практическую часть урока и она, я уверена, принесёт вам много радости, потому что вы научитесь создавать подарки своими руками!
Также мы пополним ваши знания об этом великом празднике, а для этого мы должны в ходе урока найти ответы на следующие вопросы:
- что такое Пасха
- как празднуют Пасху
- в какое время года вы слышали слово Пасха особенно часто?
Перед тем, как я начну свой рассказ, прошу вас взять ручки и в тетради попытаться записать предложения, которые будут, по вашему мнению, являться главными в каждом абзаце текста. Таким образом, вы составите план ответа по изученной теме.
Учитель начинает рассказ, разделив его на законченные абзацы. Учащиеся вместе с учителем выбирают по 1 предложению из абзаца, отражающего суть прочитанной части текста.
Ребята! Вспоминая материалы прошлого урока, мы знаем, что История Христа не заканчивается Его казнью. Евангелие рассказывает, что после распятия Христос вернулся к жизни - воскрес. Знакомое вам слово воскресенье связано именно с Иисусом Христом. Древний славянский корень «крес» означает жить, сиять, сверкать. Воскресение - день возобновления жизни.
Ученики и друзья Христа были поражены тем, как изменилось Его тело. Они рассказали, что тело Христа стало сияющим, как бы «воздушным», неподвластным силе земного притяжения. Он мог мгновенно появляться и исчезать, проходить через стены и закрытые двери.
Христиане верят в то, что с ними однажды произойдет то же самое, что произошло с Иисусом Христом. Они тоже воскреснут. Однажды к мальчику, который ничего не слышал о христианах, в день Пасхи обратился прохожий: «Братишка, Христос воскресе!». Парень растерялся. Он не очень понял, о чем ему говорят и чего от него ожидают. Но он понял, что ему сказали (пожелали) что-то доброе. И поэтому он ответил: «И Вам того же!». И он оказался прав.
Действительно,что и в самом деле самое главное, чего для себя желал бы христианин - чтобы и его жизнь, даже пройдя через кончину, все же продолжилась воскресением. Как это было в жизни Христа. Имя Иисус значит «спаситель». Христос именуется Спасителем потому, что на крест Он пошел ради спасения людей.
Что угрожало тогда людям? То же, что и сегодня: смерть, потеря души, потеря Бога.
Зло, которое творили люди до распятия Христа, в минуту Его казни и во все века, то есть всё зло, которое было, есть и будет в человеческой истории, Христос вызывает на бой. Он «берет на себя грехи всего человечества». Все самые плохие последствия, которые могли бы вызвать грехи людей, Христос берет на Себя.
Библия говорит, что смерть человека - это следствие его греха. Христос же, в котором не было греха, не мог стать и добычей для смерти. Поэтому, приняв смерть, Христос в Себе её переломил, победил. И воскрес.
Для христиан это означает, что люди, вслед за Христом, не навсегда останутся в плену у смерти. Однажды они, пройдя через могильное молчание, воскреснут, как и Христос.
В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и называется - Пасха Христова (буквально слово пасха на древнееврейском языке означает «переход», «избавление»).
Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения - пасхальная полночь. Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма (это называется «крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны.
На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Сказал «Христос воскресе», подарил яйцо - и три поцелуя в щечки. В ответ на «Христос воскресе!» принято отвечать: «Воистину воскресе!». Причем детям разрешается очень громко выкрикивать эти слова даже в храме.
Давайте, посмотрим, какой у нас получился план ответа.
Мы записали с вами 10 главных предложений! Молодцы.
Важный подарок этого праздника - пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца появляется новая жизнь - поэтому оно стало символом воскресного праздника. Христиане разрисовывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят друзьям. Крашеные яйца называют «писанки».
И мы попробуем сегодня с вами украсить хотя бы одно яичко. На каждом столе в красивой коробочке находятся материалы, необходимые для этого. Но вначале постараемся усвоить следующие правила по росписи:
1. Художник (мастер) не сразу создает свое произведение: он обдумывает замысел, а затем создает образ.
2. Яйцо хрупкое, маленькое, объемное - поэтому его нужно очень осторожно держать в руках и во время работы поворачивать, чтобы видеть со всех сторон.
3. Когда высохла краска на рисунке, выполненном на одном конце яйца, его можно перевернуть этим концом вниз и начинать расписывать дальше.
4. При разрисовке средней части яйца удобно держать его в руке, взяв пальцами оба его конца.
5. При выполнении писанок придумывайте свои узоры. Чем больше фантазии вы проявите, тем наряднее и интереснее получатся ваши работы.
Приступаем к работе.
Вначале нарисуйте рисунок на листе бумаги, потом перенесите его на болванку «яйцо» в карандаше. Затем аккуратно раскрасьте, высушите и порадуйтесь за прекрасный результат!
Какие рисунки можно нанести на яйцо, мы видим на слайде.
Ребята, дома вы можете вместе с родителями, сестрами и братьями, бабушками и дедушками сесть за большой круглый стол и дружно разрисовать пасхальные яички! Я уверена, что вы сумеете научить всех этому ремеслу! После праздника вы расскажете нам о своих успехах. А мы вместе порадуемся за вас. Постарайтесь сделать фотографии.чтоб сохранить в памяти это прекрасное событие и поделиться опытом с одноклассниками.
Ребята, а вы знаете, для чего делали писанки? Зачем создавали такую красоту?
Писанки дарили друг другу дети и взрослые. Считалось, что писанки в доме - это признак благополучия, согласия.
Использовали писанки и в разных веселых забавах, развлечениях и играх.
Ребята, а какие игры с яйцами вы знаете?
Раскручивали яйца на поверхности стола или на лавке - чье будет дольше вертеться.
Скатывали с положенной наклонно доски - чье яйцо покатится дальше.
Ударяли яйца друг о друга концами - чье самое крепкое.
Любимой пасхальной забавой всегда было катание яиц. Яйца катали с бугорочка. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. Опытные игроки выбирали яйца особой формы - чтобы легко разбивало другие яйца, а само оставалось цело.
Учитель: Давайте вспомним пасхальные приметы.
Детям раздаются 6 карточек, из которых нужно собрать 3 приметы.
Если пойдет дождь — ... (весна дождливая будет)
На Пасху небо ясное и солнце играет — ... (к хорошему урожаю и красному лету.)
На Пасху бросать и лить за окно нельзя — ... (Христос под окнами ходит)
Подведение итогов урока:
Что нового мы сегодня узнали на уроке?
Чему научились?
Да, сегодня на уроке вы освоили роспись яиц, узнали о маленьких хитростях, которые помогли вам превратить простую яичную скорлупу в настоящие произведения искусств. Ваша «писанка» будет чудесным подарком родным или друзьям.
Сможете вы дома провести праздник Пасхи?
Дома постарайтесь придумать очередной сюжет для нового яйца и небольшой рассказ, раскрывающий этот сюжет.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: «Пасха» Класс: «3» «Методы организации коллективной работы учащихся на уроке».
Главная дидактическая цель урока:Определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «Пасха», музыкальная фонетика, формирование навыков работы в группе, сообща, при распределении между...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
открытый урок на тему "Пасха-светлый праздник"
урок посвящен замечательному событию "Воскресение Христа". Дети знакомятся с традициями нашего народа , обрядами , песнями....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Разработка урока по теме "Пасха в Британии и России"
Конспект разработан для проведения мероприятия в апреле 2013г.Урок на тему «Пасха» нетрадиционный, который проходит по типу «ролевой игры». Дается характеристика праздника на английском и русско...
Методическая разработка урока по теме: "Пасха"
В процессе изучения иностранного языка большое внимание уделяется национальным и культурным традициям страны изучаемого языка. Особенно ...
Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Пасха в Германии".
Данный урок разработан для 8 класса (второй год обучения), изучающего немецкий язык как второй иностранный язык. Основная цель урока- развитие лингвострановедческих умений учащихся. На занятии предпол...
Комментарии
Приобщение детей к духовной
Приобщение детей к духовной культуре очень актуальна в воспитании детей. Идея вашей методической разработки помогут учителям в проведении данных уроков. Спасибо за публикацию!