Использование школьных традиций в развитии образовательного пространства
статья по теме
Статья о "Лихачевском проекте" ГБОУ школы № 47 имени Д.С.Лихачева.
"Лихачевский проект" - система работы, основанная на сохранении лучших традиций школы, определяющая уклад школьной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_shkolnyh_tradiciy.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
.Использование школьных традиций
в развитии образовательного пространства
Автор:
заместитель директора по ВР ГБОУ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №47
ИМЕНИ Д.С.ЛИХАЧЕВА
Е.А.Портнова
Наша школа носит имя Дмитрия Сергеевича Лихачева, который еще в 1990 году, размышляя о будущем, высказал очень важный прогноз. Идеи добра, построения гуманного общества обдуманы, проверены, выстраданы старшими поколениями. А фигура Дмитрия Сергеевича Лихачева имеет для нашей школы особое значение, и нам бы не хотелось отпускать этого человека в историю и делать из него икону.
Сегодня накоплен богатейший опыт деятельности педагогов и учеников, связанный со школьным музеем. Сложилась система работы, основанная на сохранении лучших традиций школы, гибко реагирующая на запросы времени, отражающая тенденции развития современного образования, формирующая новые традиции и определяющая уклад школьной жизни. Музей школы стал внутренним ресурсом, используя который можно решать вопросы воспитания и развития. Это с одной стороны. С другой стороны, мы живем в переломный момент, когда в обществе в целом и в образовании в частности, происходят коренные перемены. Приняты основные документы, определяющие стратегию развития образования. В них смещены акценты с обучения на воспитание и развитие ребенка, что находит свое отражение в структуре Образовательной программы школы, в которую, как составные части входят Программа духовно-нравственного развития и Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Именно поэтому стало понятно, что ресурсы, которые имеет школа, требуют серьезного переосмысления.
«Лихачевские чтения», которые когда-то были одним из направлений музейной работы, сегодня разрослись, вышли за ее пределы, стали самостоятельным проектом, который дает возможность вовлечь в работу и объединить всех учащихся с 1 по 11 классы. Использование проектных технологий позволяет реализовать деятельностный подход к воспитанию и развитию, востребованный самим временем.
Работа в проекте выстроена по горизонталям и вертикали. Каждая горизонталь – это годичный цикл работы, состоящий из системы мероприятий, по одному из направлений проекта (подпроект). В название каждой горизонтали вынесены высказывания Д.С.Лихачева.
Первая горизонталь – «Будь памятлив, в прошлом твой исток».
Цель этого направления проекта – организация процесса нравственного и патриотического воспитания. Деятельность в этом направлении подразумевает:
- организацию работы клуба «Друзья музея»;
- проведение Уроков истории школы, на которых изучается не только история нашего учебного заведения, но и история образования, культуры, общественной жизни, воинской славы России сквозь призму истории школы;
- проведение блокадных уроков;
- разработка и проведение тематических экскурсий;
- подготовка тематических выставок;
- подготовка ученических работ и участие в городской историко-краеведческой конференции школьников «Война. Блокада. Ленинград»;
- подготовка и участие в районном и городском конкурсе юных экскурсоводов школьных музеев.
Конечным продуктом реализации этого направления работы является выпуск очередного тома книги воспоминаний «Нить памяти».
Вторая горизонталь – «Письма о добром». В целях формировании нравственных ценностей в школе
- проводятся Уроки Лихачева в рамках классных часов и уроков истории и литературы;
- весь год – Марафон добрых дел;
- организуются встречи в дискуссионном клубе «Шаг навстречу».
Конечным продуктом реализации этого направления работы является постановка спектакля детской театральной студии «Маска» на духовно-нравственную тему.
Третья горизонталь – «Лихачевские чтения». Цель – организация процесса духовно-нравственного воспитания посредством популяризации философского, литературоведческого и культурологического наследия Д.С.Лихачева среди педагогов и учащихся. Ставшие традиционными «Лихачевские чтения» включают в себя:
- малые «Лихачевские чтения»;
- заключительную общешкольную открытую научно-практическую конференцию по социально-нравственным проблемам, которая и является конечным продуктом реализации этого направления проекта.
Четвертая горизонталь – «Твой дом – земля, твоя семья – человечество, береги их!».
Цель – развитие экологической грамотности, формирование ответственного отношения к своему здоровью. В рамках этого годичного цикла проводятся:
- неделя экологии;
- фотоконкурсы;
- традиционный осенний кросс;
- туристические выезды;
- личностно-ориентированные занятия в «ШГВ» ДДТ Петроградского района «Культура здоровья»;
- лекции, беседы, классные часы, объединенные одной темой «Популяризация здорового образа жизни».
Конечным продуктом является презентация деятельности цикла в текущем учебном году.
Пятая горизонталь - «Быть вместе». Современная школа вряд ли может успешно развиваться без сотрудничества с родителями. Мы хотим видеть их нашими социальными партнерами. Для этого:
- организовано сотрудничество со школьным родительским комитетом;
- проводятся дни открытых уроков для родителей;
- разработан именной школьный дневник, в который кроме привычных обязательных составляющих, вошел Моральный кодекс Д.С.Лихачева. Его высказывания расположены прямо на недельных страницах. Включенные в обыденность школьной жизни, они служат своего рода жизненным ориентиром;
- психологической службой школы организован Родительский лекторий;
- проводятся тематические родительские собрания;
- стала традиционной Неделя семьи;
- вместе с родителями и для родителей реализуется «Годовой круг школьных праздников»;
- вовлекаем родителей в программу по изучению своих семейных традиций, родословной.
Выставка «Мое древо жизни» - является конечным продуктом реализации этого цикла.
Шестая горизонталь – «Мир нашему дому». Это новая горизонталь проекта. Всем нам важно жить мирно в своей стране, своей семье, своей школе. Мы разные, но вместе. В рамках этого направления проводится конкурс видеороликов «Добрая школа». Они и являются конечным продуктом работы над проектом.
Круги годичных дел объединены общей целью: развитие ребенка. Так возникла вертикаль, своеобразный стержень, на который нанизываются годичные «кольца» модели. Это те дела, которые формируют и поддерживают осознание себя как ученика школы № 47 имени Д.С.Лихачева, задают вектор развития личности ребенка.
Начало вертикали – сентябрь 1 класса, когда в музее происходит посвящение первоклассников в ученики школы, а завершает эту вертикаль недавно появившаяся традиция написания учащимися 11 классов своих писем о добром – напутствия, своего рода духовного завещания ученикам школы.
Главным педагогическим эффектом реализации «Лихачевского проекта» я считаю создание на всем протяжении обучения ученика единого образовательного пространства, обеспечивающего воспитание и развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОУ
В статье представлен опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию ОУ средствами музейной педагогики....
Использование школьных традиций в развитии образовательного пространства
Статья о "Лихачевском проекте" ГБОУ школы № 47 имени Д.С.Лихачева. "Лихачевский проект" - система работы, основанная на сохранении лучших традиций школы, определяющая уклад школьной жизни....
Аннотация статьи: "Инклюзивное образование в реализации ФГОС: проблемы и значимость". По материалам Международной научно-практической конференции «Тенденции и перспективы развития образовательного пространства России» г. Москва, 22 – 24 апреля 2013 год
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4036613","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"315"}}]]Инклюзивное образование определяется, как процесс совместного в...
Педагогический совет по теме: «Освоение логики ФГОС второго поколения педагогическим сообществом как ресурс развития образовательного пространства школы»
Каковы ключевые особенности ФГОС?Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ.Человек XXI векаОриентированность на знания и использование...
Школьный музей - как инновационное образовательное пространство школы
Время не стоит на месте. Обновления качества образования требует от нас новых подходов в обучении, новых технологий. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС ООО, определяют цели образования как об...
Программа "Школьный Медиацентр как единое образовательное пространство для социализации обучающихся"
Дополнительная образовательная программа для учащихся 1-11 классов "Школьный Медиацентр как единое образовательное пространство для социализации обучающихся"...