Школьный музей - как инновационное образовательное пространство школы
методическая разработка (6 класс)
Время не стоит на месте. Обновления качества образования требует от нас новых подходов в обучении, новых технологий. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС ООО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Актуальность темы заключается в том, что в современных условиях роль школьных музеев стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления работы школьных музеев достаточно обширны, что позволяет активно включать его в целостное образовательное пространство школы
Целью создания и деятельности школьного музея является содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, сохранению исторического прошлого и уважительного отношения к старшему поколении
Таким образом, основные задачи школьного музея следующие:
– участие в совершенствовании образовательного процесса в школе;
– участие в формировании, обеспечении сохранности и рациональном использовании музейного фонда;
– участие в научно-исследовательской деятельности;
– проведение внеклассных мероприятий среди учащихся
Школа является одним из источников формирования гражданско-патриотического воспитания. В образовательном учреждении МБОУ «Зарубинская ООШ», работа в нашем музее «Исток» дает возможность обучающимся постигать прошлое, изучать традиции и обычаи своего народа. На уроках истории, географии, биологии и уроках краеведения мы широко используем фонды школьного музея: экспонаты, связанные с ВОВ, коллекции полезных ископаемых, чучела животных, фотофонд музея. По материалам музея обучающиеся пишут рефераты, делают сообщения на уроках, проводят познавательные, интересные экскурсии и мероприятия.
Материалы из музейного фонда не просто пылятся на полках музея, его используют учителя истории, литературы, начальных классов на своих уроках, они применяют разные приемы работы: рассказ учителя, самостоятельное ознакомление с экспонатами, комментирование документов и текстов, сравнительный анализ, беседа, обмен мнениями, экскурсии, прослушивание ученических сообщений и сочинений и т.д.
Использование материалов музея можно разделить на три направления:
1. Исследовательская деятельность.
2. Уроки. Учебная экскурсия
3. Внеклассные занятия.
Первое направление. Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность способствует формированию способности критического восприятия фактов, умения их анализировать, побуждает к творчеству. Исследовательская работа позволяет обучающимся под руководством учителя внести свой, пусть и небольшой, но реальный вклад в развитие истории музея, увидеть специфику исторического, социологического и других видов исследования, а главное – получить опыт исследовательской деятельности.
Мои ученики, почти все – краеведы, собираем экспонаты всей школой. Собирательская работа даёт широкий диапазон исследовательской деятельности главная цель, которой – научить детей самостоятельно осуществлять поиск и работать творчески. Ребята в ходе работы получают новые знания, открывают для себя новый мир. И подтверждение есть – это участие в Банзаровских чтениях, НПК «Шаг в будущее, «Первые шаги», и в конкурсе «С рюкзаком по родному краю»», где показывают хорошие результаты своей исследовательской работы, результат - многочисленные дипломы и грамоты, полученные ребятами!
Также ребята ведут поисковую работу, которая способствует обогащению музейного фонда предметами крестьянского быта. Встречи с жителями села во время сбора экспонатов оказывают благотворное воздействие на школьников. Здесь происходит формирование коммуникативных навыков. Представители старшего поколения с радостью делятся своими житейскими впечатлениями, рассказывают об укладе народной жизни, дарят старинные вещи для музея. Постепенно у школьников происходит как бы переоценка ценностей: то, что раньше не замечалось, наполняется новым смыслом, новым содержанием.
В «Исследовательской деятельности» совместно с учащимися были созданы следующие проекты:
- «Улица в честь героя Ульянова К.И.»;
- «Директора школы»;
- «Книга памяти»;
- «Археологические памятники села»
- «Война в моей семье»;
- «Моя родословная».
- «Ботанический памятник природы «Гора Хараты»
Второе направление – уроки, учебная экскурсия
В своей работе применяю различные виды учебной деятельности: Это
- учебная экскурсия;
-урок- экскурсия в музей;
-использование музейных материалов в качестве учебных пособий учащимися и учителями на уроке;
Урок экскурсия в музей активизирует восприятие ребят, т.к.: информация в музее конкретна, обладает предметной наглядностью, музейный предмет воздействует на чувства человека. Все это помогает формировать у ребят конкретные представления, обеспечивает прочность запоминаний, развивает логическое мышление. В музее проводятся уроки физики при изучении темы «Механика», когда дети знакомятся с устройством проигрывателей и швейной машинки, экспонаты которых выставлены в музее, здесь часто проходят уроки истории, рассказывающие о сражениях в ВОВ, оформлены стенды «Ветераны ВОВ и труженики тыла», «Дети войны». Часто используется материал музея и на уроках географии. Так при изучении «Состав населения» в 8 классе мы идём в музей и изучаем культуру, обычаи наших предков, обращаемся к стенду «Этнография села Зарубино. При изучении тем «Горные породы и минералы», «Полезные ископаемые» учащиеся знакомятся с имеющейся коллекцией минералов нашей Бурятии, которая постепенно пополняется за счёт сбора горных пород во время выезда на экскурсии учащимися, учителями и родителями, которые мы можем предложить в качестве обмена или реализации готовой продукции.
Учебная экскурсия играет вспомогательную роль по отношению к основному учебно – воспитательному процессу, являясь методом обучения ребят музейными средствами. Ее главный отличительный признак - тесная связь с учебной школьной программой, которая определяет тему экскурсии, ее содержание, отбор объектов показа, приемы показа, методику проведения экскурсии. Учебную экскурсию проводит учитель – предметник. Тематика экскурсий разнообразна, распространяется на все отрасли знания, которые обеспечены материалами в школьном музее: историю, географию, краеведение, литературное чтение и т.д. Учащихся, с хорошей дикцией также привлекаю к экскурсионной и лекционной деятельности. А дети с творческими способностями, талантливые в художественно-прикладном искусстве помогают в оформлении музейных материалов.
Третье направление. Воспитательная работа.
Школьный музей является базой для патриотического воспитания. В музее проходят интересные классные часы, викторины, конкурсы чтецов и уроки мужества. В своей урочной и внеурочной деятельности я стремлюсь воспитывать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, гордиться прошлым своего народа – в этом основа деятельности школьных музеев.
На сегодняшний день, моя задача как учителя географии и руководителя школьного музея «Исток» заключается в развитии интереса учащихся к изучению и приобщению исторического прошлого к национальным и культурным традициям нашего народа. Мы с ребятами уже провели различные акции:
- Акция «Реликвия моей семьи» - в ходе, которой выявили, что в каждой семье есть вещи, которые памятны и дороги;
- Акция «Профессии села» - ребята узнали, какие профессии популярны в сельской местности;
- Акция «Горжусь своими корнями» - здесь ребята изучили и наглядно оформили древо своей семьи.
- Акция «День дарения» - здесь учащиеся познакомились со значением праздника «День музея», который ежегодно проводится 18 мая. В этот день музей принимает в дар от жителей села предметы старины: домашнюю утварь, одежду, документы, фотографии, различную электронику, марки, значки, которые пополнят коллекцию музея.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что роль школьного музея в образовательном процессе велика. Это и развитие познавательных интересов, и воспитание творческой и общественной активности учащихся.
Краеведческий музей является неотъемлемой частью общешкольного организма, являясь частью образовательного пространства, закладывает основы и способствует развитию нравственного и патриотического воспитания учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный информационный центр, как основа единого образовательного пространства школы.
Школьный информационный центр, как основа единого образовательного пространства школы....
«Школьный музей в образовательном пространстве школы полного дня (интеграция основного и дополнительного образования школьников)»
Музей сотрудничает с различными организациями – дошкольным учреждением, советом ветеранов, воскресной школой, другими музеями....
Статья по теме "Роль школьной газеты в образовательном пространстве школы: из опыта работы"
В статье обощается опыт работы по созданию школьной газеты....
Темы обсуждения и библиография к городскому семинару «Музей в образовательном пространстве школы.
Темы обсуждения и библиография к городскому семинару «Музей в образовательном пространстве школы. Межпредметные связи: отражение истории Первой Мировой войны на страницах еженедельного жур...
Музей – центр образовательного пространства школы
В помощь руководителям школьных музеев....
Инновационный проект «Арт - педагогика в образовательном пространстве школы в условиях реализации ФГОС средствами детского творческого объединения «Территория творчества»»
Инновационный проект «Арт - педагогика в образовательном пространстве школы в условиях реализации ФГОС средствами детского творческого объединения «Территория творчества»» опр...
Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)
Содержание общего образования характеризуется современными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...
- Мне нравится (1)