РОЛЬ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОУ
статья по теме
В статье представлен опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию ОУ средствами музейной педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_muzeya.docx | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Петрова Ирина Борисовна
МОУ СОШ №2 п. Спирово (с. Выдропужск)
iren-veritas2011@yandex.ru
РОЛЬ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОУ
Противоречие между необходимостью формирования общей культуры личности и условиями организации учебного процесса можно разрешить средствами музейных технологий в пространстве школьного музея, поскольку музей позволяет расширить образовательный процесс, сделать его объемным и вариативным. Учебный процесс в рамках школьного музея становится наглядным, конкретным, в контексте исторических событий и социально-экономических условий. Пространство школьного музея увеличивает спектр направлений образовательной деятельности ребенка. Именно в музее мы выходим за пространство привычной школы и расширяем возможности выбора веера социальных ситуаций. Краеведение даёт возможность использовать на уроках истории фактический местный материал, что вызывает у детей естественный интерес к прошлому родного села и людям, живущим рядом с ними.
Практическая значимость исторического краеведения – участие в решении задач учебно-воспитательного процесса школы. Историческое краеведение помогает учащимся приобщиться к исследованию родного края в разных формах – от простейших описаний до серьёзных исследовательских работ, имеющих общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности. Центральное место в системе краеведческой работы занимает школьный музей, материалы которого широко используются в учебном процессе и во внеклассной работе.
История музея школы с. Выдропужск насчитывает более 25 лет. За этот период накоплен богатый материал и опыт музейной работы. Экспозиция музея составляет более 1000 экспонатов в разделах «Природа родного края», «История села Выдропужск», «История образования в нашем крае», «История колхоза «Свободный труд», «Уголок крестьянского быта». В настоящее время в Совете музея занимаются 20 учащихся 4-9 классов в возрасте от 10—15 лет, в музейную деятельность вовлечена вся школа. В музейном пространстве проходят вечера, встречи с интересными людьми, диспуты, концерты.
Методическая многоплановость, разнообразие в содержании деятельности музея, педагогически продуманное сочетание различных приёмов и форм работы обеспечивают высокий учебно-воспитательный эффект всей деятельности школьного музея. Деятельность музея базируется на следующих принципах:
- систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом
- постоянное пополнение экспозиции, актуализация её содержания
- строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов
- проведение учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности музея
- использование разнообразных приёмов и форм учебной и внеурочной работы
- творческая инициатива учащихся
- связь с общественностью, жителями населённого пункта, с государственными музеями и архивами, ОУ.
Деятельность музея в образовательном пространстве школы заключается в сочетании традиционных технологий и музейной педагогики сотрудничества, в тесном взаимодействии Совета музея и социума, в создании разновозрастных и разноуровневых групп детей.
В школьном музее учащиеся активно проводят поисковую и исследовательскую работу, разрабатывают проекты: краткосрочные - «История одной вещи», среднесрочные - «История моей улицы», «Моя родословная» , долгосрочные - «Летопись родного края», «Дорогой героев, дорогой отцов».
Совет школьного музея поддерживает активную связь с семьями участников Великой Отечественной войны, оказывает шефскую помощь, проявляет заботу и милосердие ветеранам войны, ухаживает за растениями парка и обелиском памяти погибших в годы войны.
В музее оформлен стендовый материал по истории, собраны видеозаписи и интервью с участниками боевых сражений. За последние годы многие ветераны войны ушли из жизни, поредели ряды вчерашних боевых солдат, но их живой голос останется навсегда в памяти односельчан и будет долгие годы рассказывать новым поколениям о чудовищной Великой Отечественной войне, о героизме, стойкости и мужестве русских солдат.
Совет музея ежегодно проводит мониторинг достижений учащихся. По итогам рейтинга ученику в первый год присваивается звание «Школьный экскурсовод». По истечении двух лет работы в музее присваивается звание «Краевед – исследователь». Звание заверяется удостоверением. Далее учащиеся продолжают исследовательскую работу по индивидуальным и групповым проектам. Школьники работают в архивах, знакомятся с исторической литературой
В школьном музее занимаются не только успешные и одарённые дети, но и учащиеся с девиантным поведением. Музей поддерживает таких детей, оказывает помощь в социализации, осуществлении выбора жизненного пути. Программа музея рассчитана на перспективу, постоянно обновляется и совершенствуется, соответствует времени и требованиям, в настоящее время
- разрабатывается проект «Литературное и художественное краеведение»,
- готовятся к изданию буклеты и брошюры « Мои земляки – воины Великой Отечественной войны», «Династии педагогов»
- создаётся «Медиатека и видеотека истории села»
Сегодня в школе формируется виртуальный музей «Великие знаменитые соотечественники», где собраны разнообразные материалы о жизни и творчестве архитектора XVIII века С.И.Чевакинского, ученых-славистах братьях Лавровских, о герое Советского Союза, летчике-испытателе С.Г. Бровцеве, Героях Соцтруда Гагановой В.И. и Рассказове А.И.
Имеющийся материал постоянно пополняется в результате поисковой деятельности. Удалось отыскать правнука Н.А.Лавровского, который передал в дар музею много материалов о семье ученого.
Работа ориентирована на создание атмосферы душевной теплоты, взаимного доверия и уважения. В музей обращаются жители села, приезжие родственники с целью получения необходимой информации по различным вопросам. Известный телеведущий М.Ширвиндт, создавая видеофильм программы «Хочу все знать» использовал материал музея. Посетитель Недоростков В.А. оставил в книге отзывов поэтические строки: «По четным дням, и даже по нечетным хочу быть посетителем почетным, чтоб видеть не музей, а храм науки, что создали с любовью чьи-то руки…»
Для учащихся прикосновение к жизненному опыту, или подвигу своих односельчан усиливает чувство любви к родине, к своему народу, вызывает искреннее, глубокое сопереживание. А приобретение в ходе музейной работы знаний и умений оказывается полезным и нужным, какую бы профессию в будущем не избрали школьники. Ведущая идея такой организации воспитания состоит в том, что в центре нее находится личность учащегося, готовая включиться и внести свой индивидуальный вклад в развитие общества. Такими социально-педагогическими условиями деятельности учащихся выступают:
- атмосфера партнерских дружеских отношений между подростками и взрослыми в процессе социально-инициативной деятельности;
- «ситуации успеха» подростков в процессе реализации социальных инициатив;
- высокий уровень готовности подростковой группы к совместному осуществлению социально значимой деятельности, проявляющейся в устойчивой потребности, высоком уровне организованности и сплоченности;
- активная жизненная позиция педагогов, осуществляющих вместе с детьми социально - инициативную деятельность;
- участие государственных структур в сотрудничестве с инициативной группой.
Сопутствующими стимулами при этом выступают “ситуации успеха” подростков, радость индивидуального и совместного творческого труда, стремление к воплощению своей социально-значимой идеи в реальность. Благодаря тому, что дети вовлечены в социально-инициативную деятельность, происходит личностный рост подростка, осознание своих возможностей и способностей, углубление сферы эмоциональных переживаний. Ребенок, получая признание и осознавая возможность самореализации в одном или нескольких видах социальной деятельности, участвуя в благотворительных акциях, стремится к достижению подобного успеха в любой другой ситуации. Приобретенный социальный опыт в краевых, городских и районных конкурсах, активизирует стремление подростков участвовать в самоуправлении своей организации, районных и краевых научно-практических конференциях школьников, в совместной деятельности с другими детскими и молодежными общественными организациям. Музей в настоящее время тесно сотрудничает с настоятелем прихода отцом Георгием (Беляев Ю.И.). Разработан маршрут «Православные святыни с. Выдропужск). Традиционными стали встречи с ребятами летнего православного оздоровительного лагеря «Дружины Георгия Победоносца» из Москвы. Для них проводятся тематические экскурсии, в конце смены команда гостей встречается с командой школы на «Краеведческой викторине» по истории села и района.
В ходе реализации проекта «Дорогой героев, дорогой отцов» установилось сотрудничество с музеем школы с. Вязноватовка Воронежской области. В этом селе в 1942 году погиб наш земляк А.И.Загорский, в течение нескольких часов в одиночку отбивая атаку немецких танков. Совет музея установил переписку с учащимися школы, планируется экспедиция к месту захоронения земляка. В результате общения со сверстниками из другой области собран материал о подвиге земляка, установлено общение и обмен опытом по работе школьных музеев, так как в Вязноватовской школе действует школьный краеведческий музей.
В условиях погружения в непрерывный творческий процесс, каждый ребенок имеет возможность пройти путь от простого любопытства и случайного интереса до потребности в социально-значимой деятельности. Эта деятельность позволяет добиваться поставленных целей в рамках гражданского воспитания и формировать активную жизненную позицию школьников.
Наиболее эффективными моделями жизненных ситуаций для школьников являются театральные представления, в которых дети играют роли статистов, актеров, режиссеров, сценаристов. Посредством выверенной театральной игры учащийся может «превратить себя» в персонажа определенной исторической эпохи и обстановки, которая представлена в музее. Но, чтобы сыграть эту роль, школьник должен узнать всё о своём «герое», о времени, в котором он действовал, о предметах, которые его окружали, а потом, в школьном музее, рассмотреть и изучить экспонат.
За последние годы были разработаны сценарии театрализованных представлений, которые использовались во время проведения Дней сельского поселения («На постоялом дворе», «Село родное»), к 300-летию со дня рождения С.И.Чевакинского «Музыка его души…», на православном празднике « Образ Выдропуской чудотворной иконы»
Ярко проявляются ожидаемые результаты:
а) на уровне социума
– рост престижа и значимости музея на селе,
- формирование профессиональной направленности выпускников
- создание Банка краеведческих проектов
б) на уровне группы
- расширение кругозора
- интеллектуальный и духовный рост познавательной активности учащихся
в) на уровне личности
– участие в НПК «Шаг в будущее», «Летопись родного края»
- музейная журналистика, публикация исследовательских работ в СМИ
- повышение уровня самооценки, возможности самоопределения и самореализации
- создание «Портфолио ученика»
Итак, современный школьный музей является «особым пространством для работы с детьми, так как ориентирован на решение образовательных, коррекционных, реабилитационных, воспитательных задач, выполняемых педагогами и специалистами в интересах детей, семьи и школы. Музей в школе раскрывает творческое начало в ребенке, предоставляя широкие возможности для развития дополнительного образования и социализации учащихся.
Литература:
Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России// Внешкольник. – 1997. - №9
Вишина Г.В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования. Дис. кан. пед. наук . Белгород, 1999. – 169 с.
Выгодский Л.С. Педагогическая психология. Под. ред. Давыдова В.В.- М.: Педагогика, 1991 г.
Детские музеи в России и за рубежом. – М, 2001.
Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота – подросткам. – Ивантеевка.: Детское объединение «Глаголь», 1994.
Ребёнок в музее. Новые векторы детского музейного движения. Учебное пособие для вузов. - М.:РИК, "Академический Проект", 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы школьного краеведческого музея
Учебно-тематический план для 1-11 классов....
Анализ работы школьного краеведческого музея
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы является гражданско-патриотическое воспитание. Координирующим и направляющим центром этой работы стал школьный краеведческий ...
Визитная карточка школьного краеведческого музея
Специфика содержания школьного краеведческого музея характеризуется многопредметной направленностью – археология, история края, Новосибирской области, города, района, история школы....
Использование экспозиций школьного краеведческого музея на уроках и во внеклассной работе в деле воспитания патриотизма.
Статья "Использование экспозиций школьного краеведческого музея на уроках и во внеклассной работе в деле воспитания патриотизма"....
Анализ деятельности школьного краеведческого музея "Летопись" 2012-2013 г.
Анализ работы школьного краеведческого музея за 2012-2013 учебный год....
Роль школьного краеведческого музея в поликультурном воспитании учащихся
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции "Этнокультурное образование:опыт и перспективы", 2013 год....