Методическая разработка классного часа "Михаил Илларионович Кутузов"
классный час (8 класс) по теме
Задачи классного часа :
1. На примере жизни и деятельности М. И. Кутузова воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины, гордость за героические подвиги русского народа.
2. Развивать познавательную активность обучающихся к истории и историческим лица.
3. Развивать долговременную память, монологическую речь, умение находить из разных источников необходимый материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kutuzov_m.i..zip | 44.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс «Недаром помнит вся Россия »
Михаил Илларионович Кутузов
Методическая разработка классного
часа для обучающихся 8 класса
Коваленко Татьяна Дмитриевна учитель географии
Место работы: ГКОУ РО школа-интернат VIII вида г. Донецка
Классный час
«Михаил Илларионович Кутузов»
Цель:
Формирование патриотического отношения к боевым событиям и историческим лицам в истории нашей страны.
Задачи:
1. На примере жизни и деятельности М. И. Кутузова воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины, гордость за героические подвиги русского народа.
2. Развивать познавательную активность обучающихся к истории и историческим лица.
3. Развивать долговременную память, монологическую речь, умение находить из разных источников необходимый материал.
Оборудование:
Репродукции картин:
- Портрет М.И. Кутузова Д. Доу, 1829;
- М.И. Кутузов. По рисунку Харпвуда, 1813;
- Кутузов во время Бородинской Битвы. А. Шепелюк, 1951;
- Военный совет в Филях. А.Д. Кившенко
Предварительная работа:
Обучающимся было дано задание подготовить выступления по темам:
- «Военные заслуги М. И. Кутузова»
- «Память о народном полководце».
Ход мероприятия:
I этап. Биография М. И. Кутузова.
Выступление учителя с показом репродукций картин.
2012 год указом президента РФ Д.А. Медведевым объявлен годом истории. В этом году исполняется 200 лет победе русской армии в Отечественной войне 1812 года, победу русская армия одержала под руководством Михаила Илларионовича Кутузова. Этой выдающейся исторической личности и посвящается классный час.
Михаил Илларионович Голенищев - Кутузов родился в 1745 году. С семи лет Михаил обучается дома, в июле 1759 года отдан в Дворянскую Артиллерийскую и Инженерную школу, где преподавал артиллерийские науки его отец. Уже в декабре того же года Кутузову дают чин кондуктора 1-го класса с приведением к присяге и назначением жалованья. Способный юноша привлекается для обучения офицеров. В феврале 1761 года Михаил окончил школу и с чином инженер-прапорщика был оставлен при ней для обучения воспитанников математике. Расторопно управляя канцелярией Михаил, сумел быстро заслужить чин капитана в 1762 году. В том же году назначен командиром роты Астраханского пехотного полка, которым в это время командовал полковник А. В. Суворов.
В 1770 году был переведён в 1-ю армию генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева, находившуюся на юге, и принял участие в начавшейся в 1768 году войне с Турцией.
Большое значение в формировании Кутузова как военачальника имел боевой опыт, накопленный им в период русско-турецких войн 2-й половины XVIII века под руководством полководцев П. А. Румянцева и А. В. Суворова. В период русско-турецкой войны 1768-74 гг.
В 1772 году произошёл случай, оказавший, по утверждению современников, большое влияние на характер Кутузова. В тесном товарищеском кругу 25-летний Кутузов, умеющий подражать манере поведения, позволил себе передразнить главнокомандующего Румянцева. Фельдмаршал узнал об этом, и Кутузов отправлен переводом во 2-ю Крымскую армию под командованием князя Долгорукого. С того времени у него выработались сдержанность и осторожность, он научился скрывать мысли и чувства, то есть приобрёл те качества, которые стали характерными для его будущей полководческой деятельности.
В июле 1774 Девлет Гирей высадился с турецким десантом в Алуште, однако туркам пройти вглубь Крыма не позволили. 23 июля 1774 года в сражении у деревни Шума севернее Алушты трёхтысячный русский отряд разгромил главные силы турецкого десанта. Кутузов, командовавший гренадерским батальоном Московского легиона, был тяжело ранен пулей, пробившей левый висок и вышедшей у правого глаза, который «искосило», но зрение сохранилось, вопреки расхожему мнению.
По возвращении в Россию с 1776 вновь на военной службе. В ноябре 1784 получил чин генерал-майора после успешного подавления восстания в Крыму. С 1785 был командиром им же сформированного Бугского егерского корпуса. Командуя корпусом и обучая егерей, он разработал для них новые тактические приёмы борьбы и изложил их в особой инструкции.
Успешно участвовал в русско-турецкой войне, в русско-польской войне. В 1795 был назначен главнокомандующим над всеми сухопутными войсками, флотилией и крепостями в Финляндии и одновременно директором Сухопутного кадетского корпуса. Многое сделал для улучшения подготовки офицерских кадров: преподавал тактику, военную историю и другие дисциплины. Екатерина II ежедневно приглашала его в своё общество, он провел с ней и последний вечер перед её кончиной.
В 1804 г. Россия вошла в коалицию для борьбы с Наполеоном, и в 1805 русское правительство послало в Австрию две армии; главнокомандующим одной из них был назначен Кутузов. В сентябре 1806 Кутузов назначен военным губернатором Киева. В марте 1808 Кутузов был направлен командиром корпуса в Молдавскую армию, однако ввиду возникших разногласий по вопросам дальнейшего ведения войны с главнокомандующим генерал-фельдмаршалом А. А. Прозоровским в июне 1809 Кутузова назначили литовским военным губернатором.
В 1811 году, когда война с Турцией зашла в тупик, а внешнеполитическая обстановка требовала эффективных действий, Александр I назначил Кутузова главнокомандующим Молдавской армией вместо умершего Каменского. После успешных для России военных событий, Турция была вынуждена вступить в переговоры.
В начале Отечественной войны 1812 года генерал Кутузов был избран в июле начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. На начальном этапе Отечественной войны 1-я и 2-я Западные русские армии откатывались под натиском превосходящих сил Наполеона. Неудачный ход войны побудил дворянство требовать назначения командующего, который бы пользовался доверием русского общества. Ещё до оставления русскими войсками Смоленска Александр I вынужден был назначить генерала-от-инфантерии Кутузова главнокомандующим всеми русскими армиями и ополчениями. За 10 дней до назначения царь пожаловал (29 июля) Кутузову титул светлейшего князя. Назначение Кутузова вызвало патриотический подъём в армии и народе.
Большое превосходство противника в силах и отсутствие резервов вынудили Кутузова отступать вглубь страны, следуя стратегии своего предшественника Барклая де Толли. Дальнейший отход подразумевал сдачу Москвы без боя, что было недопустимо как с политической, так и с моральной точки зрения. Получив незначительные подкрепления, Кутузов решился дать Наполеону генеральное сражение, первое и единственное в Отечественной войне 1812 года. Бородинское сражение, одна из крупнейших битв эпохи наполеоновских войн, произошло 26 августа (7 сентября). За день боя русская армия нанесла тяжёлые потери французским войскам, но и сама по предварительным подсчётам к ночи того же дня потеряла почти половину личного состава регулярных войск. Баланс сил, очевидно, не сместился в пользу Кутузова. Кутузов принял решение отойти с бородинской позиции, а затем, после совещания в Филях (ныне район Москвы), оставил Москву. Тем не менее, русская армия показала себя достойно при Бородино, за что Кутузов 30 августа (11 сентября) произведён в генерал-фельдмаршалы.
Потерпев неудачу в своих попытках заключить мир с Россией, Наполеон 7 (19) октября начал отход из Москвы. Он пытался провести армию в Смоленск южным путём через Калугу, где имелись запасы продовольствия и фуража, но 12 (24) октября в сражении за Малоярославец был остановлен Кутузовым и отступил по разорённой Смоленской дороге. Русские войска перешли в контрнаступление, которое Кутузов организовал так, чтобы армия Наполеона находилась под фланговыми ударами регулярных и партизанских отрядов, причем Кутузов избегал фронтального сражения большими массами войск.
Благодаря стратегии Кутузова огромная наполеоновская армия была практически полностью уничтожена. Особо следует отметить, что победа была достигнута ценой умеренных потерь в русской армии. Князь Кутузов, по отзывам современников и историков, ни с кем не делился своими замыслами, его слова на публику часто расходились с его приказами по армии, так что истинные мотивы действий прославленного полководца дают возможность различных толкований. Но конечный результат его деятельности неоспорим — разгром Наполеона в России, за что Кутузов был удостоен ордена Св. Георгия 1-й степени, став первым в истории ордена полным Георгиевским кавалером.
В январе 1813 года русские войска перешли границу и к концу февраля достигли Одера. К апрелю 1813 войска вышли к Эльбе. 5 апреля главнокомандующий простудился и слёг в небольшом силезском городке Бунцлау (ныне территория Польши). Александр I прибыл проститься с очень ослабевшим фельдмаршалом. За ширмами около постели, на которой лежал Кутузов, находился состоявший при нём чиновник Крупенников. Последний диалог Кутузова, подслушанный Крупенниковым и переданный гофмейстером Толстым: «Прости меня, Михаил Илларионович!» — «Я прощаю, государь, но Россия вам этого никогда не простит». На следующий день, 16 (28) апреля 1813, князя Кутузова не стало. Тело его было забальзамировано и отправлено в Санкт-Петербург, где погребено в Казанском соборе.
Михаил Илларионович Голени́щев-Куту́зов (1745—1813) — главнокомандующий русскими армиями во время Отечественной войны 1812 года, первый полный кавалер ордена Святого Георгия. В 1812 г. получил чин генерал-фельдмаршала и титул светлейшего князя Смоленского.
II этап. Военные заслуги великого полководца.
Обучающийся 1.
В декабре 1790 отличился при штурме и взятии Измаила, где командовал 6-й колонной, шедшей на приступ. Суворов так изложил действия генерала Кутузова в донесении: «Показывая собою личный пример храбрости и неустрашимости, он, преодолел под сильным огнем неприятеля все встреченные им трудности; перескочил чрез палисад, предупредил стремление турок, быстро взлетел на вал крепости, овладел бастионом и многими батареями… Генерал Кутузов шёл у меня на левом крыле; но был правою моей рукою.»
После взятия Измаила Кутузова произвели в генерал-поручики, наградили Георгием 3-й степени и назначили комендантом крепости. Отразив попытки турок овладеть Измаилом, он 4 (16) июня 1791 внезапным ударом разгромил 23-тысячное турецкое войско при Бабадаге. В Мачинском сражении в июне 1791 года Кутузов нанёс сокрушительный удар по правому флангу турецких войск. За победу под Мачином Кутузов удостоился ордена Георгия 2-й степени.
Обучающийся 2.
В 1804 г. Россия вошла в коалицию для борьбы с Наполеоном, и в 1805 русское правительство послало в Австрию две армии; главнокомандующим одной из них был назначен Кутузов. В августе 1805 года 50-тысячная русская армия под его командованием двинулась в Австрию. Не успевшая соединиться с русскими войсками австрийская армия была разгромлена Наполеоном в октябре 1805 под Ульмом. Армия Кутузова оказалась один на один с противником, обладавшим значительным превосходством в силах. Сохраняя войска, Кутузов в октябре 1805 г. совершил отступательный марш-манёвр протяжённостью в 425 км от Браунау к Ольмюцу и, нанеся поражение И. Мюрату под Амштеттеном и Э. Мортье под Дюренштейном, вывел свои войска из-под нависшей угрозы окружения. Этот марш вошёл в историю военного искусства как замечательный образец стратегического манёвра.
Обучающийся 3.
В начале Отечественной воны 1812г. большое превосходство противника в силах и отсутствие резервов вынудили Кутузова отступать вглубь страны, следуя стратегии своего предшественника Барклая де Толли. Дальнейший отход подразумевал сдачу Москвы без боя, что было недопустимо как с политической, так и с моральной точки зрения. Получив незначительные подкрепления, Кутузов решился дать Наполеону генеральное сражение, первое и единственное в Отечественной войне 1812 года. Бородинское сражение, одна из крупнейших битв эпохи наполеоновских войн, произошло 26 августа. За день боя русская армия нанесла тяжёлые потери французским войскам, но и сама по предварительным подсчётам к ночи того же дня потеряла почти половину личного состава регулярных войск. Кутузов принял решение отойти с бородинской позиции, а затем, после совещания в Филях, оставил Москву. Тем не менее русская армия показала себя достойно при Бородино, русская армия осталась непобежденной. Был надломлен моральный дух наполеоновской армии и ослаблена наступательная активность, развеян миф о непобедимости наполеоновской армии. Кутузов 30 августа (11 сентября) произведён в генерал-фельдмаршалы.
Обучающийся 4.
М. И. Кутузов стал первым из 4 полных Георгиевских кавалеров за всю историю ордена.
III этап. Ребус «Кутузов».
3 5
1 | 2 | 4 | 6 | 7 | ||
К | у | т | у | з | о | в |
- Именем какого генерала, участника Бородинского сражения названа Курганная батарея? (Раевский)
- Учитель и сподвижник М. И. Кутузова. (Суворов)
- Автор строк «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (Лермонтов)
- Руководил крестьянским партизанским отрядом в Московской губернии. За самоотверженные действия получил орден Георгиевский крест из рук самого Кутузова. (Курин)
- Армия противника в Отечественной войне 1812 года (французская).
- Награда в честь Кутузова за военные заслуги перед Родиной в период Великой Отечественной войны (орден).
- Русский военачальник, генерал, поэт-партизан. Инициатор создания подвижных конных партизанских команд. (Давыдов)
IV этап. Народная память о великом полководце.
Обучающийся 1.
- Во время Великой Отечественной войны в СССР были учреждены ордена Кутузова 1-й, 2-й (29 июля 1942) и 3-й (8 февраля 1943) степени. Ими награждено около 7 тысяч человек и целые воинские части.
- В честь М. И. Кутузова был назван один из крейсеров ВМФ.
- Именем М. И. Кутузова назван астероид 2492 Кутузов.
- В Москве существуют Кутузовский проспект (проложен в 1957—1963 годах,), Кутузовский переулок и Кутузовский проезд (названы в 1912 году), станция Кутузово (открыта в 1908 году) Московской Окружной железной дороги, станция метро «Кутузовская» (открыта в 1958 году), улица Кутузова.
- Во многих городах России есть улицы имени Кутузова, есть она и у нас в г. Донецке.
Обучающийся 2.
- В память о славных победах русского народа великому полководцу М. И. Кутузову воздвигнуты памятники: их насчитывается 17, география расположения обширна: Москва, Санкт-Петербург, Смоленск, Великий Новгород, Калининград, Украина, Польша.
V. Заключительный этап.
Сегодня мы с вами близко познакомились с выдающимся русским полководцем. Закончим наш классный час стихотворением А. С. Пушкина, которое он посвятил М. И. Кутузову. Читает обучающийся.
Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой...
Все спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамен нависший ряд.
Под ними спит сей властелин,
Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех её врагов,
Сей остальной из стаи славной
Екатерининских орлов.
В твоем гробу восторг живёт!
Он русский глас нам издаёт;
Он нам твердит о той године,
Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине:
«Иди, спасай!» Ты встал — и спас...
Внемли ж и днесь наш верный глас,
Встань и спасай царя и нас,
О старец грозный! На мгновенье
Явись у двери гробовой,
Явись, вдохни восторг и рвенье
Полкам, оставленным тобой!
Явись и дланию своей
Нам укажи в толпе вождей,
Кто твой наследник, твой избранный!
Но храм — в молчанье погружен,
И тих твоей могилы бранной
Невозмутимый, вечный сон...
Список использованной литературы:
1. История. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Издательский дом «Дрофа»,1998.
2. Монахов А.Л. Путеводитель по Музею-панораме «Бородинская битва». – М.: ИФ «СОРЕК-ПОЛИГРАФИЯ», 2004.
3. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х томах. Т.1. – М.: Художественная литература, 1985.
4. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т.1.- М.: Педагогика-Пресс,1990.
5. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т.2.- М.: Педагогика-Пресс,1993.
6. Я познаю мир: Детская энциклопедия; История. – М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
7. www.ru.wikipedia.org/wiki/ Кутузов_Михаил_Илларионович.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа "Ремесло и искусство"
Работа по профориентации школьников должна проводиться постоянно. Данная разоаботка позволит развить коммуникативные способности учащихся; привить учащимся понимание ценности труда и ремесла ...
Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»
Классный час – телепередача «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями. 2. Выявление профессиональных склон...
Методическая разработка классного часа ко Дню матери
Формирование нравственных ценностей, нравственных ориентиров учащихся...
Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"
Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...
Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"
РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...