Методическая разработка классного часа ко Дню матери
классный час (6 класс) по теме
Формирование нравственных ценностей, нравственных ориентиров учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsyo_o_mame_i_vsyo_dlya_mamy.docx | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка классного часа ко Дню матери (в 6 классе)
Сарычева Римма Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МОУ «Юшалинская средняя
общеобразовательная школа №25»
Тугулымского района Свердловской области
Тема классного часа: «Всё о маме и всё для мамы!»
Цель: формирование нравственных ценностей, нравственных ориентиров
Задачи: способствовать формированию осознанного чувства уважения и любви к родителям, к маме; совершенствовать формы и приёмы взаимодействия между детским и родительским сообществами; развитие познавательных и творческих возможностей воспитанников.
Предварительная подготовка:
1. Приглашение мам на праздник.
2. Подбор поэтических текстов
3. Подбор репродукций для выставки «Образ Матери в изобразительном искусстве» («Сикстинская мадонна» Рафаэля)
4.Оформление фотовыставки «Наши мамы»
5. Конкурс сочинений и стихотворений о самых близких людях
6. Оформление выставки достижений класса за первую учебную четверть
Эпиграф: «Будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!»
1. Вступление.
1.Всех женщин мы поздравляем обычно весной – 8 Марта. Но с 1998 года по указу Б.Н.Ельцина в последнее воскресенье ноября отмечается День Матери. Почему? Зачем?
Мама – такое маленькое, но такое ёмкое слово! Как много оно вмещает в себя!
- Какие слова-ассоциации возникают у вас при упоминании слова «мама»?
2. Во все века любовь к своим матерям вдохновляла поэтов, художников, композиторов на создание величайших произведений, связанных с образом Матери.
(Возможно Интернет-путешествие по музеям мира)
- Кто назовёт имя самой известной Мамы? Мария – женщина, подарившая миру Спасителя.
Рассказ ученицы:
- Внимательно вглядитесь в репродукцию картины «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Здесь изображена прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках. Она легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе. Чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына – маленького Христа - на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе.
Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного. В её широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией преклонённая Варвара и восторженный Сикст, ангелы.
Прекрасные глаза матери печальны. Она крепко обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребёнка – отблески грядущих бед. Ветер растрепал его волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу.
С какой бы стороны мы ни смотрели на картину, на нас устремлён пристальный взгляд Марии, в котором читаем вопрос: «Не ты ли тот, кто сделал меня, мать, несчастной?».
Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Материя – идеал материнства.
3. Учитель:
- И всё, что нам свято, дорого, озарено и названо именем матери. Хлебороб, обращаясь к земле, родившей обильные хлеба, благодарно произносит: «Спасибо тебе, кормилица – мать». Солдат в бою с врагом бился за детей, матерей, за Родину – мать! Сколько пережили наши матери в годы Великой Отечественной войны! Какая безмерная тяжесть легла на женские плечи! Самоотверженно работали у станков, на полях, вместе с воинами ковали победу, кормили и одевали защитников Родины. А как переживали матери за сыновей, ушедших на войну!
Чтение двумя учениками стихотворения Р.Гамзатова «Мама»:
По-русски «мама», по-грузински «нана»,
А по-аварски – ласково «баба».
Из тысяч слов земли и океана
У этого – особая судьба.
Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним зовом становилось вдруг.
На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.
Родник, услугу оказав кувшину,
Лепечет это слово оттого,
Что вспоминает горную вершину –
Она прослыла матерью его.
И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождём следя,
Как, впитываясь в землю, это слово
Вызванивает капельки дождя.
Тайком вздохну, о чём-нибудь горюя,
И скрыв слезу при ясном свете дня,
«Не беспокойся, - маме говорю я, -
Всё хорошо, родная, у меня».
Тревожится за сына постоянно
Святой любви великая раба.
По-русски «мама», по-грузински «нана»
И по-аварски – ласково «баба».
Учитель:
- Люди не уважают тех, кто обижает мать, кто забыл о ней. По отношению к матери мы определяем, каков человек.
Чтение одной из приглашённых мам стихотворения «По ночам звучит надрывный кашель...»:
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, но только очень редко.
И тогда, не замечая нас,
Всё ходила и шептала:
«Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз,
Ваша мать согнулась, поседела,
Что ж поделать – старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у этого стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
Песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли.
Вот, поди же, всех вас собери».
Заболела мать, и той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети, срочно, только очень срочно,
Приезжайте, заболела мать!»
Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко –
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь,
Для чего же дали вы разлуке
Так недолго перед нею стать?
Мать ждала вас в дождь и снегопады.
Тягостны бессонницы ночей:
Разве горя дожидаться надо,
Что приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте!
У кого есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!
4. Учитель:
- Дети – самое дорогое для матери. И счастлив тот, кто знает с детства материнскую любовь, ласку, заботу. А дети должны отвечать ей тем же – любовью, вниманием и заботой.
В книге писательницы С.Алексиевич «У войны не женское лицо» есть слова: «Всё, что мы знаем о женщине, можно объединить в одно слово «милосердие». Вдумайтесь только: ми-ло-сер-ди-е, милое сердце, милые глаза.
Демонстрация выставки «Наши мамы»
Чтение учениками стихотворения М.Пляцковского «Мамины глаза»:
Дождинка упадёт на землю, как слеза.
И вдаль поманит утром нас дорога.
А мамины глаза, а мамины глаза
Нам вслед посмотрят ласково и строго.
Всё в жизни может быть – и радость, и гроза,
Не жалует судьба нас временами.
А мамины глаза, а мамины глаза
Всегда следят с волнением за нами.
Мы в поисках мечты меняем адреса,
Нам дома письма редкие прощают.
А мамины глаза, а мамины глаза
Нас в детство по привычке возвращают.
Грубеют на ветру мальчишек голоса,
И девочки становятся взрослее...
А мамины глаза, а мамины глаза
С годами всё добрее и светлее.
Учитель:
- На улице зима. Лежит снег. Морозно. А мы хотим, чтобы в вашей жизни и в вашем доме, дорогие мамы, было всегда тепло, спокойно и комфортно. Как много тепла и любви хранит ваше сердце! А мы вам говорим (коллективное чтение стихотворения «Люблю тебя, мама»):
Люблю тебя, мама,
За что, я не знаю.
Наверно, за то, что
Дышу и мечтаю.
И радуюсь солнцу,
И светлому дню –
За это тебя я,
Родная, люблю.
За небо, за ветер,
За воздух вокруг.
Люблю тебя, мама,
Ты – лучший мой друг.
Учитель:
- Есть слова, которыми хочется поделиться со всеми. Наши ребята часто «пробуют перо», учатся у мастеров художественного слова подбирать красивые и правильные слова для выражения признательности самым близким и родным людям. Слово нашим сочинителям.
Чтение стихотворений собственного сочинения для мам и бабушек:
Всю жизнь со мной
Родная мама.
В горе, в радости -
Всегда!
Ты родила меня, растила,
Образование дала.
Когда бывает очень грустно,
Ты успокоишь, подбодришь.
Когда мне весело,
Ты делишь со мною
Радость пополам.
Переживаешь ссоры наши.
Не спишь подолгу по ночам.
Тебе я благодарен буду
За то, что ты дала мне жизнь,
Мои терпела ты капризы,
А я тебя не понимал...
Как тяжело тебе, родная,
Переживать за всех за нас.
Спасибо, мамочка родная,
За всё, что делаешь для нас!
(Ваулин Алёша, 12 лет)
Бабушкины руки
Когда я была совсем маленькой, в нашей семье случилась беда: не стало моей мамочки. И пригрела нас с братом моя дорогая бабушка, Любовь Михайловна, баба Люба. Я помню, как меня, совсем маленькую, бабуля укладывала спать. Мои глаза закрываются, а её тёплые руки гладят меня по волосам и заботливо поправляют одеяло. И столько в них было тепла и нежности!
Прошло время... И сейчас мне уже не нужны сказки на ночь – засыпаю я быстро, набегавшись за день. Но добрые бабушкины руки всегда рядом, всегда готовы утешить и подбодрить в трудные минуты, угостить и побаловать. Эти руки не знают усталости, они всегда найдут себе дело.
Я очень люблю свою бабушку и с удовольствием помогаю ей по мелочам: мне совсем не трудно сходить в магазин, выполоть грядки, помыть посуду. А её руки пусть пекут вкусные пироги, заваривают ароматный чай, со своими секретами, и поправляют на мне воротничок. Мелочи, но такие приятные и важные!
Пусть они всегда будут рядом – тёплые, добрые и родные бабушкины руки!
Лёвушкина Даша, 12 лет
С добрым утром, мамочка!
Утром просыпаюсь,
К маме подхожу.
- С добрым утром, мамочка! –
Я ей говорю.
Крепко обнимаю
И смотрю в глаза –
Нежными руками
Обняла меня.
Слышу голос мамин
Самый дорогой.
Не спутаешь ни с кем его –
Он с детства мне родной!
Бакарев Костя, 12 лет
5. Учитель:
- Под Новый год добрый Дедушка Мороз послушным, трудолюбивым детишкам раздаёт подарки из своего волшебного бездонного мешка. Мы же вместе с нашей любовью и словами благодарности дарим вам, дорогие наши мамы, целый мешок добрых дел. «Перекличка» добрых дел: дети поочерёдно кладут в мешок «Добрых дел» подготовленные заранее записки с названием своего доброго дела, озвучивая его:
*успехи в учёбе
*спортивные победы
*достижения в творчестве (сочинители, художники, певцы и т.д.)
Учитель:
- А на прощание всем ребятам, большим и маленьким, мы говорим:
Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот!
Список использованной литературы:
1. Степанов Е.Н., Александрова М.А.Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа: Москва, 2005
2. Смолина Е.А. Нестандартные модели детского досуга: Волгоград, 2001
Использованные материалы
1. Электронная библиотека. Императорский Эрмитаж. 2 CD: ИДДК. Гостелерадиофонд, Россия, 2005; ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия, 2005
2. http://semyarossii.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»
Классный час – телепередача «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями. 2. Выявление профессиональных склон...
Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"
Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....
Методическая разработка классного часа ко Дню матери «Мамочка любимая моя»
Материал содержит конкурсы и номера художественной самодеятельности для мам...
Методическая разработка классного часа "Скажем матери: спасибо!"
Методическая разработка классного часа «Скажем матери: «Спасибо!» способствует воспитанию уважительного отношения к матери. Каждый день мать отдаёт частицу себя детям. Тема ...
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...
Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"
РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...