Программа дополнительного образования "Организация ученического самоуправления в классном коллективе"
элективный курс (5 класс) по теме
«Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей». (Рожков М.И.). Формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, требует сегодня воспитания качеств личности:
- творческая инициатива и социальная активность;
- ответственность;
- коммуникативность;
- умение ставить цели и достигать их;
- самостоятельность в решении личных и общественных проблем;
- умение адаптироваться в новой обстановке;
- ответственность за себя и за других.
Воспитанию этих качеств во многом способствует ученическое самоуправление, которое обеспечивает необходимую динамику демократических отношений в детской среде, задает реальные возможности гражданского и личностного самоопределения. Важно заложить основы ученического самоуправления при формировании классного коллектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoupravlenie.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План проектно - групповой работы
с учащимися 5а класса
«Организация ученического самоуправления в классном коллективе»
«Деятельность рождает самоуправление, а не наоборот».
А.С. Макаренко.
Проблемно-ориентированная характеристика учащихся группы.
«Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей». (Рожков М.И.). Формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, требует сегодня воспитания качеств личности:
творческая инициатива и социальная активность;
ответственность;
коммуникативность;
умение ставить цели и достигать их;
самостоятельность в решении личных и общественных проблем;
умение адаптироваться в новой обстановке;
ответственность за себя и за других.
Воспитанию этих качеств во многом способствует ученическое самоуправление, которое обеспечивает необходимую динамику демократических отношений в детской среде, задает реальные возможности гражданского и личностного самоопределения. Важно заложить основы ученического самоуправления при формировании классного коллектива (с 5 класса)
Ученическое самоуправление действует по принципу самоорганизации детьми своей деятельности на основе собственных интересов и потребностей, в которой каждый ребенок может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.
Через различные виды совместной деятельности у школьников вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, закрепляются умения, с одной стороны, брать определенные обязательства и выполнять их, с другой стороны, подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с групповыми и общественными. В сообществе ровесников, где взаимодействие строится на равных, где реальный статус надо заслужить и уметь постоянно поддерживать, подросток вырабатывает необходимые как на сегодня, так и в будущей взрослой жизни коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. А сознание принадлежности к коллективу и солидарности дает школьнику чрезвычайно важное чувство эмоциональной уверенности, психологической устойчивости, формирует чувство ответственности за себя и других. Самоуправление нельзя взять извне, перенять и перенести из другой школы, класса. Его можно взрастить самим. Оно возникает там, где уже есть предпосылки для совместной деятельности, которую нужно организовать.
Развитие УС входит в компетенцию органов образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания.
Цель: создание благоприятных педагогических, организационных, социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого ученика в процессе включения его в разнообразную коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству.
Задачи:
создание системы УС как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого ученика;
выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ученика с учетом его возможностей;
предоставление учащимся реальной возможности участвовать в управлении классом;
развитие навыков лидерского поведения, организаторских способностей, навыков коллективной и руководящей деятельности;
обучение органов УС активным формам работы с учащимися.
Нормативный блок.
Закон РФ «ОБ образовании»
«Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются Уставом образовательного учреждения».
(статья 35).
Типовое положение об образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196, закрепляет нормы федерального закона в нескольких статьях:
ст. 50: обучающиеся в образовательном учреждении имеют право: на участие в управлении образовательным учреждением в форме, определяемой уставом школы;
ст. 68: управление образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом образовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Устав школы.
Положение о классном самоуправлении.
Базовые подходы:
Гуманистический. Гуманистическое воспитание направлено на создание обстановки социальной защищенности ученика и отношений сотрудничества в школьном коллективе. В практической деятельности это отражается в следующих правилах:
опора на активную позицию учащихся, их самостоятельность и инициативу;
в общении с учащимися должно присутствовать только уважительное отношение, не позволяющее унижать их достоинства.
Деятельный. Учащиеся живут реальной жизнью. Наличие атмосферы творчества и психологического комфорта как условия развития инициативы и самостоятельности ребят.
Педагогическое сопровождение развития УС. Основное системообразующее звено –класс. Руководитель должен научить ребят самостоятельно планировать свою деятельность, организовать ее выполнение, анализировать ее результаты. В дальнейшем педагог не должен брать на себя функции учащегося, а формировать стиль взаимодействия учащихся с их органами самоуправления. В своей работе педагог должен стараться соблюдать сформулированные для себя правила:
гарантировать помощь каждому по необходимости;
выстраивать доверительные отношения с детьми;
избегать мелких несущественных замечаний.
Руководитель должен быть генератором развития интересов ребёнка и его творческого потенциала. Авторитет базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний.
Список ролей, в которых выступает педагог в ходе руководства работой:
Энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели).
Специалист-консультант (обладает знаниями и умениями в нескольких — не во всех! — областях и предоставляет их по запросам учащихся-проектантов).
«Человек-ресурс» (организует доступ к ресурсам, в т.ч. к другим специалистам).
Руководитель (особенно в вопросах планирования времени).
«Человек, который задаёт вопросы» (тот, кто организует обсуждение различных способов преодоления возникающих трудностей путём косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь).
Координатор всего группового процесса.
Эксперт (даёт чёткую оценку промежуточных и конечных результатов проекта по определенным критериям).
Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми, поскольку ученик подавляющую часть своего времени занят традиционным классно-урочным обучением, где он и обречён играть лишь одну роль — роль исполнителя.
Динамика самоуправления на разных стадиях развития коллектива (по Кабушу В.Т.)
Стадии коллектива | Первая стадия | Вторая стадия | Третья стадия |
Характеристика стадии | Отсутствие актива, общности целей, интереса к деятельности в коллективе | Сформированность актива, заинтересованность учащихся в делах коллектива | Наличие общественного мнения, постоянно меняющегося актива в органах самоуправления |
Функции самоуправления | Исполнительская | Организаторская | Управленческая |
Содержание функций | Получение задания, определение режима выполнения, составление плана, экспертная оценка, самооценка, самоконтроль и т. д. | Определение цели и усвоение задач, обеспечение работы (условия, средства), распределение обязанностей, оперативное руководство, подведение итогов | Оценка, анализ, принятие решения, организация (планирование), контроль, регулирование |
Элементы системы ученического самоуправления | Задание, поручение, расстановка, взаимоконтроль и др. | Работа органов самоуправления (группы актива) | Коллективное планирование, проведение, анализ дела |
Способы привлечения учащихся к самоуправлению | Назначение ответственных лиц | Выборность актива демократическим путем | Участие каждого в организации дел в порядке очередности |
Позиция педагога | Учитель | Консультант | Партнер |
Характер деятельности педагога | Сообщает учащимся знания о значении самоуправления; формирует положительные мотивы у уч-ся по отношению к самоуправленческой деятельности; вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной работы | Передает учащимся организаторский опыт, показывает пример участия в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении школы | Сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач |
Классное собрание
Высший орган самоуправления, на котором решаются важнейшие дела, обеспечивая каждому ребенку равные права участвовать в решении и обсуждении всех вопросов жизнедеятельности коллектива. Собрание проводится на основе принципов демократии, гуманности и гласности и рассматривается как законодательный орган и форма деятельности учащихся по формированию общественного мнения и нравственной атмосферы в коллективе. Собрание, как высший орган самоуправления, наделяется конкретными правами и обязанностями:
определять программу деятельности класса и его этическую основу (законы, правила и др.);
устанавливать и избирать исполнительный орган самоуправления, определять его структуру (постоянные и временные подразделения) и функциональные обязанности;
устанавливать конкретные задачи деятельности коллектива на определенный срок и принимать конкретные программы работы;
делегировать своих представителей в ученические органы самоуправления в школе и отзывать их по мере необходимости;
заслушивать отчеты о работе постоянных и временных органов самоуправления в классе, отдельных учащихся о выполнении общественных поручений и оценивать их деятельность;
решать вопросы, связанные с жизнедеятельностью коллектива;
устанавливать поощрения и порицания в коллективе класса; подводить итоги работы;
определять меры участия в общественной жизни и трудовой деятельности школы.
Результатом работы собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе. На собрании дети учатся демократии, общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Классный руководитель учит порядку проведения собрания, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, т.е. учит демократичному проведению собраний.
Периодичность - один раз в месяц.
В основу положена имитационно-игровая модель «государственного» (вертикального) типа управления: президент класса — премьер-министр — министры — штаты министерств.
Учебно-тематический план
№ занятия | Тема | Дата проведения |
1. | Выявление наиболее активных учащихся класса. Изучение портфолио. |
2. 3. | Формирование органов ученического самоуправления: защита программы развития классного коллектива кандидатами в лидеры класса выбор лидера путем простого голосования |
4. | Формирование кабинета министров. |
5. | Классный уголок (защита проектов) – информационный стенд класса |
6. | Оформление классного уголка |
7. | Символика класса: герб, гимн, заповеди учеников. |
8. 9. | Разработка нормативных документов: положение о классном самоуправлении положение о классных министерствах положение о классном собрании |
10. | Изучение Устава гимназии |
11. | Функциональные обязанности органов самоуправления |
12. | Формирование законов жизни классного коллектива |
13. | Обсуждение основных направлений работы класса совместно с родительским комитетом класса |
14. | Корректирование плана воспитательной работы на вторе полугодие |
15. | Подготовка к отчетному собранию органов самоуправления. |
16. | Отчетное собрание с приглашением общественности. Пути развития самоуправления. |
17. | Мастерская «Выборы. Для чего нужны выборы?» |
18. | Мастерская «Навыки выступления перед публикой» |
19. | Подготовка к проведению дебатов «Я - лидер». Деловое общение. |
20. | Дебаты «Я - лидер» (с привлечением общественности) |
21. | Организация поздравления мам с праздником 8 марта. Планирование работы |
22. 23. | Поздравления мам с праздником |
24. | Мастерская «Разрешение конфликтов» |
25. | Встреча актива класса с администрацией гимназии «Лучше узнаем гимназию!» |
26. | Анализ участия каждого в жизни классного коллектива. Выдвижение кандидатур для участии в конкурсе «Лучший гимназист» |
27. | Подготовка материалов кандидатов на конкурс «Лучший гимназист» |
28. | Контроль за состоянием учебников и тетрадей. Организация контроля, его принципы и методы. |
29. | Конкурс «Лучший дневник класса»: критерии, анализ, подведение итогов. |
30. | Изучение удовлетворенности учащимися и их родителей школьной жизнью (аналитическая работа через написание сочинений по теме «Я и мой класс») |
31. | Проведение аналитической работы по формированию классного коллектива |
32. | Подготовка к отчетному собранию |
33. 34. | Отчетное собрание «Классная жизнь 5а» |
Предполагаемый результат:
Предоставленная учащимся возможность участвовать в организации классной жизни.
Воспитание социальной ответственности за себя и других.
Сформировать умения самостоятельно проявлять себя в различных видах творчества, вносить свой вклад в общее дело коллектива.
Создать условия для саморазвития, самовыражения, создание гражданских ценностей.
Определенный статус и комфортная среда для каждого ребенка в классном коллективе.
Классный руководитель
Учащиеся класса
Родители учащихся (родительский комитет)
Учком класа
Старший дежурный
Редколлегия
Бытовая комиссия
Спортивная группа
Культорг класса
документовед
Лидер класса
Общее собрание
коллектива
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
организация ученического самоуправления в детском коллективе
В статье рассматриваются вопросы ученического самоуправления в детском коллективе, его цели, задачи, принципы деятельности и области приложения. Большое внимание уделяется роли классного руководителя ...
ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДСОВЕТА на тему «Развитие ученического самоуправления в классном коллективе»
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями,...
Развитие ученического самоуправления в классном коллективе.
Презентация по теме " Развитие ученического самоуправления в классном коллективе."...
Сценарий педагогического совета по теме: "Активизация органов ученического самоуправления в классных коллективах"
В ходе педагогического совета организована работа в группах...
«Построение системы ученического самоуправления в классном коллективе для обеспечения позитивной социализации каждого ученика»
Возрождение школьного, классного, ученического самоуправления...
Модель ученического самоуправления в классном коллективе
Задача органов самоуправления – это организаторская деятельность среди учащихся и защита интересов, прав и обязанностей школьников....