Программа дополнительного образования "Организация ученического самоуправления в классном коллективе"
элективный курс (5 класс) по теме

 

 «Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей». (Рожков М.И.). Формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, требует сегодня воспитания качеств личности:

  •  творческая инициатива и социальная активность;
  • ответственность;
  • коммуникативность;
  • умение ставить цели и достигать их;
  • самостоятельность в решении личных и общественных проблем;
  •  умение адаптироваться в новой обстановке;
  • ответственность за себя и за других.

 Воспитанию этих качеств во многом способствует ученическое самоуправление, которое обеспечивает необходимую динамику демократических отношений в детской среде, задает реальные возможности гражданского и личностного самоопределения. Важно заложить основы ученического самоуправления при формировании классного коллектива 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoupravlenie.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

План проектно - групповой работы

с учащимися  5а  класса 

«Организация ученического самоуправления в классном коллективе»

«Деятельность рождает самоуправление, а не наоборот».

А.С. Макаренко.

Проблемно-ориентированная характеристика учащихся группы.

   «Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей». (Рожков М.И.). Формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, требует сегодня воспитания качеств личности:

творческая инициатива и социальная активность;

ответственность;

коммуникативность;

умение ставить цели и достигать их;

самостоятельность в решении личных и общественных проблем;

умение адаптироваться в новой обстановке;

ответственность за себя и за других.

    Воспитанию этих качеств во многом способствует ученическое самоуправление, которое обеспечивает необходимую динамику демократических отношений в детской среде, задает реальные возможности гражданского и личностного самоопределения. Важно заложить основы ученического самоуправления при формировании классного коллектива (с 5 класса)

    Ученическое самоуправление действует по принципу самоорганизации детьми своей деятельности на основе собственных интересов и потребностей, в которой каждый ребенок может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.

    Через различные виды совместной деятельности у школьников вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, закрепляются умения, с одной стороны, брать определенные обязательства и выполнять их, с другой стороны, подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с групповыми и общественными. В сообществе ровесников, где взаимодействие строится на равных, где реальный статус надо заслужить и уметь постоянно поддерживать, подросток вырабатывает необходимые как на сегодня, так и в будущей взрослой жизни коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. А сознание принадлежности к коллективу и солидарности дает школьнику чрезвычайно важное чувство эмоциональной уверенности, психологической устойчивости, формирует чувство ответственности за себя и других. Самоуправление нельзя взять извне, перенять и перенести из другой школы, класса. Его можно взрастить самим. Оно возникает там, где уже есть предпосылки для совместной деятельности, которую нужно организовать.

    Развитие УС входит в компетенцию органов образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания.

Цель: создание благоприятных педагогических, организационных, социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого ученика в процессе включения его в разнообразную коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству.

Задачи:

создание системы УС как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого ученика;

выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ученика с учетом его возможностей;

предоставление учащимся реальной возможности участвовать в управлении классом;

развитие навыков лидерского поведения, организаторских способностей, навыков коллективной и руководящей деятельности;

обучение органов УС активным формам работы с учащимися.

Нормативный блок.

Закон РФ «ОБ образовании»

«Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются Уставом образовательного учреждения».

                                                                                                                (статья 35).

Типовое положение об образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196, закрепляет нормы федерального закона в нескольких статьях:

 ст. 50: обучающиеся в образовательном учреждении имеют   право: на участие в управлении образовательным учреждением в форме, определяемой уставом школы;

ст. 68: управление образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом  образовательного учреждения  и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Устав школы.

Положение о классном самоуправлении.

Базовые подходы:

Гуманистический. Гуманистическое воспитание направлено на создание обстановки социальной защищенности ученика и отношений сотрудничества в школьном коллективе. В практической деятельности  это отражается в следующих правилах:

опора на активную позицию учащихся, их самостоятельность и инициативу;

в общении с учащимися должно присутствовать только уважительное отношение, не позволяющее унижать их достоинства.

Деятельный. Учащиеся живут реальной жизнью. Наличие атмосферы творчества и психологического комфорта как условия развития инициативы и самостоятельности ребят.

Педагогическое сопровождение  развития УС.  Основное системообразующее звено –класс. Руководитель должен научить ребят самостоятельно планировать свою деятельность, организовать ее выполнение, анализировать ее результаты. В дальнейшем педагог не должен брать на себя функции учащегося, а формировать стиль взаимодействия учащихся  с их органами самоуправления. В своей работе педагог должен стараться соблюдать сформулированные для себя правила:

гарантировать помощь каждому по необходимости;

выстраивать доверительные отношения с детьми;

избегать мелких несущественных замечаний.

Руководитель должен быть генератором развития интересов ребёнка и его творческого потенциала. Авторитет базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний. 

Список ролей, в которых выступает педагог в ходе руководства работой:

Энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели).

Специалист-консультант (обладает знаниями и умениями в нескольких — не во всех! — областях и предоставляет их по запросам учащихся-проектантов).

«Человек-ресурс» (организует доступ к ресурсам, в т.ч. к другим специалистам).

Руководитель (особенно в вопросах планирования времени).

«Человек, который задаёт вопросы» (тот, кто организует обсуждение различных способов преодоления возникающих трудностей путём косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь).

Координатор всего группового процесса.

Эксперт (даёт чёткую оценку промежуточных и конечных результатов проекта по определенным критериям).

   Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми, поскольку ученик подавляющую часть своего времени занят традиционным классно-урочным обучением, где он и обречён играть лишь одну роль — роль исполнителя.

Динамика самоуправления на разных стадиях развития коллектива (по Кабушу В.Т.)

Стадии коллектива

Первая стадия

Вторая стадия

Третья стадия

Характеристика стадии

Отсутствие актива, общности целей, интереса к деятельности в коллективе

Сформированность актива, заинтересованность учащихся в делах коллектива

Наличие общественного мнения, постоянно меняющегося актива в органах самоуправления

Функции самоуправления

Исполнительская

Организаторская

Управленческая

Содержание

 функций

Получение задания, определение режима выполнения, составление плана, экспертная оценка, самооценка, самоконтроль и т. д.

Определение цели и усвоение задач, обеспечение работы (условия, средства), распределение обязанностей, оперативное руководство, подведение итогов

Оценка, анализ, принятие решения, организация (планирование), контроль, регулирование

Элементы системы ученического самоуправления

Задание, поручение, расстановка, взаимоконтроль и др.

Работа органов самоуправления (группы актива)

Коллективное планирование, проведение, анализ дела

Способы привлечения учащихся к самоуправлению

Назначение ответственных лиц

Выборность актива демократическим путем

Участие каждого в организации дел в порядке очередности

Позиция педагога

Учитель

Консультант

Партнер

Характер деятельности педагога

Сообщает учащимся знания о значении самоуправления; формирует положительные мотивы у уч-ся по отношению к самоуправленческой деятельности; вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной работы

Передает учащимся организаторский опыт, показывает пример участия в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении школы

Сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач

Классное собрание

    Высший орган самоуправления, на котором решаются важнейшие дела, обеспечивая каждому ребенку равные права участвовать в решении и обсуждении всех вопросов жизнедеятельности коллектива. Собрание проводится на основе принципов демократии, гуманности и гласности и рассматривается как законодательный орган и форма деятельности учащихся по формированию общественного мнения и нравственной атмосферы в коллективе. Собрание, как высший орган самоуправления, наделяется конкретными правами и обязанностями:

определять программу деятельности класса и его этическую основу (законы, правила и др.);

устанавливать и избирать исполнительный орган самоуправления, определять его структуру (постоянные и временные подразделения) и функциональные обязанности;

устанавливать конкретные задачи деятельности коллектива на определенный срок и принимать конкретные программы работы;

делегировать своих представителей в ученические органы самоуправления в школе и отзывать их по мере необходимости;

заслушивать отчеты о работе постоянных и временных органов самоуправления в классе, отдельных учащихся о выполнении общественных поручений и оценивать их деятельность;

решать вопросы, связанные с жизнедеятельностью коллектива;

устанавливать поощрения и порицания в коллективе класса; подводить итоги работы;

определять меры участия в общественной жизни и трудовой деятельности школы.

 

   Результатом работы собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе. На собрании дети учатся демократии, общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Классный руководитель учит порядку проведения собрания, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, т.е. учит демократичному проведению собраний.

   Периодичность -  один раз в месяц.

 

    В основу положена имитационно-игровая модель «государственного» (вертикального) типа управления: президент класса — премьер-министр — министры — штаты министерств.

                   

Учебно-тематический план

№ занятия

Тема

Дата

проведения

1.


Выявление наиболее активных учащихся класса. Изучение портфолио.

2.

3.


Формирование органов ученического самоуправления:

защита программы развития классного коллектива кандидатами в лидеры класса

выбор лидера путем простого голосования

4.


Формирование кабинета министров.

5.


Классный уголок (защита проектов) – информационный стенд класса

6.


Оформление классного уголка

7.


Символика класса: герб, гимн, заповеди учеников.

8.

9.


Разработка нормативных документов:

положение о классном самоуправлении

положение о классных министерствах

положение о классном собрании

10.


Изучение Устава гимназии

11.


Функциональные обязанности органов самоуправления

12.


Формирование законов жизни классного коллектива

13.


Обсуждение основных направлений работы класса совместно с родительским комитетом класса

14.


Корректирование плана воспитательной работы на вторе полугодие

15.


Подготовка к отчетному собранию органов самоуправления.

16.


Отчетное собрание с приглашением общественности. Пути развития самоуправления.

17.


Мастерская «Выборы. Для чего нужны выборы?»

18.


Мастерская «Навыки выступления перед публикой»

19.


Подготовка к проведению дебатов «Я - лидер». Деловое общение.

20.


Дебаты «Я - лидер» (с привлечением общественности)

21.


Организация поздравления мам с праздником 8 марта. Планирование работы

22.

23.


Поздравления мам с праздником

24.


Мастерская «Разрешение конфликтов»


25.


Встреча актива класса с администрацией гимназии «Лучше узнаем гимназию!»


26.


Анализ участия каждого в жизни классного коллектива. Выдвижение кандидатур для участии в конкурсе «Лучший гимназист»


27.


Подготовка материалов кандидатов на конкурс «Лучший гимназист»


28.


Контроль за состоянием учебников и тетрадей. Организация контроля, его принципы и методы.


29.


Конкурс  «Лучший дневник класса»: критерии, анализ, подведение итогов.


30.


Изучение удовлетворенности учащимися и их родителей школьной жизнью (аналитическая работа через написание сочинений по теме «Я и мой класс»)




31.


Проведение аналитической работы по формированию классного коллектива


32.


Подготовка к отчетному собранию


33.

34.


Отчетное собрание «Классная жизнь 5а»

Предполагаемый результат:

Предоставленная учащимся возможность участвовать в организации классной жизни.

Воспитание социальной ответственности за себя и других.

Сформировать умения самостоятельно проявлять себя в различных видах творчества, вносить свой вклад в общее дело коллектива.

Создать условия для саморазвития, самовыражения, создание гражданских ценностей.

Определенный  статус и комфортная среда для каждого ребенка в классном коллективе.

         

Классный руководитель

Учащиеся класса

Родители учащихся (родительский комитет)

Учком класа

Старший дежурный

Редколлегия

Бытовая комиссия

Спортивная группа

Культорг класса

документовед

Лидер  класса

Общее собрание

коллектива


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация ученического самоуправления в детском коллективе

В статье рассматриваются вопросы ученического самоуправления в детском коллективе, его цели, задачи, принципы деятельности и области приложения. Большое внимание уделяется роли классного руководителя ...

ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДСОВЕТА на тему «Развитие ученического самоуправления в классном коллективе»

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями,...

Развитие ученического самоуправления в классном коллективе.

Презентация по теме " Развитие ученического самоуправления в классном коллективе."...

Модель ученического самоуправления в классном коллективе

Задача органов самоуправления – это организаторская деятельность среди  учащихся и защита интересов, прав и обязанностей школьников....