Занятие №3 "Однозначные и многозначные слова".Кружок "Лексика и культура речи"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Гераськина Ирина Николаевна

Материал занятия  можно использовать на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyate_3._odnoznachnye_i_mnogoznachnye_slova.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 3.

Однозначные и многозначные слова. Связь между значениями многозначного слова.

Причины появления многозначности в слове.

Артикуляционная  разминка.

У елки иголки колки.

Работа с пословицей.

Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет.

1). Назовите слово по его лексическому значению.

* Небольшое животное с иглами на теле.

* Органы дыхания водных животных (рыб, раков).

* Иносказательное изображение или выражение, нуждающееся в разгадке.

* Плод  дуба.

                     

Запомните: однозначные слова имеют одно лексическое значение. Таких слов в русском языке больщинство. «Однозначными словами являются термины, например, «суффикс», «антоним». Когда мы называем однозначное слово, даже и не в предложении, то всем, знающим русский язык, ясно, о чем идет речь. Спросите, например, своих товарищей, кого мы называем космонавтом, танкистом, врачом, моряком, поваром. Их ответы будут одинаковыми по смыслу. т.к. слова, о  которых вы спросите, однозначные». (Л.А. Введенская, М.Т. Баранов, Ю.А. Гвоздарев.)

?-Какие слова называются однозначными?

              -  Приведите свои примеры однозначных слов – терминов. Составьте и запишите с

               ними предложения.

                 2) Работа со стихотворением  И. Токмаковой «В чудной стране».

В чужой стране,

В чудной стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В чужой стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

?- Что означают слова язычок, глазок, горлышко, ножка, употребленные в этом

                    стихотворении?

                  - Какие еще значения имеют эти слова?

                  - Как называются слова, которые имеют одно  лексическое значение? А если

                    имеют несколько    лексических    значений?

            3.  Найдите многозначные слова в данных текстах.

  1. За  столом сказала мать:

- Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

- А болтать ногами можно?

                                 (Г. Бойко)

                        2)  Вот  шофер какой чудак:

                             Он поесть не мог никак.

                              Потому что спозаранку

                              Он крутил – вертел баранку.

                              А зачем крутил – вертел? –

                              Лучше взял бы да и съел!...

                                                               (А. Шибаев)

                                 

                        3)   Со столба кричит он: «Есть!

                               Вспыхнул свет в окошке!»

                               А на столб ему залезть

                               Помогли две кошки.

                                                            (Е. Руженцев)

                           

Обратимся к пословице, которую  мы записали в начале занятия. Найдите в ней многозначное слово.  Назовите его лексические значения.  Слово «язык»  мы употребляем в значениях: 1)   орган в ротовой полости человека и животных, способствующий пережевыванию пищи, орган вкуса (Язык не лопатка: знает, что сладко);  2) этот же орган человека, при помощи которого он передает свои мысли, изъясняется  (Языку соли не давай);  3) средство общения (Говорить на разных языках; найти общий язык);  4) разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками  (Газетный язык; суконный язык);  5) пленный, от которого можно получить ценные сведения  (Разведчики привели языка);  6) металлический стержень в колоколе, который, ударяясь о стенку, производит звон  (Без языка и колокол нем).

                В многозначных словах одно значение выступает как основное, а другое (или другие) как вторичное. Так, значение слова язык, указанное первым, является основным, а остальные – вторичными, производными.

                Чем объяснить многозначность слова? Почему многие слова в нашем языке имеют несколько значений? Объясняется это тем, что слова живут, изменяются их значения, появляются новые оттенки значений в зависимости от возникающей у людей потребности. Гораздо удобнее, проще не придумывать новое слово для какой – то ситуации, а использовать уже имеющееся в языке слово, но с иным значением. Например, слово лист обозначало только соответствующую часть растения. Потом этим словом стали обозначать и другие предметы, имеющие какое – либо сходство с листом растения: лист стекла, лист бумаги, а наряду с лавровым, смородиновым, капустным стали использовать другие значения: похвальный, печатный. Глагол ошеломить первоначально означал – нанести в бою удар по шлему (по шелому). Теперь мы говорим: «Эта новость ошеломила нас» (т.е. удивила  или озадачила). Так происходит расширение значения слова.

              (кадры 2-8)  Перенос названия осуществляется на основе сходства разных признаков и свойств. Явления действительности  могут быть сходными по форме:  колокольчик (звонок) – колокольчик (цветок); яблочко (маленькое) – яблочко (мишень);  по цвету:  золотая (цепь) – золотая (осень);  по характеру движений:  барабанит (барабанщик) – барабанит (дождь по крыше). Перенос возникает при сходстве и расположении частей:  нос (человека) – нос (парохода),  хвост (птицы) – хвост (самолета);  при сходстве внутренних свойств:  морж (северное морское животное, не боящееся холода) – морж (человек, купающийся зимой, закаленный),  крепкая (веревка) – крепкая (дружба). К переносу может привести и сходство выполняемых действий:  фартук (у человека) – фартук (у машины),  дворник  (человек)   – дворник (приспособление для очистки ветрового стекла у автомобиля).  Перенос возможен  и  по отношению части к целому:  машина (любая: паровая, швейная, стиральная) – машина (автомобиль).

   Запомните:  многозначные слова имеют два или более лексических значений.

             Многозначность слов свидетельствует о богатстве, яркости и выразительности русской лексики.

            Ученые – языковеды установили, что  больше всего в русском языке многозначных глаголов, затем идут прилагательные, на третьем месте – существительные. Наибольшее число лексических значений у многозначного слова – 15, хотя у глагола «идти»  30 лексических значений. Вот некоторые из них:

1. двигаться, перемещаться: поезд идет на восток;

2. направляться, отправляться: идти гулять, идти на работу;

3. вступать, поступать куда – либо;

4. следовать, двигаться, развиваться в каком – то направлении: наука идет вперед;

5. распространяться, выделяться, течь: идут сутки, идет дым, идут слезы, от печки идет пар;

6. простираться, пролегать: идут рядами горы;

7. лить падать: идет снег,  идет дождь.

8. происходить, совершаться: идут экзамены.

Чтение рассказа Б. Рябинина «Острые вещи».

- Гриша, не бери нож. Обрежешься!

- Гриша, не бери вилку. Уколешься.

- Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…

 Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.

- Я горчицы хочу, - сказал Гриша.

- Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама.

Засмеялся Гриша.

- Эх ты! Разве горчица – острая? Она – горькая. Я еще вчера лизал.

?-Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, ли Гриша, который сказал, что она

                    горькая?

                 - Какой из данных предметов можно назвать острым: сабля, соус, ножницы,  

                   лампа, перец?

                  - В каких случаях слово острый можно заменить словом горький?

   Игра «Кто о чем подумал?»

                               Ведущий называет слово, а игроки записывают словосочетание, из которого бы ясно следовало значение предложенного слова. Например, ведущий произнес слово корень, один учащийся может написать корень растения, другой – корень слова. Затем ответы зачитываются, и ведущий в виде шутки объявляет, кто из играющих станет в будущем агрономом, языковедом, врачом.

   Слова для игры: поле, крыло, гнездо, прием, ядро, фигура, земля, полотно, команда, линия, связь, узел.

                         Работа со стихотворением.

Стихи о голове.

Голова всему венец –                                                                  Жить с хорошей головой,

В ней начало и конец,                                                                 Что с богатой кладовой:

Без нее, сыны и дочки,                                                                Словно в речке отраженья,

Не прочтете вы ни строчки:                                                        В ней хранятся сбереженья –

Составлять в уме слова                                                               Запах леса,

Вам поможет голова.                                                                   Шум прибоя,

Объяснит вам без запинки                                                          Звезды,

В книжке разные картинки.                                                        Небо голубое,

Вам подскажет голова,                                                                Основы математики

Сколько будет дважды два.                                                         И правила грамматики.

                                                                                                                         (Ю. Коринец)

?- В каком значении употреблено в стихотворении слово «голова»?

                - Установите, в каких значениях употреблено прилагательное красный.

Красные зори,

Красный восход,

Красные речи

У Красных ворот,

И красный

На площади Красной

народ.

(Н. Асеев)

Домашнее задание: 

определить лексическое значение слов:  единица, печать, марка, порода, курс.  

Составить с ними словосочетания или предложения. (кадр 9)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку в 8 классе "Культура речи"

Рабочая программа I вида  факультативных занятий "Культура речи" для 8 классов  составлена на основе авторской программы "Русский язык.Элективные курсы" под редакцией С.И.Львовой,из-во "Мнем...

Занятие элективного курса «Культура речи» в 8 классе по русскому языку на тему: «Использование поэтических тропов мастерами русского слова»

Цель: показать на примере художественных произведений красоту русской речиЗадачи: 1. закрепить знания по теме «Основные виды тропов»...

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова»

Занятие по теме: "Многозначные слова" знакомит детей с понятием многозначности слов, наглядно показывает существование многозначных слов в разных частях речи....

Занятие по развитию речи в подготовительной группе по теме "Многозначные слова"

Занятие разработана для детей подготовительной группы детскогосада. В доступной форме для детей проходит знакомство с многозначными словами....

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....

Многозначные слова и омонимы как средства выразительности речи

Урок-повторение и обобщение знаний по теме "Многозначные слова и омонимы", рассмотрение этих понятий как средств выразительности речи. 5 класс....

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...