Занятие №3 "Однозначные и многозначные слова".Кружок "Лексика и культура речи"
план-конспект урока (5 класс) на тему
Материал занятия можно использовать на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyate_3._odnoznachnye_i_mnogoznachnye_slova.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 3.
Однозначные и многозначные слова. Связь между значениями многозначного слова.
Причины появления многозначности в слове.
Артикуляционная разминка.
У елки иголки колки.
Работа с пословицей.
Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет.
1). Назовите слово по его лексическому значению.
* Небольшое животное с иглами на теле.
* Органы дыхания водных животных (рыб, раков).
* Иносказательное изображение или выражение, нуждающееся в разгадке.
* Плод дуба.
Запомните: однозначные слова имеют одно лексическое значение. Таких слов в русском языке больщинство. «Однозначными словами являются термины, например, «суффикс», «антоним». Когда мы называем однозначное слово, даже и не в предложении, то всем, знающим русский язык, ясно, о чем идет речь. Спросите, например, своих товарищей, кого мы называем космонавтом, танкистом, врачом, моряком, поваром. Их ответы будут одинаковыми по смыслу. т.к. слова, о которых вы спросите, однозначные». (Л.А. Введенская, М.Т. Баранов, Ю.А. Гвоздарев.)
?-Какие слова называются однозначными?
- Приведите свои примеры однозначных слов – терминов. Составьте и запишите с
ними предложения.
2) Работа со стихотворением И. Токмаковой «В чудной стране».
В чужой стране,
В чудной стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В чужой стране,
В чудной стране…
Ты почему не веришь мне?
?- Что означают слова язычок, глазок, горлышко, ножка, употребленные в этом
стихотворении?
- Какие еще значения имеют эти слова?
- Как называются слова, которые имеют одно лексическое значение? А если
имеют несколько лексических значений?
3. Найдите многозначные слова в данных текстах.
- За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?
(Г. Бойко)
2) Вот шофер какой чудак:
Он поесть не мог никак.
Потому что спозаранку
Он крутил – вертел баранку.
А зачем крутил – вертел? –
Лучше взял бы да и съел!...
(А. Шибаев)
3) Со столба кричит он: «Есть!
Вспыхнул свет в окошке!»
А на столб ему залезть
Помогли две кошки.
(Е. Руженцев)
Обратимся к пословице, которую мы записали в начале занятия. Найдите в ней многозначное слово. Назовите его лексические значения. Слово «язык» мы употребляем в значениях: 1) орган в ротовой полости человека и животных, способствующий пережевыванию пищи, орган вкуса (Язык не лопатка: знает, что сладко); 2) этот же орган человека, при помощи которого он передает свои мысли, изъясняется (Языку соли не давай); 3) средство общения (Говорить на разных языках; найти общий язык); 4) разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками (Газетный язык; суконный язык); 5) пленный, от которого можно получить ценные сведения (Разведчики привели языка); 6) металлический стержень в колоколе, который, ударяясь о стенку, производит звон (Без языка и колокол нем).
В многозначных словах одно значение выступает как основное, а другое (или другие) как вторичное. Так, значение слова язык, указанное первым, является основным, а остальные – вторичными, производными.
Чем объяснить многозначность слова? Почему многие слова в нашем языке имеют несколько значений? Объясняется это тем, что слова живут, изменяются их значения, появляются новые оттенки значений в зависимости от возникающей у людей потребности. Гораздо удобнее, проще не придумывать новое слово для какой – то ситуации, а использовать уже имеющееся в языке слово, но с иным значением. Например, слово лист обозначало только соответствующую часть растения. Потом этим словом стали обозначать и другие предметы, имеющие какое – либо сходство с листом растения: лист стекла, лист бумаги, а наряду с лавровым, смородиновым, капустным стали использовать другие значения: похвальный, печатный. Глагол ошеломить первоначально означал – нанести в бою удар по шлему (по шелому). Теперь мы говорим: «Эта новость ошеломила нас» (т.е. удивила или озадачила). Так происходит расширение значения слова.
(кадры 2-8) Перенос названия осуществляется на основе сходства разных признаков и свойств. Явления действительности могут быть сходными по форме: колокольчик (звонок) – колокольчик (цветок); яблочко (маленькое) – яблочко (мишень); по цвету: золотая (цепь) – золотая (осень); по характеру движений: барабанит (барабанщик) – барабанит (дождь по крыше). Перенос возникает при сходстве и расположении частей: нос (человека) – нос (парохода), хвост (птицы) – хвост (самолета); при сходстве внутренних свойств: морж (северное морское животное, не боящееся холода) – морж (человек, купающийся зимой, закаленный), крепкая (веревка) – крепкая (дружба). К переносу может привести и сходство выполняемых действий: фартук (у человека) – фартук (у машины), дворник (человек) – дворник (приспособление для очистки ветрового стекла у автомобиля). Перенос возможен и по отношению части к целому: машина (любая: паровая, швейная, стиральная) – машина (автомобиль).
Запомните: многозначные слова имеют два или более лексических значений.
Многозначность слов свидетельствует о богатстве, яркости и выразительности русской лексики.
Ученые – языковеды установили, что больше всего в русском языке многозначных глаголов, затем идут прилагательные, на третьем месте – существительные. Наибольшее число лексических значений у многозначного слова – 15, хотя у глагола «идти» 30 лексических значений. Вот некоторые из них:
1. двигаться, перемещаться: поезд идет на восток;
2. направляться, отправляться: идти гулять, идти на работу;
3. вступать, поступать куда – либо;
4. следовать, двигаться, развиваться в каком – то направлении: наука идет вперед;
5. распространяться, выделяться, течь: идут сутки, идет дым, идут слезы, от печки идет пар;
6. простираться, пролегать: идут рядами горы;
7. лить падать: идет снег, идет дождь.
8. происходить, совершаться: идут экзамены.
Чтение рассказа Б. Рябинина «Острые вещи».
- Гриша, не бери нож. Обрежешься!
- Гриша, не бери вилку. Уколешься.
- Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…
Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.
- Я горчицы хочу, - сказал Гриша.
- Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама.
Засмеялся Гриша.
- Эх ты! Разве горчица – острая? Она – горькая. Я еще вчера лизал.
?-Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, ли Гриша, который сказал, что она
горькая?
- Какой из данных предметов можно назвать острым: сабля, соус, ножницы,
лампа, перец?
- В каких случаях слово острый можно заменить словом горький?
Игра «Кто о чем подумал?»
Ведущий называет слово, а игроки записывают словосочетание, из которого бы ясно следовало значение предложенного слова. Например, ведущий произнес слово корень, один учащийся может написать корень растения, другой – корень слова. Затем ответы зачитываются, и ведущий в виде шутки объявляет, кто из играющих станет в будущем агрономом, языковедом, врачом.
Слова для игры: поле, крыло, гнездо, прием, ядро, фигура, земля, полотно, команда, линия, связь, узел.
Работа со стихотворением.
Стихи о голове.
Голова всему венец – Жить с хорошей головой,
В ней начало и конец, Что с богатой кладовой:
Без нее, сыны и дочки, Словно в речке отраженья,
Не прочтете вы ни строчки: В ней хранятся сбереженья –
Составлять в уме слова Запах леса,
Вам поможет голова. Шум прибоя,
Объяснит вам без запинки Звезды,
В книжке разные картинки. Небо голубое,
Вам подскажет голова, Основы математики
Сколько будет дважды два. И правила грамматики.
(Ю. Коринец)
?- В каком значении употреблено в стихотворении слово «голова»?
- Установите, в каких значениях употреблено прилагательное красный.
Красные зори,
Красный восход,
Красные речи
У Красных ворот,
И красный
На площади Красной
народ.
(Н. Асеев)
Домашнее задание:
определить лексическое значение слов: единица, печать, марка, порода, курс.
Составить с ними словосочетания или предложения. (кадр 9)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативных занятий по русскому языку в 8 классе "Культура речи"
Рабочая программа I вида факультативных занятий "Культура речи" для 8 классов составлена на основе авторской программы "Русский язык.Элективные курсы" под редакцией С.И.Львовой,из-во "Мнем...
Занятие элективного курса «Культура речи» в 8 классе по русскому языку на тему: «Использование поэтических тропов мастерами русского слова»
Цель: показать на примере художественных произведений красоту русской речиЗадачи: 1. закрепить знания по теме «Основные виды тропов»...
Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова»
Занятие по теме: "Многозначные слова" знакомит детей с понятием многозначности слов, наглядно показывает существование многозначных слов в разных частях речи....
Занятие по развитию речи в подготовительной группе по теме "Многозначные слова"
Занятие разработана для детей подготовительной группы детскогосада. В доступной форме для детей проходит знакомство с многозначными словами....
Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь
Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....
Многозначные слова и омонимы как средства выразительности речи
Урок-повторение и обобщение знаний по теме "Многозначные слова и омонимы", рассмотрение этих понятий как средств выразительности речи. 5 класс....
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...