Занятие №1 кружка "Лексика и культура речи"
план-конспект урока (5 класс) по теме
Материал можно использовать на уроках и внеклассных занятиях по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_1._yazyk_i_rech.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 1.
Язык и речь. Общение. Культура речи.
Артикуляционная разминка.
Не диковина полубрату
Сказать про Поликарпа.
(Скороговорка)
Работа с пословицей.
Слово дано человеку, животным – немота. (Пословица)
?Как вы понимаете эту пословицу?
СПРАВКА. Пословица – это коротенькая притча. (Притча – это житейский рассказ со скрытым в нем философским смыслом; по сути – суждение, поучение, приговор.) Полная пословица состоит из двух частей: а) картины; общего суждения; б) разъяснения, толкования, поучения (вторая часть нередко опускается). В. Даль писал: «Пословица не сочиняется, а вынуждается. Как крик или возглас. Невольно сорвавшийся с души. Сборник же пословиц – свод народной опытной премудрости и премудрия. Это стоны и вздохи, плач и рыдания, радость и веселие. Горе и утешение в лицах, это цвет народного ума, самобытной стати. Это житейская правда, своего рода судебник. Никем не судимый». |
Слово учителя:
Средство общения – язык, это весь запас слов и законы их изменения и соединения. Язык создан народом для выражения мыслей, чувств, пожеланий и принадлежит всему народу. Известны случаи, когда дети росли среди животных: овец, обезьян, волков. Они блеяли, визжали, кричали, выли, но не говорили ни на одном из языков. Мало того, попав к людям, они так и не заговорили. Как вы думаете, почему так произошло?
Язык для личности человека – примерно то же, что воздух для его тела. На языке мы думаем, общаемся, творим, принимаем решения. И если несвободное дыхание – угроза жизни, то несвободное владение языком – угроза личности.
Человек, плохо владеющий языком, не может ни определить свое мнение, ни выразить его. Он не найдет понимания, поскольку не умеет договариваться. Тонкий юмор, словесное творчество, сложное общение, самоанализ – навсегда потерянные для него богатства. Поэтому владение языком – главное, чему стоит учиться.
(Из статьи Энциклопедии для детей)
Язык – средство общения.
? -В каких случаях можно обойтись без слов? Например,
предупредить об опасности?
(звуковые сигналы: свист, вой серены, гудки автомашины; световые: вспышки маяка, светофора; жесты)
-Достаточно ли этих средств для передачи информации?
Речь – деятельность говорящего, который использует средства для общения или обращения к самому себе. (речь звучащая, речь внутренняя, письменная)
Хорошую речь хорошо и слушать. (Пословица)
? - А как вы понимаете эту пословицу?
Общение невозможно без культуры речи. Понятие культуры речи включает в себя правильность речи (то есть соблюдение литературных норм) и речевое мастерство (то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.д.). Как научная дисциплина культура речи изучает сложившиеся языковые нормы, ее важной задачей является охрана норм литературного языка. Культура речи включает в себя и понятие «речевой этикет», без которого невозможно обойтись при общении.
Цицерон писал: «Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчеркнуто; нехорошо, когда их затемняет излишняя небрежность; нехорошо, когда слова произносятся слабым, умирающим голосом; нехорошо, когда их произносят пыхтя. Как в отдышке… Существуют такие недостатки, которых следует избегать, например, голос слабый, женственный или немузыкальный, неблагозвучный и глухой».
(Демосфен и Цицерон – кадр 2)
Избалованные афиняне были чрезвычайно требовательны к устному изложению речей.
От оратора требовали правильного и изящного выговора, полноты голоса, благозвучия и ритма.
Сначала у Демосфена был слабый голос и короткое дыхание, поэтому посреди речи он часто останавливался, кроме того, он подергивал одним плечом. С раннего детства он был косноязычным, не мог выговаривать многие согласные звуки, особенно «р». Произносил слова с ошибочным ударением.
Демосфен сильно заикался, особенно когда волновался. И поэтому часто разрывал не только предложения, но и слова. Этот недостаток не позволял ему говорить свободно, плавно. И поэтому он много времени уделял заучиванию наизусть целых кусков будущего выступления. Но и такая подготовка мало чем помогала Демосфену.
Все эти недостатки могли заставить испугаться и упасть духом юношу с меньшей силой воли. Но Демосфен приложил немалое старание, чтобы превозмочь обидевшую его природу.
Чтобы придать своему языку подвижность и гибкость, а звуку – отчетливость и ясность. Он набирал в рот черепки и камешки и с ними пробовал говорить громко и выразительно. Чтобы усилить голос и дыхание, он взбегал на крутые склоны, на одном выдохе произнося стихи и речи. Современники часто видели его на берегу моря, где он голосом стремился перекрыть шум и плеск волн. Которые напоминали ему гул толпы на площади.
В своем доме, в подвале, он устроил комнату, в которой оставался днями и ночами, месяцами не выходя на воздух. И чтобы ничто не отвлекало его, Демосфен выбривал себе половину головы.
Он устроил в подземелье зеркало в человеческий рост и перед ним выполнял упражнения. С потолка свисал острый меч, и, если ритор забывался и начинал дергать плечом, появлялись долго не заживающие раны.
Многое здесь, возможно, вымышлено и преувеличено. Но достоверно одно: Демосфен, приложив много усилий, исполнил свою мечту – стал великим оратором.
(По Г. Штоллю)
Этикет – это правила поведения в обществе. Речевой этикет – это система правил, устойчивых формул общения, которые приняты обществом для установления контакта собеседников, поддерживания и прерывания этого контакта. Речевой этикет – своеобразная знаковая система, с помощью которой определяются отношения между людьми.
Мы уже знаем, что при общении важно учитывать речевые роли – кто (адресант) говорит: кому (адресат)
?– Что еще необходимо учитывать, чтобы общение было успешным?
Рассмотрим несколько примеров.
Представьте себе, что в субботу состоится концерт в музыкальной школе. Каждый из вас говорит об этом родителям. Ваша задача – просто сообщить об этом родителям.
Проверка (слушаем варианты высказываний)
-А теперь попробуйте уговорить родителей прийти на концерт.
- Почему, несмотря на то, что каждый раз в общении участвуют дети и их родители,
высказывания звучат по – разному?
(у говорящих разные задачи – сообщить о концерте и уговорить прийти на него).
Мы говорим всегда с какой –то целью, зачем –то. Например, мы хотим: (кадр 3)
Речевые задачи.
- Риторический анализ. (кадр 4 )
Распредели данные глаголы по трем основным группам – задачам общения.
запретить объяснить оповестить убедить довериться информировать расспросить посоветоваться защитить (словом) проинструктировать обменяться приказать (впечатлениями) |
Поделиться
Сообщить чувствами, Повлиять
мыслями
--------------------------------------- ---------------------------------------- ----------------------------------
--------------------------------------- ----------------------------------------- -----------------------------------
- Какие глаголы могут быть записаны в двух колонках? Почему?
Проверка. (кадр 5)
(сообщить – объяснить, информировать, проинструктировать, оповестить, расспросить;
поделиться мыслями, чувствами – довериться, обменяться (впечатлениями), посоветоваться;
повлиять – запретить, защитить (словом), убедить, приказать)
Это деление глаголов по группам довольно условно, так как при общении всегда передается информация. Так, когда мы делимся своими впечатлениями, мы всегда сообщаем, что с нами произошло, о своих чувствах. В двух колонках могут быть записаны глаголы: расспросить, посоветоваться.
В живой речи коммуникативные задачи могут быть выражены не только глаголами, но и другими речевыми средствами, высказываниями в целом.
2) Рассмотри рисунки. (кадр 6 )
Восстанови по текстам их речевые задачи.
Подсказка: (кадр 7) сообщить, заинтересовать, пригласить, предупредить, запретить, попросить, поздравить.
3) кадр 8.
-Ты видишь, малыш горько плачет.
Твоя речевая задача – успокоить малыша.
- Рассмотри рисунки. На них изображены расстроенные дети.
? Как ты поступишь? Что скажешь в каждом случае?
Подсказка: ты можешь рассмешить; пообещать помочь; объяснить, почему не стоит плакать; посоветовать что –то.
- Разыграй диалоги.
(кадры 9 - 10) Речь человека – это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке.
В каждом языке есть свои правила, законы, нормы.
Н о р м а | Н а р у ш е н и е н о р м ы |
П р а в и л о | О ш и б к и |
З а к о н | Н е д о ч е т ы |
Нормы бывают: произносительные, грамматические, лексические.
Правильно всегда | Правильно иногда (допустимо) |
Класть (не «ложить») | |
Компас | Компас (спец.) |
Звонишь | |
До свидания | Пока (разговор.) |
Произносительные нормы в современном русском языке (кадры 11 – 13)
Используя схему, расскажите, как произносится буквенное сочетание ЧН в современном русском языке.
Ч’Н
[Ч’Н] [ШН] каЧнуться т о л ь к о в с л о в а х даЧный конеЧно табаЧный скуЧно отлиЧный нароЧно тоЧный яиЧница проЧный сквореЧник призраЧный прачеЧная скоротеЧный горчиЧный булоЧная, молоЧный [шн] и [чн] порядоЧный, двоеЧный |
Используя данную запись, расскажите о произношении групп
согласных в русском языке
Тщ = [ч’щ’]: тщеславный, тщательный Зш, сш = [ш]: без шума, бесшумный зщ, сщ, сч = [щ’]: без щетки, расщедриться, бесчисленный сж, зж = [ж]: сжечь, без жилья тс, дс,тьс,тц, дц = [ц]: боится, детство, уродский, собираться, братца, молодцы |
Произнесите данные слова вслух. (по одному, хором)
(кадр 14)
Мама поручила Кате испечь пирог и ушла на работу.
«Успею»,– подумала Катя и принялась решать сложный заграничный тест (т[э] ст). Через некоторое время мама позвонила по телефону.
– Что делаешь? – спросила она.
– Вожусь с тестом, – честно созналась Катя.
(По Э. Дворкину)
?- Поняла ли мама Катю?
Оцените мастерство рассказчика. Найди слова – пустышки в этих стихотворениях.
Жил-был Это, как его. Звали Ну,
Ну, и значит, и того. А соседа
Жило Это самое звали Это…
Со своею мамою. А его родители –
Был еще один чудак – Видишь ли и Видите ли…
Это, в общем, значит, так, И еще какое-то Э-э-э
И его любимый зять. Жил на верхнем этаже…
Звали зятя Так сказать. И дружили они все…
А жену Ну, и значит, и вообще…
(Э. Мошковская)
Песенка про лишние слова.
(Муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта)
Видит как-то гражданин. – Как проехать на вокзал?-
Что сарай пылает. Я спросил в трамвае.
Он звонит по «01», Пассажир один сказал,
Срочно сообщает: Что прекрасно знает.
– я не знаю, как начать… – В общем. Где-то, так сказать,
Но, как говорится, Это близко очень.
Я звоню вам, так сказать, Просто тут рукой подать,
Чтобы поделиться… Говоря короче…
В общем, значит, стало быть, Я вам, значит, заодно
Тут такое дело… объясню по дружбе:
Можно трубку положить: Вы проехали давно.
Все уже сгорело! Возвращаться нужно.
Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошел
И коту заметил:
– Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте!
Не для вас для одного…
Будут, значит, гости.
В общем, я хотел сказать,
Что терпеть не стану…
Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.
Припев:
Лишние слова, лишние слова
Говорить не будем!
В ерунде такой
Пользы никакой
Ни себе, ни людям.
Культура речи.
? - Что такое культура речи?
- Кого можно назвать культурным человеком?
- Как вы понимаете значение слова «красноречие»?
- А каково значение слова «краснобай»?
- Что такое «баять»?
Культурная и грамотная речь – это речь правильная (нормированная), точная, логичная, уместная, выразительная, богатая (разнообразная). (кадр 15)
К сожалению, не все обладают такое речью. Нас на каждом шагу подстерегают разного рода речевые и грамматические ошибки.
Речевая ошибка – это нарушение норм правильной речи (т.е. так нельзя сказать или написать).
Речевой недочет – это нарушение норм «хорошей» речи (т.е. лучше сказать иначе).
Основные причины речевой безграмотности:
1. нарушение логики, смысла высказывания (логические ошибки);
2. искажение фактов, исторических дат, цитат (фактические ошибки);
3.непонимание значения слова, употребление слова в несвойственном ему значении (речевая ошибка);
4. употребление лишнего слова (речевой недочет);
5. употребление рядом или близко однокоренных слов (речевой недочет);
6. неуместное, неоправданное повторение одного и того же слова (речевой недочет);
7. однообразие синтаксических конструкций (речевой недочет);
8. смешение лексики разных эпох (речевой недочет);
9. неуместное употребление диалектных и просторечные слов и выражений (речевая ошибка).
Грамматические ошибки и недочеты – это ошибки в образовании слова и его форм, в использовании несуществующего слова, ошибки в согласовании слов.
1. В данных предложениях исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов:
а) Спортсмены потерпели победу в соревнованиях.
б) Наступило глубокое лето.
в) Этот писатель заслужил известность. (кадр 16)
2. В данных предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью.
а) Каковы ваши планы на будущее?
б) Люди должны взаимно уважать друг друга. (кадр 17)
Домашнее задание: понаблюдайте за своей устной речью и определите, обладает ли ваша устная речь такими качествами, как чистота, богатство, выразительность, уместность. Сделайте вывод о том, над чем вам нужно работать, чтобы улучшить речь. (кадр 18)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.
Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение в звуковом ...
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж »
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж &ra...
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков «К-Г».
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков «К-Г»....
Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»
Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Культура речи"
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Культура речи" для учащихся 9 класса...
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...
Конспект подгруппового занятия по формированию звуковой культуры речи
Звук [С]. Лексическая тема "Супермаркет"...