Занятие №1 кружка "Лексика и культура речи"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Гераськина Ирина Николаевна

Материал можно использовать на уроках и внеклассных занятиях по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_1._yazyk_i_rech.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1.

Язык и речь. Общение. Культура речи.

Артикуляционная  разминка.

Не диковина полубрату

Сказать про Поликарпа.

(Скороговорка)

Работа с пословицей.

Слово дано человеку, животным – немота. (Пословица)

?Как вы понимаете эту пословицу?

СПРАВКА.

        Пословица –  это коротенькая притча. (Притча – это житейский рассказ со скрытым в нем философским смыслом; по сути – суждение, поучение, приговор.) Полная пословица состоит из двух частей:

а) картины; общего суждения;

б) разъяснения, толкования, поучения (вторая часть нередко опускается).

     В. Даль писал: «Пословица не сочиняется, а вынуждается. Как крик или возглас. Невольно сорвавшийся с души. Сборник же пословиц – свод народной опытной премудрости и премудрия. Это стоны и вздохи, плач и рыдания, радость и веселие. Горе и утешение в лицах, это цвет народного ума, самобытной стати. Это житейская правда, своего рода судебник. Никем не судимый».

            Слово учителя:

       

Средство общения – язык, это весь запас слов и законы их изменения и соединения. Язык создан народом для выражения  мыслей, чувств, пожеланий и принадлежит всему народу. Известны случаи, когда дети росли среди животных: овец, обезьян, волков. Они блеяли, визжали, кричали, выли, но не говорили ни на одном из языков. Мало того, попав к людям, они так и не заговорили. Как вы думаете, почему так произошло?

Язык для личности человека – примерно то же, что воздух для его тела. На языке мы думаем, общаемся, творим, принимаем решения. И если несвободное дыхание – угроза жизни, то несвободное владение языком – угроза личности.

Человек, плохо владеющий языком, не может ни определить свое мнение, ни выразить его. Он не найдет понимания, поскольку не умеет договариваться. Тонкий юмор, словесное творчество, сложное общение, самоанализ – навсегда потерянные для него богатства. Поэтому владение языком – главное, чему стоит учиться.

(Из статьи Энциклопедии для детей)

Язык – средство общения.

   ?      -В каких случаях можно обойтись без слов? Например,

                                 предупредить об опасности?

(звуковые сигналы: свист, вой серены, гудки автомашины; световые: вспышки маяка, светофора; жесты)

                               -Достаточно ли этих средств для передачи информации?

      Речь – деятельность говорящего, который использует средства для общения или обращения к самому себе. (речь звучащая, речь внутренняя, письменная)

Хорошую речь хорошо и слушать. (Пословица)

?    - А как вы понимаете эту пословицу?

Общение невозможно без культуры речи. Понятие культуры речи включает в себя правильность речи (то есть соблюдение литературных норм) и речевое мастерство (то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом  отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.д.). Как научная дисциплина культура речи изучает сложившиеся языковые нормы, ее важной задачей является охрана норм литературного языка. Культура речи включает в себя и понятие «речевой этикет», без которого невозможно обойтись при общении.  

            Цицерон писал: «Нехорошо, когда звуки выговариваются слишком подчеркнуто; нехорошо, когда их затемняет излишняя небрежность; нехорошо, когда слова произносятся слабым, умирающим голосом; нехорошо, когда их произносят пыхтя. Как в отдышке… Существуют такие недостатки, которых следует избегать, например, голос слабый, женственный или немузыкальный, неблагозвучный  и глухой».

   

(Демосфен и Цицерон – кадр 2)

Избалованные афиняне были чрезвычайно требовательны к устному изложению речей.

От оратора требовали правильного и изящного выговора, полноты голоса, благозвучия и ритма.

Сначала у Демосфена был  слабый голос и короткое дыхание, поэтому посреди речи он часто останавливался, кроме того, он подергивал одним плечом. С раннего детства он был косноязычным, не мог выговаривать многие согласные звуки, особенно «р». Произносил слова с ошибочным ударением.

Демосфен сильно заикался, особенно когда волновался. И поэтому часто разрывал не только предложения, но и слова. Этот недостаток не позволял ему говорить свободно, плавно. И поэтому он много времени уделял заучиванию наизусть целых кусков будущего выступления. Но и такая подготовка мало чем помогала Демосфену.

Все эти недостатки  могли заставить испугаться  и упасть духом юношу с меньшей силой воли. Но Демосфен  приложил немалое старание, чтобы превозмочь обидевшую его природу.

Чтобы придать своему языку подвижность и гибкость, а звуку – отчетливость и ясность. Он набирал в рот черепки и камешки и с ними пробовал говорить громко и выразительно. Чтобы усилить голос и дыхание, он взбегал на крутые склоны, на одном выдохе произнося стихи и речи.  Современники часто видели его на берегу моря, где он голосом стремился перекрыть шум и плеск волн. Которые напоминали ему гул толпы на площади.

В своем доме, в подвале, он устроил комнату, в которой оставался днями и ночами, месяцами не выходя на  воздух. И чтобы ничто не отвлекало его, Демосфен выбривал себе половину головы.

Он устроил в подземелье зеркало в человеческий рост и перед ним выполнял упражнения. С потолка свисал острый меч, и, если ритор забывался и начинал дергать плечом, появлялись долго не заживающие раны.

Многое здесь, возможно, вымышлено и преувеличено. Но достоверно одно: Демосфен, приложив много усилий, исполнил свою мечту – стал великим оратором.

                                                                                                                        (По Г. Штоллю)

    Этикет – это правила поведения в обществе. Речевой этикет – это система правил, устойчивых формул общения, которые приняты обществом для установления контакта собеседников, поддерживания и прерывания этого контакта. Речевой этикет – своеобразная знаковая система, с помощью которой определяются отношения между людьми.

               Мы уже знаем, что при общении важно учитывать речевые роли – кто (адресант) говорит: кому (адресат)

?– Что еще необходимо учитывать, чтобы общение было успешным?

                    Рассмотрим  несколько примеров.

                    Представьте себе,  что в субботу состоится концерт в музыкальной школе. Каждый из вас говорит об этом родителям. Ваша задача – просто сообщить об этом родителям.

Проверка (слушаем варианты высказываний)

      -А теперь попробуйте уговорить родителей прийти на концерт.

      - Почему, несмотря на то, что каждый раз в общении участвуют дети и их родители,  

         высказывания звучат по – разному?

(у говорящих разные задачи – сообщить о концерте и  уговорить прийти на него).

Мы говорим всегда с какой –то целью, зачем –то. Например, мы хотим: (кадр 3)

     Речевые задачи.

  1. Риторический анализ. (кадр 4 )

 Распредели данные глаголы по трем основным группам – задачам общения.

запретить                                            объяснить

оповестить                                          убедить

довериться                                         информировать

расспросить                                        посоветоваться

защитить (словом)                            проинструктировать

обменяться                                         приказать

(впечатлениями)

                                                                          Поделиться

Сообщить                                                       чувствами,                                                          Повлиять

                                                                          мыслями

         

                           

---------------------------------------          ----------------------------------------             ----------------------------------

---------------------------------------         -----------------------------------------            -----------------------------------

- Какие глаголы могут быть записаны в двух колонках? Почему?

Проверка. (кадр 5)

(сообщить – объяснить, информировать, проинструктировать, оповестить, расспросить;

поделиться мыслями, чувствами – довериться, обменяться (впечатлениями), посоветоваться;

повлиять – запретить, защитить (словом), убедить, приказать)

Это деление глаголов по группам довольно условно, так как при общении всегда передается информация. Так, когда мы делимся своими впечатлениями, мы всегда сообщаем, что с нами произошло, о своих чувствах. В двух колонках могут быть записаны глаголы: расспросить, посоветоваться.

                  В живой речи коммуникативные задачи могут быть выражены не только глаголами, но и другими речевыми средствами, высказываниями в целом.

2) Рассмотри рисунки.  (кадр 6 )

                        Восстанови по текстам их речевые задачи.

      Подсказка: (кадр 7) сообщить, заинтересовать, пригласить, предупредить, запретить, попросить, поздравить.

            3) кадр 8.

             -Ты видишь, малыш горько плачет.

            Твоя речевая задача – успокоить малыша.

           - Рассмотри  рисунки. На них изображены  расстроенные дети.

? Как ты поступишь? Что скажешь в каждом случае?

Подсказка:  ты можешь  рассмешить; пообещать помочь; объяснить, почему не стоит плакать; посоветовать что –то.

- Разыграй диалоги.

           (кадры 9 - 10)  Речь  человека – это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке.

                      В каждом языке есть свои правила, законы, нормы.

Н о р м а

Н а р у ш е н и е       н о р м ы

П р а в и л о

О ш и б к и

З а к о н

Н е д о ч е т ы

Нормы бывают: произносительные, грамматические, лексические.

Правильно всегда

Правильно  иногда (допустимо)

Класть  (не «ложить»)

Компас

Компас (спец.)

Звонишь

До свидания

Пока (разговор.)

                Произносительные нормы в современном русском языке (кадры 11 – 13)

Используя схему, расскажите, как произносится буквенное сочетание ЧН в современном русском языке.

                                                                      Ч’Н

   

        [Ч’Н]                                                                                                [ШН]

каЧнуться                                                                                                               т о л ь к о  в  с л о в а х

даЧный                                                                                                                              конеЧно

табаЧный                                                                                                                          скуЧно

отлиЧный                                                                                                                          нароЧно

тоЧный                                                                                                                               яиЧница

проЧный                                                                                                                            сквореЧник

призраЧный                                                                                                                      прачеЧная

скоротеЧный                                                                                                                     горчиЧный

булоЧная, молоЧный                                                                                     [шн]  и [чн]

порядоЧный, двоеЧный

                 Используя данную запись, расскажите о произношении групп
согласных в русском языке

 

   Тщ = [ч’щ’]: тщеславный, тщательный

   Зш, сш = [ш]: без шума, бесшумный

   зщ, сщ, сч = [щ’]: без щетки, расщедриться, бесчисленный

   сж, зж = [ж]: сжечь, без жилья

   тс, дс,тьс,тц, дц = [ц]: боится, детство, уродский,

                                            собираться, братца, молодцы

                       Произнесите  данные слова  вслух. (по одному, хором)

   

(кадр 14)  

         Мама поручила Кате испечь пирог и ушла на работу.

       «Успею»,– подумала Катя  и принялась решать сложный заграничный тест (т[э] ст). Через некоторое время мама позвонила по телефону.

  –  Что делаешь? –  спросила она.

  – Вожусь с тестом,  – честно созналась Катя.

                                      (По Э. Дворкину)

?- Поняла ли мама Катю?

Оцените мастерство рассказчика. Найди слова – пустышки в этих стихотворениях.

Жил-был Это, как его.                                         Звали Ну,

Ну, и значит,  и того.                                           А соседа

Жило Это самое                                                   звали Это…

Со своею мамою.                                                А его родители –

Был еще один чудак –                                       Видишь ли и Видите ли…                    

Это, в общем, значит, так,                                И еще какое-то  Э-э-э

И его любимый зять.                                         Жил на верхнем этаже…

Звали зятя Так сказать.                                     И дружили они все…

А жену                                                                   Ну, и значит, и вообще…

                                                                         (Э. Мошковская)

Песенка про лишние слова.

(Муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта)

Видит как-то гражданин.                                                         – Как проехать на вокзал?-

Что сарай пылает.                                                                         Я спросил в трамвае.

Он звонит по «01»,                                                                       Пассажир один сказал,

Срочно сообщает:                                                                         Что прекрасно знает.

– я не знаю, как начать…                                                       –   В общем. Где-то, так сказать,

Но, как говорится,                                                                        Это  близко очень.

Я звоню вам, так сказать,                                                          Просто тут рукой подать,

Чтобы поделиться…                                                                    Говоря короче…

В общем, значит, стало быть,                                                   Я вам, значит, заодно

Тут такое дело…                                                                           объясню по дружбе:

Можно трубку положить:                                                         Вы проехали давно.

Все уже сгорело!                                                                         Возвращаться нужно.

                                 

                                              Кот нахально влез на стол,

                                              Тянется к котлете.

                                              Тут хозяин подошел

                                              И коту заметил:

                                             – Вы, Василий, не того,

                                             Знаете ли, бросьте!

                                             Не для вас для одного…

                                             Будут, значит, гости.

                                            В общем, я хотел сказать,

                                            Что терпеть не стану…

                                            Кот давно котлету съел,

                                            Взялся за сметану.

  Припев:

  Лишние слова, лишние слова

  Говорить не будем!

  В ерунде такой

  Пользы никакой

  Ни себе, ни людям.

                       Культура речи.

?  - Что такое культура речи?

                  - Кого можно назвать культурным человеком?

                   - Как вы понимаете значение слова «красноречие»?

                   -  А каково значение слова «краснобай»?

                  -  Что такое «баять»?

      Культурная и грамотная речь – это речь правильная (нормированная), точная, логичная, уместная, выразительная, богатая (разнообразная).  (кадр 15)

       К сожалению, не все обладают такое речью. Нас на каждом шагу  подстерегают разного рода речевые и грамматические ошибки.

   Речевая ошибка – это нарушение норм правильной речи (т.е. так нельзя сказать или написать).

   Речевой недочет – это нарушение норм «хорошей» речи (т.е. лучше сказать иначе).

   Основные причины речевой безграмотности:

1. нарушение логики, смысла высказывания (логические ошибки);

2. искажение фактов, исторических дат, цитат (фактические ошибки);

3.непонимание значения слова, употребление слова в несвойственном ему значении (речевая ошибка);

4. употребление лишнего слова (речевой недочет);

5. употребление рядом или близко  однокоренных слов (речевой недочет);

6. неуместное, неоправданное повторение одного и того же слова (речевой недочет);

7. однообразие синтаксических конструкций (речевой недочет);

8. смешение лексики разных эпох (речевой недочет);

9. неуместное употребление диалектных и просторечные слов и выражений (речевая ошибка).

   Грамматические ошибки и недочеты – это ошибки в образовании слова и его форм, в использовании несуществующего слова, ошибки в согласовании слов.

1. В данных предложениях исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов:

а) Спортсмены потерпели победу в соревнованиях.

б) Наступило глубокое лето.

в) Этот писатель заслужил известность. (кадр 16)

2. В данных предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью.

а) Каковы ваши планы на будущее?

б) Люди должны взаимно уважать друг друга. (кадр 17)

  Домашнее задание:  понаблюдайте за своей устной речью и определите, обладает ли ваша устная речь такими качествами, как чистота, богатство, выразительность, уместность. Сделайте вывод о том, над чем вам нужно работать, чтобы улучшить речь. (кадр 18)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение  в звуковом ...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж »

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж  &ra...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков «К-Г».

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков «К-Г»....

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Культура речи"

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Культура речи" для учащихся 9 класса...

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...