Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Культура речи"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Культура речи" для учащихся 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 31.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Починковский муниципальный район Нижегородской области
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дивеев-Усадская средняя школа
(полное наименование образовательной организации)
ПРИНЯТО решением педагогического совета от 30.08.2017 года, протокол № 1 председатель ________ М.А.Стешина ( подпись руководителя ОО ФИО) | УТВЕРЖДЕНО приказом директора школы от 30. 08. 2017 г. № 237 |
Рабочая программа
индивидуально-групповых занятий по русскому языку
«Культура речи»
(указать учебный предмет, курс)
Уровень образования (класс) основное общее образование , 9 класс
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов 34 .
Составители Волкова Марина Валентиновна , учитель русского языка и литературы
Рабочая программа разработана на основе программы Львова С.И. Русский язык. 7-11 классы: программа факультативнх и элективных курсов. М.: Вентана-Граф, 2008
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий построена на базе факультативного курса “Культура речи” (программа Министерства образования РФ, автор Львова С.И., 2003 г.), рассчитана на учащихся 9 класса. На курс отводится 34 часа (1 час в неделю).
Занятия направлены на совершенствование важнейших умений культурного человека — это способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения.
В центре внимания оказывается культура речи — лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения. Конечная цель состоит в освоении приёмов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи — устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.
Для решения практических задач, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
Большое значение придаётся развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения нормы, связанной с тем или иным языковым явлением. Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самосовершенствования.
Таким образом, на занятиях формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Целью занятий является формирование умений и навыков грамотного устного и письменного общения, полноценного восприятия звучащей речи.
Занятия способствуют решению следующих задач:
1)формирование у учащихся ключевых компетенций средствами русского языка (коммуникативной, языковой, языковедческой, культуроведческой);
2) воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;
3) развитие способности учащихся к речевому взаимодействию.
Содержание программы
Нормативный аспект культуры речи (27 ч)
Правильность речи. Правильность речи как соответствие нормам современного русского литературного языка.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имён и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением — важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и стилистических свойств. Молодёжный сленг (крутой, клёвый и т. п.) и отношение к нему.
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, а также сложноподчинённых предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия.
Интонационные нормы. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смысло-различительная роль каждого элемента интонации. Роль интонации в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации в речевом общении.
Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
Этическим аспект культуры речи (7 ч )
Речевой этикет как совокупность правил речевого общения. Речевой этикет как компонент культуры речи. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.
Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя.
Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в разных ситуациях речевого общения.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дистанционном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.
Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Нормативный аспект культуры речи (27 часов) | ||||
Правильность речи. Правильность речи как соответствие нормам современного русского литературного языка. | 1 | |||
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. | 1 | |||
Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. | 1 | |||
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имён и отчеств. | 1 | |||
Нормы ударения в современном русском языке. | 1 | |||
Допустимые варианты произношения и ударения. | 1 | |||
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением — важное условие речевого общения. | 1 | |||
Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и стилистических свойств. | 1 | |||
Молодёжный сленг (крутой, клёвый и т. п.) и отношение к нему. | 1 | |||
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. | 1 | |||
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. | 1 | |||
Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. | 1 | |||
Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. | 1 | |||
Правильное построение предложений с обособленными членами, а также сложноподчинённых предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия. | 1 | |||
Интонационные нормы. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. | 1 | |||
Смысло-различительная роль каждого элемента интонации. Роль интонации в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации в речевом общении. | 1 | |||
Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания. | 1 | |||
Правописание морфем. | 1 | |||
Правописание морфем. | 1 | |||
Слитные, дефисные и раздельные написания. | 1 | |||
Слитные, дефисные и раздельные написания. | 1 | |||
Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Правила графического сокращения слов. | 1 | |||
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них. Знаки препинания в конце предложений. | 1 | |||
24 | Знаки препинания внутри простого предложения. | 1 | ||
25 | Знаки препинания между частями сложного предложения. | 1 | ||
26 | Знаки препинания при передаче чужой речи. | 1 | ||
27 | Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. | 1 | ||
Этический аспект культуры речи (7 часов) | ||||
28 | Речевой этикет как совокупность правил речевого общения. Речевой этикет как компонент культуры речи. Культура поведения, культура речи и речевой этикет. | 1 | ||
29 | Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя. | 1 | ||
30 | Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. | 1 | ||
31 | Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. | 1 | ||
32, 33 | Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дистанционном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.). Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета. | 2 | ||
34 | Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция. | 1 |
Тематическое планирование
№ | Раздел | Количество часов |
1. | Нормативный аспект культуры речи | 27 |
2. | Этический аспект культуры речи | 7 |
Требования к уровню знаний обучающихся
В результате изучения курса обучающийся должен знать / понимать:
- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, ситуации речевого общения;
- основные признаки текста и его функционально-смысловые типы (повествование, описание, рассуждение);
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
-основные выразительные средства синтаксиса;
- понятия микротема, микротекст, инверсия.
уметь:
- различать разговорную речь, научный, художественный стили;
- определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- объяснять с помощью словаря значение слов и их оттенки;
- использовать различные синтаксические конструкции (восклицательные предложения, обращения, однородные члены) как средство усиления выразительности речи; -конструировать тексты различных типов и стилей речи, различных жанров (эссе, репортаж и др.);
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, подробный, сжатый или выборочный пересказ;
- создавать тексты различных стилей и функционально-смысловых типов;
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, ситуацией общения;
- владеть разными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной или письменной форме, соблюдать нормы по построения текста ( логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
-адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; к прочитанному, услышанному, увиденному);
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка;
-соблюдать нормы речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 6 классе «Тексты малой формы»
1. Рабочая программа составлена на основе пособия Никитиной Е.И. Уроки развития речи: К учебному пособию «Русс...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий с обучающимися 8 класса по подготовке к ГИА по русскому языку
Программа содержит материал, необходимый для повторения и подготовки к решению тестовых заданий...
Рабочая программа индивидуально-групповых (групповых) занятий для учащихся 3 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (сенсорное развитие)
Программа является вариативной, имеет адресную направленность на конкретного ребёнка или подгруппу учащихся, имеющих сходные затруднения. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребе...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 6 класс.
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 6 класс....
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 8 класс.
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 8 класс....
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 11 класс.
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 11 класс....
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 11 класс.
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 11 класс....