Как жить сегодня, чтобы увидеть завтра?
методическая разработка (11 класс) по теме
Формирование здорового образа жизни как необходимой ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy.rar | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 пгт Серышево
Амурская область
пгт Серышево
2010 год
Тема: «Как жить сегодня, чтобы увидеть завтра?»
"Здоровье - это вершина, на которую
человек должен подняться сам".
(И. Брехман)
Цель: Формирование здорового образа жизни как необходимой ценности
Задачи:
- показать актуальность проблемы здоровья и ЗОЖ;
- определить у школьников исходный уровень и особенности существующего у них отношения к здоровью;
- сформировать потребность к занятиям физическими упражнениями.
- развить умение работать в группах.
- воспитание уважительного отношения к своему здоровью
Девиз: Здоровый образ жизни – это модно!
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, карточки-задания
Ход занятия:
Звучит песня «Я люблю тебя, жизнь». После окончания первого куплета, приглушив звук, спрашиваю учащихся: «Вы любите жизнь? Что за вопрос? Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой. А что такое хорошая жизнь? Поразмышляйте об этом, пожалуйста, каждый и запишите продолжение фразы: «Счастливая жизнь- это…»
Учащиеся под негромкую мелодию записывают те понятия, которые, по их мнению, характеризуют счастливую жизнь (работают 2-3 мин.). Затем учитель предлагает обсудить в группах эти записи и расставить их по степени значимости. После обсуждения от каждой группы выступает представитель с результатом работы.
Здоровый образ жизни
Был незнаком ему. Росли у него детки
Придворный эскулап
Микстурами, таблетками
Закармливать их рад.
Больными были детки
И слушали его.
И повторяли детство
Папаши своего.
Волшебник Валеолог
Явился во дворец.
И потому счастливый
У сказки сей конец.
Опыт показывает, что очень редко на первое место учащиеся ставят здоровье. Они говорят о взаимопонимании, дружбе, любви, материальных благах и многом другом. Но наша задача - подвести учащихся к разговору о здоровье, создать условия для мотивационного запроса. И поэтому звучит сказка о больном короле:В одной стране когда-то
Жил-был один король.
Имел он много злата,
Но был совсем больной.
Он очень мало двигался
И очень много ел.
И каждый день, и каждый час
Всё больше он толстел.
Отдышки и мигрени
Измучили его.
Плохое настроение
Типично для него.
Он раздражён, капризен-
Не знает почему.
Учитель: в этой истории отражена реальная жизнь. В нашей стране 145 млн. человек, по прогнозам специалистов, к 2050 г. нас может остаться всего около 102 млн. Одна из причин - низкая продолжительность жизни. Как известно, в России смертность пока еще опережает рождаемость, хотя статистики убеждают нас, что рождаемость начала повышаться. В последние годы принимаются некоторые меры по оздоровлению населения и повышению рождаемости, но осязаемых результатов пока не видно.
Как известно, мальчиков рождается гораздо больше, чем девочек (у нас в России это соотношение еще выше). Но подходит брачный возраст (он у нас тоже возрос), и оказывается, что мужчин стало гораздо меньше, чем женщин. Куда же они подевались? Ведь не все же эмигрировали? Оказывается, умерли или погибли.
В среднем мужчины в России живут до 57 лет, женщины - 71-72 года. За последние годы число мужчин, умерших от болезней сердца и сердечно – сосудистых заболеваний, увеличилось в 2 раза; каждый третий умирает от онкологических заболеваний, каждый четвёртый - от болезней лёгких, и если так будет продолжаться, то через 20-25 лет Россия станет страной хронически больных вдов. Вы хотите такого будущего? Можно привести много объективных причин повышенной смертности среди мужского населения России, особенно за последние 15-20 лет. Но есть и субъективные причины – наплевательское отношение к своему здоровью. Курение, потребление алкоголя, неразборчивость в пище, нездоровый образ жизни стали общепринятыми, и не только среди мужчин. И в этом – главная причина сложившегося положения. За рубежом в последнее время на государственном уровне проявляется забота и пропаганда здорового образа жизни. А нам не до этого – призывают не жить, а выживать, и при этом постоянно ухудшают условия жизни. Ну что же – придется нам самим заниматься сохранением и улучшением своего здоровья. Как говорят англичане, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
( Появляется на слайде тема разговора: «Как жить сегодня, чтобы увидеть завтра?»)
Закончи пословицы:
- Береги платье снову, а здоровье... (смолоду.)
- Болен — лечись, а здоров... (берегись.)
- Было бы здоровье, а счастье... (найдется.)
- Где здоровье, там и... (красота.)
- Двигайся больше — проживешь... (дольше.)
- Забота о здоровье — лучшее... (лекарство.)
- Здоровье сгубишь — новое... (не купишь.)
- В здоровом теле... (здоровый дух.)
Учёные о здоровье
«Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе».
«Здоровое тело – продукт здорового рассудка». (Б.Шоу.)
«Главное, от чего зависит физическое здоровье, - здоровье нравственное…»,
«Чтобы сохранить своё здоровье, думай, думай о здоровье других». (Д.С.Лихачёв.)
«Человек, двигаясь и при этом развиваясь, сам заводит часы своей жизни». (И.Аршавский.)
«Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам». (И. Брехман – основатель валеологии.)
Мозговой штурм: понятия «валеология», «здоровье»
1.Валеология – наука о формировании, сохранении укреплении здоровья.
2. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни
Слагаемые здоровья:
- Образ жизни 50 %
- Наследственность 20 %
- Окружающая среда 20 %
Здравоохранение 10%.
Тест «Ваш образ жизни»
№ | Виды химической активности | Оценки в баллах | ||
регулярно | нерегулярно | Не делаю | ||
1 | Утренняя гимнастика | 10 | 7 | 0 |
2 | Передвижение в школу | 10 | 6 | 0 |
3 | Физкультура в школе | 10 | 5 | 0 |
4 | Физкультура в свободное время (секции, самостоятельно) | 30 | 10 | 0 |
5 | Теплоходы, экскурсии на природу в выходные дни | 15 | 7 | 0 |
6 | Закаливание | 5 | 3 | 0 |
7 | Участие в спортивных соревнованиях | 10 | 5 | 0 |
8 | Выполнение физической работы дома | 5 | 3 | 0 |
Штрафные очки (вычитаются из суммы):
За курение – 10 баллов;
За употребление спиртных напитков – 10 баллов;
За нарушение намеченного режима дня – 5 баллов;
За несоблюдение режима питания – 5 баллов.
Если по итогам тестирования вы набрали:
более 60 баллов, то получаете оценку «отлично»;
более 45 баллов – «хорошо»;
более 25 баллов – удовлетворительно;
менее 25 баллов – «неудовлетворительно».
Учитель: Здоровый образ жизни медленно, но неуклонно становится неотъемлемой составляющей нашего существования. Медленно, потому что многие российские традиции или укоренившиеся стереотипы относительно здоровья, питания и того, как стоит отдыхать, изменить не так-то просто. Неуклонно, потому что полная стрессов и экологически неблагополучная жизнь в XXI веке выдвигает свои требования к человеческому организму.
Поэтому все чаще мы задумываемся над тем, как живем, что едим, что можно изменить, чтобы жизнь стала полноценнее, здоровее, счастливее?
Многие наши соотечественники по-прежнему считают: «здоровье либо есть, либо его нет, что-то сделать для его улучшения очень трудно».
От чего зависит здоровый образ жизни?
Возможность вести здоровый образ жизни зависит от пола, возраста, состояния здоровья;
От условий обитания (климат и жилище)
От экономических условий (питание, одежда, работа, отдых);
От наличия полезных привычек (соблюдение гигиены, закаливание);
От отсутствия вредных привычек (курение, пьянство, наркомания, малоподвижный образ жизни и др.).
Составляющие здоровья.
В понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:
Отказ от вредных привычек;
Оптимальный двигательный режим;
Рациональное питание;
Закаливание; личная гигиена;
Положительные эмоции;
Высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.
Физкультминутка "Дождь" предназначена для активного отдыха, должна решать следующие задачи:
1) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;
2) активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию материала;
3) эмоциональную "встряску" учащихся, возможность "сбросить" накопившийся груз отрицательных эмоций и переживаний.
Правила выполнения упражнения:
- Упражнение состоит из восьми действий.
- Один из учащихся начинает каждое действие и, в то время, как он продолжает делать его сам, также он передает его другому человеку, а тот, в свою очередь, продолжает его и передает следующему, и так по кругу.
- Когда посланное членом команды действие возвращается, он или она начинает следующее действие и затем передает его, продолжая движение.
- Так же передаются все действия, пока не закончатся.
Действия выполняются в следующем порядке:
1. Трение ладоней.
2. Щелканье пальцами.
3. Хлопанье по бедрам.
4. Переступания ногами.
5. Хлопанье по бедрам.
6. Щелканье пальцами.
7. Трение ладоней.
8. Солнышко выглянуло (руки к голове).
Сколько раз в день надо есть?
ВЕДУЩАЯ: Лучше всего есть четыре раза в день: завтрак, обед, полдник, ужин. Чем больше разрыв между ужином и завтраком, тем лучше ты выспишься, тем здоровее будешь. В сутки организму требуется: 60 граммов белков (мясо, яйца, молоко, рыба); 107 граммов жиров (сливочное и растительное масло); 400 граммов углеводов (хлеб, мед, овощи, фрукты, ягоды, крупы).
Кроме них, еще необходимы витамины и микроэлементы.
ВЕДУЩИЙ: А вы знаете, где больше всего долгожителей?
(Ребята отвечают.)
Больше всего долгожителей на Кавказе. Этому способствует свежий горный воздух и кавказская
национальная кухня, богатая зеленью, молочными продуктам и овощами.
ВЕДУЩАЯ: Запомните: очень вредны перекусы, сухомятка. Старайтесь соблюдать режим питания! И неважно, какой именно час вы отведете для обеда, домашнего задания или прогулки. Важно, чтобы этот час был по возможности одним и тем же! Если сегодня вы решаете съесть обед в час дня, а завтра в пять вечера, то организм просо не успевает реагировать на эти изменения. В результате пропадает аппетит, мучает бессонница и вы успеваете выполнить гораздо меньше дел.
ВЕДУЩИЙ: Правильный режим — это путь к успеху, одна из разгадок долголетия.
Конечно, чтобы не болеть, без физкультуры и занятий спортом не обойтись. «Мышечный голод» опасен для нашего организма так же, как недостаток кислорода. Французский врач Биссо сказал: «Движение может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения».
ВЕДУЩАЯ:
Спортом должны заниматься все. Не ставьте перед собой цель обязательно побить мировой рекорд (мировых рекордсменов — единицы, и будет крайне наивно рассчитывать, что все занимающиеся спортом станут со временем чемпионом). Поставьте перед собой более скромную задачу: укрепить свое здоровье, вернуть себе силу и ловкость, стать стройной и привлекательной. Этого для начала будет вполне достаточно. Будет просто прекрасно, если вы почувствуете себя здоровой, если к вам вернутся энергия и бодрость духа, если у вас появится естественная потребность больше двигаться, чаще бывать на свежем воздухе и т. д. Кроме того, регулярное занятие спортом помогает женщине лучше выполнить свою материнскую миссию, предназначенную ей природой: рожать и вскармливать детей, воспитывать и растить их. Только, помните: физические нагрузки при занятиях спортом должны соответствовать не только вашему возрасту, но и состоянию вашего здоровья.
Врачи подсчитали, что для сохранения здоровья человек должен не меньше десяти часов в неделю посвящать физическим упражнениям. Неважно, что это будет: коньки, бег, плавание, велосипедная или лыжная прогулка, поход или обычная ходьба. Важно, чтобы мы дали организму возможность активно работать. Так, мальчики 14—15 лет должны делать 28500 шагов, а девочки — 23500 шагов.
Ежедневные занятия спортом - вот залог здоровья и красоты. Чтобы спорт доставлял удовольствие, нужно правильно выбрать занятия, и спорт будет приносить здоровье не только телу, но и душе.
Учитель: В начале разговора я рассказала вам печальную историю со счастливым концом. Каков же он?
Волшебник Валеолог
Сказал: «Долой врача!
Вам просто не хватает
Прыгучего мяча.
Вам надо больше двигаться,
В походы, в лес ходить.
И меньше нужно времени
В столовой проводить.
Вы подружитесь с Солнцем,
Со свежим Воздухом, Водой.
Отступят все болезни,
Промчатся стороной.
Носите людям Радость,
Добро и сердца свет.
И будете здоровы
Во много, много лет!
Учитесь радоваться жизни – хорошей погоде, встрече с интересным человеком, успехам в работе. Учитесь каждый день считать счастливым. В сущности, так мало надо для счастья – здоровье близких, интересная работа, хорошие друзья и мирное небо над головой. Счастье – это наше внутреннее состояние. Привычка настраивать себя на положительное восприятие жизни дает хорошее настроении а, значит, и здоровье.
Каждый из нас в состоянии воспитать в себе умение радоваться жизни. А причина для радости всегда найдется.
Помните! Здоровье – это праздник, который всегда с тобой! Здоровье — это красота. Так будьте же всегда: красивыми, не растрачивайте попусту то, что дано вам природой и что является главным богатством человека!
Итак, друзья, вперед! Навстречу новой здоровой жизни!
Рефлексия.
Для обобщения темы можно предложить ПОПС - формулу.
ПОПС - формула:
П - позиция
(в чем заключается твоя точка зрения) - Я считаю, что… ____________________________________________________________________________
О - обоснование
(довод, в поддержку твоей позиции) - …потому что… ___________________________________________________________________________
П - пример
(факты, иллюстрирующие твой довод) -…например… ____________________________________________________________________________
С - следствие
(вывод: что надо сделать, призыв к принятию твоей позиции, либо повторение позиции) -____________________________________________________________________________
поэтому … ___________________________________________________________________________ .
Учитель:
Свои представления о счастливой полноценной жизни я выразила в виде дерева жизни
Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать крону, будут равноценные ветви: «я могу», «я хочу» и «я должен». Это ведь замечательно, что человек делает в жизни то, что он может, и это не противоречит тому, что он должен, не противоречит интересу других людей; когда то, что человек должен делать, он и может, и хочет. Эти ветви поддерживает ствол «здоровый образ жизни», питаемый корнями – «составляющими здоровый образ жизни».
На данных зеленых листочках учащиеся записываю ответы: «я могу», «я хочу» и «я должен»
Заканчивается занятие изучением общественного мнения: каждому раздаются заготовки (изготовленные контуры лица, на котором нарисованы только глаза). В зависимости от отношения к проблеме здорового образа жизни, веры в личные возможности сделать свою жизнь счастливой, дети рисуют различные выражения лица - чем шире улыбка, тем больше уверенности в завтрашнем дне и в свои силы. Затем рисунки вывешиваются на доске в виде сердца.
Выразить свое отношение к уроку можно смайликами.
Все задания выполняются под звуки легкой инструментальной музыки в исполнении Дедюли
Приложение 1
Задания группам: Закончить пословицы
* Береги платье снову, а здоровье...
* Болен — лечись, а здоров...
* Было бы здоровье, а счастье...
* Где здоровье, там и...
* Двигайся больше — проживешь...
* Забота о здоровье — лучшее...
* Здоровье сгубишь — новое...
* В здоровом теле...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок экологии 9 класс «Как жить сегодня, чтобы увидеть завтра?»
Урок экологии в 9 –бТема: «Как жить сегодня, чтобы увидеть завтра?»Эпиграф: «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам»....
Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра
Вы любите жизнь? Что за вопрос? Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой. А что такое хорошая жизнь? Как жить сегодня, чтобы иметь...
«Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра?»
внеклассное мероприятие...
Как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра
Занятие «Как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра» является вводным в элективный курс «Человек и его здоровье», который апробирован мною в течение двух лет и на выходе дает положительные резу...
классный час "Как жить сегодня, чтобы увидеть завтра"
Материал о здоровом образе жизни....
«Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра?!»
Методическая разработка нетрадиционного урока...
Как жить сегодня, чтобы увидеть завтра.
Проект «Как жить сегодня, чтобы увидеть завтра» предназначен для профилактики суицидального поведения и организации коррекционно-развивающей работы в образовательных учреждениях с детьми ...