"Занимательная фразеология"
методическая разработка (5 класс) по теме
Игра по русскому языку для учащихся 5-6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaa_frazeologija.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Занимательная фразеология"
Игра для учащихся 5-6-х классов
Цель мероприятия:
популяризация знаний по лексике русского языка;
развитие речевых навыков (умение пользоваться фразеологизмами в речи);
развитие умения работать в группе.
Оборудование:
высказывание А.И. Ефимова «Фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка»;
названия туров: «Всяк молодец на свой образец». «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»;
иллюстрации к фразеологизмам.
Подготовительная работа: изучение темы «Фразеология» на уроках основного курса русского языка; создание иллюстраций к фразеологизмам группой учащихся; составление кроссворда.
Организация игры.
В игре участвуют две команды, отбор участников производится непосредственно перед началом игры из числа находящихся в зале: присутствующим предлагается назвать фразеологизм по иллюстрации и объяснить его значение. Давшие полный ответ становятся игроками, ответившие частично получают жетон «умника». Жетоны также вручаются, когда зрители отвечают на дополнительные вопросы в процессе игры. По окончании игры все участники, получившие жетоны, награждаются.
Игроки команд получают задания туров в конвертах разного цвета с символикой соответствующего тура.
Ход игры
Тур первый. «Всяк молодец на свой образец».
Символика
Задание командам:
Вопрос 1: Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом, и почему вы так думаете?
золотые зубы – золотые руки;
важная деталь – важная птица;
медвежья услуга – медвежья берлога;
горькая правда – горькая микстура;
волчий хвост – волчий аппетит;
принимать продукцию – принимать участие;
приходить в голову – приходить в школу;
выйти из комнаты – выйти из положения;
дрова разгорелись – глаза разгорелись;
cбивать с дерева – сбивать с толку.
Вопрос 2: Вспомните, какие фразеологизмы вошли в нашу речь из сказок?
/ Командам даётся 2 минуты, зрителям в это время предлагается узнать сказки А.С. Пушкина, в которых встречаются фразы:
в путь-дорогу снарядился
с утра до ночи
глаз не сводит
день и ночь
спору нет
делать нечего/
Вопрос 3: Какие слова в данных фразеологизмах не могут сочетаться с другими словами? Что они означают?
бить баклуши точить лясы зрителям:
попасть впросак закадычный друг мурашки бегают
заклятый враг кромешная тьма
сломя голову с гулькин нос
Вопрос 4: Какое из выделенных слов в каждой паре словосочетаний нельзя заменить антонимом и почему?
принести стул – принести польз;
поднять тревогу – поднять занавес;
отдать книгу – отдать честь;
глубокое озеро – глубокое уважение.
зрителям: короткое пальто – короткое замыкание
Вопрос 5: Какое прилагательное (одно для группы ) может превратить слова во фразеологизмы:
век, середина, правило;
удар, система, затмение;
суп, шут, чучело;
полюс, буря, поле.
ответ: золотой, гороховый, солнечный, магнитный
Перемена. Жюри подводит итоги 1 тура.
Игра со зрителями:
Объясните значение и происхождение фразеологизмов:
время истекло
ахиллесова пята
рог изобилия
запретный плод
держать порох сухим
одним миром мазаны
Тур 2. «Без труда не вынешь рыбку из пруда»
Символика.
Задание командам:
В данных парах предложений назовите фразеологизмы. Докажите.
1. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык. – Я хотел было завести разговор с моим ямщиком, но только что раскрыл рот, меня подбросило, и я прикусил язык.
Никиту как ветром сдуло с веранды. – Ярче синеет лёд посреди Дона, где ветром сдуло снег.
Нет, тут надо всё как следует обдумать. – Никто не знал, как следует с ним держаться и как ему угодить.
Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат. – Подружившись с артелью бурлаков, Рахметов стал помогать тянуть лямку и через неделю запрягся в неё.
2. Засучив рукава, я доставал выскальзывавших из рук живых рыб, бросал их на дно лодки. – Ребята работали засучив рукава.
Петр Сергеевич давно уже махнул рукой на жизнь и живёт нехотя. – Ваня махнул рукой и побежал нам навстречу.
Мужчины посмеивались: кто-то видел, как богатырь-агроном носил жену на руках. – Настенька, сестрица моя! Мушке-комарику не дам обидеть тебя, на руках носить буду!
А я бы этого Джека выучил многому. Он бы у меня на и на задних лапах ходил, и через голову кувыркался бы… - Из-за чего Молчалин ходит на задних лапках перед Фамусовым и перед всеми важными гостями?
Перемена. Жюри подводит итоги 2 тура и общие.
Игра со зрителями: «Весёлые картинки».
Ведущий показывает зрителям картинку с изображением медведя, мышки, петуха т.д., зрители называют фразеологизмы, содержащие название животного. Жетон «умника» получает тот, кто завершит цепочку фразеологизмов.
Тур 3. «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»
Символика.
Задание командам: Замените в предложениях выделенные выражения фразеологизмами. (Команды получают одинаковые листы с заданием, которое выполняется за ограниченное время – 5 минут. Победитель определяется по количеству правильных ответов).
Мы совершенно искренне пожелали им счастливого пути. // от всего сердца
Сосед без всякого основания, без видимой причины перестал с нами здороваться. // ни с того ни с сего
Мы сделали всё возможное, чтобы выполнить задание. // в доску разбились
Здесь написано совершенно чётко, определённо. // чёрным по белому
На следующиё день Валера вёл себя так, будто ничего не случилось. //как ни в чём ни бывало
Надо, несмотря ни на что, непременно сделать это. // во что бы то ни стало
В разговоре он находчив, не растеряется, знает как ответить. // за словом в карман не лезет
Много прошло времени с той поры. // много воды утекло
Мы совсем было уже впали в уныние, отчаялись. // нос повесили
Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних. // с глазу на глаз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Копспект урока. Занимательная фразеология.
Конкурс по теме "Фразеология"...
Программа факультатива по русскому языку «Занимательная фразеология».
Методические материалы к изучению в школе темы «Фразеологизмы»....
Рабочая программа внеурочной деятельности «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» для обучающихся 5 класса
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и дл...
Рабочая программа. Внеурочная деятельность по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» 5-6 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена с учетом содержания программы по русскому языку и в соответствии с требованиями ФГОС...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ».
Данно занятие позволяет обобщить весь материал по теме "Фразеология". ...
Урок-КВН по теме: Занимательная фразеология
Этот урок можно использовать как завершающий по теме: Лексика и фразеология либо в 5, либо в 6 классе. Урок построен в игровой манере, чтобы учащимся этот материал запомнился надолго....
КВН по русскому языку "Занимательная фразеология" 6 класс
КВН "Занимательная фразеология" целесообразно проводить в 6 классе в качестве внеклассного мероприятия после изучения раздела "Лексика. Фразеология" (учебный предмет "Русский ...