"Занимательная фразеология"
методическая разработка (5 класс) по теме

Игра по русскому языку для учащихся 5-6 классов.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaa_frazeologija.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Занимательная фразеология"

Игра для учащихся 5-6-х классов

Цель мероприятия:

популяризация знаний по лексике русского языка;

развитие речевых навыков (умение пользоваться фразеологизмами в речи);

развитие умения работать в группе.

Оборудование:

высказывание А.И. Ефимова «Фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка»;

названия туров: «Всяк молодец на свой образец». «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»;

иллюстрации к фразеологизмам.

Подготовительная работа: изучение темы «Фразеология» на уроках основного курса русского языка; создание иллюстраций к фразеологизмам группой учащихся; составление кроссворда.

Организация игры.

В игре участвуют две команды, отбор участников производится непосредственно перед началом игры из числа находящихся в зале: присутствующим предлагается назвать фразеологизм по иллюстрации и объяснить его значение. Давшие полный ответ становятся игроками, ответившие частично получают жетон «умника». Жетоны также вручаются, когда зрители отвечают на дополнительные вопросы в процессе игры. По окончании игры все участники, получившие жетоны, награждаются.

Игроки команд получают задания туров в конвертах разного цвета с символикой соответствующего тура.

Ход игры

Тур первый. «Всяк молодец на свой образец».

Символика

Задание командам:

Вопрос 1: Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом, и почему вы так думаете?

золотые зубы – золотые руки;

 важная деталь – важная птица;

медвежья услуга – медвежья берлога;

горькая правда – горькая микстура;

волчий хвост – волчий аппетит;

 принимать продукцию – принимать участие;

приходить в голову – приходить в школу;

выйти из комнаты – выйти из положения;

дрова разгорелись – глаза разгорелись;

cбивать с дерева – сбивать с толку.

Вопрос 2: Вспомните, какие фразеологизмы вошли в нашу речь из сказок?

/ Командам даётся 2 минуты, зрителям в это время предлагается узнать сказки А.С. Пушкина, в которых встречаются фразы:

в путь-дорогу снарядился

с утра до ночи

глаз не сводит

день и ночь

спору нет

делать нечего/

Вопрос 3: Какие слова в данных фразеологизмах не могут сочетаться с другими словами? Что они означают?

бить баклуши         точить лясы                                             зрителям:

попасть впросак         закадычный друг                              мурашки бегают

заклятый враг         кромешная тьма        

сломя голову         с гулькин нос        

Вопрос 4: Какое из выделенных слов в каждой паре словосочетаний нельзя заменить антонимом и почему?

принести стул – принести польз;

 поднять тревогу – поднять занавес;

отдать книгу – отдать честь;

глубокое озеро – глубокое уважение.

зрителям: короткое пальто – короткое замыкание

Вопрос 5: Какое прилагательное (одно для группы ) может превратить слова во фразеологизмы:

век, середина, правило;         

удар, система, затмение;

суп, шут, чучело;

полюс, буря, поле.

ответ: золотой, гороховый, солнечный, магнитный

Перемена. Жюри подводит итоги 1 тура.

                                                            Игра со зрителями:

Объясните значение и происхождение фразеологизмов:

время истекло

ахиллесова пята

рог изобилия

запретный плод

держать порох сухим

одним миром мазаны

Тур 2. «Без труда не вынешь рыбку из пруда»

Символика.

Задание командам:

В данных парах предложений назовите фразеологизмы. Докажите.

1. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык. – Я хотел было завести разговор с моим ямщиком, но только что раскрыл рот, меня подбросило, и я прикусил язык.

Никиту как ветром сдуло с веранды. – Ярче синеет лёд посреди Дона, где ветром сдуло снег.

Нет, тут надо всё как следует обдумать. – Никто не знал, как следует с ним держаться и как ему угодить.

Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат. – Подружившись с артелью бурлаков, Рахметов стал помогать тянуть лямку и через неделю запрягся в неё.

2. Засучив рукава, я доставал выскальзывавших из рук живых рыб, бросал их на дно лодки. – Ребята работали засучив рукава.

Петр Сергеевич давно уже махнул рукой на жизнь и живёт нехотя. – Ваня махнул рукой и побежал нам навстречу.

Мужчины посмеивались: кто-то видел, как богатырь-агроном носил жену на руках. – Настенька, сестрица моя! Мушке-комарику не дам обидеть тебя, на руках носить буду!

А я бы этого Джека выучил многому. Он бы у меня на и на задних лапах ходил, и через голову кувыркался бы… - Из-за чего Молчалин ходит на задних лапках перед Фамусовым и перед всеми важными гостями?

Перемена. Жюри подводит итоги 2 тура и общие.

Игра со зрителями: «Весёлые картинки». 

Ведущий показывает зрителям картинку с изображением медведя, мышки, петуха т.д., зрители называют фразеологизмы, содержащие название животного. Жетон «умника» получает тот, кто завершит цепочку фразеологизмов.

Тур 3. «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»

Символика.

Задание командам: Замените в предложениях выделенные выражения фразеологизмами. (Команды получают одинаковые листы с заданием, которое выполняется за ограниченное время – 5 минут. Победитель определяется по количеству правильных ответов).

Мы совершенно искренне пожелали им счастливого пути. // от всего сердца

Сосед без всякого основания, без видимой причины перестал с нами здороваться. // ни с того ни с сего

Мы сделали всё возможное, чтобы выполнить задание. // в доску разбились

Здесь написано совершенно чётко, определённо. // чёрным по белому

На следующиё день Валера вёл себя так, будто ничего не случилось. //как ни в чём ни бывало

Надо, несмотря ни на что, непременно сделать это. // во что бы то ни стало

В разговоре он находчив, не растеряется, знает как ответить. // за словом в карман не лезет

Много прошло времени с той поры. // много воды утекло

Мы совсем было уже впали в уныние, отчаялись. // нос повесили

Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних. // с глазу на глаз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Копспект урока. Занимательная фразеология.

Конкурс по теме "Фразеология"...

Программа факультатива по русскому языку «Занимательная фразеология».

Методические материалы к изучению в школе темы «Фразеологизмы»....

Рабочая программа внеурочной деятельности «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» для обучающихся 5 класса

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и дл...

Рабочая программа. Внеурочная деятельность по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» 5-6 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена с учетом содержания программы по русскому языку и  в соответствии с требованиями ФГОС...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ».

Данно занятие позволяет обобщить весь материал по теме    "Фразеология".                               ...

Урок-КВН по теме: Занимательная фразеология

Этот урок можно использовать как завершающий по теме: Лексика и фразеология либо в 5, либо в 6 классе. Урок построен в игровой манере, чтобы учащимся этот материал запомнился надолго....

КВН по русскому языку "Занимательная фразеология" 6 класс

КВН "Занимательная фразеология" целесообразно проводить в 6 классе в качестве внеклассного мероприятия после изучения раздела "Лексика. Фразеология" (учебный предмет "Русский ...