КВН по русскому языку "Занимательная фразеология" 6 класс
методическая разработка (6 класс)
КВН "Занимательная фразеология" целесообразно проводить в 6 классе в качестве внеклассного мероприятия после изучения раздела "Лексика. Фразеология" (учебный предмет "Русский язык")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn.docx | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области»
КВН «Занимательная фразеология»
(внеклассное мероприятие по русскому языку)
6 класс
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Дежкина Людмила Ивановна
2023 г.
Звучит первый куплет песни В. Шаинского, открывающий телевизионную передачу КВН:
Мы начинаем КВН.
Для чего? Для чего?
Чтоб не осталось в стороне
Никого, никого.
Пусть не решить нам всех проблем,
Не решить всех проблем,
Пусть станет радостнее всем,
Веселей станет всем.
Ведущий. Дорогие друзья! Сегодня мы проводим КВН «Занимательная фразеология». Дверь в наш клуб веселых и находчивых вам откроет конкурс-разминка «Знаешь ли ты?». Я буду называть фразеологизмы, а вы должны объяснить их значение.
Водой не разольешь (неразлучные друзья)
Как в воду опущенный (грустный человек)
Толочь воду в ступе (бесполезная работа)
Носить воду в решете (бессмысленная работа)
Седьмая вода на киселе (дальний родственник)
Воды не замутит (тихий человек)
Набрал в рот воды (молчаливый)
Как в воду глядел (угадал, предсказал)
Как две капли воды (очень похожи)
Прошли огонь и воду (все испытали)
Теперь подсчитаем, с каким количеством очков мы отправились в путешествие.
Подводится и объявляется итог первого конкурса.
А сейчас отправляемся по стране, где все выражают свои мысли кратко, метко, сочно. Здесь понадобятся наши знания и … «веселое лукавство ума», как поет в своей песенке В. Высоцкий…
Много прекрасного в странной стране:
Можно запутаться и заблудиться,
Даже мурашки бегут по спине,
Если представить, что может случиться.
Вот будет пропасть – и нужен прыжок.
Струсишь ли сразу, прыгнешь ли смело…
Э-э-э! А-а-а! Так-то, дружок!
В этом-то все и дело.
Ведущий. Перед нами первое препятствие – пропасть, на дне которой плещется вода. Не случайно все фразеологизмы в нашей разминке включали это слово. Ответьте, в состав каких еще фразеологических оборотов входит слово вода. За каждый правильный и быстрый ответ команда получает пол-очка.
Утопить в ложке воды
Концы в воду
Как в воду кануть
Как с гуся вода
Как рыба в воде
Много воды утекло
Воду мутить
В мутной воде рыбку ловить
Вилами по воде писано
Обдать (окатить) холодной водой
Сидеть на хлебе и воде
Вывести на чистую воду
Выйти сухим из воды
Объявляется итог конкурса и общий счет.
Ведущий. Обратите внимание, ребята, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем: «Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нечего напиться. Но вот другое предложение: «С тех пор утекло много воды». Каждый знает, что здесь идет речь не о жидкости, а о времени.
Сейчас я буду называть сочетания слов. Одна команда придумывает предложение так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом смысле. Вторая – составляет предложение с этим же сочетанием, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма.
После пяти примеров команды меняются ролями.
Гладить по головке
Кормить завтраками
Вырвать с корнем
Поставить в тупик
Ходить на цыпочках
Протянуть руку
Прокладывать дорогу
Выйти из строя
Сесть в лужу
Намылить шею
Подведение итогов конкурса. Звучит «Песенка капитанов КВН».
Ведущий. Перед капитанами стоит трудная задача: вытягивая по очереди карточки с именами собственными, они должны вспомнить фразеологизмы с ними. Поскольку сделать это нелегко, капитан может обратиться за помощью к своей команде.
На карточках написаны имена.
Ерема (я ему про Фому, а он мне про Ерему)
Емеля (мели, Емеля, - твоя неделя)
Маланья (на Маланьину свадьбу)
Фома (Фома неверующий)
Макар (куда Макар телят не гонял)
Сидор (драть как сидорову козу)
Федот (Федот, да не тот)
Второе задание для капитанов: найти устойчивые обороты в отрывках (тексты заранее записаны на доске или на карточках):
Оказался молодцом,
Смог осилить ношу –
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу.
А. Шибаев
За домом едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава.
Другой – засучив рукава.
В. Викторов
Последнее задание потребует от капитанов не только знание фразеологии, но и сообразительности, артистических способностей. Вытащив карточку, на которой записан фразеологический оборот, попробуйте передать его значение с помощью предметов, жестов. А команда должна назвать его.
На карточках записано:
Сесть в галошу
Водить за нос
Дело в шляпе
Льет как из ведра
Связать руки
Намылить шею
Лить крокодиловы слезы
Реветь в три ручья
Подведение итогов конкурса капитанов.
Ведущий. А теперь опять задание командам: подберите синонимы к устойчивым оборотам:
поминай как звали (и след простыл)
куры не клюют (хоть пруд пруди)
водить за нос (морочить голову)
глядеть в оба (держать ухо востро)
закрывать глаза на что-то (смотреть сквозь пальцы)
тьма кромешная (ни зги не видать)
ни слуху ни духу (ни ответа ни привета)
пальчики оближешь (язык проглотишь)
Следующее задание: правильно и быстро назвать антоним к фразеологизмам:
жить душа в душу (как кошка с собакой)
чуть свет (на ночь глядя)
хоть пруд пруди (кот наплакал)
рукой подать (куда Макар телят не гонял)
дать волю языку (держать язык за зубами).
Объявляется итог конкурса и общий счет, называется команда-победитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой
Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Конспект урока родного языка (русского) в 9 классе по теме "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"
Урок №1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...
Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"
Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс,8 класс,9 класс. Литература 7-9 классы. Элективный курс по русскому языку 7-8 классы
Рабочие программы создана для улучшения качества знаний учащихся 7-9 классов порусскому языку...