Урок-КВН по теме: Занимательная фразеология
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Этот урок можно использовать как завершающий по теме: Лексика и фразеология либо в 5, либо в 6 классе. Урок построен в игровой манере, чтобы учащимся этот материал запомнился надолго.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc-kvn.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок- КВН. 6 класс. Занимательная фразеология.
Организация урока: ученики делятся на 3 команды по 10 человек (остальные зрители); участникам урока-игры предоставляются необходимые учебные и дидактические материалы.
Ход урока:
В начале урока учитель-ведущий сообщает, что урок пройдёт в форме игры КВН. Участники команд должны выбрать капитанов и занять игровые места. По итогам игры каждый ученик получает оценку.
Также участники команд должны были придумать название своей команде, приветствие соперникам, а также домашнее задание.
1. Представление команд – по 2 балла
2. Конкурс – разминка. Объяснить значение фразеологических оборотов.
Это задание выполняется на скорость ответа, побеждает команда, давшая большее число правильных ответов.
Водой не разольёшь (неразлучные друзья)
Как в воду опущенный (грустный человек)
Толочь воду в ступе (бесполезная работа)
Носить воду решетом (бессмысленная работа)
Седьмая вода на киселе (дальний родственник)
Воды не замутит (тихий человек)
Набрал в рот воды (молчаливый человек)
Как в воду глядел (угадал, предсказал)
Как две капли воды (очень похожи)
( по три фразеологизма каждой команде) – по 1 баллу за каждое правильное значение.
3. Вспомнить и назвать фразеологизмы, где есть слово 1команда – нога, 2 команда – рука, 3 – команда –голова ( по 1 баллу за каждый фразеологизм)
Команды получают возможность предварительно посовещаться, сделать записи.
4. Объяснить значение фразеологизмов.
Найти и написать прямое и переносное значение фразеологизмов. Каждая команда получает карточку –приложение.
Карточка-приложение №1.
| |
Гладить по головке. | |
Кормить завтраками. | |
Вырвать с корнем. | |
Поставить в тупик. | |
Ходить на цыпочках, заткнуть за пояс |
Карточка-приложение №2.
| |
Протянуть руку. | |
Прокладывать дорогу. | |
Выйти из строя. | |
Сесть в лужу. | |
Намылить шею, сесть на шею |
5. Игра со зрителями. Какого слова не хватает?
Пока команды готовятся, проводится игра со зрителями. На доске выведены вопросы-задания. Достроить фразеологизмы, что они означают.
1. Как рыба в …
2. Много … утекло.
3. Вилами по … написано.
4. Вывести на чистую …
5. Окатить … водой.
6. Утопить в … воды.
7. Концы в …
8. Как в … кануть.
9. Как с … вода.
10. Выйти … из воды.
11. Галопом по….
12. С хлеба…
Ответьте на вопрос: а) Будет больно, если бить челом?
б) Могут ли после брани окружить почётом?
6. Конкурс капитанов.
— вытянуть карточку с именами собственными и назвать фразеологизмы с ними. Для конкурса используются карточки. По два балл за фразеологизм.
+ кроссворд : Найти спрятанное слово – 3 балла за это задание.
|
|
Макар | Ерёма |
Емеля | Фома |
Сидор | Федот |
Я ему про Ерёму, а он мне про Фому.
Мели Емеля – твоя неделя.
Как на Маланьину свадьбу.
Какова Маланья – таковы у неё и оладьи.
Фома неверующий.
Куда Макар телят не гонял.
Драть как Сидорову козу.
Федот, да не тот.
— найти фразеологизмы в четверостишиях и объяснить их значение.
1.За домом едва пожелтела трава, два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава, другой – засучив рукава.
2. Оказался молодцом, смог осилить ношу.
Не ударил в грязь лицом и не сел в галошу.
7. Пантомима.
С помощью жестов один из участников команды объясняет своим игрокам фразеологический оборот, а команда угадывает и называет его. Для конкурса участники –представители команд получают карточки.
|
Льёт как из ведра, строить глазки |
Намылить шею, кусать локти |
Реветь в три ручья, сидеть сложа руки |
Сесть в галошу, засучив рукава |
Дело в шляпе, в одно ухо вошло, в другое вышло |
Связать руки. |
Лить крокодиловы слёзы. |
По итогам первых пяти конкурсов жюри подводит итоги и объявляет их участникам игры КВН.
8. Кто быстрее? Подобрать синонимы к фразеологизмам.
Задание для обеих команд на доске (интерактив.) Время – 1 минута.( по 1 баллу за подобранный синоним)
Поминай как звали – и след простыл.
Куры не клюют – хоть пруд пруди.
Водить за нос – морочить голову.
Глядеть в оба – держать ухо востро.
Закрывать глаза на что-то – смотреть сквозь пальцы.
Тьма кромешная – не видно ни зги.
9. Подобрать антонимы к фразеологизмам. ( по 1 баллу за фразеологизм)
Время – 1 минута.
Жить душа в душу – как кошка с собакой.
Чуть свет – на ночь глядя.
Рукой подать – куда Макар телят не гонял.
Дать волю языку – держать язык за зубами.
В конце урока-КВН учитель подводит итоги, объявляет команду – победителя. Напоминает детям о том, что источником фразеологизмов является не только народная речь, но и произведения литературы, с которыми ребята ещё познакомятся в старших классах.
10. Конкурс- домашнее задание- истории , подготовленные заранее. –по 4 балла за задание.
11. Творческий конкурс « Писатели» - придумать и записать небольшой рассказ, взяв любой фразеологизм.
Подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Занимательная фразеология"
Игра по русскому языку для учащихся 5-6 классов. ...
Копспект урока. Занимательная фразеология.
Конкурс по теме "Фразеология"...
Урок-презентация на тему "Занимательная разминка"
Разминка для детей 5-8 лет в форме урока-презентации.Может быть использован в качестве физкульминуток....
Программа факультатива по русскому языку «Занимательная фразеология».
Методические материалы к изучению в школе темы «Фразеологизмы»....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ».
Данно занятие позволяет обобщить весь материал по теме "Фразеология". ...
КВН по русскому языку "Занимательная фразеология" 6 класс
КВН "Занимательная фразеология" целесообразно проводить в 6 классе в качестве внеклассного мероприятия после изучения раздела "Лексика. Фразеология" (учебный предмет "Русский ...
Конспект урока – игры на тему: «Занимательные задачи»
Конспект урока – игры на тему: «Занимательные задачи» 6 класс...