Профессиональная ориентация – условие успешной социализации в информационном обществе.
статья по теме
Выступление на педсовете по теме: "Профессиональная ориентация – условие успешной социализации в информационном обществе".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Профессиональная ориентация – условие успешной социализации в информационном обществе.
Стране настоятельно требуются новые высококвалифицированные субъекты профессиональной деятельности во всех сферах общественной и производственной жизни.
Индивидуально-творческий подход, преодолевая массово-репродуктивный характер современного профессионального образования, выводит его на личностный уровень, обеспечивает выявление и формирование у будущего специалиста творческой индивидуальности, развитие у него неповторимой технологии профессиональной деятельности. При этом большинство старшеклассников оказываются не готовыми к самостоятельному выбору своего дальнейшего жизненного пути, а если выбор был сделан, то приобщение к профессии сводится лишь к простому получению знаний, умений и навыков. Это свидетельствует о не достаточно сформированном профессиональном самосознании или в малой эффективности предлагаемых технологий и методик профессиональной ориентации учащихся. Важнейшим компенсатором названных проблем является целенаправленная подготовка учащихся к профессиональной деятельности, иначе говоря - актуализация человеческого ресурса. В данном случае, большая роль в помощи правильного выбора профессии отводится профориентации. Задачи, стоящие перед профориентацией на сегодняшний день состоят в том, чтобы готовить человека к профессиональному самоопределению, развивая его способности к самообучению, самоанализу и развивая его умения искать, находить и принимать(на основе выбора) адекватные решения. Сложность работы по профессиональной ориентации состоит в том, что педагоги и психологи работают как бы в двух временных планах: план настоящего времени (реальные дети с их сегодняшними бедами и радостями) и план будущего времени (дети - как будущие граждане страны) /1/. Таким образом, вся работа по профориентации по сути своей прогностична, т.е. ориентирована на будущее, на то, чего еще нет. Далеко не всегда в такой ориентации удается правильно спрогнозировать экономические, политические, технологические и т.п. линии развития общества, поэтому определяющим для полноценного профессионального и личностного самоопределения человека часто оказывается именно ценностно - нравственная ориентация. При этом профессиональная ориентация направлена на активизацию внутренних, психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в профессии, т.е. речь идет не о подготовке школьника к выбору профессии, а о его подготовке к профессиональной деятельности в целом (к будущим смыслам профессиональной деятельности), то главное в этом процессе, - развитие природных данных, способностей, реальных возможностей каждого конкретного учащегося. Возникает задача - как, какими средствами и кто можно решать поставленные задачи.
В первую очередь- это вопрос подготовки учащихся к профессиональной деятельности. Как показывают исследования, в целом ряде профессий доминирующая роль принадлежит «телесным», неявным формам знания, передаваемым «из рук в руки от» учителя (мастера) к ученику (подмастерью) /2/.
В последнее время актуализировалась информатизация системы образования. Процесс информатизации, как и всякое сложное социальное явление, неоднозначен и противоречив. Проблемы, возникающие в процессе информатизации социальных систем можно дифференцировать по разным основаниям. Профориентации учащихся и использование информационных технологий как мощного ресурса в повышении эффективности профориентационных работ определяет проблемы «границ информатизации», «границ компьютеризации». Вопрос о «границах» возник в связи со стремлением понять фиксируемую на практике противоречивость и неоднозначность процессов информатизации различных социальных систем, что порождает неоднозначность их оценок и толкований. Специалисты ставят вопросы: везде ли нужны современные информационные (компьютерные) технологии, в чем их плюсы и минусы с точки зрения использования этих технологий в процессе профессионализации, как можно передать опыт и мастерство?
Обозначенная тенденция подтверждается нашими исследованиями, которые проводились в период с 2003 по 2008 год и имели целью изучение особенностей психических состояний пользователей ЭВМ (в сферах «человек-человек», «человек-знак», «человек-природа», «человек-техника», «человек-художественный образ») в процессе компьютеризованного обучения. Предметом исследования были психические состояния учащихся в условиях компьютеризованного обучения и их оценка самими пользователями. Объектом исследования стали студенты-учащиеся, уже обладающие начальными навыками работы на компьютере, и клиенты Красноярского краевого центра профориентации и переобучения. Всего было обследовано 256 человек: 168 студентов-учащихся (возраст 16 - 21 год), 88 клиентов центра (возраст 24-36 лет). Исследование психических состояний пользователей проходило в три этапа. На первом этапе, при помощи специально разработанной анкеты, были выявлены наиболее часто встречающиеся деструктивные состояния, возникающие у респондентов при работе на компьютере. На втором этапе проводилось подробное изучение психических состояний, испытываемых пользователями: до работы на компьютере, во время работы на компьютере и после работы на компьютере. Третий этап заключался в опросе респондентов на предмет общего влияния компьютера на пользователей, осведомленности пользователей в области информатики и программирования и отношения самих пользователей к переживаемым психическим состояниям.
Исследования показали, что наиболее распространенными преобразованиями здесь являются персонификация компьютера, то есть наделение его чертами субъектности и идентификация с ним. Студенты наделяют компьютер такими чертами и свойствами, как, например: «друг», «душевный человек», «собеседник», «терпеливый», «психолог», «художник», «гений», «мудрец», «профессионал», «мужественный», «лидер», «невротик», «упрямый», «эгоцентрик», «фанатик», «фантазер». Объективной стороной персонификации является диалоговый характер работы на компьютере. Однако в социокультурном и психологическом аспектах, здесь, не все благополучно. Персонификация есть только начало более глубоких преобразований, таких как деперсонализация (утрата представлений о своём «Я»), уподобление, социальная перцепция (редуцирование образов реальных людей), социальный дисбаланс. Здесь идентификация направлена на средство деятельности - компьютер. Результатом такой идентификации является экзуция - утрата человеком потребности и способности в непосредственном (живом) общении.
Еще одна работа, проведенная в Институте информатизации социальных систем Сибирского федерального университета , была посвящена социологическому исследованию на тему «Воздействие компьютерных технологий на человека: мнение пользователей ЭВМ». В опросе приняли участие 150 человек, 75 мужчин и 75 женщин. Положительное отношение к развитию компьютерных технологий выразили 88% опрошенных, 4% - отрицательное отношение, причем это женщины, которые осваивали компьютер не по собственному желанию, а по необходимости. Спокойно относятся к компьютеру на рабочем месте 33% опрошенных, с удовольствием - 20%, большинство из них женщины, раздражительно - 6%, большинство из них женщины, с безразличием - 2% - мужчины. На вопрос о социальных последствиях развития компьютерных технологий ответы распределились следующим образом: 70% опрошенных считают, что это приведет к увеличению возможностей коммуникации между людьми, 68% - улучшению состояния образования и науки, 18% -безразличию к судьбам людей, 18% - падению культуры, 14% -экономическому процветанию, 8% - деградации человека, 4% - снижению профессионализма. Значительное количество скептических оценок можно интерпретировать как результат противоречивости самого процесса информатизации образования, а также как следствие не разработанности многих проблем в теоретическом и методическом аспектах.
В узком смысле информационно-профессиональную компетентность определим как умение отдельного индивида или какой-либо общности людей целенаправленно работать с информацией профессиональной направленности и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Другими словами, информационно-профессиональная компетентность выступает как система материальных и духовных способов обеспечения единства и гармонии во взаимоотношениях человека, общества, производства и информационной среды, т.е. может выступать как информационно-образовательный ресурс, так и информационно-образовательным потенциалом для любого человека в отдельности. Основой информационно-профессиональной компетентности могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Она вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду профессиональной деятельности и определению границ смыслов будущей профессиональной деятельности. Кроме того, информационно-профессиональная компетентность непосредственно связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека. Являясь пока еще показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры человека, информационно-профессиональная компетентность со временем станет важным фактором развития каждой личности. Вот почему такую высокую актуальность приобретает проблема внедрения информационных технологий в такую важнейшую сферу развития личности как выбор будущей профессии, грамотное соотнесение индивидуальных особенностей, а также не всегда осознаваемых потенциалов с оптимальным выбором профессиональной деятельности.
Формирование информационно-профессиональной компетентности тесно связано с уровнем компьютерной грамотности человека, основы которой должны постигаться в период школьного обучения, что составляет еще один важный аспект в исследовании процессов профориентации.
Компьютерная грамотность призвана обеспечить нашу готовность к грядущим качественным переменам в обществе, непрерывно насыщаемом этой прогрессивной техникой, а также и ожидаемым существенным переменам в самой информационно-профессиональной сфере будущего./4/ Выявленные возможности использованияи нформационно-образовательного потенциала учреждений технического профиля для профессиональной ориентации учащихся в контексте их успешной социализации позволяет нам сделать ряд выводов:
- 1. В системе профориентационных работ, направленных на подготовку учащихся к профессиональной деятельности, важное место должен занять процесс формирования информационно-профессио-нальной компетентности учащихся. Информационно-образовательный потенциал учреждения способен выступать средой актуализации информационно-профессиональной компетентности обучающегося в контексте его успешной социализации.
- 2. Использование информационных технологий находит все большее применение и к процессам творческой деятельности человека в развитии его креативных способностей.
- 3. Поиск средств компенсирующих обозначенные негативы технического прогресса являются актуальной задачей, как в исследовании названных тенденций, так и в разработке и внедрении современных педагогических технологий, рационально использующих возможности высокой техники.
Перспективы успешной социализации человека своими основаниями уходят в организацию профориентационных работ, направленных не на выбор профессии, а на инициацию смыслов будущей профессиональной деятельности. Механизмом и важным ресурсом для выполнения этих задач являются современные информационные-образовательные технологии, а их внедрение в процесс профориентации может стать средством индивидуализации и успешной социализации учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- 1. Климов Е. А. Как выбрать профессию / Е. А. Климов. - М., 1990.
- 2. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре // Вопросы философии. - №12. - 2003.
- 3. Адольф В.А., Степановна И.Ю. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога. // Информатика и образование. - 2006. - №1. - С.2-5.
- 4. Адольф В.А., Степанова И.Ю. «Об информационной культуре замолвим слово ...» (К проблеме определения целей и содержания «информатического» образования в условиях становления информационного общества). // Информатика и образование. - 2009. - №2. - С.3-9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»
Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...
Подпрограмма к программе муниципальной экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка» «Азы журналистики»
Печатается по решению методического совета в рамках реализации программы работы муниципальной экспериментальной площадки«Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личн...
Занятия художественным творчеством, как условие успешной социализации детей с ОВЗ в обществе.
Рекомендации по организации занятий художественным творчеством для детей с ОВЗ....
Формирование профессиональной ориентации у глухих учащихся, как условие успешной социализации в обществе.
Опыт работы по профессиональноиу самоопределению учащихся старших классов с проблемами слуха....
Финансовая грамотность, как условие успешной социализации в обществе детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1. Пояснительная записка 2. Структура курса и тематический план 3.Перечень дидактических единиц, подлежащих изучению на занятиях4. Формы и методы организации учебной деятельности учащихся...
Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности
Доклад на тему: «Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности&raq...
« Взаимодействие общеобразовательной школы и центра дополнительного образования как условие успешной социализации обучающихся в обществе»
О необходимости взаимодействия общеобразовательной школы и центра дополнительного образования с целью успешной социализации обучающихся в обществе...