Рабочая программа музыкального кружка "До - ми - солька"
рабочая программа на тему
В программе представлена пояснительная записка, программное обеспечение, учебно - тематический план
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_do_-_mi_-_solka.docx | 36.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Музыкальное воспитание в коррекционной школе является неотъемлемой частью единого коррекционно - воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий дети с интеллектуальной недостаточностью значительно продвигаются в эстетическом развитии. Музыка является средством преодоления невротических расстройств, свойственным учащимся специальных учреждений.
В процессе занятий музыкой у учащихся активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность и устойчивость внимания. Дети приучаются слушать музыку и вникать в её содержание. Они овладевают навыками пения, у них накапливается определенный запас музыкальных представлений. На этой основе формируется любовь к музыке, чувство эстетического удовольствия от её прослушивания, вырабатываются элементы музыкального вкуса. Музыка поднимает настроение и повышает общий жизненный тонус.
Музыкальное воспитание детей также осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах. Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают насквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.
На занятиях кружка у учащихся вырабатывается чувство ответственности за общее дело, понимание роли коллективного труда, дисциплинированность, товарищеское доверие, уверенность в своих силах.
Воспитание ребенка через музыкальное искусство, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, а также отсутствие готовых программ по воспитанию музыкальной культуры школьников коррекционных школ обусловили необходимость разработки данной программы.
Цель программы - развитие навыков ансамблевого и сольного пения,
обогащение духовной культуры детей через игру на народных музыкальных инструментах.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучение основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах;
- развивать певческие навыки при пении в ансамбле и вокальном исполнении (дыхание, звукообразование, дикция, строй);
- формировать у детей потребность общения с высокохудожественными
образцами песенной музыки;
- учить детей быть чуткими слушателями и исполнителями.
Воспитательные:
- воспитывать интерес, любовь и потребность к занятиям музыки;
- воспитание музыкально развитых школьников;
- воспитывать музыкальный вкус;
- воспитывать чувство коллективизма, умение доводить начатую работу до
конца.
Развивающие:
- развивать вокально-хоровые навыки, навыки игры на инструментах;
- развивать музыкальное мышление, память, речь, слуховое восприятие;
- развивать эмоциональную отзывчивость, творческую активность.
Направления работы:
- знакомство с русскими народными инструментами;
- самостоятельное исполнение произведений на русских народных инструментах;
- работа с вокальными ансамблями, состоящими из детей с хорошими
музыкальными данными; - индивидуальная работа с одаренными в музыкальном отношении детьми;
- работа с хоровыми группами, которые организуются по мере
необходимости.
В основе программы лежат следующие принципы:
- творческой направленности;
- максимальной самореализации с учетом его индивидуальных особенностей;
- этического отношения к личности ребенка;
- конструктивного общения;
- добровольности.
Отличительной особенностью данной программы является воспитание музыкальных способностей учащихся коррекционной школы, обучение игре на народных инструментах и приобщение детей к творческой деятельности
Программа представлена в виде курса специальных музыкальных занятий, способствующих развитию и коррекции различных сторон психики ребенка, включая эмоционально-волевую и познавательную сферы. Учащимся с ограниченными возможностями здоровья занятия в кружке помогают сформировать и развить творческий потенциал, коммуникативные навыки, научиться групповой сплоченности, культуре поведения в социуме.
В кружке занимаются дети младшей группы детей (1 – 4 кл.) и старшей группы (5 – 7 кл.). Младшая группа занимается пением и игрой на русских народных инструментах, старшая группа – сольным и ансамблевым пением. Состав групп постоянный на учебный год, набор детей в группы свободный, в каждой группе по 12 человек. Кроме того, проводятся индивидуальные занятия с солистами.
Основной формой работы в музыкальном кружке «До – ми – солька»» являются групповые и индивидуальные занятия по расписанию.
Общая структура занятия включает следующие разделы:
1. Приветствие позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу доверия и взаимопонимания.
2. Распевание настраивает на позитивную деятельность, способствуют формированию единой манеры звукообразования, артикуляции, позволяет активизировать детей, снять эмоциональное напряжение.
3. Основная часть включает в себя технические задачи (заучивание текста песни, разучивание приемов игры на инструментах, работа над фразировкой, дыханием, интонацией ...) и творческие задачи (работа над исполнительским мастерством).
4. Рефлексия занятия предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии (что понравилось, что не понравилось, что казалось трудным, что - непонятным...)
Данная программа задаёт примерный обьём знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Требования к знаниям и умениям ни в коем случае не должны быть завышены.Чрезмерность требований порождает перегрузку и ведёт к угасанию интереса. Эта программа предназначена для того, чтобы осознать ученику степень значимости своего интереса к любимому делу и оценить свои возможности, поэтому интерес и склонность учащегося к занятиям должны всемерно подкрепляться и развиваться.
В результате занятий по данной программе учащиеся должны знать и уметь:
- различать тембры отдельных музыкальных инструментов (ударных, струнных, духовых, клавишных);
- играть индивидуально и в ансамбле на музыкальных инструментах простейшие мелодические импровизации, мелодически и гармонически озвучивать стихи;
- выразительно петь выученные песни, знать их названия и авторов. Понимать дирижёрские жесты. Уметь петь тихо и громко, легато и стаккато, с различными эмоционально-смысловыми оттенками в голосе, владеть тембром голоса;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, дуэт, хор, ансамбль;
- петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на музыкальном инструменте;
- умение исполнять одноголосные произведения различной сложности, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
- усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
- участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство;
- понимать ответственность за правильное исполнение в ансамбле.
Методы оценки результативности программы:
- посещаемость;
- фиксация занятий в рабочем журнале;
- отслеживание результатов (наблюдение, диагностика);
- практический результат.
Способы определения результативности программы:
- игра на 2-х и 3-х ложках;
- игра на русских народных инструментах с пением и движением;
- самостоятельное исполнение разученных песен;
- использование полученных вокальных навыков при работе с новым репертуаром;
- развитие позитивных качеств личности ребенка: уверенность в себе,
доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать, умение держаться на сцене.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются:
- зачетное занятие;
- конкурсы на лучшее исполнение сольной пьесы, ансамбль внутри коллектива;
- участие в календарных и тематических школьных праздниках;
- участие в районном конкурсе «Нолинские звездочки»;
- отчетный концерт.
Учебно – тематический план
I полугодие
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
I. | Работа младшей группы | ||
1. | Подготовка к Дню пожилых людей, празднику «Учитель, наш поклон тебе!» | 14 | 5,6,12,13,19,20, 26, 27 сентября |
2. | Освоение игры техники на ложках | 10,5 | 3,4,10,11,17,18 октября |
3. | Подготовка к празднику «Осень – рыжая подружка» | 7 | 24,25. октября; 7,8, ноября |
4. | Подготовка к Дню Матери | 7 | 14,15,21,22 ноября |
5. | Совершенствование техники игры на ложках и других народных музыкальных инструментах | 7 | 28,29 ноября 5,6 декабря |
6. | Подготовка к Новому году | 7 | 12,13,19,20 декабря |
II. | Работа старшей группы | ||
1. | Подготовка к Дню пожилых людей, празднику «Учитель, наш поклон тебе!» | 14 | 7,8,14,15,21,22,28,29 сентября |
2. | Ознакомление с основными музыкально-выразительными средствами (мелодия, гармония, лад) | 14 | 5,6,12,13,19,20,26,27 октября |
3. | «Серьезная» и «легкая» музыка | 7 | 9, 10, 16, 17 ноября |
4. | Подготовка к Дню Матери | 3,5 | 23,24 ноября |
5. | Работа с фонограммой | 7 | 30,1,7,8 декабря |
6. | Подготовка к Новому году | 7 | 15,16,22,23 декабря |
III | Индивидуальная работа | ||
1. | Звукообразование и звуковедение | 8 | 9,16,23,30 сентября |
2. | Дикция, артикуляция, слово | 6 | 7,14,21 октября |
3. | Подготовка к празднику «Осень – рыжая подружка» | 4 | 28,11 ноября |
4. | Подготовка к Дню Матери | 4 | 18,25 ноября |
5. | Формирование качества звука. Интонация. | 8 | 2,9,16,23дек. |
II полугодие
I. | Работа младшей группы | ||
1. | Освоение техники игры на трех ложках | 14 | 11,12,18,19, 25, 26 января 1,2,февраля |
2. | Инсценировки по мотивам сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха» с игрой на музыкальных инструментах | 14 | 8,9,15,16,22,29 февраля 1,7 марта |
3. | Игра ансамблем. Игра и танец | 9 | 14,15,21,22 марта 5 апреля |
4. | Развитие исполнительского мастерства | 12,5 | 11,12,18,19, 25,26 апреля, 2 мая |
5. | Подготовка к выпускному вечеру в 4 классе «Начальная школа - пора золотая» | 12,5 | 3,10,16,17,2324, 30 мая |
II. | Работа старшей группы | ||
1. | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. | 14 | 11,12,18,19, 25,26 января 1,2 февраля |
2. | Подготовка концертных номеров к конкурсу «Мы – нолинские ребята» и «Мисс нолинчанка» | 14 | 8,9,15,16,22,29 февраля 1,7 марта |
3. | Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация. | 9 | 14,15,21,22 марта, 5 апр. |
4. | Подготовка к празднику «С днем нашей славы, с днем Победы!» | 14 | 11,12,18,19, 25,26 апреля 2,3 мая |
5. | Подготовка к выпускному балу | 7 | 10,16,17,23, 24,30 мая |
III | Индивидуальная работа | ||
1. | Подготовка к районному конкурсу детского творчества «Нолинские звездочки» | 8 | 13,20,27 января, 3 февраля |
2. | Подготовка к 8 Марта и 23 февраля | 10 | 10,17,24 февраля 2, 9 марта |
3. | Навыки работы с микрофоном | 8 | 16,23 марта, 6,13 апреля |
4. | Развитие вокально – хоровых навыков | 6 | 20,27апреля 4 мая |
5. | Подготовка к выпускному вечеру, балу | 8 | 11,18,25 мая |
Методическое обеспечение программы
Программа рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы численность детей в каждой группе кружка должна составлять не менее 10 -12 человек. Годовой курс программы рассчитан на 303 часа (9 ч. в неделю). Младшая группа формируется из детей в возрасте от 8 до11 лет, старшая – от 12 до 15 лет.
В процессе занятий используются различные формы занятий: групповые, индивидуальные, комбинированные, практические занятия; беседы, просмотр видеофильмов и прослушивание аудиокассет, дисков; экскурсии; организация фотовыставок; концертная деятельность.
Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности школьников. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях:
- словесный (знакомство детей с новой песней музыкальный руководитель начинает с беседы);
- наглядно – слуховой (по ходу беседы исполняет фрагменты песни);
- стимулирующий метод (сообщает интересные сведения об истории создания песни или о впечатлении, которое она должна оказать на слушателей);
- метод эмоционального воздействия (выражает свое отношение к песне тембром голоса, мимикой, жестами);
- объяснительно - иллюстративный (объяснение, художественное слово, использование фольклора);
- репродуктивный (разучивание, закрепление материала);
- исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка);
- метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).
Широкое использование различных методов способствует пробуждению художественных интересов, развитию воображения, музыкальных, творческих способностей школьников.
Охрана здоровья и жизни детей.
Забота о здоровье детей - важная задача педагога. Учитывая состояние физического и психического развития детей с ограниченными возможностями, педагог чередует на занятиях нагрузку и отдых, напряжение и расслабление. С первых же знаний педагог начинает прививать учащимся навыки личной гигиены. Вокальные занятия следует проводить в помещениях с хорошей акустикой и вентиляцией. При приёме в ансамбль необходимо учитывать возрастные изменения голосового аппарата; внимательного и бережного отношения к своему голосу; о важности режима речи и пения (особенно в период мутации) как у мальчиков, так и у девочек. Сохранение индивидуальности звучания здорового голоса – одно из обязательных условий его правильного формирования, правильное пение, несомненно, является средством охраны голоса.
Для реализации программы необходимо техническое оснащение занятий:
- музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор);
- музыкальный центр, телевизор;
- аудиокассеты, диски;
- народные музыкальные инструменты;
- музыкальная литература, распечатки нот.
Дидактический материал:
- аудиокассеты, диски;
- народные музыкальные инструменты;
- музыкальная литература, распечатки нот;
- папка «Музыкальные инструменты»;
- дидактические игры.
Литература
- С. Миловская « Некоторые особенности музыкального воспитания
умственно отсталых школьников» - Г. Шанских « Музыка как средство коррекционной работы. Искусство в школе» 2003 г.
- Т. Струве « Музыка всегда с тобой» 1995 г.
- 4. Г. Науменко « Русское народное детское музыкальное творчество», Москва, «Просвещение» 1988 г.
- Е. Крылатов « Прекрасное далёко», Москва « Советский композитор», 1988 г.
- « Споём мы дружно песню», Москва, « Просвещение» 1979г.
- Бычков И.В. «Музыкальные инструменты», 2000 г.
- Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду», 1990 г.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. «Фольклорные праздники (весенние, летние, зимние, осенние), игры и забавы» 1998 г.
- Сабатье К., Сабатье Р. «Музыкальные инсрументы», 2002 г.
- Шамина «Музыкальный фольклор и дети», 1992 г.
- Ф. Такун «Наша школьная страна. Песенник» 2001.
- В. Модель «Буратино. Песенник для детей» М. 1988.
- А. Широков «Русские народные песни» М. 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыкальные фантазии"
Образовательная программа художественно-эстетического года расчитана на 2 года обучения....
Рабочая программа музыкальной школы, фортепианного отделения. Музицирование. Аккомпанемент 8 класс.
Аккомпанемент – одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, позн...
рабочая программа музыкального кружка
Рабочая программа предлагается для занятий с учащимися основной школы. Расчитана на 34 учебных часа....
Рабочая программа "Музыкальное исполнительство" скрипка
Рабочая программ по скрипке на 8 лет обучения. Написана по ФГТ...
Рабочая программа "Музыкальный Петербург"
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой во внеурочной деятельности. Дети проявляют творческое начало в размышлени...
Образовательная (рабочая) программа «Музыкальный инструмент. Скрипка» для учащихся 1-7 классов художественно-эстетической направленности.
Образовательная (рабочая) программа «Музыкальный инструмент. Скрипка» для учащихся 1-7 классов художественно-эстетической направленности (Рецензия заслуженного учителя РФ, преподавателя ГОУ «Сургутски...
Рабочая программа музыкального руководителя детского сада. Модуль «Музыкальное развитие детей 5–6 лет» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федер...