Образовательная (рабочая) программа «Музыкальный инструмент. Скрипка» для учащихся 1-7 классов художественно-эстетической направленности.
рабочая программа по музыке ( класс) на тему

Образовательная (рабочая) программа «Музыкальный инструмент. Скрипка» для учащихся 1-7 классов художественно-эстетической направленности (Рецензия заслуженного учителя РФ, преподавателя ГОУ «Сургутский музыкальный колледж» О.П.Рублёвой);

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr.doc284.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

            Учебный предмет «Специальность (скрипка)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на скрипке, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

            Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента  «скрипка»,  разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты», придерживаясь принципов преподавания, которые изложены в Программе для ДМШ (специальность скрипка), изданной в 1976 г. и составителями которой являлись такие выдающиеся мастера скрипичной педагогики, как З.Г.Кац, В.А.Ревич, К.К.Родионов.  

 Новизна программы 

состоит в том, что традиционная форма урока преобразована в психологически комфортную для младших школьников обстановку общения посредством использования игровой технологии обучения, которая активизирует желание детей принять участие в том или ином виде деятельности. В связи с непрерывным обновлением программно-методического обеспечения, урок получает новое содержание, форму. Появляются новые идеи и методы, которые помогают ученикам осваивать сложные постановочные навыки, затем технику игры на инструменте. Были разработаны специальные упражнения, которые в игровой форме, помогают сохранять интерес к учебному процессу, а также освоению новых знаний. В старших классах применяется дифференцированный и индивидуальный подход. Учебный репертуар пополнен произведениями школы Сузуки. На занятиях практикуются различные творческие задания на импровизацию и сочинение; прививается интерес к коллективной игре в ансамбле. Скрипка является не только сольным инструментом, но ансамблевым и оркестровым. Поэтому, владея игрой на данном инструменте, учащийся имеет возможность соприкоснуться с лучшими образцами музыкальной культуры в различных жанрах. В классе ансамбля или оркестра учащийся оказывается вовлеченным    в процесс коллективного музицирования, используя знания, умения и навыки, полученные в классе по специальности. 

   Актуальность  программы 

    Образовательная программа опирается на Концепцию развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, которая ставит следующие задачи:

- выявление художественно одарённых детей и молодёжи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития;

- подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

- сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования сферы культуры и искусства;

- эстетическое воспитание подрастающего поколения;

 - воспитание заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;

- реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов личности и общества.

     Педагогическая целесообразность данной программы в том, что ее применение вызовет эмоциональный отклик у детей, необходимый для высокой активности и эффективного усвоения учебного материала.

В занятия привношу обычные детские игры, преобразуя их для заданий с инструментом в коллективном занятии. В помощь учащимся использую цветные кубики, которые обозначают различные длительности нот, магнитную доску с цветными магнитами, которые зрительно помогают различать и усваивать ноты. Использую на уроке связь музыки, слова и образа: дети подбирают к четверостишьям соответствующую картинку и пытаются изобразить её на инструменте. В итоге, учащийся должен овладеть основными исполнительскими навыками и основами музыкальной грамоты. В данной программе нет жёсткого регламента прохождения конкретного репертуара по классам, даётся примерный репертуарный список. Программа основана на принципах последовательности, постепенности и нарастающей сложности обучения. Индивидуальность ребёнка определяет темп его развития. Особенностью нашего струнного отделения является то, что в контингент струнного отделения Детской школы искусств входят дети разной степени музыкальных способностей и подготовки. Условно их можно разделить на две основные группы:

А) одаренные дети,

Б) дети средних музыкальных способностей.                                  

Каждая из этих названных групп имеет свои особенности в подходе к учебному плану, стратегии и тактике в развитии и формировании музыканта-профессионала.

Между тем, опыт убеждает, что нет четкой границы между первой и второй группами. Как часто, кажущийся ''средним'' ребенок в последствии делает рывок в своем музыкальном и инструментальном развитии и наоборот, ярко одаренные, эмоциональные дети прекрасно начинают, но потом в ходе занятий возникают сложности: не удается должным образом организовать руки, не хватает интеллектуального потенциала или здоровье не позволяет организовать продуктивные домашние занятия.

           Репертуар учащихся делится на конструктивный и художественный. Комплексный подход, продуманный выбор учебно-педагогического материала – важнейший фактор успешного развития учащегося.

Цель программы:

Научить ребенка основным навыкам игры на скрипке.

 Задачи:

Образовательные:

- научить правильно держать скрипку и смычок, а в старших классах настраивать свой инструмент;

- научить основам звукоизвлечения;

- научить основам теории и музыкальной терминологии;

- дать познания к овладению техники левой (основы штрихов, соединение струн) и правой руки (переходы, флажолеты, вибрация);

- научить организовать домашние самостоятельные занятия;

- научить давать объективную оценку своему труду,

- научить определять форму музыкального произведения и различать стили и жанры.

Развивающие:

- развивать музыкальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии;

- развивать чувство ритма, память, внимание и логическое мышление;

- развить мелкую моторику и координацию движений;

- развивать музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;

-  развить художественный вкус на лучших образцах народной, отечественной и зарубежной  музыки.

- развить индивидуальные природные возможности талантливых учеников, готовя их к поступлению в музыкальное училище.

Воспитательные:

- воспитать музыканта- любителя, активно использующего приобретенные умения и навыки в процессе домашнего музицирования;

- воспитать любовь к своему инструменту и познакомить с творчеством известных композиторов и исполнителей скрипачей;

- воспитать социально активную и творческую личность;

- выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью;

- воспитать толерантность и умение взаимодействия в коллективе.

- формировать навыки  взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе.  

Сроки реализации образовательной программы:  

 Срок освоения программы «Струнные инструменты» для детей, поступивших в ДШИ в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 7 лет. Срок освоения программы «Струнные инструменты» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Форма и режим занятий: 

Основной формой учебной работы является индивидуальный урок.  Режим – два раза в неделю по 40 минут. 

 Отличительные особенности.

 Представленная программа создана на основе существующего опыта педагогической деятельности.

 В основе программы лежат принципы доступности и последовательности в обучении, дифференцированного подхода к каждому обучающемуся с учётом музыкально-исполнительских возможностей, возрастных особенностей учащегося, индивидуального темпа развития каждого ребёнка.

К началу каждого полугодия педагог составляет для каждого учащегося индивидуальные планы, в конце полугодия педагог указывает в планах изменения, внесенные в репертуарные списки.

           Путь развития ребенка определяется лишь в процессе занятий, поэтому педагогические требования к ученикам должны быть строго дифференцированы, главное, недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям. Часть репертуара подготавливается для публичного исполнения, другая для показа в условиях класса, третья – с целью ознакомления.

В первые годы обучения наряду с традиционной формой проведения урока используется метод работы мелкогрупповой.

Очень важную роль играет коллективное музицирование. Оно решает многие психологические задачи и проблемы общения. Застенчивый ученик станет участником общего дела, неуравновешенный, гиперактивный подчинится единому, строгому замыслу. Становится ощутимой ценность каждого в общем деле. В процессе коллективного музицирования формируется эмоциональная атмосфера учащегося, его душевное здоровье. Поэтому этой деятельности в данной программе уделяется внимание с 1-го года обучения. Благоприятный психологический климат в классе, заинтересованность педагога и притягательный материал могут дать богатый педагогический «урожай».

    На отделе имеется группа подготовительного обучения, где и происходит  первое знакомство со скрипкой и начинается трудоемкий путь освоения первоначальных навыков игры на инструменте.

          Подготовительный, первый и четвертый классы являются конкурсными.

Очень важно сразу на первом же этапе определить степень инструментальных возможностей у  музыкально способного ребенка и быстро переориентировать его

на фортепиано или другой более подходящий для него инструмент.

 В четвертом классе, где репертуарные программы достаточно продвинуты, уже вполне проясняются профессиональные возможности учащегося.

Учащимся, которые не выявляют  профессиональной перспективы на скрипке, предлагается другой инструмент, переход на другое отделение  ДШИ.

 Как правило, к окончанию седьмого класса окончательно выявляются явно профессиональные и перспективные учащиеся, по окончании школы специальным решением экзаменационной комиссии им дается рекомендация в училище.

 Дети, возраст которых не дает право на поступление в училище, получают рекомендацию в восьмой класс.

  Некоторым из учащихся, у которых к этому возрасту проявились альтовые данные, предлагается продолжить обучение в восьмом классе на альте.

  Дополнительный 8-й год обучения рассчитан на учащихся, обладающих профессиональными данными, но еще не имеющих возможности поступить в среднее профессиональное заведение.

  Основной задачей обучения в 8-м классе является подготовка для поступления в училище, закрепление ранее полученных знаний и навыков.

Ожидаемые результаты.

К концу седьмого года обучения ученик должен

 знать:

- части скрипки и смычка;

- стили, жанры, теорию музыки;

- лучшие образцы классической музыки;

- репертуар для струнного инструмента, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями;

– знание художественно-исполнительских возможностей струнного инструмента;

- имена ведущих музыкантов исполнителей;

- первичные знания в области строения классических  музыкальных форм;

- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

-  знать музыкальную терминологию.

 уметь:

- настраивать свой инструмент;

- читать с листа несложные произведения, ансамблевые и оркестровые партии;      

- владеть навыками быстрого определения ладотональных и метроритмических особенностей;

-  владеть штриховыми и аппликатурными приёмами, подбирать по слуху, транспонировать;

- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению  анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных   технических приемов;

- наличие творческой  инициативы, сформированных представлений  о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

исполнять:

- трёхоктавные гаммы, арпеджио, двойные ноты, хроматические гаммы; 

- музыкальные произведения соло, в ансамбле и (или) оркестре на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями из репертуара детской музыкальной школы.

Формы контроля:

 - текущий контроль (осуществляется непосредственно на уроках по специальности и направлен на повышение уровня усвоения текущего учебного материала);

-промежуточная аттестация (в форме академического концерта, прослушивания);

-тематический контроль (в форме технического зачета).

Способ определения результативности:

- оценка выступления на академическом концерте или экзамене по разработанным критериям, согласно годам обучения.

Формы подведения итогов:

- выступления на академических концертах;

- концертные выступления;

- участие в фестивалях и конкурсах различного уровня;

- выпускной экзамен.

Требования по промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

 Академический концерт:  

I класс

- май – 2 разнохарактерные пьесы.

II, III, IV, V, VI  классы

  • декабрь - 2 разнохарактерные пьесы                                                                                                                       -  февраль - пьеса кантиленного или виртуозного характера;
  • апрель - крупная форма и 1 пьеса или 2 разнохарактерные пьесы.

 Экзамен:  V-VI  класс - 2 разнохарактерные пьесы;

VII класс - произведение крупной формы и 2 разнохарактерные пьесы.

Технический зачёт:  I - октябрь;  II- январь;

 III - VII классы  - 2 гаммы и этюд.

В течение года проводится 3-4 прослушивания выпускников.

Учебно-методический план. 1-ый класс.

 

 Тематический  план

теория

практика

1.  Вводная беседа.

Знакомство с инструментом.

    1 час

2. Постановка рук на скрипке и смычке

   2 часа

4 часа

 3. Основы музыкальной грамоты:

   Характеристика  зука.

  Метроритм (ощущение сильной и слабой долей).

  Правописание нот в пределах двух октав и умение ориентироваться   в их расположении на инструменте.

1        час

2        часа

3        часа

1 час

2 часа

3 часа

 4 . Технические навыки игры:

Распределение смычка.

Выработка   штрихов: стаккато, деташе в разных

частях смычка, мартле, легато по 2-е ноты на смычок.

Работа   над  звукоизвлечением.

Работа   над   гаммами.

1 час

3        часа

     2 часа

4 часа

2 часа

4        часа

    3 часа

4 часа

5. Работа над художественным образом:

  Анализ характера и   темпа пьесы,  динамические оттенки   и     штрихи как средства   выразительности.

2 часа

2 часа

6. Ансамблевое музицирование.

  2 часа

   10 часов

 7. Знакомство с жанрами:    

  ПЕСНЯ. ТАНЕЦ, МАРШ.  

  Слушание музыки.

  1 час

   1 час

8. Читка с листа.

2 часа

2 часа

9. Транспонирование.

      1 час

     1 час

10. Анализ музыкальной формы.

     1 час

      1 час

26 часов

40 часов

ИТОГО:

       66 часов.

"Фундамент скрипача - музыкальная основа

                 Закладывается в начальном обучении".

                                               Д. Ф. Ойстрах.

Содержание учебного курса

Первый год обучения

1. Знакомство с инструментом.

         На этом занятии ученику рассказывается немного о происхождении скрипки и известных старых мастерах, которые делали этот прекрасный инструмент; особенности его устройства, о некоторых секретах, от которых зависел звук. Затем проводится ознакомление с частями скрипки: корпусом, состоящим из верхней, нижней деки и обечаек, грифом. Ученик узнает для чего нужна подставка, струнодержатель, колки, пуговка, эфы, душка. Знакомится с тембром каждой струны и сопоставляет его с подходящим голосом из животного мира.

Знакомится с составляющими смычка: трость, волос, колодка, винт.

2. Постановка аппарата.

         Одним из важнейших этапов для успешного развития ученика является воспитание  у  него  свободной  и  естественной  постановки  тела в целом  и каждой руки в отдельности. Правильное положение корпуса, инструмента и смычка будет предметом особого внимания и настойчивой работы в период начального обучения.

 Прежде чем ребенок возьмет в руки инструмент, с ним проводится ряд подготовительных упражнений: Вначале оговаривается правильная позиция ног и тела, упражнение с зеркальцем, пальчиковые игры, упражнения с карандашом для правой руки. В работе над постановкой избегаем неестественных наклонов туловища, а также излишних усилий при держании инструмента. В левой руке вырабатывается правильное, четкое падение и отскакивание каждого пальчика в отдельности, сначала на струнах ля и ре, а затем на ми и соль. Воспитывается предощущение и ощущение расстояния на грифе, что положительно повлияет на интонирование.

    После предварительных упражнений для правой руки, отрабатываем манеру держания     смычка. Смычок удерживается в руке противодействием расположенного у колодки большого пальца  и  остальных четырех. Пальцы касаются трости примерно так: Большой - верхней фалангой у колодки. Указательный - средним суставом. Средний - средней фалангой. Безымянный - верхним суставом. Мизинец - концом (подушечкой).    В зависимости от игры в разных частях смычка правая рука находится в трех основных позициях. Этой работе уделяю достаточно внимания, чтобы ученик осознанно принимал правильную позицию руки:

    Первая позиция - при игре в нижней части смычка. Линии смычка и предплечья образуют тупой угол. Кисть немного опущена. Пальцы слегка выпрямлены.

    Вторая позиция - при игре в средней части. Линии смычка и предплечья образуют прямой угол. При этом может оказаться, что смычок находится на струне несколько выше середины. Кисть продолжает линию предплечья. Пальцы закруглены.

    Третья позиция - при игре в верхней части. Линии смычка и предплечья образуют острый угол. Кисть и пальцы располагаются естественно в зависимости от индивидуальной приспособляемости.

3. Основы музыкальной грамоты.

           Характеристика звука (тембр, длительность, высота, громкость.)

  Понятие тембра и знакомство с тембровой окраской различных инструментов. Через наглядное пособие: " Колокола, часы и шаги различной величины" - в первом полугодии ученики получают знания таких длительностей, как половинная, четвертная и восьмая с соответствующими им ритмослогами. Проводятся упражнения с использованием различного сочетания ритмических рисунков.

  Во втором полугодии вводятся длительности целой ноты и шестнадцатых.

  Через наглядное пособие " ступени ", дети знакомятся с высотой семи ступеней звукоряда в различных попевках и песнях. Могут быть такие задания: учитель играет ноту ре или ми, ученик должен спеть следующую или в терцию (соль) звук. В следующем задании выбирается знакомая песенка, в которой учитель и ученик по очереди поем: одну фразу я, другую - он. " На зеленом лугу" - в мажорном и минорном вариантах.

    В виде воображаемого удара   мячом   в пол, умение   показать   сильную долю и выявить размер.

   - Правописание нот в пределах двух октав и умение ориентироваться  в их расположении на инструменте.

 4.  Технические навыки игры.

Распределение смычка:

Учащийся должен приобрести твердый навык в правильном распределении смычка: на длинных нотах ведется целый смычок, а на коротких - половина смычка;

Выработка штрихов: стаккато, деташе в разных частях смычка, мартле, легато;

- Работа над звукоизвлечением:

Упражнения на пустых струнах, на соединение струн. Игровые упражнения приводятся   в   приложении. При установке пальцев на грифе могут произноситься, сначала вслух, а затем про себя, следующие слова: " легко", " не давить", " палец упругий", " сам играет", " постукивание молоточком" и " отскакивание мячика". Чтобы ученик полюбил инструмент и имел правильное представление о культуре звука, проводятся классные часы, на которых прослушиваются исполнение известных скрипачей.

- работа  над гаммами G, А, D:

Ознакомление с вышеприведенными гаммами проходит по мере овладения пьес в данных тональностях. Вводится чувство метроритма: сильной и слабой долей.

5. Работа над художественным образом.

            В игровой деятельности ребята знакомятся с понятием forte и piano. Игровые упражнения приводятся в приложении к Программе.

    Выявление динамических оттенков в прослушанной музыке и передача их в движении, а также передача акцента в движении  или в виде хлопка.

    При изучении какой - либо пьесы или во время читки с листа, ученик приобретает навык анализа лада и характера, ощущения сильного и слабого времени, способность услышать и увидеть рисунок мелодии, кульминацию. Декламация текста с разным настроением. Умение передать образ задуманный автором.

6. Ансамблевое музицирование.

    В первые годы обучения наряду с традиционной формой проведения урока возможны занятия для работы с двумя - тремя учениками одновременно. Это дает возможность педагогу работать эффективнее и больше внимания уделять развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования, импровизации и ансамблевой игре.

    На первоначальном этапе дети импровизируют на метроритмических рисунках, позже прибавляется звук. Здесь закрепляется чувство ритма, а также фиксируется интонация ТОНИКИ, МЕДИАНТЫ, СУБДОМИНАНТЫ и ДОМИНАНТЫ. Задается тональность, затем один ученик сочиняет вопрос в два такта, другой   ученик в два такта сочиняет ответ.

    В ансамблевой игре, вначале щипком по пустым струнам, затем с применением смычка дети получают навык коммуникации посредством музыки с педагогом. Позже, более продвинутый ребенок играет тему, другие - исполняют более упрощенную партию, но получают удовлетворение от совместной игры все.

    Примерный репертуар ансамблевой игры в первый год обучения приводится в приложении к Программе.

7. Знакомство с жанрами.

    На этих занятиях ребята получают разъяснение слову "ЖАНР", а также знакомятся с простыми жанрами песни, марша и танца. Здесь же учатся систематизировать услышанную музыку по роду ее. Знакомлю детей с различными старинными танцами, такими как: ГАВОТ, МЕНУЭТ, ВАЛЬС, ГАЛОП, МАЗУРКА, ПОЛЬКА, разнообразием МАРША. Разучивание песен.

    Это время ориентировано в большей степени на музыкальное и интеллектуальное развитие детей, на воспитание культуры слушания музыкальных произведений. Значительное место в структуре урока занимает рассказ преподавателя о композиторе, об особенностях музыкальной и общекультурной жизни эпохи.

8. Читка с листа.

    На этих уроках ученики применяют полученные знания и умения на практике при читке незнакомой для них несложной пьесы. Здесь они учатся действовать по шагам:

- увидеть размер и прохлопать ритмический рисунок,

- определить тонику, лад и тональность,

- увидеть движение мелодии  и ее кульминацию,

- услышать окончание фраз.

9. Транспонирование.

    На хорошо выученных попевках или песенках, учимся исполнять их на другой струне или от другой ноты.

10. Анализ музыкальной формы.

    Для этого также используются упражнения - игры, в которых ученики должны прочувствовать конец фраз и предложений. Определение на слух в небольших двухчастных и трехчастных репризных произведениях логического членения на фразы, части.

В течение учебного года запланировать проработать три гаммы: G, D, А.  

15-20 пьес (в объёме 8-ми тактов), навыки игры в ансамбле.

Прогнозируемый результат знаний, умений и навыков.

(Первый год обучения)

К концу первого года обучения учащийся должен

 знать:

- части скрипки и смычка;

- правописание нот в пределах двух октав и ориентироваться в их расположении на инструменте;

  • штрихи:  деташе, легато, мартле, стаккато;
  • позиции  ( I );  
  • тонику, субдоминанту, доминанту;
  •  элементы музыкального языка;

- получить ознакомление с шедеврами классической музыки.

уметь:

- правильно посадить инструмент и занять устойчивую позицию в ногах для удобства и ровной осанки;

- воспроизвести в хлопках или на инструменте простые сочетания ритмических рисунков;

- правильно распределять смычок в простых сочетаниях ритмических фигур;

 -            - различать мажорный и минорный лады, определить характер и темп произведения;  

-             - различать музыку по жанру;

-             - определить на слух конец фраз и смену частей;

-             - получить навыки игры в ансамбле.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

исполнять:

-   мажорную гамму (G, D, A) в одну октаву;

-  15-20 легких  пьес в объеме 8 или 16 тактов.

Ниже прилагается программа, составленная не по классам, как традиционно принято в Детских музыкальных школах, а по принципу сплошной вертикали.

Условно они разделены на семь уровней сложности.

Программа состоит из трех разделов:

1. Конструктивный материал [упражнения, гаммы и этюды.]

2. Крупная форма [сонаты и концерты]

       3. Пьесы

Программа не претендует на полный охват скрипичной литературы, наша задача -   руководствоваться практическим опытом нашего педагогического коллектива и в программу вошли именно те произведения, которые наиболее часто звучат на нашем отделении.

Гаммы, упражнения и этюды

1-я степень сложности.

Бакланова Н.        Маленькие упражнения для начинающих  ( первая позиция)

Григорян А.          Начальная школа игры на скрипке

Комаровский А.   Этюды для скрипки  ( первая позиция)

Родионов К.          Начальные уроки игры на скрипке

                                Сборник избранных этюдов. Выпуск 1-й

                               ( сост. М.Гарлицкий, К.Родионов, К.Фортунатов )

Шевчик О.              Скрипичная школа для начинающих

Якубовская В.         Вверх по ступенькам

Пьесы

1.«А снег тает» р. н. п.

2.  «Ай - я, жу - жу» лат. н. п.

3.  Бекман Л. « Елочка»

4.  Введенский  В. « Перекличка»

5.  « Во саду ли, в огороде» р. н. п.

6.  « Во поле березка стояла» р. н. п.

7.  « Ворон» р. н. п.

8.  « В сыром бору тропина» р.н.п.

9.  Габа К. обр. Шальмана С. « Считалочка».

10.  « Грибы» детская пес.

11. « Гусята» нем. н. п.

12. « Две тетери» р. н. п.

13. «Два цыпленка» лит.н.п.

14. «Добрый мельник» лит.н.п.

15.  Дунаевский И. « Колыбельная»

16.  Захарьина Т. обр. р.н.п. «Ах вы, сени»

17. « Как под горкой, под горой» р. н. п. обр. Баклановой Н.

18.  Кабалевский Д. « Вежливый вальс»

19.  Кабалевский Д. « Маленькая полька»

20.  Кабалевский Д. « Прогулка»

21.  Кабалевский Д. « Про Петю»

22.  Калинников В. «Тень-тень»

23.  Карасева А. « Горошина»

24.  Кепитис Я. « Вальс куклы»

25. « Котик» детск.п. обр. Фортунатова К.

26. Комаровский А. « Маленький вальс»

27. Леви Н. « Пароходик»

28. «Летел жук» укр. н. п.

29. « Лиса по лесу ходила» р. н. п.

30. Лысенко Н. «Лисичка»

31. Магиденко М. « Петушок»

32. Магиденко М. « Песенка»

33. Моцарт В. « Аллегретто»

34. Невельштейн С. « Машенька - Маша»

35. « На зеленом лугу» р.н.п. обр. Захарьиной Т.

36. « Пргоним курицу» чеш.н.п.

37. « Пешеход» р.н.п. обр. Фортунатова К.

38. « Перепелочка» бел.н.п.

39. Попатенко Т. « Частушка»

40. Попатенко Т. «Мамин праздник»

41. Тиличеева Е. «Часы»

42. Тиличеева Е. « Цирковые собачки»

43. Тиличеева Е. « Качели»

44. Фортунатов К. « Птичка над моим окошком»

45. Фортунатов К. « Русская песня»

46. Фортунатов К. « Утренняя зорька»

47. « Ходит зайка по саду» р.н.п. обр. Комаровского А.

48. Якубовская В обр. р.н.п. « Сорока»

49. Якубовская В. обр. р.н.п. « Скок, скок, поскок»

50. Якубовская В. обр. р.н.п. « Колыбельная»

51. Якубовская В. обр. р.н.п. « А я по лугу гуляла»

52. Якубовская В. обр. бел.н.п. « Савка и Гришка»

Учебно-методический план. 2-ой класс.

Тематический план

    теория

  практика

  1. Технические навыки:

- распределение смычка в неравномерных штрихах;

- ознакомление с простейшими видами двойных нот с применением открытых струн;

- начало работы над переходами во вторую и третью позиции

- позиционные скольжения руки на флажолет;

- закрепление штрихов: стаккато, мартле, деташе в разных частях смычка, легато по 4-ре ноты на смычок;

- работа над гаммами.

1 час

1 час

1 час

1 час

3 часа

4 часа

6 часов

  1. часа

 

8 часов

 

 8 часов

  1. Развитие музыкально-образного мышления.

1 час

  5 часов

  1. Развитие навыков чистого интонирования.

    1        часа

    3 часа

  1. Дальнейшая работа над звукоизвлечением.

2 часа

5 часов

  1. Развитие навыков чтения с листа.

5 часов

  1. Транспонирование.

2  часа

  1. Ансамбль.

6 часов

8 часов

58 часов

ИТОГО:

      66 часов.

" Я ничему не могу научить ученика, но вместе с ним мы можем      многому научиться, вместе пойти вперед".                                             (Д.Ф. Ойстрах)

Содержание учебного курса

Второй год обучения.

1.  Технические навыки:

-   Неравномерными штрихами являются такие, в которых часто меняется скорость ведения смычка и отрезок смычка. В этих случаях с учеником ведется работа, чтобы отдельные звуки не выделялись, не акцентировались там, где этого не требует сама музыка.

-  Ученик приобретает навык такого распределения смычка на обе струны, чтобы получился ровный звук одновременно на 2-ух струнах. Обращается внимание, чтобы не было излишнего перенажима смычком струну.

   Используются простые упражнения, этюды, пьесы на двойные ноты с применением открытых струн.

-   После того, как все подготовительные упражнения к позиционным переходам без смычка проделаны и усвоены, можно приступить к переходам со смычком. Здесь важно добиться того, чтобы выработалось слуховое представление о звуке следующей позиции. На этих занятиях производятся упражнения на пальцевые переходы только вверх:  1-1, 2-2, 3-3, упражнения на легкие обратные переходы одним  пальцем - 1-м, 2-м.

   Для закрепления пройденного материала подбирается пьеса.

-   Ознакомление ученика с позиционным скольжением руки на флажолет производится после работы над переходами.

   Подбираются соответствующие пьесы на закрепление.

-   Второй год - продолжение и закрепление начатой работы в первом классе. Добавляется стаккато и легато по 4 - ре ноты на смычок.

-   Прорабатываются с учеником четыре гаммы: G, e, D, h  в  октаву. В работе над гаммами отрабатываются  вышеприведенные штрихи. Во втором году обучения добавляется трезвучие и кварт- секстаккорд  по три легато.

2.  Развитие музыкально - образного мышления:

   Ученик учится передавать свои впечатления от исполняемой музыкальной темы, опираясь на средства музыкального языка: первичные жанры, лад, темп, штрихи, ритмический рисунок, динамические оттенки. Учителем предлагается список слов, из которых он подберет нужные, передающие характер музыкального произведения. Чтобы произведение лучше запоминалось, ученик учится связывать его с       каким - либо образом:

 Мажор - солнышко,

 Минор - пасмурно,

 Д 7 - набежавшая тучка,

 Т - S - D - Т - полет птицы, с кульминацией на доминанте.

Закрепление понятия: фраза, мотив.

Ознакомление с основными приемами развития в музыке: повтор (точный и неточный), секвенция, контраст.

3.  Развитие навыков чистого интонирования:

   Хорошая интонация зависит от двух основных факторов: музыкального слуха и           "мышечной" (пальцевой) памяти. В этих направлениях и проводятся занятия этого раздела. Во - первых, ученик учится активно вслушиваться в свое исполнение, а также учится обнаруживать и исправлять неточную интонацию; но важное,  на что обращается внимание, когда ребенок приобретает навык "предслышания", как должна звучать каждая нота, и "нацеливать "пальцы на чистую интонацию.

  Во - вторых, ведется начальная работа над двигательной ловкостью пальцев, хорошим   владением грифа в разных сочетаниях интервалов. Перед изучением этюда или пьесы,  

проигрывается гамма в этой тональности и основное трезвучие.

4.  Работа над звукоизвлечением:

   Продолжается начатая работа в первом классе.

Путем систематических упражнений ведения смычка по пустым струнам, учащийся на практике ощущает градацию давления, скорости смычка в различных его частях.

Формируются и развиваются определенные двигательные навыки, создающие фундамент искусства звукоизвлечения. Здесь ученик учится координировать взаимодействием, как правой так и левой рук. Идет обучение, что в зависимости от

образного содержания будет определена атака звука и скорость ведения смычка. Все это закрепляется на исполнительском репертуаре.

5.  Развитие навыков чтения с листа:

   На легком репертуаре ученик учится применять на практике, приобретенные знания и умения.

Здесь воспитывается концентрация внимания, аналитическая способность и закрепление   пройденного материала.

   6.  Транспонирование:

   Развитию музыкального слуха способствуют упражнения в транспонировании в различные тональности отдельного отрывка, мелодии. Это развивает также приспособляемость пальцев к овладению интервалами на разных струнах.

7.  Ансамбль:

   Объединяя 2-3 человека, есть возможность проводить занятия 4 раза в неделю. Накопленные игровые навыки  получают закрепление в исполнении начального песенного и танцевального репертуара. Чтобы сделать эти уроки более интересными, культивируется давно известный метод коллективно - групповых форм занятий.

   Развитие слуха, изучение грамоты идут быстрее, по причине их соревнования между собой. Каждый хочет показать, что у него получается лучше.

Прогнозируемый результат знаний, умений и навыков.

(Второй год обучения)

К концу второго года обучения учащийся должен

 знать:

- что такое «фраза, мотив, кульминация» и уметь находить их в своем исполнительском репертуаре;

- правописание нот в пределах двух октав и ориентироваться в их расположении на инструменте;

  • штрихи:  деташе, легато, мартле, стаккато;
  • позиции  ( I );  
  • тонику, субдоминанту, доминанту;
  •  элементы музыкального языка;
  • как произвести позиционное скольжение на флажолет;

- получить ознакомление с шедеврами классической музыки.

уметь:

- правильно посадить инструмент и занять устойчивую позицию в ногах для удобства и ровной осанки;

- воспроизвести в хлопках или на инструменте простые сочетания ритмических рисунков;

- правильно распределять смычок в простых сочетаниях ритмических фигур и неравномерных штрихах;

 -            - различать мажорный и минорный лады,определить характер и темп произведения;

-            - различать музыку по жанру;

-            - определить на слух конец фраз и смену частей;

- распределить градацию давления на смычок, чтобы добиться крещендо и диминуэндо;

             - обнаруживать и исправлять неточную интонацию;

-            - иметь навык игры в ансамбле.

исполнять:

-  двойные ноты с применением открытых струн;

-  мажорную или минорную гамму (G, e, D, h) в одну октаву;

- исполнять пьесы второй степени сложности.

-  пьесы первой степени сложности играть в ансамбле.

 В течение учебного года запланировать проработать четыре гаммы,  

10 -12 пьес (в объёме 8-ми или 16-ти тактов), навыки игры в ансамбле.

Примерный репертуарный список произведений

 второй степени сложности

  1. Бакланова Н. «Колыбельная»
  2. Бакланова Н. « Марш октябрят»
  3. Бакланова Н. «Мазурка»
  4. Барток Б. «Словацкий народный танец»
  5. Барток Б. «Детская пьеса»
  6. Барток Б. «Песня скитальца»
  7. Бетховен Л. «Сурок»
  8. Брамс И. «Петрушка»
  9. Вебер К. «Виваче»
  10.  Гайдн Й. «Анданте»
  11.  Григ Э. «Менуэт»
  12.  Гурилев  А. «Ты поди, моя коровушка, домой»
  13.  Дирванаускас  А.  «Литовский народный танец»
  14.  Иорданский М. «Песенка про чибиса»
  15.  Кабалевский Д. «Галоп»
  16.  Качурбина Л. «Мишка с куклой»
  17.  Комаровский А. «Кукушечка»
  18.  Комаровский А. «Пастушок»
  19.  Комаровский А. « Весёлая пляска»
  20.  Комаровский А. «Пришла весна»
  21.  Комитас « Ручеёк»
  22.  Кросс Р. «Коломбина»
  23.  Левина З. «Неваляшки»
  24.  Майкапар С. «Вечерняя песня»
  25.  Моцарт В. «Вальс»

  1.  Моцарт В. «Песня пастушка»
  2.  Моцарт В. «Игра детей»
  3.  Мострас Л. «Буре»
  4.  Римский-Корсаков обр. «Я на камушке сижу»
  5.  Смелков  А. «Песня лесника»
  6. Смелков А. « Рассвет»
  7.  Стеценко К. «Колыбельная»
  8.  Стемпневский С. обр. ч.н.п. «Пастушок»
  9.  Шальман С. обр. «Карлуша»
  10.  Шуман Р. «Марш».

Конструктивный материал:

  1. Гнесина-Витачек Е.  № 2, 6, 7, 8, 9, 11, 13.
  2. Гарлицкий М. Упражнения и этюды.
  3. Ильина Р. «На качелях».
  4. Кабалевский  Д. «Вприпрыжку».
  5. Кайзер Г. №10.
  6. Комаровский А. №5.
  7. Родионов К. №17.
  8. Сулимов Ю. Этюд Соль мажор.
  9. Яньшинов А. №4.
  10. Гнесина-Витачек Е.   18 легких этюдов
  11. Гржимали И.              Упражнения в гаммах
  12. Григорян А.                Гаммы и арпеджио

                                                 Начальная школа игры на скрипке.

Учебно-методический план. 3-ий класс.

Тематический план

    теория

  практика

  1. Технические навыки:

- работа над звукоизвлечением;

- работа над штрихами;

- работа над переходами из позиции в позицию.

  Закрепление начатой работы во втором классе;

- работа над гаммами.

     1 час

 1 час

     1 час

4 часа

4 часа

6 часов

6 часов

  1. Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления.

     2 часа

       3 часа

  1. Работа над интонацией.

1 час

5 часов

  1. Развитие навыков чтения с листа.

     5 часов

  1. Ознакомление с одним произведением крупной формы.

    2 часа

     12часов

  1. Усложнение ритмических задач.

3 часа

  1. Ансамбль.

    10 часов

8 часов

58 часов

ИТОГО:

       

     66 часов.

Содержание учебного курса

Третий год обучения

1.  Технические навыки:

-  Продолжается работа над соединением струн. Переход смычка со струны на струну совершается по-разному в зависимости от темпа, направления движения смычка и направления мелодии. В таких  переходах, где движение мелодии идет легато вверх, а смычок вниз, проводится работа с учеником на обеспечение не ступенчатой, а плавной смены струн.

   Ведется работа над другим типом смены струн - чередование смежных струн в быстром темпе.

   На этих занятиях с учеником отрабатывается также пальцевая техника левой руки, чтобы  в подвижной  пьесе с триольным ритмическим рисунком первые ноты выделялись пальцами, а не смычком. Для этого проводятся ряд упражнений.

   Отрабатываются движения  правой руки для достижения акцента. Начало работы над вибрацией.

-  В работе над штрихами закрепляются уже изученные: деташе, мартле, стаккато и легато по 4-ре ноты.

 Добавляется пунктирный  штрих.  Начало работы над сотийе, дубль штрих.

 Увеличивается количество нот на один смычок в штрихах легато и стаккато до 8-ми нот.

-  Закрепление навыка игры с переходами в первую, вторую и третью позиции. Для этого подбираются соответствующие этюды и упражнения.

-   Работа над 4-мя, 6-ю гаммами в две октавы.

Здесь отрабатываются штрихи:

- деташе на весь смычок

- деташе нижней половиной смычка

- деташе верхней половиной смычка

- легато по 2, 4, 8 в одном темпе мартле

- стаккато по 4, 8

- дубль штрих.

Арпеджио: трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд по 3, 6 легато.

2.  Дальнейшее развитие музыкально - образного мышления.

   Знакомство с вариациями. Основной способ развития темы -повтор с изменениями.  Кульминация как этап развития тематизма.

Разные способы достижения кульминации (поэтапные или единой "волной"), характер звучания кульминации, ее итоговое значение (цель развития), спад после кульминации,  послекульминационные изменения в характере музыки.

Примеры "рисунков - кульминации": изображение полусферы из солнышек (утро, полдень, вечер, ночь), где кульминацией является полдень; зарисовки одного и того же дерева в 4  времена года, где кульминацией являются лето и осень.                                                                                                            

3.  Работа над интонацией.   Продолжается работа над интонацией с использованием различных упражнений для левой руки.

   С учеником производится игра в любой из первых трех позиций, где левая рука приучается занимать определенное положение; естественное расположение пальцев - квартовый охват.

   Активизируется внимание ученика на самоконтроль, так как при чистой интонации звук получается ясный, "звенящий", так как откликаются обертоны. При неточной интонации - звук тусклый.

4.  Развитие навыков чтения с листа.

  На легком репертуаре 1 го-2 го классов ученик продолжает учиться применять на  практике приобретенные знания и умения.

   Воспитывается концентрация внимания, аналитическая способность и закрепление пройденного материала.

5.  Ознакомление с одним  произведением  крупной формы.

   На этих занятиях применяется на практике анализ музыкального произведения и ознакомление с вариациями, как простейший вид крупной формы. Помощь в разборе и обнаружении вариационных изменениях темы.

   На первых порах для ученика представляет трудность охват крупной музыкальной формы, справиться с этим помогает постепенность. Первый этап работы над произведением посвящается ознакомлению ученика с музыкой. Беседа о стиле, о композиторе, его творчестве и эпохе создания произведения.

   Если на первом этапе работы происходит в основном техническое осваивание текста в сдержанном темпе, процесс "выравнивания" трудностей, когда более трудные или неудобные места учатся отдельно, то на следующем этапе происходит более углубленная работа по раскрытию содержания, образов и выбору средств,  для достижения этой цели.

6.  Усложнение ритмических задач:

    В связи с усложнением исполнительского репертуара, усложняются также ритмические задачи, и этой работе уделяется достаточно внимания. Чтобы у ученика накапливался опыт, педагог ясно разъясняет принцип исполнения того или иного рисунка, а также логику и целесообразность исполнительской техники, требуемой для достижения нужного результата.

7.  Ансамбль:

  На занятиях практикуются творческие задания, игры, импровизация. Также ведётся работа над единством штрихов и чистого интонирования. Воспитывается навык слушания друг друга в коллективной игре, а также умение взаимодействовать в общем деле.

Прогнозируемый результат знаний, умений и навыков.

(Третий год обучения)

К концу третьего года обучения учащийся должен

 знать:

  • штрихи: деташе, легато, мартле, стаккато;
  • позиции  (I, II, III);  
  • тонику, субдоминанту, доминанту, трезвучия и их обращения;
  • новые элементы музыкального языка, которые не встречались раньше.

уметь:

 -             - анализировать недочёты и устранять их;

               - находить кульминационное место и суметь её ярко выразить, а также связать это с

             каким-либо образом;

              - прочитать с листа пьесу за 1-ый, 2-ой класс, допуская незначительные ошибки;

              - воспроизвести триольную конфигурацию, пунктирный ритм, синкопу;

              - приобрести навык исполнения крупной формы;

-             - играть в ансамле.

исполнять:

-   мажорную или минорную гамму до двух знаков в две октавы;

-   пьесы и этюды третьей степени сложности;

-   в ансамбле пьесы первой степени сложности.

Примерный репертуарный список произведений

третьей степени сложности.

  1. Багиров З. «Романс»
  2. Бакланова Н. «Романс»
  3. Бах И. - С. «Марш»
  4. Безар Ж.- Б. «Балет»
  5. Бетховен Л. «Менуэт»
  6. Богословский Н. «Грустный рассказ»
  7. Бриттен Б. «Ясеневая роща»
  8. Ган Н. «Раздумье»
  9. Гедике А. «Танец»
  10. Гендель Г. «Ария из оратории»
  11. Гофман Р. обр. «Гопак»
  12.  Дварионас Б. «Прелюдия»
  13. Дварионас Б. «Вальс»
  14.  Кабалевский Д. «Полька»
  15. Кабалевский Д. «Клоуны»
  16. Комаровский А. обр. «Перепелочка»
  17.  Комаровский А. «Русская песня»
  18. Леви Н. «Тарантелла»
  19. Мясковский Н. «Мазурка»
  20. Перселл Г. «Дудочки»
  21. Рамо Ж. «Ригодон»
  22. Синисало Г. «Миниатюра»
  23. Стравинский И. «Аллегро»
  24. Хачатурян А. «Андантино»

       25.  Чайковский П. «Колыбельная в бурю»

     26.  Шуть В. «Кадриль»

    Пьесы  крупной формы:

  1. Бакланова Н.  Концертино  
  2. Гендель Г. «Гавот с вариациями»
  3. Ридинг О. Концерт, си минор, часть 1 или 3-я.
  4. Селени И. «Прелюдия и Рондино»

      Конструктивный материал:

  1. Бакланова Н. №6 «Юн.скрипач.» вып. 1
  2. Вольфарт Ф. - Попатенко Т. № 2 «Юный скрипач» вып. 1
  3.  Вольфарт Ф. - Попатенко Т. № 3  «Юн.  скрип.» вып. 2
  4. Гедике А. № 1
  5.  Ильина Р. № 5
  6. Кабалевский Д. № 5
  7.  Мазас Ф. Этюды
  8.  Родионов Этюды
  9. Хаджиев П. № 4
  10.  Яньшинов А. № 6
  11.  Шрадик Г.   Упражнения, тетрадь 1-я
  12.  Яньшинов А.  Гаммы и арпеджио.

Учебно-методический план. 4-ый класс.

Тематический план

Теория

   практика

  1. Технические навыки:

- работа над звукоизвлечением;

- работа над переходами;

- работа над штрихами;

- работа над гаммами.

1 час

1 час

2 часа

     8 часов

    10 часов

     6 часов

     6 часов

2. Развитие музыкально-художественного  мышления.

     8 часов

3. Анализ музыкальной формы.

2 часа

4 часа

4. Развитие навыков чтения с листа.

     6 часов

5. Ансамбль.

     8 часов

6. Нравственно-эстетическое воспитание.

2 часа

2 часа

8 часов

58 часов

ИТОГО:

       

     66 часов.

«Когда говорят про скрипача: у него скрипка поет тогда его не только слушают, но стремятся слышать, о чем скрипка поет».                          Б. В. Асафьев.

Содержание курса.

Четвертый год обучения

1. Технические навыки:

    Работа над звуком - не только важнейшая, но и одна из труднейших задач в воспитании скрипача, от которого требует внимания, собранности, постоянного слухового контроля. В течение длительного времени проводится работа, чтобы приучить ученика внимательно контролировать качество звука, чтобы у начинающего скрипача сформировалась слуховая «комфортность», состояние радости и удовлетворения от получения живого, конкретного звука.

Так как культура звука определяется тесным, хорошо координированным взаимодействием, как правой так и левой рук, то в работе на этих занятиях проходит процесс формирования и развития определенных навыков каждой руки в отдельности. Продолжается работа над вибрацией, как средства художественной вы -разительности. На различных упражнениях, гаммах, этюдах, исполнительском репертуаре отрабатываются различные переходы:

  • одним пальцем;
  • вверх и вниз с нижележащего пальца на вышележащий;
  • вверх и вниз с вышележащего пальца на нижележащий;
  • с подменой пальцев;
  • переходы на растяжении пальцев;
  • скачки.

Ведется ознакомление с 4, 5 и 6-ой  позициями.

  В работе над штрихами закрепляются пунктирный и сотийе.

  Начало работы над спиккато. Повторение пройденных.

  Работа над 4-мя, 6-ю гаммами в две или три октавы.

  Здесь  отрабатываются  штрихи:

  • деташе на весь смычок;
  • деташе нижней половиной смычка;
  • деташе верхней половиной смычка;
  • легато по 2, 4, 8 в одном темпе;
  • мартле;
  • стаккато по 4, 8;
  • дубль штрих.  Арпеджио: трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд по 3, 6 легато.

Начало работы над гаммой двойными нотами в сексты и октавы.

2.  Развитие музыкально - художественного мышления:

    В работе над произведением крупной или трехчастной формы возникают трудности в осознании сочинения как единого целого, осмысливании отдельных эпизодов в их взаимосвязи, а также в использовании различных видов техники и необходимости поставить их на службу художественному воплощению про -изведения. Так, например, обращается внимание на значение и целесообразность применения вибрации согласно музыке, а не злоупотреблять этим средством художественной выразительности без разбора. Ученик приобретает навык слышания отдельных тем, эпизодов. Учится находить кульминационные места и ярко выражать их в исполнении, соотнося это с каким - то художественным образом.

3.         Анализ музыкальной формы:

Так как исполнительский репертуар пополняется произведением крупной формы, таким как концерт, то с учеником проводится небольшой анализ такого сочинения. Обнаруживаем соотношение главной и побочной темы. Находим разработку и кульминационное место. Аналитическая работа продолжается с определением характера той или иной темы, какие изменения происходят в ладовом и ритмическом отношении, выразительных средствах.

4.         Развитие навыков чтения с листа:

 При чтении с листа несложного репертуарного произведения 2-го. 3-го класса воспитывается внимание к тексту. Ученик учится обращать внимание не только на метроритмическую структуру, штрихи и аппликатуру, но также и на динамические и агогические оттенки.

5.  Ансамбль:

 В совместной игре у учащихся развивается навык общения друг с другом через музыку, учатся слушать друг друга, объединяясь, подчиняются единому художественному замыслу автора. Здесь воспитывается ритмическая естественность, повышается грамотность, воспитывается творческая самостоятельность и хороший вкус, расширяется музыкальный кругозор.

6.  Нравственно - эстетическое воспитание:

   Проводятся классные часы на нравственные темы и по культуре поведения, также на этих занятиях предусматривается прослушивание музыки в интерпретации известных мастеров скрипичной школы: Д. Ойстраха, Я. Хейфеца, Л. Когана, Иегуди Менухина, Ф. Крейслера и других.

Приобщение учеников к концертной деятельности, а также посещение концертов школы.

Прогнозируемый результат знаний, умений и навыков.

(Четвёртый год обучения)

К концу четвёртого года обучения учащийся должен

 знать:

  • штрихи: деташе, легато, мартле, стаккато;
  • приём вибрато;
  • позиции  (I, II, III, IV, V);  
  • тонику, субдоминанту, доминанту, трезвучия и их обращения;
  • новые элементы музыкального языка, которые не встречались раньше;

- знать интерпретацию скрипичных концертов в исполнении мастеров скрипичной школы;

уметь:

- произвести небольшой анализ произведения крупной формы, а также пьесы двух или трёхчастной формы;

- услышать и находить отдельные темы, соотносить их с каким-либо художественным образом и применить нужный вид техники;

- прочитать с листа несложное произведение на два класса ниже;

- играть в ансамбле.

исполнять:

-   мажорную или минорную гамму до трёх знаков в две или три октавы;

-   пьесы кантиленного и виртуозного характера;

-  произведения крупной формы (вариации, концерт).  

Примерный репертуарный список произведений

 четвёртой степени сложности.

  1. Бах В.-Ф. «Весна»
  2.  Бах И. С. «Рондо» из сюиты си минор
  3.  Бом К. «Тремоло»
  4. Бом К. «Непрерывное движение»
  5. Боккерини Л «Менуэт»
  6.  Брамс И. «Колыбельная»
  7. Глиэр Р. «Мазурка»
  8. Глинка М. «Мазурка»
  9. Глинка М. «Прощальный вальс»
  10. Дженкинсон Э. «Танец»
  11.  Калинников В. «Грустная песня»
  12.  Косенко В. «Скерцино»
  13. Косенко В. «Мазурка»
  14. Крейслер Ф. «Марш игрушечных солдатиков»
  15.  Леильи Ж. Б. «Менуэт»
  16. Моцарт В. - А. «Гавот - Рондо»
  17. Мушель Г. «Мелодия»
  18. Перголези Дж. «Сицилиана»
  19. Поплавский М. «Полонез»
  20. Рамо Ж.- Ф. «Ригодон»
  21. Раков Н. «Прогулка»
  22. Соколовский Н. «В темпе менуэта»
  23. Стоянов В. «Колыбельная»
  24. Чайковский П. «Грустная песенка»
  25. Чайковский П. «Мазурка»
  26. Ярнефельт А. «Колыбельная»

Крупная форма:

  1. Бакланова Н.   Сонатина

                                     Концертино

  1. Комаровский А.  Вариации на тему у.н.п. ''Вышли в поле косари''
  2. Корелли А.  «Сарабанда и Жига»
  3. Ридинг   Концерт си минор, 2 и 3 части

                           Концерт Соль мажор

  1. Яньшинов А.  Концертино

     Конструктивный материал:

  1. Вольфарт Ф. – этюды
  2. « Избранные этюды» для 1 - 3 классов и 3-5 классов ДМШ
  3. Яньшиновы А.и Н.     30 легких этюдов
  4. Конюс Ю.  Маленькие этюды и упражнения в двойных нотах
  5. Мострас К. Этюды во второй позиции
  6. Сборник избранных этюдов, 2-й выпуск

       ( сост. М.Гарлицкий, К.Родионов, К.Фортунатов).

Учебно-методический план. 5-ый класс.

Тематический план

теория

практика

1.  Изучение штрихов.

1 час

8 часов

2.  Позиции.

1 час

10 часов

 3.  Двойные ноты. Аккорды.

1 час

8 часов

4. Развитие беглости.

14 часов

5. Развитие музыкально-образного мышления.

2 часа

4 часа

6. История исполнительства.

2 часа

7. Музыкально-теоретическая подготовка.

2 часа

8. Читка с листа.

1 час

4 часа

9. Ансамбль

8 часов

10 часов

56 часов

ИТОГО:

       

     66 часов.

Содержание курса

Пятый год обучения.

  1. Изучение    штрихов.

Работа над штрихами деташе, легато, мартле, стаккато, сотийе, сочетаниями различных штрихов.

  1. Позиции.

 Усвоение более высоких позиций и их соединение.

  1. Двойные ноты. Аккорды.

Изучение двойных нот в первых трёх позициях. Работа над соединением позиций при исполнении двухголосия.

  1. Развитие беглости.

 Работа над гаммами, арпеджио, этюдами и упражнениями. Обращать внимание на качественную сторону исполнения: добиваться интонационной точности, ровности звучания, устойчивого ритма, плавности движения смычка при смене струн, свободной смены позиций, пальцевой чёткости, рационального распределения смычка и т.д.

  1. Развитие музыкально-образного мышления.

Приступая к работе над музыкальным произведением, иметь общее представление о характере    его музыкального содержания. С этой целью следует проиграть пьесу целиком, либо проиллюстрировать её с помощью технических средств обучения (записи).

  1. История исполнительства.

Знакомить учащихся с автором, эпохой, содержанием, формой и стилем изучаемого произведения. Слушать записи выдающихся исполнителей.

  1. Музыкально - теоретическая подготовка.

Главные трезвучия лада, септаккорды, их обращения, хроматическая гамма, крупная форма (вариация, концерт, соната).

  1. Чтение с листа.                                                                                                       Продолжать развивать навыки зрительно определять повторяющиеся фразы, части, тип поступенного движения. Играть пьесы на один, два класса ниже. Учиться видеть на один такт вперёд.
  2. Ансамбль. 

В работе над ансамблем уделять основное внимание работе
над чистой интонацией, ровностью и характером звучания, динамическим
соотношением голосов, ритмом, штрихами и аппликатурой.

 Прогнозируемый результат знаний, умений и навыков.

(Пятый год обучения)

К концу пятого года обучения учащийся должен

знать:

  • штрихи: деташе, легато, мартле, стаккато, спиккато, сотийе;
  • позиции  (V, VI, VII);  
  •   хроматическую гамму;
  • тонику, субдоминанту, доминанту, септаккорды и их обращения;
  • новые элементы музыкального языка, которые не встречались раньше.

уметь:

 - настраивать инструмент;

 -               -  анализировать недочёты и устранять их;

                 -  заниматься вдумчиво, с учётом всех советов педагога;

-                -  читать с листа пьесы 3-4 степени сложности;

                 -  играть в ансамбле;

                 исполнять:

                 -  трёхоктавные мажорные и минорные гаммы, арпеджио, септаккорды;

 -  штрихи в гамме;

                  -  двойные ноты (терции, сексты, октавы);

 -  аккорды в пределах трёх позиций

 -  пьесы кантиленного и виртуозного характера;

 -  произведения крупной формы (вариации, концерт).

Примерный репертуарный список произведений

пятой степени сложности.

  1. Бакланова Н. Этюд-стаккато
  2. Боккерини Л. Менуэт
  3. Бом К. Непрерывное движение
  4. Глинка М. Простодушие t Чувство
  5. Обер Л. Престо
  6. Перголези Дж. Ария, Сицилиана
  7. Ребиков В. Характерный танец
  8. Рубинштейн Н. Прялка
  9. Чайковский П. Сладкая грёза. Мазурка

Крупная форма:

  1. Бакланова Н.    Вариации Соль мажор
  2. Бетховен Л.      Сонатина Соль мажор  ( обр. К.Родионова)
  3.  Сонатина  до минор    ( обр. А. Григоряна)
  4. Вивальди А.     Концерт Ля минор
  5. Вивальди А.    Концерт Соль мажор, ч.1
  6. Данкля Ш.  Вариации 1, Соль мажор
  7. 3ейц Ф. Концерт №11 часть 1
  8. Зейц Ф.  Концерт 1, Соль мажор
  9. Комаровский А. Вариации «Пойду ль я, выйду ль я»
  10. Корелли А.  Соната ми минор

Конструктивный материал:                                                                                                          1.  Вольфарт Ф. И Шпонер А.   70 мелодических этюдов

  1. Гарлицкий М.  Шаг за шагом. Методическое пособие для юных скрипачей.
  2. Гнесина-Витачек Е.   17 мелодических этюдов
  3. Григорян А. Гаммы и арпеджио
  4. Кайзер Г.   36 этюдов, соч. 20, тетр.1-2
  5. Комаровский А.   Этюды в позициях
  6. Мазас Ж. Этюды, I тетр.
  7. Шрадик Г. Упражнения

Учебно-методический план. 6-ой класс.

Тематический план

теория

практика

  1. Учебно-техническая работа.

   5 часов

  1. часов
  1. Учебно-художественная работа.

  1. часов
  1. часа
  1. Чтение с листа.

     

  1. часов
  1. Ансамбль.

     10 часов

  1. История исполнительства.

      2 часа

  12 часов

     54 часа

ИТОГО:

       

     66  часов.

Содержание курса

Шестой год обучения.

1.        Учебно — техническая работа.

Дальнейшая работа над развитием музыкально-технических навыков. Изучение штрихов: деташе, легато, мартле, стаккато, спиккато, сотийе. Развитие техники левой руки: беглости, трели, различных видов соединений позиций, изучение двойных нот, аккордов, флажолетов.

  1. Учебно - художественная работа.

 Развитие музыкально-образного мышления. Изучение произведений, различных по стилю и жанрам. Работа над нюансировкой и фразировкой, тембром и окраской звука.

  1. Чтение с листа.

Читать с листа в среднем темпе произведения по программе на один-два класса ниже.

  1. Ансамбль.

 Совершенствовать навыки ансамблевого музицирования: единства звуковысотного интонирования, штрихов, фразировки и т. д.

  1. История исполнительства.

Слушать записи выдающихся исполнителей скрипичной музыки и исполнителей на других музыкальных инструментах.

Прогнозируемый результат знаний, умений и навыков.

(Шестой год обучения)

К концу шестого года обучения учащийся должен

знать:

  • произведения крупной формы (вариация, концерт, соната);
  • музыкальную литературу для скрипки;
  • выдающихся исполнителей на скрипке и других инструментах;
  • жанры, стили, направления в музыке.

уметь:

 - самостоятельно настраивать скрипку;

 - подбирать по слуху;

  • самостоятельно разбирать заданные произведения;
  • читать с листа в среднем пьесы на класс, два ниже;
  • транспонировать знакомые мелодии в несложных тональностях.

исполнять:

  •  трёхоктавные мажорные и минорные гаммы, арпеджио, септаккорды и их обращения;
  •  хроматическую гамму.
  •  штрихи в гамме;

-   натуральные флажолеты;

  •  двойные ноты (терции, сексты, октавы);
  •  аккорды в пределах трёх позиций;
  •  пьесы кантиленного и виртуозного характера, произведения крупной формы.

Примерный репертуарный список произведений

шестой степени сложности.

1. Александров А. Ария

2. Бах И. С. Ария; Прелюдия и фуга( обр. Мостраса)

3. Бетховен Л. Контрданс; Турецкий марш

4. Глинка М. Вальс; Две мазурки

5. Глиэр М. Романс до минор

6. Караев К. Колыбельная

7. Крейслер Ф. Андантино в стиле Мартини

8. Ребиков В. Песня без слов; Вальс

9. Римский-Корсаков Н. Песня индийского гостя

10. Чайковский П. Колыбельная; Ната-вальс; Песенка без слов.

11. Эллертон Г. Тарантелла

12. Яньшинов А. Прялка

Крупная форма:

  1. Акколаи Ж.  Концерт ля минор
  2. Бацевич Г.    Концертино
  3. Берио Ш. Вариации ре минор
  4. Вивальди А. Концерт ля минор 2, 3 части
  5. Концерт Соль мажор
  6.  Данкля Ш. Концертное соло
  7. Вариации на т. Вейгля
  8. Вариации на т. Беллини
  9.  Зейц Ф. Концерт 3 соль минор
  10.  Корелли  А.  Соната ми минор  
  11.  Соната ре минор
  12. Паганини Н.  Вариации Соль мажор
  13. Сенайе Ж.  Соната соль минор
  14. Холендер Г.  Легкий концерт

     Конструктивный материал.

  1. Григорян А. Гаммы и арпеджио
  2. Крейцер Р. Этюд
  3. Крейцер Р. Этюд
  4. Мострас К.  Этюды-дуэты, чч.1 и 2
  5. Сборник избранных этюдов, 5-7 кл.
  6. Шевчик О.  Школа скрипичной техники, соч.1, етр.1-2

      Школа техники смычка, соч.2, тетр.1

  1. Шрадик Г.  Упражнения, тетр.1 ( позиции)
  2. Яньшинов А.   Шесть этюдов для интонации

            Шесть этюдов для правой и левой ру. Упражнения в аккордах        

Учебно-методический план. 7-ой класс.

Тематический план

    теория

   Практика

  Учебно-техническая работа.

     3 часа

    16 часов

  Учебно-художественная работа.

     3 часа

    22 часов

  Чтение с листа.

     

    10 часов

  Ансамбль

    10 часов

  История исполнительства.

    2 часа

  8 часов

 58  часов

ИТОГО:

       

  66  часов.

Содержание курса

Седьмой год обучения.

1.        Учебно-техническая работа:

  • работа над трёхоктавными гаммами и трезвучиями (в подвижном темпе: гаммы до 12 нот легато, трезвучия до 9 нот легато); хроматические гаммы;
  • гаммы в различных штриховых вариантах; гаммы двойными нотами;

2.        Учебно-художественная работа:

  • дальнейшая развитие музыкально-образного мышления;
  • активизировать личную инициативу ученика;
  • работа над нюансировкой и фразировкой;

- работа над филировкой звука;

  • воспитание культуры звука, певучести тона; - вибрато.
  1. Чтение с листа.

 Продолжать развивать навыки чтения с листа: до проигрывания текста определять повторяющиеся фразы, части, секвенции, тип поступенного движения и т.д. Играть пьесы, видя на один такт вперёд.

  1. Ансамбль.

 Добиваться профессионального уровня игры: чистой интонации, ритмической слаженности, единства штрихов и нюансировки, слитности исполнения во всех темпах и агогических нюансах.

  1. История исполнительства.

Классные часы.Прослушивание музыки в интерпретациях известных скрипачей Д.Ойстраха, Л.Когана, Я.Хейфеца, Й.Менухина, Ф.Крейслера и др.

Прогнозируемый результат знаний, умений и навыков.

(Седьмой год обучения)

К концу седьмого года обучения учащийся должен

знать:                                                                                                                                                - жанры, стили, направления в музыке;

  • известных музыкантов-исполнителей; - скрипичные школы;
  • музыкальные термины, встречающиеся в нотах.  

уметь:

-  анализировать исполняемые произведения;

  • эмоционально воспринимать, определять характер музыкального произведения, его жанровые особенности, форму;
  • определять лад, размер, темп, регистры и т.д.

исполнять:

-  трёхоктавные и четырёхоктавные мажорные и минорные гаммы в различных штриховых вариантах;

 -  хроматические гаммы;

-   арпеджио (трезвучия и обращения, септаккорды);

  •  гаммы двойными нотами (терции, сексты, октавы)

-  произведения различных жанров и форм (сольных и ансамблевых) из репертуара детской музыкальной школы.

Примерный репертуарный список произведений

седьмой степени сложности. 

  1. Бах И.С. Сицилиана
  2. Глиэр М. Вальс
  3. Глинка М. Мазурка
  4. Дакен Л. Кукушка
  5. Крейслер Ф. Рондино на тему Бетховен
  6. Мострас К. Хоровод, Восточный танец
  7. Прокофьев С. Гавот из Классической симфонии
  8. Сен-Санс К. Лебедь
  9. Чайковский П. Колыбельная
  10. Шостакович Д. Романс
  11. Шуберт Ф. Пчёлка

        Крупная форма:

  1. Бах И.С. Концерт ля минор
  2. Берио Ш.          Концерт №9
  3. Вариации ре минор
  4. Валентини Д.  Соната ля минор
  5. Виотти Д.         Концерт № 23, ч.1

                                  Концерт № 20, 1-я часть

  1. Гендель Г. Соната №6 Ми мажор
  2.  Данкля  Ш. Концертное соло
  3. Корелли А.  Соната Ля мажор
  4. Роде П.  Концерт № 6, 1-я часть

                       Концерт №7

                       Концерт № 8, 1-я часть.

Конструктивный материал

  1. Бакланова Н.  Шесть этюдов средней трудности
  2. Григорян А. Гаммы и арпеджио
  3. Гилельс У. 24 гаммы и арпеджио для скрипки
  4. Данкля Ш. Этюды
  5. Донт Я.  Этюды, соч. 37
  6. Крейцер Р. Этюды
  7. Мазас Ж. Этюды, тетрадь II
  8. Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов
  9. Шрадик Г. Упражнения, тетрадь I
  10. Шевчик О.  Школа скрипичной техники, соч. 1, тетр.2

      Упражнения в двойных нотах, соч. 9

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Оборудование класса:

  • скрипки; - пианино; - пюпитры; - метроном; - камертон; - CD, DVD;

 - нотно-методическая литература; - словари.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И

 МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. С.-Пб., 2006
  2. Берлянчик М. Основы воспитания начинающего скрипача. С.-Пб.,  2000
  3. Берлянчик М. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. М., 2006
  4. Баринская А. Начальное обучение скрипача. М., 2007
  5. Бочкарёв Л. Психологические аспекты формирования готовности музыкантов-исполнителей к публичному выступлению. М., 1975 15.Янкелевич И. Педагогическое наследие. М., 1983
  6. Готсдинер М. Краткие очерки о скрипичном искусстве. М., 2002
  7. Гутников Б. Об искусстве скрипичной игры. Л., 1988
  8. Григорьев В. Методика обучения игре на скрипке. М., 2007
  9. Мильтонян С. Педагогика гармоничного развития скрипача. Тверь, 1996
  10.  Ю.Семенцов-Огиевский К. Искусство скрипичных смен. М., 19960черки                по методике обучения на скрипке. М., 1960
  11.  Сугоняева Е. Музыкальные занятия с малышами. Р.-на-Д., 2002

12.Флеш К. Искусство скрипичной игры. М., 2007

Фридман И.Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей.М,2000

13.Шульпяков О. Скрипичное исполнительство и педагогика. С. Пб., 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыкальное исполнительство" скрипка

Рабочая программ по скрипке на 8 лет обучения. Написана по ФГТ...

Образовательная программа "Музыкальный инструмент "СКРИПКА"

Программа для "ДШИ"  "Музыкальный инструмент "СКРИПКА" (Срок реализации 7 лет)...

Предпрофессиональная программа «Музыкальный инструмент. Скрипка».

Предпрофессиональная программа «Музыкальный инструмент. Скрипка». (Рецензия доцента Московсой консерватории им. П.И.Чайковского О. Б.  Галочкиной)....

Образовательная рабочая программа по физической культуре для учащихся 9 классов

Физическая культура и спорт – обширное педагогическое пространство, где главную роль играют воспитательная, игровая, соревновательная деятельности,  основанные на применении физических упражнений...

Программа интенсивной каникулярной школы для учащихся 7-8 классов «Непрошенные чужестранцы» (направление: социально- гуманитарное)

Сущность реализации программы   заключается в том, что организуются специальные условия для  исследовательских проб  учащихся средствами нескольких предметов (русский язык, информа...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 6-8 классов по социальному направлению «Секреты публичного выступления»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 6-8 классов «Секреты публичного выступления»....