Рабочая программа "Музыкальные фантазии"
рабочая программа на тему
Образовательная программа художественно-эстетического года расчитана на 2 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasn_zapiska_tem_plan_muzyk_fantazii_2_god.doc | 253.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Художественно-эстетическое направление
Образовательная программа «Музыкальные фантазии»
Человеком можно стать только играя.
Ф Шиллер
Пояснительная записка
В связи с введением новых федеральных образовательных стандартов возникла необходимость разработки образовательных программ внеучебной деятельности.
Важность музыкальных занятий, которые проводятся помимо обязательных школьных уроков, трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывать новые стороны данного вида искусства.
Музыка – мощное средство художественного воспитания детей. Особенно важно, чтобы нужное эстетическое воздействие осуществлялось комплексно, с соблюдением естественной преемственности уроков и внеурочных занятий, с продолжением в условиях свободного времени малышей в виде оригинальных творческих заданий и игр с музыкальными элементами. Веселые тренинги и упражнения, связанные с пением, танцами, музыкальными викторинами и загадками, оставляют положительное впечатление у школьников, в игровой форме воспитывая у них стремление заниматься разными видами музыкальной деятельности.
Музыка пробуждает у детей светлые и радостные чувства. Они получают огромное удовлетворение от свободных и легких движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов. Дети младшего школьного возраста испытывают потребность в движении, им свойственна двигательная активность. Они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение. Занятия ритмикой поднимают настроение, повышают жизненный тонус.
Музыкально-ритмические занятия являются важнейшим средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Музыка воздействует на чувства человека, вызывает определенное настроение.
Придя в школу, дети имеют разную двигательную подготовку: у одних плохая осанка, у других недостаточная координация движений, далеко не все умеют согласовывать движения с музыкой, а также ориентироваться в коллективе и пространстве. Необходимо выправить все эти недостатки и обогатить запас двигательных навыков у детей.
В ритмическую часть занятия включаются движения из области физкультуры (основные движения, гимнастические упражнения, упражнения с предметами, построения и перестроения), из области танца (элементы народного, бального, современного танцев), используются сюжетно-образные движения (изображаются движения животных, птиц, действия людей и т.д.). Участие в ритмических и гимнастических упражнениях, в играх и танцах способствует правильному физическому развитию детей, имеет оздоровительное значение.
Занятия ритмикой оказывают на детей и немалое воспитательное воздействие. То, что упражнения выполняются всем коллективом и часто при необходимости требуют четкого взаимодействия всех участников, повышает у них дисциплину, чувства ответственности, товарищества. Кроме того, у детей развиваются память и внимание, вырабатывается активное торможение (учащиеся постепенно приучаются делать четкие остановки с окончанием музыки, точно переходить с одного движения на другое: с шага на бег или поскоки и т.д.). Постепенно появляются уверенность, находчивость, воспитываются активность, инициатива. В тесной связи со всей учебно-воспитательной работой школы занятия направлены на воспитание организованной, творческой, гармонически развитой личности.
Пение также является действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.
Одной из важнейших задач занятий является развитие творческой активности, воображения и фантазии у детей, их умения самостоятельно отражать свои впечатления от музыки в выразительных, эмоциональных музыкально-двигательных образах. Овладев танцевальными элементами, дети смогут составлять их комбинации, придумывать несложные пляски. Приобщение детей к творчеству и пробуждение у них творческой инициативы – основное в занятиях.
Программа предусматривает знакомство учащихся с основами нотной азбуки, разучивание и исполнение детских песен, знакомство с элементами русской народной пляски (русский хороводный шаг, русский переменный шаг, дробный шаг, притопы, полуприседание с выставлением ноги на пятку, «ковырялочка», «веревочка», шаг с припаданием, «качалочка», «козлик») и элементами парных и бальных танцев (боковой галоп, шаг польки, па-де-баск, выставление ноги вперед на пятку или на носок, прыжки с поочередным выбрасыванием ног вперед). Очень важно обогатить детей запасом этих движений, научить их двигаться технически грамотно, легко, естественно, выразительно.
Музыкально-двигательные упражнения для рук, включающие повороты головы, потягивания шеи, дают возможность совершенствовать качества вокальных и хоровых навыков.
Образные упражнения и музыкальные игры являются наиболее интересными видами музыкально-ритмической деятельности. Они создают широкую возможность для развития художественно-творческих способностей детей – проявления фантазии, выдумки, активности, инициативы. Дети изображают отдельных персонажей – сказочных или реальных, отражают в соответствующих движениях повадки животных, птиц, а также трудовые действия людей, подражают физкультурникам, солдатам, передают бег автомобиля, поезда, парение самолета и т.д. Элемент драматизации заставляет детей перевоплощаться, находить характерные движения, жесты, мимику. В некоторых играх присутствует элемент соревнования.
С большим удовольствием дети используют хороводные игры, танцы, в движения которых включены разнообразные ритмические хлопки, соответствующие ритмическому рисунку мелодии.
Комплексы гимнастических упражнений включают в работу основные группы мышц: мышцы верхнего плечевого пояса, брюшного пресса, косые мышцы спины, мышцы ног.
Систематическое повторение комплексов помогает закреплению навыков точного выполнения движений, укрепляет организм ребенка, улучшает работу кровообращения, дыхания, способствует выработке должной осанки.
Перед разучиванием комплекса гимнастических упражнений педагог знакомит детей с именем композитора и названиями пьес, входящих в комплекс. Прослушав произведение учитель подробно разбирает его с детьми, обращая их внимание на наиболее ярко проявляющиеся средства музыкальной выразительности.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование.
Одним из условий успешных занятий является внимательное, доброжелательное отношение к детям, умение внушить каждому ребенку веру в его возможности. Занятия должны приносить детям радость общения с музыкой, товарищами, учителем.
По данной программе могут заниматься дети с разным уровнем хореографической и вокальной подготовки и дети с физическими недостатками.
Музыкально-ритмический материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся, традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности школы и включает в себя произведения отечественной и зарубежной классики, пьесы и песни советских и современных композиторов, обработки для фортепиано народных песен и танцевальных движений.
Представленная программа рассчитана на 2 года обучения при 1 часе в неделю, первый год обучения -33 часа, торой год обучения – 34 часа, общее количество часов – 67 часов.
Продолжительность 1 занятия – 40 минут.
Количество учащихся – по количеству учащихся в классе.
Возраст учащихся – 1-2 классы (6 - 8 лет).
Актуальность программы
Программа «Музыкальные фантазии» объединяет в единое целое музыку, вокальное, хореографическое, театральное, изобразительное искусства и художественное слово.
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения и состоит из 5 разделов:
До, ре, ми, фа, соль… Музыкальная азбука.
Мир без песен неинтересен.
Разрешите пригласить.
Музыкальные игры.
Музыкальная гостиная.
В них включается обучение детей основам музыкальной грамоты, пению, музыкально-ритмическим движениям, элементам танцевальных движений, развитию творчества.
В течение одного занятия ведется работа по различным видам деятельности.
Педагогическая целесообразность программы
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.
Кроме развивающих и обучающих задач, пение решает оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
В свою очередь, музыкально-ритмические движения содействуют равномерному развитию всей мышечной системы, совершенствованию двигательных навыков, выработке пластичности, точности, координации движений, формированию правильной осанки.
Цель программы
Формирование целостной, духовно-нравственной, гармонично развитой личности.
Задачи
Задачи образовательной деятельности
В области вокального искусства:
- формирование устойчивого интереса к пению;
- обучение выразительному пению;
- обучение певческим навыкам;
- развитие слуха и голоса детей;
- формирование голосового аппарата;
- развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
В области хореографии:
- расширение знаний в области современного хореографического искусства;
- выражение собственных ощущений, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства;
- умение понимать «язык» движений, их красоту;
- формирование музыкального восприятия и представлений о выразительных средствах музыки.
В области воспитания:
- содействие гармоничному развитию творческой личности ребенка;
- развитие чувства гармонии, ритма;
- совершенствование нравственно-эстетических, духовных и физических потребностей.
В области физической подготовки:
- развитие гибкости, координации движений;
- развитие психофизических особенностей, способствующих успешной самореализации;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Принципы педагогического процесса
- принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип ориентации на особенности и способности – природосообразности ребенка;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
Технологии
В основу разработки программы «Музыкальные фантазии» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- игровая технология;
- технология компетентностного и деятельного подхода;
- здоровьесберегающие технологии.
Формы и режим занятий
- беседы (излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами);
- практические занятия (дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов, изучают несложные танцы);
- репетиции (отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности);
- концерты и выступления (участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – все это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя);
- выставка фотоматериала из выступлений;
- итоговое занятие.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.
Занятия проходят по окончании уроков после обеденного перерыва со всеми учащимися.
Условия реализации программы
На занятия по внеурочной деятельности приходит весь класс (6-8 лет). Наполняемость группы зависит от количества учащихся в классе.
Приоритетные формы занятий: интегрированные, интегрированные с элементами импровизации.
Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей. Правильно используя игры можно многого добиться в воспитании детей. Ребенок моделирует в свое игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации – в одних он лидирует, в других подчиняется, в третьих осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. В игре происходит рефлексирование, самореализация, обучающийся принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало.
На занятиях используются следующие методы обучения:
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- создание ситуации успеха в учении;
- разъяснение.
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- наглядно-слуховой, словесный (рассказ, беседа);
- наглядно-зрительный (иллюстрация, демонстрация) ;
- практический (упражнения);
- репродуктивный и проблемно-поисковый (от частного к общему и от общего к частному);
- методы самостоятельной работы и работы под руководством взрослого.
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- наблюдение педагога в ходе занятий;
- самоанализ учащимися результатов работы в коллективе;
- творческие достижения обучающихся.
Учебный план
1 год обучения
№ п/п | Разделы | Количество часов | ||
на теоретические занятия | на практические занятия | итого | ||
1 | До, ре, ми, фа, соль… Музыкальная азбука. | 4 | - | 4 |
2 | Мир без песен неинтересен | 3 | 8 | 11 |
3 | Разрешите пригласить | 3 | 9 | 12 |
4 | Музыкальные игры | - | 3 | 3 |
5 | Музыкальная гостиная | - | 3 | 3 |
Всего | 10 | 23 | 33 |
Содержание программы
1 год обучения
Раздел 1
До, ре, ми, фа, соль… Музыкальная азбука
Концепция Д.Б. Кабалевского «Три кита» в музыке – песня, танец, марш.
Основные музыкальные понятия: штрихи (legato, staccato, non legato), динамика, звуковысотность, музыкальный ритм, длительность, паузы и такты, темп, основы нотного письма, строение (форма) музыкального произведения. Формирование ладового чувства.
Раздел 2
Мир без песен неинтересен
Законы правильного пения: певческая установка, правила дыхания. Жанровое и тематическое разнообразие песен. Разучивание и исполнение детских песен современных композиторов.
Раздел 3
Разрешите пригласить
Беседа с учащимися о правилах поведения в обществе, друг с другом, правила этикета на танцевальном вечере.
Различные виды ходьбы. Бег. Прыжки. Характер музыки, темп, динамика. Метроритм. Форма. Регистры. Гимнастические упражнения, развивающие координацию движений. Элементы танцевальных движений. Танцы, хороводы.
Раздел 4
Музыкальные игры
Игровое танцевальное творчество. Образные упражнения и музыкально-ритмические игры, игры с пением, музыкальные викторины.
Раздел 5
Музыкальная гостиная
Жанровая разновидность занятия может быть построена как на основе одной из моделей музыкальной деятельности (слушание, исполнение, сочинение), так и на их комбинации. Занятие может быть организовано на этапе выхода готового произведения как результат определенных достижений с приглашением родителей или друзей.
Учебно-тематическое планирование
1 год обучения
№ п/п | Тема раздела | всего | теория | практика |
1 триместр (10 час) | ||||
1.1 | До, ре, ми, фа, соль… Музыкальная азбука | 1 | 1 | - |
Музыкальная сказка о марше, танце, песне. | 0,5 | 0,5 | - | |
Где живут ноты? | 0,5 | 0,5 | - | |
1.2 | Мир без песен неинтересен. «Дорожная песня (правила перехода дороги)» муз. А. Пинегина, сл. А. Усачева | 3 | 1 | 2 |
- Знакомство с песней. | 1 | 1 | - | |
- Разучивание песни. | 1 | - | 1 | |
- Исполнение песни полностью. | 1 | - | 1 | |
1.3 | Разрешите пригласить. «Полонез» | 4 | 1 | 3 |
- Знакомство с элементами танцевальных движений. | 1 | 1 | - | |
- Разучивание танца. | 2 | - | 2 | |
- Закрепление танца. | 1 | - | 1 | |
1.4 | Музыкальные игры | 1 | - | 1 |
1.5 | Музыкальная гостиная | 1 | - | 1 |
2 триместр (12 час) | ||||
2.1 | До, ре, ми, фа, соль… Музыкальная азбука | 2 | 2 | - |
Загадки феи музыки | 1 | 1 | - | |
Какая музыка важнее – мажорная или минорная? | 1 | 1 | - | |
2.2. | Мир без песен неинтересен. «Почта Деда Мороза» муз. А. Пинегина, сл. А. Усачева | 4 | 1 | 3 |
- Знакомство с песней. | 1 | 1 | - | |
- Разучивание песни. | 2 | - | 2 | |
- Исполнение песни полностью. | 1 | - | 1 | |
2.3 | Разрешите пригласить. «Вальс» | 4 | 1 | 3 |
- Знакомство с элементами танцевальных движений | 1 | 1 | - | |
- Разучивание танца. | 2 | - | 2 | |
- Закрепление разученного ранее танца. | 1 | - | 1 | |
2.4 | Музыкальные игры | 1 | - | 1 |
2.5 | Музыкальная гостиная | 1 | - | 1 |
3 триместр (11 час) | ||||
3.1 | До, ре, ми, фа, соль… Музыкальная азбука | 1 | 1 | - |
Какого цвета музыка? | 0,5 | 0,5 | - | |
Очень «страшные» низкие звуки. Вредные звуки, звуки-враги. | 0,5 | 0,5 | - | |
3.2 | Мир без песен неинтересен. «Настоящий друг» муз Б. Савельева, сл. М. Пляцковского | 4 | 1 | 3 |
- Знакомство с песней. | 1 | 1 | - | |
- Разучивание песни. | 2 | - | 2 | |
- Исполнение песни полностью. | 1 | - | 1 | |
3.3 | Разрешите пригласить. «Нам весело!» | 4 | 1 | 3 |
- Знакомство с элементами танца | 1 | 1 | - | |
- Разучивание танца. | 2 | - | 2 | |
- Закрепление разученного ранее танца. | 1 | - | 1 | |
3.4 | Музыкальные игры | 1 | - | 1 |
3.5 | Музыкальная гостиная | 1 | - | 1 |
итого | 33 | 10 | 23 |
Учебный план
2 год обучения
№ п/п | Разделы | Количество часов | ||
на теоретические занятия | на практические занятия | итого | ||
1 | Музыкальная азбука | 4 | 4 | |
2 | Мир без песен неинтересен | 3 | 8 | 11 |
3 | Разрешите пригласить | 3 | 9 | 12 |
4 | Музыкальные игры | - | 4 | 4 |
5 | Музыкальная гостиная | - | 3 | 3 |
Всего | 10 | 24 | 34 |
Содержание программы
Раздел 1
Музыкальная азбука
Песенность, танцевальность, маршевость. Сказка о репризе. Мелодия и ритм.
Аккорд, трезвучие, интервал. Темпы, динамика, лад, форма музыкального произведения.
Раздел 2
Мир без песен неинтересен
Законы правильного пения: певческая установка, правила дыхания. Жанровое и тематическое разнообразие песен. Разучивание и исполнение детских песен современных композиторов.
Раздел 3
Разрешите пригласить
Беседа с учащимися о правилах поведения в обществе, друг с другом, правила этикета на танцевальном вечере.
Различные виды ходьбы. Бег. Прыжки. Характер музыки, темп, динамика. Метроритм. Форма. Регистры. Гимнастические упражнения, развивающие координацию движений. Элементы танцевальных движений (припадание, полуприседание, боковой шаг с притопом, гармошка, ковырялочка, веревочка). Танцы, хороводы.
Раздел 4
Музыкальные игры
Игровое танцевальное творчество. Образные упражнения и музыкально-ритмические игры, игры с пением, музыкальные викторины. Караоке.
Раздел 5
Музыкальная гостиная
Жанровая разновидность занятия может быть построена как на основе одной из моделей музыкальной деятельности (слушание, исполнение, сочинение), так и на их комбинации. Занятие может быть организовано на этапе выхода готового произведения как результат определенных достижений с приглашением родителей или друзей.
Учебно-тематическое планирование
2 год обучения
№ п/п | Тема раздела | Всего | Теория | Прак тика | Фонохрестоматии, муз-ритм. хрестоматии |
1 триместр | 10 | 3 | 7 | ||
1.1 | Музыкальная азбука | 1 | 1 | - | |
Музыкальная сказка о репризе. | 1 | 1 | - | №1 стр.20 | |
1.2 | Мир без песен неинтересен «Улыбка» муз. В.Шаинского сл. М. Пляцковского из мультфильма «Крошка Енот» | 3 | 1 | 2 | |
- знакомство с песней | 1 | 1 | - | №18 стр.13 | |
- разучивание песни | 1 | - | 1 | №18 стр.113 | |
- исполнение песни | 1 | - | 1 | №18 стр.113 | |
1.3 | Разрешите пригласить. «Русский танец» | 4 | 1 | 3 | |
- знакомство с элементами танцевальных движений | 1 | 1 | - | №17, стр.17 | |
- разучивание танца | 2 | - | 2 | №17, стр. 17 | |
- закрепление танца | 1 | - | 1 | №17, стр. 17 | |
1.4 | Музыкальные игры. Караоке | 1 | - | 1 | |
1.5 | Музыкальная гостиная | 1 | - | 1 | |
2 триместр | 12 | 4 | 8 | ||
2.1 | Музыкальная азбука | 2 | 2 | - | |
Музыкальная сказка скрипичного ключа. | 1 | 1 | - | №12 стр. 7 | |
Музыкальная сказка о Королевстве Семьнасемь. | 1 | 1 | - | №1, стр.34 | |
2.2 | Мир без песен неинтересен. «Песенка про добрые дела» сл.В. Степанова, муз. М. Протасова | 4 | 1 | 3 | |
- знакомство с песней | 1 | 1 | - | №18 стр 103 | |
- разучивание песни | 2 | - | 2 | №18 стр 103 | |
- исполнение песни | 1 | - | 1 | №18 стр 103 | |
2.3 | Разрешите пригласить. «Полька» | 4 | 1 | 3 | |
- знакомство с элементами танцевальных движений | 1 | 1 | - | №17 стр. 23 | |
- разучивание танца | 2 | - | 2 | №17 стр.23 | |
- закрепление танца | 1 | - | 1 | №17 стр.23 | |
2.4 | Музыкальные игры. Караоке | 1 | - | 1 | |
2.5 | Музыкальная гостиная | 1 | - | 1 | |
3 триместр | 12 | 3 | 9 | ||
3.1 | Музыкальная азбука | 1 | 1 | - | |
Музыкальная сказка о конкурсе в городе музыкальных инструментов. | 1 | 1 | - | №12 стр.65 | |
3.2 | «Пусть всегда будет солнце» сл. Л. Ошанина, муз. А. Островского | 4 | 1 | 3 | |
- знакомство с песней | 1 | 1 | - | №18 стр.69 | |
- разучивание песни | 2 | - | 2 | №18 стр. 103 | |
- исполнение песни | 1 | - | 1 | №18 стр.103 | |
3.3 | Разрешите пригласить. «Вальс» | 4 | 1 | 3 | |
- знакомство с элементами танцевальных движений | 1 | 1 | - | №17 стр. 26 | |
- разучивание танца (поклоны мальчиков и девочек) | 2 | - | 2 | №17 стр.26 | |
- закрепление танца | 1 | - | 1 | №17 стр.26 | |
3.4 | Музыкальные игры. Караоке | 2 | - | 2 | |
3.5 | Музыкальная гостиная | 1 | - | 1 | |
Итого | 34 | 10 | 24 |
Ожидаемые результаты обучения
Уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком без напряжения;
- различать части музыкального произведения;
- передавать в движениях характер музыки;
- прохлопать ритмический рисунок, передавая силой хлопков динамические оттенки;
- шагать, воспроизводя ритмический рисунок; останавливаться точно в конце фраз;
- согласовывать свои действия с действиями других детей, ориентироваться в пространстве;
- самостоятельно составлять из знакомых элементов композицию танца, при движении сохранять построение.
Знать:
- основные понятия музыкальной азбуки (штрихи - legato, staccato, non legato; динамика – f, mf, mp, p, crescendo, diminuendo; ритм; лад и др.);
- законы правильного пения;
- элементы танцевальных движений;
- правила этикета на танцевальном вечере.
Личностные результаты:
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, энтической. региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций.
В результате работы будут сформированы следующие УУД:
Личностные УУД:
Формирование представления о социально-политическом устройстве России.
Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.
Формирование основ гражданской идентичности личности.
Формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, религий.
Формирование эстетических чувств на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
Развитие доброжелательности к людям.
Развитие познавательных интересов.
Формирование связи между учебной целью и ее мотивом.
Знание основных моральных норм (ответственность, взаимопомощь, правдивость, честность.)
Формирование представления о мире профессий, их социальной значимости и содержании.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД:
Осуществление действий по образцу.
Сохранение заданной цели.
Контролирование и объективное оценивание своих действий.
Умение действовать по плану и планировать свою деятельность.
Формирование основ оптимистического восприятия мира.
Контролирование своей деятельности по результату.
Умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность.
Принятие, сохранение целей и следование им.
Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовностей к преодолению трудностей.
Взаимодействие со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Формирование произвольной и осознанной речи.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
Познавательные УУД:
Выделение и формулирование познавательной цели.
Нахождение и выделение необходимой информации.
Умение структурировать знания.
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Формирование умения структурировать знания.
Формировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности.
Самоконтроль за результатом деятельности.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Строить логическую цепь рассуждений.
Выдвижение гитотез и их обоснование.
Познавательные учебные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные УУД:
Умение слушать собеседника.
Владение вербальными и невербальными средствами общения.
Предвидение разных возможных мнений других.
Обоснование и доказательство собственного мнения.
Понимание мыслей, чувств, стремлений и желаний окружающих.
Аргументирование своего предложения.
Сохранение доброжелательного отношения друг к другу.
С помощью вопросов выяснение недостающей информации.
Умение задавать вопросы.
Преодоление эгоцентрической позиции в межличностных отношениях.
Содействование и сотрудничество с одноклассниками.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Примерный план занятия
Каждое занятие строится по схеме
Вводная часть. Дети входят под музыку. Выполнение определенных музыкально-ритмических заданий.
Основная часть. Чаще всего начинается с музыкальной грамоты (усвоение понятий музыкального искусства).
Работа по формированию и развитию вокальных умений и навыков: настройка певческих голосов (речевые упражнения, распевание, работа над произведением).
Работа над элементами танцевальных движений, или разучивание танца, или повторение разученного ранее танца.
Игра с музыкально-ритмическими заданиями.
Заключительная часть. Построение в шеренгу. Короткий анализ занятия. Уход под марш.
Материально-техническое обеспечение
- Наличие кабинета музыки.
- Наличие актового зала (сцены).
- Фортепиано, синтезатор.
- Музыкальный центр, компьютер.
- Записи фонограмм в режиме « + » и « - » .
- Электроаппаратура.
- Нотный материал, подборка репертуара.
- Записи аудио, видео (формат CD, MP3).
- Записи выступлений, концертов.
Список литературы
1. Белованова М.Е. Музыкальный учебник для детей / М. Е. Белованова. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 187, [3] с.: ил. – (Мир вашего ребенка).
2. Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. Для подготовительных групп ДМШ и школ искусств. Общая редакция Т. Сергеевой. – М.: «Советский композитор», 1991.
3. Груздова И.В. Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей / И.В. Груздова, Е.К. Лютова, Е.В. Никитина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 254 с. – (Мир вашего ребенка).
4. Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008. = 288 с. – (Мастерская учителя).
5. Исаева Л.А., Пугачева С.В. Что такое музыка? 2 класс. – Саратов: Лицей, 2004. – 80 с.
6. Каплунова И., Новоскольцева И. Музыка и чудеса. Музыкально-двигательные фантазии. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2000.
7. Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. – Учеб.-метод. пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Ч. 1. – 112 с.: ноты.
8. Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. – Учеб.-метод. пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Ч. 2. – 104 с.: ноты.
9. Лаптева В.А. Музыкальная математика для детей 4-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 48с.
10. Модель В., Модель Ф., Улыбка. Мелодии из мультфильмов. Издательство «Музыка», Ленинград, 1991.
11. Пинегин А.Н., Усачев А.А. Мы играли в паповоз – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 80 с.: нот.: ил. – (Лучшие песни для детей).
12. Покровская М.Е., Константинова Н.С. Путешествие в страну музыкальных звуков. – СПб.: КАРО, 2009. – 128 с.: ил.
13. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Общая редакция Г. Я. Нугер. – М.: «Советский композитор», 1989.
14. Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. Для 1 класса музыкальной школы. Допущено Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР в качестве методического пособия для педагогов. – М.: «Музыка», 1987.
15. Юдина Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству /Азбука музыкально-творческого саморазвития/ Серия: У тебя получится: / - М.: Аквариум,1997, - 272 с.
16. Фонохрестоматии 1-6 классы, Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская, MP3, издательство ПРОСВЕЩЕНИЕ.
17. Танцы для детей. Подготовительная группа. /Автор-сост. Р.А. Жукова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 128 с.
18. Каплунова И., Новоскольцева И. Я живу в России. Песни и стихи о Родине, мире, дружбе. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2006.
Муниципальное образовательное учреждение
Смышляевская средняя общеобразовательная школа №3
муниципального района Волжский Самарской области
УТВЕРЖДАЮ: Директор Солдатов С.В. «___» ____________2011 г. | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР Гладышева Н.В. «___» ____________2011 г. | РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол №____ от «___» ____________2011 г. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочных занятий
художественно-эстетического направления
(2 года обучения)
Классы 1А, 1Б, 1В, 2А, 2Б, 2В
Учитель Уркина Светлана Николаевна
Количество часов: всего 67 часов; в неделю 1 час
Образовательная
программа «Музыкальные фантазии»
Автор С. Н. Уркина
2011-2012 учебный год
Учебный план
1 год обучения
№ п/п | Разделы | Количество часов | ||||
на теоретические занятия | на практические занятия | итого | ||||
1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | |||
1 | До, ре, ми, фа, соль… Музыкальная азбука. | 3 | 1 | - | 4 | |
2 | Мир без песен неинтересен | 2 | 1 | 5 | 3 | 11 |
3 | Разрешите пригласить | 1 | 2 | 3 | 6 | 12 |
4 | Музыкальные игры | - | 1 | 2 | 3 | |
5 | Музыкальная гостиная | - | 1 | 2 | 3 | |
Всего | 6 | 4 | 10 | 13 | 33 |
Учебный план
2 год обучения
№ п/п | Разделы | Количество часов | ||||
на теоретические занятия | на практические занятия | итого | ||||
1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | |||
1 | Музыкальная азбука | 3 | 1 | 4 | ||
2 | Мир без песен неинтересен | 2 | 1 | 5 | 3 | 11 |
3 | Разрешите пригласить | 1 | 2 | 3 | 6 | 12 |
4 | Музыкальные игры | 1 | 3 | 4 | ||
5 | Музыкальная гостиная | 1 | 2 | 3 | ||
Всего | 6 | 4 | 10 | 14 | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа объединения декоративно - прикладного творчества "Природа и фантазия"
Рабочая программа «Природа и фантазия» объединения декоративно – прикладного творчества является модифицированной. По своему функциональному назначению программа является прикладной, то есть создаёт у...
Рабочая программа по факультативу"Бумажная фантазия" на 2012-2013 учебный год
Цель программы факультатива «Бумажная фантазия » - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладения элементарны...
Рабочая программа кружка ИЗО "Фантазия"
Рабочая программа кружка "Фантазия" -нетрадиционное рисование .Программа разработана для детей 7-9 лет и направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству....
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса дополнительного образования «ПЛАСТИЛИНОВАЯ ФАНТАЗИЯ» (1 год обучения)
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Име...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа и фантазия"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класса (ФГОС НОО). Кружок "Природа и фантазия" разработан для учащихся 7-8 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена для освоения учащимися культур...
Рабочая программа кружка "Ленточные фантазии"
Главной задачей воспитания подрастающего поколения является развитие творческих способностей, самостоятельности, трудовых навыков. Особое значение в решении этой проблемы приобретает ознакомление дет...
Рабочая программа "Фантазия и творчество"
Рабочая программа «Фантазия и творчество» для детей предшкольной подготовки (5-6-7 лет) по художественно-эстетическому направлению и ориентирована на развитие коммуникативной и эмоци...