Рабочая программа "Музыкальный Петербург"
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Окользина Вера Ивановна

   Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой во внеурочной деятельности. Дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. Музыкальная культура всегда являлась неотъемлемой частью духовного начала образованного петербуржца. А так как музыкальная культура Петербурга занимает почётное место в развитии мировой культуры, то необходимо помочь детям ориентироваться в музыкальной культуре нашего города. Учащиеся должны знать историю основных музыкально-театральных и концертных учреждений, музеев, связанных с великими композиторами – петербуржцами, музыкантами-исполнителями. Дети должны иметь представление о том, где и в чьём исполнении звучат старинные и современные музыкальные произведения на концертных площадках нашего города.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ь№349 с углублённым изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Музыкальный Петербург»

Возраст: 10-11 лет (5 класс)

 Автор-составитель: учитель Окользина Вера Ивановна

                                                                                               

                                         

Пояснительная записка

Рабочая программа «Музыкальный Санкт-Петербург» в 5-м классе составлена в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями. Программа построена на основе:

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014.
  • программы Е.А.Сухарниковой «Музыкальный «Санкт-Петербург» для школ, гимназий лицеев и учреждений дополнительного образования для 5-8 классов как дополняющей предметы эстетического цикла и устанавливающей межпредметные связи.
  • Учебного плана ГБОУ СОШ №349 на 2015-2016 учебный год.

Музыка в школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира.

Музыкальная культура всегда являлась неотъемлемой частью духовного начала образованного петербуржца. А так как музыкальная культура Петербурга занимает почётное место в развитии мировой культуры, то необходимо помочь детям ориентироваться в музыкальной культуре нашего города. Учащиеся должны знать историю основных музыкально-театральных и концертных учреждений, музеев, связанных с великими композиторами – петербуржцами, музыкантами-исполнителями. Дети должны иметь представление о том, где и в чьём исполнении звучат старинные и современные музыкальные произведения на концертных площадках нашего города.

       Курс «Музыкальный Санкт-Петербург» является одним из разделов школьной образовательной программы «Искусство», дифферинцированно решающего культурологические задачи, а также удачно сочетающего и дополняющего предметы эстетического цикла и устанавливающего межпредметные связи.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

  • Помочь учащимся расширить кругозор по истории «Музыкальный Санкт-Петербург».
  • Помочь осознать учащимся величие исторических и музыкальных шедевров Петербурга.
  • Использовать и развивать знания учащихся, полученные в общеобразовательной школе на уроках музыки, в детских музыкальных школах.
  • Формировать у учащихся художественное мировоззрение.
  • Пробудить у учащихся эмоциональную отзывчивость, сопереживание через познание музыкальной культуры и формирование к них представления о роли и месте музыкального искусства в цивилизованном обществе.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • Познакомить учащихся с историей музыкально-образовательных и музыкально-концертных архитектурных памятников Санкт-Петербурга.
  • Развивать интерес у учащихся к музыкальной культуре города.
  • Научить оценивать шедевры мировой музыкальной классики и ориентироваться в концертном репертуаре города.
  • Познакомить учащихся с произведениями выдающихся музыкантов и деятельностью современных исполнителей.
  • Разработать маршрут проезда от школы до концертного зала (театра). Работа с картой города.
  • Совершать экскурсии по музыкальному Санкт-Петербургу (посещение театров, концертных залов).
  • Вести дневник «Мои музыкальные впечатления». На итоговом занятии провести конкурс на лучший дневник «Мои музыкальные впечатления».

Место курса в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на занятия по программе внеурочной деятельности «Музыкальный Санкт-Петербург» в 5 классе выделяется 34 ч. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия  проводятся 1 раз в неделю. Всего в году – 34 занятия.

Общая характеристика  курса

Музыкальная культура Сакт-Петербурга занимает почётное место в развитии мировой культуры. В нашем городе сложились традиции исполнительской, слушательской и музыкально-краеведческой культуры. Программа курса «Музыкальный Санкт-Петербург» является составной частью развёрнутого общеобразовательного курса предметов: «Музыка», «МХК», «История и культура Санкт-Петербурга».

Программа создаёт единую и неразрывную цепь в восприятии русской музыкальной культуры.

В основу курса положены:

  • тематические уроки;
  • обобщающие уроки («Театры Санкт-Петербурга», «Концертные залы Санкт-Петербурга»);
  • уроки-концерты («Песня летит над Невой»);
  • уроки-викторины («Инструменты  симфонического оркестра»);
  • уроки-выставки («Мир музыки А.С.Пушкина»);
  • музыкально-литературные уроки («Святая память»);
  • урок-экскурсия (Музей Н.А.Римского-Корсакова);
  • урок-путешествие («Музыкальные маршруты Санкт-Петербурга»);
  • олимпиада по слушанию музыки;
  • уроки- «Музыкальные чтения».

Пед. инструментарий:

  • Портреты композиторов.
  • Портреты исполнителей.
  • Рисунки, фото, иллюстрации.
  • Аудио записи. Видео материалы.

Ожидаемые результаты обучения

Изучение краеведческого материала

Учащиеся должны:

  1. Знать основные фактологические данные.
  2. Отвечать по плану, предложенному учителем.
  3. Ходить на экскурсии, посещать музыкально-концертные залы.

Изучение музыкального словаря Санкт-Петербурга»

  1. Записывать музыкальные термины.

2.   Знать музыкальные произведения, включённые в программу.

Изучение музыкально-театральной карты Санкт-Петербурга.

  1. Находить на карте изучаемые объекты.

      2.   Научиться пользоваться контурной картой.

Изучение музыкально-театральной жизни Санкт-Петербурга

  1. Сформировать представление о музыкальной прессе Санкт-Петербурга.
  2. Посещение спектаклей, концертов, музеев.

Знакомство с библиотеками (школьными, районными, городскими)

Обзор школьного музыкального каталога «Музыкальная литература Санкт-Петербурга».

Дополнительная подготовка

  1. Составлять устный рассказ.
  2. Составлять простейшие кроссворды о музыке.
  3. Подготавливать доклады.
  4. Собирать вырезки, информацию из журналов, газет о музыкально-театральной жизни Санкт-Петербурга.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Дата

1.

Академическая капелла им. М.И.Глинки

03.09

2.

Музыкальный словарь.  Музыкальная викторина.

10.09

3.

Государственная филармония им. Д.Д.Шостаковича.

17.09

4.

Малый зал филармонии им. М.И.Глинки.

24.09

5.

Симфонический оркестр

01.10

6.

Симфонический оркестр.

08.10

7.

Музыкальный словарь.  Музыкальная викторина.

15.10

8.

Консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова.

22.10

9.

Обобщающий урок.  Экскурсия.

29.10

10.

Мариинский театр.

12.11

11.

Театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского.

19.10

12.

Музыкальный словарь.  Музыкальная викторина.

26.10

13.

М.И.Глинка. Творческий путь. Основные сочинения.

03.12

14.

Музыкальная викторина.

10.12

15.

Композиторы «Могучей кучки». Музыкальный словарь.

17.12

16.

М.А.Балакирев.

24.12

17.

М.П.Мусоргский.

14.01

18.

Н.А.Римский-Корсаков.

21.01

19.

А.П.Бородин. Ц.А.Кюи.

28.01

20.

Некрополь мастеров искусств. «Композиторская дорожка».

04.02

21.

Урок-викторина: Произведения композиторов «Могучей кучки».

11.02

22.

П.И.Чайковский. Творческий путь. Основные произведения.

18.02

23.

Музыкальная викторина.

25.02

24.

Мемориальный музей-квартира Н.А.Римского-Корсакова.

03.03

25.

Музей-квартира Ф.И.Шаляпина.

10.03

26.

Музыкальный словарь. Кроссворд.

17.03

27.

Музей музыкальных инструментов.

31.03

28.

Музей театрального и музыкального искусства.

07.04

29.

Музыкальный словарь. Кроссворд.

14.04

30.

Музей 235-й школы СПб.  «А музы не молчали…»

21.04

31.

Дом Композиторов. Музыкальный словарь. Кроссворд.

28.04

32.

Урок-экскурсия.

05.05

33.

Музыкальный Павловск.

12.05

34

Музыкальный словарь. Кроссворд Обобщающий урок «Путешествие по музыкальному Санкт-Петербургу»..

19.05

Список учебной и методической литературы

1. Авторская песня: Книга для ученика и учителя.-М.,1997

2. Басина М.А. Жизнь Пушкина: Документально художественная повесть.

СПб.,1996

3. Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся Л.,1990

4. Гозенпуд А.А. Дом Энгельгардта СПб.,1992

Пушкинский лицей; Наставники и питомцы-СПб.,1996

5. Иезуитова Р.В., Левкович Я.Л. Пушкин в Петербурге .Л.,1991

6. Кравчук П.Н., Шляпников В.А. Органы Санкт Петербурга.М.,1998

7. Левин Д. Исцеление музыкой. Музыкальная жизнь.1991 No 4

8. Лирика лицеистов М.,1991

9. Органное искусство-Вып.4-СПб.,1997

10. Сухарникова Е.А. Музыкальный Петербург. Учебник-тетрадь СПб.,Спец Лит,2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)

Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского.

В презентации представлена таблица, где   по-разному описывают  Петербург  Пушкин,  Гоголь, Некрасов.А также здесь можно найти Петербург Достоевского....

Презентация "Отголоски" Древнего Египта в Петербурге.для 5 класса. Предмет - история Петербурга.

Презентация посвящена обелискам Петербурга. Предмет - история и культура Петербурга....

методическая разработка открытого урока «Блистательный XVIII век.Загадки Петербурга". 7ласс. Курс истории и культуры Санкт- Петербурга.

Цель урока: создать условия для дальнейшего развития познавательного интереса школьников к городу, уникальному петербургскому наследию.Задачи:Обобщить знания о петербургском наследии XVIII...

Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга". 7-9 класс

Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" 7-9 класс составлена по материалам сборника "Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы...

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга 5класс

Материал IX Фестиваля «Использование информационных технологий вобразовательной деятельности»...