Рабочая программа "Музыкальный Петербург"
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой во внеурочной деятельности. Дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. Музыкальная культура всегда являлась неотъемлемой частью духовного начала образованного петербуржца. А так как музыкальная культура Петербурга занимает почётное место в развитии мировой культуры, то необходимо помочь детям ориентироваться в музыкальной культуре нашего города. Учащиеся должны знать историю основных музыкально-театральных и концертных учреждений, музеев, связанных с великими композиторами – петербуржцами, музыкантами-исполнителями. Дети должны иметь представление о том, где и в чьём исполнении звучат старинные и современные музыкальные произведения на концертных площадках нашего города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_muzykalnyy_peterburg.doc | 97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ь№349 с углублённым изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Музыкальный Петербург»
Возраст: 10-11 лет (5 класс)
Автор-составитель: учитель Окользина Вера Ивановна
Пояснительная записка
Рабочая программа «Музыкальный Санкт-Петербург» в 5-м классе составлена в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями. Программа построена на основе:
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014.
- программы Е.А.Сухарниковой «Музыкальный «Санкт-Петербург» для школ, гимназий лицеев и учреждений дополнительного образования для 5-8 классов как дополняющей предметы эстетического цикла и устанавливающей межпредметные связи.
- Учебного плана ГБОУ СОШ №349 на 2015-2016 учебный год.
Музыка в школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира.
Музыкальная культура всегда являлась неотъемлемой частью духовного начала образованного петербуржца. А так как музыкальная культура Петербурга занимает почётное место в развитии мировой культуры, то необходимо помочь детям ориентироваться в музыкальной культуре нашего города. Учащиеся должны знать историю основных музыкально-театральных и концертных учреждений, музеев, связанных с великими композиторами – петербуржцами, музыкантами-исполнителями. Дети должны иметь представление о том, где и в чьём исполнении звучат старинные и современные музыкальные произведения на концертных площадках нашего города.
Курс «Музыкальный Санкт-Петербург» является одним из разделов школьной образовательной программы «Искусство», дифферинцированно решающего культурологические задачи, а также удачно сочетающего и дополняющего предметы эстетического цикла и устанавливающего межпредметные связи.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
- Помочь учащимся расширить кругозор по истории «Музыкальный Санкт-Петербург».
- Помочь осознать учащимся величие исторических и музыкальных шедевров Петербурга.
- Использовать и развивать знания учащихся, полученные в общеобразовательной школе на уроках музыки, в детских музыкальных школах.
- Формировать у учащихся художественное мировоззрение.
- Пробудить у учащихся эмоциональную отзывчивость, сопереживание через познание музыкальной культуры и формирование к них представления о роли и месте музыкального искусства в цивилизованном обществе.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Познакомить учащихся с историей музыкально-образовательных и музыкально-концертных архитектурных памятников Санкт-Петербурга.
- Развивать интерес у учащихся к музыкальной культуре города.
- Научить оценивать шедевры мировой музыкальной классики и ориентироваться в концертном репертуаре города.
- Познакомить учащихся с произведениями выдающихся музыкантов и деятельностью современных исполнителей.
- Разработать маршрут проезда от школы до концертного зала (театра). Работа с картой города.
- Совершать экскурсии по музыкальному Санкт-Петербургу (посещение театров, концертных залов).
- Вести дневник «Мои музыкальные впечатления». На итоговом занятии провести конкурс на лучший дневник «Мои музыкальные впечатления».
Место курса в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на занятия по программе внеурочной деятельности «Музыкальный Санкт-Петербург» в 5 классе выделяется 34 ч. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего в году – 34 занятия.
Общая характеристика курса
Музыкальная культура Сакт-Петербурга занимает почётное место в развитии мировой культуры. В нашем городе сложились традиции исполнительской, слушательской и музыкально-краеведческой культуры. Программа курса «Музыкальный Санкт-Петербург» является составной частью развёрнутого общеобразовательного курса предметов: «Музыка», «МХК», «История и культура Санкт-Петербурга».
Программа создаёт единую и неразрывную цепь в восприятии русской музыкальной культуры.
В основу курса положены:
- тематические уроки;
- обобщающие уроки («Театры Санкт-Петербурга», «Концертные залы Санкт-Петербурга»);
- уроки-концерты («Песня летит над Невой»);
- уроки-викторины («Инструменты симфонического оркестра»);
- уроки-выставки («Мир музыки А.С.Пушкина»);
- музыкально-литературные уроки («Святая память»);
- урок-экскурсия (Музей Н.А.Римского-Корсакова);
- урок-путешествие («Музыкальные маршруты Санкт-Петербурга»);
- олимпиада по слушанию музыки;
- уроки- «Музыкальные чтения».
Пед. инструментарий:
- Портреты композиторов.
- Портреты исполнителей.
- Рисунки, фото, иллюстрации.
- Аудио записи. Видео материалы.
Ожидаемые результаты обучения
Изучение краеведческого материала
Учащиеся должны:
- Знать основные фактологические данные.
- Отвечать по плану, предложенному учителем.
- Ходить на экскурсии, посещать музыкально-концертные залы.
Изучение музыкального словаря Санкт-Петербурга»
- Записывать музыкальные термины.
2. Знать музыкальные произведения, включённые в программу.
Изучение музыкально-театральной карты Санкт-Петербурга.
- Находить на карте изучаемые объекты.
2. Научиться пользоваться контурной картой.
Изучение музыкально-театральной жизни Санкт-Петербурга
- Сформировать представление о музыкальной прессе Санкт-Петербурга.
- Посещение спектаклей, концертов, музеев.
Знакомство с библиотеками (школьными, районными, городскими)
Обзор школьного музыкального каталога «Музыкальная литература Санкт-Петербурга».
Дополнительная подготовка
- Составлять устный рассказ.
- Составлять простейшие кроссворды о музыке.
- Подготавливать доклады.
- Собирать вырезки, информацию из журналов, газет о музыкально-театральной жизни Санкт-Петербурга.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата |
1. | Академическая капелла им. М.И.Глинки | 03.09 |
2. | Музыкальный словарь. Музыкальная викторина. | 10.09 |
3. | Государственная филармония им. Д.Д.Шостаковича. | 17.09 |
4. | Малый зал филармонии им. М.И.Глинки. | 24.09 |
5. | Симфонический оркестр | 01.10 |
6. | Симфонический оркестр. | 08.10 |
7. | Музыкальный словарь. Музыкальная викторина. | 15.10 |
8. | Консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. | 22.10 |
9. | Обобщающий урок. Экскурсия. | 29.10 |
10. | Мариинский театр. | 12.11 |
11. | Театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского. | 19.10 |
12. | Музыкальный словарь. Музыкальная викторина. | 26.10 |
13. | М.И.Глинка. Творческий путь. Основные сочинения. | 03.12 |
14. | Музыкальная викторина. | 10.12 |
15. | Композиторы «Могучей кучки». Музыкальный словарь. | 17.12 |
16. | М.А.Балакирев. | 24.12 |
17. | М.П.Мусоргский. | 14.01 |
18. | Н.А.Римский-Корсаков. | 21.01 |
19. | А.П.Бородин. Ц.А.Кюи. | 28.01 |
20. | Некрополь мастеров искусств. «Композиторская дорожка». | 04.02 |
21. | Урок-викторина: Произведения композиторов «Могучей кучки». | 11.02 |
22. | П.И.Чайковский. Творческий путь. Основные произведения. | 18.02 |
23. | Музыкальная викторина. | 25.02 |
24. | Мемориальный музей-квартира Н.А.Римского-Корсакова. | 03.03 |
25. | Музей-квартира Ф.И.Шаляпина. | 10.03 |
26. | Музыкальный словарь. Кроссворд. | 17.03 |
27. | Музей музыкальных инструментов. | 31.03 |
28. | Музей театрального и музыкального искусства. | 07.04 |
29. | Музыкальный словарь. Кроссворд. | 14.04 |
30. | Музей 235-й школы СПб. «А музы не молчали…» | 21.04 |
31. | Дом Композиторов. Музыкальный словарь. Кроссворд. | 28.04 |
32. | Урок-экскурсия. | 05.05 |
33. | Музыкальный Павловск. | 12.05 |
34 | Музыкальный словарь. Кроссворд Обобщающий урок «Путешествие по музыкальному Санкт-Петербургу».. | 19.05 |
Список учебной и методической литературы
1. Авторская песня: Книга для ученика и учителя.-М.,1997
2. Басина М.А. Жизнь Пушкина: Документально художественная повесть.
СПб.,1996
3. Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся Л.,1990
4. Гозенпуд А.А. Дом Энгельгардта СПб.,1992
Пушкинский лицей; Наставники и питомцы-СПб.,1996
5. Иезуитова Р.В., Левкович Я.Л. Пушкин в Петербурге .Л.,1991
6. Кравчук П.Н., Шляпников В.А. Органы Санкт Петербурга.М.,1998
7. Левин Д. Исцеление музыкой. Музыкальная жизнь.1991 No 4
8. Лирика лицеистов М.,1991
9. Органное искусство-Вып.4-СПб.,1997
10. Сухарникова Е.А. Музыкальный Петербург. Учебник-тетрадь СПб.,Спец Лит,2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)
Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...
Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского.
В презентации представлена таблица, где по-разному описывают Петербург Пушкин, Гоголь, Некрасов.А также здесь можно найти Петербург Достоевского....
Презентация "Отголоски" Древнего Египта в Петербурге.для 5 класса. Предмет - история Петербурга.
Презентация посвящена обелискам Петербурга. Предмет - история и культура Петербурга....
методическая разработка открытого урока «Блистательный XVIII век.Загадки Петербурга". 7ласс. Курс истории и культуры Санкт- Петербурга.
Цель урока: создать условия для дальнейшего развития познавательного интереса школьников к городу, уникальному петербургскому наследию.Задачи:Обобщить знания о петербургском наследии XVIII...
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга". 7-9 класс
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" 7-9 класс составлена по материалам сборника "Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы...
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга 5класс
Материал IX Фестиваля «Использование информационных технологий вобразовательной деятельности»...
Методическая разработка урока по истории Санкт-Петербурга.Тема:"Санкт-Петербург-город мировой культуры".Культурное наследие Древнего Египта в Петербурге.
Культурное наследие Древнего Египта.Нетрадиционный урок-путешествие, видео-урок....
- Мне нравится (1)