Воспитательная деятельность образовательного учереждения - социально открытая педагогическая система.
статья по теме
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в рамках системы образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Выделим два важных момента в этом определении:
1. создание условий для развития обучающихся;
2. оказание им помощи в жизненном самоопределении.
Эти два момента особенно актуальны при воспитательной работе в нашем учреждении, т.к. для эффективной их реализации необходимы специальные технологии, методики воспитательного воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soveshchanie_13.12.11g.docx | 34.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида №4
Докладчик: заместитель директора Бурова А.С.
13.12.2011г
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в рамках системы образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Выделим два важных момента в этом определении:
1. создание условий для развития обучающихся;
2. оказание им помощи в жизненном самоопределении.
Эти два момента особенно актуальны при воспитательной работе в нашем учреждении, т.к. для эффективной их реализации необходимы специальные технологии, методики воспитательного воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья.
Правильно построить воспитательный процесс в СКО школе – интернате VIII вида непросто. Воспитательный процесс должен осуществляться в двух взаимосвязанных аспектах:
- разностороннее развитие личности обучающихся воспитанников;
- коррекция, исправление недостатков умственного и физического недоразвития.
В общеобразовательной школе очень актуален тезис «саморазвития» личности, самопознания и т.п., когда речь идет о воспитании ребенка с нарушением интеллекта этот тезис несколько модифицируется, т.к. невозможно требовать от ребенка с интеллектуальным недоразвитием адекватного «саморазвития». Но и сводить процесс воспитания к усвоению готовых форм поведения и их отработки, методике многократных повторений тоже недопустимо. Необходима профессиональная ориентировка педагога. Классный руководитель и воспитатель, работающий с данными детьми должен знать:
Мотивы и ведущие виды деятельности каждой возрастной группы.
Учитывать особенности характера и недостатки ребенка.
Знать структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности.
Постоянно наблюдать, отслеживать динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.
Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту: фиксируется ли на этом внимание с доброжелательных позиций или с позиции пренебрежительного отношения и т.п.
Цель воспитания в СКО школе – интернате VIII вида:
социальная адаптация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и подготовка их к самостоятельной жизни.
Задачи воспитания:
- Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития ребёнка с проблемами в развитии;
- Всестороннее развитие воспитанников с целью их подготовки к самостоятельной жизни и труду;
- Повышение регулирующей роли интеллекта в поведении воспитанников в разных ситуациях и в процессе различных видов деятельности;
- Формирование умения жить и работать в коллективе, что предполагает осуществление воспитательного воздействия в процессе конкретных видов деятельности, в первую очередь – в коллективной;
- Воспитание у ребёнка активности и самостоятельности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование положительных отношений между взрослыми и сверстниками.
Особенности воспитательного процесса в СКО школе – интернате VIII вида:
- Целенаправленность предполагает специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, с целью формирования личности, нужной и полезной обществу;
- Многофакторность предполагает наличие многочисленных объективных и субъективных факторов, сочетающихся в процессе воспитания, обуславливая его динамичность, подвижность и изменчивость;
- Непрерывность предполагает постоянное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников;
- Комплексность предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, направленного на формирование личности;
- Вариативность (неоднозначность) результатов определяется субъективными факторами (индивидуальность воспитанников, их социальный опыт и отношение к воспитательному процессу), а также профессиональной подготовленностью воспитателей;
- Двусторонний характер предполагает наличие прямой (от воспитателя к воспитаннику) и обратной (от воспитанника к воспитателю) связей.
Построение жизнеспособной воспитательной системы школы – интерната базируется на принципах:
>безусловного уважения личности ребенка, внимание к его индивидуальным и
возрастным особенностям, принятие его неповторимого своеобразия
>ориентация всего воспитательного процесса на потребности семьи и ребенка
>ориентации в выборе содержания, форм и методов воспитания на традициях школы
>вариативности предлагаемых форм организации жизнедеятельности школьного коллектива
>личностного подхода в воспитании
Воспитательный процесс, организуемый школой- интернатом, направлен на:
>организацию многообразной и разносторонней деятельности воспитанников
>использование важнейшей социальной функции - общение со сверстниками и взрослыми в целях формирования здоровой, нравственной личности
>формирование общественно необходимых и личностно значимых качеств личности
>формирование правильного, основанного на общечеловеческих ценностях, отношения к окружающему миру, природе, людям, науке и культуре.
Субъектами воспитательной системы являются: учащиеся, педагоги (воспитатели, классные руководители, учителя предметники), учитель-логопед, педагог - психолог, врач, социальный педагог, родители, Совет школы, заместители директора по УВР, по ВР, директор).
Системный подход к воспитанию проявляется в объединении усилий всех субъектов воспитания (ребенок, учитель, воспитатель, педагог дополнительного образования, родитель и т.д.) и реализуется через связь взаимозависимых компонентов:
- урочной деятельности;
- внеурочной деятельности;
- здоровьесбережения;
- социализации;
- приобщения к труду.
Воспитательная система строится с опорой на следующие виды коллективной деятельности:
- обучение;
- спорт;
- труд;
- досуг;
- игра;
- творчество;
- общение и т. д.
Системообразующей деятельностью нашей воспитательной системы является коррекционно-развивающая деятельность, которой уделяется наибольшее внимание, создаются благоприятные условия для её осуществления, развития воспитательного потенциала, через нее решается большинство и воспитательных задач.
Система воспитания в школе-интернате ориентирована на приоритетные, основополагающие направления: нравственное, трудовое воспитание, здоровый образ жизни.
Через все направления воспитательной работы
- личностное развитие;
- нравственно-патриотическое воспитание;
- гражданско-правовое воспитание;
- нравственно-трудовое воспитание;
- работа с книгой;
- нравственно-физическое воспитание;
- нравственно-экологическое воспитание;
- нравственно-эстетическое воспитание
проходит воспитание нравственности.
Нравственность – основа воспитательной работы в школе-интернате.
Школа должна помочь ребенку на каждом возрастном этапе решить основные задачи:
- социальная адаптация и интеграция в общество;
- формирование личностных качеств;
- овладение навыками общей культуры;
- овладение организационно-трудовыми знаниями, умениями и навыками.
Особое внимание в нашем учреждении уделяется проблеме «социальной ситуации развития» ребенка, что обусловлено проблемами освоения социального опыта воспитанниками. Ориентируясь на идею Л.С. Выготского о связи между развитием и деятельностью, особенно в отношении психических функций: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на свете дважды – сперва как деятельность коллектива, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка», - мы рассматриваем социальную ситуацию развития как условие развития новой ведущей деятельности, обеспечивающей социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ребенок будет развиваться эффективно, как личность при учете его возрастных интересов. В воспитательном процессе школы это два момента: основные мотивы и ведущие виды деятельности.
Начальные классы
основные мотивы:
- потребность во внешних впечатлениях, которая реализуется при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражается в желании учиться, приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
ведущие виды деятельности:
- игра в ее наиболее развитой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой формируется и развивается ориентация ребенка в самых общих, основных сферах человеческой деятельности;
- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, так как в процессе ее вырабатывается вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми.
Средние классы
основные мотивы:
- потребность занять свое место в коллективе; стремление как можно лучше соответствовать своим представлениям о лидере;
- ориентация на оценки, суждения сверстников (а не взрослого); требования коллектива становятся важнейшими фактором психического развития;
- потребность личностной самооценки; стремление к взрослости, самостоятельности к самоотвержению (ближе к 13 годам);
- стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых. (Неудовлетворенность этого стремления создает у подростка конфликт со средой, с самим собой, толкает на бродяжничество).
ведущие виды деятельности:
- учебная деятельность (не скучная и однообразная, а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него);
- разнообразные формы общения со сверстниками, компанией друзей; «кодекс товарищества», доминирующий и организующий мотив поведения подростка;
- интимно-личное общение (быть с другим, уметь получить от этого удовлетворение, быть значимым, в чьих то глазах).
Старшие классы
основные мотивы:
- желание занять свое место в мире взрослых;
- утвердиться в компании сверстников;
- чувствовать себя уверенно в своей компании и т.п.
ведущие виды деятельности:
- интимно-личное общение (друг с другом, с друзьями – через позицию своих настроений и желаний);
- учебно-профессиональная деятельность (в большой степени ориентирована на помощь подростку в его профессиональном самоопределении).
Ожидаемые результаты развития воспитательной системы школы:
Повышение качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с выбранной миссией школы
Нравственный потенциал: ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь к своей Родине, родному краю, социальная активность, стремление быть здоровым
Познавательный потенциал: сформированность мотивации на продолжение образования
Практический потенциал: мотивация к трудовой деятельности, к профессиональному определению, культура труда, способность принимать решения и прогнозировать их результат
Коммуникативный потенциал: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, овладения навыками неконфликтного общения
Воспитательная система школы включает в себя учебный процесс, внеурочную деятельность детей, их деятельность и общение за пределами школы-интерната, признана обеспечить, возможно, более полное всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.
Внеурочная деятельность
Во второй половине дня с обучающимися воспитанниками работают воспитатели.
Укомплектовано 7 групп:
1 группа (2 класс) - 8 человек,
2 группа (4 класс) – 11 человек,
3 группа (5 класс) – 12 человек,
4 группа (6 класс) – 12 человек,
5 группа (7 класс) – 8 человек,
6 группа (8 класс) – 15 человек,
7 группа (9 класс) – 13 человек
Воспитатели выполняют с детьми домашнее задание, проводят воспитательские часы, прогулку. Во второй половине дня проходят внеклассные мероприятия, час здоровья.
В интернате проживают 79 человек.
В учреждении созданы все условия для комфортного проживания, развития, воспитания и коррекции детей с проблемами в развитии.
В вечернее время с детьми работают 7 воспитателей, в ночное время 2 помощника воспитателя. В распоряжении детей в вечернее время 7 групповых комнат, актовый зал, компьютерный класс. По графику дети посещают кружки по интересам. Охват воспитанников дополнительным образованием 100%.
Результатом воспитательной работы дополнительного образования являются:
- укрепление здоровья обучающихся воспитанников;
- участие в соревнованиях по различным видам спорта;
- выступления на праздниках, общешкольных мероприятиях;
- участие в школьных и областных выставках;
- занятость детей из группы риска.
Самоуправление в СКО школе - интернате
В СКО школе–интернате созданы органы самоуправления: активы классов.
Школьное самоуправление – это система взаимоотношений взрослых и детей, в результате которых у детей развивается способность под руководством ставить цели и реализовывать их, не лишая отношений в коллективе социально-культурных норм. Самоуправление – это взаимодействие взрослых и детей.
Представленная модель самоуправления рассчитана на коллектив взрослых и детей, работающих в тесном сотрудничестве. Работа над постановленными задачами представляет собой систему действий, которые осуществляются в тесном сотрудничестве классных руководителей, воспитателей и воспитанников. Деятельность школьного коллектива строится и ведется в разных направлениях.
В актив класса выбраны: староста, санитар, цветоводы, библиотекарь, хозяйственник, физорг. Председателем является классный руководитель.
Важной частью системы воспитательной работы является формирование и укрепление школьных традиций.
Традиционными воспитательными мероприятиями СКО школы – интерната являются:
- День Знаний,
- День учителя,
- День матери,
- Новый год,
- День защитников Отечества,
- 8 марта,
- День Победы,
- последний звонок,
- выпускной вечер,
- День влюблённых,
- Проведение дней именинника,
- Проведение Осеннего бала,
- Праздник урожая,
- Дни здоровья,
- Предметные недели и месячники.
Благодаря организации стабильного профессионального трудового обучения, у наших воспитанников формируются умения и навыки в выполнении ремонтных работ в мастерских, классах, общественных помещениях, в уборке школьных помещений, в работе по столовой, по уходу за цветами, а также навыки самообслуживания.
Результатом такого комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с проблемами умственного развития является оптимально развитая личность, не идеал (всестороннее и гармонично развитая личность), а конкретный ребенок, его позитивные изменения по сравнению с самим собой.
Рекомендации:
- Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей и воспитателей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
- Совершенствование и повышение эффективности воспитательной работы в школе-интернате.
- Улучшение организации воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья.
- Выполнение единых подходов к воспитанию учащихся.
- Формирование мотивационной сферы педагогов в целях совершенствования профессиональной компетенции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: «Формы учебной деятельности в условиях личностно-ориентированной педагогической системы».
Главная функция учителя - управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Чтобы овладеть педагогическим мастерством, надо много знать и уметь. Нужно в совершенстве владеть но...
Внедрение свободного программного обеспечения в деятельность образовательного учреждения на базе операционнной системы LINUX
В соответствии с распоряжением Комитета по образованию от 19.05.2010 №864-р " О регулировании иновационной деятельности в системе образования Санкт-Петербурга" наше образовательное учреждение ГБОУ СОШ...
Модернизация системы воспитательной деятельности образовательных организаций в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Будущее России, наши успехи зависят от образования. Путь развития к 2020 году определён – это инновации. ...
«Мастер класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики»
Описание опыта инновационной педагогической деятельности...
Основные направления и содержание воспитательной деятельности в рамках программы «Открытые двери» на 2017-2018 уч.год
Основные направления и содержание воспитательной деятельности в рамках программы «Открытые двери» на 2017-2018 уч.год...
«Инновации в воспитательной деятельности, направленные на социальную адаптацию воспитанников в учреждениях для детей – сирот»
Данная статья раскрывает некоторые инновационные формы воспитательной работы с детьми - сиротами в ксловиях стационарного учреждения. Я представляю материал из опыта работы за последние несколько лет....
Воспитательный и образовательный потенциал социального взаимодействия в преподавании истории и обществознания
В статье рассматривается значение социального взаимодействия на уроках истории и обществознания в решении воспитательных и образовательных задач, На конкретных примерах при изучении определенных тем п...