Воспитательная деятельность образовательного учереждения - социально открытая педагогическая система.
статья по теме

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в рамках системы образования,  ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
       Выделим два важных момента в этом определении:
1. создание условий для развития обучающихся;
2. оказание им помощи в жизненном самоопределении.     
      Эти два момента особенно актуальны при  воспитательной работе в нашем учреждении, т.к. для эффективной их реализации необходимы специальные технологии, методики воспитательного воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soveshchanie_13.12.11g.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида №4

Докладчик:   заместитель  директора   Бурова А.С.

13.12.2011г

       В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в рамках системы образования,  ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

       Выделим два важных момента в этом определении:

1. создание условий для развития обучающихся;

2. оказание им помощи в жизненном самоопределении.         

      Эти два момента особенно актуальны при  воспитательной работе в нашем учреждении, т.к. для эффективной их реализации необходимы специальные технологии, методики воспитательного воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья.

      Правильно построить воспитательный процесс в СКО школе – интернате VIII вида непросто. Воспитательный процесс должен осуществляться в двух взаимосвязанных аспектах:

- разностороннее развитие личности обучающихся воспитанников;

- коррекция, исправление недостатков умственного и физического недоразвития.

       В общеобразовательной школе очень актуален тезис «саморазвития» личности, самопознания и т.п., когда речь идет о воспитании ребенка с нарушением интеллекта  этот тезис несколько модифицируется, т.к. невозможно требовать от ребенка с интеллектуальным недоразвитием адекватного «саморазвития». Но и сводить процесс воспитания к усвоению готовых форм поведения и их отработки, методике многократных повторений тоже недопустимо. Необходима профессиональная ориентировка педагога. Классный руководитель и воспитатель, работающий с данными детьми должен знать:

       Мотивы  и ведущие виды деятельности каждой возрастной группы.

       Учитывать особенности характера и недостатки ребенка.

       Знать структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности.

       Постоянно наблюдать, отслеживать динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.

       Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту: фиксируется ли на этом внимание с доброжелательных позиций или с позиции пренебрежительного отношения и т.п.

Цель воспитания в СКО школе – интернате VIII   вида:

социальная адаптация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и подготовка их к самостоятельной жизни.

 Задачи воспитания:

  1. Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития ребёнка с проблемами в развитии; 
  2. Всестороннее развитие воспитанников с целью их подготовки к самостоятельной жизни и труду; 
  3. Повышение регулирующей роли интеллекта в поведении воспитанников в разных ситуациях и в процессе различных видов деятельности; 
  4. Формирование умения жить и работать в коллективе, что предполагает осуществление воспитательного воздействия в процессе конкретных видов деятельности, в первую очередь – в коллективной; 
  5. Воспитание у ребёнка активности и самостоятельности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование положительных отношений между взрослыми и сверстниками.

 Особенности воспитательного процесса в СКО школе – интернате VIII вида:

  1. Целенаправленность предполагает специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, с целью формирования личности, нужной и полезной обществу; 
  2. Многофакторность предполагает наличие многочисленных объективных и субъективных факторов, сочетающихся в процессе воспитания, обуславливая его динамичность, подвижность и изменчивость; 
  3. Непрерывность предполагает постоянное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников; 
  4. Комплексность предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, направленного на формирование личности; 
  5. Вариативность (неоднозначность) результатов определяется субъективными факторами (индивидуальность воспитанников, их социальный опыт и отношение к воспитательному процессу), а также профессиональной подготовленностью воспитателей; 
  6. Двусторонний характер предполагает наличие прямой (от воспитателя к воспитаннику) и обратной (от воспитанника к воспитателю) связей.

 Построение жизнеспособной воспитательной системы  школы – интерната базируется  на принципах:

     >безусловного уважения личности ребенка, внимание к его индивидуальным и    

     возрастным особенностям, принятие его неповторимого своеобразия

>ориентация всего воспитательного процесса на потребности семьи и ребенка

>ориентации в выборе содержания, форм и методов воспитания на традициях школы

>вариативности предлагаемых форм организации жизнедеятельности школьного коллектива

>личностного подхода в воспитании        

Воспитательный процесс, организуемый школой- интернатом, направлен на:

>организацию многообразной  и разносторонней деятельности воспитанников

>использование важнейшей социальной функции - общение со сверстниками и взрослыми в    целях формирования здоровой, нравственной личности

>формирование общественно необходимых и личностно значимых качеств личности

>формирование правильного, основанного на общечеловеческих ценностях, отношения к окружающему миру, природе, людям, науке и культуре.

 

Субъектами воспитательной системы являются: учащиеся, педагоги (воспитатели, классные руководители, учителя предметники), учитель-логопед, педагог - психолог, врач, социальный педагог, родители, Совет школы, заместители директора по УВР, по ВР, директор).

     Системный подход к воспитанию проявляется в объединении усилий всех субъектов воспитания (ребенок, учитель, воспитатель, педагог дополнительного образования, родитель и т.д.) и реализуется через связь взаимозависимых компонентов:

- урочной деятельности;

- внеурочной деятельности;

- здоровьесбережения;

- социализации;

- приобщения к труду.

       Воспитательная система строится с опорой на следующие виды коллективной деятельности:

-        обучение;

-         спорт;

-         труд;

-         досуг;

-         игра;

-         творчество;

-         общение и т. д.

 

        Системообразующей деятельностью нашей воспитательной системы является коррекционно-развивающая деятельность, которой уделяется наибольшее внимание, создаются благоприятные условия для её осуществления, развития воспитательного потенциала, через нее решается большинство  и воспитательных задач.

       Система воспитания в школе-интернате ориентирована на приоритетные, основополагающие  направления: нравственное, трудовое воспитание, здоровый образ жизни.

      Через все направления воспитательной работы

- личностное развитие;

- нравственно-патриотическое воспитание;

- гражданско-правовое воспитание;

- нравственно-трудовое воспитание;

- работа с книгой;

- нравственно-физическое воспитание;

- нравственно-экологическое воспитание;

- нравственно-эстетическое воспитание

 проходит воспитание нравственности.

 

        Нравственность – основа воспитательной работы в школе-интернате.

Школа должна помочь ребенку на каждом возрастном этапе решить основные задачи:

- социальная адаптация и интеграция в общество;

- формирование личностных качеств;

- овладение навыками общей культуры;

- овладение организационно-трудовыми знаниями, умениями и навыками.

   

       Особое внимание в нашем учреждении уделяется проблеме «социальной ситуации развития» ребенка, что обусловлено проблемами освоения социального опыта воспитанниками. Ориентируясь на идею Л.С. Выготского о связи между развитием и деятельностью, особенно в отношении психических функций: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на свете дважды – сперва как деятельность коллектива, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка», - мы рассматриваем социальную ситуацию развития как условие развития новой ведущей деятельности, обеспечивающей социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

      Ребенок будет развиваться эффективно,  как личность при учете его возрастных интересов. В воспитательном процессе школы это два момента: основные мотивы и  ведущие виды деятельности.

 

Начальные классы

основные мотивы:

  1. потребность во внешних впечатлениях, которая реализуется при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия; 
  2. настойчивое стремление  стать школьником: познавательная потребность, выражается в желании учиться, приобретать новые знания; 
  3. потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

ведущие виды деятельности:

  1. игра в ее наиболее развитой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой формируется и развивается ориентация ребенка в самых общих, основных сферах человеческой деятельности; 
  2. учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, так как в процессе ее вырабатывается вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми.

Средние классы

основные мотивы:

  1. потребность занять свое место в коллективе; стремление как можно лучше соответствовать своим представлениям о лидере; 
  2. ориентация на оценки, суждения сверстников (а не взрослого); требования коллектива становятся важнейшими фактором психического развития; 
  3. потребность личностной самооценки; стремление к взрослости, самостоятельности к самоотвержению (ближе к 13 годам); 
  4. стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых. (Неудовлетворенность этого стремления создает у подростка конфликт со средой, с самим собой, толкает на бродяжничество).

ведущие виды деятельности:

  1. учебная деятельность (не скучная и  однообразная, а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него); 
  2. разнообразные формы общения со сверстниками, компанией друзей; «кодекс товарищества», доминирующий и организующий мотив поведения подростка; 
  3. интимно-личное общение (быть с другим, уметь получить от этого удовлетворение, быть значимым, в чьих то глазах).

Старшие классы

основные мотивы:

  1. желание занять свое место в мире взрослых; 
  2. утвердиться в компании сверстников; 
  3. чувствовать себя уверенно в своей компании и т.п.

ведущие виды деятельности:

  1. интимно-личное общение (друг с другом, с друзьями – через позицию своих настроений и желаний); 
  2. учебно-профессиональная деятельность (в большой степени ориентирована на помощь подростку в его профессиональном самоопределении).

Ожидаемые результаты  развития воспитательной системы школы:

   Повышение качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с выбранной миссией школы

Нравственный потенциал: ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь к своей Родине, родному краю, социальная активность, стремление быть здоровым

Познавательный потенциал: сформированность мотивации на продолжение образования

Практический потенциал: мотивация к трудовой деятельности, к профессиональному определению, культура труда, способность принимать решения и прогнозировать их результат

Коммуникативный потенциал: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, овладения навыками неконфликтного общения

Воспитательная система школы включает в себя учебный процесс, внеурочную деятельность детей, их деятельность и общение за пределами школы-интерната, признана обеспечить, возможно, более полное всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.

Внеурочная деятельность

       Во второй половине дня с обучающимися воспитанниками работают воспитатели.

Укомплектовано 7 групп:

                                             1 группа (2 класс) - 8 человек,

                                             2 группа (4 класс) – 11 человек,

                                             3 группа (5 класс) – 12 человек,

                                             4 группа (6 класс) – 12 человек,

                                             5 группа (7 класс) – 8 человек,

                                             6 группа (8 класс) – 15 человек,

                                             7 группа (9 класс) – 13 человек

       Воспитатели выполняют с детьми домашнее задание, проводят воспитательские часы, прогулку. Во второй половине дня проходят внеклассные мероприятия, час здоровья.

       В интернате проживают 79 человек.

       В учреждении созданы все условия для комфортного проживания, развития, воспитания и коррекции детей с проблемами в развитии.

       В вечернее время с детьми работают 7 воспитателей, в ночное время 2 помощника воспитателя. В распоряжении детей в вечернее время 7 групповых комнат, актовый зал, компьютерный класс. По графику дети посещают кружки по интересам. Охват воспитанников дополнительным образованием 100%.

        Результатом воспитательной работы дополнительного образования являются:

- укрепление  здоровья обучающихся воспитанников;

- участие в соревнованиях по различным видам спорта;

- выступления на праздниках, общешкольных мероприятиях;

- участие в школьных и областных выставках;

- занятость детей из группы риска.

  

Самоуправление в СКО школе - интернате

       В СКО школе–интернате созданы органы самоуправления: активы классов.  

       Школьное самоуправление – это  система  взаимоотношений взрослых и детей, в результате которых у детей развивается способность  под руководством   ставить цели и реализовывать их, не лишая отношений в коллективе социально-культурных норм. Самоуправление – это взаимодействие взрослых и детей.

       Представленная модель самоуправления рассчитана на  коллектив взрослых и детей, работающих в тесном сотрудничестве. Работа над постановленными задачами представляет собой систему действий, которые осуществляются в тесном сотрудничестве классных руководителей, воспитателей и воспитанников. Деятельность школьного коллектива строится и ведется в разных направлениях.

       В актив класса выбраны: староста, санитар, цветоводы, библиотекарь, хозяйственник, физорг. Председателем является классный руководитель.

        Важной частью системы воспитательной работы является формирование и укрепление школьных традиций.

Традиционными воспитательными мероприятиями СКО школы – интерната являются:

- День Знаний,

- День учителя,

- День матери,

- Новый год,

- День защитников Отечества,

- 8 марта,

- День Победы,

- последний звонок,

- выпускной вечер,

- День влюблённых,

- Проведение дней именинника,

- Проведение Осеннего бала,

- Праздник урожая,

- Дни здоровья,

- Предметные недели и месячники.

        Благодаря организации стабильного профессионального трудового обучения, у наших воспитанников формируются умения и навыки в выполнении ремонтных работ в мастерских, классах, общественных помещениях, в уборке школьных помещений, в работе по столовой, по уходу за цветами, а также навыки самообслуживания.

         Результатом такого комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с проблемами умственного развития является оптимально развитая личность, не идеал (всестороннее и гармонично развитая личность), а конкретный ребенок, его позитивные изменения по сравнению с самим собой.

Рекомендации:

  1. Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей и воспитателей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
  2. Совершенствование и повышение эффективности воспитательной работы в школе-интернате.
  3. Улучшение организации воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Выполнение единых подходов к воспитанию учащихся.
  5. Формирование мотивационной сферы педагогов в целях совершенствования профессиональной компетенции.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Формы учебной деятельности в условиях личностно-ориентированной педагогической системы».

Главная функция учителя - управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Чтобы овладеть педагогическим мастерством, надо много знать и уметь. Нужно в совершенстве владеть но...

Внедрение свободного программного обеспечения в деятельность образовательного учреждения на базе операционнной системы LINUX

В соответствии с распоряжением Комитета по образованию от 19.05.2010 №864-р " О регулировании иновационной деятельности в системе образования Санкт-Петербурга" наше образовательное учреждение ГБОУ СОШ...

Модернизация системы воспитательной деятельности образовательных организаций в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Будущее России, наши успехи зависят от образования. Путь развития к 2020 году определён – это инновации.                           ...

Основные направления и содержание воспитательной деятельности в рамках программы «Открытые двери» на 2017-2018 уч.год

Основные направления и содержание воспитательной деятельности в рамках программы «Открытые двери» на 2017-2018 уч.год...

«Инновации в воспитательной деятельности, направленные на социальную адаптацию воспитанников в учреждениях для детей – сирот»

Данная статья раскрывает некоторые инновационные формы воспитательной работы с детьми - сиротами в ксловиях стационарного учреждения. Я представляю материал из опыта работы за последние несколько лет....

Воспитательный и образовательный потенциал социального взаимодействия в преподавании истории и обществознания

В статье рассматривается значение социального взаимодействия на уроках истории и обществознания в решении воспитательных и образовательных задач, На конкретных примерах при изучении определенных тем п...