Воспитательный и образовательный потенциал социального взаимодействия в преподавании истории и обществознания
статья (9, 10, 11 класс)

Руденко Марина Николаевна

В статье рассматривается значение социального взаимодействия на уроках истории и обществознания в решении воспитательных и образовательных задач, На конкретных примерах при изучении определенных тем показана роль социальных взаимодействий с различными субъектами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosp_i_obraz_potentsial_sots_vzaim_v_prepod.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательный и образовательный потенциал социального взаимодействия в преподавании истории и обществознания.

Каждый школьный предмет работает на развитие индивидуальности личности ребенка, поэтому он по-своему важен. Особая роль отводится предметам социально-гуманитарного цикла, потому что они рассматривают разные стороны и аспекты нашей  жизни, в которой нет изолированных процессов.  Они в больше степени способствуют формированию мировоззрения, воспитанию нравственных и волевых качеств.

Информационное общество требует новой социальной реальности, в которой при выходе из школы выпускники должны быть подготовлены многообразным социальным взаимодействиям. Социальное взаимодействие в школе - это феномен связи, влияния и развития всех субъектов друг на друга в ходе их взаимных действий. Основным в формирования и совершенствования личности ребенка являются звенья учитель-ученик, ученик-ученик, иные педагоги-ученик. Они с первых дней пребывания в школе влияют на формирование интеллектуальных способностей, опыта коммуникации, самоорганизации, умения самостоятельно добывать и использовать информацию и другие качественные характеристики.

История и обществознание позволяют расширить границы взаимодействий, предоставив детям возможность выбора и постижения многогранного опыта. Новые стандарты школьного образования изменили подходы к обучению и воспитанию. Теперь мы должны ориентироваться на овладение учеником определенной суммы знаний, а, в первую очередь на его умение решать различного рода проблемы с использованием приобретённых знаний. Акцент переносится с элементарного приобретения новых сведений на умение их использовать, как в обыденной жизни, так и в профессиональной сфере.  

Рассмотрим на конкретных примерах роль социальных взаимодействий в  формировании личностных качеств и компетенций. При изучении различных тем экскурсии, встречи, мероприятия на территории социальных партнеров или приглашение на урок их представителей позволят решить широкий круг задач, переведя полученные теоретические знания в  практическую плоскость.  

Тематика

Субъекты социального взаимодействия

Решаемые задачи

Деятельность

работники завода, фермерского хозяйства, магазина и т.д.

Профориентация, соприкосновение со средствами и предметами труда, уяснение сущности квалифицированного и неквалифицированного труда. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Трудовое право

руководители предприятий

Уяснение требований к работнику, его прав и обязанностей,

Политика, избирательное право и процесс, деятельность политических партий

депутаты законодательного собрания и Администрация поселения, члены политических партий

Формирование активной гражданской позиции, подготовка к участию в выборах, определение функций политических партий, знакомство с их видами

Молодежь как особая социальная группа

специалисты комитета по молодежной политике, волонтеры

Программы в сфере молодежной политики, конкурсы, гранты, добровольческая деятельность

Социальные нормы, право и закон

органы системы профилактики (КДН, ПДН), действующие юристы

Профилактика противоправного поведения, уважение. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к закону, к правам, свободам и обязанностям человека

Духовная сфера, религия

священнослужители Шахтинской епархии Донской митрополии

Формирование нравственных качеств, взаимоотношения церкви и государства, свобода совести

Искусство как форма освоения мира, темы культуры в истории

учреждения культуры, сельский клуб и библиотека, театры, музеи

Формирование эстетических чувств, ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, расширение культурного кругозора, осознание духовных потребностей 

Экономика, предпринимательство

Предприниматели, работники банковской сферы, юристы в сфере гражданского права

Особенности организационно-правовых форм собственности, человек в экономических отношениях, финансовая грамотность

Наука, ее роль в информационном обществе

Представители профессиональных учебных заведений

Профориентация, особенности и формы научного познания, эмпирические и теоретические уровни и методы познания

Личность организует свою деятельность и отношения в активном социальном взаимодействии, проявляя себя в поведении. Постоянно человек стоит перед выбором, который затем виден в его поступках. На уроках истории и обществознания мы регулярно обращаемся к собственному жизненному опыту детей, просим их дать оценку тому или иному событию, ответить, как бы они поступили в той или иной ситуации.  Вовлечение ученика в активное обсуждение, высказывание своей точки зрения развивает мышление, повышает познавательный интерес, формируют гражданственность и социально компетентную, мобильную личность. Постоянно побуждая детей высказать свое личное аргументированное суждение, мы также способствуем расширению словарного запаса, развитию риторических навыков и навыков публичного выступления.

Мы проводим ролевые и деловые игры - выборы, создай свое предприятие, грамотный потребитель и другие, которые позволяют детям в условной смоделированной ситуации «вкусить» взрослой жизни. Опираюсь на личный социальный опыт учащихся, мы приближаем изучаемый материал к реальным жизненным ситуациям.

Любая деятельность в реальных условиях охватывает несколько сфер общественной жизни. Например, купив дом, человек включен в несколько социальных групп и будет должен:

  1. Оформить право собственности на свою недвижимость, воспользоваться льготой на налоговый вычет, платить установленные налоги (роли  собственника и налогоплательщика).
  2. Получить информацию и специальные знания по содержанию дома, заключить договоры и взаимодействовать с поставщиками услуг (роль  потребителя коммунальных услуг).
  3. Приобретать необходимые инструменты, бытовые приборы (роль покупателя).
  4. Взаимодействовать и общаться с соседями (роль друга, товарища, приятеля).

Через метод «вхождения в образ», решения проблемы роли личности в истории происходит процесс, через поиск решений нестандартных ситуаций, подготовкой докладов, сообщений, семинаров происходит процесс самовоспитания, самосовершенствования и самоутверждения. В результате происходит самоактуализация и  подготовка учащихся к адаптации в социуме, к социальной и профессиональной подготовке.

В формировании знаний, компетенций и нравственных  качеств,  в социализации личности, в первую очередь, и состоит образовательный и воспитательный потенциал социальных взаимодействий. И результат этих взаимодействий показывает высокий уровень сформированности интеллектуальных и социальных компетенций, проявляется в готовности учащихся к самостоятельной творческой деятельности, в результатах ОГЭ и ЕГЭ, в призовых местах в конкурсах различного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология как одно из средств совершенствования качества преподавания истории и обществознания.

Статья об организации проектной деятельности на уроках истории и обществознания, в краеведческой деятельности....

«Современные методы преподавания истории и обществознания. Кейсы как эффективный проблемный метод преподавания истории и обществознания».

Человек, живущий в государстве, неизбежно включается в политическую жизнь. В ней можно участвовать активно (целенаправленно добиваться влияния на власть) или пассивно (целенаправленно или неосоз...

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системно-деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.

В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе  на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концепт...

Воспитательный и образовательный потенциал исследовательской и проектной деятельности

Коммуникативная компетентность становится одним из наиболее важных качеств личности, формирующихся в процессе обучения в школе. Оно необходимо для адаптации человека в обществе и преуспевания в жизни,...

Современные образовательные технологии в преподавании истории и обществознания в МБОУ «Удинская СОШ» (из опыта работы)

Современные образовательные технологии в преподавании истории и обществознания в МБОУ «Удинская СОШ» (из опыта работы)...