Воспитательный и образовательный потенциал социального взаимодействия в преподавании истории и обществознания
статья (9, 10, 11 класс)
В статье рассматривается значение социального взаимодействия на уроках истории и обществознания в решении воспитательных и образовательных задач, На конкретных примерах при изучении определенных тем показана роль социальных взаимодействий с различными субъектами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vosp_i_obraz_potentsial_sots_vzaim_v_prepod.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательный и образовательный потенциал социального взаимодействия в преподавании истории и обществознания.
Каждый школьный предмет работает на развитие индивидуальности личности ребенка, поэтому он по-своему важен. Особая роль отводится предметам социально-гуманитарного цикла, потому что они рассматривают разные стороны и аспекты нашей жизни, в которой нет изолированных процессов. Они в больше степени способствуют формированию мировоззрения, воспитанию нравственных и волевых качеств.
Информационное общество требует новой социальной реальности, в которой при выходе из школы выпускники должны быть подготовлены многообразным социальным взаимодействиям. Социальное взаимодействие в школе - это феномен связи, влияния и развития всех субъектов друг на друга в ходе их взаимных действий. Основным в формирования и совершенствования личности ребенка являются звенья учитель-ученик, ученик-ученик, иные педагоги-ученик. Они с первых дней пребывания в школе влияют на формирование интеллектуальных способностей, опыта коммуникации, самоорганизации, умения самостоятельно добывать и использовать информацию и другие качественные характеристики.
История и обществознание позволяют расширить границы взаимодействий, предоставив детям возможность выбора и постижения многогранного опыта. Новые стандарты школьного образования изменили подходы к обучению и воспитанию. Теперь мы должны ориентироваться на овладение учеником определенной суммы знаний, а, в первую очередь на его умение решать различного рода проблемы с использованием приобретённых знаний. Акцент переносится с элементарного приобретения новых сведений на умение их использовать, как в обыденной жизни, так и в профессиональной сфере.
Рассмотрим на конкретных примерах роль социальных взаимодействий в формировании личностных качеств и компетенций. При изучении различных тем экскурсии, встречи, мероприятия на территории социальных партнеров или приглашение на урок их представителей позволят решить широкий круг задач, переведя полученные теоретические знания в практическую плоскость.
Тематика | Субъекты социального взаимодействия | Решаемые задачи |
Деятельность | работники завода, фермерского хозяйства, магазина и т.д. | Профориентация, соприкосновение со средствами и предметами труда, уяснение сущности квалифицированного и неквалифицированного труда. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни |
Трудовое право | руководители предприятий | Уяснение требований к работнику, его прав и обязанностей, |
Политика, избирательное право и процесс, деятельность политических партий | депутаты законодательного собрания и Администрация поселения, члены политических партий | Формирование активной гражданской позиции, подготовка к участию в выборах, определение функций политических партий, знакомство с их видами |
Молодежь как особая социальная группа | специалисты комитета по молодежной политике, волонтеры | Программы в сфере молодежной политики, конкурсы, гранты, добровольческая деятельность |
Социальные нормы, право и закон | органы системы профилактики (КДН, ПДН), действующие юристы | Профилактика противоправного поведения, уважение. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к закону, к правам, свободам и обязанностям человека |
Духовная сфера, религия | священнослужители Шахтинской епархии Донской митрополии | Формирование нравственных качеств, взаимоотношения церкви и государства, свобода совести |
Искусство как форма освоения мира, темы культуры в истории | учреждения культуры, сельский клуб и библиотека, театры, музеи | Формирование эстетических чувств, ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, расширение культурного кругозора, осознание духовных потребностей |
Экономика, предпринимательство | Предприниматели, работники банковской сферы, юристы в сфере гражданского права | Особенности организационно-правовых форм собственности, человек в экономических отношениях, финансовая грамотность |
Наука, ее роль в информационном обществе | Представители профессиональных учебных заведений | Профориентация, особенности и формы научного познания, эмпирические и теоретические уровни и методы познания |
Личность организует свою деятельность и отношения в активном социальном взаимодействии, проявляя себя в поведении. Постоянно человек стоит перед выбором, который затем виден в его поступках. На уроках истории и обществознания мы регулярно обращаемся к собственному жизненному опыту детей, просим их дать оценку тому или иному событию, ответить, как бы они поступили в той или иной ситуации. Вовлечение ученика в активное обсуждение, высказывание своей точки зрения развивает мышление, повышает познавательный интерес, формируют гражданственность и социально компетентную, мобильную личность. Постоянно побуждая детей высказать свое личное аргументированное суждение, мы также способствуем расширению словарного запаса, развитию риторических навыков и навыков публичного выступления.
Мы проводим ролевые и деловые игры - выборы, создай свое предприятие, грамотный потребитель и другие, которые позволяют детям в условной смоделированной ситуации «вкусить» взрослой жизни. Опираюсь на личный социальный опыт учащихся, мы приближаем изучаемый материал к реальным жизненным ситуациям.
Любая деятельность в реальных условиях охватывает несколько сфер общественной жизни. Например, купив дом, человек включен в несколько социальных групп и будет должен:
- Оформить право собственности на свою недвижимость, воспользоваться льготой на налоговый вычет, платить установленные налоги (роли собственника и налогоплательщика).
- Получить информацию и специальные знания по содержанию дома, заключить договоры и взаимодействовать с поставщиками услуг (роль потребителя коммунальных услуг).
- Приобретать необходимые инструменты, бытовые приборы (роль покупателя).
- Взаимодействовать и общаться с соседями (роль друга, товарища, приятеля).
Через метод «вхождения в образ», решения проблемы роли личности в истории происходит процесс, через поиск решений нестандартных ситуаций, подготовкой докладов, сообщений, семинаров происходит процесс самовоспитания, самосовершенствования и самоутверждения. В результате происходит самоактуализация и подготовка учащихся к адаптации в социуме, к социальной и профессиональной подготовке.
В формировании знаний, компетенций и нравственных качеств, в социализации личности, в первую очередь, и состоит образовательный и воспитательный потенциал социальных взаимодействий. И результат этих взаимодействий показывает высокий уровень сформированности интеллектуальных и социальных компетенций, проявляется в готовности учащихся к самостоятельной творческой деятельности, в результатах ОГЭ и ЕГЭ, в призовых местах в конкурсах различного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная технология как одно из средств совершенствования качества преподавания истории и обществознания.
Статья об организации проектной деятельности на уроках истории и обществознания, в краеведческой деятельности....
Преподавание истории и обществознания в условиях открытой информационно-образовательной среды. Методические подходы к использованию ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении истории и обществознания.
Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ» Яцкина Г.В....
«Современные методы преподавания истории и обществознания. Кейсы как эффективный проблемный метод преподавания истории и обществознания».
Человек, живущий в государстве, неизбежно включается в политическую жизнь. В ней можно участвовать активно (целенаправленно добиваться влияния на власть) или пассивно (целенаправленно или неосоз...
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системно-деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.
В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концепт...
Образовательный потенциал игры как педагогического метода на примере обществознания в старших классах средней школы: гендерный аспект
Описание и типология игр, используемых в образовательном процессе....
Воспитательный и образовательный потенциал исследовательской и проектной деятельности
Коммуникативная компетентность становится одним из наиболее важных качеств личности, формирующихся в процессе обучения в школе. Оно необходимо для адаптации человека в обществе и преуспевания в жизни,...
Современные образовательные технологии в преподавании истории и обществознания в МБОУ «Удинская СОШ» (из опыта работы)
Современные образовательные технологии в преподавании истории и обществознания в МБОУ «Удинская СОШ» (из опыта работы)...