Статья "На пути к духовному возрождению"
статья (11 класс) на тему

Одно дело – познать истину самому, другое дело – попытаться открыть её другим. Работа в школе (светском учреждении) по приобщению к духовным ценностям православия должна вестись очень осторожно и деликатно. Ребёнка нельзя напрямик спрашивать о самом сокровенном. Вопрос, верит ли он в Бога, или озадачит школьника, или загонит в тупик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_puti_k_duhovnomu_vozrozhdeniyu.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

На пути к духовному возрождению.

Каждый человек идёт своим путём духовного развития. Кому-то помогают найти себя в жизни книги, кому-то – родные и знакомые, кому-то – собственный, иногда ошибочный опыт.

Родившись в атеистической семье, я не сразу пришла к пониманию того, что за несколько десятилетий потеряло не одно поколение людей, отлучённых от церкви. Утрата веры в Господа привела к падению нравственности, духовному обнищанию. Осознав, что «правильная нравственность не может процветать на неправильном догмате», я начала читать Евангелие, книги о преподобных, святителях, страстотерпцах, ходить в храм, совершать паломнические поездки по святым местам, постоянно работать над собой и жить, насколько это возможно, по заповедям Христовым

Одно дело – познать истину самому, другое дело – попытаться открыть её другим. Работа в школе (светском учреждении) по приобщению к духовным ценностям православия должна вестись очень осторожно и деликатно. Ребёнка нельзя напрямик спрашивать о самом сокровенном. Вопрос, верит ли он в Бога, или озадачит школьника, или загонит в тупик.

Ребёнок внутренне может быть не готовым к тому, чтобы признаться в своей любви к Господу. Да я и не ставлю перед собой цели – наставить школьника на путь веры. Просто хочу помочь ребёнку понять, когда человеческая жизнь наполнена смыслом и светом, а когда она пуста и непроглядно темна.

Поначалу среди учащихся проводится небольшое анкетирование, среди вопросов анкеты есть и такой: «Какие праздники вы больше всего любите отмечать в семье?» В классе обязательно находится человек, который говорит, что в их семье любят отмечать Рождество или Пасху. Поскольку анкета проводится в нескольких классах, набирается достаточное количество ребят, с которыми продолжается работа. Потом с каждым школьником в подходящий момент беседую и выясняю, как справляется тот или иной православный праздник у ребенка дома. Понимая из общения с детьми, кто из них встречает и празднует Рождество или Пасху по православным канонам, собираю через некоторое время заинтересовавших меня учащихся и предлагаю принять участие в районном конкурсе творческих работ «Рождество Христово».В нашем районе такой конкурс проводится уже 7 лет, и каждый год мои ученики побеждают в нём.

Вашему вниманию предлагаются 2 работы: обладательницы Гран-при за 2006год, Мордасовой Светланы, лауреата конкурса за 2007год, Галибы Марии. Об этих работах можно сказать одно: они привлекают искренностью и добротой. Авторы этих историй – светлые лучики на пути тех, кто ещё ни разу не увидел самой яркой Рождественской звезды, не услышал слова Божиего, не выбрал своего пути, как это сделал когда-то иеромонах Василий (Игорь Росляков), стихами которого и хочется закончить данную статью:

Открыть бы чернильницу ночи,

Набрать бы небесных чернил,

Чтоб разум себе заморочить

Далёким мерцаньем светил.

Чтоб, выплеснув грусть и тревогу,

На смятые эти листы,

Увидеть прямую дорогу,

Всю жизнь по которой идти.


ГАЛИБА МАРИЯ

Однажды в рождество.

В этот день Господин Н проснулся очень рано. Его разбудил ночной кошмар. В последнее время они всё чаще мучили его. Дело в том, что около недели назад он узнал, что неизлечимо болен.

Господин Н был богатым человеком. Покойный отец его работал на протяжении всей жизни, и всё состояние оставил ему – своему единственному сыну. Господин Н был жадным и скупым. Но, несмотря на эту черту в своем характере, был верующим и считал, что походы в церковь сделают его еще богаче и счастливее. Однако одной веры мало, для счастья души нужно совершать благие дела. Но об этом Господин Н не знал, а может, просто не хотел знать.

Он подошел к календарю и обнаружил, что наступило Рождество. Неожиданно для себя он решил сходить в церковь. Господин Н долго наряжался, выбирая одежду подороже. При входе в церковь он увидел бедно одетую женщину и сразу отвернулся от презрения. В храме Батюшка читал молитвы и говорил, что нужно помогать людям, особенно в этот день. В помещении было душно, и Господин Н вышел на улицу. Взгляд его остановился на той нищей женщине, она сидела с протянутой рукой и шептала какую-то молитву. Он хотел снова отвернуться, но, вспомнив слова Батюшки о добрых делах, подошел к ней:

– Вы замерзли. Идите домой. Вот, держите, – с этими словами он достал из кармана бумажник и отдал ей все деньги, лежавшие в нем. – Идите, идите, сегодня же праздник…

После этого случая Господин Н понял, что счастье не в деньгах, и больше никогда не проходил мимо нуждающегося в помощи человека. Всю неделю он бродил по городу в поисках нищих.

Через неделю он пошел на прием к врачу. Доктор внимательно осмотрел больного, провел необходимые исследования. Через два дня Господин Н снова посетил больницу.

– Вы здоровы, – сказал врач.

– То есть как это?

– Вы больше не больны, вы здоровы.

– Но… Но этого не может быть!

– Значит, произошло чудо.

«Так, значит, это чудо!» – говорил себе Господин Н по дороге домой.

Чудо ли это? Не знаю. Но я уверена, что чудеса случаются. Если Вы можете совершить чудо для другого, совершите его, тогда и с Вами будут случаться радостные события, и Вы действительно станете счастливее.

МОРДАСОВА СВЕТЛАНА

Рождественская звезда.

 «Ночь. Улица. Фонарь».

Бессмысленный и чуткий свет.

Я задаю себе вопрос:

– на свете люди есть, иль нет?

А если есть, то где ж они?

Где их любовь, где радость их?

Они потухнут, как огни,

Им будет жалко дней своих.

Ночь. Небо. И звезда горит.

Я знаю, чья это звезда,

Она о многом говорит.

Откуда же взялась она?

Она потухнет, как огонь

Других людей? А может, нет?

Тебе хочу я рассказать

Историю и дать ответ.

Это было в заброшенной деревушке. За окнами выла сильная буря. Но в душе всех людей горел огонек любви и заботы. Из окон всех домов был виден нежный свет. Мимо пустых заснеженных дворов ходил бродяга. Он скитался от дома к дому в поисках ночлега, и одна старушка согласилась его приютить.

Старушка жила не одна, а со своей внучкой – сиротой Машей. Женщина показала нищему его комнату и сказала: «Извините, я не знаю, как Вас зовут, но не могли бы Вы с нами разделить нашу трапезу, ведь сегодня святое Рождество». «Спасибо за предложение, – ответил нищий, – но я, если вы не против, отдохну и вздремну часок-другой». «Ну, если так, тогда спокойной ночи!» – произнесла старушка и пошла к внучке.

– Бабушка! Бабуля! Расскажи мне что-нибудь про Рождество! – просила Маша.

– Ладно, внученька, расскажу тебе, но запомни то, что я тебе поведаю. Сейчас люди могут обидеть друг друга, своровать что-нибудь и даже убить. Это очень страшно. Наш мир состоит из хорошего и плохого. Но, к сожалению, больше плохого…

– Я знаю, знаю, бабушка! Помнишь, мы детскую Библию читали: там Каин убивает Авеля. Может быть, с тех пор стало больше плохого?

– Возможно, внученька, возможно. Так вот, в нашей жизни больше плохого. Оказывается, это мы во всем виноваты. Мы делаем наш мир хуже…

– Бабушка! Извини, я тебя перебью! Там звездочка упала.

– А ты знаешь, что звезды – это наша жизнь. Смотри, сколько звезд на небе. Они горят яркими огнями, а затем потухают. Это значит, что жизнь обрывается, и человек уходит из мира. А, говорят, на небе есть звезда, которая горит и ночью и днем.

– Значит, жизнь этого человека долгая, а этот человек – долгожитель?

– Нет. Ты помнишь, как и где родился посланник Божий – Иисус Христос?

– Да. Мы с тобой читали в Библии, которая лежит у меня под подушкой. Иисус Христос родился в хлеву, и все люди приносили ему дары.

– А что же случилось на небе, когда он родился?

– Звезда зажглась. И так ярко, что осветила всем путь…

– И вот эта звезда до сих пор и горит на небе.

– Но разве Иисус Христос не ушел из этого мира?

– По библейским сказаниям, да, но… Как же тебе объяснить? Вот скажи: что делал при жизни Иисус Христос?

– Он помогал бедным, направлял всех на путь истинный, учил быть честными. Он совершал только хорошие поступки.

– Вот ты сказала то, что я тебе пыталась растолковать. А сейчас есть люди, которые совершают только хорошие поступки?

– Ну, не знаю. Наверное, есть. Только их мало.

– Хорошо. Вот и вывод: звезду Иисуса Христа видят только те люди, у которых доброе сердце.

– Бабуля! А почему я ее не вижу? Я плохая? Злая?

– Нет, Но для того, чтобы быть человеком с добрым сердцем, нужно совершить хотя бы один хороший поступок.

– Ладно, бабуля, ладно… – тут девочка задумалась. – Бабуля, ложись спать. Поздно уже.

В полночь все огоньки в деревне потухли, и люди легли спать. Однако спали далеко не все. Бродяги скитались по деревне в поисках ночлега. Они остановились в старом хлеву. Как только бабушка заснула, Маша оделась и выбежала на улицу. Она боялась мороза и темноты. У нее бала цель – совершить хороший поступок. Девочка долго ходила вдоль деревни, что-то говорила себе под нос, заглядывала в окна домов. Но никому не была нужна помощь. «Может быть, моя помощь нужна животным?» – подумала девочка и отправилась в старый хлев.

Когда она подошла к двери, то услышала разговор. Маша тихонько приоткрыла дверь и увидела сидящих на сене нищих. По разговору она поняла, что люди были голодны. «Какие были вкусные бабушкины пироги», – подумала Маша. И вдруг глаза ее засияли, и девочка быстро побежала домой.

Когда Маша очутилась дома, она направилась к столу, где поздним вечером они с бабушкой трапезничали, и взяла все пироги и булки и снова отправилась в хлев. В спешке она забыла затворить за собой дверь. Девочка немного боялась встречи с нищими: она не знала, что сказать. «Ну и ладно, – подумала Маша, – не слова в этой ситуации главное». Она постучалась в дверь и робким голосом произнесла:

– Возьмите, пожалуйста! Вам нужно…

– Посмотрите, какая добрая девочка! Спасибо тебе большое! – благодарили они Машу.

– Да ладно, ну что ж? – тут она покраснела и выбежала на улицу.

На улице она увидела свою бабушку.

– Внученька, где ты была? – спросила она.

И Маша рассказала ей свою историю. За разговором они не заметили, как пришли домой.

– Машенька, пойдем жильца проведаем. А то что-то его не слышно, – предложила бабушка.

– Пойдем, бабуля! – согласилась Маша.

Они тихонько приоткрыли дверь и увидели нищего. Он не спал, а молился, стоя на коленях, как полагается, перед образами. От него исходило какое-то необыкновенное свечение, приятное для глаз. Закончив молитву, он три раза перекрестился и обратился к девочке и ее бабушке: «С Рождеством вас!» «И Вас тоже!» – произнесла девочка.

– Я видел, что ты куда-то ходила. Куда? Расскажи, пожалуйста! – попросил нищий.

Девочка рассказала ему свою историю. Внимательно выслушав ребенка, нищий взял девочку на руки и подошел с ней к окну.

– Смотри! – сказал он, – ты что-нибудь видишь на небе?

– Да, я вижу яркую звезду. Она так приятно светит, что хочется до нее дотянуться рукой! – ответила Маша.

– Теперь ты ее видишь. Это прекрасно. Значит, и ты стала совершать хорошие поступки, и у тебя в сердце живет Иисус Христос.

– А… – что-то хотела сказать в ответ девочка, но нищий низко поклонился ей и ее бабушке, оделся и вышел на улицу искать ночлег в другом доме и помочь другим людям увидеть ту яркую негасимую звезду.

И в Рождество Христово я хочу вам пожелать,

Чтоб в небе многие могли бы звезды оставлять,

Чтоб помогали людям мы и в вьюгу, и в мороз,

Пусть в сердце каждого из нас

Живет Иисус Христос.

С.А.Сергеевых, учитель высшей категории Ватутинской средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов имени Д.В. Рябинкина, Ленинского муниципального района, Московской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Путь духовного возрождения героя"(По книге И.А.Ильина "Путь духовного возрождения " и повести И.С.Шмелёва "Неупиваемая чаша")

Технология, применяемая на уроке, -мастерская.По сути это интегрированный урок, материал, использованный на уроке, может пригодиться при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку....

Урок по теме "Путь Раскольникова к возрождению", 10 класс

Работа на уроке способствует раскрытию скрытого смысла романа, подводит к авторской мысли о пути героя....

Духовное возрождение или гибель – третьего не дано

И.Н. ПронинаПедагог-психолог  МБОУ СОШ № 7г. Минеральные Воды       Нынешнее человечество далеко ушло от духовных первоисточни­ков, поэтому оно под...

Статья на тему: Пути повышения духовно-нравственного воспитания школьников

Статья на тему "Пути повышения духовно-нравственного воспитания школьников" предназначена для выступления на методических объединениях, педсоветах и родительских собраниях....

"Духовное возрождение Наташи" (роль эпизода).

С чего же начинается духовное возрождение Наташи? С ее прихода в церковь, обращения к Всевышнему. Молитвы. которым она больше всего отдавалась, были молитвы раскаяния. Именно с раскаяния начинается пр...

Научная статья: "Азбука жизни" на пути к духовно-нравственному становлению учащихся 7-8 классов".

laquo;Азбука жизни» - это программа кружка по английскому языку для учащихся 7-8 классов, направленная на их духовно-нравственное воспитание в процессе изучения английского языка. Программа вкл...

Исследовательская статья "Художественная литература как основа формирования патриотических идеалов современных подростков и духовного возрождения нации"

В статье автор исследует проблему отношения учащихся общеобразовательной школы к событиям Великой Отечественной войны средствами художественной литературы ....