Урок по теме "Путь Раскольникова к возрождению", 10 класс
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Работа на уроке способствует раскрытию скрытого смысла романа, подводит к авторской мысли о пути героя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 29.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Марченко Л. А.
Тема: «Путь Раскольникова…. к возрождению».
Цель: выявление авторской идеи пути героя через анализ эпизодов, деталей и символов текста.
Задачи:
1) создать атмосферу «погружения» в текст, совершенствовать навыки видеть в произведении автора и авторскую мысль;
2) развивать интеллектуальные и коммуникативные умения учащихся: умения сравнивать, сопоставлять факты, устанавливать причинно - следственные связи, выделять главное, делать выводы, подтверждать свое мнение художественным тестом;
3) внимательно относиться к авторскому слову, слушать и слышать товарищей, корректно высказывать свою точку зрения.
Оборудование: мультимедийный проектор, ватман для кластеров, карточки-задания группам.
Словарная работа
Мотив- тема одной из наименьших содержательных целых, выделяющихся при анализе произведения.
Теология – совокупность церковных учений о Боге и догмах религии; богословие.
Педагогическая технология: технология продуктивного обучения (проблемная ситуация, эвристическая беседа, метод «Мозговой штурм», синквейн, кластер), элементы ТРИЗ.
Формы работы: фронтальная, групповая (класс разделен на группы, каждая группа садится за отдельные столы), индивидуальная.
Ход урока:
1.Организационный и мотивационный этап.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас предпоследний урок по изучению интереснейшего романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» (Слайд 1). У нас на уроке присутствуют гости, которые тоже пожелали прикоснуться к загадке романа и, может быть, получить ответ на вопрос: «Почему роман столь популярен во всем мире? Что привлекает в нем читателей разных времен и поколений».
Сам Федор Михайлович говорил (Слайд 2): «Человек есть тайна. Ее надо разгадать. Я занимаюсь этим, ибо хочу быть человеком». Достоевский изучает человека. Мы изучаем его роман.
Задание: перефразируйте мысль Достоевского, соотнеся его высказывание с романом и вашей собственной задачей..
Предполагаемый результат: В романе есть загадка. Я хочу ее разгадать. Я занимаюсь этим, ибо хочу быть настящим читателем.
(Оценить)
2. Вступительное слово.
- Итак, загадка романа связана с образом главного героя. Родион Раскольников (Слайд 3). «Родя» - так ласково называла сына Пульхерия Александровна. Папенька писал романтические стихи и даже рассказ, глубоко затронувший мать. Мальчик рос чутким, впечатлительным, отзывчивым, верил в Бога, знал заповедь «Не убий!»
Но жизнь круто меняется. Он берет топор и идет на дело. А потом обольется у него сердце кровью от мысли, что ни за что погубил и себя, и свою живую душу! Да, душа Раскольникова рас-колота, раз-рублена, рас-терзана…(Слайд 4)
3. Реализация д/з
- Дома вы должны были перечитать главу 4, части 4. Давайте проверим, какие вы внимательные читатели. Перед вами карточка-информатор №1 (Дан текст с. 312-313). Задание - восстановить пропущенные слова. Откройте тетради, оформите работу и запишите пропущенные слова.
Ключ: (Слайд 5)
- Оцените свою домашнюю подготовку на знание текста: 0 ошибок – «5», 1-2 – «4» (75%), 3-4 ошибки – «3» (62%), больше 5-ти – плохо. Выставите оценку в оценочный лист.
4. Работа по теме урока. Работа над раскрытием символического библейского смысла романа.
1. Погружение в тему.
– Зачитайте последние строки отрывка. Куда зовет Раскольников Соню?
- Итак, Раскольников предлагает идти Соне одной дорогой, к одной цели («Стало быть, нам вместе идти, по одной дороге! Пойдем!»). Он еще не замечает разницы между своим и Сониным преступлением. А выбрал ли он сам эту дорогу, определил ли цель пути?
- Какие слова текста подтверждают это? (Почему же я знаю? Знаю только, что по одной дороге, наверно знаю, - и только. Одна цель!)
- Федор Михайлович, ведя своего героя, «зашифровал» этот путь. Я же записала этот путь в синквейне (Слайд 6). Назовите его.
...................
Физическое, духовное,
Удивляет, движет, утверждает,
Главное начало бытия
Жизнь
Докажите верность своего предположения (Возрождение)
Вот вы и определили тему урока «Возрождение Раскольникова», точнее «Путь Раскольникова к возрождению» (Слайд 7). Запишите ее в тетрадь.
Цель: выявление авторской идеи пути героя через анализ эпизодов, деталей и символов текста.
2. Озвучивание хода работы
- группы и теоретики, которые тоже объединены в группу.
Теоретики не только работали с текстом, но и искали необходимый материал к уроку, т. е. выполняли индивидуальную работу. Самостоятельное оценивание своей работы через оценочные листы (Подпишите каждый свой лист).
3. Эвристическая беседа
- Скажите, часто ли мы в повседневной речи употребляем слово «Воскрешение», «воскреснуть»? Какой речи оно свойственно?
- И действительно, библейские мотивы (обратите внимание на слово «мотив») красной нитью проходят через весь роман. А почему? Какое место в жизни писателя имела эта книга?
- А имела ли эта книга какое-либо значение для Раскольникова? (вспомнить поведение Раскольникова в момент чтения Евангелия Соней)
- Итак, давайте найдем детали и символы, указывающие на невидимое присутствие «книги книг». Вспомните текст. С чем сравнивалась комната Раскольникова? Какое из названий - определений самое тягостное. (Шкаф, каморка, гроб)
- Сколько дней проводит Раскольников в комнате после убийства? (3)
- С каким моментом Библии у вас ассоциируется этот момент?
Помощь теоретика: Комната Раскольникова «как гроб» ----- здесь он после убийства проводит ТРИ дня беспамятства. По Библии Христос на третий день воскрес из пещеры
- Раскольников не воскрес, а очнулся, чтобы страдать. И он страдает. Куда часто приводят его страдания? Где он оказывается? (Страдания часто приводят его на мост).
- Давайте разберёмся, почему Достоевский так часто приводит своего героя на мост? Каковы ваши предположения?
Помощь теоретика: На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает:
Вступив на мост после страшного сна на Васильевском острове, он вдруг ощущает, что свободен от мучивших его в последнее время чар.
Полный сил и энергии после игры в “кошки-мышки” с Заметовым, он ступает на мост, его охватывает полнейшая апатия…”
Переходит он мост и тогда, когда идёт признаваться в убийстве.
Мост – это своего рода Лета - В мифологии река мёртвых.
- Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.
4. Организация групповой работы
- Обратимся к групповой форме работы. Задание группам было дано предварительно. Каждая творческая группа, отвечая на задание карточки, попробует привести свои наблюдения по тексту, связанные с числовой символикой. Даю 5 минут для продумывания афиширования - кластеры
Карточка – задание группе 1 (Слайд 8).
Цель - исследовать символическое значение числа 7, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.
Карточка – задание группе 2.
Цель - исследовать символическое значение числа 4, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.
Карточка-задание группе 3.
Цель - исследовать символическое значение числа 30, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.
Карточка-задание группе 4 (теоретики).
Цель - исследовать символическое значение числа 11, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.
Реализация индивидуального домашнего задания: учащиеся рассказывают притчу о виноградаре и работниках. (Слайд 9)
- Оцените свою домашнюю подготовку на знание текста и вашу роль в работе всей группы по 5-ти бальной системе (заполнение оценочных листов).
Организация групповой работы методом «Мозгового штурма» (слайд 10)
-Обратимся вновь к групповой работе. Работая в группах и используя метод «Мозгового штурма» (группы 1-3), вам необходимо выдвигать как можно больше версий и в итоге на предложенный вопрос сделать вывод.
Последовательность афиширования:
- гр. №1; гр. №2; гр. №3; гр. № 4
Карточка – задание группе 1.
Еще раз обратитесь к числам. Проранжируйте числа по степени их значимости для раскрытия идеи возрождения Раскольникова: определите основополагающее число. Постарайтесь подтвердить вашу версию эпизодами текста.
Карточка – задание группе 2.
Выберите их предложенных отрывков ключевые слова. Объясните ваш выбор, выдвигая версии о значимости этих слов в тексте.
Карточка-информатор.
1.«И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился». «Чай-то от хозяйки, что ль? – спросил он, медленно и с болезненным видом приподнимаясь на софе». «И впрямь, может, болен, сказала она, повернулась и ушла».
2. «Лихорадка, - отвечал он отрывисто. – Поневоле станешь бледный…, коли есть нечего». «Раскольников поднял на него свое бледное и почти грустное лицо и ничего не ответил». «Стало невыносимо: он обернул к ней мертвенно-бледное лицо свое; губы его бессильно кривились, усиливаясь что-то выговорить. Ужас прошел по сердцу Сони».
3. «Наконец он почувствовал давешнюю лихорадку, озноб, и с наслаждением догадался, что на диване можно и лечь». «Раскольников в бессилии упал на диван, но уже не мог сомкнуть глаз; он пролежал с полчаса в таком страдании, в таком нестерпимом ощущении безграничного ужаса, какого никогда не испытывал». «Он лег и натянул на себя одеяло. Мысли его, и без того больные и бессвязные, стали мешаться все больше и больше, и вскоре сон, легкий и приятный, охватил его».
4. «Он положил топор на пол, подле мертвой, и тотчас полез ей в карман…». «Ее-то? Теперь? Ах да…вы про нее! Нет. Это все теперь точно на том свете… и так давно. Да и все кругом точно не здесь делается…». «»Какая –то идея проскользнула, как будто намек; что-то ужасное, безобразное и вдруг понятое с обеих сторон… Разумихин побледнел как мертвец».
Вопрос классу: - Как вы думаете, на что намекают эти слова?
Карточка-задание группе 3.
Выберите из отрывков №1 ключевые слова. Объясните скрытый смысл отрывков №2. Объясните ваш выбор, выдвигая версии о значимости этих слов в тексте.
- «Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, - сказала Пульхерия Александровна, прерывая тягостное молчание…». «Гроб ведь простой будет-с… и все будет просто, так что и недорого… мы давеча с Катериной Ивановной все рассчитали, так что и останется, чтобы помянуть… а Катерине Ивановне хочется, чтобы так было…».
- «Все-таки уход будет свой, помогут сейчас, а то он умрет до больницы-то». «Слышно было, как во всех этажах, по всей лестнице собиралась толпа… Страх как лед обложил его душу, замучил его, окоченил его…». «То казалось ему, что около него собирается много народу и хотят его взять и куда-то вынести, очень об нем спорят и ссорятся». «Схоронены концы! И кому, кому в голову может прийти искать под этим камнем?»
Вопрос классу: - Каковы ваши версии по поводу названных вами слов? (Записывает все версии).
Карточка-задание группе 4.
Кратко расскажите притчу о воскрешении Лазаря, назовите главные, на ваш взгляд, слова, передающие сюжетную линию. При выступлении 4 группы - Слайд 11.
Этап афиширования: сообщения групп о найденных вариантах решения задач.
Далее слайд 12
Ключевые слова отрывков романа | Ключевые слова притчи о Лазаре. |
Болен четыре | |
Бледный, болен | болен |
мертвый | умер |
лежит | пещера |
гроб | Камень |
Забивают крышку гроба | Отнимите камень |
выносят | 4 дня во гробе |
хоронят | Вышел умерший |
“обломки” этой воображаемой фразы: Бледный мертвец лежит в гробу, забивают гроб гвоздями, выносят его, хоронят… | Умерший лежит в пещере 4 дня, вход завален камнем. Христос отымает камень, Лазарь воскрешает. |
Соотнесите записи колонок, сформулируйте вывод. Совпали ли наши предположения с авторским замыслом? ( Какие версии совпали? Это будет итогом: либо хорошо прочитали подтекст, либо есть, над чем поработать.)
5. Оценивание и рефлексия. Заполнение оценочного листа.
- Оцените свою работу на данном этапе при работе «мозгового штурма».
- Оцените свои ответы в течение всего урока.
- Заполните последнюю графу оценочного листа.
6. Итог-обобщение:
- Итак, скажите, зачем, с какой целью Ф. М. Достоевский вводит в текст притчу о Лазаре? (Этой притчей писатель проводит параллель между судьбой Раскольникова и Лазаря)
- Что общего между Лазарем и Раскольниковым? (Слайд 13) (Оба больны, один умирает физически, другой духовно – синквейн!)
- Что помогло воскресить Лазаря? (любовь Христа)
- Произойдет ли воскрешение Раскольникова? Как намекает нам об этом Достоевский? (Он использует детали и символы Евангелия)
- Что поможет воскресить Родиона? (любовь Сони).
И действительно, только ощутив любовь к Соне, Раскольников вновь начинает жить. Но как это произойдет, мы проговорим на следующем уроке. Мне бы хотелось в конце нашего урока обратить ваше внимание на следующее: Раскольников принимает путь смирения, сострадания, а в конечном счете – отказывается от протеста. Достоевский понимал, что такой финал противоречит логике раскрытия образа Раскольникова. В записной книжке сохранились и другие варианты финала: Раскольников бежит за границу или кончает жизнь самоубийством. Давайте позволим представить себе, что вы – Федор Михайлович. Перед вами наброски финала и вы в творческом поиске (Слайд 14):
Наброски 1: Соня навещает Раскольникова в остроге. Он принимает ее очень сурово. «Давить на жалость» бесполезно, дожидаться, пока он «отойдет» - опасно, вдруг идея завладеет им полностью. Как быть Соне? (изобретательская задача)
Наброски 2. Соня навещает Раскольникова в остроге. Он принимает ее очень сурово. Почему он так себя ведет? (исследовательская задача)
7. Д/З (Слайд 15):
1. Обязательный уровень:
- перечитать эпилог романа, подготовиться к тесту по роману;
- сделать записи по теме сегодняшнего урока в тетради
2. Творческий уровень: решить задачи….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории средних веков в 6 классе. Культура раннего Возрождения в Италии.
Урок истории в 7 классе " Культура раннего Возрождения в Италии".План изучения темы: 1. Связь Возрождения и Античности. 2.Гуманизм Возрождения. 3 Особенности культуры раннего Возрожден...
Внеклассное мероприятие. Лекция и презентация, материал к уроку МХК "Великий мастер Высокого Возрождения" 530-летию Рафаэля Санти посвящается
"Великий мастер Высокого Возрождения" 530-летию Рафаэля Санти посвящается. Материал может быть использован на уроке ИЗО,МХК, для тематическог классного часа, внеклассного мероприятия. Содер...
Урок- игра по культуре эпохи Возрождения (Данилова Г.И.МХК 10 класс)
Что же такое Возрождение? Знаменитый Баткин сказал: “В своем стремлении возродить античное царство разума и красоты Возрождение представляется нам как “проникнутая возвышенной серьезностью игра в анти...
Презентация к уроку "Теория Родиона Раскольникова и её крушение в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".
Цель урока: раскрыть суть разработанной Родионом Раскольниковым теории, разобраться в ведущих мотивах преступления и развенчании теории, показать какую власть над человеком может иметь «т...
Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс
Открытый урок по музыке «Музыка эпохи Возрождения» 7 класс, разработанный в социо-игровой методике....
Методическая разработка урока литературы "Теория Раскольникова в романе Ф,М.Достоевского "Преступление и наказание"
В методической разработке расматривается смысл теории Раскольникова, ее истоки и возможные последствия. Тип урока - комбинированный....
Конспект урока по новой истории в 7 классе Эпоха Возрождения
Цель урока: ознакомление учащихся с главными идеями и ценностями эпохи Возрождения....