Исследовательская статья "Художественная литература как основа формирования патриотических идеалов современных подростков и духовного возрождения нации"
статья по литературе
В статье автор исследует проблему отношения учащихся общеобразовательной школы к событиям Великой Отечественной войны средствами художественной литературы .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_glava.docx | 154.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская статья
Художественная литература как основа формирования патриотических идеалов современных подростков и духовного возрождения нации.
На нашей планете войны шли всегда. Всегда сердца людей переполняла боль утраты. Повсюду, где шла или идут военные конфликты, слышны стоны матерей, плач детей и оглушительные взрывы, которые разрывают наши души и сердца. К нашему большому счастью, мы знаем о войне лишь из художественных фильмов и литературных произведений. Мир не должен забывать ужасы войны, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве тех, кто прошел ее дорогами. Источником этой памяти, неугасающим огнем в нашей душе является русская литература XX века. Должны ли читать военную литературу современные подростки? Многие скажут, что это пережиток прошлого. Правы и те, кто не хотят видеть ужасы войны на страницах книг, испытывать страдания и боль. Но читать военные книги стоит именно поэтому. Если однажды мы увидим реальную картину боя, столкнемся с тысячами трупов, мы навсегда сохраним в душе память о кровавых страницах истории, от которых зависит наша судьба, свобода и мир на всей планете. Но тогда уже такое осознание будет запоздалым, так как вновь и вновь новая бойня приведет к смерти и гибели людей.
Одной из задач в формировании личности современного подростка является обогащение ее нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у всех наших ровесников различна, что связано с общим развитием, его жизненным опытом. В современной обстановке, когда военный конфликт между отдельными государствами представляет собой реальную угрозу всему человечеству, выражением патриотического чувства становится движение сторонников борьбы за мир, за сохранение жизни на нашей планете. В первых рядах движения за мир стоят и писатели. Свидетельство тому – их постоянный интерес к проблемам войны и мира, огромный воспитательный потенциал лучших произведений современной литературы, посвященных Великой Отечественной войне. Авторы книг о войне исследуют военные будни, достоверно изображают сражения, говорят они о мужестве родной земли, о бесценности человеческой жизни, о том, как обыкновенные люди, имеющие совесть и чувство долга перед Родиной, жертвовали собой.
Освещая проблему отношения современных подростков к событиям Великой Отечественной войны, мы считаем необходимым исследовать отношение обучающихся школы к художественной литературе о Великой Отечественной войне, выявить, как произведения художественной литературы позволяют формировать в сознании современных подростков свое, современное понимание того, как в современных условиях необходимо относиться к событиям самой кровопролитной войны 20 века - Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Данная цель конкретизировалась в следующих задачах: выявить уровень знаний и интерес подростков к событиям Великой Отечественной войны, установить, что сегодня читают наши ровесники, проанализировать, какие произведения о событиях 1941-1945 годов изучаются в курсе школьной программы, какие идеалы прошлого ценят современные школьники в настоящем, каким традициям они верны, установить мотивацию обращения подростков к литературе о Великой Отечественной войне, как художественные произведения о войне влияют на формирование чувства исторической памяти, любви и уважения к историческому прошлому нашей страны.
Прежде всего наша авторская группа составила план работы по исследованию данной проблемы:
1. Анкетирование обучающихся МБОУ» Самофаловская СШ», чтобы выявить, что сегодня читают школьники, какие идеалы в жизни ценят, каким традициям верны; чтобы установить мотивацию обращения подростков к литературе о Великой Отечественной войне.
С этой целью был составлен вопросник к анкетированию:
1)Великая Отечественная война в вашем понимании – это...
2) Откуда вы черпаете информацию о Великой Отечественной войне?
3) Какие книги вы любите читать?
4) Читаете ли Вы книги о Великой Отечественной войне?
5) Вы читаете книги о войне потому, что… (закончите фразу)
6) Что вас привлекает в книгах о войне?
7)Какие книги о Великой Отечественной войне Вам больше всего понравились?
8)Как Вы считаете, должна ли сегодня молодежь читать книги о войне?
9) Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?
10) Считаете ли Вы, что литература о войне оказывает воздействие на формирование патриотических чувств молодежи?
2. Анализ содержания учебных программ по литературе в 5-11 классах с целью выявления, какие произведения русской литературы о событиях 1941-1945 годов в истории нашей страны изучаются обучающимися МБОУ «Самофаловская СШ».
3. Установление, какие школьные мероприятия о событиях Великой Отечественной войны были проведены в школе и как они влияют на формирование представлений учащихся МБОУ «Самофаловская СШ» о войне.
2020 год для нашей страны знаковый. Президент России В.В.Путин объявил его годом памяти и славы. Указ президента страны гласит: « В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне провести в 2020 году в Российской федерации год памяти и славы». И мы, дети, должны помнить свою историю, ведь у народа, забывшего свою историю, соответственно, нет и будущего. Тема Великой Отечественной войны всегда будет актуальна, сколько бы лет ни прошло. С этой целью в школе был составлен план мероприятий, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, которые были спланированы педагогическим коллективом школы и инициативной группой школьной детской организации «Горячие сердца» на период 2019-2020 год. Он оказался следующим:
1 Принять участие в районном конкурсе выразительного чтения произведений о войне «Виктория-2019»/ октябрь 2019, 2020 гг./
2.Провести традиционный школьный конкурс выразительного чтения произведений о войне, посвященный годовщине победы в Сталинградской битве среди учащихся 1-11 классов / февраль 2019, 2020 гг/.
3.Участие в районном конкурсе выразительного чтения произведений о Сталинградской битве. / февраль 2019, 2020 гг/.
4. Проведение школьной акции «Читаем книги о войне»/ 5-11 классы/ -
январь – май 2019, 2020 гг.
5. Проведение читательских конференций по произведениям русской литературы о событиях Великой Отечественной войны: Алексей Толстой «Русский характер» - 7-8 классы/ ноябрь 2019/, Б.Васильев «В списках не значился» - 10-11 класс/ февраль 2019/, Борис Екимов «Ночь исцеления» и «Под высоким крестом»- 9-е классы/ март 2019/, Борис Васильев «А зори здесь тихие» и Виктор Приставкин «Матерь человеческая» - 10-11 классы./ январь 2020 год/
6. Участие в школьном и региональном конкурсе сочинений «Без срока давности» 8-11 классы / январь 2020 год/.
7. Участие учащихся школы в региональном конкурсе «Гренадеры, вперед!» в номинациях «Слово о героях, слово о победах» (сочинение)» и «Слово о героях, слово о победах» (чтецы ) / март 2019, 2020 гг/.
8. Участие учащихся школы в региональном конкурсе «Сталинградская сирень-2020» в номинациях «Выразительное художественное чтение» и «Литературная работа»/ апрель-май 2020 год/.
9. Школьный конкурс «Лучший буктрейлер к произведениям о Великой Отечественной войне» /апрель-май 2019,2020 гг/.
10. Подготовка и проведение литературно-исторической игры «Разведка»/ январь 2019 – 7-9 классы/
11. Реализация школьного проекта «Читаем книги всей семьей»2018-2020 год.
- Подготовка и участие школы в районном конкурсе «Школьные и педагогические фантазии», посвященном 75-летию Победы в великой Отечественной войне.
Проанализировав результаты анкетирования учащихся 5-11 классов МБОУ «Самофаловская СШ», мы выяснили, что основным источником знаний учащихся о Великой Отечественной войне являются те художественные произведения, которые изучаются в курсе школьной программы по литературе. Это было мнение 82 % опрошенных учащихся. Поэтому следующим этапом нашей исследовательской работы стал анализ содержания учебных программ по литературе. Школьные учителя помогли нам установить, что во все годы обучения с 5 по 11 класс школьная программа предусматривает изучение произведений о событиях Великой Отечественной войны. Преподавание курса литературы в нашей школе ведется по программе под редакцией В.Я.Коровиной по учебникам для общеобразовательных учебных заведений , авторами которых являются В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин в 5-9 классах и по учебнику ????? в 10-11 классах. Было установлено, что программы содержат самые значимые произведения о Великой Отечественной войне, а именно: в 5 классе в разделе «ради жизни на Земле» изучаются произведения К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» и А.Твардовского «Рассказ танкиста», в 6 классе в разделе учащиеся знакомятся с творчеством таких поэтов-фронтовиков, как К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Д. Самойлов «Сороковые», а также с произведением В.Распутина «Уроки французского», посвященного сложному послевоенному времени, А. Лиханова «Последние холода», в 7 классе предметом изучения школьников являются стихи и рассказы Е.Носова «Живое пламя» и А.Платонова «Кукла», в которых тема войны раскрывается через призму мирного времени, в 8 классе – это поэма А.Твардовского «Василий Теркин», стихи и песни о Великой Отечественной войне: М. Исаковского «Катюша», «Враги сожгли родную хату…», Б. Окуджавы «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…», А. Фатьянова «Соловьи», Л. Ошанина «Дороги».в 9 классе – рассказ М.Шолохова «Судьба человека», в 10 классе ????, в 11 классе- ????? Проведенный нами анализ показал, что события войны освещены в курсе школьной программы, но изучаемых в рамках учебной программы литературных произведений явно не достаточно для того, чтобы сформировать четкую позицию и собственное мнение подростка о той важнейшей роли событий Великой Отечественной войны в судьбе всего человечества в 20 веке. Поэтому так необходима дополнительная работа в этом направлении: это уроки внеклассного чтения, литературные акции, литературно-художественные композиции, участие учащихся школы в творческих конкурсах военно-патриотической направленности, создание и реализация социальных и учебных проектов по приобщению учащихся, их семей и в целом населения к художественному наследию, в том числе и привитие интереса к военной поэзии и прозе. С этой же целью Министерство образования, науки и молодежной политики в соответствии с письмом Минобрнауки России от 14.06.2016г. № 08-709 утвердило списки рекомендуемых произведений для изучения обучающимся по основным образовательным программа в рамках ФГОС, разработанные государственным бюджетным научным учреждением «Научная педагогическая библиотека имени К.Д.Ушинского» совместно с русской школьной библиотечной ассоциацией, в том числе программные произведения для изучения в 1-11 классах, а также перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации патриотической направленности, в который включены дополнительно произведения русских писателей о войне: В.Богомолова «Момент истины» и Ю.Бондарева «Горячий снег» и «Батальоны просят огня», В.Быкова «Мертвым не больно» и «Сотников», М.Джалиля «Моабитская тетрадь», В.Некрасова «В окопах Сталинграда», К.Симонова «Живые и мертвые». Не менее значимым оказался в 2019-2020 учебном году и новый учебный курс «Родная русская литература», в который учителя русского языка и литературы включили раздел «Ради жизни на Земле», который предполагает для изучения такие произведения, как рассказы «Подснежник»,«Седой тополь»,«Это мы, Господи!» К.Д.Воробьева, военные очерки К. Симонова «Свеча».
С целью расширения читательского кругозора, воспитания активного читателя в школе несколько лет назад началась реализация школьного проекта «Читаем книги всей семьей», реализация которого началась в школе по инициативе актива детской организацией школы «Горячие сердца». Составными частями этой работы стали ежегодные акции по приобщению учащихся и их родителей к чтению произведений о войне «Читаем книги о войне», « 200 минут чтения: Сталинграду посвящается!». Такие акции проводятся в школе к знаменательным датам из истории нашей страны: 1 сентября - день окончания Второй мировой войны, 2 февраля – годовщина победы в Сталинградской битве, ежегодно в период вахты памяти с 1-9 мая, 22 июня – в день памяти и скорби/ акция проводится в школьном летнем оздоровительном лагере/. Такие читательские акции позволяют активизировать интерес учащихся как к чтению произведений о войне, так и к художественной литературе в целом. В дни таких акций у учащихся школы есть возможность подготовить для выразительного чтения понравившиеся эпизоды из тех произведений о войне, которые не изучаются в школе и были прочитаны учащимися самостоятельно, можно прослушать радиоспектакли по художественным произведениям в исполнении мастеров художественного слова и лучших российских актеров.
Составляющей частью литературных акций стало проведение читательских конференций по произведениям русских писателей. Так с привлечением родителей, работников сельской и школьной библиотек, общественности, учителей прошли в нашей школе читательские конференции по произведениям русской литературы о событиях Великой Отечественной войны по рассказу Алексея Толстого «Русский характер» - 7-8 классы/ ноябрь 2019/, по повести Б.Васильева «В списках не значился» - 10-11 класс/ февраль 2019/, по рассказам Бориса Екимова «Ночь исцеления» и «Под высоким крестом»- 9-е классы/ март 2019/, по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» и Виталий Закруткин «Матерь человеческая» - 10-11 классы./ январь 2020 год/.
Так, например, яркое впечатление произвели рассказы Бориса Екимова «Ночь исцеления» и «Под высоким крестом», которые являются произведениями современной литературы и написаны сравнительно недавно (рассказ «Ночь исцеления» в 1986 году, а рассказ «Под высоким крестом» в 2008 году). Автор позволяет нам вернуться нас к тем огненным событиям войны 1941-1945 годов, а также увидеть в современном человеке то, что ещё недостаточно осознано и оценено, а именно : отношение современного поколения к событиям Великой Отечественной войны. Сама война в рассказах не показана, писатель не изображает военные баталии , но в рассказах четко слышны её отголоски. Герои этих рассказов принадлежат к поколению, не знающему, что такое война. Но они понимают: война до сих пор мучает людей, переживших ее, не дает им спокойно спать, заставляет вскрикивать по ночам от тяжелых воспоминаний. И Гриша, герой рассказа «Ночь исцеления», и Иван Атарщиков, герой рассказа «Под высоким крестом», исцеляются памятью о войне, приобщаясь к этим суровым событиям в истории нашей страны и к истории жизни представителей старшего поколения, которые пережили войну, прошли через весь ее ужас, потерю своих близких, познавших, что такое голод и смерть. Мальчик Гриша сначала воспринимает прошлое своей бабушки, ее воспоминания о пережитом в годы войны отстраненно, а потом оно становится его собственной болью. Он нашел единственно верный способ исцелить бабушку от ужасных снов о годах войны, из-за которых она очень страдала, при этом исцеляется он сам от современного равнодушия и душевной черствости. Он взрослеет, становится мудрее, милосерднее к тем, кто нуждается в заботе и участии со стороны окружающих людей. Иван Атарщиков тоже постепенно приходит к осознанию того, что он допустил ошибку, указав черным копальщикам, где находятся воинские захоронения бойцов, погибших на берегах Дона в период Сталинградской битвы. Иван считает себя виновным в том, что мародеры нарушили покой павших, разворошив уже затянутые временем могилы. Он сбирает с могил кресты, чтобы люди-хищники, которые раскапывают могилы, ищут ценности, не могли больше их найти. Ивану больно за то, что в наши дни стало возможным надругательство над памятью, над захоронениями. Автор даёт довольно мрачный ракурс современности. Читательская конференция по произведениям Б.Екимова тронула всех учащихся, даже тех, кто не прочитал, но присутствовал на этом мероприятии. Ведь эти рассказы о нас, о нравственном исцелении тех, кто не знает что такое война, это наше с вами исцеление от равнодушия, духовной слепоты, исцеление от потери и утраты исторической связи между прошлым и настоящим.
В этом году в школе в рамках недели словесности и истории учащимися 9 класса совместно с учителем русского языка и литературы после предварительного коллективного просмотра одноименного художественного фильма была проведена читательская конференция по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Во время этого мероприятия разговор о войне был посвящен тем бойцам, которые в годы войны сменили туфельки на солдатские сапоги, платьишки – на шинели и бушлаты и ушли в блиндажи, в окопы, в госпитали, в заводские цеха, чтобы выпускать снаряды, самолеты и таки для фронта, на колхозные поля, чтобы снабжать фронт продовольствием и ковать победу в тыл врага. Девушки и женщины нашей страны, не страшась врага, бросались защищать свой дом, своих родных и близких. Смерть всех девчат из повести Б.Васильева потрясла нас, защемило сердце о каждой из них. Ведь каждая из них могла жить, воспитывать детей, приносить радость людям. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу Великая Победа. Положительный результат такой коллективной работы взрослых, учителей и учащихся проявился уже в том, что во время обсуждения повести и фильма кто-то из девятиклассников произнес фразу: « А мы смогли бы поступить так же, как герои повести?» И это главное! Но, к сожалению, не все прочитали это произведение. А это значит, что работа по активному приобщению наших ровесников к художественной литературе необходимо продолжать.
Но самым ярким событием в школе, бесспорно, стало традиционное школьное мероприятие – конкурс выразительного чтении, посвященного годовщине Сталинградской битвы, в котором принимают участие большинство учащихся школы уже на протяжении нескольких лет. Изучая статистику участия учащихся в этом мероприятии, мы установили, что если в 2010 году в школьном конкурсе принимали участие только 15 учащихся, в 2013- 25 учащихся, в 2015 году, когда наша страна отмечала 70-летие Победы над фашизмом, конкурс собрал 50 конкурсантов, то в 2020 году конкурс проходил в разных параллелях, так как поступило более 80 заявок на участие в конкурсе выразительного чтения, а его победители достойно представили нашу школу на районных конкурсах «Виктория» и «Сталинграду посвящается»: ученица 10 класса Кокарева Валерия заняла 1 место, а ученица 6 класса Лейман Марина – 2 место в своей возрастной группе. На региональных конкурсах «Гренадеры, вперед!» и «Сталинградская сирень» учащиеся нашей школы Исинбаев Владислав, Прищепова Дарья, Гундяев Никита, Котелевская Дарья, Лейман Марина, Чугунова Анастасия, Чугунова Анна, Ахсанов Магомед, Балашова Алина, Тутынина Елизавета, Щелокова Екатерина являлись призерами и победителями, еще раз подтверждая, что художественная литература и искусство воспитывают в детях и подростках чувство патриотизма, приобщают их к лучшим традициям русского народа, позволяют сохранять ту невидимую связь между поколениями, которая и называется памятью поколений. В марте 2020 года в региональном конкурсе «Гренадеры, вперед!», который будет посвящен преемственности подвига народов России, победителям народов России, 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, победам в Сталинградской и Курской битвах, величию народного подвига во все века русской истории в номинациях «Слово о героях, слово о победах»/ чтецы/ и «Слово о героях, слово о победах»/ сочинения/ нашу школу будут представлять Кокарева Валерия, Попова Арина, Михайлова Виктория.
Кроме этого в школе на протяжении нескольких лет стали традиционными конкурсы буктрейлеров к художественным произведениям о Великой Отечественной войны, которые позволяют их автором в краткой, лаконичной форме, но в то же время очень ярко и выразительно рассказать своим ровесникам о тех произведениях, которые они прочитали сами, а теперь рекомендуют эти книги для прочтения своим ровесникам.
Скоро исполнится семьдесят пять лет со дня Победы нашего народа в борьбе с фашизмом. Это для всех нас не просто годы мирной жизни без войны. Это время испытания Памятью. Сегодня война неизбежно отдаляется в прошлое, унося в небытие опыт поколения военного лихолетья, имеющий непреходящее значение для потомков. Но мы дети своего народа, дети своей страны. А это значит, все мы ранены на той же войне. И это нас объединяет с далёкой эпохой военного лихолетья. Поэтому война — это не только наше прошлое, она присутствует в нашей жизни сегодня, определяет наши поступки, помогает осознать национальное единство в мире, где рушатся идеалы. Что же взрослые и мы, современные подростки, можем сделать для того, чтобы сохранить историческую память между поколениями? Мы обязаны передать теплую память о прошлом же своим детям, а вместе с этим и чувство ответственности за судьбу Родину, а чтобы это стало возможным среди нас не должно быть ни одного сомневающегося в той правде о войне, которая передана нам нашими прадедами, ни один из нас не может поверить идеологам современных лжеутверждений и о том, не советская армия освобождала Прибалтику и Польшу, штурмовала Будапешт и Берлин, спасала от неминуемой гибели узников Освенцима и Бухенвальда. А для этого в руки нужно взять прежде всего книгу, которая силой своего художественного слова ни на миг не позволит нам усомниться в истинной правде о войне.
Но, к сожалению, далеко не все учащиеся МБОУ «Самофаловская СШ» являются активными читателями не только произведений о войне, но и в целом художественной литературы. И здесь необходима активная работа всех: школы, библиотек, родителей, семьи в целом. И если эта работа не будет вестись в системе, то политические силы, которые заинтересованы в обработке исторического сознания молодого поколения россиян, которые сформируют новую систему представлений о войне, навязав её новому поколению россиян и поставив на пьедестал победителей в Великой Отечественной войне новых «героев». Ими станут Бендера, Шушкевич и подобные им сторонники фашизма. Эти политические силы способны сфальсифицировать в сознании подрастающего поколения ложное, исторически неправдивое представление о неоспоримой победе народов нашей страны над коричневой чумой, которая вновь поднимает голову, желая развязать третью мировую войну. А этого допустить нельзя. И авторский коллектив нашей исследовательской работы полностью согласен с мнением писательницы Светланы Алексиевич, которая утверждает: «Если не забыть войну, появляется много ненависти. А если войну забывают, начинается новая.»
Аналитическая часть
Анализ анкетирования обучающихся МОУ «Самофаловская СШ» Городищенского района Волгоградской области
В анкетировании принимали участие учащиеся 5-11 классов : 150 человек.
Анкетирование было проведено с целью
- выявить, что сегодня читают школьники, какие идеалы в жизни ценят, каким традициям верны;
- установить мотивацию обращения подростков к литературе о Великой Отечественной войне.
1) Какие книги вы любите читать?
приключенческая литература 53% - 79 чел
фантастика 50% - 75 чел
книги о войне 33% - 49 чел
познавательная литература 20% - 30 чел
2) Великая Отечественная война в вашем понимании – это...
великий подвиг России, который нельзя забывать 42% - 63 чел
гордость за свой героический народ 12 % - 18 чел
скорбь по погибшим 16%- 24 чел
уважение к оставшимся в живых ветеранам и участникам войны 10% -15 чел
далекое прошлое, которое со временем теряет свою актуальность 20 %- 20 чел
3) Откуда вы черпаете информацию о Великой Отечественной войне?
школьные уроки 80% -120 чел
кинофильмы 34%- 51 чел
теле- и радиопередачи 43%- 64 чел
худож. литература 30 %- чел
рассказы ветеранов 5 % -7 чел
газеты и журналы 2%- 3 чел
4) Читаете ли самостоятельно Вы книги о Великой Отечественной войне?
Да – 36 %- 54 чел
Нет - 15% - 22 чел
По заданию учителя- 35%- 52 чел
Не ответили на вопрос 14 %- 21 чел
5)Вы читаете книги о войне потому, что… (закончите фразу)
задали в школе - 35% -52 чел
не ответили на вопрос 19 %- 28 чел
посмотрел (а) кино о войне - 10%-15 чел
посоветовали родители – 5 % - 7 чел
мне нравится читать о войне - 35%
просто попалась на глаза книга - 8%
посоветовали друзья – 2 % - 3 чел
6) Что вас привлекает в книгах о войне?
преодоление человеком трудностей, становление характера - 56% - 84 чел
яркие характеры и необычные судьбы - 43%- 64 чел
сюжет - 31%- 46 чел
изображение исторических событий и деятелей -10 %- 15 чел
психология героев – 24 %- 36 чел
военный быт – 17 %- 25 чел
другое – 4 %-6 чел
ничего не привлекает 8 %- 12 чел
7) Как Вы считаете, должна ли сегодня молодежь читать книги о войне?
книги о войне нужно читать обязательно – 32 %- 48 чел
информацию можно взять из других источников – 24%- 36 чел
можно посмотреть фильмы о войне по произведениям писателей - 44 % - 66 чел
8) Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?
любовь к Родине – 78% - 117 чел
празднование исторических событий и юбилеев – 47% -70 чел
любовь к народу– 35%- 52 чел
любовь к своей семье, близким – 20%
разговоры и беседы о войне – 13%- 19 чел
9 ) Считаете ли Вы, что литература о войне оказывает воздействие на формирование патриотических чувств молодежи?
Да - 72 % - 108 чел
Нет - 14 %- 21 чел
Не знаю - 13% - 19 чел
10) Какие книги о Великой Отечественной войне Вам больше всего понравились?
Большинством респондентов названы в основном книги, включенные в школьную программу или в рекомендованный список литературы для самостоятельного чтения:
Б.Васильев «А зори здесь тихие...»,
А.Твардовский «Василий Теркин»,
М.Шолохов «Судьба человека»,
Б.Васильев «Завтра была война»,
В.Быков «Сотников»,
В.Кондратьев «Сашка»,
М.Шолохов «Они сражались за Родину»,
Б.Васильев «В списках не значился»,
Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»,
В.Катаев «Сын полка»,
Виктор Приставкин «Матерь человеческая»
Г.Ильина «Четвертая высота»,
К.Воробьев «Седой тополь»
Анкетирование показало, что основную информацию о событиях Великой Отечественной войны большинство учащихся МБОУ «Самофаловская СШ» получают на школьных уроках и мероприятиях/ 120 человек из 150 респондентов, что не может не радовать, но при этом получить информацию можно из телевизионных передач – 51 человек, и только 45 человек получают информацию о войне из книг, а газеты и журналы играют роль источника знаний о войне только в жизни 3 человек. Рассказы ветеранов о войне утрачивают свою ведущую роль в этом направлении, так как в Самофаловке не осталось в живых ни одного непосредственного участника войны. Это историческая закономерность.
Но школьные знания являются, по нашему мнению, явно не достаточными в получении знаний о войне, которые помогают подрастающем поколению сформировать свою точку зрения на события прошедшей войны, которые бы помогли осознать историческую роль нашей страны в исходе Великой Отечественной войны. Тревожит, что только 54 человека читают военную литературу о войне самостоятельно, 22 учащихся не испытываю личного интереса к чтению такой литературы вообще. Не меньшее беспокойство вызывают и те 21 человек из состава учащихся, которые на данный вопрос вообще не ответили, что означает, что они скорее склонны к той группе учащихся, которые самостоятельно книги о войне не читают вообще. Но зато домашнее задание по прочтению художественных произведений о войне выполняют 52 человека. При этом было установлено, что среди читающих военную литературу, есть такие учащиеся, которые читают книги о войне, потому что эта тема для них близка и интересна. Она привлекает читающих такими разнообразием проблем, как преодоление человеком трудностей, изображением в военной литературе процесса становления характеров героев военной поры, яркими характерами и необычными судьбами, остротой сюжета, изображением исторических событий и деятелей, психологией героев. И только 12 учащихся заявили, что их в этой литературе ничего не интересует, а это значит, что, вероятнее всего, это те подростки, которые читают литератур о войне по заданию учителя или по принуждению родителей. Результат анализа анкетных данных учащихся показал, что литература войне – это не главный интерес в литературных пристрастиях учащихся школы, и книги военной тематики занимают только 3 место на книжной полке учащихся.
Поводом прочитать книгу становится экранизация художественных литературных произведений современным кинематографом. Это закономерно, так как разные виды искусства: и литература, и кинематограф - выполняют функцию эмоционального воздействия на современную молодежь и являются средством их нравственного и патриотического воспитания. Большинство анкетируемых охарактеризовали понятие «патриотизм» как любовь к Родине, к национальной культуре, к народу. Истинный патриотизм, на взгляд респондентов, проявляется, прежде всего, в праздновании исторических событий и юбилеев, в любви к своему народу, а также в разговорах и беседах со знакомыми на патриотические темы. При этом Великая Отечественная война, в их понимании,- это великий подвиг, которым они гордятся, испытывают чувство скорби по погибшим и уважение к оставшимся в живых ветеранам и участникам войны. Но настораживает тот факт, что 20 % опрошенных учащихся/ т.е. 20 человек из 150 опрошенных считают события войны 1941-1945 годов далеким прошлым, которое со временем теряет свою актуальность, что говорит о существующей тенденции в разрыве связи между поколениями, между прошлым и настоящим, а значит, и будущим.
Одна из причин такой тревожной тенденции, очевидно, и в том, что ни родителя, ни друзья, к сожалению, не являются теми людьми, которые могли бы посоветовать прочитать книгу о войне современному подростку, а информацию о войне в настоящее время можно найти и в других источниках информации: скорее всего это телевидение, сеть Интернет, социальные сети. Другое дело, каков характер этой информации: насколько она правдива, объективна, исторически верна. И вот именно в этом моменте и содержится негативное влияние тех сил на планете, которые могут оказать резко отрицательное влияние на формирование взглядов современных подростков на результаты Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Поэтому работа по возрождению и поддержке славных традиций патриотизма среди детей и юношества; воспитание молодого поколения в духе уважения к своим историческим корням и героям нашейистории, формирование желания у молодых быть достойными тысячелетней истории России, следование примерам героев нашей Родины должны быть основой духовного, нравственного, военно-патриотического воспитания молодежи, развития у нее чувства любви к своей стране. И роль художественной литературы в этом умалять нельзя.
Таким образом, можно констатировать, что интерес у молодежи к прошлому и героическим деяниям предков, к героическим событиям Великой Отечественной войне не иссяк, но требует постоянной работы и подпитки со стороны школы, библиотек, родителей, общественности.
На нашей планете войны шли всегда. Всегда сердца людей переполняла боль утраты. Повсюду, где шла или идут военные конфликты, слышны стоны матерей, плач детей и оглушительные взрывы, которые разрывают наши души и сердца. К нашему большому счастью, мы знаем о войне лишь из художественных фильмов и литературных произведений. Мир не должен забывать ужасы войны, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве тех, кто прошел ее дорогами. Источником этой памяти, неугасающим огнем в нашей душе является русская литература XX века. Должны ли читать военную литературу современные подростки? Многие скажут, что это пережиток прошлого. Правы и те, кто не хотят видеть ужасы войны на страницах книг, испытывать страдания и боль. Но читать военные книги стоит именно поэтому. Если однажды мы увидим реальную картину боя, столкнемся с тысячами трупов, мы навсегда сохраним в душе память о кровавых страницах истории, от которых зависит наша судьба, свобода и мир на всей планете. Но тогда уже такое осознание будет запоздалым, так как вновь и вновь новая бойня приведет к смерти и гибели людей.
Одной из задач в формировании личности современного подростка является обогащение ее нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у всех наших ровесников различна, что связано с общим развитием, его жизненным опытом. В современной обстановке, когда военный конфликт между отдельными государствами представляет собой реальную угрозу всему человечеству, выражением патриотического чувства становится движение сторонников борьбы за мир, за сохранение жизни на нашей планете. В первых рядах движения за мир стоят и писатели. Свидетельство тому – их постоянный интерес к проблемам войны и мира, огромный воспитательный потенциал лучших произведений современной литературы, посвященных Великой Отечественной войне. Авторы книг о войне исследуют военные будни, достоверно изображают сражения, говорят они о мужестве родной земли, о бесценности человеческой жизни, о том, как обыкновенные люди, имеющие совесть и чувство долга перед Родиной, жертвовали собой.
Освещая проблему отношения современных подростков к событиям Великой Отечественной войны, мы считаем необходимым исследовать отношение обучающихся школы к художественной литературе о Великой Отечественной войне, выявить, как произведения художественной литературы позволяют формировать в сознании современных подростков свое, современное понимание того, как в современных условиях необходимо относиться к событиям самой кровопролитной войны 20 века - Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Данная цель конкретизировалась в следующих задачах: выявить уровень знаний и интерес подростков к событиям Великой Отечественной войны, установить, что сегодня читают наши ровесники, проанализировать, какие произведения о событиях 1941-1945 годов изучаются в курсе школьной программы, какие идеалы прошлого ценят современные школьники в настоящем, каким традициям они верны, установить мотивацию обращения подростков к литературе о Великой Отечественной войне, как художественные произведения о войне влияют на формирование чувства исторической памяти, любви и уважения к историческому прошлому нашей страны.
Прежде всего наша авторская группа составила план работы по исследованию данной проблемы:
1. Анкетирование обучающихся МБОУ» Самофаловская СШ», чтобы выявить, что сегодня читают школьники, какие идеалы в жизни ценят, каким традициям верны; чтобы установить мотивацию обращения подростков к литературе о Великой Отечественной войне.
С этой целью был составлен вопросник к анкетированию:
1)Великая Отечественная война в вашем понимании – это...
2) Откуда вы черпаете информацию о Великой Отечественной войне?
3) Какие книги вы любите читать?
4) Читаете ли Вы книги о Великой Отечественной войне?
5) Вы читаете книги о войне потому, что… (закончите фразу)
6) Что вас привлекает в книгах о войне?
7)Какие книги о Великой Отечественной войне Вам больше всего понравились?
8)Как Вы считаете, должна ли сегодня молодежь читать книги о войне?
9) Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?
10) Считаете ли Вы, что литература о войне оказывает воздействие на формирование патриотических чувств молодежи?
2. Анализ содержания учебных программ по литературе в 5-11 классах с целью выявления, какие произведения русской литературы о событиях 1941-1945 годов в истории нашей страны изучаются обучающимися МБОУ «Самофаловская СШ».
3. Установление, какие школьные мероприятия о событиях Великой Отечественной войны были проведены в школе и как они влияют на формирование представлений учащихся МБОУ «Самофаловская СШ» о войне.
2020 год для нашей страны знаковый. Президент России В.В.Путин объявил его годом памяти и славы. Указ президента страны гласит: « В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне провести в 2020 году в Российской федерации год памяти и славы». И мы, дети, должны помнить свою историю, ведь у народа, забывшего свою историю, соответственно, нет и будущего. Тема Великой Отечественной войны всегда будет актуальна, сколько бы лет ни прошло. С этой целью в школе был составлен план мероприятий, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, которые были спланированы педагогическим коллективом школы и инициативной группой школьной детской организации «Горячие сердца» на период 2019-2020 год. Он оказался следующим:
1 Принять участие в районном конкурсе выразительного чтения произведений о войне «Виктория-2019»/ октябрь 2019, 2020 гг./
2.Провести традиционный школьный конкурс выразительного чтения произведений о войне, посвященный годовщине победы в Сталинградской битве среди учащихся 1-11 классов / февраль 2019, 2020 гг/.
3.Участие в районном конкурсе выразительного чтения произведений о Сталинградской битве. / февраль 2019, 2020 гг/.
4. Проведение школьной акции «Читаем книги о войне»/ 5-11 классы/ -
январь – май 2019, 2020 гг.
5. Проведение читательских конференций по произведениям русской литературы о событиях Великой Отечественной войны: Алексей Толстой «Русский характер» - 7-8 классы/ ноябрь 2019/, Б.Васильев «В списках не значился» - 10-11 класс/ февраль 2019/, Борис Екимов «Ночь исцеления» и «Под высоким крестом»- 9-е классы/ март 2019/, Борис Васильев «А зори здесь тихие» и Виктор Приставкин «Матерь человеческая» - 10-11 классы./ январь 2020 год/
6. Участие в школьном и региональном конкурсе сочинений «Без срока давности» 8-11 классы / январь 2020 год/.
7. Участие учащихся школы в региональном конкурсе «Гренадеры, вперед!» в номинациях «Слово о героях, слово о победах» (сочинение)» и «Слово о героях, слово о победах» (чтецы ) / март 2019, 2020 гг/.
8. Участие учащихся школы в региональном конкурсе «Сталинградская сирень-2020» в номинациях «Выразительное художественное чтение» и «Литературная работа»/ апрель-май 2020 год/.
9. Школьный конкурс «Лучший буктрейлер к произведениям о Великой Отечественной войне» /апрель-май 2019,2020 гг/.
10. Подготовка и проведение литературно-исторической игры «Разведка»/ январь 2019 – 7-9 классы/
11. Реализация школьного проекта «Читаем книги всей семьей»2018-2020 год.
- Подготовка и участие школы в районном конкурсе «Школьные и педагогические фантазии», посвященном 75-летию Победы в великой Отечественной войне.
Проанализировав результаты анкетирования учащихся 5-11 классов МБОУ «Самофаловская СШ», мы выяснили, что основным источником знаний учащихся о Великой Отечественной войне являются те художественные произведения, которые изучаются в курсе школьной программы по литературе. Это было мнение 82 % опрошенных учащихся. Поэтому следующим этапом нашей исследовательской работы стал анализ содержания учебных программ по литературе. Школьные учителя помогли нам установить, что во все годы обучения с 5 по 11 класс школьная программа предусматривает изучение произведений о событиях Великой Отечественной войны. Преподавание курса литературы в нашей школе ведется по программе под редакцией В.Я.Коровиной по учебникам для общеобразовательных учебных заведений , авторами которых являются В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин в 5-9 классах и по учебнику Ю.В.Лебедева в 10-11 классах. Было установлено, что программы содержат самые значимые произведения о Великой Отечественной войне, а именно: в 5 классе в разделе «ради жизни на Земле» изучаются произведения К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» и А.Твардовского «Рассказ танкиста», в 6 классе в разделе учащиеся знакомятся с творчеством таких поэтов-фронтовиков, как К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Д. Самойлов «Сороковые», а также с произведением В.Распутина «Уроки французского», посвященного сложному послевоенному времени, А. Лиханова «Последние холода», в 7 классе предметом изучения школьников являются стихи и рассказы Е.Носова «Живое пламя» и А.Платонова «Кукла», в которых тема войны раскрывается через призму мирного времени, в 8 классе – это поэма А.Твардовского «Василий Теркин», стихи и песни о Великой Отечественной войне: М. Исаковского «Катюша», «Враги сожгли родную хату…», Б. Окуджавы «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…», А. Фатьянова «Соловьи», Л. Ошанина «Дороги», в 9 классе – рассказ М.Шолохова «Судьба человека», в 10- 11 классах изучение произведений о войне идет в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ и к итоговому сочинению. Проведенный нами анализ показал, что события войны освещены в курсе школьной программы, но изучаемых в рамках учебной программы литературных произведений явно не достаточно для того, чтобы сформировать четкую позицию и собственное мнение подростка о той важнейшей роли событий Великой Отечественной войны в судьбе всего человечества в 20 веке. Поэтому так необходима дополнительная работа в этом направлении: это уроки внеклассного чтения, литературные акции, литературно-художественные композиции, участие учащихся школы в творческих конкурсах военно-патриотической направленности, создание и реализация социальных и учебных проектов по приобщению учащихся, их семей и в целом населения к художественному наследию, в том числе и привитие интереса к военной поэзии и прозе. С этой же целью Министерство образования, науки и молодежной политики в соответствии с письмом Минобрнауки России от 14.06.2016г. № 08-709 утвердило списки рекомендуемых произведений для изучения обучающимся по основным образовательным программа в рамках ФГОС, разработанные государственным бюджетным научным учреждением «Научная педагогическая библиотека имени К.Д.Ушинского» совместно с русской школьной библиотечной ассоциацией, в том числе программные произведения для изучения в 1-11 классах, а также перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации патриотической направленности, в который включены дополнительно произведения русских писателей о войне: В.Богомолова «Момент истины» и Ю.Бондарева «Горячий снег» и «Батальоны просят огня», В.Быкова «Мертвым не больно» и «Сотников», М.Джалиля «Моабитская тетрадь», В.Некрасова «В окопах Сталинграда», К.Симонова «Живые и мертвые». Не менее значимым оказался в 2019-2020 учебном году и новый учебный курс «Родная русская литература», в который учителя русского языка и литературы включили раздел «Ради жизни на Земле», который предполагает для изучения такие произведения, как рассказы «Подснежник», «Седой тополь»,«Это мы, Господи!» К.Д.Воробьева, военные очерки К. Симонова «Свеча».
С целью расширения читательского кругозора, воспитания активного читателя в школе несколько лет назад началась реализация школьного проекта «Читаем книги всей семьей», реализация которого началась в школе по инициативе актива детской организацией школы «Горячие сердца». Составными частями этой работы стали ежегодные акции по приобщению учащихся и их родителей к чтению произведений о войне «Читаем книги о войне», « 200 минут чтения: Сталинграду посвящается!». Такие акции проводятся в школе к знаменательным датам из истории нашей страны: 1 сентября - день окончания Второй мировой войны, 2 февраля – годовщина победы в Сталинградской битве, ежегодно в период вахты памяти с 1-9 мая, 22 июня – в день памяти и скорби/ акция проводится в школьном летнем оздоровительном лагере/. Такие читательские акции позволяют активизировать интерес учащихся как к чтению произведений о войне, так и к художественной литературе в целом. В дни таких акций у учащихся школы есть возможность подготовить для выразительного чтения понравившиеся эпизоды из тех произведений о войне, которые не изучаются в школе и были прочитаны учащимися самостоятельно, можно прослушать радиоспектакли по художественным произведениям в исполнении мастеров художественного слова и лучших российских актеров.
Составляющей частью литературных акций стало проведение читательских конференций по произведениям русских писателей. Так с привлечением родителей, работников сельской и школьной библиотек, общественности, учителей прошли в нашей школе читательские конференции по произведениям русской литературы о событиях Великой Отечественной войны по рассказу Алексея Толстого «Русский характер» - 7-8 классы/ ноябрь 2019/, по повести Б.Васильева «В списках не значился» - 10-11 класс/ февраль 2019/, по рассказам Бориса Екимова «Ночь исцеления» и «Под высоким крестом»- 9-е классы/ март 2019/, по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» и Виктора Приставкина «Матерь человеческая» - 10-11 классы./ январь 2020 год/.
Так, например, яркое впечатление произвели рассказы Бориса Екимова «Ночь исцеления» и «Под высоким крестом», которые являются произведениями современной литературы и написаны сравнительно недавно (рассказ «Ночь исцеления» в 1986 году, а рассказ «Под высоким крестом» в 2008 году). Автор позволяет нам вернуться нас к тем огненным событиям войны 1941-1945 годов, а также увидеть в современном человеке то, что ещё недостаточно осознано и оценено, а именно : отношение современного поколения к событиям Великой Отечественной войны. Сама война в рассказах не показана, писатель не изображает военные баталии , но в рассказах четко слышны её отголоски. Герои этих рассказов принадлежат к поколению, не знающему, что такое война. Но они понимают: война до сих пор мучает людей, переживших ее, не дает им спокойно спать, заставляет вскрикивать по ночам от тяжелых воспоминаний. И Гриша, герой рассказа «Ночь исцеления», и Иван Атарщиков, герой рассказа «Под высоким крестом», исцеляются памятью о войне, приобщаясь к этим суровым событиям в истории нашей страны и к истории жизни представителей старшего поколения, которые пережили войну, прошли через весь ее ужас, потерю своих близких, познавших, что такое голод и смерть. Мальчик Гриша сначала воспринимает прошлое своей бабушки, ее воспоминания о пережитом в годы войны отстраненно, а потом оно становится его собственной болью. Он нашел единственно верный способ исцелить бабушку от ужасных снов о годах войны, из-за которых она очень страдала, при этом исцеляется он сам от современного равнодушия и душевной черствости. Он взрослеет, становится мудрее, милосерднее к тем, кто нуждается в заботе и участии со стороны окружающих людей. Иван Атарщиков тоже постепенно приходит к осознанию того, что он допустил ошибку, указав черным копальщикам, где находятся воинские захоронения бойцов, погибших на берегах Дона в период Сталинградской битвы. Иван считает себя виновным в том, что мародеры нарушили покой павших, разворошив уже затянутые временем могилы. Он сбирает с могил кресты, чтобы люди-хищники, которые раскапывают могилы, ищут ценности, не могли больше их найти. Ивану больно за то, что в наши дни стало возможным надругательство над памятью, над захоронениями. Автор даёт довольно мрачный ракурс современности. Читательская конференция по произведениям Б.Екимова тронула всех учащихся, даже тех, кто не прочитал, но присутствовал на этом мероприятии. Ведь эти рассказы о нас, о нравственном исцелении тех, кто не знает что такое война, это наше с вами исцеление от равнодушия, духовной слепоты, исцеление от потери и утраты исторической связи между прошлым и настоящим.
В этом году в школе в рамках недели словесности и истории учащимися 9 класса совместно с учителем русского языка и литературы после предварительного коллективного просмотра одноименного художественного фильма была проведена читательская конференция по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Во время этого мероприятия разговор о войне был посвящен тем бойцам, которые в годы войны сменили туфельки на солдатские сапоги, платьишки – на шинели и бушлаты и ушли в блиндажи, в окопы, в госпитали, в заводские цеха, чтобы выпускать снаряды, самолеты и таки для фронта, на колхозные поля, чтобы снабжать фронт продовольствием и ковать победу в тыл врага. Девушки и женщины нашей страны, не страшась врага, бросались защищать свой дом, своих родных и близких. Смерть всех девчат из повести Б.Васильева потрясла нас, защемило сердце о каждой из них. Ведь каждая из них могла жить, воспитывать детей, приносить радость людям. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу Великая Победа. Положительный результат такой коллективной работы взрослых, учителей и учащихся проявился уже в том, что во время обсуждения повести и фильма кто-то из девятиклассников произнес фразу: « А мы смогли бы поступить так же, как герои повести?» И это главное! Но, к сожалению, не все прочитали это произведение. А это значит, что работа по активному приобщению наших ровесников к художественной литературе необходимо продолжать.
Но самым ярким событием в школе, бесспорно, стало традиционное школьное мероприятие – конкурс выразительного чтении, посвященного годовщине Сталинградской битвы, в котором принимают участие большинство учащихся школы уже на протяжении нескольких лет. Изучая статистику участия учащихся в этом мероприятии, мы установили, что если в 2010 году в школьном конкурсе принимали участие только 15 учащихся, в 2013- 25 учащихся, в 2015 году, когда наша страна отмечала 70-летие Победы над фашизмом, конкурс собрал 50 конкурсантов, то в 2020 году конкурс проходил в разных параллелях, так как поступило более 80 заявок на участие в конкурсе выразительного чтения, а его победители достойно представили нашу школу на районных конкурсах «Виктория» и «Сталинграду посвящается»: ученица 10 класса Кокарева Валерия заняла 1 место, а ученица 6 класса Лейман Марина – 2 место в своей возрастной группе. На региональных конкурсах «Гренадеры, вперед!» и «Сталинградская сирень» учащиеся нашей школы Исинбаев Владислав, Прищепова Дарья, Гундяев Никита, Котелевская Дарья, Лейман Марина, Чугунова Анастасия, Чугунова Анна, Ахсанов Магомед, Балашова Алина, Тутынина Елизавета, Щелокова Екатерина являлись призерами и победителями, еще раз подтверждая, что художественная литература и искусство воспитывают в детях и подростках чувство патриотизма, приобщают их к лучшим традициям русского народа, позволяют сохранять ту невидимую связь между поколениями, которая и называется памятью поколений. В марте 2020 года в региональном конкурсе «Гренадеры, вперед!», который будет посвящен преемственности подвига народов России, победителям народов России, 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, победам в Сталинградской и Курской битвах, величию народного подвига во все века русской истории в номинациях «Слово о героях, слово о победах»/ чтецы/ и «Слово о героях, слово о победах»/ сочинения/ нашу школу будут представлять Кокарева Валерия, Попова Арина, Михайлова Виктория.
Кроме этого в школе на протяжении нескольких лет стали традиционными конкурсы буктрейлеров к художественным произведениям о Великой Отечественной войны, которые позволяют их автором в краткой, лаконичной форме, но в то же время очень ярко и выразительно рассказать своим ровесникам о тех произведениях, которые они прочитали сами, а теперь рекомендуют эти книги для прочтения своим ровесникам.
Скоро исполнится семьдесят пять лет со дня Победы нашего народа в борьбе с фашизмом. Это для всех нас не просто годы мирной жизни без войны. Это время испытания Памятью. Сегодня война неизбежно отдаляется в прошлое, унося в небытие опыт поколения военного лихолетья, имеющий непреходящее значение для потомков. Но мы дети своего народа, дети своей страны. А это значит, все мы ранены на той же войне. И это нас объединяет с далёкой эпохой военного лихолетья. Поэтому война — это не только наше прошлое, она присутствует в нашей жизни сегодня, определяет наши поступки, помогает осознать национальное единство в мире, где рушатся идеалы. Что же взрослые и мы, современные подростки, можем сделать для того, чтобы сохранить историческую память между поколениями? Мы обязаны передать теплую память о прошлом же своим детям, а вместе с этим и чувство ответственности за судьбу Родину, а чтобы это стало возможным среди нас не должно быть ни одного сомневающегося в той правде о войне, которая передана нам нашими прадедами, ни один из нас не может поверить идеологам современных лжеутверждений и о том, не советская армия освобождала Прибалтику и Польшу, штурмовала Будапешт и Берлин, спасала от неминуемой гибели узников Освенцима и Бухенвальда. А для этого в руки нужно взять прежде всего книгу, которая силой своего художественного слова ни на миг не позволит нам усомниться в истинной правде о войне.
Но, к сожалению, далеко не все учащиеся МБОУ «Самофаловская СШ» являются активными читателями не только произведений о войне, но и в целом художественной литературы. И здесь необходима активная работа всех: школы, библиотек, родителей, семьи в целом. И если эта работа не будет вестись в системе, то политические силы, которые заинтересованы в обработке исторического сознания молодого поколения россиян, которые сформируют новую систему представлений о войне, навязав её новому поколению россиян и поставив на пьедестал победителей в Великой Отечественной войне новых «героев». Ими станут Бендера, Шушкевич и подобные им сторонники фашизма. Эти политические силы способны сфальсифицировать в сознании подрастающего поколения ложное, исторически неправдивое представление о неоспоримой победе народов нашей страны над коричневой чумой, которая вновь поднимает голову, желая развязать третью мировую войну. А этого допустить нельзя. И авторский коллектив нашей исследовательской работы полностью согласен с мнением писательницы Светланы Алексиевич, которая утверждает: «Если не забыть войну, появляется много ненависти. А если войну забывают, начинается новая.»
Приложение
Аналитическая часть
Анализ анкетирования обучающихся МОУ «Самофаловская СШ» Городищенского района Волгоградской области
В анкетировании принимали участие учащиеся 5-11 классов : 150 человек.
Анкетирование было проведено с целью
- выявить, что сегодня читают школьники, какие идеалы в жизни ценят, каким традициям верны;
- установить мотивацию обращения подростков к литературе о Великой Отечественной войне.
1) Какие книги вы любите читать?
приключенческая литература 53% - 79 чел
фантастика 50% - 75 чел
книги о войне 33% - 49 чел
познавательная литература 20% - 30 чел
2) Великая Отечественная война в вашем понимании – это...
великий подвиг России, который нельзя забывать 42% - 63 чел
гордость за свой героический народ 12 % - 18 чел
скорбь по погибшим 16%- 24 чел
уважение к оставшимся в живых ветеранам и участникам войны 10% -15 чел
далекое прошлое, которое со временем теряет свою актуальность 20 %- 20 чел
3) Откуда вы черпаете информацию о Великой Отечественной войне?
школьные уроки 80% -120 чел
кинофильмы 34%- 51 чел
теле- и радиопередачи 43%- 64 чел
худож. литература 30 %- чел
рассказы ветеранов 5 % -7 чел
газеты и журналы 2%- 3 чел
4) Читаете ли самостоятельно Вы книги о Великой Отечественной войне?
Да – 36 %- 54 чел
Нет - 15% - 22 чел
По заданию учителя- 35%- 52 чел
Не ответили на вопрос 14 %- 21 чел
5)Вы читаете книги о войне потому, что… (закончите фразу)
задали в школе - 35% -52 чел
не ответили на вопрос 19 %- 28 чел
посмотрел (а) кино о войне - 10%-15 чел
посоветовали родители – 5 % - 7 чел
мне нравится читать о войне - 35%
просто попалась на глаза книга - 8%
посоветовали друзья – 2 % - 3 чел
6) Что вас привлекает в книгах о войне?
преодоление человеком трудностей, становление характера - 56% - 84 чел
яркие характеры и необычные судьбы - 43%- 64 чел
сюжет - 31%- 46 чел
изображение исторических событий и деятелей -10 %- 15 чел
психология героев – 24 %- 36 чел
военный быт – 17 %- 25 чел
другое – 4 %-6 чел
ничего не привлекает 8 %- 12 чел
7) Как Вы считаете, должна ли сегодня молодежь читать книги о войне?
книги о войне нужно читать обязательно – 32 %- 48 чел
информацию можно взять из других источников – 24%- 36 чел
можно посмотреть фильмы о войне по произведениям писателей - 44 % - 66 чел
8) Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?
любовь к Родине – 78% - 117 чел
празднование исторических событий и юбилеев – 47% -70 чел
любовь к народу– 35%- 52 чел
любовь к своей семье, близким – 20%
разговоры и беседы о войне – 13%- 19 чел
9 ) Считаете ли Вы, что литература о войне оказывает воздействие на формирование патриотических чувств молодежи?
Да - 72 % - 108 чел
Нет - 14 %- 21 чел
Не знаю - 13% - 19 чел
10) Какие книги о Великой Отечественной войне Вам больше всего понравились?
Большинством респондентов названы в основном книги, включенные в школьную программу или в рекомендованный список литературы для самостоятельного чтения:
Б.Васильев «А зори здесь тихие...»,
А.Твардовский «Василий Теркин»,
М.Шолохов «Судьба человека»,
Б.Васильев «Завтра была война»,
В.Быков «Сотников»,
В.Кондратьев «Сашка»,
М.Шолохов «Они сражались за Родину»,
Б.Васильев «В списках не значился»,
Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»,
В.Катаев «Сын полка»,
Виталий Закруткин «Матерь человеческая»
Г.Ильина «Четвертая высота»,
К.Воробьев «Седой тополь»
Анкетирование показало, что основную информацию о событиях Великой Отечественной войны большинство учащихся МБОУ «Самофаловская СШ» получают на школьных уроках и мероприятиях/ 120 человек из 150 респондентов, что не может не радовать, но при этом получить информацию можно из телевизионных передач – 51 человек, и только 45 человек получают информацию о войне из книг, а газеты и журналы играют роль источника знаний о войне только в жизни 3 человек. Рассказы ветеранов о войне утрачивают свою ведущую роль в этом направлении, так как в Самофаловке не осталось в живых ни одного непосредственного участника войны. Это историческая закономерность.
Но школьные знания являются, по нашему мнению, явно не достаточными в получении знаний о войне, которые помогают подрастающем поколению сформировать свою точку зрения на события прошедшей войны, которые бы помогли осознать историческую роль нашей страны в исходе Великой Отечественной войны. Тревожит, что только 54 человека читают военную литературу о войне самостоятельно, 22 учащихся не испытываю личного интереса к чтению такой литературы вообще. Не меньшее беспокойство вызывают и те 21 человек из состава учащихся, которые на данный вопрос вообще не ответили, что означает, что они скорее склонны к той группе учащихся, которые самостоятельно книги о войне не читают вообще. Но зато домашнее задание по прочтению художественных произведений о войне выполняют 52 человека. При этом было установлено, что среди читающих военную литературу, есть такие учащиеся, которые читают книги о войне, потому что эта тема для них близка и интересна. Она привлекает читающих такими разнообразием проблем, как преодоление человеком трудностей, изображением в военной литературе процесса становления характеров героев военной поры, яркими характерами и необычными судьбами, остротой сюжета, изображением исторических событий и деятелей, психологией героев. И только 12 учащихся заявили, что их в этой литературе ничего не интересует, а это значит, что, вероятнее всего, это те подростки, которые читают литератур о войне по заданию учителя или по принуждению родителей. Результат анализа анкетных данных учащихся показал, что литература войне – это не главный интерес в литературных пристрастиях учащихся школы, и книги военной тематики занимают только 3 место на книжной полке учащихся.
Поводом прочитать книгу становится экранизация художественных литературных произведений современным кинематографом. Это закономерно, так как разные виды искусства: и литература, и кинематограф - выполняют функцию эмоционального воздействия на современную молодежь и являются средством их нравственного и патриотического воспитания. Большинство анкетируемых охарактеризовали понятие «патриотизм» как любовь к Родине, к национальной культуре, к народу. Истинный патриотизм, на взгляд респондентов, проявляется, прежде всего, в праздновании исторических событий и юбилеев, в любви к своему народу, а также в разговорах и беседах со знакомыми на патриотические темы. При этом Великая Отечественная война, в их понимании,- это великий подвиг, которым они гордятся, испытывают чувство скорби по погибшим и уважение к оставшимся в живых ветеранам и участникам войны. Но настораживает тот факт, что 20 % опрошенных учащихся/ т.е. 20 человек из 150 опрошенных считают события войны 1941-1945 годов далеким прошлым, которое со временем теряет свою актуальность, что говорит о существующей тенденции в разрыве связи между поколениями, между прошлым и настоящим, а значит, и будущим.
Одна из причин такой тревожной тенденции, очевидно, и в том, что ни родителя, ни друзья, к сожалению, не являются теми людьми, которые могли бы посоветовать прочитать книгу о войне современному подростку, а информацию о войне в настоящее время можно найти и в других источниках информации: скорее всего это телевидение, сеть Интернет, социальные сети. Другое дело, каков характер этой информации: насколько она правдива, объективна, исторически верна. И вот именно в этом моменте и содержится негативное влияние тех сил на планете, которые могут оказать резко отрицательное влияние на формирование взглядов современных подростков на результаты Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Поэтому работа по возрождению и поддержке славных традиций патриотизма среди детей и юношества; воспитание молодого поколения в духе уважения к своим историческим корням и героям нашейистории, формирование желания у молодых быть достойными тысячелетней истории России, следование примерам героев нашей Родины должны быть основой духовного, нравственного, военно-патриотического воспитания молодежи, развития у нее чувства любви к своей стране. И роль художественной литературы в этом умалять нельзя.
Таким образом, можно констатировать, что интерес у молодежи к прошлому и героическим деяниям предков, к героическим событиям Великой Отечественной войне не иссяк, но требует постоянной работы и подпитки со стороны школы, библиотек, родителей, общественности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта предметного учебного занятия по литературе «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (5 класс)
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использован...
Программа "Основы формирования лидерских качеств у подростков" НВ Дорогая
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОбразовательная программа дополнительного образования «Основы формирования личностных качеств у подростков» культурологической направленности рассчитана на 1 год обучения для обуч...
«Основы формирования личностных качеств у подростков»
Реализация программы «Основы формирования личностных качеств у подростков» представляется важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколен...
Рабочая программа «Основы формирования лидерских качеств у подростков»
Рабочая программа дополнительного образования «Основы формирования личностных качеств у подростков» культурологической направленности рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 13-17 лет...
Рабочая программа «Основы формирования личностных качеств у подростков»
В современных условиях значительно возросли требования к профессионально важным качествам летчика.Под профессионально важными качествами (ПВК) понимаются качества человека, определяющие эф...
Классный час «Патриотические идеалы современной молодежи: вопросы и ответы»
Патриотические идеалы современной молодежи...
Презентация, научно-исследовательская работа и словарик «Англоязычный сленг в речи современных подростков»
Материалы к городскому Дню Науки...