Урок технологии в 5 классе "Текстильные материалы"
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Ляпина Татьяна Сергеевна

Урок технологии в 5 классе "Текстильные материалы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5klass_testilnye_materialy.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по технологии в  5 классе по теме « Текстильные материалы»

(учитель Ляпина Т.С.)

  • Цели урока: 

    Образовательная: Познакомить учащихся с видами волокон и сырьем для производства натуральных тканей.

    Развивающая: Развивать мыслительную способность, умение наблюдать и делать выводы, находить информацию в тексте. Развивать внимание, наблюдательность и память

    Воспитывающая - Способствовать развитию интереса к предмету Воспитывать уважение к людям труда (профессии работников _текстильной промышленности).
  • Профориентационная - Сформировать представление о профессии текстильной промышленности.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие, настрой на работу.

  1. Повторение

Два урока мы изучаем с вами тему «Материалы для производства материальных благ». Мы с вами узнали,  какие виды материалов бывают и разобрали конструкционные материалы. Давайте вспомним материал прошлых уроков.

Фронтальный опрос

  1. А что же такое материал?
  2. Какие бываю материалы? Приведите примеры.
  3. Какие бывают материалы по способу производства? Приведите примеры.( натуральные -древесина, искусственные- стекло, кирпич, ДСП, искусственный шелк,, синтетические- полиэтилен, полистирол)

Работа на карточках.

1)Вставьте пропуски.

Детали машин, аппаратов, агрегатов, сооружений, испытывающие боьшие нагрузки, изготавливают из____________________________.

Конструкционные материалы бывают___________,_________________и________________

К _____________________ конструкционным материалам относятся чёрные и цветные металлы.______________ металлы- это металлы на основе железа

_____________________металлы – это сплавы на основе алюминия, магния, титана, меди, свинца, олова, никеля. Неметалическими конструкционными материалами являются__________________, _______________________,__________________,___________________

2) Установите соответствие между свойством конструкционного материала и определением

1. Прочность

А) это свойство материалов разрушаться при небольшой деформации

  1. Плотность

Б)это свойство материалов деформироваться

  1. Твердость

В) Это способность материала противостоять разрушению

  1. Упругость

Г) характеризует то, как близко друг к другу расположены атомы и молекулы

  1. Хрупкость

Д) это способность материала сопротивляться  деформации

Самопроверка  (Слайд 1-3)

  1. Изучение нового материала

Вы знаете, мы с вами живем в удивительное время, время изобилия во всем. Сколько разных конфет можно купить, сколько интересных игрушек, какие замечательные книги выпускают типографии, а сколько одежды – на любой вкус. Ну, а если ничего не нравится, бери ткань и шей. Ведь ткани тоже много.

И как бы нам позавидовал первобытный человек, который все свое имущество носил на себе. Он все что-то придумывал, пробовал делать. И выжил.

А что случилось бы, если бы вы оказались на необитаемом острове, без одежды и запасов пищи? Смогли бы вы себя обслужить? Ну, например, изготовить одежду?

Ответ: Нет!

А знаете почему? Потому что не хватает знаний! Но это можно исправить.

Я вам предлагаю подготовиться к такой ситуации и узнать, это на уроке.

Ребята скажите какова цель нашего урока ( Должны узнать как и из чего изготавливают ткань. Что является сырьем для производства ткани)

(Слайд 4) Открываем тетради- записываем тему урока.-Текстильные материалы (слово текстиль в переводе с латинского обозначает- «ткань», «материя»)

ЭКСПЕРИМЕНТ (Всем раздать лоскуты)
Давайте с вами проведём эксперимент, исследование с вашими лоскутками

 Берем лоскуток ткани- рассматриваем его

-Из чего изготовлена ткань?- (из нитей)

Достаньте одну ниточку из лоскутка и раскрутите ее, что мы видим? (тонкие, коротки волоски), вот эти волоски называют текстильные волокна.

Нить получают путем скручивания нескольких волокон

(Слайд 5) 1.Волокно– это гибкое, прочное тело, сырьё для получения ткани.-записываем в тетрадь
Волокна бывают натуральные и химические-работа со схемой стр 54-ЧЕРТИМ СХЕМУ В ТЕТРАДЬ

  1. Классификация текстильных волокон. (Слайд 6)
    Ответьте на вопрос.

Что означает словосочетание «волокна растительного происхождения»?

Почему их называют натуральными волокнами?

Какие растения дают нам эти волокна. (назовите). Вспомните в какой  сказке сестра изготовила для братьев рубашки и что это было за растение? (Из  какого растения сестра получала пряжу и шила братьям рубашки? – Ганс Христиан Андересен  «Дикие лебеди»- крапива.

Но мы более подробно остановимся на волокнах, которые в основном используются человеком. Это волокна  хлопка и льна.

Работа с учебником.

В тетрадь-3. Волокна растительного происхождения

Выписываем- в тетрадь что является сырьем для растительных волокон

-Хлопковое волокно- получают из хлопчатника

-Льняное волокно- получают из стебля льна

( Рассматриваем хлопковое волокно и льняное волокно)

(Слайд 7-8)

4 Волокна животного происхождения ( работа с учебником) найдите в учебнике- что является сырьем для производства волокон животного происхождения

В тетрадь

-шерстяные волокна – это шерсть овец, коз, верблюдов

-шелковое волокно- это тонкая нить которую выделяет гусеница бабочки тутового шелкопряда.

(Слайд9-10-11)

В тетрадь

5.Волокна минерального происхождения

Как производят ткань ( просмотр видео)

Из каких этапов состоит производство ткани

В тетрадь 6.Производство ткани

Записываем схему(слайд 12)

Волокно – прядение пряжи, нитки- ткачество- суровая ткань-отделка ткани- готовая ткань

В тетрадь 7.Ткань получают путем переплетения нитей  (слайд 13)

Нити , идущие вдоль полотна- называются нитями основы (долевая нить)

Нити, расположенные поперек, называются нитями утка

Работа с учебником и с лоскутом ткани стр 56

 Найдите в учебнике чем отличаются нить основы от нити утка, попробуйте определить на своем лоскуте где у вас нить основы, а где утка.

(нить основы гладкая, тонкая, а нить утка пушистая и толстая, нить основы растяжению не поддается, и нить утка хорошо тянется)

Нужно уметь определять направление  долевой нити, Потому что , чтобы сшить изделие из ткани выкройки нужно правильно на такни располагать, иначе платье и ли юбку перекосит

Рисунок в тетрадь

Итак мы узнали как производят ткань. А как называются специалисты занимающиеся изготовлением ткани. Найдите  в учебнике- прядильщик, ткачи. А кто знает где у нас в России  широко развита текстильная промышленность ( Ивановская область)

4. Закрепление знаний учащихся.
Выберите правильный ответ:
1. Для получения хлопчатобумажных и льняных тканей используют волокна:
а) животного происхождения, 
б) растительного происхождения,
в) минерального происхождения
2. Для производства  льняной ткани используют: 
а) стебель, 
б) плод, семена, 
в) корень
6. Семена хлопка используют для изготовления:
а) искусственных волокон,
б) ваты, бумаги, картона,
в) волокон для ткани
Тест по теме «Материаловедение» 5-й класс

Выбери правильный ответ:

1. Первоначальным сырьем для изготовления тканей является:

А) Волокно В) Нить

Б) Пряжа

2. Вдоль куска ткани идет нить:

А) Утка В) В зависимости от переплетения нитей

Б) Основы

3. Какое волокно наиболее прочное:

А) Лен В) И то, и другое

Б) Хлопок

4. Волокна хлопка и льна относятся к природным волокнам:

А) Животного происхождения

Б) Минерального происхождения

В) Растительного происхождения

5. Нераспускающаяся плотная полоска, идущая вдоль куска ткани называется:

А) Утком

Б) Кромкой

В) Основой

Выберите правильные ответы:

11 . К натуральным волокнам относятся:

А) Шерсть

Б) Шелк

В) Капрон

Г) Лен

Д) Хлопок

9Проверка практической работы, выставление оценок.
9. Рефлексия

Домашнее задание Выполнить макет переплетения нитей основы и утка.

Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей, учебник, 

рабочая тетрадь.

Правила безопасности: при работе с ножницами.

Ход работы

^ 1. Вырежи из бумаги разного цвета два квадрата 10х10 см.

2.Разметь два квадрата через 1 см.

3. Проведи на одном из квадратов дополнительную линию, отступив от края 1 см.

Разрежь квадрат на полоски до намеченной линии.

^ 4.Разрежь второй квадрат по намеченной линии на полоски.

5. Выполни переплетение и подклей концы полосок.

6. Приклей готовый макет переплетения в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы к урокам технологии. Рабочая тетрадь «Дневник профессиональной карьеры» учебного курса «Твоя профессиональная карьера» учебного предмета «Технология» 9 класс.

Вокруг разнообразный и сложный мир, живя в котором необходимо постоянно искать ответы на возникающие вопросы. Излишне говорить, насколько в...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ РЫНКА СОВРЕМЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНОЛОГИЙ

В данной статье обосновывается необходимость повышения строительной грамотности на уроках технологии в средней школе....