НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ РЫНКА СОВРЕМЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНОЛОГИЙ
статья по технологии (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
В данной статье обосновывается необходимость повышения строительной грамотности на уроках технологии в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 31.82 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ РЫНКА СОВРЕМЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНОЛОГИЙ
В.М. Макеев*)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 172» Нижнего Новгорода
*)e-mail: vmakeev.88@mail.ru
В данной статье обосновывается необходимость повышения строительной грамотности на уроках технологии в средней школе.
Ключевые слова: повышение строительной грамотности, уроки технологии, профессиональное образование, рынок строительства.
Часто приходится слышать о необходимости повышать юридическую и компьютерную грамотность населения, однако о повышении строительной грамотности говорят крайне редко. На эту тему нам попалась одна единственная заметка на сайте Тольяттинского государственного университета, датированная 2016 годом.[1] Тем не менее проблема существует, и приступать к её решению рано или поздно придётся. Об аспектах этой проблемы рассказано ниже.
С начала 2000-х годов в Россию активно проникают строительные технологии из-за рубежа, за последние годы кратно увеличилось производство новых строительных материалов и инструментов. Возник целый ряд компаний, некоторые из которых успели стать крупнейшими отечественными производителями для строительной отрасли. Они специализируется на производстве целой линейки строительных и отделочных материалов для возведения домов, для ремонта и строительства. Каждый из этих материалов требует соблюдения определённой технологии работы с ним, как следствие подготовки специалистов, в первую очередь, начальной и средней квалификации. Государственная система подготовки кадров начальной и средней квалификации для этой отрасли значительно отстает от скорости развития рынка. Производители (далеко не многие) самостоятельно занимаются аттестацией специалистов в своих учебных центрах с целью создания спроса на материалы и системы собственного производства.[2] В результате этого дисбаланса возник ряд проблем, в частности:
- отсутствие квалифицированных специалистов, способных правильно работать с современными материалами, знающих и соблюдающих технологию;
- отсутствие чётких правовых и строительных норм, в частности на рынке малоэтажного домостроения. Как следствие, не редкой является ситуация, когда низкоквалифицированные специалисты под руководством недобросовестных предпринимателей возводят жильё, фактически непригодное для проживания. Всё это делает рынок строительства крайне нецивилизованным. Подтверждением тому служат проекты «Стройхлам»[3], «ПростоДом»[4], «Всё по уму на стройке»[5] и д.р., которые создавались для того, чтобы оказывать юридическую и техническую помощь заказчикам.
- Недобросовестные производители, низкое качество строительных материалов.
По словам основателя проекта «Всё по уму на стройке» Андрея Лошкарёва потребители недовольны качеством услуг, которые им предоставляют профессиональные участники рынка по той причине, что строители неправильно применяют продукцию производителей. Строители должны этому научиться. Однако ни в Вузах, на в ПТУ, ни у производителей современную строительную продукцию применять не учат. Поэтому многие строители получают опыт и знания на своих объектах за счёт заказчика.[6]
Для того, чтобы создать цивилизованный рынок строительства, необходимо уже сегодня позаботиться о подготовке кадров, людей, которые в обозримом будущем будут строить наши дома. И начинаться эта подготовка должна как можно раньше, ещё со школы. Здесь важно объединить усилия государства, в первую очередь законодателей и представителей системы образования, а так же профессиональных участников рынка. Не без помощи последних должна быть создана современная система подготовки специалистов в области профессионального образования начальной и средней квалификации. Система, которая бы соответствовала требованиям рынка. Кроме того, школьники, которые через 5-7 лет станут взрослыми людьми, уже сейчас являются потенциальной целевой аудиторией для этих продуктов и технологий. Интерес очевиден.
Фактически строительная тема сегодня не имеет границ и заниматься этим можно до бесконечности, в том числе на уроках технологии в школе. Тем более, что мужчины больше ориентированы на строительные и технические специальности, они призваны создавать, изменять, преобразовывать, строить. Строить общество, создавать инфраструктуру, проектировать и возводить дома.
Все вышеизложенное привело нас к мысли о необходимости разработки учебно-методических материалов для школьников, которые поспособствуют решению ряда задач:
- Повышению строительной грамотности с подросткового возраста;
- повышению интереса к строительным профессиям;
- увеличению объёма теоретических знаний в области современных строительных технологий;
- приобретению практических навыков во время работы с современными материалами;
- развитию проектного мышления через выполнение практических заданий;
В связи с этим нами задумана система видеоуроков, примерный перечень которых приведён ниже:
- Современный строительный инструмент:
Ручные инструменты для дома и строительства.
Электроинструменты для дома и строительства. Специальный инструмент.
- Строительные материалы:
Рынок строительства в России и его особенности
2.1. Камень:
А) Кирпич силикатный. Материал. Его особенности. Область применения. Кирпичная кладка. Перевязка швов.
Б) Пенобетон. Материал. Его особенности. Область применения. Особенности кладки из пенобетона.
В) Газобетон. Материал. Его особенности. Область применения. Особенности кладки из газобетона.
2.2. Дерево:
А) Оцилиндрованное бревно
Б) Клеёный брус
В) Плита ОСБ. Строительство из ОСБ плиты.
2.3. Утеплители:
а) Синтетические
- Пенополистирол. Материал. Его особенности. Область применения. Правила монтажа.
- базальтовая вата. Материал. Его особенности. Область применения. Правила монтажа.
Б) Из натуральных материалов
- Эковата. Материал. Его особенности. Область применения. Правила монтажа.
2.4. Кровельные материалы:
А) Наплавные
- Стеклоизол. Особенности монтажа наплавных кровельных материалов и наплавной гидроизоляции
Б) Гибкая черепица как кровельный материал. Особенности монтажа гибкой черепицы
В) Профнастил и металлочерепица. Правила монтажа кровельных листов.
Г) Ондулин
2.5. Материалы для инженерных коммуникаций
2.5.1. Водопровод
А) Труба ПНД и её фурнитура. Монтаж труб ПНД
Б) Металлопластиковая труба и её фурнитура. Монтаж металлопластиковых труб
В) Труба полипропиленовая и её фурнитура. Сварка полипропиленовых труб
Г) Водопровод и канализация - СНИП как теоретическая основа монтажа
2.5.2. Водоотведение
Современная канализация и её комплектующие.
Отмостка. Виды отмосток.
Дренажная система и её комплектующие
2.5.3. Электрика
А) Провода и электротехническая фурнитура
Б) бытовая электропроводка (схемы, расчет нагрузки, измерительные приборы)
В) Монтаж электропроводки
2.5.4. Отопление
Современная система отопления и её компоненты
- Вентиляция
- Фасадные отделочные материалы:
3.1. Сайдинг и его виды. Монтаж сайдинга
3.2. Штукатурки и их виды. Штукатурный фасад.
3.3. Древесные отделочные материалы: имитация бруса, блок-хаус, вагонка. Монтаж. Системы защиты древесины. Антисептики.
3.4. Вентилируемые фасады. Устройство. Достоинства и недостатки. Виды облицовки.
4. Технологии строительства:
Рынок малоэтажного строительства в России и его особенности
4.1. Каркасная технология
4.2. Sip-технология
4.3. ТИСЭ
4.4. Несъемная опалубка
4.5. Панели 3D
4.6. Технология «Велокс»
4.7. Поризованная керамика
4.8. Строительство из газобетонных блоков
4.9. Строительство из кирпича
4.10. Арболит
4.11. Строительство из клеёного бруса
4.12. Строительство из оцилиндрованного бревна
4.13. Классический сруб
4.14. Брус
5. Сварка металла:
Сварка в домашних условиях. Инверторный сварочный аппарат. Электроды. Выбор электродов. Подбор сварочного тока. Технология сварки стали. Сварочный шов
- Мебель:
Сборка и изготовление современной мебели
Мебельные плиты: ДСП, ДВП, МДФ и их свойства
Мебельная фурнитура. Монтаж мебельной фурнитуры
- Дизайн-мышление как проектное мышление с творческим подходом
- Дизайн-мышление
- Проектное мышление
- Дизайн. Стили и направления в дизайне.
- Создание предметов интерьера.
Проблемы, с которыми придётся столкнуться при создании видеоуроков и способы их решения:
- Проблема соблюдения авторских прав. Видеоуроки создаются с использованием видеоматериалов популярных видеохостингов, в некоторых случаях необходимо согласие правообладателей на такое использование;
- создание материально-технической базы для практических занятий, организация самих практических занятий, создание методики их проведения.
- Необходимы учебные и лабораторные стенды. Решение проблемы: данные стенды дороги, возможна их самостоятельная сборка или же приобретение б/у или в дар.
- Необходимы образцы строительных материалов. Возможное решение проблемы: силами учащихся, их родителей и учителя.
- Для раздела «Утеплители» нужны образцы утеплителей.
- Для раздела «Искусственный камень» нужны образцы искусственного камня.
- Для изучения раздела «Деревянное строительство» - образцы оцилиндрованного бревна, клееного бруса, плит OSB.
- Для изучения раздела «Кровельные материалы» нужны образцы мягкой кровли – стеклоизоляции, гибкой черепицы и её крепежа. Образцы металлической кровли – несколько видов профнастила, металлочерепицы, их узлов и крепежа. Возможно создание лабораторного стенда «Кровля».
- Для изучения раздела «Водопровод» нужны образцы труб ПНД и её фитингов, металлопластиковой трубы и её фитингов, образцы ПП трубы и её фитингов, сварочный аппарат для полипропиленовых труб. В качестве практических занятий возможно изготовление различных поделок из пластиковых труб, изучение способов их соединения.
- Для изучения раздела «Водоотведение» нужны образцы канализационных труб, элементов дренажной системы.
- Для изучения раздела электрика нужны стенды с электротехнической продукцией: проводами, автоматами, УЗО, фурнитурой.
- Для изучения раздела «Фасадные отделочные материалы» нужны образцы имитации бруса, сайдинга, вагонки, блок-хауса их узлов и крепежа. Отличным дополнением к уроку было бы наличие лабораторного стенда, демонстрирующего правила работы с этими материалами.
- При изучении раздела «Технологии строительства» основной упор делается на теоретический материал и контрольные вопросы к теоретическому материалу. Из практических занятий в данном разделе возможно создание макетов домов.
- Раздел «Сварка металла» для старших классов (10-11). Теоретический материал возможно давать начиная с 8 класса.
- Раздел «Мебель». Ориентируясь на свой опыт могу сказать, что дети 5-6 классов после предварительной теоретической подготовки могут собрать стул из ДСП, если имеются заготовки для этого, а также обтянуть сиденье тканью. Т.е. материал из этого раздела, в т.ч. теоретический материал о свойствах мебельных плит, о мебельной фурнитуре, доступен даже для младшего звена.
- Строительные инструменты. Продемонстрировать детям образцы наиболее распространенного современного ручного, а также электро- и бензо- инструмента. Рассказать о его назначении, принципе работы и преимуществах работы с ним.
Данная система видеоуроков будет корректироваться и дополняться в процессе её создания. Комплекс в целом, как и отдельные видеоуроки, можно использовать в качестве дополнения к основным урокам. Каждый урок будет содержать теоретический материал и контрольно-измерительные материалы к нему (электронное тестирование). В каждую тему возможно ввести практические занятия. Комплекс задуман не для того, чтобы отменить традиционную программу преподавания, а для того чтобы дополнить её. Создание подобной системы учебно-методических материалов – это проект, рассчитанный на несколько лет. Уроки должны помочь сориентировать подростков в строительных специальностях, научить разбираться в строительных материалах и технологиях, дать теоретические знания, научить пользоваться основными видами инструмента, правилам работы с материалами, ориентироваться на рынке строительных товаров и услуг.
Список использованных источников:
- Строительную грамотность в массы. [Электронный ресурс] URL: https://www.tltsu.ru/about_the_university/news/detail.php?ID=34372
- Как изменить строй рынок кардинально? [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=4B2zs5isAmQ
- Проект «Стройхлам». URL: https://www.youtube.com/channel/UCq04tnZGXkeQE8VkxI1OXDg
[1] Строительную грамотность в массы [Электронный ресурс]. URL: https://www.tltsu.ru/about_the_university/news/detail.php?ID=34372
[2] См.: https://www.tn.ru/about/press/news/uchebnye_centry_tehnonikol/ или https://www.youtube.com/channel/UCmrnb5-Ex_Zp-3uZsfGWO-g
[3] См.: https://www.youtube.com/channel/UCq04tnZGXkeQE8VkxI1OXDg
[4] См.: https://www.youtube.com/channel/UC6x-LuywV0HjtGl6lPX4e0Q
[5] См.: https://www.youtube.com/channel/UC1wufh5mvD8sniXSQjaTM8Q
[6] Как изменить строй рынок кардинально? URL: https://www.youtube.com/watch?v=4B2zs5isAmQ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование алгоритмов как средство повышения орфографической грамотности на уроках русского языка».
Алгоритм-(программа) способ решения вычислительных и других задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат. А алгоритм на уроке русского языка – это...
Необходимость повышения финансовой грамотности старшеклассников
Повышение финансовой грамотности молодежи – задача учителей образовательных учреждений...
Пути повышения мотивации на уроках русского языка и литературы при помощи методов и приемов педагогических технологий в условиях введения и реализации ФГОСООО.
В нашей школе в классах компенсирующего обучения обучаются дети, имеющие выраженных отклонений в развитии. При нормальном интеллектуальном развитии они испытывают трудности в усвоении учебного м...
Современные подходы к преподаванию технологии в условиях введения и реализации ФГОС
Особенности организации учебной деятельности на уроке технологии в соответствии с ФГОС ОООФормирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках технологии...
" Мультимедийные технологии как условие социального развития личности учащихся"
Использование информационно-коммуникативных технологий в школах становится очень актуальной проблемой современного образования, и занимают особое положение в нашем современном мире модернизации....
Методы и приёмы развития читательской грамотности на уроках литературы в условиях реализации ФГОС
Педагогическая мастерская по теме "Методы и приёмы развития читательской грамотности на уроках литературы в условиях реализации ФГОС"...
Повышение качества образования через продуктивное освоение современных педагогических и информационных технологий в условиях школы-интерната
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимани...