Рабочая программа по внеурочной деятельности «Увлекательное рукоделие»
календарно-тематическое планирование по технологии (10 класс)

Никифорова Жанна Сергеевна

Программа по внеурочной деятельности «Увлекательное рукоделие» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации. Направленность - художественно-эстетическая. Разработанная программа рассчитана на обучения детей в возрасте от 11 до 17 лет.

Программа создана для занятий с детьми разными видами рукоделия и декоративно - прикладного искусства и направлена на формирование устойчивого интереса к ручному труду, развитию у обучающихся навыков и умений работать с разными видами рукоделия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_n.zh_.s_uvlekatelnoe_rukodelie.docx36.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОНОВАЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рассмотрена и принята                                                                                                             Утверждена

Педагогическим советом                                                                                               Приказом директора

Протокол № 1 от 29.08.2024г.                                                                          МБОУ Коноваловская СОШ

                                                                                                                                        № 98 от 29.08.2024г.

Объединение дополнительного образования учащихся

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности

«Увлекательное рукоделие»

Руководитель: Никифорова Жанна Сергеевна

Всего: 34 часов, в неделю 1 часа

2024-2025 учебный год.

Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности «Увлекательное рукоделие» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации. Направленность - художественно-эстетическая. Разработанная программа рассчитана на обучения детей в возрасте от 11 до 17 лет.

Программа создана для занятий с детьми разными видами рукоделия и декоративно - прикладного искусства и направлена на формирование устойчивого интереса к ручному труду, развитию у обучающихся навыков и умений работать с разными видами рукоделия.

Программой предусмотрено создание образовательной среды, обеспечивающей применение инновационных технологий в формирование творческой, гармоничной личности, реализацию компетентностного, личностно-деятельностного подходов.

Актуальность программы.

Различные виды рукоделия являются одними из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, кожи, ниток и другого материала искусно и художественно выполняется с помощью машин, многие предметы одежды, быта не теряют своей прелести, прочности и изящества, если они сделаны вручную.

Декоративно-прикладное искусство, служащее украшением предметов быта, в художественно- техническом отношении является результатом творчества не одного лица, а целого ряда поколений отдельной народности. Вещи, обслуживающие быт деревни, прежде чем стать предметом торговли, выполнялись как предметы для самообслуживания. Естественное стремление любого народа украсить свой быт содействовало развитию производственного искусства, разнообразию вариантов и орнаментов, их тонкости художественного выполнения и даже изощренности. Мастерство многих рукодельных работ переходит от старших к молодым. Существуют целые династии, передающие своё мастерство и традиции из поколения в поколение. Декоративно-прикладное рукодельное искусство различных народов веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры.

Воспитание художественной и практической ценности изделий, созданных народными умельцами, художниками-дизайнерами и просто любителями, доступно детям младшего и среднего школьного возраста. Они с раннего детства имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость различных рукодельных работ. Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей.

Работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки школьников. Прежде всего, это относится к разметке материалов, а также к зарисовке эскизов изделий, составлению чертежей для изготовления выкройки. Измерительные навыки, получаемые детьми в работах с бумагой и картоном, с различными материалами, находят своё дальнейшее применение и совершенствуются в работах по рукоделию.

Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда. Практические работы, связанные с обработкой бумаги и текстильных материалов, развивают глазомер, требует более кропотливого труда, чем обработка других материалов, что также значительно совершенствует общую трудовую подготовку. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам. Умения и навыки по шитью, вышиванию, плетению, вязанию составляют важный элемент в труде по самообслуживанию. Дети быстро убеждаются в необходимости таких навыков, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания.

Рукоделие формирует у школьников чувство хозяина. Искусство создания полезных в быту изделий и сувениров из оказавшихся под рукой текстильных и поделочных материалов, развивает художественный вкус, фантазию. А процесс изготовления формирует такие важные для человека черты, как трудолюбие, терпение, настойчивость, способность доводить начатое дело до конца.

Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с техникой и технологией изготовления сувениров и предметов быта из текстильных и поделочных материалов. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя. На её основе создаются современные изделия, которые делают наш дом и быт уютным и красивым.

Новизна программы.

Образовательной областью данной программы является культурная антропология, систематизирующим началом в которой выступает культурологическое знание жизненного уклада, быта и традиций своего народа, его духовно-нравственных ориентиров и их проявление в творчестве, в художественных народных промыслах, в традиционных ремеслах и женском рукоделии. Художественное творчество передает духовный опыт человечества, воспитывает связь между поколениями.

Никогда не ленились русские мастера украшать самые обычные бытовые предметы, которыми каждодневно пользуется человек у себя дома. Настоящее декоративно-прикладное искусство сохраняется и развивается лишь тогда, когда живет в наших домах и когда новую, долгую жизнь ему дают наши руки и наши души.

Методологические положения.

В процессе практической работы, которая является основной формой обучения, учащиеся получат знания, умения и навыки по различным видам рукоделия: вышиванию крестом, вышиванию бисером на ткани, вязанию на спицах и крючком. Программа поможет детям найти свой вид творческой деятельности, будет способствовать духовно-нравственному становлению личности.

Целью программы кружка является создание условий для развития творческой личности, любящей свой край и своё Отечество, уважающей свой народ, его культуру и духовные традиции, осознающей важность культурного наследия прошлого и возможности его использования в современной жизни.

Задачи программы:

  • повышение мотивации обучающихся к самостоятельному решению значимых для них проблем;
  • активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов и формирование универсальных учебных действий;
  • приобретение знаний из разных областей и источников (интернет), которые могут быть использованы в жизни;
  • получение реального, имеющего социальный и личностный смысл результата;
  • приобретение навыков творческой деятельности по конструированию новых объектов;
  • создание условий для гармоничного развития одаренных детей и желающих глубже изучать предмет технологии;
  • ориентирование в окружающей действительности с опорой на национальные традиции и обряды.

Планирование программы составлено из расчета 68 ч. в учебном году (2 часа в неделю).

Срок реализации дополнительной образовательной программы – один учебный год. Учащиеся получат знания, умения и навыки по различным видам рукоделия: вышиванию крестом, вышиванию бисером на ткани, вязанию на спицах и крючком.

Набор в группу - свободный, он основан на желании детей заниматься вышивкой, изготовлением различных вещей и предметов для дома своими руками.

Состав группы «Увлекательное рукоделие» - обучающиеся (5 -11классы). Количественный состав - 12 человек. Продолжительность занятия – 1 час. Частота занятий - 1 раза в неделю. Количество учебных часов в год – 34 часов.

Это оптимальный вариант для обучения рукоделию по типу семьи. Старшие помогают младшим – присутствует дух взаимовыручки, взаимопонимания, ответственности – это положительно влияет на сплоченность коллектива и формирование личностных качеств.

Основные принципы обучения:

  • адаптивность;
  • сотворчество и ответственность;
  • индивидуализация и дифференциация;
  • доброжелательность и достоинство;
  • учет возрастных особенностей.

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений: 1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела. 2.  Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше — это "что-то" нужно искать. 3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4.  Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других. 5.  Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6.  Максимум поощрения. 7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения.

Формы и методы.

Приоритет отдается активным формам преподавания:

  • Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
  • Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов; показ видеоматериалов; наблюдение; работа по образцу.
  • Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация.

Дидактический материал.

  • Журналы, статьи, книги.
  • Публикации с описанием техники изготовления различных изделий.
  • Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.
  • Интернет-ресурсы.

Планируемые результаты

Занятия кружка «Рукодельница» будут способствовать развитию у детей эстетического вкуса, усидчивости, гибкости рук и быстроты движения. Дети должны быть уверенными в себе, своих способностях и достижении цели.

Занятия в кружке способствуют развитию ребенка. Если детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.

Метапредметные результаты образования по ФГОС

Метапредметные результаты стандарт объясняет как освоенные обучающимися межпредметные, напредметные умения и универсальные учебные действия (общеучебные умения), способность обучающегося к построению индивидуальной образовательной траектории.

Универсальные учебные действия (общеучебные умения) УУД:

1. Регулятивные (учебно-организационные) -принятие учебной цели, выбор способов деятельности, планирование, организация рабочего места, правила личной гигиены учебного труда, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия, контроль учебного труда, коррекция, оценка.

2.Познавательные – сравнение, общение, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, классификация, систематизация, подведение под понятие, использование знаково-символических средств.

3. Коммуникативные – формирование компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой видов деятельности;

  • умение слушать и слышать собеседника, учителя;
  • уметь рассуждать, вести диалог, усваивать информацию с помощью компьютера, действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия, использование критериев для обоснования своего суждения, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений.

Межпредметные умения

  • Формировать действия: измерительные, конструктивно-технические, графические, изобразительные.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.
  • Связывать между собой и обобщать предметные знания технологии, русского языка, изобразительного искусства, черчения, химии, математики для того, чтобы видеть физический объект или текст в единстве его многообразных свойств и отношений.

Надпредметные умения

Понимают умения, обеспечивающие совокупное действие учебных предметов, возникающее после и в результате освоения технических или учебных предметов, изменяющие (углубляющие, расширяющие) понимание учебных предметов.

Эти умения означают:

1. Запоминать устный и письменный текст;

2. Выделять главную мысль текста в целом;

3. Пересказывать текст устно;

4. Ставить вопросы и формулировать учебные задачи, проблемы, проектные задания;

5. Отвечать на вопросы и решать задачи, формулировать гипотезы;

6. Составлять план работы, конспект, принимать решения.

Личностные результаты образования

Личностные результаты освоения обучающимися составляют:

1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики;

2. Проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

3. Формирование социально-нравственных обусловленных внешних поведенческих качеств человека и внутренних качеств человека – ценностей, убеждений, принципов;

4. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

5. Развития трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;

6. Развитие творческой деятельности эстетического характера;

7. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, бережное отношение к природным ресурсам.

8. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Целью и приоритетным направлением новых образовательных стандартов развивающего образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание

Кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме

1

Раздел 1. Вязание крючком, спицами.

Техника безопасности при работе. Инструменты и материалы.

17

1

2

Основные виды петель и вязок.

2

3

Изготовление мелких вязаных изделий.

6

4

Изготовление ажурных изделий.

8

5

Раздел 2. Вышивка нитью и бисером.

Материалы и инструменты для вышивания. Техника безопасности.

17

1

6

Виды декоративных швов.

2

7

Вышивание по канве, или счетные швы.

14

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание

Кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме

Дата

1

Раздел 1. Вязание крючком, спицами.

Техника безопасности при работе. Инструменты и материалы.

17

1

2

Основные виды петель и вязок.

1

3

Основные виды петель и вязок.

1

4

Изготовление мелких вязаных изделий.

1

5

Изготовление мелких вязаных изделий.

1

6

Изготовление мелких вязаных изделий.

1

7

Изготовление мелких вязаных изделий.

1

8

Изготовление мелких вязаных изделий.

1

9

Изготовление мелких вязаных изделий.

1

10

Изготовление ажурных изделий.

1

11

Изготовление ажурных изделий.

1

12

Изготовление ажурных изделий.

1

13

Изготовление ажурных изделий.

1

14

Изготовление ажурных изделий.

1

15

Изготовление ажурных изделий.

1

16

Изготовление ажурных изделий.

1

17

Изготовление ажурных изделий.

1

1

Раздел 2. Вышивка нитью и бисером.

Материалы и инструменты для вышивания. Техника безопасности.

17

1

2

Виды декоративных швов.

1

3

Виды декоративных швов.

1

4

Вышивание по канве, или счетные швы.

1

5

Вышивание по канве, или счетные швы.

1

6

Вышивание по канве, или счетные швы.

1

7

Вышивание по канве, или счетные швы.

1

8

Вышивание по канве, или счетные швы.

1

9

Вышивание по канве, или счетные швы.

1

10

Вышивание по канве, или счетные швы.

1

11

Вышивание по канве, или счетные швы.

1

12

Вышивание по канве, или счетные швы.

1

13

Вышивание по канве, или счетные швы.

1

14

Вышивание по канве, или счетные швы.

1

15

Вышивание по канве, или счетные швы.

1

16

Вышивание по канве, или счетные швы.

1

17

Вышивание по канве, или счетные швы.

1

Содержание программы

Вводное занятие.

Учащиеся знакомятся с программой кружковых занятий, с правилами внутреннего распорядка в мастерской, с правилами техники безопасности.

Раздел 1: Вязание крючком, спицами.

Теоретические сведения. Вязание на спицах – многогранная техника, можно связать самые разные изделия – шапки, шарфы, свитера, варежки и т.д. Вязаные крючком изделия – салфетки, игрушки и другие изделия.

Учащиеся знакомятся с инструментами: № спиц и крючков и соответствие пряжи и толщины спиц, крючков; видами пряжи.

Практическая работа:

  • вязание образцов – чулочной и платочной вязкой;
  • выбор изделия;
  • вязание изделия;
  • выполнение влажно-тепловой обработки.

На занятиях учащиеся знакомятся с приемами вязания на спицах и крючком, условными обозначениями на схемах, выполняют узоры вязки по готовым схемам и придумывают самостоятельно.

Раздел 2: Вышивка нитью и бисером.

Теоретические сведения. Учащиеся знакомятся со счетными швами – крест, полукрест, роспись (просмотр презентации «Вышивка крестом» и готовых изделий). Материалы и нитки для вышивания.

Инструменты и принадлежности необходимые для вышивки. Просмотр презентации «Виды крестов». Техника выполнения шва «крест» в горизонтальных и вертикальных рядах.

Практическая работа – учащиеся выбирают рисунок, находят центр на ткани, запяливают ткань в пяльцы и начинают вышивать. По окончании работы оформляют изделие в рамку или обрабатывают края ткани швом вподгибку с закрытым срезом. По краю салфеток возможно применение различных видов отделок.

Вышивание бисером на ткани.

Теоретические сведения. Бисерное рукоделие существует давным-давно и хранит много секретов. На Руси цветными стекляшками украшали не только одежду, но и лоб, шею, уши, волосы. Вышивали бисером все: скатерти, картины, диванные подушки, пояса и другие вещицы. Дети в кружке научатся плести изделия из бисера – кулончики, серьги, колье, животных. Учащиеся знакомятся с различными видами бисера, стекляруса, бусинок; с техникой пришивания бисера на ткани – швом назад иголку, с техникой закрепления нити на ткани.

Практическая работа – выбирают изделие для плетения бисером или для вышивания на ткани и выполняют работу.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате прохождения программного материала ученик должен:

знать/понимать:

  • виды декоративного творчества;
  • историю возникновения вязания, изонити, вышивки;
  • основы цветовой грамоты;
  • правила безопасного труда;
  • оборудование, инструменты для работы с текстильными и поделочными материалами;
  • приёмы работы с инструментами и приспособлениями;

уметь:

  • составлять орнаментальные композиции;
  • использовать различные техники и приёмы при обработке текстильных и поделочных материалов;
  • владеть основными приемами работы: правильными приемами вязания и вышивки, закрепление рабочей нити в конце и начале работы;
  • графически и композиционно грамотно и эстетично выполнять изделия в различных техниках вышивки: «изонить», «крест»;
  • использовать изготовленные изделия для украшения жилища и для подарков;
  • безопасно и эффективно пользоваться универсальными и специальными инструментам

владеть:

  • способностями к поиску знаний, постановке и решению проблем, рефлексии;
  • знаниями о специфике профессий «швея-ручница», «вышивальщица», «дизайнер»

иметь представление:

  • о развитии народного прикладного творчества;
  • о различных видах технологической обработки текстильных и поделочных материалов;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий.

Оценочные материалы.

Контроль в учебном процессе выполняет руководящую и управляющую функцию. При изучении программы применяются следующие средства контроля и диагностики: устный рассказ, опрос; графический метод контроля – работа с эскизами, схемами, чертежами; практический метод контроля – упражнения, практические работы, выполнение изделия;

метод наблюдения за учащимися.

Проверяя знания учащихся, учитель оценивает их. Оценка должна быть объективной, справедливой и понятной ученице. При оценке знаний и умений необходимо отмечать слабые и сильные стороны каждого конкретного учащегося, стремление школьника к совершенствованию своих знаний и умений по технологии, использование учеником своих природных задатков.

Наглядно-демонстрационные материалы в кабинете технологии

Оборудование кабинета

Швейные бытовые электрические машины – 2 шт.; доска гладильная – 1, электрический утюг - 1 шт.

Наглядно-демонстрационный материал:

готовые изделия, выполненные в технике декоративно-прикладного искусства, ручные швы, машинные швы, образцы вязания на спицах и крючком, образцы тканей для вышивания крестом, бисером, образцы ниток и пряжи, примеры готовых изделий.

Плакаты: «Вязание на спицах и крючком», «Цветовой круг».

Папки с проектами обучающихся.

Презентации учащихся:

1.Нитки для вышивания.

2.Вышивка крестом.

3.Русская вышивка.

4. Вязание на спицах.

5. Изделия из бисера.

6. Вязание крючком.

Интернет-ресурсы, цифровое оборудование

Литература:

Книги: «Иконы. Рушники. Картины. Вышивка нитью и бисером» авт. Наниашвили И.Н., Соцкова А.Г., изд. Клуб семейного досуга – 2009г.;

«Вязание. Альбом – справочник» авт.А.Краузе;

«Вышивка крестом. Большая коллекция узоров» авт. Миронова Т.В., Ермакова С.О., Дробова Е.В., изд. Мир книги- 2010.;

«Оригинальные идеи для вязания крючком и спицами» С. Ю. Ращупкина, изд. РИПОЛ, классик Москва – 2010.;

«Аппликации. Новые идеи» И. А. Амуленко, изд. Мир книги – 2010.;

«Вязаные игрушки» А.Столярова, изд. Мир книги – 2010.;

«Ажурное вязание крючком» 16 оригинальных проектов. О. Литвина, изд. ЭКСМО Москва – 2010.;

«Вяжем скатерти и салфетки» Ю. С. Кириянова, изд. Астель:

Полиграфиздат – 2010.;

«Модные украшения и аксессуары из бисера» Андреа Хирш-Синсируло, изд. «Контэнт» - 2011.;

«Вышивка ленточками» Л.Деньченкова, изд. Москва – 2010.;

«Украшения из шелковых лент» донателла Чиотти, изд. Мир книги – 2010.

Журналы: «Валя – Валентина. Декоративное вязание крючком, вышивка»; «Вязание крючком»; «Модный журнал, вязание»; «Верена»; «Ксюша»; «Золушка вяжет»; «Модише Машен» журнал по вязанию из ФРГ. И др.

Сайты, которыми могут воспользоваться учащиеся при обучении:

1. Vjazanie-uzor.ru – Узоры для вязания на спицах.

2. Vjazanie…uzory…i…shemy – Вязание на спицах, узоры и схемы.

3. Shetnue-shvy – Счетные швы.

4. Hobby-day.3dn.ru – Виды счетных швов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Увлекательный мир компьютера"

Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту пр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Увлекательная математика каждому» для 7 класса

Актуальность программы состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры.Новизна данной программы заключается в том...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир рукоделия" для 5-6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Мир рукоделия" для 5 -7 классов  разработана  и реализуется  на основе  требований  к оснащению образователь...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Креативное рукоделие»

Программа разработана в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образовани...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Креативное рукоделие»

laquo;Креативного рукоделия» - общее развитие, включающее и физическое развитие, и развитие психики. Под физическим развитием в данном случае подразумеваем развитие мелкой моторики, под психиче...