Использование ресурсов предмета «Технология» для формирования у учащихся ценностного отношения к труду
статья по технологии
Использование ресурсов предмета «Технологии» позволяет формировать у учащихся представлений о ценности труда. Опыт моей работы подтверждает это.
Народная художественная культура – коллективная память поколений, в которой накапливается и перерабатывается большой опыт.
Нет, мы не Иваны без корней
И предков помним мы седины,
Когда мы вместе мы сильней,
Когда мы вместе мы, едины!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_yakovlev_e.v._15.03.2023g.docx | 34.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской образовательный форум
«Единое образовательное пространство города (обучение и воспитание): стратегия и практика развития»
Использование ресурсов предмета «Технология» для формирования у учащихся ценностного отношения к труду
Автор
Яковлев Евгений Владимирович,
учитель технологии МАОУ «СОШ № 5»
Усть-Илимск
2023
Оглавление
«Культура – это огромное целостное явление,
которое делает людей из простого населения народом, нацией»
Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Введение
В основе нашего культурного общества лежит традиционная народная культура, поэтому ее сохранение, дальнейшее развитие является важнейшей задачей для обеспечения устойчивости российской государственности.
Мы понимаем, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие народной культуры.
Проблема: Как сформировать гражданина своей страны через изучение жизни и быта предков и ценностного отношения к труду
Мы знаем, что ребенка формирует окружающая среда, она должна быть здоровой и патриотичной, воспитывать любовь к Родине, к малой родине, к окружающим людям. Подрастающий человек должен понимать, что только от него зависит его личное будущее и будущее страны.
Цель: Формирование у учащихся ценностного отношения к труду на уроках технологии для эффективного воспитания личности гражданина России через сохранение русских народных традиций.
Задачи:
- Определить какая деятельность будет способствовать гражданскому духовно- нравственному воспитанию учащихся.
- Использовать возможности воспитания личности гражданина на примере изучения русских народных традиций на уроках технологии.
- Формировать духовно-нравственную культуру у обучающихся в процессе изготовления изделий.
В своей педагогической деятельности ведущую роль я отвожу проектной деятельности, как одной из наиболее удачных, на мой взгляд, форм организации учебно-воспитательного процесса. В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с учителем на принципах сотрудничества, сотворчества, партнерства.
Благоприятная психологическая атмосфера дает возможность каждому обучающему работать в оптимальном для него темпе и создает для него ситуацию успеха, формирует национальную идентичность. Выполняя проекты, обучающиеся знакомятся с историей освоения Приангарья, Иркутской области и всей России.
Концептуальная часть
Традиционная культура составляет один из наиболее значительных глубинных пластов художественной культуры общества, является важнейшей составляющей частью любой национальной культуры, основой формирования национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений.
Говоря о традиционной культуре, мы понимаем, что в основе лежит «историческая память». Это широкое понятие включает в себя все многообразие народных традиций, национальных особенностей, духовного уклада, обрядов, ритуалов, праздников, костюмов и ремесел.
Наш город Усть-Илимск молодой ему нет еще и 50 лет, но эти места обживались ещё казаками переселенцами, осваивающими Приангарские земли. Рядом с городом находится посёлок Невон, где живу потомственные казаки. Этот старинный посёлок богат своими народными традициями: это песни, наряды, быт, домашняя утварь.
Мы знаем свою историю, знаем свою культуру, и все это способствует формированию национального самосознания. Изготавливая традиционные народные изделия, используемые нашими предками, мы применяем метод проектов.
Практическая часть
В нашей школьной мастерской большой раздел работы посвящён русским народным традициям, это различные виды художественной резьбы по дереву, роспись по дереву. Практика нашей работы свидетельствует о целесообразности и эффективности использования метода проектов для формирования у учащихся представлений о ценности труда.
Метод проектов подразумевает определенный алгоритм действий: проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация.
Проектные работы обязательно предполагают сбор и изучение информации по истории возникновения будущего продукта.
Что даёт эта работа?
Знание истории своего народа, традиционных ремёсел, освоение современных технологий. Возможно, это будет мотивом при выборе профессии. Но какой бы ни была будущая профессия, в любом случае гражданин страны будет больше знать об истоках своего народа и ценить память прошлых поколений.
Свои проекты юные мастера начинают с изучения истории своей страны, истории применения изделия, изучаются образцы, технологии изготовления, отделку. На основе проанализированного материала учащиеся создают свои проекты.
После изучения прототипов создаются рисунки различных вариантов изделия, затем чертёж в натуральную величину изделия. Следуя алгоритму проекта, учащиеся разрабатывают технологию изготовления изделия, оформляя её в виде технологической карты.
Изготавливая изделия, необходимо ознакомиться с историей применения и дальнейшего развития технологий.
Так как изделия у наших школьных мастеров разнообразны, то в результате получаются резные деревянные сервизы для праздничных столов. Не только традиционные формы создают наши мастера, но и скобкари в виде драконов, братины с необычными птицами, чаши в виде рыб. Это значит фантазия развивается, что является показателем творческого процесса.
В своих работах используем пословицы, которые ребята берут из народного творчества и придумывают самостоятельно. Пословицы учат мудрости и отражают быт и народные традиции.
Инструмент, которым мы работаем специфический, в продаже его нет, но мы с успехом изготавливаем его сами: это полукруглые стамески, клюкарзы, скобели, резцы различных форм и размеров.
Этим инструментом изготавливаются скобкари, ендовы, братины, которые имеют различные формы, размеры и виды отделки, характерные для славянских традиций.
Изготавливая различные изделия, обучающиеся изучают традиционные ремесла и на базе этого создают свои современные технологии, в которых используется современное оборудование.
В результате этого получается проект.
Наблюдение показывает, что учащиеся творчески подходят к делу, они создают свои оригинальные проекты и изготавливают изделия, нужные в нашей жизни.
Хочу подчеркнуть свою конечную цель: заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, создающей, которые будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.
Что даёт наша работа юному человеку?
Духовно-нравственное воспитание, так как он учится думать, анализировать, делать выводы, управлять руками, которые, работая, совершенствуют и мыслительный процесс. Всё это великолепное действие развивает, совершенствует наше молодое поколение, создаёт наше надёжное будущее и при этом учит ценить наше прошлое. Это и является главными задачами моей работы.
Мы не замыкаемся в себе, участвуем в выставках, праздниках, устраиваем презентации работ мастерской, которую мы назвали «Добрыня», устраиваем театрализованные представления, свои изделия мы дарим гостям.
Нам очень повезло, раз в два года в нашем городе проходит областная выставка «Золотое дерево», на которую собираются великолепные мастера со всей области, приезжают мастера и из других регионов. Мы всегда принимаем участие в этой замечательной выставке. Наши работы находятся рядом с работами профессиональных мастеров. Наши учащиеся награждаются дипломами, призами. Всё это создаёт стимул для дальнейшего обучения, совершенствования своих навыков, познание нового в этом интереснейшем направлении «Художественная резьба по дереву».
Ученики нашей школы являются постоянными участниками выставок, организованных Краеведческим музеем, Картинной галереей, ДК имени Наймушина. В этом учебном году трое наших учеников получили приглашение на участие в областной выставке – конкурсе «Сибирь мастеровая», за свои работы получили дипломы.
Мои ученики не раз представляли свои проекты, на областных выставках «Золотое дерево», «Край родной» и становились победителями и призерами.
Использование ресурсов предмета «Технологии» позволяет формировать у учащихся представлений о ценности труда. Опыт моей работы подтверждает это.
Народная художественная культура – коллективная память поколений, в которой накапливается и перерабатывается большой опыт.
Нет, мы не Иваны без корней
И предков помним мы седины,
Когда мы вместе мы сильней,
Когда мы вместе мы, едины!
Используемые источники
- Гуревич М.И., П Джеймс. Проектный подход к обучению технологии, М., -Дрофа, 2009.
- Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения, – Журнал «Завуч» №6, 2003.
- Электронный ресурс – Режим доступа:
- Электронный ресурс – Режим доступа:
- Электронный ресурс – Режим доступа: #ixzz5B3SxpraJ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа школы по формированию у учащихся ценностного отношения к здоровью
Проблемы здоровье сберегающих факторов...
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ
Для успешного усвоения школьной программы необходимо хорошее самочувствие ребёнка. Наблюдения психологов, педагогов, физиологов, статистические данные показывают, что уровень состояния здоровья детей ...
Работа школы по формированию у учащихся ценностного отношения к здоровью
Решение проблемы формирования ценностного отношения школьников к здоровью в теории и практике современной школы....
Статья "Воспитание ценностного отношения к труду в условиях общества потребления"
Данная статья "Воспитание ценностного отношения к труду в условиях общества потребления" является актуальной, так как затрагивает одну из главных проблем школы и общества в целом.В этой статье, на осн...
Взаимодействие педагога-организатора и учителя-предметника в вопросах формирования у школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни
В школе сложилась собственная система наиболее эффективных путей и механизмов реализации Программы «Здоровье», особенностями которой является создание здоровьесберегающего пространства чер...
Научная статья. Формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности через краеведческую работу
Тезисы к научно-практической конференции учителейЭмоционально-ценностное отношение к миру, к людям, к деятельности как компонент содержания образования формирует опыт общественных и личностных отношен...
Формирование у учащихся ценностного отношения к родной и иноязычной культуре на уроках английского языка
Проблема повышения культурного уровня школьников средствами иностранного языка приобретает особое значение в настоящее время, когда осуществляется широкое сотрудничество с зарубежным...