Работа школы по формированию у учащихся ценностного отношения к здоровью
материал по теме

Новичкова Елена Юрьевна

 

Решение проблемы формирования ценностного отношения школьников к здоровью в теории и практике современной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_shkoly_po_zozhu.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 МОУ « Шипицынская СОШ»

      Работа школы по

      формированию у

 учащихся  ценностного

 отношения к здоровью

                                                                                            Заместитель директора

                                                                                            по воспитательной работе

                                                                                            Новичкова Е.Ю.

                                             

                                               Шипицыно. 2011г.

  Современная российская школа в условиях модернизации образования
призвана создать условия для разностороннего развития личности, усвоения
учащимися определенной суммы знаний, формирования умений и навыков,
соответствующих запросам социума. Однако за последние годы ухудшение
здоровья школьников приобрело такие масштабы, что ставит под сомнение
успех не только проводимых преобразований, но и несет угрозу для
выживания нации, сохранения ее генофонда. По мере взросления число
абсолютно здоровых детей сокращается. Растет число учащихся,
систематически употребляющих наркотики, алкоголь. Отмечена угрожающая
динамика заболеваний, передающихся половым путем среди школьников.
Больному школьнику чрезвычайно трудно получить полноценное образование. Заболевания часто нарушают процесс социализации, снижают вероятность достижения успехов в профессиональной сфере, уменьшают шансы создать семью и родить здоровых детей. В этих условиях проблема здоровья школьников вышла за рамки медицины и приобрела междисциплинарный характер. Забота о сохранении и укреплении здоровья учащихся - дело не только школьников,
 родителей, врачей, но и педагогов, психологов, социальных работников.

  Одной из причин ухудшения состояния здоровья является безответственное отношение к нему со стороны школьников. В системе жизненных ценностей российской молодежи здоровье не занимает ведущих позиций. А ведь именно осознание значимости здоровья формирует стремление заботиться о нем, вести здоровый образ жизни. В связи с этим необходимо сосредоточить усилия на определении организационно-педагогических основ формирования ценностного отношения школьников к здоровью в условиях современной российской школы.

 Цель: раскрыть решение проблемы формирования ценностного отношения школьников к здоровью в теории и практике современной школы.

Задачи:

1) проанализировать решение современными отечественными педагогами проблемы здоровьесберегаюших факторов;

2) выявить и раскрыть подходы отечественных педагогов к проблеме ценностного отношения школьников к здоровью;

3)определить и проанализировать организационно-педагогические условия формирования ценностного отношения школьников к здоровью в практике современной школы.

  При выделении огромного разнообразия здоровьесберегающих факторов в современной отечественной педагогике проявляется усиление тенденции к признанию определяющей роли факторов, связанных с образованием школьников. Для современной педагогики характерна реинтеграция здоровья в систему общечеловеческих ценностей, доминирования ее личной значимости, связанной с реализацией потребностей человека, процессом карьерного аспекта социализации, все большее значение приобретает национально - государственный подход в оценке значимости здоровья; признается богатый потенциал школы как фактора формирования ценностного отношения учащихся к здоровью; доминирующие организационно- педагогические условия формирования ценностного отношения учащихся к здоровью в практике современных российских школ связаны с использованием содержания образования, внедрением разнообразных организационных форм и методов в контексте мирового цивилизационного развития с учетом зарубежного опыта. Однако в России превалирует информационный подход в образовании, стремление дать как можно больше знаний по вопросам, связанным с сохранением здоровья, в разработке и внедрении новых программ, способствующих формированию ценностного отношения школьников к здоровью, преобладает валеологический подход; господство классно - урочной системы в России, нехватка специалистов, свободных помещений предопределили доминирование  фронтальных форм организации занятий; остается не до конца задействован позитивный потенциал такого эффективного метода формирования ценностного отношения учащихся, как пример учителя.

  Ключевая идея нашей воспитательной системы – это определение здоровья, данное Всемирной организацией здоровья: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

В связи с возрастными особенностями, развивающая работа связана: с развитием мышления и интеллектуальных способностей; развитием и коррекцией эмоциональной сферы; с формированием навыков эффективного общения и взаимодействия; со снижением внутри личностных противоречий.

 Восприятие и отношение детей к собственному здоровью значительно отличаются от таковых у взрослого. Одной из важных форм деятельности, поэтому является организация игр-тренингов. Ребенок выполняет желательные поведенческие схемы, которые становятся полезными навыками, не потому, что «нужно и полезно», а потому что это интересно.

 Важной задачей является организация правильного режима дня, т.к. режим влияет на здоровье, учебу. Учитель с помощью медицинских работников и родителей помогает детям проанализировать свой распорядок дня, скорректировать его, более рационально выстроить режим дня дома.

У детей, как правило, именно в школе формируются дружеские отношения, поэтому на занятиях педагог учит детей ценить дружбу, дорожить друзьями и хорошими отношениями со своими одноклассниками. Обучение правилам «цивилизованного» продуктивного общения – задача, которую решают учителя  на уроках.

 Нам всем в жизни приходится кому-то в чем-то отказывать. Делать это крайне неприятно, но иногда необходимо. Ребенок часто не имеет понятия, как проявить твердость, когда к нему обращаются с просьбами, которые он не может выполнить. Для того чтобы пореже обращались с разными неприятными просьбами, мы учим сразу выражать свою позицию уверенно, не пользоваться такими оборотами, как «посмотрим», или «там будет видно». Эти обороты очень похожи на обещания. Помимо этого дети учатся четко, ясно, спокойно объяснять свою позицию, прибегать к специальным техникам отказа.

Как показывают наблюдения, наиболее успешно реализуются профилактические программы, в которых обучение социальным и здоровьесберегающим навыкам осуществляется через игру, через проигрывание и переживание ситуации, а не заучивание «правильных ответов». От учителя зависит, в какие краски будет раскрашена жизнь их воспитанников.

Системообразующий вид деятельности – игра «Мы растим «цветок здоровья». Символ игры – «цветок здоровья». На собрании этот «цветок здоровья» был представлен родителям: Горшочек с землей, в котором находятся корни «цветка», – это факторы здоровья (наследственность, уровень медицинского обслуживания, экология, семейный уклад, организация обучения в школе, целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни). Стебель с листьями – направления здоровьесберегающей работы, доступные для осуществления в семье и школе: гигиена, формирование правильной осанки, охрана зрения, правильное питание, организация физкультурно-оздоровительной работы, пропаганда здорового образа жизни. На сердцевине цветка – слово ребенок. Лепестки цветка – сферы здоровья: физиологическая, психологическая, социальная и вспомогательная, – оказывающие влияние на основные знания и увлечения. Для учащихся названия лепестков звучат так: «Учусь понимать себя», «Учусь понимать других», «Учусь общаться», «Мой организм», «Мое настроение», «Мое отношение к людям и окружающему миру», «Мои знания», «Мои увлечения».

Для определения степени переутомления, перегрузки учащихся и влияния этих факторов на учебную деятельность заполняется   следующая таблица:

Виды недомоганий, которые я испытываю

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

Сонливое состояние

 

 

 

 

Раздражительность, невозможность сосредоточиться

 

 

 

 

Головные боли

 

 

 

 

Боли в желудке

 

 

 

 

Головокружения

 

 

 

 

Для учёта особенностей здоровья детей в процессе учебной деятельности после очередного медосмотра совместно с работниками ФАПа заполняется другая таблица:

Ф. И. О.

Заболевания

Рекомендации учителю

Сроки дополнительных занятий

 

 

 

 

Графа “Рекомендации учителю” содержит информацию не только о том, на какой парте должен сидеть ребёнок, но и как в процессе школьной деятельности учитывать проблемы здоровья детей, как помочь ребёнку на уроке, если ему стало плохо. Последняя графа содержит рекомендации по оказанию помощи ребёнку, проболевшему длительное время (сроки консультаций, индивидуальной работы с педагогом).

 Свою статью я хочу закончить  словами замечательного русского педагога В.А. Сухомлинского, очень внимательно относившегося к здоровью своих воспитанников, понимая, что именно здоровье выступает мерой качества жизни: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…”.

По мнению большинства учёных, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Педагогу необходимо заинтересовать ребёнка вопросами собственного здоровья, исследования и оценки его состояния, его резервов, путей развития и сохранения.

Здоровье – понятие во многом субъективное. Культура, традиции, стиль общения в семье и степень информированности ребёнка формируют его представление об окружающем мире и собственном здоровье. И мы, взрослые, должны сделать всё для того, чтобы как можно больше становилось людей, неравнодушных к своему здоровью и проблеме сохранения здоровья будущего поколения. И чтобы у всех нас здоровье было не просто отсутствием болезней, а положительным отношением к себе и окружающим, свободой выбора счастливой, благополучной, полезной и интересной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа школы по формированию ценностного отношения к здоровью

Дети, особенно младшего возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому необходимо начинать учить детей основам здорового образа жизни....

Педсовет по воспитательной работе "Организация работы школы по формированию ЗОЖ: от здорового учителя к здоровому ученику"

В разработке собрания приводится план подготовки и проведения, сценарий, выступления участников педсовета и др....

Организация работы по формированию ценностного отношения к здоровью в школе

Выступление для педагогов на педсовете, заседании МО классных руководителей, посвященной проблеме здоровьесбережения...

Управленческий проект «Проектирование системы работы школы по формированию культуры межнациональных отношений».

Управленческий проект был подготовлен в рамках программы профессиональной переподготовки "Менеджмент в образовании"...