Статья "Воспитание ценностного отношения к труду в условиях общества потребления"
статья по технологии на тему

Буравлева Лариса Ивановна

Данная статья "Воспитание ценностного отношения к труду в условиях общества потребления" является актуальной, так как затрагивает одну из главных проблем школы и общества в целом.В этой статье, на основе собственного опыта, рассказывается как на уроках "Технологии" можно решать данную задачу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_trudolyubiya.docx38.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Л.И. Буравлева,

учитель технологии МБОУ «Зеленовская СШ»,

п. Пригородный Фроловского муниципального района

Волгоградской области.

Воспитание ценностного отношения к труду в условиях общества потребления

 Роль трудового воспитания в формировании духовной сферы личности определяется тем, что оно позволяет возвысить жизнедеятельность человека до уровня жизнетворчества. Педагог-новатор, А. С. Макаренко, обогативший русскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами, дал новое толкование ряду педагогических вопросов, в том числе и трудовому воспитанию в коллективе. Он был педагогом, успешно применявшим  теории  диалектико-материалистических принципов  воспитания на практике.

Все мы знаем, что трудовое воспитание ребенка начинается в семье  и прекрасно помним  строки из  стихотворения  Р. Бернса:  «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример ему». Первоначальные навыки трудового сотрудничества  со взрослыми ребенок получает именно в своей семье, а затем -  со сверстниками  в детском саду и  старшими детьми  в школе.

Успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумного организованного объединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью.

Содержание воспитательной работы по трудовому направлению  в школе включает: формирование у учащихся положительной мотивации трудовых действий и  готовности к труду, умений и навыков управления собой в процессе трудовой деятельности, творческого отношения к труду; уважение к людям труда, создающим духовные и материальные ценности.

Учащиеся в процессе трудовой деятельности:

  • осознают свое место и роль труда в обществе;
  •  получают элементарные представления о различных профессиях;
  • приобретают первоначальный опыт участия в различных видах общественно - полезной и личностно значимой деятельности;
  • учатся выражать свои потребности и начальные умения в различных доступных и наиболее привлекательных видах творческой деятельности.

Ценностное отношение к труду материализует всю сумму вышеперечисленных отношений.  Ведь труд – это основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно-полезном, производительном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития. И  как бы в дальнейшем не сложилась судьба выпускников, трудовые умения, полученные в школе, потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времён выступает как весьма существенная педагогическая система.

Мы знаем, что труд оказывает благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологические исследования показывают, что физический труд, связанный с движением и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную работоспособность.

Л.Н. Толстой в своё время писал: «При усидчивой умственной работе, без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружиться, а в глазах звёзды какие-то, и ночь проводится без сна».

Насколько у учащихся сформирована культуры труда, можно судить по таким  критериям, как:

• готовность к самостоятельной трудовой жизни;

• творческий подход к работе;

• умение организовать совместный труд, руководить и подчиняться общим интересам в коллективной деятельности;

• качественное и ответственное выполнение работы;

• навыки по технике безопасности труда.

Для каждого  возраста существуют свои показателями  результативности трудового воспитания. Например, в младшем  школьном возрасте – это потребность быть творцом. Поэтому учащихся необходимо приобщать к коллективным творческим делам (оформлению классного уголка, тематической стенгазеты, украшению классного кабинета к различным праздникам, коллективной  уборке кабинета, территории школы).

В подростковом возрасте – это потребность в самовоспитании, в быстром получении качественных результатов, в самоутверждении. Оно должно  осуществляется в процессе индивидуального труда на уроках технологии, кружковых занятиях, при выполнении домашних дел (различного рода рукоделия  и другие занятия по интересам, связанные с физическим трудом). Все  это позволяет личностно мотивировать трудовые действия, требовательно относиться к результатам своего и чужого труда, учит организованности, самостоятельности, самодисциплине и самоконтролю в трудовом процессе. Подростки активно стремятся к самостоятельности, и зная эту особенность,  можно достичь необходимого педагогического эффекта. Чем меньше возраст ребенка, тем больше возможностей формировать его социальные чувства и стойкие привычки поведения. Пластичность его нервной системы позволяет достигать высоких результатов при решении всех воспитательных задач.

Для учащихся старших классов ведущей потребностью является самоутверждение, стремление к познанию, профессиональная ориентация, реализация интереса к социальным проблемам. И поэтому основными направлениями в воспитании должно стать  овладение учащимися знаниями, умениями, навыками конкретной деятельностью, направленное на взаимосвязь формирующихся качеств личности, социально-ценного жизненного опыта, умений, навыков коллективной и индивидуальной трудовой деятельности с учетом здоровья, пола, возраста; а также нравственных позиций, заданных национальными традициями, семьей и закрепленных в учебном заведении.

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

- общественная направленность воспитания;

- связь воспитания с жизнью, трудом;

- опора на положительный пример  в воспитании;

- гуманизация  воспитания;

- личностный подход;

- единство воспитательных воздействий.

Все эти принципы должны присутствовать и в трудовом воспитании. Только тогда можно способствовать  формированию у учащихся таких качеств, как общественный долг, честь, порядочность, культура труда и способность к профессиональному самосовершенствованию.  

Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного  участия в обменных и трудовых отношениях. Труд развивает положительные качества: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности. Следовательно,  воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя соответствующее положительное отношение к ним. Школа жизни — лучшая школа воспитания, поэтому принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в большинстве воспитательных систем. Он требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях:

 1) широкого и оперативного ознакомления учащихся с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами;

2) привлечения учащихся к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно-полезной деятельности.

Огромную роль в трудовом воспитании учащихся играет учебная дисциплина «Технология», где они получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества. Совершая экскурсии по микрорайону и  городу, учащиеся знакомятся с различными видами труда и профессиями. На совместных с родителями классных часах более подробно узнают о профессиях своих родителей. На уроках по изготовлению различных изделий пробуют себя в таких профессиях как: закройщик, швея, дизайнер. Получают первоначальные навыки сотрудничества в учебно-трудовой деятельности посредством проведения внеурочных мероприятий (предметные недели,  тематические  выставки, конкурсы).  Они приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (через презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда). Учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участвуя в разработке и реализации различных проектов). Приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно-полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования (занятия народными промыслами, природоохранная деятельность, работа в различных кружках и учебных мастерских, трудовые акции, работа на пришкольном учебно-опытном  участке, как в учебное, так и в каникулярное время). Приобретают умения и навыки самообслуживания в школе (по уборке закрепленных кабинетов, дежурстве по школе) и дома.

Воспитательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ребята чувствовали, что их труд нужен людям, обществу, чтобы он приносил удовлетворение.

 «Труд, – писал А.С.Макаренко, – без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете воспитывать политически нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата». Чтобы поддерживать интерес к труду, ребятам надо время от времени поручать дело, непривычное для них, способное захватить своей новизной.

Особой притягательностью для подростков обладает труд, связанный с техническим творчеством. Вырабатывается привычка длительное время работать над выполнением одного и того же задания, доводить дело до конца. Если не воспитана привычка к труду, если нет умения и желания трудиться, гражданские убеждения останутся не реализованными на практике, не воплотятся в конкретных делах.

Педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы воспитанников (познавательные, эстетические, любовь к природе, животным и т. д.), при помощи которых возможно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания. Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить как создание положительного воспитательного фона. Сюда относится жизнедеятельность воспитанников и стиль воспитательных отношений, и даже «дух» (выражение К. Д. Ушинского) учебно-воспитательных заведений.  Спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и отдыха способствует бодрому, уверенному движению вперед, где и стены воспитывают, потому что продуманы все мелочи интерьера, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к другу, не может не оказывать благоприятного воздействия на формирование у детей положительных эмоций к труду. А в современном обществе именно школа является местом, где создаются подходящие и наилучшие условия для становления сознательного, уважительного и творческого отношения к трудовой деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании. – М.: Просвещение, 1982. – 336 с
  2. Бескина Р.М., Виноградова М.Д. Идеи А.С.Макаренко сегодня. – М.:Знание,1988. – 79с.
  3. Гордин А.Ю. Педагогическое наследие А.С.Макаренко и современная школа. Кишинев: Штиинца, 1987. – 28 с.
  4. Золотухин Д.С. Трудовое воспитание сельских школьников: Книга для учителя.– М.: Просвещение,1990.– 159с.
  5. Коротов В.М. Развитие идей А.С.Макаренко в теории воспитание // Советская педагогика. – 1988. – № 3. – с.21-25.
  6. Макаренко А.С. О воспитании /Сост.и автор вступ.ст. В.С.Хелемендик. – М:Политиздат, 1990. – 415с.
  7. Павлова М.П.Педагогическая система А.С.Макаренко и современность. – М.:Высшая школа, 1980. – 287с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у младших школьников ценностного отношения к здоровью в группе продлённого дня

Если системно управлять воспитательно - оздоровительной работой с раннего возраста, научить детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы личным примером будем демонстрировать здоровый образ...

Межпредметные связи как основа формирования ценностного отношения к физическим знаниям

В статье рассматриваются психологический и педагогический аспекты понятий "ценность"  и "ценностное отношение", а также предлагаются методические решения формирования ценностного отношения учащих...

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у подростков в условиях общеобразовательного учреждения

Здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой современности, предметом первоочередной важности и заботы государства, поскольку именно здоровье определяет будущее страны, генофонд наци...

Формирование познавательной активности обучающихся, формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда на уроках математики

Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. В данной работе представ...

Опыт формирования ценностного отношения учащихся к здоровому образу жизни в условиях развивающейся образовательной среды

В тстатье представлена модель  рефлексивно-культурологического подхода, включающая в себя нормативно–целевой, технологический, контрольно-оценочный компоненты....

Интенсификация урока и формирование ценностного отношения к здоровью в условиях личностно-ориентированного обучения

В работе отражаются проблемы на пути современного образования.  раскрывается вопрос соотношение здороья и обучения....

Доклад на тему: «Психологические условия формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой»

Доклад на тему: «Психологические условия формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой»...