Взаимодействие педагога-организатора и учителя-предметника в вопросах формирования у школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни
статья по физкультуре на тему
В школе сложилась собственная система наиболее эффективных путей и механизмов реализации Программы «Здоровье», особенностями которой является создание здоровьесберегающего пространства через соблюдение новых Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта и федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestatsiya_zozh.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Лазарь Я.И., педагог-организатор
ГБОУ школа№438 Приморского района
Санкт-Петербурга
Взаимодействие педагога-организатора и учителя-предметника
в вопросах формирования у школьников ценностного отношения
к здоровому образу жизни
Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью...
В новом законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ в статье 41 «Охрана здоровья обучающихся» говорится: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся».
В школе сложилась собственная система наиболее эффективных путей и механизмов реализации Программы «Здоровье», особенностями которой является создание здоровьесберегающего пространства через соблюдение новых Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта и федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся.
Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье. В Примерной образовательной программе общего образования четко обозначены цели и задачи деятельности образовательного учреждения по данному направлению. Опираясь на базовые документы федерального уровня, мы разработали свою образовательную программу начального общего, основного общего образования.
Школа – один из социальных институтов, который оказывает большое влияние на подрастающее поколение. Здесь дети не только получают базовые знания по общеобразовательным предметам, но и проходят социализацию, пробуют себя в различных формах деятельности. Как ни странно, но на школе лежит и еще одна ответственность – формирование у школьников ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Каким же образом педагог (как известно, оказывающий, наверное, наибольшее влияние на ученика в школе, подающий ему пример поведения, ответственный за школьника, находящегося в учебном заведении) может поспособствовать созданию такой позитивной оценки?
Как известно, что путь к здоровью - это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что зависит, прежде всего, от нас самих.
По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 50-52 % - это образ жизни. И этот так называемый «контрольный пакет акций» - вот эти самые 50-52 % - в наших руках. О том, как грамотно распорядиться этим «контрольным пакетом акций» в условиях школы пойдёт речь на нашем педсовете.
В целом в школе сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться. Оснований для модернизации физкультурно-оздоровительной работы в школе достаточно много. Одно из главных – рост заболеваемости детей. Однако переломить эту негативную тенденцию возможно. Один из путей – обеспечить оздоровительную направленность образовательного процесса в школе .
Известно, что индивидуальный образ жизни активно формируется в раннем подростковом возрасте. Это связано с развитием у подростков таких важных психических новообразований, как самоконтроль, внутренний план действий, логическое мышление, самосознание, самооценка. Следовательно, именно на этом этапе взросления важно побудить детей к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и таким образом актуализировать субъективность в сбережении и укреплении здоровья.
Движение - ведущая функция всего живого. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребенка. Многие физиологи отмечали важную роль движений уже в эмбриональном периоде развития ребенка. После рождения младенец около 50 % времени бодрствования должен проводить в движении. При ограничении двигательной активности наблюдается резкое замедление психического и физического развития детей. Положительное влияние двигательной активности на растущий организм проявляется в улучшении работы сердечно-сосудистой системы, увеличении массы головного мозга и его функциональном состоянии. Например, уровень сформированности тонкой моторики кисти, развитие ее движений определяет развитие речи и мышления ребенка, с другой стороны, использование в воспитании физических упражнений для кистей рук позволяет стимулировать развитие речи, письма, мышления ребенка.
Движение - необходимая составная часть любого вида деятельности детей и их естественная биологическая потребность, которая получила название кинезиофилии (от греческих слов «движение» и «любить»). Недостаток двигательной активности может нанести вред здоровью ребенка. Это особенно актуально для школьников. Учебная работа школьника - труд, который осуществляется на фоне длительного статического напряжения, связанного с поддержанием позы и сопряженного со значительными зрительными нагрузками.
Двигательная нагрузка - в значительной степени управляемый фактор внешней среды, влияние которого можно направить на оздоровление и функциональное совершенствование систем детского организма. В связи с этим необходимо удовлетворить естественную потребность организма в движении и обеспечить оптимальную двигательную активность детей в школе.
Под двигательной активностью понимают общее число разнообразных движений за определенный отрезок времени (час, сутки).
Профилактика гипокинезии включает следующие мероприятия:
* Выполнение режима дня с учетом гигиенических требований (нормирование режимных моментов в соответствии с возрастом детей);
* Правильное соотношение динамического и статического компонентов на уроках;
* Внедрение в учебный процесс разных форм двигательной нагрузки (гимнастики до уроков, физкультурных минуток, динамических перемен).
Гимнастика до уроков
Цель гимнастики до уроков - активизировать процессы обмена, стимулировать дыхательную функцию, повысить работоспособность и организовать учащихся. Гимнастика проводится в хорошо проветренных помещениях. Не следует выполнять физические упражнения в классных комнатах. Это приводит к нарушению микроклимата в классе в результате увеличения температуры воздуха и антроповыбросов (пота, микроорганизмов). Длительность гимнастики для младших школьников 5 - 6 минут. Упражнения должны носить активизирующий характер, не требовать сложной координации и силовой нагрузки. Это физические упражнения с участием мышц плечевого пояса (подъем и вращательные движения рук и головы), спины, живота (наклоны в четырех направлениях), ног (приседания, прыжки).
Физкультурные минутки
Эта форма двигательной нагрузки должна использоваться всеми учителями в младших классах. Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем. Наиболее целесообразно проводить физкультурную минутку в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления. «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», - убеждал педагогов в значительной пользе такого кратковременного отдыха еще К.Д.Ушинский (1948).
Безусловно, один из главнейших факторов, влияющий на становление личности ребенка, среда, где происходит это формирование – семья. Именно с нее начинается восприятие мира маленьким человеком. Именно с родителей берет пример ребенок. Поэтому если мама и папа хотят приучить своего малыша к здоровому образу жизни, они должны, в первую очередь, вести его сами. К различным видам спорта ребенок также приучается с детства, благодаря помощи родителей. Поэтому стоит непременно уделять время активным играм (разумеется, безопасным), упражнениям по развитию мелкой моторики. Немаловажно также, чтобы все «тренировки» были интересны для ребенка, не являлись утомительными или отвлекающими его от каких-то «своих дел». Да, взрослым порой кажется, что «он еще совсем маленький, ничего не понимает, просто копается в песочнице». Но на самом деле ребенок – практически автономная система, стремящаяся изучать мир. Поэтому стоит отнестись к этому факту с уважением. К тому же, если постоянно заменять дело, интересующее малыша, на зарядку или игру с мячом, то эти занятия спортом будут ему неприятны. Следовательно, цель – приобщение к активному образу жизни – не будет достигнута.
Родителям более взрослых ребят можно посоветовать также стараться разнообразить досуг своего чада.
Вывод
Систематическое использование в режиме дня (как школьном, так и домашнем) оздоровительных, расслабляющих упражнений способствует укреплению организма ребенка, предупреждает отклонения в физическом развитии, развивает самостоятельность, активность, умение заботиться о своем здоровье.
Приобщая детей к культуре здорового образа жизни, мы воспитываем в ребенке потребность к здоровому образу жизни. Такие ребята всегда будут активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в любых условиях, а также будут обладать всеми качествами гармонически развитой личности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у младших школьников ценностного отношения к здоровью в группе продлённого дня
Если системно управлять воспитательно - оздоровительной работой с раннего возраста, научить детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы личным примером будем демонстрировать здоровый образ...
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у подростков в условиях общеобразовательного учреждения
Здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой современности, предметом первоочередной важности и заботы государства, поскольку именно здоровье определяет будущее страны, генофонд наци...
Урок составлен учителем МАОУ СОШ №14 Николаевой Г.Е. Тема урока «Les sports d’hiver olympiques». Цель урока: формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни средствами французского языка.
Пояснительная записка. Данная разработка урока предназначена для учащихся 10 -11 классов с целью популяризации здорового образа жизни и спор...
ВНЕУРОЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
В статье раскрывается зачение занятости учащихся в послеурочное время, На примере школы показано, как заняты учащиеся, какие кружки работают в школе. как происходит формирование здорового образа жизни...
«Формирование у учащихся сознательного отношения к здоровому образу жизни через внедрение элементов здоровьесберегающих технологий и валеологический подход к урокам физической культуры»
В материале описана система работы по формированию у школьников потребности к здоровому образу жизни....
Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни
Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни...
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у обучающихся.
Методические рекомендациии для учителя по формированию у обучающихся позитивного отношения к здоровому образу жизни и сохранению здоровья....