Рабочая программа по курсу "Индивидуальный проект" 8 класс.
рабочая программа по технологии (8 класс)
Курс "Индивидуальный проект" в рамках реализации ФГОС ООО представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимися в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знанийи видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_individualnyy_proekt.docx | 61.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1.1.1.Напрвленность программы
Данная программа по индивидуальному проекту «Создаем проект» предназначен6а для вовлечения учащихся 8 классов в проектную деятельность, отвечает требованиям ФГОС ОО и представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимися в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Курс «Создаем проект» включает в себя требования по следующим направлениям:
- организация проектной деятельности;
- содержание и направленность проекта;
- защита проекта;
- критерии оценки проектной деятельности.
Представленная Рабочая программа по индивидуальному проекту в 8 классах составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном Стандарте общего образования; разработана в соответствии с рекомендациями Примерной основной образовательной программы (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е. С. Савинов].-М.: Просвещение, 2011.-342с.- Стандарты второго поколения).
Срок реализации программы: 1 год
1.1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, проанализировать, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности. Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе.
1.1.3. Основная цель курса – углубить знания учащихся по основам проектной деятельности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода. Программа нацелена на достижение метапредметных результатов, вне зависимости от предмета, по которому выполняется проект.
Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетенций.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомление с алгоритмом работы над проектом и его структурой;
- выработка умений определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта, умение пользоваться различными источниками информации;
- выраратывание способности к инновационной, аналитической, творческой, интелектуальной деятельности;
Развивающие:
- формирование универсальных учебных действий;
-расширение кругозора;
- формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, полученные на занятиях по индивидуальному проекту;
- приобретение навыков социального и учебно-исследовательского проектирование;
- обеспечение планируемых результатов по достижению обучающимися целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей;
- развитие мышления обучающихся;
Воспитательные:
- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности;
- формирование общей культуры;
-духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие,
- самосовершенствование обучающихся, обеспечивающее их социальную успешность, развитие творческих способностей;
-профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, сотрудничестве с библиотеками города, базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
- сохранение и укрепление физического, психологического, духовно-нравственного и социального здоровья обучающихся.
В основе реализации программы «Создаем проект» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования;
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования – готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.
1.2. Общая характеристика курса
Важнейшей педагогической задачей в условиях реализации ФГОС ООО стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих обучающимся «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности обучающегося становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя. Важную роль в достижении успешности каждого обучающегося играет реализация доступного проектного замысла по выбору ребенка, на основании сферы его интересов и личностных возможностей.
Курс «Создаем проект» призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности обучающимися основной школы и подготовку их, таким образом, к разработке и реализации собственных, индивидуальных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с применением в МБОУ СОШ № 31 метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей обучающихся; как необходимое условие реализации индивидуального проекта по итогам года. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у обучающихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Обучающийся, работая над проектом, проходит стадии определения проблемы, планирования, сбора информации, ее анализа и преобразования (синтеза), активной деятельности по созданию задуманного продукта, его презентации, разработки портфолио проекта. Проектная деятельность предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).
Формы проведения занятий.
Формы обучения ориентированы на инновационные педагогические
технологии:
проектно-исследовательская деятельность, индивидуальная творческая
деятельность.
1. Мини-лекции и семинары с элементами дискуссии.
2. Практическая индивидуальная работа.
Форма подведения итогов:
Презентации проектов, буклеты, пополнение портфолио учащихся. Итогами проектной деятельности следует считать выполнение индивидуального проекта, а также интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Этапы проекта:
1. Проблематизация - необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть.
2. Целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.
3. Планирование, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятная цель, можно приступить к работе.
4. Реализация имеющего плана.
5. Презентация результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность.
При организации работы обучающихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах (ролях), рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.
Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.
Выполняемые обучающимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает обучающимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д
1. 3. Планируемые результаты
1.3.1. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты при изучении курса «Создаем проект»
В процессе изучения курса «Создаем проект» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности, который способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения.
На этапе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.
В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в форме учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у выпускников будут заложены:
- потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;
- основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
- основы ценностных суждений и оценок;
- основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред, эпох;
- учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут навык осмысленного чтения; они овладеют основными стратегиями чтения различных видов литературы и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
1.3.2. Результаты проектной деятельности
Результатом проектной деятельности следует считать:
- письменную работу (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях…);
- художественную творческую работу (в области литературы, музыки, изобразительного искусства экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, компьютерной анимации;
- материальный объект, макет иное конструкторское изделие;
- отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать текст и мультимедийные продукты.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, включаются:
1. выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
2. подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту (объемом не более 1 машинописной станицы) с указанием следующих пунктов:
- тема, цель и назначение проекта;
- краткое описание хода выполнения проекта и полученных результатов;
- списка использованных источников;
- для конструкторских проектов представляется пояснительная записка с описание особенностей конструкторских решений; для социальных – описание эффектов от реализации проекта.
3. краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта (инициативность, самостоятельность, ответственность, исполнительская дисциплина).
1.3.3. Формирование универсальных учебных действий
Личностные УУД
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
- знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина;
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, культуры;
- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
- гражданский патриотизм, любовь к Родине;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
- уважение к личности и ее достоинствам;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
- готовность к выбору профильного образования.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять контроль по результату и по способу действия;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в их выполнение.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и способы взаимодействия;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать;
- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;
- основам коммуникативной рефлексии.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- ставить проблему, аргументировать ее актуальность, выдвигать гипотезы;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов - наблюдения и эксперимента;
- организовывать исследование с целью проверки гипотезы;
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
1.4. Система оценки достижения планируемых результатов при изучении курса «Создаем проект»
В соответствии с требованиями Стандарта система оценки достижения планируемых результатов при изучении курса «Создаем проект» предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
1.4.1. Критерии оценки проектной деятельности
При выставлении оценки за результат проектной деятельности следует учесть, что работа должна иметь практическую направленность.
Оценивание результатов проектной деятельности обучающихся осуществляется по следующим критериям:
- способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем;
- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы;
- сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
1.4.2. Оценка качества реализации программы
Оценка качества реализации программы включает в себя внутреннюю оценку, предполагающую текущий контроль проекта, публичную защиту проекта обучающихся и внешнюю.
Текущий контроль проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, в следующих формах.
Формы контроля:
- устный опрос;
- выполнение тестовых заданий;
- письменные самостоятельные работы;
- практические работы;
- индивидуальные задания при работе над проектом;
- публичная защита.
Внешняя оценка предполагает представление результатов проектной деятельности на различного рода конференциях (например,
« Старт в науку»).
1.4.3. Шкала оценки проекта (бальная)
ШКАЛА ОЦЕНКИ ПРОЕКТА | Оценка | |||
Показатели | Градация | Баллы | ||
1. Обоснованность актуальности темы – целесообразность аргументов, подтверждающих актуальность | обоснована; аргументыцелесообразны | 2 | ||
обоснована; целесообразна часть аргументов | 1 | |||
необоснована, аргументы отсутствуют | 0 | |||
2. Конкретность, ясность формулировки цели, задач, а также их соответствие теме | конкретны, ясны, соответствуют | 2 | ||
неконкретны, неясны или не соответствуют | 1 | |||
цель и задачи не поставлены | 0 | |||
3. Обоснованность выбора методики работы – обеспечивает или нет достижение цели | целесообразна, обеспечивает | 2 | ||
сомнительна | 1 | |||
явно нецелесообразна | 0 | |||
4. Фундаментальность обзора – использование современных основополагающих (основных) работ по проблеме | использованы основные работы | 2 | ||
использована часть основных работ | 1 | |||
основные работы неиспользованы | 0 | |||
5. Всесторонность и логичность обзора – освещение значимых для достижения цели аспектов проблемы | Освещена значительная часть проблемы | 2 | ||
проблема освещена фрагментарно | 1 | |||
проблема неосвещена | 0 | |||
6. Теоретическая значимость обзора – представлена и обоснована модель объекта, показаны её недостатки | модель полная и обоснованная | 2 | ||
модель неполная и слабо обоснованная | 1 | |||
модель объекта отсутствует | 0 | |||
7. Доступность методик для самостоятельного выполнения автором работы (учащимся или учащимися) | выполнимы самостоятельно | 2 | ||
выполнимы под наблюдением специалиста | 1 | |||
выполнимы только специалистом | 0 | |||
8. Логичность и обоснованность эксперимента (наблюдения), обусловленность логикой изучения объекта | эксперимент логичен и обоснован | 2 | ||
встречаются отдельные неувязки | 1 | |||
эксперимент не логичен и не обоснован | 0 | |||
9. Наглядность (многообразие способов) представления результатов – графики, гистограммы, схемы, фото | использованы всевозможные способы | 2 | ||
использована часть способов | 1 | |||
использован только один способ | 0 | |||
10. Дискуссионность (полемичность) обсуждения полученных результатов с разных точек зрения, позиций | приводятся и обсуждаются разные позиции | 2 | ||
разные позиции приводятся без обсуждения | 1 | |||
приводится и обсуждается одна позиция | 0 | |||
11. Оригинальность позиции автора – наличие собственной позиции (точки зрения) на полученные результаты | позиция автора полностью оригинальна | 2 | ||
автор усовершенствует позицию другого | 1 | |||
автор придерживается чужой точки зрения | 0 | |||
12. Соответствие содержания выводов содержанию цели и задач; оценивание выдвинутой гипотезы | соответствуют; гипотеза оценивается | 2 | ||
частично; гипотеза только упоминается | 1 | |||
не соответствуют; гипотеза не оценивается | 0 | |||
13. Конкретность выводов и уровень обобщения – отсутствие рассуждений, частностей, общих мест, ссылок на других. | выводы конкретны (не резюме!) | 2 | ||
отдельные выводы неконкретны | 1 | |||
выводы неконкретны | 0 |
Оценка /отметка за проект
Оценка «удовлетворительно» - отметка«3» может быть поставлена за 15-18 баллов (60% -74% от максимального количества баллов).
Оценка «хорошо» - отметка «4» может быть поставлена за 19-22 баллов (75% - 89% от максимального количества баллов).
Оценка «отлично» - отметка «5» может быть поставлена за 23-26 баллов (более 90% от максимального количества баллов).
1.4.4. Шкала оценки выступления (бальная)
ШКАЛА ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЯ | |||
Показатели | Градация | Баллы | |
в ы с т у п л е н и е | 1. Соответствие сообщения заявленной теме, цели и задачам проекта | соответствует полностью | 2 |
есть несоответствия (отступления) | 1 | ||
в основном несоответствует | 0 | ||
2. Структурированность (организация) сообщения, которая обеспечивает понимание его содержания | структурировано, обеспечивает | 2 | |
структурировано, необеспечивает | 1 | ||
неструктурировано, необеспечивает | 0 | ||
3. Культура выступления – чтение с листа или рассказ, обращённый к аудитории | рассказ без обращения к тексту | 2 | |
рассказ с обращением к тексту | 1 | ||
чтение с листа | 0 | ||
4. Доступность сообщения о содержании проекта, его целях, задачах, методах и результатах | доступно без уточняющих вопросов | 2 | |
доступно с уточняющими вопросами | 1 | ||
недоступно с уточняющими вопросами | 0 | ||
5. Целесообразность, инструментальность наглядности, уровень её использования | целесообразна | 2 | |
целесообразность сомнительна | 1 | ||
нецелесообразна | 0 | ||
6. Соблюдение временного регламента сообщения (не более 7 минут) | соблюдён (непревышен) | 2 | |
превышение без замечания | 1 | ||
превышение с замечанием | 0 | ||
д ис кусси я | 7. Чёткость и полнота ответов на дополнительные вопросы по существу сообщения | все ответы чёткие, полные | 2 |
некоторые ответы нечёткие | 1 | ||
все ответы нечёткие/неполные | 0 | ||
8. Владение специальной терминологией по теме проекта, использованной в сообщении | владеет свободно | 2 | |
иногда был неточен, ошибался | 1 | ||
не владеет | 0 | ||
9. Культура дискуссии – умение понять собеседника и аргументировано ответить на его вопросы | ответил на все вопросы | 2 | |
ответил на бóльшую часть вопросов | 1 | ||
не ответил на бóльшую часть вопросов | 0 |
Оценка /отметка за вступление
Оценка «удовлетворительно» - отметка «3» может быть поставлена за 10-12 баллов (60% -74% от максимального количества баллов).
Оценка «хорошо» - отметка «4» может быть поставлена за 13-15 баллов (75% - 89% от максимального количества баллов).
Оценка «отлично» - отметка «5» может быть поставлена за 16-18 баллов (более 90% от максимального количества баллов).
- Содержательный раздел
2.1. Содержание курса «Создаем проект»
Введение – знакомство с содержанием проекта.
Проект – это образ будущего продукта; работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение, имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Виды проектов
По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
По содержанию: монопредметный, межпредметный, надпредметный.
Классификация проектов по ведущим видам деятельности:
- учебные исследования;
- информационный (сбор и обработка информации);
- игровые (занятия в форме игры);
- творческие проекты;
- практико-ориентированные (практические).
Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Этапы проекта
Первым этапом работы над проектом является проблематизация - необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть.
Второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.
Важнейший этап работы над проектом – это планирование, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятная цель, можно приступить к работе.
Следующий этап проектного цикла - реализация имеющего плана.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результаты работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта.
По завершении работы необходимо сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап коррекции - осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы.
Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия.
Портфолио проекта.
Составление письменного отчета о ходе реализации проекта, представление отчета в виде портфолио (титульный лист, введение, проблематика, актуальность, целеполагание, методы работы, форма проекта, результаты, фото-подтверждения, иллюстрации (рисунки), компьютерная презентация).
Паспорт проекта.
Краткое сущностное содержание проекта с исходными личностными данными
2.2. Тематическое планирование курса
«Создаем проект» для 8 класса
(34 часа)
Содержание программы:
Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Как задавать вопросы? Банк идей. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». Составление «Банка идей». Тема, предмет, объект исследования. Обсуждение и выбор тем исследования. Цели и задачи исследования. Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования. Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование? Уметь: ставить цели и задачи исследования.
Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам). Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.
Тема 5-6. Какими могут быть проекты? Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Учимся выдвигать гипотезы. Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Тема 9-10. Планирование работы. Составление плана работы над проектом. Игра «По местам». Организация исследования. Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать: методы исследования,
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.
Тема 11-12. Знакомство с методами и предметами исследования. Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте.
Тема 13-14. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Экспресс-исследование – способ сбора информации. Поисковая деятельность по сбору информации по заданной теме. Сбор материала для исследования. Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
Тема 15-17. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: «Назови все особенности предмета», «Нарисуй в точности предмет», «Парные картинки, содержащие различие», «Найди ошибки художника.
Знать: метод исследования – наблюдение
Уметь: проводить наблюдения над объектом и т.д.
Что такое эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать: понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
Проведение эксперимента на моделях.
Тема 18-20. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Анализ прочитанной литературы. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.
Тема 21-22. Исследование объектов. Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся. Сообщение о своих исследованиях по заданной теме. Выступления учащихся о своих исследованиях по заданной теме.
Тема 23-24. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке. Обобщение полученных данных. Анализ, обобщение, главное, второстепенное. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
Тема 25-26. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Тема 27. Как сделать сообщение о результатах исследования. Составление плана работы по подготовке к защите проекта. Требования к сообщению.
Тема 28-30. Оформление работы. Выполнение рисунков, поделок и т.п.
Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Работа на компьютере – создание презентации.
Тема 33-34. Мини конференция по итогам собственных исследований. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ исследовательской деятельности. Анализ своей проектной деятельности.
3. Организационный раздел
3.1. Место курса «Создаем проект» в учебном плане
Согласно учебному плану основного общего образования на изучение курса Индивидуального проекта в 8 классах отводится 1 час в неделю (по учебному плану 34 недели (34 часа).
3.2. Место проведения занятий
Занятия проходят в учебном кабинете, а также могут быть проведены в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольной территории, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные сооружения, памятники зодчества и пр.). Проектная деятельность может включать проведение наблюдений, экскурсий, заседаний ШНО, реализацию и презентацию проектов в классе, на школьной конференции ученических исследовательских и проектных работ.
3.3. Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
- Федеральный закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 года № 273-ФЗ;
- ФГОС ООО;
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа;
- ООП ООО МБОУ СОШ № 33 .
Материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет;
- компьютеры;
- принтер;
- сканер;
- мультипроектор.
3.4.Организация деятельности обучающихся
На уроках по индивидуальному проекту «Создаем проект» обучающиеся 8 классов приобретают теоретические знания по предмету и самостоятельно выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта (таковым является учитель-предметник). Обучающиеся могут осуществлять учебное исследование в рамках одного предмета (монопроект), двух и более учебных предметов (межпредметный проект) и за рамками школьных предметов (надпредметный проект). По времени проекты выполняются на протяжении учебного года, хотя не исключается краткосрочный и длительный проект. Обучающиеся имеют возможность проводить учебное исследование самостоятельно (индивидуально) и в группе (групповой проект).
В процессе работы осуществляется тесное сотрудничество с учителем информатики по вопросам, связанным с оформлением работ и сотрудничество с библиотекарем школы, который проводит занятия по оформлению библиографии.
По завершению выполнения проекта обучающиеся 8 класса выходят на предзащиту, что дает возможность опробовать различные способы презентации работы, учесть недочеты и устранить пробелы в исследовании, продолжая работу в 9 классе, а также расширив и углубив исследование. Однако по желанию обучающихся тема проекта и руководитель (учитель-предметник) в 9 классе могут быть изменены. По окончании работы над учебно-исследовательским проектом обучающиеся презентуют работу на МО учителей-предметников (конец февраля), при наличии замечаний дети имеют возможность в течение 1-1,5 месяца устранить недочеты, в апреле проводится защита индивидуальных проектов; обучающиеся, работы которых признаны лучшими, принимают участие в общешкольной научной конференции (май).
3.5. Защита работы
Работа защищается в присутствии комиссии в составе учителей школы при обязательном участии научного руководителя и председателя комиссии. Автор работы в своем кратком выступлении обосновывает важность выбранной темы, задачи исследования, пути и способы их решения, излагает содержание частей работы, иллюстрируя тезисы сообщения конкретными примерами и фактами, а затем отвечает на вопросы учителей. Защита работы оценивается дифференцировано: на «отлично», «хорошо» или на «удовлетворительно».
В назначенный день обучающийся должен явиться, имея при себе заранее продуманный текст устного выступления и презентацию. Вступительное слово рассчитано на 5-10 минут. Оно должно быть аргументированным, содержательным. Желательно, чтобы обучающийся излагал доклад свободно, не читая письменного текста.
После вступительного слова члены комиссии или присутствующие могут задать любые вопросы по работе. Наиболее распространённые вопросы общего характера: В чем новизна Вашей работы? Что выполнено в ней лично Вами? Какова практическая значимость предлагаемой Вами классификации?
Ответы на вопросы должны быть лаконичными, аргументированными.
Обучающийся, поблагодарив за отзыв, отвечает на высказанные им критические замечания, причем делает это корректно и вежливо, в соответствии с требованиями академического этикета. Резкие выпады неприемлемы. Если замечания справедливы, лучше всего их признать и постараться учесть в дальнейшей работе.
Рекомендуемая литература для учителя
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, приказ №413 от 17.05.2012, Министерство образования и науки Российской Федерации.
3. Примерная основная образовательная программа (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е. С. Савинов].-М.:Просвещение,2011.-342с.-Стандарты второго поколения)
4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов/ Под ред. проф. Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2009. – 176с.
Рекомендуемая литература для обучающихся
1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника / Под ред. проф. Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2009. –224с.
2. Новожилова М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель: 3-е изд. – М.: 5 за знания, 2008. – 160с.
Литература
1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образо вательной программе Текст./ В.А.Болотов, В.В.Сериков // Педагогика. -2003.-№10.-С.130-139.
2. Борисов П.П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования Текст./ П.П. Борисов// Стандарты и мониторинг вобразовании.-2003.- №3. - 58-61.
3. Браверманн Э.М. Развитие самостоятельности учащихся - требование нашего времени Текст. / Э.М. Браверманн //Физика в школе. - 2006. - №2. -15-19.
4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / И.Г.Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие Текст. / Г.К.Селевко. -М.: Народное образование, 1998. -256с.
6. Соколова Н.В. Проблема освоения школьниками метода научного познания Текст. / Н.В. Соколова // Физика в школе. - 2007. - №6. - с.7-17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...