Программа гончарного кружка
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Программа гончарного кружка разработана для учащихся школьного возраста и направлена на развитие творческих способностей детей через приобщение к древнему ремеслу гончарного искусства.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Цель программы: Формирование и развитие творческих способностей учащихся посредством освоения технологии работы с глиной и создания керамических изделий.
Задачи программы:
Обучающие: освоение базовых приемов работы с глиной, знакомство с технологией изготовления керамических изделий
Развивающие: развитие мелкой моторики, пространственного мышления, художественного вкуса
Воспитательные: формирование уважительного отношения к народным промыслам, трудолюбия и аккуратности
Ожидаемые результаты:
По окончании обучения учащиеся будут: Знать основные приемы лепки, технологию обжига и глазурования изделий. Уметь создавать простые функциональные и декоративные изделия из глины Владеть навыками работы на гончарном круге Программа включает теоретические и практические занятия, мастер-классы, выставки работ учащихся. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому ученику и развитию его творческого потенциала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
goncharnoe.docx | 42.03 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Муниципальное автономная общеобразовательное учреждение
«Школа № 94»
Принято: педагогическим советом МАОУ «Школа № 94» Протокол № _____ от «____» ___________ 2024 года | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МАОУ «Школа № 94» ________________ В.Л. Кожемяко « » октября 2024 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
Школа гончарного дела
Художественная направленность
Педагог дополнительного образования |
Кожемяко Сергей Васильевич Уровень : стартовый |
Продолжительность освоения программы - 1 год |
Возраст учащихся – 11-17 лет |
г. Нижний Новгород
2024 год
Пояснительная записка
Актуальность программы
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа кружка «Школа гончарного дела» это общеразвивающая программа художественной направленности. Необходимым условием построения системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир учащихся, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью.
Огромную роль в воспитании патриотизма, национальной гордости играет народная глиняная игрушка. Она уникальна по своей выразительности и пластичности. В ней важно всё: и целостное воздействие образа на воображение и отдельные элементы ритма, и яркость, и внешняя броскость.
Программа кружка «Школа гончарного дела» - это программа развития обучающихся через погружение в процесс лепки и росписи глиняных изделий, развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, способность к самовыражению, сформировать эстетический опыт, создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся овладение знаниями и представлениями о гончарном ремесле.
Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей. Работа с глиной, самый распространенный природный материал, способствует раскрытию потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Отличительной особенностью программы является в объединении традиций русского народа в изготовлении изделия из глины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося. Глина – это благодатный материал. Учащиеся развивают мелкую моторику руки, творческое воображение, мышление, речь, фантазию, художественные способности, эстетические чувства. Маленькие комочки глины творят чудеса: рука становится твёрже, уверенней, движения точнее. Художественно-творческая деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, расширяет общий кругозор, реализует познавательные интересы, развивает личность детей.
Содержание занятий выстроено с нарастанием сложности выполнения технологического процесса. Воспитание и обучение в кружке осуществляется в процессе творческой работы. Участие педагога в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. воспитанник получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла.
При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного материала и постепенности ввода нового, а также знания,
полученные на уроках рисования, труда, естествознания. А также разработаны технологические карты для зрительного восприятия и улучшения качества изготовления. Программа включает теоретическую и практическую работу. Подбор и тематика изделий, предусмотренных программой, может меняться, в зависимости от заготовленного материала, от умения и навыков воспитанников.
Цель - формирование и развитие творческих способностей учащихся, формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.
Задачи
Обучающие:
- обучать различным техникам обработки глины;
- способствовать овладению основами, умениями работы из целого куска глины, созданию образов из отдельных частей;
- формировать способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
- обогащать знания детей через изучение декоративно-прикладного искусства
– лепка из глины;
- знакомить с различными жанрами декоративно-прикладного искусства;
- способствовать овладению умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
Развивающие:
- развивать настойчивость, целеустремленность, аккуратность;
- развивать интерес к изучению народных промыслов;
- повышать уровень навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ;
- развивать умения работать в коллективе и индивидуально;
- развивать опыт и творческую деятельность в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
- развивать у детей тонкую моторику рук, глазомер, чувства гармонии и красоты.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе;
- способствовать соблюдению правил техники безопасности;
- воспитывать стремление к поиску, самостоятельности;
- воспитывать понимание необходимости качественного выполнения образа;
- конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера;
- воспитывать готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе, а также скульптуре;
- развивать культурно-социальную компетентность, приобщать к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Учебно- тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов | Формы промежуточн ой аттестации | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | 1 | Вводное занятие. Техника безопасности при работе с глиной, инструментами. | 1 | 1 | ||
2 | Особенности работы с глиной. | 7 | 3 | 4 | ||
2. | Глина-это природный материал. | 1 | 1 | Наблюдение, практическая работа | ||
3 | Способы заготовки глины | 1 | 1 | Наблюдение, практическая работа | ||
4 | Хранение глины, просеивание, удаление примесей | 1 | 1 | Наблюдение, практическая работа | ||
5 | Особенности сушки и обжига. | 1 | 1 | Наблюдение, практическая работа |
6 | Знакомство с муфельной печью. | 1 | 1 | Наблюдение, практическая работа | ||
7 | Инструменты для формовки, знакомство с декорирующим и материалами. | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, практическая работа | |
3 | Способы ручной лепки. | 16 | 6 | 10 | ||
8 | Формование из цельного куска. «Чаша» | 2 | 2 | Наблюдение, практическая работа | ||
9 | Лепка из пластов глины. «Карандашница » | 2 | 2 | Наблюдение, практическая работа | ||
10 | Лепка из жгутов. «Ваза» | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, практическая работа | |
11 | Лепка пластин рельефом путем выбирания глины. | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, практическая работа | |
12 | Лепка пластин путем наложения рельефа. | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, практическая работа |
13 | Комбинированн ый способ лепки. | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, практическая работа | |
14 | Композиция. Форма и цвет. Настроение и образ. | 1 | 1 | Наблюдение, практическая работа | ||
15. | Выполнение общей композиции из нескольких фигур. | 3 | 1 | 2 | Наблюдение, практическая работа | |
4 | Народный промысел, народные игрушки. | 10 | 4 | 6 | ||
16. | Центры народных промыслов. Разнообразие глиняных игрушек. | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, практическая работа | |
17 | Лепка каргопольских игрушек. Птица «Сирин». | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, практическая работа | |
18 | Филимоновские игрушки. Особенности лепки Лепка животных. «Козлик» | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, практическая работа |
19 | Животный мир. Тверская игрушка (петушок) | 2 | 2 | Наблюдение, практическая работа | ||
20. | Чудо - дымка. Лепка дымковской барыни | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, практическая работа | |
5 | Роспись изделий в народном стиле | 8 | 3 | 5 | ||
21 | Особенности росписи дымковской игрушки. | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, практическая работа | |
22 | Роспись, значение цвета, линий орнамента филимоновских игрушек. | 2 | 2 | Наблюдение, практическая работа | ||
23. | Роспись каргопольских изделий. О чем говорят цвета. | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, практическая работа | |
24 | Гжельская роспись | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, практическая работа | |
6 | Свободное творчество | 4 | 4 | Наблюдение, практическая работа |
25 | Изготовление сувениров, изделий различной тематики для школьной выставки. | 2 | 2 | Наблюдение, практическая работа | ||
26 | Роспись изделий | 2 | 2 | Наблюдение, практическая работа | ||
7 | Работа на гончарном круге «Вот пришли мы к гончару…» | 22 | 2 | 20 | ||
27 | Техника безопасности при работе на гончарном круге. | 1 | 1 | Наблюдение, практическая работа | ||
28 | Способ отцентровки глины на гончарном круге | 1 | 1 | Наблюдение, практическая работа | ||
29 | Формование чаши (на гончарном круге) | 2 | 2 | Наблюдение, практическая работа | ||
30 | Формование вазы (на гончарном круге) | 2 | 2 | Наблюдение, практическая работа |
31 | Изготовление пиалы, её декорирование и обточка | 2 | 2 | Наблюдение, практическая работа | ||
32 | Роспись пиалы | 2 | 2 | практическая работа | ||
33 | Горшочек (на гончарном круге) | 2 | 2 | Наблюдение, практическая работа | ||
34 | Самостоятельна я лепка изделия по выбору | 4 | 4 | Наблюдение, практическая работа | ||
35 | Роспись изделий по выбору | 4 | 4 | Наблюдение, практическая работа | ||
36 | Выставка изделий, защита работ, подведение итогов. | 2 | 2 | Выставка | ||
итого | 68 | 19 | 49 |
Содержание
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с правилами техники безопасности и поведения, распорядком занятий. 1час.
Тема 2. Особенности работы с глиной. Беседа о глине, особенности работы с ней, пригодность глины для лепки. Знакомство с работой муфельной печи. Инструменты. Практическая часть заготовка, приготовление глины к формовке. Освоение приёмов лепки, скатывание, раскатывание, вдавливание, сплющивание, оттягивание. 7 часов.
Тема 3. Способы ручной лепки. Знание различных способов формования изделий. Овладевают знаниями формования из целого куска способом вдавливания. Дети обучаются правильно раскатывать жгут разной толщины. Слепливание жгутов в форму сосуда.
Обучение набивки и раскатыванию пласта из глины. Учимся использовать инструменты при работе с пластом глины. (линейка, стек, скалка). Слепка простейших геометрических форм из пластов (используем шликер). Применяем комбинирование при лепке животных.
Практическая часть. Лепка различной посуды. Итого 16 часов.
Тема 4. Народный промысел, народные игрушки. Краткое знакомство с центрами народных промыслов керамики. Разнообразие глиняных игрушек: Дымково, Филимоново, Каргополь... Каргопольские мастера. Необычные филимоновские игрушки. Дымковская игрушка. Праздник
«Свистунья».
Практическая часть. Лепка по образцу каргопольской птицы «Сирин», филимоновской птицы «Петушок», дымковского «Коня», особенности росписи народных игрушек. 10 часов.
Тема 5. Роспись изделий. Знакомство с особенность росписи, индивидуальностью каждого промысла. Значение цвета, орнамента игрушки. Практическая часть. Роспись изделий. 8часов.
Тема 6. Свободное творчество. Подбор материала, составление композиций. Практическая часть. Изготовление сувенирных игрушек, композиций, панно. Лепка изделий на школьную выставку. Лепка на свободную тему. Роспись изделий, оформление работ. 4 часа.
Тема 7. Работа на гончарном круге. Техника безопасности и технология работы на гончарном круге. Подготовка материала к работе (вязкость глины, содержание примесей). Приёмы работы на круге. (центровка, выдавливание,
вытягивание стенок сосуда). Лепка сосудов разной формы. Достижение правильной толщины, стабильности формы
Практическая часть. Самостоятельное формование предметов кухонной утвари. Всего 22 часа.
Организационно-педагогические условия
Срок реализации - 1 год обучения. Возраст учащихся – 11-17 лет.
Форма обучения очная.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 часа в неделю, 68 часов в год. Количество детей в учебной группе – не более 8 человек. Такое количество обучающихся обусловлено необходимостью индивидуального подхода к каждому ребенку. Группа смешанного состава, разновозрастная - это обусловлено спецификой работы кружка. Старшие дети помогают младшим в процессе обучения помощь в закреплении нового учебного материала, помощь в перемещении материалов и приспособлений для лепки, помощь в выполнении работ.
Форма обучения
Очная.
Форма организации образовательной деятельности учащихся
Групповая, индивидуальная, всем составом.
Форма занятия
Теоретические и практические занятия.
Уровень освоения программы – базовый уровень, что предполагает формирование у учащихся интереса, устойчивой мотивации к гончарному делу. Освоение базовых знаний, умений и навыков по ручной лепке из глины и работе на гончарном круге. Результат обучения - участие учащихся в школьных и муниципальных мероприятиях.
Методы обучения Словесные
Устное изложение, беседа, объяснение, анализ, рефлексия.
Наглядные
Показ пособий, презентации, видео, показ приемов лепки, показ работ, защита.
Практические
Выполнение заданий по образцу, работа с материалом, проявление творческого потенциала, индивидуальные работы.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимо:
Просторное светлое помещение для занятий, соответствующее СанПиН, оборудованное раковиной, электрическими розетками для подключения оборудования (гончарный круг, дополнительный элемент освещения) и ПК, вмещающее стеллажи/шкафы для хранения, сушки и экспонирования изделий, хранения методических пособий, образцов, инструментов и мелкого оборудования, специальной литературы.
Оборудование: электропечь для обжига керамики, гончарный круг (Выданы в рамках проекта «Успех каждого ребенка»)
стеллажи, доска меловая аудиторная, столы и стулья ученические, ведра пластиковые, фартуки/халаты.
Материалы: глины из различных месторождений, шамот, гипс, цветные глазури, ангобы, скульптурный пластилин.
Инструменты: гипсовые формы, гипсовые плинты, турнетки, экструдеры ручные, дощечки для работы, отрезы бельтинга, палитры, губки, гончарные струны, скульптурные стеки, кисти – белка, щетина, колонок, щипцы для глазурования, кронциркули, калячницы, ножи, лощила, цикли, ветошь.
Пособия: образцы изделий из глины до/после обжига; образцы художественной (традиционной и авторской), образцы изделий в разрезе на каждом из этапов изготовления на гончарном круге (центровка, разгон дна, стакан, готовая форма). Фотографии предметов ДПИ, технологических процессов, оборудования; методические таблицы; тематические подборки видео- и фото-продукции, литературы.
Планируемые результаты
В результате обучения учащиеся будут
знать
- теорию сушки и обжига изделий;
- о народном промысле глиняной Тверской, Дымковской, Каргопольской, Филимоновской игрушке;
- о традициях народов России, народном искусстве;
- понятия «промин глины», «центровка глины на гончарном кружке»;
уметь
- формовать глину различным способом;
- формовать изделий на гончарном круге;
- делать самостоятельно подарки, сувениры из глины;
- видеть красоту, создавать её;
- контролировать свои действия, отстаивать свое мнение, трудиться творчески, стремиться к новым возможностям, провести самооценку.
Система оценки результатов освоения программы
Формы подведения итогов: В качестве процедур оценивания используются следующие формы: собеседование, защита своей работы, участие в конкурсах, выставках детского творчества. Успешность овладения обучающимися содержанием программы отслеживается фотоотчётами, оформлением стенда.
Оценочные и методические материалы
Теоретические занятия
Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у учащихся
профессиональных знаний (технических, сельскохозяйственных, технологических и др.)
По содержанию теоретические занятия делятся на следующие группы:
- Изучение устройства орудий труда.
- Первоначальное усвоение новых технологических операций.
- Изучение производственных технологических процессов.
Комплексные практические работы
Происходит усвоение известных ранее технических и технологических знаний учащихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, кончая заключительным контролем результатов работы), осваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения технологических операций.
Самостоятельные и контрольные работы
Самостоятельные и контрольные работы- это такие практические занятия, на которых учащиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания:
- самостоятельно анализируют объект предстоящей работы,
- составляют план выполнения задания,
- исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы. Самостоятельные работы выполняются в конце каждой четверти.
Межпредметная интеграция
занятий по трудовому обучению осуществляется с:
Математикой (инструменты при работе на гончарном круге, линейки); Русский язык (обогащение словарного запаса, развитие речи);
История (история возникновения гончарного дела и т. д. )
Список литературы
- Бугамбаев М. Гончарное ремесло– Керамика. Терракота.; Ростов – на/Д.: Феникс, 2000г.
- Александр Поверин. Гончарное дело. Техника, приемы, изделия; Москва. АСТ – Пресс, 2007г.
- Керамика: техника, приемы, изделия; Москва. АСТ – Пресс книга, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа математического кружка 8 класс "За страницами учебника математики"
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Математические кружки явля...
Программа химического кружка «Исследователи»
Программа химического кружка «Исследователи» направлена на углубление знаний учащихся в области химии, формирование интереса к предмету, развитие любознательности, раскрывает перед учащимися интересны...
Программа работы кружка "Фантазия"
Реализация данной программы направлена на работу с таким материалом как кожа....
Программа поэтического кружка "Живое слово"
С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного ...
Образовательная программа вокального кружка "Серебряные нотки"(в рамках ФГОС)
Одним из направлений внеучебной деятельности в школе по новым государственным стандартам является общекультурное направление. В первых классах было выделено три часа в неделю для занятий вокальной дея...
Программа краеведческого кружка "Следопыт"
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Гончарное дело»
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа«Гончарное дело»...