Образовательная программа вокального кружка "Серебряные нотки"(в рамках ФГОС)
рабочая программа по музыке по теме
Одним из направлений внеучебной деятельности в школе по новым государственным стандартам является общекультурное направление. В первых классах было выделено три часа в неделю для занятий вокальной деятельностью. Мною была разработана программа с учетом УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_serebryanye_notki.doc | 135.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Русскополянская средняя общеобразовательная школа № 2»
Рассмотрено Утверждаю:
на заседании НМС Директор МОУ
Протокол № «Русскополянская СОШ №2»
_____________ Л.Р.Лыткина
от «___» _____________2011г.
Образовательная программа
вокального кружка «Серебряные нотки»
Срок реализации: 3 года
Возраст обучающихся: 6 – 10 лет
Руководитель кружка
учитель музыки Петухова
Ольга Леонидовна
Русская Поляна – 2011
Пояснительная записка
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
В основу данной программы положена образовательная программа «Музыкальный звездопад» В.В.Иноземцевой.
Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для другой возрастной категории обучающихся.
Цель программы:
Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
-сформировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-развивать творческую активность детей;
-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:
-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
-предоставление возможности самовыражения, самореализации.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Возраст детей от 6 до 10 лет. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю, 68 часов в год. Предусматривается звеньевая форма обучения.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К.Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Результаты освоения программы вокального кружка
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Способы отслеживания результатов освоения
образовательной программы
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Отслеживание уровня сформированности вокально – слуховых представлений детей проводится с помощью диагностики разработанной руководителем музыкально – хоровой студии г.Тюмени И.А.Леоновой.
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Учебный план
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
1 г.обучения | 2 г.обучения | 3 г.обучения | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 1 |
2 | Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения | 6 | - | - |
3 | Охрана голоса | - | 1 | 1 |
4 | Певческая установка | - | 5 | 5 |
5 | Звукообразование.Муз. штрихи | 3 | 4 | 4 |
6 | Дыхание | 3 | 4 | 4 |
7 | Дикция и артикуляция | 3 | 2 | 2 |
8 | Ансамбль. Унисон | 3 | - | - |
9 | Ансамбль. Элементы двухголосья. | 3 | 3 | 3 |
10 | Музыкально-исполнительская работа | 3 | 3 | 3 |
11 | Ритм | 3 | 2 | 2 |
12 | Сцендвижение | 3 | 3 | 3 |
13 | Работа над репертуаром | 30 | 30 | 30 |
14 | Концертная деятельность | 6 | 8 | 8 |
15 | Итоговые занятия, творческие отчеты | 4 | 4 | 4 |
ИТОГО 68 68 68 |
1 –й год обучения
Цель:
- создание условий для включения детей в музыкально – творческую деятельность.
Задачи:
- формировать основы вокальной и сценической культуры;
- содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения;
- развивать творческую активность и самостоятельность детей;
- воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
Учебно – тематический план 1 – го года обучения
№ п/п | Разделы | Общее количество часов | В том числе | |
Практических | Теоретических | |||
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2 | Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения | 3 | 2 | 1 |
3 | Звукообразование. Муз. штрихи | 3 | 2 | 1 |
4 | Дыхание | 3 | 2 | 1 |
5 | Дикция и артикуляция | 3 | 2 | 1 |
6 | Ансамбль. Элементы двухголосья. | 3 | 2 | 1 |
7 | Музыкально-исполнительская работа | 3 | 2 | 1 |
8 | Ритм | 3 | 2 | 1 |
9 | Сцендвижение | 3 | 2 | 1 |
10 | Работа над репертуаром | 30 | 27 | 3 |
11 | Концертная деятельность | 6 | 6 | - |
12 | Итоговые занятия, творческие отчеты | 4 | 4 | - |
ИТОГО 68 68 68 |
Содержание
1.Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2.Знакомство.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
4.Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
5.Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
6.Ансамбдь. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.
7.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
8.Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».
9.Сцендвижение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
10.Репертуар.
Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
11.Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
По итогам 1 – го года обучения воспитанники должны
знать:
- основы вокально – хоровых навыков;
- правила пения;
- виды дыхания;
- муз.штрихи;
- средства муз. выразительности.
уметь:
- применять правила пения на практике;
- петь чисто ансамблем в унисон;
- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
- сценически оформлять концертный номер.
2 – ой и 3 – ий
года обучения
Цель:
создание условий для творческого развития детей
Задачи:
- закрепить основы вокальной культуры;
- закрепить знания специальной терминологии;
- совершенствовать навыки сольного и ансамблевого исполнения с включением элементов двухголосья;
- развивать творческую активность детей;
- формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
2 – ой и 3 – ий года обучения имеют те же содержательные разделы, но освоение на 3 – ем году идет с большей степенью глубины и самостоятельности.
Учебно – тематический план 2 – го года обучения
№ п/п | Разделы | Общее количество часов | В том числе | |
Практических | Теоретических | |||
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2 | Охрана голоса | 3 | - | 3 |
3 | Певческая установка | 3 | 2 | 1 |
4 | Звукообразование. Муз. штрихи | 3 | 2 | 1 |
5 | Дыхание | 3 | 2 | 1 |
6 | Дикция и артикуляция | 3 | 2 | 1 |
7 | Ансамбль. Элементы двухголосья. | 3 | 2 | 1 |
8 | Музыкально-исполнительская работа | 3 | 2 | 1 |
9 | Ритм | 3 | 2 | 1 |
10 | Сцендвижение | 3 | 3 | - |
11 | Работа над репертуаром | 27 | 24 | 3 |
12 | Концертная деятельность | 6 | 6 | - |
13 | Итоговые занятия, творческие отчеты | 4 | 4 | - |
ИТОГО 68 68 68 |
Содержание программы 2 – го года обучения
1.Вводное занятие.
Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста.
2.Охрана голоса.
Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова.
3.Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.
4.Звукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья. Упражнение на расширение диапазона.
5.Дыхание.
Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха.
6.Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.
7.Ансамбль. Элементы двухголосья.
Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном.
8.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.
9.Ритм и ритмический рисунок.
Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально – ритмические скороговорки.
10.Сценическое движение.
Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение.
11.Работа над репертуаром.
Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.
12.Концертная деятельность.
Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов.
13.Итоговые занятия, творческие отчеты.
Результаты освоения программы 2 – го года обучения.
- пение в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья;
- владение основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование, дикция);
- умение чисто интонировать;
- умение воспроизвести несложный ритмический рисунок;
- умение пользоваться исполнительскими навыками на сцене.
Учебно – тематический план 3 – го года обучения
№ п/п | Разделы | Общее количество часов | В том числе | |
Практических | Теоретических | |||
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2 | Охрана голоса | 3 | - | 3 |
3 | Певческая установка | 3 | 2 | 1 |
4 | Звукообразование. Муз. штрихи | 3 | 2 | 1 |
5 | Дыхание | 3 | 2 | 1 |
6 | Дикция и артикуляция | 3 | 2 | 1 |
7 | Ансамбль. Элементы двухголосья. | 3 | 2 | 1 |
8 | Музыкально-исполнительская работа | 3 | 2 | 1 |
9 | Ритм | 3 | 2 | 1 |
10 | Сцендвижение | 3 | 3 | - |
11 | Работа над репертуаром | 27 | 24 | 3 |
12 | Концертная деятельность | 6 | 6 | - |
13 | Итоговые занятия, творческие отчеты | 4 | 4 | - |
ИТОГО 68 68 68 |
Содержание программы 3 – го года обучения
1.Вводное занятие.
Знакомство с программой, режимом работы. Подбор репертуара.
2.Охрана голоса.
Проведение гимнастики голоса.
3.Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Пение упражнений на точное интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Пение с сопровождением и без него.
4.Звукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. Упражнения по системе В.В.Емельянова.
5.Дыхание.
Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания. Закрепление певческого дыхания. Короткий и длинный вдох, экономный выдох.
6.Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Сонорные и несонорные согласные звуки.
7.Ансамбль. Элементы двухголосья.
Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя.
8.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах оттенков («легато», «стаккато»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо».
9.Ритм и ритмический рисунок.
Игры на ритмическое моделирование. Музыкально – ритмические скороговорки. Пение канонов.
10.Сценическое движение.
Умение изобразить настроение различных движений.
11.Работа над репертуаром.
Выбор и разучивание репертуара. Освоение всех вокальных интонационных и технических трудностей. Работа с солистами. Просмотр видеоклипов, прослушивание СД-дисков.
12.Концертная деятельность.
Анализ выступлений
13.Итоговые занятия, творческие отчеты.
Результаты освоения программы 3 – го года обучения.
- владение техническими программами приемами пения;
- пение в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья;
- владение певческой позицией;
- умение выразить отношение к музыке через внутреннее сопереживание;
- умение анализировать свои действия.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа вокальной группы "Веснушки"
Образовательная программа разработана мной на основе многолетнего опыта работы с детьми. Практически каждый ребенок обладает природными голосовыми и слуховыми данными, которые педаго...
Образовательная программа "Вокально-инструментальный ансамбль"
Рабочая программа педагога дополнительного образования в детском доме "Вокально-инструментальный ансамбль"...
Доклад на тему "Реализация компетентностного подхода с использованием современных образовательных технологий на уроках математики в рамках ФГОС"
Выступление для МО, актуально, в рамках внедрения ФГОС второго поколения...
Возможности электронно – образовательных ресурсов в преподавании истории в рамках ФГОС второго поколения.
Использование ЭОР в преподавании истории способствует :развитию у обучающихся способности к самосовершенствованию;формированию личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, ...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Вокально – инструментальный ансамбль»
программа «Вокально – инструментальный ансамбль»...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа Вокально-инструментального ансамбля
Вокально-инструментальный ансамбль - это объединение молодых людей, желающих узнать для себя новое о классической и современной музыке, о стилях и направлениях, о композиторах и музыкантах.Процесс обу...
Практика разработки образовательной программы основного общего образования в рамках обновленного ФГОС ООО в образовательных организациях при пенитенциарных учреждениях (из опыта работы)
Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года № 287 утвержден обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования....