Технологическая карта
план-конспект занятия по технологии (5 класс)

Ерохин Виктор Владимирович

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx45.27 КБ

Предварительный просмотр:

Должность: Учитель

Технологическая карта урока

ФИО учителя Ерохин Виктор Владимирович

Класс  5

УМК:  1.Технология, 5 класс: учебник «Технология», 5 класс,  Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. и др., под ред. Казакевича В.М., АО «Издательство «Просвещение».

 2. Информационные карточки для индивидуальной работы.

 3. Эпиграф пословицы, поговорки.

4. Проекты обучающихся.

5. Сообщения обучающихся

6. Инструкционная  карта урока по теме «Проект. Этапы выполнения проекта».

7. 3 мешочка с сюрпризами. (ленты, игрушки из киндера, бусины, баночки,  и др.)

8. Инструменты и принадлежности  для Д/п.  творчества (ножницы,  клей, горячий клей,  цветная бумага)

Образовательная технология: Информационно-коммуникативная технология, проектная деятельность, игровая технология,

технология 3D–моделирования, здоровьесберегающие технологии, технологии уровневой дифференциации.

Предмет: труд (технология)

Тема: Проектная деятельность

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала

Цель и задачи:

Формирование правильного представления об основных понятиях проектной деятельности – проект, виды проектов и этапы его  выполнения

Образовательная - способствовать формированию у учащихся представления о проектной деятельности.

Развивающая – содействовать развитию у школьников умений сравнивать, анализировать, выделять главное, задавать вопросы и отвечать на них;

создать условия для развития у школьников умений составлять план работы.

Воспитательная - способствовать формированию и развитию эстетических и экономических качеств личности.

Планируемые образовательные результаты

Предметные знания, предметные действия

Универсальные учебные действия

Личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

- способности планировать технологический процесс и процесс труда;

- умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда;

- умение анализировать, разрабатывать проекты;

- ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине;

- умение выбирать и использовать средства представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж,     эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

- умение документировать результаты труда и проектной деятельности

  - ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда.

-умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности;

-умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

-творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса;

-самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;

- способность моделировать планируемые процессы и объекты;

- умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;

- способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности;

-умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;

-владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

-использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;

-владение методами творческой деятельности;

-умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;

- умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации;

- способность бесконфликтного общения

- познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности;

- трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;

- умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;

- самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации

Ход урока

Этап урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1

Мотивирование к учебной деятельности

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»)

Фронтальная

Мотивирует учащихся на начало урока

Урок начинаю со  строк  М.  Цветаевой

 Не запрещай себе творить,
Пусть иногда выходит криво —
Твои нелепые мотивы
Никто не в силах повторить:

- Ребята, поделитесь, пожалуйста, со мной своими мыслями. Подумайте, можно ли создать что-то новое и полезное, не имея четкой цели. Будет ли кто-нибудь заинтересован в таком творчестве?

Личностные:

- самоопределение.

Регулятивные:

- самоорганизация и организация рабочего места.

Коммуникативные:

- планирование сотрудничества с учителем и сверстниками

Слушают учителя.

Делятся своими мыслями.

Наблюдение

2

Актуализация опорных знаний

Актуализация знаний, необходимых для открытия нового знания, их обобщение.

Фронтальная

- Сегодня на уроке мы рассмотрим  очень  важную тему. Она касается жизни не только отдельного человека, но всей человеческой цивилизации. Посмотрите на слайд. Прочитайте.  Работа избавляет нас от трех великих зол: (скуки, порока, нужды.)

- Как вы понимаете фразу?

- Можем ли мы смысл этой фразы применить к урокам технологии?

- Приведите примеры. (Умелые руки не знают скуки)

- Вы сможете применять свои знания и умения в будущей жизни, а может и в будущей профессии.

 - В каких профессиях вы могли бы применить умения, получаемые на наших уроках?

- Так что же такое технология?

- Вставьте пропущенные слова в вашей карте урока.

- Технология — это процесс создания человеком полезных изделий.

- Посмотрите на манекен – что вы на нём видите?

(Изделие.)

- Какие этапы работы предполагалось выполнить, чтобы получить этот продукт? (зарисовать эскиз, снять мерки, сделать выкройку, раскроить ткань, сшить)

Личностные:

- самоопределение.

Познавательные:

-использовать поговорки  и примеры для составления моделей при решении практических задач.

Регулятивные:

- анализировать  объекты с целью выделения их признаков;

- устанавливать причинно- следственные связи;

-структурировать знания.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других.

Предметные:

-систематизировать информацию

Анализируют

Комментируют свои предположения

Беседа

3

Выявление места и причины затруднения

Выявить и зафиксировать затруднения учебного действия.

Создать условия для определения детьми цели урока и постановки учебных задач

Фронтальная

Предлагаю  ответить на вопросы:

Как можно озвучить тему урока?  ( Проект. Этапы выполнения проекта).  

-Какая цель встаёт пред нами? (Познакомится с новыми для вас понятиями «проект», «проектирование».)

-Так что же такое проект. Как вы думаете?

Проект – это реальный замысел о желаемом будущем (об изготовлении чего-либо нового). Это различная техническая документация: чертежи, расчеты, макеты изделия либо пробное изделие. 

Проект в переводе с латинского означает «замысел, идея, план».

Что мы можем ещё узнать о проектах?  Задайте вопросы? (виды проектов, этапы проектов, алгоритм создания проектов) Какие задачи встают пред вами?

- узнать, что такое проект;

- познакомиться с этапами выполнения проекта; 

Личностные:

- самоопределение-мотивация учения

Познавательные:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- актуализация мыслительных операции, необходимых для решения задач урока.

Регулятивные:

- выделение и осознание того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению;

- постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные:

-умение слушать и понимать речь других.

Предметные:

-осознание себя как индивидуальность и одновременно как частицу человеческой цивилизации;

-иметь представление о глобальных проблемах и их видах

Высказывают собственные предположения. Рассуждают.  Формулируют тему цель и задачи урока.

Озвучивают задачи

4

Построение проекта выхода из затруднения.

Под руководством учителя в коммуникативной форме составить проект будущих учебных действий (план достижения цели)

Фронтальная

Где мы можем найти эту информацию?

- Мы знаем, что получить информацию можно различными способами. Какими?

- Предлагаю вам вместе составить план решения задачи нашего урока.

1.Заслушивание  сообщений  по теме  урока  

2. Организация  самостоятельной работы.

3. Практическая работа (работа в группах)

3. Составление синквейна.

4.Рефлексия.

Познавательные:

- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов.

Регулятивные:

-планировать свои действия в соответствии с учебно-познавательными задачами урока.

Коммуникативные:

-  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- обосновывать свою точку зрения.

Предметные:

-определять способы получения информации.

Перечисляют способы получения информации: в учебнике, спросить у учителя, взрослого, послушать сообщение одноклассника,  поискать в интернете, в энциклопедии…и.т.д.

Планируют свою дальнейшую работу на уроке.

Умения работать с текстом, составлять картинный план

Физминутка

Организовать смену вида деятельности с целью предупреждения утомляемости.

Потрудились - отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки  вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбку подарили!

5

Реализация построенного проекта

Использовать построенный план действий для решения задачи, вызвавшей затруднение

Групповая

Накануне каждая группа* ( формирование групп осуществляется на  основе результатов психолого- педагогического мониторинга индивидуального стиля учебной деятельности обучающихся (ИСУД))  получила  опережающее д\з –  Репродуктивный уровень:  Подготовить сообщение  по теме  «История развития проекта»

Продуктивный уровень: Подготовить презентацию  «Этапы выполнения проекта»

Творческий уровень: Представить  творческий мини- проект

Получение новых знаний.

-Перед вами лежат тексты, прочитайте 1 пункт. О чём будем читать? (виды проектов)

-Что нового узнали? (виды проектов)

-Итак, какие виды проектов бывают

Виды проектов по характеру деятельности:

-  исследовательский проект (сравнение орнаментов в искусстве разных народов).

-  информационный проект (история какого-либо вида рукоделия, ремесла, промысла, материала).

Виды проектов по длительности:

-  мини-проекты (один урок);

-  краткосрочные проекты (несколько уроков);

- Долгосрочные проекты (четверть, полугодие, год и т. д).

Виды проектов по количеству человек:

- Индивидуальные

- Групповые

- Коллективные

Продукт проектной деятельности прочитайте 2 пункт.

Способы презентации проекта прочитайте 3пункт. 

Этапы выполнения проекта (приложение 2)

Личностные:

- познавательные интересы и активность в области предметной деятельности;

-умение пользоваться правилами научной организации умственного и труда

Познавательные: 

- формировать умение извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников и перерабатывать её;

- участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока;

-устанавливать причинно-следственные связи;

- уметь добывать новые знания.

Регулятивные:

- формировать умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

-сохранять учебную задачу на протяжении всего урока.

Коммуникативные: 

-формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга

-  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения.

Предметные:

-уточнить и расширить представления учащихся о проектной деятельности

Сообщения учащихся.

Знакомятся с новой  информацией

Высказывают предположения, рассуждают.

Обобщают полученные знания, выполняют

самостоятельную работу.

Сравнивают свои ответы

Отвечают на вопросы

Высказывают предположения, рассуждают. Сравнивают свои ответы

Умения работать с текстом, составлять картинный план

6

 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Групповая

- Выполните задание в инструкционных листах .

- Итак, что у вас получилось (схема)

- Что вы на ней видите? (Что такое проект)

(виды проектов)

- Молодцы? Что ещё можно узнать?

- Этапы проекта бывают?

- Какие этапы проекта вы знаете? (проблема, поиск информации, планирование, получение продукта и презентация)

Давайте составим алгоритм защиты проекта (на слайде)

1)  Что? -
2) Для кого? -
3) Из чего? -
4)  Какое? -
5)  Где? -
6)  Чем? -
7)  Как? -
8)  Сколько? -

9 Вывод-

Личностные:

- трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;

- умение пользоваться правилами научной организации умственного труда

Познавательные:

- владение алгоритмами и методами решения задач; Регулятивные:

- самостоятельность в учебной и познавательной деятельности;

- умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;

-умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной деятельности

 Коммуникативные:

-умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками

Предметные:

В сфере созидательной деятельности:

-умение выбирать и использовать средства представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж,     эскиз, технологическая карта и др.)

Заполнение инструкционной карты урока по теме «Проект. Этапы выполнения проекта (приложение 2)

Умения работать с текстом, составлять картинный план

7

Практическая  работа в форме игры «Если бы я был дизайнером»

Организация проведения практической работы. Мотивация обучающихся  к следующему этапу деятельности. Сообщение цели  и задачи практической работы

Групповая

Работа в группах. Учащиеся получают заранее приготовленные мешочки с сюрпризами. В этих мешочках лежат ленты, игрушки из киндера, бусины, баночки, пуговицы  и др.

 Задание в течение 30 минут  обучающиеся должны выполнить мини - проект  оригинальной вещи «Ноу- Хау» используемое в дизайне квартиры ( фото рамку, вазу, открытку,  подсвечник и т. п). Работая по алгоритму выполнения проекта,  составить пояснительную записку к  проекту. Защитить проект

Личностные:

- анализ собственной деятельности и  определение «нужности» приобретённых знаний на уроке.

Регулятивные:

- умение контролировать  процесс принятия задания;

- умение принимать и сохранять учебную задачу

-умение контролировать время на выполнение группового задания и управлять им

Коммуникативные:

- Умение договариваться и приходить к общему мнению, взаимодействовать друг с другом  в процессе выполнения задания

Предметные:

В сфере созидательной деятельности:

-способности планировать технологический процесс и процесс труда;

- умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда;

Выполняют работу по созданию мини- проекта.         

Составляют пояснительную записку к проекту

 Защищают проект

Участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения

8

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Зафиксировать новые знания, оценить собственную деятельность и деятельность одноклассников.

Фронтальная

- Наш урок подошёл к концу.

- Какую задачу мы ставили перед собой на уроке?

- Удалось ли нам её выполнить?

- Синквейн (5 предложений отражающих тему)

1. Было интересно….

2. Я понял (а), что…..

3. Я научилась (ся)…

4. Теперь я могу….

5. Мне захотелось….

Личностные:

- анализ собственной деятельности и  определение «нужности» приобретённых знаний на уроке.

Регулятивные:

- умение структурировать знания.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Предметные:

- понимание, что такое проект и виды проектов;

- знать какие этапы работы необходимы для  выполнения проекта

Повторяют учебную задачу.

Участвуют в диалоге. Оценивают свою  деятельность и деятельность одноклассников на уроке.

«Оценочные листы»

Домашнее задание.

Фронтальная

Репродуктивный уровень: §2.1-2.2, Пр. р. стр.22

Продуктивный уровень: §2.1-2.2, Составить  анализ  по алгоритму-схеме для своего проектного изделия

Творческий уровень: §2.1-2.2, Творческое задание стр22

Спасибо за работу!

Выбирают и записывают  домашнее задание в дневник.

Самоанализ урока

1.Тип урока: урок-лекция познавательного характера. Такой тип урока подходит к дидактическим целям, замыслу самого урока и возрастным особенностям учащихся.

2. Внешние связи урока: математика, биология

Учитывая, что тема урока новая, я определила замысел урока: с помощью информационно-компьютерных технологий донести до учащихся наглядность нового учебного теоретического матерала для реализации его на следующем практическом занятии.

3. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса:

Познакомить учащихся с работой над проектом, содержании и этапах выполнения, со способами определения задач

4. Характеристика замысла и этапов урока:

  1. Общая организация урока

При планировании урока я выбрала структуру комбинированного урока с этапами:

  • повторения понятий из предыдущих уроков для актуализации знаний и подготовки к усвоению новых;
  • изучения нового материала с фронтальной работой, индивидуальной и групповой работой, с раздаточным материалом;
  • закрепления – работа с тестом и постановкой проблемных вопросов;
  • итоги урока с обсуждением тестов и выставлением оценок;
  • домашнего задания – для применения новых теоретических знаний на практике.

                                     II. Содержание урока 

Были сообщены цели урока, для организации внимания использовались презентация.

Формирование новых знаний проводилось методом рассказа, беседы. Материал излагался последовательно. Во время объяснения проводилась демонстрация действий. В ходе урока сохранялся доброжелательный тон. Темп работы нормальный. Материал подобран эффективно в соответствии с целями и задачами урока. Вопросы и задания способствовали более глубокому усвоению материала.

Цель реализую на всех этапах урока через задачи.

Задачи урока:

Образовательная - способствовать формированию у учащихся представления о проектной деятельности.

Развивающая – содействовать развитию у школьников умений сравнивать, анализировать, выделять главное, задавать вопросы и отвечать на них;

создать условия для развития у школьников умений составлять план работы.

Воспитательная - способствовать формированию и развитию эстетических и экономических качеств личности.

                                         III. Методическая сторона урока и его оборудование

Необходимые оборудование и материалы для урока:

компьютер, учебник, презентация, раздаточный материал, тест.

Тип урока:  Урок «открытия» новых знаний. Такой тип урока подходит к дидактическим целям, замыслу самого урока и возрастным особенностям учащихся.

Мой стиль на уроке: эмоционально-методический, доброжелательный.

Методы и приёмы, которые я использую:

по степени взаимодействия учителя и учащихся: урок-лекция, устный опрос, фронтальная работа;

по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

                                        IV. Функциональный анализ урока.

На всех этапах урока я мотивирую учащихся к мыслительной деятельности, поддерживаю ответы учащихся; происходит взаимообщение.

Учащиеся на уроке активны: приводят примеры из жизни, задают дополнительные вопросы.

Исходя из данных этапов, на уроке использую технологии:

технология здоровьесбережения – правильное и здоровое питание, роль мяса птицы в питании человека, выбор оптимального для здоровья способа тепловой обработки;

информационно-компьютерные технологии, которые являются обогащающим элементом развивающей среды - наглядное запоминание нового материала;

технология сотрудничества – взаимное психологическое расположение учителя и учащихся на уроке, актуализация знаний для подготовки к новой теме, самоанализ в конце урока, обсуждение и проверка тестов.

Объём материала для усвоения соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся, содержание урока и терминология - в доступной форме; знания, приобретённые на уроке будут использованы при проведении практической работы.

                                   V. Оценка конечного результата урока.

На уроке я использую следующие виды контроля: письменное выполнение теста (раздаточный материал), вопросы. Учащиеся научены работать самостоятельно, осуществляя само и взаимоконтроль.

Вывод: реализованы цели урока, его познавательные, развивающие и воспитывающие функции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...