Труд (технология)
рабочая программа по технологии (6 класс)
Труд (технология)
профиль трудовой подготовки: «Швейное дело»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trud._tehnologiya_6_kl.docx | 48.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»
«РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол от « » августа 2024 г. Руководитель МО учителей – предметников
_______И.В. Елизарова | «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «_____» _______2024 г. | «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «___» _____2024 г. № |
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Труд (технология)
профиль трудовой подготовки: «Швейное дело»
основное общее образование, 6 класс
Автор – составитель:
О.А. Толоева,
учитель Труда (технологии)
ГО Эгвекинот
2024 г.
Пояснительная записка
1.1 Введение
Адаптированная рабочая программа «Труд (технология)». Швейное дело, реализуется в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа – интернат поселка Эгвекинот», в котором обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная программа разработана в соответствии со следующими документами:
1) Федеральный законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Федеральный закон от 19 декабря 2023 г. № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3) приказ Министерства Просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
4) СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
5) постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6) постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020
№ 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19)»;
7) постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
8) приказ Минпросвещения от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
9) Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599;
10) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287), (включены специальные требования образования обучающихся с ОВЗ).
1.2. Общая характеристика учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело
«Труд (технология)». Швейное в 6 классе является совершенствование профессиональной подготовки обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за счет изготовления ими технологически более сложных изделий и расширения номенклатуры операций, которыми они овладевают в рамках реализуемого профиля. На этом этапе обучения трудовая деятельность обучающихся в целом осуществляется под руководством педагога. Однако при выполнении знакомых заданий от них требуется проявление элементов самостоятельности.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
При обучении важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.
1.3. Цели и задачи изучения учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело
Цель программы - овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) 6 класса к освоению профессии швея и самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву швейных изделий (белья, легкой детской одежды).
Основные задачи: освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения обучающихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностного или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда.
- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определение своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
-умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;
- получение опыта применение технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
1.4 Место учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1, «Швейное дело» входит в образовательную область «Труд (Технология)» обязательной части учебного плана. Количество часов, предусмотренных учебным планом - 204 часа в учебном году (6 часов в неделю).
Основная форма обучения – сдвоенные уроки, на которых происходит формирование у обучающихся теоретических знаний и практических умений. Продолжительность одного урока 40 минут.
1.5. Целевая аудитория: программа рассчитана на обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и инвалидностью, прошедших ПМПК и имеющих следующие категории нарушений:
Категория нарушений | Степень тяжести течения заболевания | Описание тяжести нарушения |
обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | F 70 (легкая умственная отсталость) | задержанное, неполное эмоциональное развитие, снижение навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности) |
1.6. Содержание учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело 6 класс
Сведения о швейных изделиях (4ч.)
Знакомство с изделиями, запланированными к выполнению; соблюдение инструкций по правилам безопасной работы, назначения швейных изделий, сведения об отделочных материалах, ВТО
Прядильное и ткацкое производство(18ч.)
Сведения о волокнах, отделка, дефекты тканей, полотняное переплетение
Обработка срезов, сборок и мягких складок(18ч.)
Значение для отделки, правила расчета ткани
Выполнение машинных швов(20ч.)
Виды, конструкция, применение
Построение чертежей одежды(16ч.)
Правила и последовательность измерения человеческой фигуры, мерки для построения, названия деталей изделия и контурных срезов.
Пошив фартука на поясе (40ч.)
Технологическая последовательность изготовления фартука с закругленным нижним срезом на поясе
Бытовая швейная машина с электроприводом(20ч.)
Устройство, назначение, виды выполняемых работ; приемы работы; правила безопасной работы
Обработка карманов швейных изделиях(22ч.)
Виды и назначение карманов, последовательность выполнения
Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей летнего головного убора(22ч.)
Построение чертежа и пошив кепи из хлопчатобумажной ткани
Ремонт одежды(24ч.)
Способы выполнения мелкого ремонта (ручной способ пришивания заплат)
1.7. Тематическое планирование учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело 6 класс
№ п/п | Тема урока | Количест во часов | Целевая установка | Основные понятия |
1 | Вводное занятие | 1 | Организовать рабочее место. Правила безопасной работы в мастерской. Иметь представление о профессии швеи- мотористки. | Профессии швеи-мотористки. Распределение рабочих мест. правила безопасной работы в мастерской |
2. | Швейные изделия | 1 | Выполнять пошив изделий, оценивать качество проделанной работы Последовательность изготовления подшиваемого изделия | Последовательность изготовления подшиваемого изделия |
3. | Отделочные материалы | 1 | Ознакомить основными видами отделочных материалов и их применение | Отделочные материалы |
4. | Влажно-тепловая обработка швейных изделий | 1 | Познакомить оборудованием и приспособлениями и ТУ для ВТО изучить терминология и режимы ВТО работ Получить возможность для изучения терминологии режимов ВТО | Влажно-тепловая обработка швейных изделий |
5. | Сведения о прядении, ткачестве, волокнах | 1 | Дать понятие о пряже и прядении. формировать представление о ткани как о двух системах нитей Познакомить учащихся с понятиями прядение, ткачество, пряжа, ткань, переплетение нитей | Двусторонняя ткань, лицевая сторона, изнаночная сторона, ткацкий рисунок, полотняное переплетение, бобина (катушка), номер ниток, ирис, мулине, |
6. | Прядильное производство | 1 | формирование способности планировать и самостоятельно выполнять деятельность. | Двусторонняя ткань, лицевая сторона, изнаночная сторона, ткацкий рисунок, полотняное переплетение, бобина (катушка), номер ниток, ирис, мулине |
7. | Ткацкое производство | 1 | Дать общее представление о ткацком производстве, профессии, исследование образца ткани с целью изучения процесса ее получения и умение делать выводы по результатам работы, развивать умение осуществлять самоконтроль работа над усвоением знаний, умений и навыков при помощи произвольного сознательного запоминания | Двусторонняя ткань, лицевая сторона, изнаночная сторона, ткацкий рисунок, полотняное переплетение, бобина (катушка), номер ниток, ирис, мулине |
8. | Отделка тканей | 1 | Продукцию ткацкого производства и способы отделки тканей | Виды ткани (суровая, гладкокрашеная, печатная, пестротканая, меланжевая). Отделка тканей (отбеливание, крашение, печатание) |
9. | Дефекты тканей | 1 | Формирование о способах определения качества тканей и видах дефектов тканей, формирование навыков осуществления проверок ткани, Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических и экономических качеств личности | Дефекты тканей |
10. | Полотняное, саржевое и сатиновое переплетение | 1 | Простейшие переплетения нитей в тканях Распознать виды переплетений нитей в тканях | Переплетение нитей в сатине и сарже. сравнение сатинового и саржевого переплетений с полотняным |
11. 12. | Свойства тканей саржевого и сатинового переплетения | 2 | Сравнивать свойства тканей, выработанных различными видами переплетений нитей | Зависимости свойств тканей от вида переплетения нитей в них |
13. 14. | Хлопчатобумажные ткани | 2 | Распознавать хлопчатобумажную ткань Свойства хлопчатобумажной ткани. Иметь представление о процессе производства хлопчатобумажных тканей | Волокно для изготовления хлопчатобумажной ткани. производство хлопчатобумажной ткани. Свойства хлопчатобумажной ткани. Распознавание вида хлопчатобумажных тканей |
15. 16. | Лён. Льняное волокно, пряжа. | 2 | Как получают льняные волокна и каковы их свойства. Проводить исследование свойства волокна | Растительные волокна (лен) обработка стеблей льна и получение льняного волокна. Свойства льняного волокна действие воды и тепла на льняное волокно |
17. 18. | Получение и свойства льняных тканей. | 2 | Свойства льняных и хлопчатобумажных тканей Сравнить ткани про свойствам, распознать ткани | Сравнение льняных и хлопчатобумажных тканей по свойствам способность к окраске, прочность, воздухопроницаемость, гигроскопичность. Действие тепла, воды, щелочей на ткани. Учет свойств тканей при использовании |
19. 20. 21. 22. | Практическая работа: «Определение хлопчатобумажных, льняных тканей». | 4 | Распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани | Определение хлопчатобумажных и льняных тканей по внешнему виду, разрыву, на ощупь |
23. | Виды срезов ткани. Сборки. | 1 | Выполнить расчет расхода ткани на сборку Сферу применения сборок, способы их выполнения. | Сборка как отделка на женском и детском легком платье, белье, рабочей одежде. Способы выполнения сборок (ручные и машинные сборки) правила припуска ткани на сборку. |
24. 25. 26. 27. 28 | Выполнение сборок ручным способом Практическая работа | 5 | Выполнять сборку ручным способом, соединить деталь со сборкой со второй деталей и(без сборки) | Выполнение сборок ручными способом. Равномерное распределение сборок. Соединение детали со сборкой со второй деталью. Требования к качеству выполняемой операции |
29. 30. 31. 32. | Выполнение сборок на образце. Практическая работа | 4 | Выполнять сборку машинным способом. Правила подготовки швейной машины для выполнения сборок. | Положение регулятора строчки на швейной машине для выполнения сборок. Выполнение сборок машинным способом. Равномерное распределение сборок. Требования к качеству выполняемой операции |
33. 34. | Мягкие складки. | 2 | Рассчитывать расход ткани на мягкие складки Сферу применения мягких складок, их конструкцию | Значение мягких складок для отделки белья, легкого платья. Конструкция мягких складок. Правила расчета ткани, кружев или шитья на мягкие складки при раскрое. |
35. 36. 37. 38. 39. 40. | Выполнение мягких складок на образце. Практическая работа | 6 | Размечать и выполнять мягкие складки Конструкцию складок Размечать и выполнять мягкие складки, заложенные в одну сторону | Разметка и выполнение мягких складок, заложенных в разные стороны Разметки выполнение мягких складок, заложенные в одну сторону |
41. 42. | Инструктаж по правилам безопасной работы в мастерской. | 2 | Правила безопасной работы в мастерской с инструментами и другим оборудованием | Правила безопасной работы в мастерской |
43. 44. | Виды машинных швов | 2 | Ознакомится с видами машинных швов, дать характеристику каждому шву и сформировать навыки по выполнению машинных швов соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности | Виды машинных швов |
45. 46. | Запошивочный шов. | 2 | Распознать запошивочный шов. Конструкцию и сферу применения запошивочного шва, его условное изображение. | Виды соединительного шва. Запошивочный шов: конструкция и сфера применения. Условное изображение запошивочного шва. Ширина шва |
47. 48. | Выполнение запошивочного шва. | 2 | Выполнять запошивочный шов, контролировать ширину шва и качество работы | Сложение ткани с выпуском одного среза. Сметывание детали с соблюдением установленной ширины шва. Выполнение запошивочного шва. |
49. 50. 51. 52. | «Государственные символы России». Выполнение запошивочного шва. | 4 | Создание условий для осознания учащимся значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России Выполнять запошивочный шов, контролировать ширину шва и качество работы | «Государственные символы России». Сложение ткани с выпуском одного среза. Сметывание детали с соблюдением установленной ширины шва. Выполнение запошивочного шва. |
53. 54. | Настрочной и расстрочной швы. | 2 | Выполнять настрочной, расстрочной шовы. Сферу применения расстрочного шва, условные изображение. Сферу применения рнастрочного шва, его условные изображение. | Настрочной шов: применение, конструкция условное изображение. Выполнение настрочного шва на образце. Требования к качеству выполняемой операции. Расстрочной шов: применение, конструкция, условное изображение. Выполнение расстрочного шва на образце |
55. 56. 57. 58. 59. 60. | Выполнение машинных швов. Самостоятельная работа. | 6 | Ознакомится с видами машинных швов, дать характеристику каждому шву и сформировать навыки по выполнению машинных швов соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности | Выполнение машинных швов. |
61. 62. 63. 64. | Снятие мерок Практическая работа | 4 | Снимать мерки для построения чертежа сорочки. Правила снятия мерок | Мерки для построения чертежа плечевого бельевого женского изделия |
65. 66. 67. 68. | Запись мерок. Размер изделия Практическая работа | 4 | Определить размер изделия конкретного человека. Правила и последовательность измерения человеческой фигуры | Правила и последовательность измерения человеческой фигуры. Обозначение мерок. Запись мерок. Стандартные мерки. Размеры изделия |
69. 70. | Сведения о прибавках | 2 | Формирование умений по выбору прибавок из таблиц с учетом особенностей силуэта Закрепление знаний об условных обозначениях силуэта, определении, видах и их характеристике | Сведения о прибавках |
71. 72. | Обозначение точек, отрезков и линий чертежа Практическая работа | 2 | Строить отрезки нужного размера, делить отрезки на равные части, с троить перпендикуляр и кривые линии | Обозначение точек, отрезков и линий чертежа. Деление отрезков на равные части Построение перпендикуляра и кривых линий. Проведение вспомогательных линий |
73. 74. | Масштаб. Масштабная линейка. | 2 | Работа с масштабной линейкой. Суть понятия «масштаб» | Понятие «масштаб». Масштабная линейка, применение, приемы работы |
75. 76. | Построение чертежей швейных изделий на швейных предприятиях | 2 | Определять размер изделия конкретного человека Правила последовательность измерения человеческой фигуры | Правила последовательность измерения человеческой фигуры. |
77. | Фартук с закругленным срезом на поясе. | 1 | Описать изделие. Назначение фартука, название его деталей и контурных срезов | Специальная одежда. Фартук: назначение, фасоны, ткани для пошива. Название деталей и контурных срезов. Одинарные и парные детали |
78. 79. | Снятие мерок Практическая работа | 2 | Проводить обмер фигуры, записывать мерки. Мерки для построения чертежа фартука. | Правила снятие мерок. Мерки для построения чертежа фартука |
80. 81. 82. 83. | Построение чертежа. Практическая работа | 4 | Проводить расчеты, строить чертеж фартука | Построение чертежа фартука с нагрудником |
84. 85. 86. | Изготовление выкройки и подготовка деталей выкройки к раскрою Практическая работа | 3 | Выполнять построение чертежа фартука с нагрудником в натуральную величину | Выполнение расчетов по своим меркам. построение чертежа фартука с нагрудником в натуральную величину. Подготовка выкройки к раскрою |
87. 88. 89. 90. 91. 92. | Раскрой и пошив фартука Практическая работа | 6 | Выполнять подготовку ткани к раскрою, раскраивать детали, контролировать качество кроя. Правила подготовки ткани к раскрою, правила экономии ткани при раскладке деталей | Подготовка ткани к раскрою .Правила экономного расходования ткани при раскрое. Раскладка деталей на ткани. Раскрой деталей изделия .Требования к качеству выполняемой операции |
93. 94. | Подготовка деталей фартука к обработке | 2 | Подготавливать детали кроя фартука к обработке Способы перевода контурных линий | Способы перевода контурных линий. Подготовка деталей кроя фартука к обработке. Контрольные линии |
95. | Подготовка деталей фартука к обработке | 1 | Подготавливать детали кроя фартука к обработке Способы перевода контурных линий | Способы перевода контурных линий. Подготовка деталей кроя фартука к обработке. Контрольные линии |
96. | Заготовка косой обтачки для обработки нижней части фартука | 1 | Выполнять обработку закругленных срезов косой одинарной и двойной обтачками контролировать качество работы | Обработка закругленного среза детали одинарной косой обтачкой. Обработка закруглённого среза детали двойной косой обтачкой. Требования к качеству выполняемой операции |
97. 98. 99. 100. 101. 102. | Обработка закругленного среза основной детали фартука. | 6 | Выполнять обработку боковых и нижнего срезов нижний части фартука Способы обработки боковых и нижнего срезов нижней части фартука | Виды обработки боковых и нижнего срезов нижней части фартука. Обработка боковых и нижнего срезов нижней части фартука подкройной обтачкой из отделочной ткани. Обработка срезов швом подгибку с закрытым срезом. Требования к качеству выполняемой операции |
103. 104. 105. 106. | Обработка верхнего среза фартука. | 4 | Выполнять обработку боковых и нижнего срезов нижний части фартука Способы обработки боковых и нижнего срезов нижней части фартука | Виды обработки боковых и нижнего срезов нижней части фартука. Обработка боковых и нижнего срезов нижней части фартука подкройной обтачкой из отделочной ткани. Обработка СРЕЗОВ ШВОМ ПОДГИБКУ С ЗАКРЫТЫМ СРЕЗОМ. Требования к качеству выполняемой операции |
107. 108. 109. 110. | Обработка пояса. | 4 | Выполнять обработку пояса обтачным швом. Технологию выполнения обточного шва | Обработка пояса обтачным швом. Требования к качеству выполняемой операции |
111. 112. 113. 114. 115. 116. | Обработка верхнего среза фартука. | 6 | Выполнять обработку верхнего среза нижнего среза нижней части фартука Способы образования сборок | Способы обработки верхнего среза (собирание сборок или закладывание мягких складок). Выполнение сборки машинным способом. Равномерное распределение сборок. Обработка верхнего среза нижней части фартука |
117. 118. | Бытовая швейная машина с электроприводом. Организация рабочего места. | 2 | Марки бытовых швейных машин, назначение, виды выполняемых работ | Бытовая швейная машина с электроприводом: марки, назначение, скорость, виды выполняемых работ |
119. 120. | Устройство электропривода | 2 | Суть преимуществ швейной машины с электроприводом, устройство электропривода, правила охраны труда при работе на швейной машине с электроприводом | Роль электропривода в измерении скорости шитья. Разница в работе между швейной машиной с ножным приводом и швейной машиной с электроприводом. Устройство электропривода. Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом |
121. 122. | Рабочие механизмы бытовой швейной машины. | 2 | Рабочие механизмы бытовой швейной машины, устройство швейной машины «Чайка» | Устройства бытовой швейной машины «Чайка». Назначение машины. Особенности швейной машины «Чайка». Рабочие механизмы бытовой швейной машины |
123. 124. | Устройство челночного комплекта | 2 | Разбирать и собрать челночный комплект Устройство челночного комплекта | Устройство челночного комплекта. Разборка и сборка челночного комплекта |
125. 126. | Механизмы регулировки бытовой швейной машины. | 2 | Изменять длину стежка. Устройство регулятора строчки. Принимать, что выбор длины стежка зависит от толщины ткани | Механизмы регулировки швейной машины. Регулятор строчки: устройство и назначение |
127. 128. 129. 130. | Подготовка швейной машины к работе. Практическая работа | 4 | Работать на швейной машине с электроприводом | Подготовка швейной машины к работе. пуск остановки машины. Выполнение строчек на швейной машине с электроприводом. Регулировка скорости вращения головного вала при помощи педали |
131. 132. 133. 134. 135. 136. | Работа на швейной машине с электроприводом. Практическая работа | 6 | Работать на швейной машине с электроприводом | Подготовка швейной машины к работе. пуск остановки машины. Выполнение строчек на швейной машине с электроприводом. Регулировка скорости вращения головного вала при помощи педали |
137. 138. | Накладные карманы. | 2 | Обрабатывать срезы кармана, соединять его с основной деталью с выполнением отделочной строчки с ориентиром на ширину лапки | Технология изготовления накладного прямого кармана и соединение его основной деталью |
139. 140. 141. 142. 143. 144. | Изготовление образца гладкого накладного кармана. Практическая работа | 6 | Выполнять раскрой гладкого накладного кармана прямоугольной формы с учетом припусков на обработку срезов | Правила раскроя гладкого накладного кармана прямоугольной формы. Припуски на обработку срезов |
145. 146. 147. 148. | Обработка накладного кармана с отворотом | 4 | Выполнять раскрой деталей кармана с отворотом с учетом припусков на обработку, проверять качество выполненной работы Детали накладного кармана с отворотом, правила раскроя. | Детали накладного кармана с отворотом. Раскрой накладного кармана с отворотом с учетом припусков на обработку |
149. 150. 151. 152. | Обработка отворота Практическая работа | 4 | Выполнять обработку накладного кармана с отворотом, контролировать, качество работы | Обтачивание отворота. Обработка боковых и операции нижнего срезов кармана овальной формы с отворотом. Шаблон. Требования к качеству выполняемой работы |
153. 154. 155. 156. 157. 158. | Обработка боковых и нижнего срезов кармана овальной формы с отворотом Практическая работа | 6 | Выполнять соединение кармана с отворотом с основной | Нанесение линии настрачивания кармана на изделие. Наметать и соединение кармана с основной деталью отделочной строчкой по заданному размеру. Выполнение закрепки в отделочной строчке |
159. | Кепи. | 1 | Выбирать фасон головного убора по журналам мод. Назначение головных уборов, их назначения деталей контурных срезов, тканей для летних головных уборов. | Кепи и береты: назначение, фасоны, назначения деталей и контурных срезов. Ткани для изготовления летних головных уборов. Материалы для отделки изделия(пуговицы, эмблемы, пряжи и др.) использование журналов мод для выбора фасона. План изготовления головного убора |
160. 161. | Построение чертежа кепи | 2 | Выполнять обмеры головы Мерки для построения чертежа головного убора | Мерки для построения чертежа головного убора. Снятие мерок и их запись |
162. 163. | Построение чертежа кепи в натуральную величину | 2 | Выполнять построение чертежа кепки Формулы расчета конструкции | Формулы для расчета конструкции. Построение чертежа кепи в масштабе 1:4 Проверка построения |
164. | Раскладка деталей выкройки на ткани и раскрой. | 1 | Выполнить раскрой деталей кепи с учетом рисунка ткани и припусков на швы | Расход ткани в зависимости от фасона изделия и рисунка ткани подготовка ткани к раскрою. Раскладка деталей на ткани |
165. 166. 167. 168. | Соединение клиньев головки и подкладки. Практическая работа | 4 | Составить план пошива кепи с опорой на предметно-технологическую карту | План пошива летнего головного убора |
169. 170. 171. 172. | Обработка деталей головного убора. Практическая работа | 4 | Выполнять стачивание клиньев головки настрочным швом Технологию выполнения настрочного шва | Соединение клиньев головки настрочным швом без предварительного заметывания. Проверка качества работы |
173. 174. | Обработка козырька. Практическая работа | 2 | Выполнять обработку козырька Технологию выполнения обтачного шва | Обтачивание отлетных срезов деталей. Назначение надсечек. Выполнение отстрочки с ориентиром на рожок лапки |
175. 176. 177. 178. | Соединение подкладки, козырька с головкой изделия. Практическая работа | 4 | Выполнять соединение деталей головки и козырька с подкладкой, операции по окончательной отделке изделия, оценивать качество готового изделия . Технологию выполнения обтачного шва, правила безопасной работы с утюгом | Соединение деталей головки и козырька с подкладкой. Окончательная отделка изделия. Удаление временных строчек. Утюжка готового изделия. Складывание изделия. Оценка качества готового изделия |
179. 180. | Окончательная отделка. | 2 | Выполнять соединение деталей головки и козырька с подкладкой, операции по окончательной отделке изделия, оценивать качество готового изделия . Технологию выполнения обтачного шва, правила безопасной работы с утюгом | Соединение деталей головки и козырька с подкладкой. Окончательная отделка изделия. Удаление временных строчек. Утюжка готового изделия. Складывание изделия. Оценка качества готового изделия |
181. 182. 183. 184. 185. 186. 187. 188. | Заплата. | 8 | Правила подбора ткани для заплаты, раскроя заплаты | Правила подбора ткани для заплаты из гладкокрашеной ткани |
189. 190. 191. 192. 193. 194. 195. 196. | Подготовка изделия к ремонту. | 8 | Правила подготовки одежды к ремонту, назначение и формы заплаты, суть понятия «наложить заплату» | Виды ремонта одежд. Заплаты формы и способы пришивания |
197. 198. 199. 200. 201. 202. 203. 204. | Пришивание заплаты ручным способом на образце. Практическая работа | 8 | Выполнять раскрой заплаты с прибавкой на швы, пришивать заплату из гладкокрашеной ткани ручным способом | Раскрой заплаты из гладкокрашеной ткани с прибавкой на швы. Последовательность пришивания заплаты из гладкокрашеной ткани ручным способом на образце. Требования к качеству выполняемой операции |
1.8. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело по итогам обучения в 6лассе
Предметные результаты | Личностные результаты | |
минимальный уровень | достаточный уровень | |
Обучающиеся должны знать: понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; - чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия; - отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы; - представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы; Учащиеся должны уметь: понимание правил пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»). | Обучающиеся должны знать: рационально организовывать рабочее место; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия(с помощью учителя); выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; Обучающиеся должны уметь: соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали). | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации. |
1.9. Контрольно – измерительные материалы
Для организации проверки, учета и контроля по предмету предусмотрен контроль знаний в различных формах. Тематика практических работ указана в содержании программы учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело 6 класс.
Виды и формы контроля:
Методы обучения:
- Словесные (беседа, объяснение, общение).
- Наглядные (объяснительно-иллюстративный).
- Проблемные (исследовательский, поисковый).
- Практические (самостоятельная работа).
Наглядный учебный материал:
Демонстрационные, тематические стенды, таблицы по обработке узлов швейных изделий, коллекция волокон и тканей, образцы изделий, образцы поузловой обработке изделия, машинные швы, журналы Мод, выкройки и шаблоны изделий.
Дидактический материал:
Коррекционные игры и упражнения, разно уровневые карточки-задания, инструкционные, операционные и технологические карты, тестовые задания, схемы с образцами основных приемов выполнения швов, методические рекомендации для выполнения определенных изделий, виды швов и отделок.
Учебные пособия:
Тематические папки, учебно-методические комплексы.
Материально-техническое обеспечение.
Оборудование: швейные бытовые машины, специальные краеобметочные машины, гладильная доска, паровой утюг, манекены, стол для раскроя
Инструменты и приспособления: ножницы, иголки, линейки, лекало, булавки, наперстки, сантиметровые ленты.
материалы: ткань, нитки, бумага для построения чертежей, калька, отделочные материалы.
Текущая проверка осуществляется в процессе освоения обучающимися каждой темы и тематического раздела в целом. Она проходит в виде опросов, выполнения проверочных заданий и др., организуемых педагогом. Основная функция текущей проверки заключается в диагностировании знаний и умений, приобретенных обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Качество выполненной практической работы учащиеся оценивают вместе с учителем по образцу и инструкционной карте.
По окончанию каждой четверти предусмотрены самостоятельные работы, в конце учебного года административная контрольная работа в объеме двух часов.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится | если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии |
Оценка «5» ставится | если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы. |
Оценка «3» ставится | если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы. |
Оценка «2» ставится | если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов. |
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
2.Ресурсное обеспечение учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело 6 класс
2.1. Перечень оборудования
2.1.1. Для обучающихся:
1)Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая Технология «Швейное дело»: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, 6 класс, Москва «Просвещение», 2023 г.
2)Трудовое обучение. 5-9 классы. Швейное дело. Картонажно-переплётное дело: развёрнутое тематическое планирование / авт.-сост. О.В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2022. – 287 с.
2.1.2. Для учителя:
1.Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 (с дополнениями и изменениями от 8 мая, 22 ноября 2019 г.) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования»
2.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365с.
3.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАД ОС, 2011. — Сб. 1. — 224 с.
4.Трудовое обучение. Швейное дело. 5-9 классы: контрольно-измерительные материалы, вариативные тестовые задания / авт.-сост. Н.А. Бородкина – Волгоград: Учитель, 2020. – 66 с.
5.Технология.5 класс. Швейное дело: разработки уроков/ автор-составитель Л.В.Боброва - Волгоград: Учитель, 2019
2.1.3. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Проект «Инфоурок» | |
Интернет-проект «мультиурок» | |
Социальная сеть работников образования nsportal.ru | |
Современный учительский портал. | |
Сообщество взаимопомощи учителей. | |
Методическая копилка. | |
Педагогическое сообщество УРОК.РФ | https://урок.рф/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правила безопасного труда. Технология изготовления изделий из металлов ручными инструментами. Технологические карты».
Технология изготовления изделий из металлов ручными инструментами...
Конспект урока по технологии (технический труд). Технологии художественной обработки древесины. Изготовление предметов деревянной утвари.
Цели урока: 1. Обучить приёмам последовательной обработки внутреннего криволинейного контура детали.2. Отработать навыки ручной обработки древесины.3. Формировать потребность к творчеству, стрем...
Дидактический материал по предмету труд (технология) модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» «Конструирование одежды» (схемы, таблицы, чертежи) для 5-7 классов
Дидактический материал по предмету труд (технология), модуль "Технология обработки материалов и пищевых продуктов", по конструированию предназначено для учащихся 5-7 классов. Данное пос...
Методическая разработка урока "Профессии, связанные с черчением. Их востребованность на рынке труда" 7 класс, труды (технология)
Материал предназначен для учеников 7 класса по предмету Труд (технология).По этой теме в учебниках нет информации, поэтому искала информацию в интернете и адаптировала ее под возраст ребят....
Образовательные (педагогические) технологии и их применение на уроках труда (технологии) в основной школе
Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые позволят достигнуть оптимальных результатов в обучении и воспитании необходимо понимать сущностные ха...
Карта урока труд (технология) в 6 классе по теме "Технология сборки изделия из тонколистового металла (фольги). Изготовление паучка"
карта к уроку в 6 классе по требованиям ФГОС (таблица)...