Труд (технология)
рабочая программа по технологии (6 класс)
Труд (технология)
профиль трудовой подготовки: «Швейное дело»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»
«РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол от « » августа 2024 г. Руководитель МО учителей – предметников
_______И.В. Елизарова | «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «_____» _______2024 г. | «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «___» _____2024 г. № |
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Труд (технология)
профиль трудовой подготовки: «Швейное дело»
основное общее образование, 6 класс
Автор – составитель:
О.А. Толоева,
учитель Труда (технологии)
ГО Эгвекинот
2024 г.
Пояснительная записка
1.1 Введение
Адаптированная рабочая программа «Труд (технология)». Швейное дело, реализуется в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа – интернат поселка Эгвекинот», в котором обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная программа разработана в соответствии со следующими документами:
1) Федеральный законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Федеральный закон от 19 декабря 2023 г. № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3) приказ Министерства Просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
4) СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
5) постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6) постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020
№ 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19)»;
7) постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
8) приказ Минпросвещения от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
9) Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599;
10) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287), (включены специальные требования образования обучающихся с ОВЗ).
1.2. Общая характеристика учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело
«Труд (технология)». Швейное в 6 классе является совершенствование профессиональной подготовки обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за счет изготовления ими технологически более сложных изделий и расширения номенклатуры операций, которыми они овладевают в рамках реализуемого профиля. На этом этапе обучения трудовая деятельность обучающихся в целом осуществляется под руководством педагога. Однако при выполнении знакомых заданий от них требуется проявление элементов самостоятельности.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
При обучении важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.
1.3. Цели и задачи изучения учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело
Цель программы - овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) 6 класса к освоению профессии швея и самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву швейных изделий (белья, легкой детской одежды).
Основные задачи: освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения обучающихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностного или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда.
- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определение своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
-умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;
- получение опыта применение технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
1.4 Место учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1, «Швейное дело» входит в образовательную область «Труд (Технология)» обязательной части учебного плана. Количество часов, предусмотренных учебным планом - 204 часа в учебном году (6 часов в неделю).
Основная форма обучения – сдвоенные уроки, на которых происходит формирование у обучающихся теоретических знаний и практических умений. Продолжительность одного урока 40 минут.
1.5. Целевая аудитория: программа рассчитана на обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и инвалидностью, прошедших ПМПК и имеющих следующие категории нарушений:
Категория нарушений | Степень тяжести течения заболевания | Описание тяжести нарушения |
обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | F 70 (легкая умственная отсталость) | задержанное, неполное эмоциональное развитие, снижение навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности) |
1.6. Содержание учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело 6 класс
Сведения о швейных изделиях (4ч.)
Знакомство с изделиями, запланированными к выполнению; соблюдение инструкций по правилам безопасной работы, назначения швейных изделий, сведения об отделочных материалах, ВТО
Прядильное и ткацкое производство(18ч.)
Сведения о волокнах, отделка, дефекты тканей, полотняное переплетение
Обработка срезов, сборок и мягких складок(18ч.)
Значение для отделки, правила расчета ткани
Выполнение машинных швов(20ч.)
Виды, конструкция, применение
Построение чертежей одежды(16ч.)
Правила и последовательность измерения человеческой фигуры, мерки для построения, названия деталей изделия и контурных срезов.
Пошив фартука на поясе (40ч.)
Технологическая последовательность изготовления фартука с закругленным нижним срезом на поясе
Бытовая швейная машина с электроприводом(20ч.)
Устройство, назначение, виды выполняемых работ; приемы работы; правила безопасной работы
Обработка карманов швейных изделиях(22ч.)
Виды и назначение карманов, последовательность выполнения
Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей летнего головного убора(22ч.)
Построение чертежа и пошив кепи из хлопчатобумажной ткани
Ремонт одежды(24ч.)
Способы выполнения мелкого ремонта (ручной способ пришивания заплат)
1.7. Тематическое планирование учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело 6 класс
№ п/п | Тема урока | Количест во часов | Целевая установка | Основные понятия |
1 | Вводное занятие | 1 | Организовать рабочее место. Правила безопасной работы в мастерской. Иметь представление о профессии швеи- мотористки. | Профессии швеи-мотористки. Распределение рабочих мест. правила безопасной работы в мастерской |
2. | Швейные изделия | 1 | Выполнять пошив изделий, оценивать качество проделанной работы Последовательность изготовления подшиваемого изделия | Последовательность изготовления подшиваемого изделия |
3. | Отделочные материалы | 1 | Ознакомить основными видами отделочных материалов и их применение | Отделочные материалы |
4. | Влажно-тепловая обработка швейных изделий | 1 | Познакомить оборудованием и приспособлениями и ТУ для ВТО изучить терминология и режимы ВТО работ Получить возможность для изучения терминологии режимов ВТО | Влажно-тепловая обработка швейных изделий |
5. | Сведения о прядении, ткачестве, волокнах | 1 | Дать понятие о пряже и прядении. формировать представление о ткани как о двух системах нитей Познакомить учащихся с понятиями прядение, ткачество, пряжа, ткань, переплетение нитей | Двусторонняя ткань, лицевая сторона, изнаночная сторона, ткацкий рисунок, полотняное переплетение, бобина (катушка), номер ниток, ирис, мулине, |
6. | Прядильное производство | 1 | формирование способности планировать и самостоятельно выполнять деятельность. | Двусторонняя ткань, лицевая сторона, изнаночная сторона, ткацкий рисунок, полотняное переплетение, бобина (катушка), номер ниток, ирис, мулине |
7. | Ткацкое производство | 1 | Дать общее представление о ткацком производстве, профессии, исследование образца ткани с целью изучения процесса ее получения и умение делать выводы по результатам работы, развивать умение осуществлять самоконтроль работа над усвоением знаний, умений и навыков при помощи произвольного сознательного запоминания | Двусторонняя ткань, лицевая сторона, изнаночная сторона, ткацкий рисунок, полотняное переплетение, бобина (катушка), номер ниток, ирис, мулине |
8. | Отделка тканей | 1 | Продукцию ткацкого производства и способы отделки тканей | Виды ткани (суровая, гладкокрашеная, печатная, пестротканая, меланжевая). Отделка тканей (отбеливание, крашение, печатание) |
9. | Дефекты тканей | 1 | Формирование о способах определения качества тканей и видах дефектов тканей, формирование навыков осуществления проверок ткани, Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических и экономических качеств личности | Дефекты тканей |
10. | Полотняное, саржевое и сатиновое переплетение | 1 | Простейшие переплетения нитей в тканях Распознать виды переплетений нитей в тканях | Переплетение нитей в сатине и сарже. сравнение сатинового и саржевого переплетений с полотняным |
11. 12. | Свойства тканей саржевого и сатинового переплетения | 2 | Сравнивать свойства тканей, выработанных различными видами переплетений нитей | Зависимости свойств тканей от вида переплетения нитей в них |
13. 14. | Хлопчатобумажные ткани | 2 | Распознавать хлопчатобумажную ткань Свойства хлопчатобумажной ткани. Иметь представление о процессе производства хлопчатобумажных тканей | Волокно для изготовления хлопчатобумажной ткани. производство хлопчатобумажной ткани. Свойства хлопчатобумажной ткани. Распознавание вида хлопчатобумажных тканей |
15. 16. | Лён. Льняное волокно, пряжа. | 2 | Как получают льняные волокна и каковы их свойства. Проводить исследование свойства волокна | Растительные волокна (лен) обработка стеблей льна и получение льняного волокна. Свойства льняного волокна действие воды и тепла на льняное волокно |
17. 18. | Получение и свойства льняных тканей. | 2 | Свойства льняных и хлопчатобумажных тканей Сравнить ткани про свойствам, распознать ткани | Сравнение льняных и хлопчатобумажных тканей по свойствам способность к окраске, прочность, воздухопроницаемость, гигроскопичность. Действие тепла, воды, щелочей на ткани. Учет свойств тканей при использовании |
19. 20. 21. 22. | Практическая работа: «Определение хлопчатобумажных, льняных тканей». | 4 | Распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани | Определение хлопчатобумажных и льняных тканей по внешнему виду, разрыву, на ощупь |
23. | Виды срезов ткани. Сборки. | 1 | Выполнить расчет расхода ткани на сборку Сферу применения сборок, способы их выполнения. | Сборка как отделка на женском и детском легком платье, белье, рабочей одежде. Способы выполнения сборок (ручные и машинные сборки) правила припуска ткани на сборку. |
24. 25. 26. 27. 28 | Выполнение сборок ручным способом Практическая работа | 5 | Выполнять сборку ручным способом, соединить деталь со сборкой со второй деталей и(без сборки) | Выполнение сборок ручными способом. Равномерное распределение сборок. Соединение детали со сборкой со второй деталью. Требования к качеству выполняемой операции |
29. 30. 31. 32. | Выполнение сборок на образце. Практическая работа | 4 | Выполнять сборку машинным способом. Правила подготовки швейной машины для выполнения сборок. | Положение регулятора строчки на швейной машине для выполнения сборок. Выполнение сборок машинным способом. Равномерное распределение сборок. Требования к качеству выполняемой операции |
33. 34. | Мягкие складки. | 2 | Рассчитывать расход ткани на мягкие складки Сферу применения мягких складок, их конструкцию | Значение мягких складок для отделки белья, легкого платья. Конструкция мягких складок. Правила расчета ткани, кружев или шитья на мягкие складки при раскрое. |
35. 36. 37. 38. 39. 40. | Выполнение мягких складок на образце. Практическая работа | 6 | Размечать и выполнять мягкие складки Конструкцию складок Размечать и выполнять мягкие складки, заложенные в одну сторону | Разметка и выполнение мягких складок, заложенных в разные стороны Разметки выполнение мягких складок, заложенные в одну сторону |
41. 42. | Инструктаж по правилам безопасной работы в мастерской. | 2 | Правила безопасной работы в мастерской с инструментами и другим оборудованием | Правила безопасной работы в мастерской |
43. 44. | Виды машинных швов | 2 | Ознакомится с видами машинных швов, дать характеристику каждому шву и сформировать навыки по выполнению машинных швов соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности | Виды машинных швов |
45. 46. | Запошивочный шов. | 2 | Распознать запошивочный шов. Конструкцию и сферу применения запошивочного шва, его условное изображение. | Виды соединительного шва. Запошивочный шов: конструкция и сфера применения. Условное изображение запошивочного шва. Ширина шва |
47. 48. | Выполнение запошивочного шва. | 2 | Выполнять запошивочный шов, контролировать ширину шва и качество работы | Сложение ткани с выпуском одного среза. Сметывание детали с соблюдением установленной ширины шва. Выполнение запошивочного шва. |
49. 50. 51. 52. | «Государственные символы России». Выполнение запошивочного шва. | 4 | Создание условий для осознания учащимся значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России Выполнять запошивочный шов, контролировать ширину шва и качество работы | «Государственные символы России». Сложение ткани с выпуском одного среза. Сметывание детали с соблюдением установленной ширины шва. Выполнение запошивочного шва. |
53. 54. | Настрочной и расстрочной швы. | 2 | Выполнять настрочной, расстрочной шовы. Сферу применения расстрочного шва, условные изображение. Сферу применения рнастрочного шва, его условные изображение. | Настрочной шов: применение, конструкция условное изображение. Выполнение настрочного шва на образце. Требования к качеству выполняемой операции. Расстрочной шов: применение, конструкция, условное изображение. Выполнение расстрочного шва на образце |
55. 56. 57. 58. 59. 60. | Выполнение машинных швов. Самостоятельная работа. | 6 | Ознакомится с видами машинных швов, дать характеристику каждому шву и сформировать навыки по выполнению машинных швов соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности | Выполнение машинных швов. |
61. 62. 63. 64. | Снятие мерок Практическая работа | 4 | Снимать мерки для построения чертежа сорочки. Правила снятия мерок | Мерки для построения чертежа плечевого бельевого женского изделия |
65. 66. 67. 68. | Запись мерок. Размер изделия Практическая работа | 4 | Определить размер изделия конкретного человека. Правила и последовательность измерения человеческой фигуры | Правила и последовательность измерения человеческой фигуры. Обозначение мерок. Запись мерок. Стандартные мерки. Размеры изделия |
69. 70. | Сведения о прибавках | 2 | Формирование умений по выбору прибавок из таблиц с учетом особенностей силуэта Закрепление знаний об условных обозначениях силуэта, определении, видах и их характеристике | Сведения о прибавках |
71. 72. | Обозначение точек, отрезков и линий чертежа Практическая работа | 2 | Строить отрезки нужного размера, делить отрезки на равные части, с троить перпендикуляр и кривые линии | Обозначение точек, отрезков и линий чертежа. Деление отрезков на равные части Построение перпендикуляра и кривых линий. Проведение вспомогательных линий |
73. 74. | Масштаб. Масштабная линейка. | 2 | Работа с масштабной линейкой. Суть понятия «масштаб» | Понятие «масштаб». Масштабная линейка, применение, приемы работы |
75. 76. | Построение чертежей швейных изделий на швейных предприятиях | 2 | Определять размер изделия конкретного человека Правила последовательность измерения человеческой фигуры | Правила последовательность измерения человеческой фигуры. |
77. | Фартук с закругленным срезом на поясе. | 1 | Описать изделие. Назначение фартука, название его деталей и контурных срезов | Специальная одежда. Фартук: назначение, фасоны, ткани для пошива. Название деталей и контурных срезов. Одинарные и парные детали |
78. 79. | Снятие мерок Практическая работа | 2 | Проводить обмер фигуры, записывать мерки. Мерки для построения чертежа фартука. | Правила снятие мерок. Мерки для построения чертежа фартука |
80. 81. 82. 83. | Построение чертежа. Практическая работа | 4 | Проводить расчеты, строить чертеж фартука | Построение чертежа фартука с нагрудником |
84. 85. 86. | Изготовление выкройки и подготовка деталей выкройки к раскрою Практическая работа | 3 | Выполнять построение чертежа фартука с нагрудником в натуральную величину | Выполнение расчетов по своим меркам. построение чертежа фартука с нагрудником в натуральную величину. Подготовка выкройки к раскрою |
87. 88. 89. 90. 91. 92. | Раскрой и пошив фартука Практическая работа | 6 | Выполнять подготовку ткани к раскрою, раскраивать детали, контролировать качество кроя. Правила подготовки ткани к раскрою, правила экономии ткани при раскладке деталей | Подготовка ткани к раскрою .Правила экономного расходования ткани при раскрое. Раскладка деталей на ткани. Раскрой деталей изделия .Требования к качеству выполняемой операции |
93. 94. | Подготовка деталей фартука к обработке | 2 | Подготавливать детали кроя фартука к обработке Способы перевода контурных линий | Способы перевода контурных линий. Подготовка деталей кроя фартука к обработке. Контрольные линии |
95. | Подготовка деталей фартука к обработке | 1 | Подготавливать детали кроя фартука к обработке Способы перевода контурных линий | Способы перевода контурных линий. Подготовка деталей кроя фартука к обработке. Контрольные линии |
96. | Заготовка косой обтачки для обработки нижней части фартука | 1 | Выполнять обработку закругленных срезов косой одинарной и двойной обтачками контролировать качество работы | Обработка закругленного среза детали одинарной косой обтачкой. Обработка закруглённого среза детали двойной косой обтачкой. Требования к качеству выполняемой операции |
97. 98. 99. 100. 101. 102. | Обработка закругленного среза основной детали фартука. | 6 | Выполнять обработку боковых и нижнего срезов нижний части фартука Способы обработки боковых и нижнего срезов нижней части фартука | Виды обработки боковых и нижнего срезов нижней части фартука. Обработка боковых и нижнего срезов нижней части фартука подкройной обтачкой из отделочной ткани. Обработка срезов швом подгибку с закрытым срезом. Требования к качеству выполняемой операции |
103. 104. 105. 106. | Обработка верхнего среза фартука. | 4 | Выполнять обработку боковых и нижнего срезов нижний части фартука Способы обработки боковых и нижнего срезов нижней части фартука | Виды обработки боковых и нижнего срезов нижней части фартука. Обработка боковых и нижнего срезов нижней части фартука подкройной обтачкой из отделочной ткани. Обработка СРЕЗОВ ШВОМ ПОДГИБКУ С ЗАКРЫТЫМ СРЕЗОМ. Требования к качеству выполняемой операции |
107. 108. 109. 110. | Обработка пояса. | 4 | Выполнять обработку пояса обтачным швом. Технологию выполнения обточного шва | Обработка пояса обтачным швом. Требования к качеству выполняемой операции |
111. 112. 113. 114. 115. 116. | Обработка верхнего среза фартука. | 6 | Выполнять обработку верхнего среза нижнего среза нижней части фартука Способы образования сборок | Способы обработки верхнего среза (собирание сборок или закладывание мягких складок). Выполнение сборки машинным способом. Равномерное распределение сборок. Обработка верхнего среза нижней части фартука |
117. 118. | Бытовая швейная машина с электроприводом. Организация рабочего места. | 2 | Марки бытовых швейных машин, назначение, виды выполняемых работ | Бытовая швейная машина с электроприводом: марки, назначение, скорость, виды выполняемых работ |
119. 120. | Устройство электропривода | 2 | Суть преимуществ швейной машины с электроприводом, устройство электропривода, правила охраны труда при работе на швейной машине с электроприводом | Роль электропривода в измерении скорости шитья. Разница в работе между швейной машиной с ножным приводом и швейной машиной с электроприводом. Устройство электропривода. Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом |
121. 122. | Рабочие механизмы бытовой швейной машины. | 2 | Рабочие механизмы бытовой швейной машины, устройство швейной машины «Чайка» | Устройства бытовой швейной машины «Чайка». Назначение машины. Особенности швейной машины «Чайка». Рабочие механизмы бытовой швейной машины |
123. 124. | Устройство челночного комплекта | 2 | Разбирать и собрать челночный комплект Устройство челночного комплекта | Устройство челночного комплекта. Разборка и сборка челночного комплекта |
125. 126. | Механизмы регулировки бытовой швейной машины. | 2 | Изменять длину стежка. Устройство регулятора строчки. Принимать, что выбор длины стежка зависит от толщины ткани | Механизмы регулировки швейной машины. Регулятор строчки: устройство и назначение |
127. 128. 129. 130. | Подготовка швейной машины к работе. Практическая работа | 4 | Работать на швейной машине с электроприводом | Подготовка швейной машины к работе. пуск остановки машины. Выполнение строчек на швейной машине с электроприводом. Регулировка скорости вращения головного вала при помощи педали |
131. 132. 133. 134. 135. 136. | Работа на швейной машине с электроприводом. Практическая работа | 6 | Работать на швейной машине с электроприводом | Подготовка швейной машины к работе. пуск остановки машины. Выполнение строчек на швейной машине с электроприводом. Регулировка скорости вращения головного вала при помощи педали |
137. 138. | Накладные карманы. | 2 | Обрабатывать срезы кармана, соединять его с основной деталью с выполнением отделочной строчки с ориентиром на ширину лапки | Технология изготовления накладного прямого кармана и соединение его основной деталью |
139. 140. 141. 142. 143. 144. | Изготовление образца гладкого накладного кармана. Практическая работа | 6 | Выполнять раскрой гладкого накладного кармана прямоугольной формы с учетом припусков на обработку срезов | Правила раскроя гладкого накладного кармана прямоугольной формы. Припуски на обработку срезов |
145. 146. 147. 148. | Обработка накладного кармана с отворотом | 4 | Выполнять раскрой деталей кармана с отворотом с учетом припусков на обработку, проверять качество выполненной работы Детали накладного кармана с отворотом, правила раскроя. | Детали накладного кармана с отворотом. Раскрой накладного кармана с отворотом с учетом припусков на обработку |
149. 150. 151. 152. | Обработка отворота Практическая работа | 4 | Выполнять обработку накладного кармана с отворотом, контролировать, качество работы | Обтачивание отворота. Обработка боковых и операции нижнего срезов кармана овальной формы с отворотом. Шаблон. Требования к качеству выполняемой работы |
153. 154. 155. 156. 157. 158. | Обработка боковых и нижнего срезов кармана овальной формы с отворотом Практическая работа | 6 | Выполнять соединение кармана с отворотом с основной | Нанесение линии настрачивания кармана на изделие. Наметать и соединение кармана с основной деталью отделочной строчкой по заданному размеру. Выполнение закрепки в отделочной строчке |
159. | Кепи. | 1 | Выбирать фасон головного убора по журналам мод. Назначение головных уборов, их назначения деталей контурных срезов, тканей для летних головных уборов. | Кепи и береты: назначение, фасоны, назначения деталей и контурных срезов. Ткани для изготовления летних головных уборов. Материалы для отделки изделия(пуговицы, эмблемы, пряжи и др.) использование журналов мод для выбора фасона. План изготовления головного убора |
160. 161. | Построение чертежа кепи | 2 | Выполнять обмеры головы Мерки для построения чертежа головного убора | Мерки для построения чертежа головного убора. Снятие мерок и их запись |
162. 163. | Построение чертежа кепи в натуральную величину | 2 | Выполнять построение чертежа кепки Формулы расчета конструкции | Формулы для расчета конструкции. Построение чертежа кепи в масштабе 1:4 Проверка построения |
164. | Раскладка деталей выкройки на ткани и раскрой. | 1 | Выполнить раскрой деталей кепи с учетом рисунка ткани и припусков на швы | Расход ткани в зависимости от фасона изделия и рисунка ткани подготовка ткани к раскрою. Раскладка деталей на ткани |
165. 166. 167. 168. | Соединение клиньев головки и подкладки. Практическая работа | 4 | Составить план пошива кепи с опорой на предметно-технологическую карту | План пошива летнего головного убора |
169. 170. 171. 172. | Обработка деталей головного убора. Практическая работа | 4 | Выполнять стачивание клиньев головки настрочным швом Технологию выполнения настрочного шва | Соединение клиньев головки настрочным швом без предварительного заметывания. Проверка качества работы |
173. 174. | Обработка козырька. Практическая работа | 2 | Выполнять обработку козырька Технологию выполнения обтачного шва | Обтачивание отлетных срезов деталей. Назначение надсечек. Выполнение отстрочки с ориентиром на рожок лапки |
175. 176. 177. 178. | Соединение подкладки, козырька с головкой изделия. Практическая работа | 4 | Выполнять соединение деталей головки и козырька с подкладкой, операции по окончательной отделке изделия, оценивать качество готового изделия . Технологию выполнения обтачного шва, правила безопасной работы с утюгом | Соединение деталей головки и козырька с подкладкой. Окончательная отделка изделия. Удаление временных строчек. Утюжка готового изделия. Складывание изделия. Оценка качества готового изделия |
179. 180. | Окончательная отделка. | 2 | Выполнять соединение деталей головки и козырька с подкладкой, операции по окончательной отделке изделия, оценивать качество готового изделия . Технологию выполнения обтачного шва, правила безопасной работы с утюгом | Соединение деталей головки и козырька с подкладкой. Окончательная отделка изделия. Удаление временных строчек. Утюжка готового изделия. Складывание изделия. Оценка качества готового изделия |
181. 182. 183. 184. 185. 186. 187. 188. | Заплата. | 8 | Правила подбора ткани для заплаты, раскроя заплаты | Правила подбора ткани для заплаты из гладкокрашеной ткани |
189. 190. 191. 192. 193. 194. 195. 196. | Подготовка изделия к ремонту. | 8 | Правила подготовки одежды к ремонту, назначение и формы заплаты, суть понятия «наложить заплату» | Виды ремонта одежд. Заплаты формы и способы пришивания |
197. 198. 199. 200. 201. 202. 203. 204. | Пришивание заплаты ручным способом на образце. Практическая работа | 8 | Выполнять раскрой заплаты с прибавкой на швы, пришивать заплату из гладкокрашеной ткани ручным способом | Раскрой заплаты из гладкокрашеной ткани с прибавкой на швы. Последовательность пришивания заплаты из гладкокрашеной ткани ручным способом на образце. Требования к качеству выполняемой операции |
1.8. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело по итогам обучения в 6лассе
Предметные результаты | Личностные результаты | |
минимальный уровень | достаточный уровень | |
Обучающиеся должны знать: понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; - чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия; - отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы; - представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы; Учащиеся должны уметь: понимание правил пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»). | Обучающиеся должны знать: рационально организовывать рабочее место; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия(с помощью учителя); выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; Обучающиеся должны уметь: соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали). | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации. |
1.9. Контрольно – измерительные материалы
Для организации проверки, учета и контроля по предмету предусмотрен контроль знаний в различных формах. Тематика практических работ указана в содержании программы учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело 6 класс.
Виды и формы контроля:
Методы обучения:
- Словесные (беседа, объяснение, общение).
- Наглядные (объяснительно-иллюстративный).
- Проблемные (исследовательский, поисковый).
- Практические (самостоятельная работа).
Наглядный учебный материал:
Демонстрационные, тематические стенды, таблицы по обработке узлов швейных изделий, коллекция волокон и тканей, образцы изделий, образцы поузловой обработке изделия, машинные швы, журналы Мод, выкройки и шаблоны изделий.
Дидактический материал:
Коррекционные игры и упражнения, разно уровневые карточки-задания, инструкционные, операционные и технологические карты, тестовые задания, схемы с образцами основных приемов выполнения швов, методические рекомендации для выполнения определенных изделий, виды швов и отделок.
Учебные пособия:
Тематические папки, учебно-методические комплексы.
Материально-техническое обеспечение.
Оборудование: швейные бытовые машины, специальные краеобметочные машины, гладильная доска, паровой утюг, манекены, стол для раскроя
Инструменты и приспособления: ножницы, иголки, линейки, лекало, булавки, наперстки, сантиметровые ленты.
материалы: ткань, нитки, бумага для построения чертежей, калька, отделочные материалы.
Текущая проверка осуществляется в процессе освоения обучающимися каждой темы и тематического раздела в целом. Она проходит в виде опросов, выполнения проверочных заданий и др., организуемых педагогом. Основная функция текущей проверки заключается в диагностировании знаний и умений, приобретенных обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Качество выполненной практической работы учащиеся оценивают вместе с учителем по образцу и инструкционной карте.
По окончанию каждой четверти предусмотрены самостоятельные работы, в конце учебного года административная контрольная работа в объеме двух часов.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится | если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии |
Оценка «5» ставится | если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы. |
Оценка «3» ставится | если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы. |
Оценка «2» ставится | если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов. |
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
2.Ресурсное обеспечение учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело 6 класс
2.1. Перечень оборудования
2.1.1. Для обучающихся:
1)Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая Технология «Швейное дело»: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, 6 класс, Москва «Просвещение», 2023 г.
2)Трудовое обучение. 5-9 классы. Швейное дело. Картонажно-переплётное дело: развёрнутое тематическое планирование / авт.-сост. О.В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2022. – 287 с.
2.1.2. Для учителя:
1.Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 (с дополнениями и изменениями от 8 мая, 22 ноября 2019 г.) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования»
2.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365с.
3.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАД ОС, 2011. — Сб. 1. — 224 с.
4.Трудовое обучение. Швейное дело. 5-9 классы: контрольно-измерительные материалы, вариативные тестовые задания / авт.-сост. Н.А. Бородкина – Волгоград: Учитель, 2020. – 66 с.
5.Технология.5 класс. Швейное дело: разработки уроков/ автор-составитель Л.В.Боброва - Волгоград: Учитель, 2019
2.1.3. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Проект «Инфоурок» | |
Интернет-проект «мультиурок» | |
Социальная сеть работников образования nsportal.ru | |
Современный учительский портал. | |
Сообщество взаимопомощи учителей. | |
Методическая копилка. | |
Педагогическое сообщество УРОК.РФ | https://урок.рф/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правила безопасного труда. Технология изготовления изделий из металлов ручными инструментами. Технологические карты».
Технология изготовления изделий из металлов ручными инструментами...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/08/picture-1114249-1549620931.jpg)
Конспект урока по технологии (технический труд). Технологии художественной обработки древесины. Изготовление предметов деревянной утвари.
Цели урока: 1. Обучить приёмам последовательной обработки внутреннего криволинейного контура детали.2. Отработать навыки ручной обработки древесины.3. Формировать потребность к творчеству, стрем...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/18/picture-483115-1411037844.jpg)
Дидактический материал по предмету труд (технология) модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» «Конструирование одежды» (схемы, таблицы, чертежи) для 5-7 классов
Дидактический материал по предмету труд (технология), модуль "Технология обработки материалов и пищевых продуктов", по конструированию предназначено для учащихся 5-7 классов. Данное пос...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/09/picture-1499248-1728481462.jpg)
Методическая разработка урока "Профессии, связанные с черчением. Их востребованность на рынке труда" 7 класс, труды (технология)
Материал предназначен для учеников 7 класса по предмету Труд (технология).По этой теме в учебниках нет информации, поэтому искала информацию в интернете и адаптировала ее под возраст ребят....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/26/picture-1086324-1543217159.jpg)
Образовательные (педагогические) технологии и их применение на уроках труда (технологии) в основной школе
Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые позволят достигнуть оптимальных результатов в обучении и воспитании необходимо понимать сущностные ха...
Карта урока труд (технология) в 6 классе по теме "Технология сборки изделия из тонколистового металла (фольги). Изготовление паучка"
карта к уроку в 6 классе по требованиям ФГОС (таблица)...