Труд (технология)
рабочая программа по технологии (5 класс)
Труд (технология)
профиль трудовой подготовки: «Швейное дело»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»
«РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол от « » августа 2024 г. Руководитель МО учителей – предметников _______И.В. Елизарова | «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «_____» _______2024 г. | «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «___» _____2024 г. № |
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Труд (технология)
профиль трудовой подготовки: «Швейное дело»
основное общее образование, 5 класс
Автор – составитель:
О.А. Толоева,
учитель Труда (технологии)
ГО Эгвекинот
2024 г
Пояснительная записка
1.1 Введение
Адаптированная рабочая программа «Труд (технология)». Швейное дело, реализуется в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа – интернат поселка Эгвекинот», в котором обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная программа разработана в соответствии со следующими документами:
1) Федеральный законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Федеральный закон от 19 декабря 2023 г. № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3) приказ Министерства Просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
4) СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
5) постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6) постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020
№ 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19)»;
7) постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
8) приказ Минпросвещения от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
9) Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599;
10) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287), (включены специальные требования образования обучающихся с ОВЗ).
1.2 Общая характеристика учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело
Швейное дело в 5 классе является совершенствование профессиональной подготовки обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за счет изготовления ими технологически более сложных изделий и расширения номенклатуры операций, которыми они овладевают в рамках реализуемого профиля. На этом этапе обучения трудовая деятельность обучающихся в целом осуществляется под руководством педагога. Однако при выполнении знакомых заданий от них требуется проявление элементов самостоятельности.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
При обучении важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.
1.3 Цели и задачи учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело
Цель программы - овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) 5 класса, общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды.
Основные задачи: освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения обучающихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностного или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда.
- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определение своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
-умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;
- получение опыта применение технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
1.4 Место учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1, «Швейное дело» входит в образовательную область Труд (технология) обязательной части учебного плана. Количество часов, предусмотренных учебным планом - 204 часа в учебном году (6 часов в неделю).
Основная форма обучения – сдвоенные уроки, на которых происходит формирование у обучающихся теоретических знаний и практических умений. Продолжительность одного урока 40 минут.
1.5. Целевая аудитория: программа рассчитана на обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и инвалидностью, прошедших ПМПК и имеющих следующие категории нарушений:
Категория нарушений | Степень тяжести течения заболевания | Описание тяжести нарушения |
обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | F 70 (легкая умственная отсталость) | задержанное, неполное эмоциональное развитие, снижение навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности) |
1.6. Содержание учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело 5 класс
Школьная швейная мастерская (общая характеристика) (2 ч.)
Санитарно-гигиенические требования, организация рабочего места, подготовка рабочей формы, материалов и инструментов. Распределение рабочих мест.
Волокна и ткани (11ч.)
Натуральное и искусственное волокно, получение ткани, лицевая и изнаночные стороны, долевая и поперечные нити в ткани.
Ручные работы (43ч.)
Раскрой из ткани деталей изделия, обработка срезов ткани, сведения о ручных швах и строчках.
Ремонт одежды (14ч.)
Способы выполнения мелкого ремонта (ручной способ пришивания пуговиц и выполнения декоративных заплат
Швейная машина (22ч.)
Марки, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправка верхней и нижней ниток, правила безопасной работы, организация рабочего места
Машинные работы (36ч.)
Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку
Пошив изделий (52ч.)
Соединительные швы: конструкция и применение
Практическое повторение (24ч.)
Изготовление изделий по выбору
1.7. Тематическое планирование учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело 5 класс
№ п/п | Тема урока | Количест во часов | Целевая установка | Основные понятия |
1. | Правила поведения и работы в мастерской. Организация рабочего места | 1 | Организовать рабочее место, готовить материалы и инструменты к работе Правила безлопастной работы, санитарно- гигиенические требования | Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть Правила безопасной работы в мастерской. Санитарно-гигиенические требования .Организация рабочего места |
2. | Инструменты и приспособления для швейных работ | 1 | Пользоваться инструментами для ручных работ Инструменты и приспособления для работ | Инструменты и приспособления для ручных работ, их устройство и правила работы с ними. Измерительные инструменты |
3. | Сведения о волокнах. | 1 | Виды волокон и сферу их применения | Представление о волокне: внешний вид, употребление. Вид волокон |
4. 5. | Ткань | 2 | Способы определения лицевой и изнаночной сторон, долевой и поперечной нитей в ткани | Процесс получения ткани и сфера ее применения. Лицевая и изнаночная стороны, долевой и поперечная нити в ткани. Кромка |
6. 7. 8. 9. 10. | Полотняное переплетение нитей в ткани. Практическая работа: Разметка полосок основы. Резание полосок основы (полностью не разрезаются). Резание полосок утка. Выполнение переплетения. Приклеивание концов полосок. | 5 | Изготавливать образец полотняного переплетения Суть процесса ткачества ,особенности полотняного переплетения и свойства тканей, выработанных полотняным переплетением | Основные операции ткацкого производства. Полотняное переплетение: его отличительные особенности и свойства тканей, выработанных данным переплетением |
11 | Нитки для шитья и вышивания. | 1 | воспитывать бережное отношение к материалу | Хлопчатник, волокна хлопка, ситец, сатин, бязь. Мадаполам, батист, байка, бумазея, фланель, выкройка, портновский мел, крой, долевой срез, поперечный срез, бахрома, строчка, стежок, шов, длина стежка. |
12. 13. | Хлопчатобумажные ткани | 2 | Распознать хлопчатобумажную ткань Свойства хлопчатобумажной ткани. Иметь представление о процессе производства хлопчатобумажных тканей | Волокно для изготовления хлопчатобумажной ткани. Производство хлопчатобумажной ткани. Свойства хлопчатобумажной ткани. Распознавание вида хлопчатобумажных тканей |
14 | Подготовка к выполнению ручных швейных работ Практическая работа: Закрепление нитки в ткани в начале и конце работы. | 1 | Выполнять ручные швы Виды ручных швов и сферу их применения | Ручные стежки (прямой петлеобразные, крестообразные, косой, петельные). Сфера применения. Отличительные особенности разных видов стежков. Овладение приемами выполнения ручных швов |
15. 16. | Раскрой из ткани деталей изделия. Практическая работа: Выкраивание носового платка или салфетки. | 2 | Составлять план пошива изделия Название тканей, используемые для изготовления изделия | Знакомства с изделием. Ткани, используемые для изготовления головного или носового платка. План пошива изделия |
17. 18. | Обработка срезов ткани. | 2 | Выполнять технологические операции по пошиву изделия | Заметывание поперечного и долевого срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Застрачивание подогнутых краев платка. Обработка углов косыми стежками |
19. 20. | Электрический утюг Практическая работа: Включение и выключение утюга в электросеть. Утюжка платка. | 2 | Выполнять влажно- тепловую обработку изделий Устройство утюга, правила безопасной работы с ним | Устройства электроутюга. Правила безопасной работы электрическим утюгом. Рабочее место для утюжильных работ. Терминология влажно- тепловой обработки |
21. 22. | Ручные стежки и строчки. | 2 | Сферу их применения Различать отделочные ручные стежки | Отделочные ручные стежки («вперед иголку», стебельчатый, петельные, крестообразные, тамбурные) |
23. 24. | Прямые стежки | 2 | Выполнять разные виды стежков «вперед иголку» Отличительные особенности стежков «вперед иголку» | Стежки «вперед иголкой»: разновидности и сфера применения. Технология выполнения стежков «впереди иголку» |
25. 26. | Косые стежки. Практическая работа: Выполнение косых стежков на образце. | 2 | Познакомить учащихся с назначением и технологией выполнения стежков для развития | Выполнение косых стежков на образце |
27. 28. | Крестообразные стежки. | 2 | Закрепить теоритические знания строение ручных стежков и строчек, научится выполнять ручные стежки | Крестообразные стежки |
29. 30. | Петлеобразные стежки. | 2 | Познакомить учащихся с названием и технологией выполнения петельных стежков | Петлеобразные стежки. |
31. 32. | Петельные стежки. | 2 | Сформировать у обучающихся представление о выполнения строчки петельного стежка | Петельные стежки |
33. 34. 35. 36. | Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоёв ткани с обработкой срезов | 4 | Выполнять чертеж выкройки изделия, проверять качество построения Линии для выполнения чертежа, приемы построения прямого угла | Выполнение чертежа выкройки квадратной или прямоугольной салфетки по заданным размерам. Вырезанные выкройки проверка выкройки измерением, сложением сторон и углов |
37. 38. | Отделочные ручные стежки. | 2 | Сферу их применения Различать отделочные ручные стежки. | Отделочные ручные стежки («впереди иголку», стебельчатые, петельные, крестообразные, тамбурные) |
39. 40. | Стебельчатые стежки. | 2 | Выполнять стебельчатый стежок Отличительные особенности стебельчатых стежков | Стебельчатые стежки. Использование стебельчатых стежков при отделке изделий. Особенности стебельчатых стежков. Технология выполнения стебельчатого стежка |
41. 42. | Выполнение стебельчатых стежков | 2 | Выполнять стебельчатый стежок Отличительные особенности стебельчатых стежков | Стебельчатые стежки. Использование стебельчатых стежков при отделке изделий. Особенности стебельчатых стежков. Технология выполнения стебельчатого стежка |
43. 44. | Тамбурные стежки. | 2 | Выполнять тамбурный стежок Отличительные особенности тамбурных стежков | Тамбурные стежки. Использование тамбурных стежков при отделке изделий. Отличительные особенности тамбурных стежков. Технология выполнения тамбурных стежков |
45. 46. | Заполнение рисунка тамбурными стежками. Практическая работа: Выполнение тамбурных стежков на рисунке. | 2 | Выполнять тамбурный стежок Отличительные особенности тамбурных стежков | Тамбурные стежки. Использование тамбурных стежков при отделке изделий. Отличительные особенности тамбурных стежков. Технология выполнения тамбурных стежков |
47. 48. | Стачной шов. | 2 | Назначение, конструкция и разновидности стачного шва. Условное изображение шва. Технология выполнения стачного шва | Выполнять машинный стачной шов Назначение стачного шва и его разновидность |
49. 50. | Ручной шов в подгибку с закрытым срезом. Практическая работа: Отработка технологии выполнения шва | 2 | Сферу применения шва вподгибку Различать швы вподгибку с открытым и закрытым срезом | Виды машинных швов (соединительные, краевые, отделочные). Швом вподгибку с открытым и закрытым срезами: конструкция и применение |
51. 52. | Носовой платок, обработанный краевым швом в подгибку с закрытым срезом. | 2 | Выполнять технологические операции по пошиву изделия | Заметывание поперечного и долевого срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Застрачивание подогнутых краев платка. Обработка углов косыми стежками |
53. 54. | Отделочные ручные стежки на изделии Практическая работа: Выполнение тамбурных, стебельчатых швов | 2 | Выполнять тамбурный стежок Отличительные особенности тамбурных стежков | Тамбурные стежки. Использование тамбурных стежков при отделке изделий. Отличительные особенности тамбурных стежков. Технология выполнения тамбурных стежков |
55. 56. | Влажно-тепловая обработка изделия. | 2 | Отутюживать готовое изделие | Утюжка изделия. Терминология утюжильных работ. Правила безопасной работы с утюгом |
57 | Ремонт одежды и белья. Практическая работа: Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. | 1 | Правила подготовки белья к ремонту, виды ремонта одежды | Правила подготовка белья к ремонту. Виды ремонта одежды |
58 | Виды пуговиц. Практическая работа: Определение места для оторванной пуговицы. | 1 | Подбирать нитки, пришивать пуговицы разных видов Виды пуговиц | Виды пуговиц. Способы пришивания пуговицы в зависимости от вида пуговицы. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия |
59. 60. 61. | Пришивание пуговиц. Практическая работа: Пришивание пуговиц с ушком. | 3 | Пришивать пуговиц разных видов | Способы пришивания пуговиц разных видов |
62. 63. 64. | Пришивание пуговиц. Практическая работа: Выполнение ремонта одежды по распоровшемуся шву. | 3 | Пришивать пуговиц разных видов | Способы пришивания пуговиц разных видов |
65. 66. 67. | Ремонт одежды в месте разрыва ткани. Практическая работа: Выполнение ремонта одежды в месте разрыва ткани. | 3 | Определять вид ремонта конкретного изделия, подбирать нитки и ткань для заплаты Виды ремонта одежды | Виды ремонта в зависимости от характера изделия (ткани, формы, виды повреждения, степени износа), подбор ниток и ткани для заплаты |
68. 69. 70. | Повторение и закрепление пройденного Самостоятельная работа | 3 | Определять вид ремонта конкретного изделия, подбирать нитки и ткань для заплаты Виды ремонта одежды | Виды ремонта в зависимости от характера изделия (ткани, формы, виды повреждения, степени износа),подбор ниток и ткани для заплаты |
71. | Швейные машины | 1 | Назначение швейной машины, виды выполняемых работ, основные механизмы швейной машины с ручным приводом | Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ Швейная машина с ручным приводом: основные механизмы |
72. 73. | Правила посадки за швейной машиной и правила безопасной работы на швейной машине | 2 | Организовать рабочее место, выполнять правильную посадку Правила охраны труда при работе на швейной машине | Правильная посадка во время работы на машине. Организация рабочего места. Инструктаж по охране труда при работе на швейной машине |
74. 75. | Устройство швейной машины. | 2 | Назначение и устройство швейной машины с ножным приводом | Швейная машина с ножным приводом: назначение и устройство (приводной, передаточный и рабочий механизм и их взаимодействие). Устройство ножного привода |
76. | Устройство привода швейной машины. | 1 | Выполнять строчку на швейной машине с ножным приводом Примеры работы а швейной машине | Подготовка швейной машины к работе. Пуск и остановка швейной машины. Приемы работы на швейной машине с ножным приводом |
77. 78. | Винт-разъединитель | 2 | Познакомить учащихся с устройством швейной машины в целом, ее привода и назначением винта-разъединителя; формировать навыки определения основных частей и деталей швейной машины, пуска и остановки швейной машины (без иглы); развивать познавательный интерес, зрительное и сенсорное восприятие, способности к обобщению и классификации. | Закрепление навыков по подготовке рабочего места и содержанию его в соответствии с правилами безопасности и санитарно - гигиеническими требованиями в мастерской; Дать учащимся сведения о швейных машинах; |
79. 80. | Машинная игла | 2 | Подбирать иглу в зависимости от толщины ткани и ниток, устанавливать иглу в игловодитель Устройство машинной иглы, виды машинных игл. | Устройство машинной иглы. Виды машинных игл. Подбор иглы в зависимости от ткани и ниток. Правила установки иглы. Выполнение машинных строчек на тонких и толстых тканях |
81. 82. | Моталка. Намотка нитки на шпульку. Практическая работа: Намотка нитки на шпульку. | 2 | Развитие творческого мышления и воображения через усвоение новых знаний по устройству швейной машины и работы на ней. Ознакомить с назначением и устройством моталки. | Обучить приёмам работы на швейной машине, заправленной нитками (начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и в конце работы, окончание работы.) ; исследовать зависимость машинной строчки от установленных с помощью регулирующих механизмов параметров строчки: её вида, и длины стежка.; познакомить с устройством и принципом работы моталки. |
83. 84. | Заправка верхней нитки. Практическая работа: Заправка верхней нитки. | 2 | Выполнить заправку ниток на специальных швейных машинах | Заправка верхней и нижней ниток на специальных машинах |
85. 86. | Заправка нижней нитки. Практическая работа: Выполнение строчек на образцах. | 2 | Выполнить заправку ниток на специальных швейных машинах | Заправка верхней и нижней ниток на специальных машинах |
87. 88. | Регулятор строчки. | 2 | Выполнять регулировку натяжения нитей на специальный швейных машинах | Приемы регулировки натяжения верхней и нижней ниток на специальных швейных машинах |
89. 90. | Машинная закрепка | 2 | Выполнять машинную закрепку Назначение закрепки, требования к качеству выполняемой операции | Обратный ход швейной машины. Приемы выполнениями машинной закрепки. Требования к качеству выполняемой операции |
91. 92. | Зигзагообразная строчка | 2 | Выполнять обработку нижнего среза детали, предварительного обработанного зигзагообразной машинной строчкой, краевым швом вподгибку с открытым срезом, контролировать качество работы | Обработка нижнего среза детали, предварительного обработанного зигзагообразной машинной строчкой, краевым швом вподгибку с открытым срезом на образце. Прикрепление подгиба строчкой косых стежков.. Проверка качества работы |
93. | «Флаг России-триколор» | 1 | Формировать представление детей о символике Российской Федерации- Государственном флаге России | «Флаг России-триколор» |
94. 95. 96. 97. 98. | Стачной шов | 5 | Выполнять машинной стачной шов Назначение стачного шва и его разновидность | Назначение, конструкция и разновидность и стачного шва. Условное изображение шва. Технология выполнение стачного шва |
99. 100. 101. 102. 103. 104. | Двойной шов | 6 | конструкцию двойного шва, его условное обозначение рассчитать соединительные швы | Соединительные швы. Двойной шов: конструкция и применение. Условное обозначение шва |
105. 106. 107. 108. 109. 110. | Выполнение двойного шва на образце. | 6 | Выполнять двойной шов, проверять качество выполненной работы | Технология выполнения двойного шва. Складывание деталей, сметывание и стачивание. Вывертывание ткани, выметывание и выполнение второй строчки. Контроль размеров шва |
111. 112. 113. 114. 115. 116. | Накладной шов | 6 | Выполнять накладной шов с двумя открытыми срезами Конструкцию и сферу применения накладного шва с двумя открытыми срезами, его условное изображение | Накладной шов с двумя открытыми срезами: конструкция и сфера применения. Условное изображение шва. Технология выполнения накладного шва с двумя с открытыми срезами. Требования к качеству выполняемой операции |
117. 118. 119. 120. 121. 122. | Шов вподгибку с закрытым срезом. | 6 | Выполнять шов вподгибку с закрытым срезом ширина до 1 см. | Последовательность выполнения шва вподгибку с закрытым срезом |
123. 124. 125. 126. 127. 128. | Шов вподгибку с открытым срезом. | 6 | Выполнять шов вподгибку с закрытым срезом ширина до 1 см. | Последовательность выполнения шва вподгибку с закрытым срезом |
129. 130. 131. 132. | Построение чертежа и изготовление выкройки | 4 | Выполнять построение чертежа выкройки, подготовку выкройки к раскрою Правила оформления чертежей, подготовки выкройки к раскрою | Построение чертежа выкройки головного платка. Подготовка выкройки к раскрою |
133. 134. | Подготовка ткани к раскрою | 2 | Выполнять раскрой головного платка, провеять качество работы Правила подготовки ткани к раскрою, раскрою детали | Подготовка ткани к раскрою. Складывание ткани к раскрою головного платка. Раскрой головного платка. Определение правильности косого среза на ткани. Требования к качеству выполняемой операции |
135. 136. 137. | Построение чертежа головного платка. | 3 | Выполнять построение чертежа выкройки, подготовку выкройки к раскрою Правила оформления чертежей, подготовки выкройки к раскрою | Построение чертежа выкройки головного платка. Подготовка выкройки к раскрою |
138. 139. 140. | Подготовка ткани к раскрою | 3 | Выполнять раскрой головного платка, провеять качество работы Правила подготовки ткани к раскрою, раскрою детали | Подготовка ткани к раскрою. Складывание ткани к раскрою головного платка. Раскрой головного платка. Определение правильности косого среза на ткани. Требования к качеству выполняемой операции |
141. 142. 143. 144. 145. 146. | Изделие – головной платок Практическая работа: Обработка поперечных срезов платка | 6 | Составить план пошива изделия Название тканей, используемые для изготовления изделия | Знакомство с изделием. Ткань, используемые для изготовления головного или носового платка. План пошива изделия |
147. 148. 149. 150. 151. 152. | Обработка боковых срезов. Практическая работа: Обработка долевых срезов платка | 6 | Выполнять технологические операции по пошиву изделия | Заметывание поперечного и долевого срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Застрачивание подогнутых краев платка. Обработка углов косыми стежками |
153. 154. 155. 156. | Обработка углов платка, выполнение отделки. Практическая работа: Обработка углов платка, выполнение отделки платка и утюжка готового изделия. | 4 | Выполнять технологические операции по пошиву изделия | Заметывание поперечного и долевого срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Застрачивание подогнутых краев платка. Обработка углов косыми стежками |
157. 158. | Составление плана пошива мешочка для хранения работ. | 2 | Описывать изделие по определенному плану Название тканей, используемых для пошива мешка Под руководством учителя составлять план пошива изделия | Назначение изделия. Описание изделия. Ткани, используемые для пошива мешочка. Деталь и контурные срезы Последовательность изготовления мешочка для хранения изделия |
159. 160. | Отделка мешочка | 2 | Переводить рисунок на ткань, выкраивать деталь аппликации, вышивать выбранный рисунок или прикреплять деталь аппликации косыми или петельными стежками | Выбор рисунка. Перевод рисунка на ткань. Выбор ниток и вида отделочного стежка. Вышивание рисунка. Раскрой детали аппликации .Обметочные стежки. Определение места для аппликации. Прикрепление детали на изделие |
161. 162. 163. 164. | Обработка боковых срезов мешочка. | 4 | Стачивать боковые срезы, закреплять нитку в конце шва, контролировать качество выполненной операции | Технология обработки боковых срезов кроя мешка стачным швом. Требования к качеству выполняемой операции |
165. 166. 167. 168. | Обработка верхнего среза мешочка. Практическая работа: Обработка верхнего среза мешочка | 4 | Выполнять обработку верхнего среза мешочка швом вподгибку с закрытым срезом, контролировать качество выполненной операции | Технология выполнения шва вподгибку с закрытым срезом. Обработка верхнего среза мешочка. Требования качеству выполняемой операции |
169. | Продергивание шнура и ВТО изделия. Практическая работа: Продергивание шнура и (тесьмы, узкой ленты) и утюжка готового изделия | 1 | Выметывать шов, выполнять отделочную сточку, утюжить изделие, сравнивать сшитое изделие с образцом | Выметывание шва. Выполнение отделочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия. Утюжка готового изделия. Требования к качеству изделия. Оценка качества |
170. | Расчет ткани для наволочки | 1 | Описывать изделие Назначение наволочки, названия тканей, используемых для пошива наволочек | Наволочка: назначение, ткани, фасона стандартные размеры Описание изделия. План работы по изготовлению наволочки. Виды швов, используемых при пошиве наволочки |
171. | Составление плана пошива наволочки | 1 | Требования к качеству изделия, швы, используемые при пошиве наволочки Планировать свою деятельность | Последовательность изготовления наволочки. требования к качеству изделия. Швы, используемые при пошиве наволочки |
172. | Подготовка выкройки и раскрой детали | 1 | Рационально выполнять раскладку деталей на ткани, делать припуски на швы, выкраивать изделие | Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Припуски на швы. Раскрой изделия. |
173. 174. 175. | Обработка срезов наволочки | 3 | Выполнять обработку поперечных срезов наволочки Требования к качеству выполняемой операции | Обработка поперечных срезов наволочки швом вподгибку с закрытым срезом. Требования к качеству выполняемой операции |
176. 177. 178. | Пошив наволочки | 3 | Выполнять разметку клапана, обработку боковых сторон наволочки Последовательность выполнения двойного шва | Разметки клапана. Складывание для обработки боковых срезов, сметывание. Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом |
179. | ВТО готового изделия | 1 | Выполнять влажно- тепловую обработку изделия, оценивать качество проделанной работы | Влажно-тепловая обработка изделия. Оценка качества сшитого изделия |
180. | Проверка качества работы | 1 | Выполнять влажно- тепловую обработку изделия, оценивать качество проделанной работы | Влажно-тепловая обработка изделия. Оценка качества сшитого изделия |
181. 182. 183. 184. | Пришивание пуговиц. | 4 | Пришивать пуговицы разных видов | Способы пришивания пуговиц разных видов |
185. 186. 187. 188. 189. 190. 191. 192. | Ремонт одежды | 8 | Определять место пришивания оторванной пуговицы, подбирать нитки по цвету, пришивать пуговицу, стачивать место разрыва или распоровшийся шов, обметывать срезы разрыва частыми косыми стежками, приутюжить место ремонта | Технология ремонта распоровшегося шва или места разрыва. Последовательность работы по пришиванию оторванной пуговицы |
193. 194. 195. 196. 197. 198. 199. 200. | Ремонт одежды по распоровшемуся шву. | 8 | Определять место пришивания оторванной пуговицы, подбирать нитки по цвету, пришивать пуговицу, стачивать место разрыва или распоровшийся шов, обметывать срезы разрыва частыми косыми стежками, приутюжить место ремонта | Технология ремонта распоровшегося шва или места разрыва. Последовательность работы по пришиванию оторванной пуговицы |
201. 202. 203. 204. | Устройство швейной машины. | 4 | Назначение и устройство швейной машины с ножным приводом | Швейная машина с ножным приводом: назначение и устройство( приводной, передаточный и рабочий механизм и их взаимодействие). Устройство ножного привода |
1.8. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело по итогам обучения в 5 классе
Предметные результаты | Личностные результаты | |
минимальный уровень | достаточный уровень | |
Обучающиеся должны знать: понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; - чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия; - отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы; - представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы; Учащиеся должны уметь: понимание правил пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»). | Обучающиеся должны знать: рационально организовывать рабочее место; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия(с помощью учителя); выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; Обучающиеся должны уметь: соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали). | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации. |
1.9. Контрольно – измерительные материалы
Для организации проверки, учета и контроля по предмету предусмотрен контроль знаний в различных формах. Тематика практических работ указана в содержании программы учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело 5 класс.
Виды и формы контроля:
Методы обучения:
- Словесные (беседа, объяснение, общение).
- Наглядные (объяснительно-иллюстративный).
- Проблемные (исследовательский, поисковый).
- Практические (самостоятельная работа).
Наглядный учебный материал:
Демонстрационные, тематические стенды, таблицы по обработке узлов швейных изделий, коллекция волокон и тканей, образцы изделий, образцы поузловой обработке изделия, машинные швы, журналы Мод, выкройки и шаблоны изделий.
Дидактический материал:
Коррекционные игры и упражнения, разно уровневые карточки-задания, инструкционные, операционные и технологические карты, тестовые задания, схемы с образцами основных приемов выполнения швов, методические рекомендации для выполнения определенных изделий, виды швов и отделок.
Учебные пособия:
Тематические папки, учебно-методические комплексы.
Материально-техническое обеспечение.
Оборудование: швейные бытовые машины, специальные краеобметочные машины, гладильная доска, паровой утюг, манекены, стол для раскроя
Инструменты и приспособления: ножницы, иголки, линейки, лекало, булавки, наперстки, сантиметровые ленты.
материалы: ткань, нитки, бумага для построения чертежей, калька, отделочные материалы.
Текущая проверка осуществляется в процессе освоения обучающимися каждой темы и тематического раздела в целом. Она проходит в виде опросов, выполнения проверочных заданий и др., организуемых педагогом. Основная функция текущей проверки заключается в диагностировании знаний и умений, приобретенных обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Качество выполненной практической работы учащиеся оценивают вместе с учителем по образцу и инструкционной карте.
По окончанию каждой четверти предусмотрены самостоятельные работы, в конце учебного года административная контрольная работа в объеме двух часов.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится | если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии |
Оценка «5» ставится | если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы. |
Оценка «3» ставится | если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы. |
Оценка «2» ставится | если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов. |
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
2.Ресурсное обеспечение учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело 5 класс
2.1. Перечень оборудования
2.1.1. Для обучающихся:
1)Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая Технология «Швейное дело»: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, 5 класс, Москва «Просвещение», 2023 г.
2.1.2. Для учителя:
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 (с дополнениями и изменениями от 8 мая, 22 ноября 2019 г.) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования»
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365с.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАД ОС, 2011. — Сб. 1. — 224 с.
4. Трудовое обучение. 5-9 классы. Швейное дело. Картонажно-переплётное дело: развёрнутое тематическое планирование / авт.-сост. О.В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2020. – 287 с.
5. Трудовое обучение. Швейное дело. 5-9 классы: контрольно-измерительные материалы, вариативные тестовые задания / авт.-сост. Н.А. Бородкина – Волгоград: Учитель, 2019. – 66 с.
6.Технология.5 класс. Швейное дело: разработки уроков/ автор-составитель Л.В.Боброва - Волгоград: Учитель, 2020
2.1.3. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Проект «Инфоурок» | |
Интернет-проект «мультиурок» | |
Социальная сеть работников образования nsportal.ru | |
Современный учительский портал. | |
Сообщество взаимопомощи учителей. | |
Методическая копилка. | |
Педагогическое сообщество УРОК.РФ | https://урок.рф/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правила безопасного труда. Технология изготовления изделий из металлов ручными инструментами. Технологические карты».
Технология изготовления изделий из металлов ручными инструментами...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/08/picture-1114249-1549620931.jpg)
Конспект урока по технологии (технический труд). Технологии художественной обработки древесины. Изготовление предметов деревянной утвари.
Цели урока: 1. Обучить приёмам последовательной обработки внутреннего криволинейного контура детали.2. Отработать навыки ручной обработки древесины.3. Формировать потребность к творчеству, стрем...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/18/picture-483115-1411037844.jpg)
Дидактический материал по предмету труд (технология) модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» «Конструирование одежды» (схемы, таблицы, чертежи) для 5-7 классов
Дидактический материал по предмету труд (технология), модуль "Технология обработки материалов и пищевых продуктов", по конструированию предназначено для учащихся 5-7 классов. Данное пос...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/09/picture-1499248-1728481462.jpg)
Методическая разработка урока "Профессии, связанные с черчением. Их востребованность на рынке труда" 7 класс, труды (технология)
Материал предназначен для учеников 7 класса по предмету Труд (технология).По этой теме в учебниках нет информации, поэтому искала информацию в интернете и адаптировала ее под возраст ребят....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/26/picture-1086324-1543217159.jpg)
Образовательные (педагогические) технологии и их применение на уроках труда (технологии) в основной школе
Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые позволят достигнуть оптимальных результатов в обучении и воспитании необходимо понимать сущностные ха...
Карта урока труд (технология) в 6 классе по теме "Технология сборки изделия из тонколистового металла (фольги). Изготовление паучка"
карта к уроку в 6 классе по требованиям ФГОС (таблица)...