Труд (технология)
рабочая программа по технологии (5 класс)
Труд (технология)
профиль трудовой подготовки: «Швейное дело»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trud._tehnologiya_5_kl.docx | 46.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»
«РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол от « » августа 2024 г. Руководитель МО учителей – предметников _______И.В. Елизарова | «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «_____» _______2024 г. | «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «___» _____2024 г. № |
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Труд (технология)
профиль трудовой подготовки: «Швейное дело»
основное общее образование, 5 класс
Автор – составитель:
О.А. Толоева,
учитель Труда (технологии)
ГО Эгвекинот
2024 г
Пояснительная записка
1.1 Введение
Адаптированная рабочая программа «Труд (технология)». Швейное дело, реализуется в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа – интернат поселка Эгвекинот», в котором обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная программа разработана в соответствии со следующими документами:
1) Федеральный законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Федеральный закон от 19 декабря 2023 г. № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3) приказ Министерства Просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
4) СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
5) постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6) постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020
№ 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19)»;
7) постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
8) приказ Минпросвещения от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
9) Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599;
10) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287), (включены специальные требования образования обучающихся с ОВЗ).
1.2 Общая характеристика учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело
Швейное дело в 5 классе является совершенствование профессиональной подготовки обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за счет изготовления ими технологически более сложных изделий и расширения номенклатуры операций, которыми они овладевают в рамках реализуемого профиля. На этом этапе обучения трудовая деятельность обучающихся в целом осуществляется под руководством педагога. Однако при выполнении знакомых заданий от них требуется проявление элементов самостоятельности.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
При обучении важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.
1.3 Цели и задачи учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело
Цель программы - овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) 5 класса, общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды.
Основные задачи: освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения обучающихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностного или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда.
- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определение своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
-умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;
- получение опыта применение технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
1.4 Место учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1, «Швейное дело» входит в образовательную область Труд (технология) обязательной части учебного плана. Количество часов, предусмотренных учебным планом - 204 часа в учебном году (6 часов в неделю).
Основная форма обучения – сдвоенные уроки, на которых происходит формирование у обучающихся теоретических знаний и практических умений. Продолжительность одного урока 40 минут.
1.5. Целевая аудитория: программа рассчитана на обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и инвалидностью, прошедших ПМПК и имеющих следующие категории нарушений:
Категория нарушений | Степень тяжести течения заболевания | Описание тяжести нарушения |
обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | F 70 (легкая умственная отсталость) | задержанное, неполное эмоциональное развитие, снижение навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности) |
1.6. Содержание учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело 5 класс
Школьная швейная мастерская (общая характеристика) (2 ч.)
Санитарно-гигиенические требования, организация рабочего места, подготовка рабочей формы, материалов и инструментов. Распределение рабочих мест.
Волокна и ткани (11ч.)
Натуральное и искусственное волокно, получение ткани, лицевая и изнаночные стороны, долевая и поперечные нити в ткани.
Ручные работы (43ч.)
Раскрой из ткани деталей изделия, обработка срезов ткани, сведения о ручных швах и строчках.
Ремонт одежды (14ч.)
Способы выполнения мелкого ремонта (ручной способ пришивания пуговиц и выполнения декоративных заплат
Швейная машина (22ч.)
Марки, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправка верхней и нижней ниток, правила безопасной работы, организация рабочего места
Машинные работы (36ч.)
Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку
Пошив изделий (52ч.)
Соединительные швы: конструкция и применение
Практическое повторение (24ч.)
Изготовление изделий по выбору
1.7. Тематическое планирование учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело 5 класс
№ п/п | Тема урока | Количест во часов | Целевая установка | Основные понятия |
1. | Правила поведения и работы в мастерской. Организация рабочего места | 1 | Организовать рабочее место, готовить материалы и инструменты к работе Правила безлопастной работы, санитарно- гигиенические требования | Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть Правила безопасной работы в мастерской. Санитарно-гигиенические требования .Организация рабочего места |
2. | Инструменты и приспособления для швейных работ | 1 | Пользоваться инструментами для ручных работ Инструменты и приспособления для работ | Инструменты и приспособления для ручных работ, их устройство и правила работы с ними. Измерительные инструменты |
3. | Сведения о волокнах. | 1 | Виды волокон и сферу их применения | Представление о волокне: внешний вид, употребление. Вид волокон |
4. 5. | Ткань | 2 | Способы определения лицевой и изнаночной сторон, долевой и поперечной нитей в ткани | Процесс получения ткани и сфера ее применения. Лицевая и изнаночная стороны, долевой и поперечная нити в ткани. Кромка |
6. 7. 8. 9. 10. | Полотняное переплетение нитей в ткани. Практическая работа: Разметка полосок основы. Резание полосок основы (полностью не разрезаются). Резание полосок утка. Выполнение переплетения. Приклеивание концов полосок. | 5 | Изготавливать образец полотняного переплетения Суть процесса ткачества ,особенности полотняного переплетения и свойства тканей, выработанных полотняным переплетением | Основные операции ткацкого производства. Полотняное переплетение: его отличительные особенности и свойства тканей, выработанных данным переплетением |
11 | Нитки для шитья и вышивания. | 1 | воспитывать бережное отношение к материалу | Хлопчатник, волокна хлопка, ситец, сатин, бязь. Мадаполам, батист, байка, бумазея, фланель, выкройка, портновский мел, крой, долевой срез, поперечный срез, бахрома, строчка, стежок, шов, длина стежка. |
12. 13. | Хлопчатобумажные ткани | 2 | Распознать хлопчатобумажную ткань Свойства хлопчатобумажной ткани. Иметь представление о процессе производства хлопчатобумажных тканей | Волокно для изготовления хлопчатобумажной ткани. Производство хлопчатобумажной ткани. Свойства хлопчатобумажной ткани. Распознавание вида хлопчатобумажных тканей |
14 | Подготовка к выполнению ручных швейных работ Практическая работа: Закрепление нитки в ткани в начале и конце работы. | 1 | Выполнять ручные швы Виды ручных швов и сферу их применения | Ручные стежки (прямой петлеобразные, крестообразные, косой, петельные). Сфера применения. Отличительные особенности разных видов стежков. Овладение приемами выполнения ручных швов |
15. 16. | Раскрой из ткани деталей изделия. Практическая работа: Выкраивание носового платка или салфетки. | 2 | Составлять план пошива изделия Название тканей, используемые для изготовления изделия | Знакомства с изделием. Ткани, используемые для изготовления головного или носового платка. План пошива изделия |
17. 18. | Обработка срезов ткани. | 2 | Выполнять технологические операции по пошиву изделия | Заметывание поперечного и долевого срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Застрачивание подогнутых краев платка. Обработка углов косыми стежками |
19. 20. | Электрический утюг Практическая работа: Включение и выключение утюга в электросеть. Утюжка платка. | 2 | Выполнять влажно- тепловую обработку изделий Устройство утюга, правила безопасной работы с ним | Устройства электроутюга. Правила безопасной работы электрическим утюгом. Рабочее место для утюжильных работ. Терминология влажно- тепловой обработки |
21. 22. | Ручные стежки и строчки. | 2 | Сферу их применения Различать отделочные ручные стежки | Отделочные ручные стежки («вперед иголку», стебельчатый, петельные, крестообразные, тамбурные) |
23. 24. | Прямые стежки | 2 | Выполнять разные виды стежков «вперед иголку» Отличительные особенности стежков «вперед иголку» | Стежки «вперед иголкой»: разновидности и сфера применения. Технология выполнения стежков «впереди иголку» |
25. 26. | Косые стежки. Практическая работа: Выполнение косых стежков на образце. | 2 | Познакомить учащихся с назначением и технологией выполнения стежков для развития | Выполнение косых стежков на образце |
27. 28. | Крестообразные стежки. | 2 | Закрепить теоритические знания строение ручных стежков и строчек, научится выполнять ручные стежки | Крестообразные стежки |
29. 30. | Петлеобразные стежки. | 2 | Познакомить учащихся с названием и технологией выполнения петельных стежков | Петлеобразные стежки. |
31. 32. | Петельные стежки. | 2 | Сформировать у обучающихся представление о выполнения строчки петельного стежка | Петельные стежки |
33. 34. 35. 36. | Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоёв ткани с обработкой срезов | 4 | Выполнять чертеж выкройки изделия, проверять качество построения Линии для выполнения чертежа, приемы построения прямого угла | Выполнение чертежа выкройки квадратной или прямоугольной салфетки по заданным размерам. Вырезанные выкройки проверка выкройки измерением, сложением сторон и углов |
37. 38. | Отделочные ручные стежки. | 2 | Сферу их применения Различать отделочные ручные стежки. | Отделочные ручные стежки («впереди иголку», стебельчатые, петельные, крестообразные, тамбурные) |
39. 40. | Стебельчатые стежки. | 2 | Выполнять стебельчатый стежок Отличительные особенности стебельчатых стежков | Стебельчатые стежки. Использование стебельчатых стежков при отделке изделий. Особенности стебельчатых стежков. Технология выполнения стебельчатого стежка |
41. 42. | Выполнение стебельчатых стежков | 2 | Выполнять стебельчатый стежок Отличительные особенности стебельчатых стежков | Стебельчатые стежки. Использование стебельчатых стежков при отделке изделий. Особенности стебельчатых стежков. Технология выполнения стебельчатого стежка |
43. 44. | Тамбурные стежки. | 2 | Выполнять тамбурный стежок Отличительные особенности тамбурных стежков | Тамбурные стежки. Использование тамбурных стежков при отделке изделий. Отличительные особенности тамбурных стежков. Технология выполнения тамбурных стежков |
45. 46. | Заполнение рисунка тамбурными стежками. Практическая работа: Выполнение тамбурных стежков на рисунке. | 2 | Выполнять тамбурный стежок Отличительные особенности тамбурных стежков | Тамбурные стежки. Использование тамбурных стежков при отделке изделий. Отличительные особенности тамбурных стежков. Технология выполнения тамбурных стежков |
47. 48. | Стачной шов. | 2 | Назначение, конструкция и разновидности стачного шва. Условное изображение шва. Технология выполнения стачного шва | Выполнять машинный стачной шов Назначение стачного шва и его разновидность |
49. 50. | Ручной шов в подгибку с закрытым срезом. Практическая работа: Отработка технологии выполнения шва | 2 | Сферу применения шва вподгибку Различать швы вподгибку с открытым и закрытым срезом | Виды машинных швов (соединительные, краевые, отделочные). Швом вподгибку с открытым и закрытым срезами: конструкция и применение |
51. 52. | Носовой платок, обработанный краевым швом в подгибку с закрытым срезом. | 2 | Выполнять технологические операции по пошиву изделия | Заметывание поперечного и долевого срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Застрачивание подогнутых краев платка. Обработка углов косыми стежками |
53. 54. | Отделочные ручные стежки на изделии Практическая работа: Выполнение тамбурных, стебельчатых швов | 2 | Выполнять тамбурный стежок Отличительные особенности тамбурных стежков | Тамбурные стежки. Использование тамбурных стежков при отделке изделий. Отличительные особенности тамбурных стежков. Технология выполнения тамбурных стежков |
55. 56. | Влажно-тепловая обработка изделия. | 2 | Отутюживать готовое изделие | Утюжка изделия. Терминология утюжильных работ. Правила безопасной работы с утюгом |
57 | Ремонт одежды и белья. Практическая работа: Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. | 1 | Правила подготовки белья к ремонту, виды ремонта одежды | Правила подготовка белья к ремонту. Виды ремонта одежды |
58 | Виды пуговиц. Практическая работа: Определение места для оторванной пуговицы. | 1 | Подбирать нитки, пришивать пуговицы разных видов Виды пуговиц | Виды пуговиц. Способы пришивания пуговицы в зависимости от вида пуговицы. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия |
59. 60. 61. | Пришивание пуговиц. Практическая работа: Пришивание пуговиц с ушком. | 3 | Пришивать пуговиц разных видов | Способы пришивания пуговиц разных видов |
62. 63. 64. | Пришивание пуговиц. Практическая работа: Выполнение ремонта одежды по распоровшемуся шву. | 3 | Пришивать пуговиц разных видов | Способы пришивания пуговиц разных видов |
65. 66. 67. | Ремонт одежды в месте разрыва ткани. Практическая работа: Выполнение ремонта одежды в месте разрыва ткани. | 3 | Определять вид ремонта конкретного изделия, подбирать нитки и ткань для заплаты Виды ремонта одежды | Виды ремонта в зависимости от характера изделия (ткани, формы, виды повреждения, степени износа), подбор ниток и ткани для заплаты |
68. 69. 70. | Повторение и закрепление пройденного Самостоятельная работа | 3 | Определять вид ремонта конкретного изделия, подбирать нитки и ткань для заплаты Виды ремонта одежды | Виды ремонта в зависимости от характера изделия (ткани, формы, виды повреждения, степени износа),подбор ниток и ткани для заплаты |
71. | Швейные машины | 1 | Назначение швейной машины, виды выполняемых работ, основные механизмы швейной машины с ручным приводом | Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ Швейная машина с ручным приводом: основные механизмы |
72. 73. | Правила посадки за швейной машиной и правила безопасной работы на швейной машине | 2 | Организовать рабочее место, выполнять правильную посадку Правила охраны труда при работе на швейной машине | Правильная посадка во время работы на машине. Организация рабочего места. Инструктаж по охране труда при работе на швейной машине |
74. 75. | Устройство швейной машины. | 2 | Назначение и устройство швейной машины с ножным приводом | Швейная машина с ножным приводом: назначение и устройство (приводной, передаточный и рабочий механизм и их взаимодействие). Устройство ножного привода |
76. | Устройство привода швейной машины. | 1 | Выполнять строчку на швейной машине с ножным приводом Примеры работы а швейной машине | Подготовка швейной машины к работе. Пуск и остановка швейной машины. Приемы работы на швейной машине с ножным приводом |
77. 78. | Винт-разъединитель | 2 | Познакомить учащихся с устройством швейной машины в целом, ее привода и назначением винта-разъединителя; формировать навыки определения основных частей и деталей швейной машины, пуска и остановки швейной машины (без иглы); развивать познавательный интерес, зрительное и сенсорное восприятие, способности к обобщению и классификации. | Закрепление навыков по подготовке рабочего места и содержанию его в соответствии с правилами безопасности и санитарно - гигиеническими требованиями в мастерской; Дать учащимся сведения о швейных машинах; |
79. 80. | Машинная игла | 2 | Подбирать иглу в зависимости от толщины ткани и ниток, устанавливать иглу в игловодитель Устройство машинной иглы, виды машинных игл. | Устройство машинной иглы. Виды машинных игл. Подбор иглы в зависимости от ткани и ниток. Правила установки иглы. Выполнение машинных строчек на тонких и толстых тканях |
81. 82. | Моталка. Намотка нитки на шпульку. Практическая работа: Намотка нитки на шпульку. | 2 | Развитие творческого мышления и воображения через усвоение новых знаний по устройству швейной машины и работы на ней. Ознакомить с назначением и устройством моталки. | Обучить приёмам работы на швейной машине, заправленной нитками (начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и в конце работы, окончание работы.) ; исследовать зависимость машинной строчки от установленных с помощью регулирующих механизмов параметров строчки: её вида, и длины стежка.; познакомить с устройством и принципом работы моталки. |
83. 84. | Заправка верхней нитки. Практическая работа: Заправка верхней нитки. | 2 | Выполнить заправку ниток на специальных швейных машинах | Заправка верхней и нижней ниток на специальных машинах |
85. 86. | Заправка нижней нитки. Практическая работа: Выполнение строчек на образцах. | 2 | Выполнить заправку ниток на специальных швейных машинах | Заправка верхней и нижней ниток на специальных машинах |
87. 88. | Регулятор строчки. | 2 | Выполнять регулировку натяжения нитей на специальный швейных машинах | Приемы регулировки натяжения верхней и нижней ниток на специальных швейных машинах |
89. 90. | Машинная закрепка | 2 | Выполнять машинную закрепку Назначение закрепки, требования к качеству выполняемой операции | Обратный ход швейной машины. Приемы выполнениями машинной закрепки. Требования к качеству выполняемой операции |
91. 92. | Зигзагообразная строчка | 2 | Выполнять обработку нижнего среза детали, предварительного обработанного зигзагообразной машинной строчкой, краевым швом вподгибку с открытым срезом, контролировать качество работы | Обработка нижнего среза детали, предварительного обработанного зигзагообразной машинной строчкой, краевым швом вподгибку с открытым срезом на образце. Прикрепление подгиба строчкой косых стежков.. Проверка качества работы |
93. | «Флаг России-триколор» | 1 | Формировать представление детей о символике Российской Федерации- Государственном флаге России | «Флаг России-триколор» |
94. 95. 96. 97. 98. | Стачной шов | 5 | Выполнять машинной стачной шов Назначение стачного шва и его разновидность | Назначение, конструкция и разновидность и стачного шва. Условное изображение шва. Технология выполнение стачного шва |
99. 100. 101. 102. 103. 104. | Двойной шов | 6 | конструкцию двойного шва, его условное обозначение рассчитать соединительные швы | Соединительные швы. Двойной шов: конструкция и применение. Условное обозначение шва |
105. 106. 107. 108. 109. 110. | Выполнение двойного шва на образце. | 6 | Выполнять двойной шов, проверять качество выполненной работы | Технология выполнения двойного шва. Складывание деталей, сметывание и стачивание. Вывертывание ткани, выметывание и выполнение второй строчки. Контроль размеров шва |
111. 112. 113. 114. 115. 116. | Накладной шов | 6 | Выполнять накладной шов с двумя открытыми срезами Конструкцию и сферу применения накладного шва с двумя открытыми срезами, его условное изображение | Накладной шов с двумя открытыми срезами: конструкция и сфера применения. Условное изображение шва. Технология выполнения накладного шва с двумя с открытыми срезами. Требования к качеству выполняемой операции |
117. 118. 119. 120. 121. 122. | Шов вподгибку с закрытым срезом. | 6 | Выполнять шов вподгибку с закрытым срезом ширина до 1 см. | Последовательность выполнения шва вподгибку с закрытым срезом |
123. 124. 125. 126. 127. 128. | Шов вподгибку с открытым срезом. | 6 | Выполнять шов вподгибку с закрытым срезом ширина до 1 см. | Последовательность выполнения шва вподгибку с закрытым срезом |
129. 130. 131. 132. | Построение чертежа и изготовление выкройки | 4 | Выполнять построение чертежа выкройки, подготовку выкройки к раскрою Правила оформления чертежей, подготовки выкройки к раскрою | Построение чертежа выкройки головного платка. Подготовка выкройки к раскрою |
133. 134. | Подготовка ткани к раскрою | 2 | Выполнять раскрой головного платка, провеять качество работы Правила подготовки ткани к раскрою, раскрою детали | Подготовка ткани к раскрою. Складывание ткани к раскрою головного платка. Раскрой головного платка. Определение правильности косого среза на ткани. Требования к качеству выполняемой операции |
135. 136. 137. | Построение чертежа головного платка. | 3 | Выполнять построение чертежа выкройки, подготовку выкройки к раскрою Правила оформления чертежей, подготовки выкройки к раскрою | Построение чертежа выкройки головного платка. Подготовка выкройки к раскрою |
138. 139. 140. | Подготовка ткани к раскрою | 3 | Выполнять раскрой головного платка, провеять качество работы Правила подготовки ткани к раскрою, раскрою детали | Подготовка ткани к раскрою. Складывание ткани к раскрою головного платка. Раскрой головного платка. Определение правильности косого среза на ткани. Требования к качеству выполняемой операции |
141. 142. 143. 144. 145. 146. | Изделие – головной платок Практическая работа: Обработка поперечных срезов платка | 6 | Составить план пошива изделия Название тканей, используемые для изготовления изделия | Знакомство с изделием. Ткань, используемые для изготовления головного или носового платка. План пошива изделия |
147. 148. 149. 150. 151. 152. | Обработка боковых срезов. Практическая работа: Обработка долевых срезов платка | 6 | Выполнять технологические операции по пошиву изделия | Заметывание поперечного и долевого срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Застрачивание подогнутых краев платка. Обработка углов косыми стежками |
153. 154. 155. 156. | Обработка углов платка, выполнение отделки. Практическая работа: Обработка углов платка, выполнение отделки платка и утюжка готового изделия. | 4 | Выполнять технологические операции по пошиву изделия | Заметывание поперечного и долевого срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Застрачивание подогнутых краев платка. Обработка углов косыми стежками |
157. 158. | Составление плана пошива мешочка для хранения работ. | 2 | Описывать изделие по определенному плану Название тканей, используемых для пошива мешка Под руководством учителя составлять план пошива изделия | Назначение изделия. Описание изделия. Ткани, используемые для пошива мешочка. Деталь и контурные срезы Последовательность изготовления мешочка для хранения изделия |
159. 160. | Отделка мешочка | 2 | Переводить рисунок на ткань, выкраивать деталь аппликации, вышивать выбранный рисунок или прикреплять деталь аппликации косыми или петельными стежками | Выбор рисунка. Перевод рисунка на ткань. Выбор ниток и вида отделочного стежка. Вышивание рисунка. Раскрой детали аппликации .Обметочные стежки. Определение места для аппликации. Прикрепление детали на изделие |
161. 162. 163. 164. | Обработка боковых срезов мешочка. | 4 | Стачивать боковые срезы, закреплять нитку в конце шва, контролировать качество выполненной операции | Технология обработки боковых срезов кроя мешка стачным швом. Требования к качеству выполняемой операции |
165. 166. 167. 168. | Обработка верхнего среза мешочка. Практическая работа: Обработка верхнего среза мешочка | 4 | Выполнять обработку верхнего среза мешочка швом вподгибку с закрытым срезом, контролировать качество выполненной операции | Технология выполнения шва вподгибку с закрытым срезом. Обработка верхнего среза мешочка. Требования качеству выполняемой операции |
169. | Продергивание шнура и ВТО изделия. Практическая работа: Продергивание шнура и (тесьмы, узкой ленты) и утюжка готового изделия | 1 | Выметывать шов, выполнять отделочную сточку, утюжить изделие, сравнивать сшитое изделие с образцом | Выметывание шва. Выполнение отделочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия. Утюжка готового изделия. Требования к качеству изделия. Оценка качества |
170. | Расчет ткани для наволочки | 1 | Описывать изделие Назначение наволочки, названия тканей, используемых для пошива наволочек | Наволочка: назначение, ткани, фасона стандартные размеры Описание изделия. План работы по изготовлению наволочки. Виды швов, используемых при пошиве наволочки |
171. | Составление плана пошива наволочки | 1 | Требования к качеству изделия, швы, используемые при пошиве наволочки Планировать свою деятельность | Последовательность изготовления наволочки. требования к качеству изделия. Швы, используемые при пошиве наволочки |
172. | Подготовка выкройки и раскрой детали | 1 | Рационально выполнять раскладку деталей на ткани, делать припуски на швы, выкраивать изделие | Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Припуски на швы. Раскрой изделия. |
173. 174. 175. | Обработка срезов наволочки | 3 | Выполнять обработку поперечных срезов наволочки Требования к качеству выполняемой операции | Обработка поперечных срезов наволочки швом вподгибку с закрытым срезом. Требования к качеству выполняемой операции |
176. 177. 178. | Пошив наволочки | 3 | Выполнять разметку клапана, обработку боковых сторон наволочки Последовательность выполнения двойного шва | Разметки клапана. Складывание для обработки боковых срезов, сметывание. Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом |
179. | ВТО готового изделия | 1 | Выполнять влажно- тепловую обработку изделия, оценивать качество проделанной работы | Влажно-тепловая обработка изделия. Оценка качества сшитого изделия |
180. | Проверка качества работы | 1 | Выполнять влажно- тепловую обработку изделия, оценивать качество проделанной работы | Влажно-тепловая обработка изделия. Оценка качества сшитого изделия |
181. 182. 183. 184. | Пришивание пуговиц. | 4 | Пришивать пуговицы разных видов | Способы пришивания пуговиц разных видов |
185. 186. 187. 188. 189. 190. 191. 192. | Ремонт одежды | 8 | Определять место пришивания оторванной пуговицы, подбирать нитки по цвету, пришивать пуговицу, стачивать место разрыва или распоровшийся шов, обметывать срезы разрыва частыми косыми стежками, приутюжить место ремонта | Технология ремонта распоровшегося шва или места разрыва. Последовательность работы по пришиванию оторванной пуговицы |
193. 194. 195. 196. 197. 198. 199. 200. | Ремонт одежды по распоровшемуся шву. | 8 | Определять место пришивания оторванной пуговицы, подбирать нитки по цвету, пришивать пуговицу, стачивать место разрыва или распоровшийся шов, обметывать срезы разрыва частыми косыми стежками, приутюжить место ремонта | Технология ремонта распоровшегося шва или места разрыва. Последовательность работы по пришиванию оторванной пуговицы |
201. 202. 203. 204. | Устройство швейной машины. | 4 | Назначение и устройство швейной машины с ножным приводом | Швейная машина с ножным приводом: назначение и устройство( приводной, передаточный и рабочий механизм и их взаимодействие). Устройство ножного привода |
1.8. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело по итогам обучения в 5 классе
Предметные результаты | Личностные результаты | |
минимальный уровень | достаточный уровень | |
Обучающиеся должны знать: понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; - чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия; - отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы; - представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы; Учащиеся должны уметь: понимание правил пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»). | Обучающиеся должны знать: рационально организовывать рабочее место; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия(с помощью учителя); выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; Обучающиеся должны уметь: соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали). | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации. |
1.9. Контрольно – измерительные материалы
Для организации проверки, учета и контроля по предмету предусмотрен контроль знаний в различных формах. Тематика практических работ указана в содержании программы учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело 5 класс.
Виды и формы контроля:
Методы обучения:
- Словесные (беседа, объяснение, общение).
- Наглядные (объяснительно-иллюстративный).
- Проблемные (исследовательский, поисковый).
- Практические (самостоятельная работа).
Наглядный учебный материал:
Демонстрационные, тематические стенды, таблицы по обработке узлов швейных изделий, коллекция волокон и тканей, образцы изделий, образцы поузловой обработке изделия, машинные швы, журналы Мод, выкройки и шаблоны изделий.
Дидактический материал:
Коррекционные игры и упражнения, разно уровневые карточки-задания, инструкционные, операционные и технологические карты, тестовые задания, схемы с образцами основных приемов выполнения швов, методические рекомендации для выполнения определенных изделий, виды швов и отделок.
Учебные пособия:
Тематические папки, учебно-методические комплексы.
Материально-техническое обеспечение.
Оборудование: швейные бытовые машины, специальные краеобметочные машины, гладильная доска, паровой утюг, манекены, стол для раскроя
Инструменты и приспособления: ножницы, иголки, линейки, лекало, булавки, наперстки, сантиметровые ленты.
материалы: ткань, нитки, бумага для построения чертежей, калька, отделочные материалы.
Текущая проверка осуществляется в процессе освоения обучающимися каждой темы и тематического раздела в целом. Она проходит в виде опросов, выполнения проверочных заданий и др., организуемых педагогом. Основная функция текущей проверки заключается в диагностировании знаний и умений, приобретенных обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Качество выполненной практической работы учащиеся оценивают вместе с учителем по образцу и инструкционной карте.
По окончанию каждой четверти предусмотрены самостоятельные работы, в конце учебного года административная контрольная работа в объеме двух часов.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится | если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии |
Оценка «5» ставится | если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы. |
Оценка «3» ставится | если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы. |
Оценка «2» ставится | если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов. |
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
2.Ресурсное обеспечение учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело 5 класс
2.1. Перечень оборудования
2.1.1. Для обучающихся:
1)Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая Технология «Швейное дело»: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, 5 класс, Москва «Просвещение», 2023 г.
2.1.2. Для учителя:
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 (с дополнениями и изменениями от 8 мая, 22 ноября 2019 г.) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования»
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365с.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАД ОС, 2011. — Сб. 1. — 224 с.
4. Трудовое обучение. 5-9 классы. Швейное дело. Картонажно-переплётное дело: развёрнутое тематическое планирование / авт.-сост. О.В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2020. – 287 с.
5. Трудовое обучение. Швейное дело. 5-9 классы: контрольно-измерительные материалы, вариативные тестовые задания / авт.-сост. Н.А. Бородкина – Волгоград: Учитель, 2019. – 66 с.
6.Технология.5 класс. Швейное дело: разработки уроков/ автор-составитель Л.В.Боброва - Волгоград: Учитель, 2020
2.1.3. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Проект «Инфоурок» | |
Интернет-проект «мультиурок» | |
Социальная сеть работников образования nsportal.ru | |
Современный учительский портал. | |
Сообщество взаимопомощи учителей. | |
Методическая копилка. | |
Педагогическое сообщество УРОК.РФ | https://урок.рф/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правила безопасного труда. Технология изготовления изделий из металлов ручными инструментами. Технологические карты».
Технология изготовления изделий из металлов ручными инструментами...
Конспект урока по технологии (технический труд). Технологии художественной обработки древесины. Изготовление предметов деревянной утвари.
Цели урока: 1. Обучить приёмам последовательной обработки внутреннего криволинейного контура детали.2. Отработать навыки ручной обработки древесины.3. Формировать потребность к творчеству, стрем...
Дидактический материал по предмету труд (технология) модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» «Конструирование одежды» (схемы, таблицы, чертежи) для 5-7 классов
Дидактический материал по предмету труд (технология), модуль "Технология обработки материалов и пищевых продуктов", по конструированию предназначено для учащихся 5-7 классов. Данное пос...
Методическая разработка урока "Профессии, связанные с черчением. Их востребованность на рынке труда" 7 класс, труды (технология)
Материал предназначен для учеников 7 класса по предмету Труд (технология).По этой теме в учебниках нет информации, поэтому искала информацию в интернете и адаптировала ее под возраст ребят....
Образовательные (педагогические) технологии и их применение на уроках труда (технологии) в основной школе
Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые позволят достигнуть оптимальных результатов в обучении и воспитании необходимо понимать сущностные ха...
Карта урока труд (технология) в 6 классе по теме "Технология сборки изделия из тонколистового металла (фольги). Изготовление паучка"
карта к уроку в 6 классе по требованиям ФГОС (таблица)...