Труд (технология)
рабочая программа по технологии (8 класс)

Толоева Олеся Аркадьевна

Труд (технология)

профиль трудовой подготовки: «Швейное дело»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud._tehnologiya8_kl.docx52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»

«РАССМОТРЕНО»

на заседании методического объединения учителей – предметников

Рекомендовано к утверждению

Протокол от «   »     августа 2024 г.

Руководитель МО учителей – предметников  

 

_______И.В. Елизарова  

«СОГЛАСОВАНО»

заместитель директора по УВР

Г.А. Перепелкина

«_____» _______2024 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»

 от «___» _____2024 г.

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Труд (технология)

профиль трудовой подготовки: «Швейное дело»

основное общее образование, 8 класс

                                                                                                                Автор – составитель:

                                                                                                    О.А. Толоева,

                                                                                                                             учитель Труда (технологии)                                                                                                                                                      

   

ГО Эгвекинот

2024 г

Пояснительная записка

1.1 Введение

Адаптированная рабочая программа «Труд (технология)». Швейное дело, реализуется в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа – интернат поселка Эгвекинот», в котором обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

        Данная программа разработана в соответствии со следующими документами:

        1) Федеральный законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2) Федеральный закон от 19 декабря 2023 г. № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

        3) приказ Министерства Просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

        4) СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

        5)  постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

        6) постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020

№ 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации

работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19)»;

        7)  постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021

№  2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические

нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека

факторов среды обитания»;

        8)  приказ Минпросвещения от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

          9) Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599;

         10) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287), (включены специальные требования образования обучающихся с ОВЗ).

1.2 Общая характеристика учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело

В 8 классе продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине (регулировка стежка и натяжения нитей, смена машинной иглы, выполнение закрепки машинной строчки). Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине. Материал программы в 8 классе достаточно сложен: изучаются технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Учащиеся осваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание действия и их результаты.

1.3 Цели и задачи учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело

Адаптированная программа предназначена для преподавания швейного дела как одного из  направлений трудового обучения в общеобразовательных учебных заведениях для детей с интеллектуальными нарушениями.

Цель программы обучения:

формирование умений, навыков к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской легкой одежды на уровне доступном данному контингенту учащихся.  

 Основные задачи: программы обучения:

формировать  знания и представления о технологических процессах по пошиву легкого платья, свойства тканей, устройства швейных машин;

развивать  профессиональные  умения и навыки (ориентирование в   задании, планирование последовательности  действий, выполнение и контроль  хода  работы);

воспитание положительных качеств личности,  устойчивого положительного отношения к труду;

преодоление или ослабление психофизических недостатков путем формирования соответствующих навыков и жизненно необходимых качеств.

1.4 Место учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело в учебном плане

Программа образовательной области «Труд (технология)» по профессионально-трудовому обучению (швейное дело 8 класс) рассчитана на 238 учебных часов, по 7 часов в неделю. Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и профессиональных навыков на достаточном (минимальном) уровне, что соответствует адаптированной образовательной программе школы. 

На первую четверть приходится – 56 ч., на вторую – 56 ч., на третью – 70 ч. и на четвертую – 56 ч. по окончании каждой четверти предусмотрены самостоятельные работы и в конце учебного года административная контрольная работа  в количестве двух часов.

1.5. Целевая аудитория: программа рассчитана на обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и инвалидностью, прошедших ПМПК и имеющих следующие категории нарушений:

Категория нарушений

Степень тяжести

течения заболевания

Описание тяжести нарушения

обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

F  70

(легкая умственная отсталость)

задержанное, неполное эмоциональное развитие, снижение навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности)

1.6. Содержание учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело 8 класс

Сведения о работе швейных машин (10 ч.)        

Теоретические сведения. Рабочие механизмы машины. Неполадки в работе швейной машины, их устранение. Машинные стежки и строчки, образование челночного стежка. ТБ на уроках трудового обучения.

Волокна и ткани (        12ч.)        

Теоретические сведения. Натуральные и искусственные волокна. Шелк. Свойства тканей из натурального и искусственного шелка. Свойства тканей из синтетических и смешанных волокон.

Дополнительные сведения о тканях (12 ч.)        

Теоретические сведения.  Отделка ткани. Дефекты ткани. Выбор ткани для пошива одежды. Подготовка ткани к раскрою.

Сведения об одежде (10 ч.)        

Теоретические сведения.  Стиль в одежде и мода. Силуэт. Фасоны плечевых изделий. Описание фасона изделия.

Изготовление блузок (30 ч)        

Теоретические сведения. Ткани для блузок. Фасоны блузок без рукавов и с короткими цельнокроеными рукавами. Мерки для построения чертежа основы блузки. Название деталей и контурных срезов. Припуски на обработку срезов. Простейшее моделирование (перенос нагрудной вытачки). Правила раскладки выкройки на ткани. Расчет расхода ткани на блузку.

Изготовление цельнокроеного платья на основе выкройки прямой блузки (35ч.) Теоретические сведения. Фасоны цельнокроеного платья, описание фасонов. Виды выреза горловины в платье без воротника (круглый, каре, углом). Использование выкройки блузки для изготовления выкройки платья. Название деталей и контурных срезов выкройки. Детали платья. Расчет и расположение вытачек по линии талии. Подготовка к примерке Проведение примерки.

Отделка швейных изделий (57 ч.)        

Теоретические сведения. Вышивка. Виды вышивки. Виды вышивки гладью. Инструменты, материалы, приспособления для вышивки.

Виды отделки. Мережка. Рюша. Волан.  Складки и защипы. Описание фасона изделия с различной отделкой.

Построение чертежа основы цельнокроеного платья (8 ч.)

Теоретические сведения. Мерки для построения чертежа цельнокроеного платья. Моделирование. Инструкционная карта.

Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий (28ч.) Теоретические сведения. Рукава, виды. Мерки при построении чертежа. Моделирование рукавов. Виды обработки нижнего среза рукава.

Изготовление плечевых изделий на основе выкройки цельнокроеного платья (24 ч.) Теоретические сведения.  Блузка с застежкой до верха. Модели халатов. Подготовка деталей кроя к обработке.

Ремонт одежды (7 ч.)        

Теоретические сведения. Заплата.  Наложение заплаты стачным швом.

1.7. Тематическое планирование учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело 8 класс

п/п

Тема урока

Количест во часов

Целевая установка  

Основные понятия

1

Машинные стежки и строчки.

1

Выполнять строчу на универсальной швейной машине в прямым закругленными линиями

Строчка на универсальной швейной машине по прямым и закругленным линиям

2

Техника безопасности на уроках трудового обучения.

1

Правила безопасной работы в мастерской, организации рабочего места.

Правила работы и задачи на год. Профессия швеи- мотористки. Правила техники безопасности при работе в швейной мастерской

3

4

Рабочие механизмы швейной машины.

2

Учить учащихся распознавать рабочие механизмы производственной швейной машины

Закрепить полученные ранее сведения по машиноведению

Развивать мыслительные способности, умение соотносить  полученные ранее знания с изучаемым материалом

Рабочие механизмы швейной машины.

5

Практическая работа. Установка приспособлений малой механизации.

1

Познакомить учащихся с приспособлениями к швейной машине и их назначением; с правилами безопасной работы, научить выполнять обметывание петель

Установка приспособлений малой механизации.

6

Образование челночного машинного стежка.

1

Назначение, строение челночного стежка, роль нитепритягивателя, иглы, двигателя ткани в образовании стежка.

Челночный стежок: строение, назначение, выполнение. Роль нитепритягивателя, иглы челнок, двигателя ткани в выполнении стежка

7

8

Неполадки в работе швейной машины.

2

Выполнять регулировку швейной машины

Виды неполадок в работе швейной машиной машины и способы их устранения

Неполадки в работе промышленной швейной машины: виды (слабая строчка, петляет сверху, петляет снизу), исправление. Упражнения в регулировке машины

9

Самостоятельная работа «Уход за швейной машиной».

1

Выполнять частичную разборку человечного комплект, чистку и смазку швейной машины

Чистка и смазка швейной машины. Частичная разборка челночного комплекта

10

Практическая работа. Чистка и смазка швейной машины.

1

Выполнять частичную разборку человечного комплект, чистку и смазку швейной машины

Чистка и смазка швейной машины. Частичная разборка челночного комплекта

11

Волокна и ткани. Волокно шелка.

1

Из чего получают волокна натурального и искусственного шелка, свойства волокон шелка.

Иметь представление о процессе получения пряжи из волокон натурального и искусственного шелка

Общее представление о получении волокон и пряжи натурального и искусственного шелка. Свойства волокон шелка

12

Пряжа из волокон шелка.

1

Из чего получают волокно натурального и искусственного шелка, свойства волокон щелка.

Иметь представление о процессе получения пряжи из волокон натурального и искусственного шелка

Общее представление о получении волокон и пряжи натурального и искусственного шелка. Свойства волокон шелка

13

14

Свойства шелковых тканей.

2

Из чего получают волокно натурального и искусственного шелка, свойства волокон щелка.

Иметь представление о процессе получения пряжи из волокон натурального и искусственного шелка

Общее представление о получении волокон и пряжи натурального и искусственного шелка. Свойства волокон шелка

15

16

Волокна искусственного шелка.

2

Распознавать шелковые ткани по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения нитей

Свойства тканей из натурального и искусственного шелка

Определение тканей из натурального и искусственного шелка по внешнему виду( блеску), на ощупь, по характеру горения нитей

17

Свойства тканей из искусственного шелка.

1

Суть процесса получения тканей из натурального и искусственного волокна, их свойства, правила утюжки. принимать, что выбор способа ухода за изделием зависит от свойств тканей, из которых они изготовлены

Получение ткани из натуральных и искусственных волокон и их свойства (прочность, сжимаемость, гигроскопичность, воздухопроницаемость, отношение к воде, щелочам). Технологические свойства тканей (скольжение, осыпаемость, прорубаемость).правила утюжки изделий из шелковых тканей

18

Практическая работа. Определение тканей из натурального и искусственного шелка.

1

Суть процесса получения тканей из натурального и искусственного волокна, их свойства, правила утюжки. принимать, что выбор способа ухода за изделием зависит от свойств тканей, из которых они изготовлены

Получение ткани из натуральных и искусственных волокон и их свойства (прочность, сжимаемость, гигроскопичность, воздухопроницаемость, отношение к воде, щелочам). Технологические свойства тканей (скольжение, осыпаемость, прорубаемость).правила утюжки изделий из шелковых тканей

19

20

Синтетические волокна.

2

Названия разных видов синтетических волокон

Иметь представление о процессе получения синтетических волокон и пряжи из них

Общее представление о получении синтетических волокон и пряжи из них. Вид синтетического волокна (капрон, лавсан, нитрон)

21

Свойства тканей из синтетических и смешанных волокон.

1

Проводить опыты с целью изучения свойств синтетических волокон

Изучение свойств синтетического волокна( прочность, способность, смачиваться водой, стойкость при нагревании)

22

Самостоятельная работа «Свойства тканей из синтетических и смешанных волокон»

1

Распознавать синтетические волокна свойства синтетических волокон и их разновидность

Определение синтетических волокон (капрона, лавсана, нитрона) по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения

23

24

Отделка ткани.

2

Находить на ткани ткацкие дефекты и дефекты крашения и печатания рисунка

Виды отделки ткани, возможные дефекты ткани

Отделка ткани( опаливание, расшлихтовка. отварка, беление, марсеризация, крашение, печатные и др.)возможные дефекты ткани в процессе ее производства. Ткацкие дефекты. Дефекты ткани при крашении и нанесении печатного рисунка

25

26

27

28

Возможные дефекты на ткани.

4

Формирование о способах определения качества тканей и видах дефектов тканей, формирование навыков осуществления проверок ткани,

Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических и экономических качеств личности

Дефекты тканей

29

30

31

32

Выбор ткани для пошива верхней одежды.

4

Выполнять  выбранного изделия

Технологическую последовательность обработки отдельных узлов изделия

Технология изготовления выбранного изделия

33

Подготовка ткани к раскрою.

1

Выполнять раскрой (по готовым лекалам)и пошив выбранного изделия

Технология обработки отдельных узлов подшиваемого изделия

Технология раскроя (по готовым лекалам) и пошив выбранного изделия

34

Самостоятельная работа по разделу «Сведения о тканях»

1

Ознакомить учащихся с многообразием тканей и их свойствами

Научить распознавать по волокнистому составу

Формировать навыки определения ткани для различные фасонов юбок, а так же для облигаций и других швейных изделий.

«Сведения о тканях»

35

36

Стиль в одежде и мода.

2

Пользоваться журналом мод для определения стиля в одежде, поведении.

Название стилей

Стиль- это индивидуальность человека, которая проявляется во всех сферах его жизни. Стили: классический, романтический, фольклорный (кантри) авангардный, унисекс

37

38

Силуэт в одежде.

2

Определять вид силуэта в конкретном платье

Виды силуэтов в одежде

Понятие о силуэта(в одежде) Силуэт: прилегающий, полуприлегающий, свободный. Особенности каждого вида силуэта

39

40

Фасоны плечевых изделий.

2

Выполнять пошив выбранного изделия

Технологическую последовательность обработки отдельных узлов изделия

Технология изготовления выбранного изделия

41

Описание фасона изделия.

1

Придумывать и зарисовать фасоны блузок без рукавов и воротника, описывать изделие

Названия тканей для пошива блузок, деталей и контурных срезов

Блузка без рукавов и воротника: фасоны, ткани для пошива. Названия деталей и контурных срезов. ОПИСАНИЕ ИЗДЕЛИЯ

42

43

44

Описание фасона изделия.

3

Придумывать и зарисовать фасоны блузок без рукавов и воротника, описывать изделие

Названия тканей для пошива блузок, деталей и контурных срезов

Блузка без рукавов и воротника: фасоны, ткани для пошива. Названия деталей и контурных срезов. Описание изделия  

45

Изготовление блузок.

1

Выполнять построение чертежа основы прямой блузки в натуральную величину, подготовку выкройки к раскрою, рассчитывать расход ткани на изделие

Назначение пробок к меркам, правила оформления чертежей

Формула расчета конструкции. Изготовление выкройки основы прямой блузки в натуральную величину. Подготовка выкройки к раскрою. Проверка правильности построения. Расчет расхода ткани на изделие. Подготовка выкройки к раскрою

46

Сведения о блузках.

1

Вносить изменения в выкройку основы прямой блузки последовательность работы по моделированию блузки

Выбор фасона блузки без рукавов и воротников для себя . Изменение выкройки основы прямой блузки

47

Снятие мерок и построение чертежа блузки.

1

Выполнять построение чертежа основы прямой блузки в масштабе 1:4

Назначение прибавок к меркам, правила оформления чертежей

Прибавки к меркам. Формула расчета конструкции. Построение чертежа основы прямой блузки в масштабе 1:4

48

Снятие мерок.

1

Выполнять обмеры фигуры человека, проверять качество обмера

Названия мерок и их условное обозначение, правила снятия мерок и определения размера изделия

Мерки для построения чертежа основы прямой блузки. Правила снятия мерок. Снятие мерок. Размеры изделия

49

Мерки для построения чертежа о прямой блузки.

1

Выполнять перенос выточки

Понимать суть понятия «моделирование».

Последовательность работы по моделированию блузки

Простейшие сведения о моделировании. Измерение направления нагрудной  выточки Нанесение линий фасона. Перенос вытачки. Последовательность работы по моделированию блузки

50

51

52

53

Построение чертежа прямой блузки

4

Выполнять построение чертежа основы прямой блузки в масштабе 1:4

Назначение прибавок к меркам, правила оформления чертежей

Прибавки к меркам. Формула расчета конструкции. Построение чертежа основы прямой блузки в масштабе 1:4

54

55

Построение чертежа спинки.

2

Выполнять построение чертежа основы прямой блузки в масштабе 1:4

Назначение прибавок к меркам, правила оформления чертежей

Прибавки к меркам. Формула расчета конструкции. Построение чертежа основы прямой блузки в масштабе 1:4

56

57

58

59

Построение чертежа переда.

4

Выполнять построение чертежа основы прямой блузки в масштабе 1:4

Назначение прибавок к меркам, правила оформления чертежей

Прибавки к меркам. Формула расчета конструкции. Построение чертежа основы прямой блузки в масштабе 1:4

60

61

Практическая работа. Построение чертежа в натуральную величину.

2

Выполнять построение чертежа основы прямой блузки в масштабе 1:4

Назначение прибавок к меркам, правила оформления чертежей

Прибавки к меркам. Формула расчета конструкции. Построение чертежа основы прямой блузки в масштабе 1:4

62

63

Практическая работа. Построение чертежа блузки в натуральную величину.

2

Выполнять построение чертежа основы прямой блузки в масштабе 1:4

Назначение прибавок к меркам, правила оформления чертежей

Прибавки к меркам. Формула расчета конструкции. Построение чертежа основы прямой блузки в масштабе 1:4

64

65

66

67

Изменение выкройки блузки путем перемещения нагрудной вытачки.

4

Вносить изменения в выкройку основы прямой блузки

Последовательность работы по моделированию блузки

Выбор фасона блузки без рукавов и воротника для себя. Изменение выкройки основы прямой блузки

68

69

Раскрой и пошив прямой блузки без воротника и рукавов.

1

Выполнять рациональную раскладку деталей на ткани, раскрой изделия

Правила подготовки ткани к раскрою

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка деталей выкройки блузки без рукавов и воротника. Раскрой изделия с учетом припусков на швы

70

71

Практическая работа. Подготовка деталей кроя к обработке.

1

Подготовить детали кроя к обработке  

Способы переноса контурных линий

Подготовка деталей кроя к обработке. Способы перевода контурных линий. Контрольные линии.

72

Практическая работа. Подготовка блузки к примерке.

1

Выполнять соединение деталей сметочной строчкой

Последовательность подготовки блузки к примерке

Подготовка блузки к примерке: сметывание вытачек, плечевых и боковых срезов

73

Проведение примерки блузки

1

Проводить примерку и исправить выявленные недочеты

Последовательность и правила проведения примерки, возможные дефекты, способы их устранения

Последовательность проведения примерки. Возможные дефекты и способы их устранения. Устранение дефектов после примерки

74

Блузка с коротким цельнокроеным рукавом.

1

Выполнять раскрой и соединение косой обтачки, обработку срезов пройм или цельнокроеного рукава окантовочным швом

Правила раскроя и соединения косой обтачкой, технологию обработки срезов косой обтачкой и окантовочным швом

Определение длины обтачки для обработки пройм или срезов цельнокроеного рукава9 по модели0. Раскрой и соединение косой обтачки. Обработка срезов пройм или цельнокроеного рукава окантовочным швом. Требования к качеству выполняемой операции

75

Практическая работа. Изменение выкройки прямой блузки

1

Выполнять перенос вытачки

Последовательность работы по моделированию блузки  

Понимать суть понятия «моделирование»

Простейшие сведения о моделировании. Изменение направления нагрудной вытачки. Нанесение линий фасона. Перенос вытачки. Последовательность работы по моделированию блузки

76

Самостоятельная работа «Технология пошива прямой блузки»

1

Составлять план пошива блузки с опорой на предметно – технологическую карту

Швы, используемые при пошиве блузки

План пошива блузки без воротника и рукавов. Швы, используемые при пошиве блузки

77

Сведения о платье.

1

Придумывать и зарисовать фасоны платьев, описывать их, снимать мерку длины изделий

Название деталей и контурных срезов, тканей для пошива платьев

Платье цельнокроеное прямого, приталенного или свободного силуэта без воротника и рукавов или с короткими цельнокроеными рукавами: фасоны, ткани .Название деталей и контурных срезов выкройки платья. Описание фасонов. Снятие мерки длинны изделия

78

79

Изготовление выкройки цельнокроеного платья.

2

Изменять выкройку блузки и строить на ее основе выкройку платья, выполнять подготовку выкройки  к раскрою, построения

Силуэт в одежде, формулы расчета вытачек по линии талии

Использование выкройки блузки для изготовления выкройки платья. Расчет и расположение вытачек по линии ткани. Изменение выкройки блузки и изготовление на ее основе выкройки цельнокроеного платья (прямого, приталенного или свободного силуэта). Проверка качества. Подготовка выкройки к раскрою

80

Описание фасона

1

Определять назначение платья, сезон носков, выбирать ткань для каждого конкретного платья к какому виду по способу носки относится платья, как они различаются по назначению.

Принимать, что выбор ткани зависит от назначения платья и сезона носки

Сведения о платье: способ носки, назначение, фасоны. Выбор ткани для платьев разного назначения и сезона носки. Выбор фасона платья, ткани для него с учетом особенностей фигуры конкретного человека, его возраста

81

82

82

84

Изготовление выкройки цельнокроеного платья.

4

Изменять выкройку блузки и строить на ее основе выкройку платья, выполнять подготовку выкройки к раскрою, проверять качество построения

Силуэты в одежде, формулы расчета выточек по линии талии

Использование выкройки блузки для изготовления выкройки платья. Расчет и расположение выточек по линии талии. Измерение выкройки блузки и изготовление на ее основе выкройки цельнокроеного платья (прямого, приталенного или свободного силуэта). Проверка качества. Подготовка выкройки к раскрою.

85

86

Моделирование выреза горловины

2

Разработать фасон цельнокроеного платья, изменять выкройку цельнокроеного платья в соответствии с выбранным фасоном

Виды выреза горловины, правила моделирования

Разработка фасона цельнокроеного платья( зарисовка модели платья, изменение выкройки согласно выбранной модели, подбор образцов ткани, расчет количества ткани на изделие)

87

88

Обработка среза горловины.

2

Выполнять обработку среза горловины подкроенной обтачкой, проводить влажно-тепловую обработку шва, проверять качество шва

Технологию обработки среза горловины подкройной обтачкой

Приметывание и обтачивание горловины платья .Обработка отлетного среза обтачки .Применение отделки. Обработка горловины оборкой путем втачивания ее одновременно с обтачкой. Влажно- тепловая обработка шва. Требования к качеству выполняемой операции

89

90

Практическая работа. Изготовление выреза подкройной обтачки

2

Выполнять раскрой подкройной обтачки

Правила изготовления выкройки и раскроя подкройной обтачки

Изготовление выкройки и раскрой подкройной обтачки для обработки пройм или низа цельнокроеного рукава. Обработка низа цельнокроеного рукава

91

92

Практическая работа. Обработка среза горловины подкройной обтачкой.

2

Выполнять раскрой подкройной обтачки

Правила изготовления выкройки и раскроя подкройной обтачки

Изготовление выкройки и раскрой подкройной обтачки для обработки пройм или низа цельнокроеного рукава. Обработка низа цельнокроеного рукава

93

94

95

96

Практическая работа. Обработка разреза обтачкой на образце.

4

Выполнять раскрой подкройной обтачки

Правила изготовления выкройки и раскроя подкройной обтачки

Изготовление выкройки и раскрой подкройной обтачки для обработки пройм или низа цельнокроеного рукава. Обработка низа цельнокроеного рукава

97

98

Разработка фасонов цельнокроеного платья.

Модель 1,2,3.

2

Определять назначение платья, сезон носков, выбирать ткань для каждого конкретного платья к какому виду по способу носки относится платья, как они различаются по назначению.

Принимать, что выбор ткани зависит от назначения платья и сезона носки

Сведения о платье: способ носки, назначение, фасоны. Выбор ткани для платьев разного назначения и сезона носки. Выбор фасона платья, ткани для него с учетом особенностей фигуры конкретного человека, его возраста

99

100

Раскрой и пошив цельнокроеного платья.

2

Изменять выкройку блузки и строить на ее основе выкройку платья, выполнять подготовку выкройки к раскрою, проверять качество построения

Силуэты в одежде, формулы расчета выточек по линии талии

Использование выкройки блузки для изготовления выкройки платья. Расчет и расположение выточек по линии талии. Измерение выкройки блузки и изготовление на ее основе выкройки цельнокроеного платья (прямого, приталенного или свободного силуэта). Проверка качества. Подготовка выкройки к раскрою.

101

102

Практическая работа. Подготовка платья к примерке.

2

Сметывать детали кроя платья

Последовательность подготовки платья к примерке

Подготовить примерку изделия, устранять выявленные дефекты

Последовательность проведения примерок, возможные дефекты

Сметывание вытачек, плечевых и боковых срезов платья

Проведение первой примерки. Возможные дефекты. Устранение дефектов после первой примерки. Проведение второй примерки

103

Практическая работа. Проведение первой примерки.

1

Сметывать детали кроя платья

Последовательность подготовки платья к примерке

Подготовить примерку изделия, устранять выявленные дефекты

Последовательность проведения примерок, возможные дефекты

Сметывание вытачек, плечевых и боковых срезов платья

Проведение первой примерки. Возможные дефекты. Устранение дефектов после первой примерки. Проведение второй примерки

104

Подготовка платья ко второй примерке.

1

 Провести примерку, устранить выявленные дефекты

Назначение второй примерки и правила ее проведения

105

Практическая работа. Проведение второй примерки.

1

 Провести примерку, устранить выявленные дефекты

Назначение второй примерки и правила ее проведения

106-112

Пошив цельнокроеного платья

7

Выполнять операции по окончательной отделке изделия, оценивать качество готового изделия

Правила безопасной работы с утюгом

Окончательная отделка изделия. Удаление временной строчек. Утюжка готового изделия. Складывание изделия. Оценка качества готового изделия

113

Отделка швейных изделий. Виды отделки.

1

Различать вышивку гладью, подбирать инструменты и приспособления для вышивки

Виды вышивки гладью, инструменты и приспособления для вышивки

Применение вышивки для украшения швейного изделия. Виды вышивки (гладь). Инструменты и приспособления для вышивки

114-123

Вышивка гладью.

9

Выполнять гладьевые стежки

Гладьевые стежки. Вышивание гладьевыми стежками

124-125

Мережка.

2

Различать вышивку мережкой, подбирать ткань и нитки для ее выполнения

Виды мережки

Мережка как один из видов отделки швейных изделий. Виды мережки. Ткани для выполнения вышивки мережкой. Подбор ниток. Сочетание мережки с другими видами отделочных стежков

126-129

Практическая работа. Выполнение мережки на образце.

4

Выполнять вышивку мережка «кисточка»

Правила подготовки ткани к выполнению вышивки

Подготовка  ткани к выполнению вышивки мережкой (продергивание нитей). Примеры выполнения мережки «кисточка»

130-131

Рюши

2

Выполнять раскрой рюш, обработку срезов одним из способов, настрачивать рюши на основную деталь.

Правила раскроя рюш, способы обработки срезов рюш, отличительные способности рюш

Рюш. Использование рюш для отделки. Ткани и другие отделочные материалы для изготовления рюш. Правила раскроя рюш. Обработка срезов рюшей швом вподгибку вручную или машине зигзогообразной строчкой. Соединение рюша с основной деталью настрачиванием

132-135

Практическая работа. Соединение рюши с основной деталью.

4

Выполнять раскрой рюш, обработку срезов одним из способов, настрачивать рюши на основную деталь.

Правила раскроя рюш, способы обработки срезов рюш, отличительные способности рюш

Рюш. Использование рюш для отделки. Ткани и другие отделочные материалы для изготовления рюш. Правила раскроя рюш. Обработка срезов рюшей швом вподгибку вручную или машине зигзогообразной строчкой. Соединение рюша с основной деталью настрачиванием

136-137

Воланы.

2

Выполнять раскрой воланов, обработку срезов одним из способов, соединять волан с основной деталью

Правила раскроя воланов, способы обработки отлетного среза волана, отличительные особенности воланов

Воланы. Использование воланов для отделки легкой одежды. Правила раскроя воланов. Виды обработок отлетного среза воланов. Соединение волана с основной деталью (притачивание, втачивание)

138-139

Построение чертежа волана

2

Выполнять раскрой воланов, обработку срезов одним из способов, соединять волан с основной деталью

Правила раскроя воланов, способы обработки отлетного среза волана, отличительные особенности воланов

Воланы. Использование воланов для отделки легкой одежды. Правила раскроя воланов. Виды обработок отлетного среза воланов. Соединение волана с основной деталью (притачивание, втачивание)

140-143

Мелкие складки и защипы.

4

Различные  мелкие складки и защипы.

Конструкцию складок, правила раскроя и выполнения складок и защипов  

Мелкие складки и защипы как отделка легкого платья. Расположение складок и защипов на деталях изделия. Конструкция складок. Глубина защипов и складок. Учет расхода ткани на складки при раскрое деталей изделия

144-148

Практическая работа. Вышивка бисером, бусинами, пайетками.

5

Знакомства с различными приемами вышивания бисером, научить приемам вышивания бисером

Вышивка бисером, бусинами, пайетками.

149-160

Вязание крючком

12

Ознакомить  с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком: с условными обозначениями , научится выполнять начальную петлю и цепочку из воздушных петель

Вязание крючком

161-170

Вязание на спицах

10

Познакомиться с первоначальным способами вязания на спицах

Вязание на спицах

171-175

Снятие мерок и построение основы цельнокроеного платья.

4

Выполнять снятие мерок для построения чертежа основы платьев

Название мерок для платья, деталей и контрольных срезов.

Мерки для платья, правила их снятия. Основные условные линии и ориентирные точки фигуры. Детали платья. Названия контурных срезов выкройки

176-179

Построение чертежа основы цельнокроеного платья и подготовка деталей к выкройке.

4

Выполнить построение чертежа выкройки платья

Правила оформления чертежей, формулы расчета конструкции

Формула расчета конструкции. Построение чертежа основы платья в масштабе 1:4

180-181

Обработка рукавов. Виды рукавов.

2

Различать виды обработки

Виды обработки нижнего среза короткого рукава.

Понимать, что выбор вида обработки зависит от фасона рукава и ткани

Виды обработки нижнего среза короткого рукава (швом вподгибку с открытым и закрытым срезом, отделочной обтачкой, резиновой тесьмой, окантовочным швом)

182

Рукав. Снятие мерок.

1

Снимать мерки виды втачного рукава, название срезов выкройки, мерки и формулы расчета для построения втачного  длинного рукава

Втачной длинный прямой рукав. Название срезов выкройки прямого длинного рукава. Высшая точка оката. Мерки для построения чертежа втачного длинного прямого рукава

183-186

Практическая работа. Построение чертежа и подготовка к выкройке прямого рукава.

4

Выполнять построение чертежа втачного длинного прямого рукава, проверять качество построения

Правила оформления чертежей, формулы расчета конструкции

Расчет для построения чертежа длинного прямого рукава. Построение чертежа втачного длинного прямого рукава в натуральную величину. Проверка правильности построения

187

Подготовка к выкройке манжеты.

1

Изготовить выкройку прямой манжеты

Виды манжет. Принимать, что выбор вида манжеты зависит от фасона и назначения изделия, ткани отделки

Виды манжет. Изготовление выкройки прямой манжеты

188

Виды обработки нижнего среза прямого рукава.

1

Различать виды обработки

Виды обработки нижнего среза короткого рукава.

Понимать, что выбор вида обработки зависит от фасона рукава и ткани

Виды обработки нижнего среза короткого рукава (швом вподгибку с открытым и закрытым срезом, отделочной обтачкой, резиновой тесьмой, окантовочным швом)

189-194

Практическая работа. Обработка нижнего среза рукава замкнутой манжетой

6

Выполнить соединение манжеты с длинным рукавом разными способами

Способы соединения манжеты с длинными рукавом

Способы соединения манжеты с длинными рукавом ( швом вподгибку с закрытым срезом, манжетой на застежке, резиновой тесьмой, окантовочным швом). Соединение манжеты с длинным рукавом разными способами

195-198

Практическая работа. Обработка прямой манжеты на образце.

4

Изготовить выкройку прямой манжеты

Виды манжет. Понимать, что выбор вида манжеты зависит от фасона и назначения изделия, ткани, отделки

Виды  манжет. Изготовление выкройки прямой манжеты

199-200

Практическая работа. Обработка нижнего среза рукава резиновой тесьмой на образце.

2

Выполнить обработку нижнего среза короткого рукава

Последовательность обработки нижнего среза короткого рукава

201

Самостоятельная работа «Виды обработки нижнего среза короткого прямого рукава».

1

Различать виды обработки

Виды обработки нижнего среза короткого рукава.

Понимать, что выбор вида обработки зависит от фасона рукава и ткани

Виды обработки нижнего среза короткого рукава (швом вподгибку с открытым и закрытым срезом, отделочной обтачкой, резиновой тесьмой, окантовочным швом)

202-207

Практическая работа. Соединение рукавов с проймами.

6

Выполнять втачивание рукава в пойму на образце

Правила определения левого и правого рукава, технологию втачивания рукава в пройму

Определение левого и правого рукава.   Прокладывание машинных строчек по окату рукава для сборки. Совмещение контрольных точек по линии проймы и оката рукава. Распределение посадки. Вметывание рукава в пройму. Втачивание рукава

208-209

Моделирование халатов.

2

Придумать зарисовать фасоны халатов и описывать их

Название ткани, детали и контурные срезы халата

Халат с отложным воротником, длинным рукавом на манжете: назначение, фасона, ткани для пошива, название деталей контурных срезов халата. Описание изделия

210-213

Халат. Изготовление выкройки халата

4

Наносить линии фасона на выкройку основы платья, изготовить выкройку деталей халата, проверить качество изготовления, подготовить выкройку к раскрою

Особенности изготовления выкройки халата

Особенности изготовления выкройки халата на основе платья. Нанесение линий фасона на выкройку основы платья. Изготовление выкройки халата выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою

214-219

Обработка деталей кроя халата.

6

Выполнять раскрой деталей изделия с учетом припусков на швы

Правила подготовки ткани к раскрою, раскладки деталей выкройки на ткани

Правила подготовки ткани к раскрою. Раскладка деталей выкройки на ткани. Раскрой деталей изделия с учетом припусков на швы поверка качества кроя

220-230

Практическая работа. Пошив халата.

11

Выполнить подготовку деталей кроя к обработке

Правила подготовки деталей кроя к обработке

Составить план пошива изделия (по образцу)

Прокладывание копировальных строчек по контурным срезам и контрольным линиям

Составления плана пошива работы халата

231

Самостоятельная работа «Обработка деталей кроя халата».

1

Выполнить подготовку деталей кроя к обработке

Правила подготовки деталей кроя к обработке

Составить план пошива изделия (по образцу)

Прокладывание копировальных строчек по контурным срезам и контрольным линиям

Составления плана пошива работы халата

232-233

Определение места заплаты. Форма и размер заплаты

2

Определять вид ремонта конкретного изделия, подбирать нитки и ткань для заплаты

Вид ремонта одежды

Виды ремонта в зависимости от характера изделия (ткани, формы, виды повреждения, степени износа), подбор ниток и ткани для заплаты.

234-235

Подбор цвета и фактуры ткани.

2

Определять вид ремонта конкретного изделия, подбирать нитки и ткань для заплаты

Вид ремонта одежды

Виды ремонта в зависимости от характера изделия (ткани, формы , виды повреждения, степени износа), подбор ниток и ткани для заплаты.

236

Выкройка заплаты.

1

Определять вид ремонта конкретного изделия, подбирать нитки и ткань для заплаты

Вид ремонта одежды

Виды ремонта в зависимости от характера изделия (ткани, формы , виды повреждения, степени износа), подбор ниток и ткани для заплаты.

237-238

Практическая работа. Наложение заплаты стачным швом.

2

Выполнять наложение заплаты  стачным швом

Правила раскроя заплаты с учетом соблюдения одинакового направления нитей и совпадения рисунка

Подготовка места наложения заплаты. Подбор ткани для заплаты. Подготовка заплаты. Раскрой заплаты. Соединение заплаты с изделием стачным швом на швейной машине при соблюдении одинакового направления нитей и совпадения рисунка

1.8. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело  по итогам обучения в 8 классе

 

Предметные результаты

Личностные результаты

минимальный уровень

достаточный уровень

Обучающиеся должны знать:

понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;

- чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;

- отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;

- представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;

Учащиеся должны уметь: понимание правил пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;

выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»).

Обучающиеся должны знать:

рационально организовывать рабочее место; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия(с помощью учителя);

выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

способы раскладки выкройки на ткани, правила обработки выточки, виды оборудование рабочего места, и приемы влажно- тепловой обработки, требования к качеству готового изделия;

способы ремонта одежды заплатами в виде аппликации, правила ухода за одеждой из шерстеных и льняных тканей

Обучающиеся должны уметь: определить в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны ткани, определять на ощупь шерстеные и полушерстяные ткани;

снимать мерки и записывать результаты измерений, выполнять простейшее моделирование (перенос нагрудной выточки), подготавливать выкройку к раскрою; подготовить изделие к примерке;

обработать срезы окантовочным  швом и имитирующей манжетой;

ремонтировать одежду заплатами;

выполнять влажно- тепловую обработку и определять качество готового изделия

 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

 развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.

1.9. Контрольно – измерительные материалы

Для организации проверки, учета и контроля по предмету предусмотрен контроль знаний в различных формах. Тематика практических работ указана в содержании программы учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело 8 класс.

Виды и формы контроля:

Методы обучения:

  • Словесные (беседа, объяснение, общение).
  • Наглядные (объяснительно-иллюстративный).
  • Проблемные (исследовательский, поисковый).
  • Практические (самостоятельная работа).

Наглядный учебный материал:

      Демонстрационные, тематические стенды, таблицы по обработке узлов швейных изделий, коллекция волокон и тканей, образцы изделий, образцы поузловой обработке изделия, машинные швы, журналы Мод, выкройки и шаблоны изделий.

Дидактический материал:

      Коррекционные игры и упражнения, разно уровневые карточки-задания, инструкционные, операционные и технологические карты, тестовые задания, схемы с образцами основных приемов выполнения швов, методические рекомендации для выполнения определенных изделий, виды швов и отделок.

Учебные пособия:

      Тематические папки, учебно-методические комплексы.

Материально-техническое обеспечение.

Оборудование: швейные бытовые машины, специальные краеобметочные машины, гладильная доска, паровой утюг, манекены, стол для раскроя

Инструменты и приспособления: ножницы, иголки, линейки, лекало, булавки, наперстки, сантиметровые ленты.

материалы: ткань, нитки, бумага для построения чертежей, калька, отделочные материалы.

Текущая проверка осуществляется в процессе освоения обучающимися каждой темы и тематического раздела в целом. Она проходит в виде опросов, выполнения проверочных заданий и др., организуемых педагогом. Основная функция текущей проверки заключается в диагностировании знаний и умений, приобретенных обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Качество выполненной практической работы учащиеся оценивают вместе с учителем по образцу и инструкционной карте.

По окончанию каждой четверти предусмотрены самостоятельные работы,  в конце учебного года административная контрольная работа в объеме двух  часов.

 За теоретическую часть:

Оценка «5»

ставится

 если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии

Оценка «5» ставится

если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «3» ставится

если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «2» ставится

если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.

За практическую работу:

Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.

Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.

Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.

2.Ресурсное обеспечение учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело

 8 класс

2.1. Перечень оборудования

2.1.1. Для обучающихся: 

1. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая Технология «Швейное дело»: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, 8 класс, Москва «Просвещение», 2023 г.

2.1.2. Для учителя:

1. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 (с дополнениями и изменениями от 8 мая, 22 ноября 2019 г.) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования»

2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365с.

3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАД ОС, 2011. — Сб. 1. — 224 с.

4. Трудовое обучение. 5-9 классы. Швейное дело. Картонажно-переплётное дело: развёрнутое тематическое планирование / авт.-сост. О.В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2020. – 287 с.

5. Трудовое обучение. Швейное дело. 5-9 классы: контрольно-измерительные материалы, вариативные тестовые задания / авт.-сост. Н.А. Бородкина – Волгоград: Учитель, 2019. – 66 с.

6.Технология.5 класс. Швейное дело: разработки уроков/ автор-составитель Л.В.Боброва - Волгоград: Учитель, 2020

2.1.3. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Проект «Инфоурок»

http://infourok.ru

Интернет-проект «мультиурок»

http://multiurok.ru

Социальная сеть работников образования nsportal.ru

http://nsportal.ru/

Современный учительский портал.

http://easyen.ru/

Сообщество взаимопомощи учителей.

http://pedsovet.su/

Методическая копилка.

https://www.metod-kopilka.ru/

Педагогическое сообщество УРОК.РФ

https://урок.рф/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по технологии (технический труд). Технологии художественной обработки древесины. Изготовление предметов деревянной утвари.

Цели урока:  1. Обучить приёмам последовательной обработки внутреннего криволинейного контура детали.2. Отработать навыки ручной обработки древесины.3. Формировать потребность к творчеству, стрем...

Дидактический материал по предмету труд (технология) модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» «Конструирование одежды» (схемы, таблицы, чертежи) для 5-7 классов

Дидактический материал по предмету труд (технология), модуль "Технология обработки материалов и пищевых продуктов", по конструированию предназначено для учащихся 5-7 классов. Данное пос...

Методическая разработка урока "Профессии, связанные с черчением. Их востребованность на рынке труда" 7 класс, труды (технология)

Материал предназначен для учеников 7 класса по предмету Труд (технология).По этой теме в учебниках нет информации, поэтому искала информацию в интернете и адаптировала ее под возраст ребят....

Образовательные (педагогические) технологии и их применение на уроках труда (технологии) в основной школе

Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые позволят достигнуть оптимальных результатов в обучении и воспитании необходимо понимать сущностные ха...