Труд (технология)
рабочая программа по технологии (7 класс)
Цель программы - овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) 7 класса, общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trud._tehnologiya_7kl.docx | 50.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»
«РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол от « » августа 2024 г. Руководитель МО учителей – предметников
_______И.В. Елизарова | «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «_____» _______2024 г. | «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «___» _____2024 г. № |
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Труд (технология)
профиль трудовой подготовки: «Швейное дело»
основное общее образование, 7 класс
Автор – составитель:
О.А. Толоева,
учитель Труда (технологии)
ГО Эгвекинот
2024 г.
Пояснительная записка
1.1 Введение
Адаптированная рабочая программа «Труд (технология)». Швейное дело, реализуется в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа – интернат поселка Эгвекинот», в котором обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная программа разработана в соответствии со следующими документами:
1) Федеральный законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Федеральный закон от 19 декабря 2023 г. № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3) приказ Министерства Просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
4) СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
5) постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6) постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020
№ 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19)»;
7) постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
8) приказ Минпросвещения от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
9) Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599;
10) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287), (включены специальные требования образования обучающихся с ОВЗ).
1.2. Общая характеристика учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело
В 7 классе продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине. Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине. Материал 7 класса достаточно сложен: изучается технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Обучающиеся усваивают изготовление изделия, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты.
Количество часов, отведенных на изучение той или иной темы, и содержание контрольных работ определяется исходя из уровня подготовленности обучающихся, их индивидуальных возможностей.
Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить выпускников коррекционной школы к обучению в училище, адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.
Учебный материал 7 класса делится на следующие разделы: промышленная швейная машина, построение чертежа и раскрой женского и детского белья без плечевого шва, пошив однодетального изделия с прямыми срезами, пооперационное разделение труда, понятие о ткацком производстве, бригадный метод пошива постельного белья, построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой поясного бельевого изделия, построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой, основы прямой юбки, обработка складок в поясном и детском платье, обработка застёжки в боковом шве поясного изделия, обработка низа прямой юбки, обработка притачным поясом или корсажной лентой верхнего среза прямой юбки, построение чертежа и раскрой расклешённой юбки, обработка оборок, обработка верхнего среза расклешённой юбки швом вподгибку с вкладыванием эластичной тесьмы.
1.3 Цели и задачи учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело
Цель программы - овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) 7 класса, общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды
Основные задачи: освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения обучающихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностного или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда.
- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определение своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
- умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;
- получение опыта применение технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
1.4 Место учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1, «Швейное дело» входит в образовательную область Труд (технология) обязательной части учебного плана. Количество часов, предусмотренных учебным планом - 238 часа в учебном году (7 часов в неделю).
Основная форма обучения – сдвоенные уроки, на которых происходит формирование у обучающихся теоретических знаний и практических умений. Продолжительность одного урока 40 минут.
1.5. Целевая аудитория: программа рассчитана на обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и инвалидностью, прошедших ПМПК и имеющих следующие категории нарушений:
Категория нарушений | Степень тяжести течения заболевания | Описание тяжести нарушения |
обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | F 70 (легкая умственная отсталость) | задержанное, неполное эмоциональное развитие, снижение навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности) |
1.6. Содержание учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело 7 класс
Промышленные швейные машины(15ч.)
Бытовая швейная машина с электроприводом: назначение, устройство, виды выполняемых работ. Правила безопасной работы на швейной машине. Механизмы регулировки швейной машины.
Пошив постельного белья(35ч.)
Назначение, стандартные размеры, ткани для пошива, название деталей и срезов, швы для обработки и соединения деталей постельного белья.
Сведения об одежде(9ч.)
Виды одежды. Виды отделки. Отделочные материалы. Оборки
Отделка швейных изделий(23ч.)
Виды отделки. Отделочные материалы. Оборки
Изготовление плечевых и поясных бельевых изделий (35ч.)
Ткани для пошива ночных сорочек. Фасоны выреза горловины. Мерки для построения чертежа выкройки. Названия контурных срезов и деталей. Расход ткани на изделие. Особенности складывания ткани при раскрое.
Волокна и ткани(12ч.)
Шерстяное волокно: вид, свойства (длина, сравнительная толщина (тонина), извитость, прочность). Получение пряжи.
Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий(45ч.)
Складка на платье. Застежка в боковом шве поясного изделия (тесьма «молния», крючки).
Изготовление юбок(34ч.)
Ткани для пошива, виды, фасоны, мерки для построения чертежа, название деталей и контурных срезов выкройки. Виды обработки верхнего среза юбок. Способы застегивания пояса. Подготовка деталей кроя к пошиву
Ремонт одежды(30ч.)
Эстетика одежды. Определение вида ремонта. Подбор ниток и тканей. Раскрой заплаты. Подготовка места наложения заплаты. Выполнение штопки.
1.7. Тематическое планирование учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело 7 класс
№ п/п | Тема урока | Количест во часов | Целевая установка | Основные понятия |
1 | Сведения о промышленных швейных машинах | 1 | Назначение универсальной промышленных машин, виды выполняемых операций, основные механизмы | Сведения о промышленных швейных машинных. Промышленная швейная машина 22-А класса ПМЗ: назначение, скорости, виды выполняемых операций. Основные механизмы швейной машины 22-А класса ПМЗ |
2 3 | Организация рабочего места. Правила безопасной работы | 2 | Правила безопасной работы в мастерской, организации рабочего места | Задачи предстоящего учебного года и план работы на четверть. Закрепление рабочих мест. Организация рабочего места. Первичный инструктаж по охране труда |
4 5 6 | Механизмы промышленной машины. | 3 | Основные механизмы и механизмы регулировки в универсальной промышленной швейной машине те же что и в бытовой швейной машине | Механизмы промышленной машины. |
7 8 9 10 | Заправка верхней и нижней ниток. | 4 | Выполнить заправку ниток на специальной швейных машинах | Заправка верхней и нижней ниток специальных швейных машинах |
11 12 | Краеобмёточная швейная машина | 2 | Регулировать длину и ширину стежка, заправлять нитки, регулировать натяжение ниток Назначение устройств, механизмы регулировки краеобметочной швейной машины, виды выполняемых работ | Краеобмёточная швейная машина 51-А класса ПМЗ-2: назначение, устройство. Регулировка длины и ширины стежка. Правила безопасной работы на краеобметочной машине. Виды выполняемых работ. Приемы работ на краеобметочной швейной машине. Заправка ниток |
13 14 15 | Выполнение пробных строчек на образцах. | 3 | Выполнять строчки на краеобметочной швейной машине Приемы безопасной работы на краеобметочной швейной машине. | Выполнение пробных на краеобметочной швейной машине 51-А класса ПМЗ-2 |
16 17 | Ткацкое производство. | 2 | Идентифицировать ткань полотняного переплетения, выполнять образец полотняного переплетения из полосок бумаги Суть процесса ткачества, простейшие переплетения нитей в ткани, особенности полотняного переплетения | Ткацкое производство. Основные профессии ткацкого производства. Простейшие переплетения нитей в ткани. Полотняное переплетение. Изготовление образца полотняного переплетения |
18 19 | Полотняное, сатиновое, саржевое переплетение. | 2 | Выполнять образец сатинового, саржевого переплетения изготовить образец саржевого, сатинового переплетения | Сатиновое переплетения. Особенности сатинового переплетения и свойства тканей, выработанных сатиновыми переплетением. Изготовление образца сатинового переплетения |
20 21 | Ткани для постельного белья. Лабораторная работа | 2 | Составить план работы. Назначение и стандартные размеры пододеяльника, название тканей для пошива, деталей и их срезов | Пододеяльник, назначение стандартные размеры, ткани для пошива, детали и названия срезов. План работы по изготовлению пододеяльника |
22 23 24 25 | Бельевые швы. | 4 | Выполнять бельевые швы, контролировать качество своей работы на каждом этапе. Технологию выполнения бельевых швов, требования к качеству. | Технология выполнения бельевых швов. Требования к качеству их выполнения. Выполнения бельевых швов (на образце) |
26 27 28 29 | Выполнение бельевых швов | 4 | Выполнять бельевые швы, контролировать качество своей работы на каждом этапе. Технологию выполнения бельевых швов, требования к качеству. | Технология выполнения бельевых швов. Требования к качеству их выполнения. Выполнения бельевых швов (на образце) |
30 31 | Простыня. | 2 | Пошив постельного белья- простыни Закреплять | Простыня представляет собой отрезок ткани определенной формы, которым застилается кровать поверх матраса. Основные требования, предъявляемые к этому элементу |
32 33 | Наволочка с клапаном | 2 | Принимать сущность пооперационного разделения труда, его преимущества при массовом пошиве изделий | Пооперационное разделение труда при пошиве бельевых изделий (наволочки с клапаном) |
34 | Подготовка ткани к раскрою. | 1 | Операции по подготовке выкройки к раскрою. Выполнить подготовку выкройки к раскрою и рассчитать ткани на изделие | Подготовка выкройки к раскрою. Расчет расхода ткани на изделие |
35 36 | Выполнение разметки детали наволочки на ткани. | 2 | Выполнять шов вподгибку с закрытым срезом, двойной и стачным швы Технологию выполнению краевого шва вподгибку с закрытым срезом, соединительных швов (двойного, стачного) | Швы, используемые при фабричной пошиве бельевых изделий (наволочки с клапаном) |
37 38 | Пошив наволочки с клапаном. | 2 | Выполнять пошивам наволочки с клапаном Технологию пошива наволочки с клапаном, технологию выполнения швов, требования к их качеству | Пошив наволочки с клапаном с пооперационным разделением труда: обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом, разметка длины клапана, обработка боковых срезов двойным швом, утюжка и складывание по стандарту изделия. Необходимость контроля за правильностью выполнения предшествующих операции |
39 40 | Пододеяльник | 2 | Составить план работы. Назначение и стандартные размеры пододеяльника, название тканей для пошива, деталей и их срезов | Пододеяльник, Назначение стандартные размеры, ткани для пошива, детали и названия срезов. План работы по изготовлению пододеяльника |
41 42 | Раскрой пододеяльника | 2 | Выполнить раскрой пододеяльника и обтачки для обработки выреза пододеяльника Правила подготовки ткани к раскрою, раскроя обтачки для обработки рамки пододеяльника | Правила подготовки ткани к раскрою. Раскрой пододеяльника. Раскрой деталей обтачки из выпада |
43 44 45 46 | Пошив пододеяльника. Проверка качества работы. | 4 | Обрабатывать обтачной рамки пододеяльника Формы выреза рамки пододеяльника и способы его обработки, технологию обработки срезов подкройной обтачкой | Форма выреза рамки пододеяльника. Способы обработки выреза. Раскрой обтачки Обработка подкройной обтачкой рамки пододеяльника (на образце) |
47 48 49 50 | Окончательная отделка изделия. | 4 | Отутюживать готовое изделие, оценивать качество своей работы, сложить изделие по стандарту. Операции по окончательной отделке изделия, правила безопасной работы с утюгом | Удаление строчек временного назначения. Утюжка готового изделия. Складывание изделия по стандарту. Оценка качества выполненной работы |
51 52 53 | «Государственные символы России» Виды одежды. | 1 2 | Создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России | «Государственные символы России» |
54 55 56 | Требования к одежде. | 3 | Познакомить учащихся с историей моды, с понятиями силуэта и стиля в одежде требованиями, предъявляемыми к одежде: воспитывать эстетический вкус | Требования к одежде. |
57 58 59 | Продление срока службы одежды. | 3 | Виды ремонта одежды Подбирать нитки и ткань для ремонта одежды, определять вид ремонта | Подготовка одежды ремонту. Определение вида ремонта одежды(пришивание пуговиц ремонт распоровшегося шва. наложение заплат и тд.).Подбор ниток и ткани для ремонта |
60 61 62 | Виды отделок. | 3 | Различать разные виды отделки легкой одежды Виды отделки легкой одежды , отличая воланов, оборок | Виды отделки легкой одежды. Фурнитура для отделки швейных изделий. Использование для отделки основной и отделочной ткани. Постоянная и съемная отделки. Правила использования отделки в изделии. Различия между рюшами, воланами оборками |
63 64 65 66 | Окантовочный шов. | 4 | Выполнять заправку окантовки в приспособление Требования к обработке срезов деталей окантовочным швом | Приспособление к универсальной швейной машине для выполнения окантовочного шва. Подготовка к работе. Заправка окантовки в приспособление. Требования к обработке срезов деталей окантовочном швом. Особенности обработки окантовочным швом закругленных срезов мелких деталей |
67 68 69 70 | Окантовочный шов. | 4 | Выполнять заправку окантовки в приспособление Требования к обработке срезов деталей окантовочным швом | Приспособление к универсальной швейной машине для выполнения окантовочного шва. Подготовка к работе. Заправка окантовки в приспособление. Требования к обработке срезов деталей окантовочном швом. Особенности обработки окантовочным швом закругленных срезов мелких деталей |
71 72 73 | Оборки. | 3 | Выполнять раскрой оборки, обработку срезов одним из способов, соединять оборку с основной деталью Правила раскроя оборок, способы обработки отлетного среза оборки, отличительные особенности сборок | Оборки. Использование оборок для отделки. Ткани и другие отделочные материалы для изготовления оборок. Правила раскроя оборок. Виды обработок отлетного среза оборок. Соединение оборки с основной деталью (притачивание, втачивание) |
74 75 76 77 | Обработка отлетного среза оборки. | 4 | Выполнять раскрой оборки, обработку срезов одним из способов, соединять оборку с основной деталью Правила раскроя оборок, способы обработки отлетного среза оборки, отличительные особенности сборок | Оборки. Использование оборок для отделки. Ткани и другие отделочные материалы для изготовления оборок. Правила раскроя оборок. Виды обработок отлетного среза оборок. Соединение оборки с основной деталью (притачивание, втачивание) |
78 79 80 81 82 | Соединение оборок с основной деталью. | 5 | Выполнять раскрой оборки, обработку срезов одним из способов, соединять оборку с основной деталью Правила раскроя оборок, способы обработки отлетного среза оборки, отличительные особенности сборок | Оборки. Использование оборок для отделки. Ткани и другие отделочные материалы для изготовления оборок. Правила раскроя оборок. Виды обработок отлетного среза оборок. Соединение оборки с основной деталью (притачивание, втачивание) |
83 84 | Мерки для построения чертежа ночной сорочки. Снятие мерок. Название деталей и срезов выкройки. | 2 | Выполнить снятие мерок с себе Правила снятия мерок, мерки для построения чертежа выкройки ночной сорочки, их обозначение | Мерки для построения чертежа выкройки ночной сорочки. Правила снятия мерок. Снятие мерок |
85 86 | Построение чертежа ночной сорочки | 2 | Строить чертеж выкройки ночной сорочки без плечевого шва в масштабе 1:4 | Формула для расчета. Прибавки к меркам. Построение чертежа выкройки ночной сорочки без плечевого шва в масштабе 1:4 |
87 88 | Подготовка чертежа ночной сорочки в натуральную величину. Детали выкройки. | 2 | Выполнять построение чертежа выкройки ночной сорочки в натуральную величину, проверять качество выполненной работы | Последовательность изготовления выкройки ночной сорочки в натуральную величину. Расчет конструкции по формулам. Проверка чертежа ночной сорочки |
89 90 | Раскрой | 2 | Выполнять раскрой деталей ночной сорочки с учетом припусков на шов. Различия в производственном и индивидуальном раскрое изделий, правила экономии раскладки выкройки на ткани | Производственный способ раскроя (вразворот). Раскрой изделий при индивидуальном пошиве. Раскладка выкройки на ткани . Надставка- клин: допустимые соединения с основной деталью. Раскрой изделия с учетом припусков на швы |
91 92 | Подготовка деталей кроя ночной сорочки к обработке | 2 | Выполнить подготовку деталей кроя ночной сорочки к обработке т Способы перевода контурных линий, прокладывания контрольных линий | Способы переводы контурных линий. Контрольные линии. Обозначение середины переда, спинки и рукава на основной детали и на обтачке |
93 94 | Обработка выреза горловины сорочки подкройной обтачкой. | 2 | Выполнять обработку горловины подкройной обтачкой, проверять качество выполненной работы Виды вырезов горловины, последовательность обработки срезов подкройной обтачкой | Виды выреза горловины (углом, каре, круглый).Обработка выреза горловины (по выбору) подкройной обтачкой. Требования к качеству работы |
95 96 | Обработка выреза горловины сорочки подкройной обтачкой. | 2 | Выполнять обработку горловины подкройной обтачкой, проверять качество выполненной работы Виды вырезов горловины, последовательность обработки срезов подкройной обтачкой | Виды выреза горловины (углом, каре, круглый).Обработка выреза горловины (по выбору) подкройной обтачкой. Требования к качеству работы |
97 98 | Обработка боковых срезов сорочки. | 2 | Выполнять обработку боковых срезов ночной сорочки одним из видов соединительного шва, проверять качество своей работы. Технологию выполнения соединительных швов( двойного и запошивочного). | Способы обработки боковых срезов ночной сорочки. Технология выполнения двойного и запошивочного швов. Обработка боковых срезов ночной сорочки. Применение кружева тесьмы для отделки |
99 100 | Заметывание боковых швов. | 2 | Выполнять обработку боковых срезов ночной сорочки одним из видов соединительного шва, проверять качество своей работы. Технологию выполнения соединительных швов( двойного и запошивочного). | Способы обработки боковых срезов ночной сорочки. Технология выполнения двойного и запошивочного швов. Обработка боковых срезов ночной сорочки. Применение кружева тесьмы для отделки |
101 102 | Обработка срезов рукавов сорочки | 2 | Выполнять обработку срезов рукавов ночной сорочки одним из способов, контролировать качество своей работы Технологию выполнения краевого шва вподгибку с закрытым срезом, обработки срезов подкройной обтачкой | Способы обработки срезов рукавов ночной сорочки (швом вподгибку, подкройной обтачкой и др.). Обработка срезов рукавов. применение кружева, тесьмы для отделки |
103 104 | Обработка нижнего среза сорочки. | 2 | Выполнять обработку нижнего среза ночной сорочки швом вподгибку с закрытым срезом, проверять качество своей работы Технологию выполнения краевых швов | Способы обработки нижнего среза изделий (шов вподгибку с открытым или закрытым срезом). Обработка нижнего среза ночной сорочки. Проверка качества работы |
105 | Окончательная отделка изделия. | 1 | Отутюживать готовое изделие, складывать его, оценивать качество выполненной работы Последовательность операций по окончательной отделке изделия., правила безопасной работу с утюгом | Удаление ниток строчек временного назначения. Утюжка изделия. Складывание. Оценка качества выполненной работы 9сравнение с образцом) |
106 107 | Пижама: фасоны, виды отделки. | 2 | Придумывать и зарисовать фасоны пижамных брюк, описывать изделие Назначение пижамы, название тканей для пошива пижам, деталей и контурных срезов | Пижама: назначение, ткани для пошива изделия. Детали и название контрольных срезов. Фасоны пижамных брюк. Описание изделия |
108 109 | Моделирование выкройки. | 2 | Придумывать и зарисовать фасоны пижамных брюк, описывать изделие Назначение пижамы, название тканей для пошива пижам, деталей и контурных срезов | Пижама: назначение, ткани для пошива изделия. Детали и название контрольных срезов. Фасоны пижамных брюк. Описание изделия |
110 | Раскладка выкройки на ткани, проверка, раскрой изделия. | 1 | Выполнить раскрой деталей пижамных брюк с учетом припусков Правила подготовки ткани к раскрою, экономной раскладки, особенности раскроя парных деталей | Расчет расхода ткани на изделие. Раскладка выкройки на ткани. Особенности раскроя парных деталей. Раскрой парных деталей пижамных брюк с учетом припусков на швы |
111 112 | Обработка шаговых срезов пижамных брюк. | 2 | Выполнять обработку шаговых срезов пижамных брюк запошивочным швом, контролировать качества шва. Соединительные бельевые швы. | Соединительные бельевые швы. Обработка шаговых срезов пижамных брюк запошивочным швом. Технологические требования к выполнению запошивочного шва |
113 114 | Соединение левой и правой деталей пижамных брюк. | 2 | Выполнять соединение правой и левой деталей пижамных брюк запошивочным швом, контролировать выполнения шва. Технология выполнения запошивочного шва. | Соединение правой и левой деталей пижамных брюк запошивочным швом. Технические требования к выполнению запошивочного шва. |
115 116 | Обработка верхнего и нижнего срезов швом вподгибку с закрытым срезом. | 2 | Выполнить обработку верхнего среза пижамных брюк швом вподгибку с закрытым срезом Технологию выполнения шва вподгибку с закрытым срезом. | Краевые швы .Обработка верхнего среза пижамных брюк швом вподгибку. Технические требования к выполнению шва вподгибку с закрытым срезом |
117 | Окончательная отделка изделия. | 1 | Вдевать резинку тесьму, утюжить изделие, складывать его по стандарту, оценивать качество изделия(сравнивать с образцом). Операции по окончательной отделке изделия, правила безопасной работы с утюгом | Окончательная отделка изделия: удаление строчек временного назначения, введение резиновой тесьмы в верхний срез пижамных брюк, утюжка изделия, складывание изделия. Оценка качества изделия. |
118 | Шерстяное волокно | 1 | Из чего вырабатывается шерстяное волокно, его свойства | Шерстяное волокно: вид, свойства (длина, сравнительное толщина (тонина), извитость, прочность) |
119 120 | Вид, свойства. Получение пряжи Лабораторная работа: | 2 | Распознать шерстяное волокно. Свойства шерстяного волокна. | Определение волокон шерсти по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения |
121 | Основные профессии прядильного производства | 1 | Иметь представление о процессе получения пряжи из шерстяного волокна, профессиях прядильного производства, ассортименте шерстяной пряжи. | Получение пряжи из шерстяного волокна. Ассортимент шерстяной пряжи. Основные профессии прядильного производства. |
122 123 | Получение шерстяных тканей. Пряжа чистошерстяная, полушерстяная | 2 | Суть процесса получения шерстяной ткани, различия чистошерстяной и полушерстяной пряжи. | Пряжа чистошерстяная и полушерстяная. Получение ткани из шерстяной ткани. Ткацкое производство. Ассортимент шерстяных тканей |
124 125 | Основные профессии ткацкого производства. | 2 | иметь представление о бригадной форме организации труда, номах времени и выработки , оплате труда | Норма времени. Норма выработки. Бригадная форма организации труда. Оплата труда швеи. Разряды по существующей тарифной сетке |
126 | Свойства шерстяных тканей. | 1 | Свойства чистошерстяной полушерстяной ткани, правила утюжки шерстяной ткани | Свойства чистошерстяной ткани (прочность, способность к окраске усадка, воздухопроницаемость, теплозащита).Действие воды. тепла и щелочей на шерсть. Полушерстяная ткань. (с добавлением волокон лавсана, нитрона). Правила утюжки шерстяной ткани. Изучение свойств тканей. |
127 128 | Полушерстяная ткань. Лабораторная работа | 2 | Определять чистошерстяные и полушерстяные ткани Свойства чистошерстяной и полушерстяной ткани | Определение чистошерстяных и полушерстяных тканей по внешнему признакам, на ощупь по разрыву и характеру горения нитей |
129 | Правила утюжки шерстяной ткани. | 1 | Свойства чистошерстяной полушерстяной ткани, правила утюжки шерстяной ткани | Свойства чистошерстяной ткани (прочность, способность к окраске усадка, воздухопроницаемость, теплозащита). Действие воды. Тепла и щелочей на шерсть. Полушерстяная ткань. ( с НАдобавлением волокон лавсана, нитрона). Правила утюжки шерстяной ткани. Изучение свойств тканей. |
130 | Обработка вытачек | 1 | Выполнять обработку выточек (на образец) Назначение выточек, правила их разметки виды выточек, правила влажно- тепловой обработки выточек | Назначение выточек. Разметки выточек. Раствор вытачки. Виды вытачек: неразрезная заутюженная, разрезная заутюженная. Обработка выточек (на образце). Влажно- тепловая обработка выточек |
131 132 | Складка: виды, ширина, глубина | 2 | Определять ширину, глубину складки, рассчитывать ширину тканина юбку со складками Назначение и виды складок, конструкцию складок | Складки: виды, назначение, конструкция, ширина и глубина. Расчет ширины ткани на юбку со складками. Виды складок по расположению их на изделии |
133 134 | Выполнение односторонней складки на образце. | 2 | Выполнить обработку односторонней складки на образце Конструкцию односторонней складки | Односторонняя складка: внешний вид, конструкция ширина. Обработка односторонней складки: разметка линий внутреннего и наружного сгибов ткани, заметывание складок строчками, утюжка складок |
135 136 | Выполнение встречной складки на образце. | 2 | Выполнить обработку встречной складки на образце. Конструкцию встречной складки | Встречная складка: внешний вид, конструкция, ширина. Обработка встречной складки: разметка линий внутреннего и наружного сгибов ткани заметывание складок, закрепление складок строчками, утюжка складок. |
137 | Обработка срезов стачного шва. | 1 | Выполнить стачивание боковых срезов полотнищ или клиньев расклешенной юбки обрабатывать срезы припусков на шов | Стачивание боковых срезов полотнищ или клиньев юбки. Обработка срезов припуска на шов. Требования к качеству шва |
138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 | Обработка застежки в поясных изделиях. | 10 | Втачивать тесьму- молнию в боковой срез , контролировать качество работы Технологию втачивания тесьмы- молнии. | Обработка застежки прямой юбки тесьмой- молнией. Проверка качества работы |
148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 | Обработка застежки тесьмой – молнией | 10 | Выполнять обработку застежки тесьмой на «молния», контролировать качества Способы обработки застежки тесьмой «молния», виды тесьмы «молния» | Способы обработки застежки тесьмой «молния», Виды тесьмы «молния». Технология обработки застежки тесьмой «молния» на образце(обработка среза припуска на швы, втачивание тесьмы «молния»).Контроль качества |
158 159 | Обработка обметанных петель. | 2 | Совершенствовать приемы обработки обметанных петель, соблюдая технологию | Обработка обметанных петель. |
160 161 162 | Выполнение обметанной петли | 3 | Совершенствовать приемы обработки обметанных петель, соблюдая технологию | Обработка обметанных петель. |
163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 | Обработка верхнего среза в поясных изделиях. | 10 | Выполнять обработку пояса верхнего среза юбки притачным поясам, контролировать качество работы Технологию обработка верхнего среза юбки приточным поясам | Обработка пояса. Обработка верхнего среза юбки приточным поясом. Изготовление и втачивание вешалки. Контроль качества |
173 174 | Обработка нижнего среза изделия. | 2 | Выбирать способ обработки и выполнять обработку нижнего среза юбки Способы обработки нижнего среза юбки | Способы обработки нижнего среза юбки. Выбор способа в соответствии с фасоном юбки и тканью. Обработка нижнего среза юбки |
175 176 | Сведения о юбках. Ткани для пошива Лабораторная работа | 2 | Выполнить моделирование юбок на основе выкройки прямой юбки, рассчитать расход ткани на изделие, подобрать кань для пошива выбранного фасона юбки Последовательность внесения изменений в выкройку основы прямой юбки в соответствии с выборной фасоном | Выбор фасона. Изменение выкройки основы прямой юбки в соответствии с выбранной фасоном. Расчет расходов ткани на изделие. Подбор ткани для пошива выбранного фасона юбки |
177 | Снятие мерок для построения чертежа. | 1 | Выполнить обмеры фигуры человека, проверять полученные результаты. Правила снятия мерок и их запись | Мерки необходимые для построения чертежа основы прямой юбки правила снятия мерок. Снятие мерок с себе |
178 | Построение чертежа прямой юбки | 1 | Выполнить построение чертежа основной прямой юбки в масштабе 1:4 Правила оформления чертежей, пользования масштабной линейкой, назначение прибавок | Мерки для построения основы прямой юбки. Прибавки к меркам. Построение чертежа основы прямой юбки в масштабе 1:4 |
179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 | Раскрой и пошив прямой юбки | 11 | Выполнять раскрой деталей прямой юбки с учетом припусков на швы, проверять качество кроя Правила подготовки ткани к раскрою, экономной раскладки деталей на ткани. | Подготовка ткани к раскрою. Раскрой деталей на ткани. Контроль правильности выполнения раскладки. Раскрой деталей прямой двухшовной юбки. Проверка качества кроя |
190 | Клешевые юбки. | 1 | Придумывать и зарисовать фасоны клешевых юбок, описывать фасоны. Названия тканей для пошива клешевых юбок, деталей и контурных срезов | Клешевые юбки: фасоны, ткани для пошива (гладкокрашеные, пестротканые, меланжевые). Ткань с рисунком в клетку. Названия деталей и контурных срезов клешевых юбок. Описание фасонов изделия |
191 192 | Юбка «солнце». | 2 | Выполнять обмерки фигуры человека мерки построения чертежей клешевых юбок, правила снятия мерок | Мерки для построения чертежей юбок «солнце» или «полусолнце». Правила снятия мерок. Снятие мерок |
193 194 | Юбка из клиньев (клиньевые юбки) | 2 | Названия тканей для пошива юбки, детали и ее контурных срезов придумывать фасоны клиньевой юбки, описывать фасоны | Клиньевая юбка: фасоны, ткани для пошива. Отличается расклешенных юбок от прямых. Название деталей и контурных срезов клиньевой юбки. Описание фасонов клиньевой юбки |
195 196 | Построение чертежа юбки «полусолнце» | 2 | Рассчитывать конструкцию по формулам, строить чертеж «солнце» Правила оформления чертежей | Формулы для расчета конструкции. Построение чертежей юбок «солнце» и «полусолнце» в масштабе 1:4 |
197 198 | Изготовление юбки «полусолнце» Практическая работа. | 2 | Выполнять построение выкройки расклешенной юбки Формулы расчета конструкции расклешенных юбок | Изготовление выкройки выбранного фасона расклешенной юбки в натуральную величину |
199 200 | Сметывание деталей юбки | 2 | Выполнять стачивание боковых срезов, их обработку, влажно- тепловую обработку стачного шва. Технологию обработки боковых срезов, способы обработки срезов швов. | Стачивание боковых срезов прямой юбки. Обработка срезов швов одним из способов. Влажно- тепловая обработка стачного шва. Контроль качества |
201 | Подготовка юбки к примерке. Примерка. | 1 | Выполнить подготовку к примерке Назначение примерки | Назначение примерки. Подготовка юбки к примерке: последовательность, швы |
202 203 | Обработка боковых срезов | 2 | Выполнять стачивание боковых срезов, их обработку, влажно- тепловую обработку стачного шва. Технологию обработки боковых срезов, способы обработки срезов швов. | Стачивание боковых срезов прямой юбки. Обработка срезов швов одним из способов. Влажно- тепловая обработка стачного шва. Контроль качества |
204 205 | Обработка верхнего среза юбки. | 2 | Выполнить обработку верхнего среза юбки, вдевать эластичную тесьму Технологию обработки срезов обтачкой, верхнего среза поясом | Обработка верхнего среза расклешенной юбки обтачкой. Обработка пояса и соединение его с верхним срезом клиньевой юбки. Вдевание эластичной тесьмы. Контроль качества |
206 207 | Обработка швом в подгибку с открытым срезом низа юбки. | 2 | Обработать нижний среза клешевой юбки швом вподгибку или оборкой, контролировать качество шва. Способы обработки нижнего среза юбок или отлетного среза оборок, технологию обработки закругленного среза юбки швом вподгибку | Способы обработки нижнего среза юбок. Выравнивание и подреза низа расклешенной юбки. Обработка закругленного нижнего среза юбки швом вподгибку с закрытым срезом. Обработка нижнего среза клиньевой юбки оборкой. Обработка отлетного среза оборки. Требования к качеству шва. |
208 | Окончательная отделка изделия. Утюжка | 1 | Отутюжить готовое изделие, оценивать качество готового изделия Технологические операции по окончательной отделке изделия | Удаление ниток строчек временного назначения. Влажно- тепловая обработка готового изделия. Оценка качества готового изделия |
209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 | Ремонт белья. | 20 | Подбирать нитки и ткань для ремонта одежды, определять вид ремонта Виды ремонта одежды. | Подготовка одежды к ремонту. Определение вида ремонта одежды (пришивание пуговиц ремонт распоровшегося шва, наложение заплат и т.д.). Подбор ниток и ткани для ремонта |
229 230 231 232 233 | Заготовка заплаты. | 5 | Раскроить заплату и пристрочить ее накладным швом Правила раскроя заплат, технические требования к выполнению накладного шва. | Раскрой заплаты. Подготовка места наложения заплаты. Пристрачивание заплаты накладным швом на швейной машине |
234 235 | Настрачивание заплаты, ВТО. | 2 | Выполнять влажно—тепловую обработку заплат, оценивать качество выполненной работы | Утюжка заплаты. Контроль качества выполненной работы |
236 237 238 | Пришивание пуговиц на одежду. | 3 | определять место пришивания оторванного пуговицы, подбирать нитки по цвету, пришивать пуговицу, | Последовательность работы по пришиванию оторванного пуговицы |
1.8. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело по итогам обучения в 7 классе
Предметные результаты | Личностные результаты | |
минимальный уровень | достаточный уровень | |
Обучающиеся должны знать: понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; - чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия; - отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы; - представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы; Учащиеся должны уметь: понимание правил пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»). | Обучающиеся должны знать: рационально организовывать рабочее место; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия(с помощью учителя); выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; Обучающиеся должны уметь: соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали). | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации. |
1.9. Контрольно – измерительные материалы
Для организации проверки, учета и контроля по предмету предусмотрен контроль знаний в различных формах. Тематика практических работ указана в содержании программы учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело 7 класс.
Виды и формы контроля:
Методы обучения:
- Словесные (беседа, объяснение, общение).
- Наглядные (объяснительно-иллюстративный).
- Проблемные (исследовательский, поисковый).
- Практические (самостоятельная работа).
Наглядный учебный материал:
Демонстрационные, тематические стенды, таблицы по обработке узлов швейных изделий, коллекция волокон и тканей, образцы изделий, образцы поузловой обработке изделия, машинные швы, журналы Мод, выкройки и шаблоны изделий.
Дидактический материал:
Коррекционные игры и упражнения, разно уровневые карточки-задания, инструкционные, операционные и технологические карты, тестовые задания, схемы с образцами основных приемов выполнения швов, методические рекомендации для выполнения определенных изделий, виды швов и отделок.
Учебные пособия:
Тематические папки, учебно-методические комплексы.
Материально-техническое обеспечение.
Оборудование: швейные бытовые машины, специальные краеобметочные машины, гладильная доска, паровой утюг, манекены, стол для раскроя
Инструменты и приспособления: ножницы, иголки, линейки, лекало, булавки, наперстки, сантиметровые ленты.
материалы: ткань, нитки, бумага для построения чертежей, калька, отделочные материалы.
Текущая проверка осуществляется в процессе освоения обучающимися каждой темы и тематического раздела в целом. Она проходит в виде опросов, выполнения проверочных заданий и др., организуемых педагогом. Основная функция текущей проверки заключается в диагностировании знаний и умений, приобретенных обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Качество выполненной практической работы учащиеся оценивают вместе с учителем по образцу и инструкционной карте.
По окончанию каждой четверти предусмотрены самостоятельные работы, в конце учебного года административная контрольная работа в объеме двух часов.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится | если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии |
Оценка «5» ставится | если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы. |
Оценка «3» ставится | если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы. |
Оценка «2» ставится | если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов. |
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
2.Ресурсное обеспечение учебного предмета «Труд (технология)». Швейное дело
7 класс
2.1. Перечень оборудования
2.1.1. Для обучающихся:
1. Швейное дело: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2023 г.
2. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Рабочая тетрадь по швейному делу для учащихся 7 класса спецальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2023 г.
2.1.2. Для учителя:
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 (с дополнениями и изменениями от 8 мая, 22 ноября 2019 г.) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования»
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365с.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАД ОС, 2011. — Сб. 1. — 224 с.
4. Трудовое обучение. 5-9 классы. Швейное дело. Картонажно-переплётное дело: развёрнутое тематическое планирование / авт.-сост. О.В. Павлова. Волгоград: Учитель, 2020. – 287 с.
5. Трудовое обучение. Швейное дело. 5-9 классы: контрольно-измерительные материалы, вариативные тестовые задания / авт.-сост. Н.А. Бородкина – Волгоград: Учитель, 2019. – 66 с.
6.Технология.5 класс. Швейное дело: разработки уроков/ автор-составитель Л.В.Боброва - Волгоград: Учитель, 2020
2.1.3. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Проект «Инфоурок» | |
Интернет-проект «мультиурок» | |
Социальная сеть работников образования nsportal.ru | |
Современный учительский портал. | |
Сообщество взаимопомощи учителей. | |
Методическая копилка. | |
Педагогическое сообщество УРОК.РФ | https://урок.рф/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правила безопасного труда. Технология изготовления изделий из металлов ручными инструментами. Технологические карты».
Технология изготовления изделий из металлов ручными инструментами...
Конспект урока по технологии (технический труд). Технологии художественной обработки древесины. Изготовление предметов деревянной утвари.
Цели урока: 1. Обучить приёмам последовательной обработки внутреннего криволинейного контура детали.2. Отработать навыки ручной обработки древесины.3. Формировать потребность к творчеству, стрем...
Дидактический материал по предмету труд (технология) модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» «Конструирование одежды» (схемы, таблицы, чертежи) для 5-7 классов
Дидактический материал по предмету труд (технология), модуль "Технология обработки материалов и пищевых продуктов", по конструированию предназначено для учащихся 5-7 классов. Данное пос...
Методическая разработка урока "Профессии, связанные с черчением. Их востребованность на рынке труда" 7 класс, труды (технология)
Материал предназначен для учеников 7 класса по предмету Труд (технология).По этой теме в учебниках нет информации, поэтому искала информацию в интернете и адаптировала ее под возраст ребят....
Образовательные (педагогические) технологии и их применение на уроках труда (технологии) в основной школе
Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые позволят достигнуть оптимальных результатов в обучении и воспитании необходимо понимать сущностные ха...
Карта урока труд (технология) в 6 классе по теме "Технология сборки изделия из тонколистового металла (фольги). Изготовление паучка"
карта к уроку в 6 классе по требованиям ФГОС (таблица)...