Методическая разработка учебного занятия с применением инновационных технологий обучения. Тема: Общие сведения о слесарном деле. Организация труда слесаря.
методическая разработка по технологии (5 класс)

Нечаев Сергей Юрьевич

Особенностью преподавания данной темы в представленной разработке является:

1.Использование метода укрупнения дидактической единицы (УДЕ), который заключается в параллельном изучении дидактических объектов, имеющих точки соприкосновения (понятия, следующие друг из друга, взаимообратные понятия и т. д.) К таким понятиям можно отнести организация рабочего места слесаря, безопасные условия труда. Преимуществом метода УДЕ при изучении данной темы является то, что обучающиеся, изучив понятие организация рабочего места слесаря под контролем преподавателя, самостоятельно выводят понятие о безопасных условиях труда. Таким образом, продукт труда обучающихся увеличивается в разы.

2.Использование обучающимися знаний, полученных на уроках информатики (владение текстовым процессором Word, табличным процессором Excel и программой компьютерных презентаций Power Point) и использование компьютера на уроках ПМ 01 Подготовительно- сварочные работыне только преподавателем, но и обучающимися, что помогает наглядно показать межпредметную связь и дополнительно мотивировать обучающихся на изучение предмета.

3.Использование обучающимися знаний, полученных на уроках математики (понятие функции, графика функции, области определения, области значений функции, возрастания и убывания функции, решение линейных уравнений и систем из двух линейных уравнений с двумя неизвестными), что также помогает наглядно показать межпредметную связь и дополнительно мотивировать обучающихся на изучение не только физики, но и математики.

4.Акцент при проектировании темы ставится на уроки когнитивного типа (постановка и решение проблемы), креативного типа (урок-составление и решение задач) и особенно коммуникативного типа (урок в малых группах), что позволяет развивать творческие способности обучающихся, умение высказывать и доказывать свою точку зрения на базе проанализированных понятий, прислушиваться и принимать мнения других обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного занятия с применением инновационных технологий обучения. Тема: Общие сведения о слесарном деле. Организация труда слесаря.

Пояснительная записка

Особенностью преподавания данной темы в представленной разработке является:

1.Использование метода укрупнения дидактической единицы (УДЕ), который заключается в параллельном изучении дидактических объектов, имеющих точки соприкосновения (понятия, следующие друг из друга, взаимообратные понятия и т. д.) К таким понятиям можно отнести организация рабочего места слесаря, безопасные условия труда. Преимуществом метода УДЕ при изучении данной темы является то, что обучающиеся, изучив понятие организация рабочего места слесаря под контролем преподавателя, самостоятельно выводят понятие о безопасных условиях труда. Таким образом, продукт труда обучающихся увеличивается в разы.

2.Использование обучающимися знаний, полученных на уроках информатики (владение текстовым процессором Word, табличным процессором Excel и программой компьютерных презентаций Power Point) и использование компьютера на уроках ПМ 01 Подготовительно- сварочные работыне только преподавателем, но и обучающимися, что помогает наглядно показать межпредметную связь и дополнительно мотивировать обучающихся на изучение предмета.

3.Использование обучающимися знаний, полученных на уроках математики (понятие функции, графика функции, области определения, области значений функции, возрастания и убывания функции, решение линейных уравнений и систем из двух линейных уравнений с двумя неизвестными), что также помогает наглядно показать межпредметную связь и дополнительно мотивировать обучающихся на изучение не только физики, но и математики.

4.Акцент при проектировании темы ставится на уроки когнитивного типа (постановка и решение проблемы), креативного типа (урок-составление и решение задач) и особенно коммуникативного типа (урок в малых группах), что позволяет развивать творческие способности обучающихся, умение высказывать и доказывать свою точку зрения на базе проанализированных понятий, прислушиваться и принимать мнения других обучающихся.

Тема: Общие сведения о слесарном деле. Организация труда слесаря.

Цели занятия:

Образовательная: Подвести обучающихся к формулировке определений. Содействовать формированию умений приводить примеры, сравнивать и выделять различия, предлагать свою модель, аргументированно доказывать её целесообразность, отбирать из предложенных вариантов необходимые, приводить примеры, переносить знания с урока в обычную жизнь. Способствовать формированию представлений об общих сведениях о слесарном деле, видах слесарных работ, производительности труда. Познакомить обучающихся с организацией труда слесаря, оборудованием слесарных мастерских. Рассмотреть общие требования к организации рабочего места слесаря и режимов труда. Раскрыть особенности санитарно- гигиенических условий труда, безопасных условий труда слесаря и противопожарных мероприятий.

Развивающая: Способствовать развитию активности, самостоятельности мыслительных процессов, способности самостоятельно добывать и обрабатывать информацию. Развивать навыки публичного выступления, способности анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы, обосновывать свою точку зрения, вскрывать причины и последствия фактов.

Воспитательная: Воспитывать интерес к предмету. Содействовать техническому воспитанию. Способствовать стремлению получать новые знания, которые будут полезны при дальнейшем обучении.

Методическая цель: внедрение инновационных технологий обучения (« УДЕ »)

Технология: педагогическая технология на основе дидактического усовершенствования и реконструкции материала

Цель данной технологии: достижение целостности знаний как главное условие развития и саморазвития интеллекта обучающихся.

Методы и приемы обучения: работа в «малых группах», коллективное выполнение заданий, разработка проекта, метод использования современных технических средств, метод создания ситуации творческого поиска.

Формируемые компетенции:

1.Учебно- познавательные:

  • Умение ставить познавательные задачи, цели;
  • Анализировать;
  • Формулировать выводы;
  • Умение использовать имеющиеся знания по обществознанию в стандартных и нестандартных ситуациях;

2.Компетенции личностного самосовершенствования:

  • Формирование культуры мышления и поведения
  • Освоение различных видов деятельности в рамках саморазвития;

3.Информационные компетенции:

  • Овладение навыками работы с учебным раздаточным материалом;
  • Самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и представление различной информации согласно поставленной задаче.

4.Коммуникативные компетенции:

  • Навыки работы в группе;
  • Уважение иной точки зрения;
  • Умение ценить совместную работу;
  • Умение выступать перед аудиторией;
  • Умение аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • Умение корректно вести учебный диалог.

5.Здоровьесберегающие компетенции:

  • Знать и уметь применять правила техники безопасности в учебной ситуации

Тип занятия:  комбинированное.

Место проведения: учебная аудитория

Время: 90 минут

Дидактическая база занятия:

  • Таблица (заготовка) для обучающихся
  • Презентация по теме.
  • Видеофильмы: «Слесарные инструменты», «Моя профессия слесарь», «Организация рабочего места для выполнения слесарных работ», «Слесарная обработка металлов», «Слесарные работы в процесса металлообработки».

Межпредметные связи:

Материаловедение

Охрана труда

Физика

Информатика        

Хронокарта занятия:

1.Организационная часть – 2 мин.

2.Изучение нового материала – 65 мин.

3.Закрепление – 15 мин.

4.Подведение итогов, рефлексия – 5 мин.

5.Задание на дом – 3 мин.

                    Итого: 90 мин.

Ход  занятия:

Организационная часть:

  Преподаватель:

1.Приветствует обучающихся

2.Обращает внимание на внешний вид обучающихся

3.Обращает внимание  на санитарное состояние учебной аудитории.

4.Проверяет готовность обучающихся к занятию.

5.Отмечает отсутствующих (через доклад старосты).

Преподаватель: Видеофильм «Моя профессия слесарь», «Организация рабочего места для выполнения слесарных работ».

-Исходя из того, что вы уже услышали, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

-Какие учебные задачи нам предстоит решить, какие компетенции сформировать?

«Мозговой штурм» в течение 1 минуты определите для себя и заполните таблицу: что вы уже знаете, а что хотите узнать.

Знаю

Хочу узнать

 -И что умеете, а чему хотите научиться?

Умею

Хочу научиться

-Давайте познакомимся с компетенциями, которые нам необходимо сформировать. Откройте свои методички и выберите компетенции. Которые мы можем сформировать на данном занятии.

111. Изучение нового материала.

Тема: Общие сведения о слесарном деле. Организация труда слесаря.

План:

1.Общие сведения о слесарном деле.

2. Организация труда слесаря.

1вопрос: Общие сведения о слесарном деле.

Слесарные работы, как правило, проводятся на завершающем этапе производственного цикла и предполагают выполнение необходимой обработки детали. К числу слесарных работ, относятся:

  • подгонка и регулировка;
  • опиловка профилей;
  • выполнение притирки деталей;
  • проведение зачистки, полировки и сборки деталей.

1. Слесарные работы. Профессия слесаря.

Слесарные работы – это обработка металлов, обычно дополняющая станочную механическую обработку или завершающая изготовление металлических изделий соединением деталей, сборкой машин и механизмов, а также их регулированием. 

Слесарные работы выполняются с помощью ручного или механизированного слесарного инструмента либо на станках.

2. Слесарные работы. Виды слесарных работ.

Слесарные работы применяются в различных видах производства. Вследствие этого слесари – универсалы подразделяются по видам работ:

  • - Слесари-сборщики собирают машины и механизмы
  • - Слесари-ремонтники осуществляют техническое обслуживание и ремонт машин и механизмов
  • - Слесари-инструментальщики обеспечивают производство инструментами и приспособлениями
  • - Слесари по монтажу приборов выполняют установку их на место, подвод различных видов энергии и т. д.

Слесарные работы различных видов объединяет единая технология выполнения операций, к которым относятся разметка, рубка, правка и гибка, резка, опиливание, сверление, зенкование и зенкерование, развертывание отверстий, нарезание резьбы, клёпка, шабрение, распиливание и припасовка, притирка и доводка, пайка, лужение склеивание.

На предприятиях или в мастерских, выпускающих разнородные изделия в небольших количествах (единичное производство), от слесарей требует универсальность. При необходимости он производит ремонт и монтаж станков, изготовляет приспособления.

На предприятиях серийного производства, где изготовляют однородные детали большими партиями, повышается точность механической обработки и соответственно уменьшается объём слесарных работ, но слесарь выполняет ручные работы, которые не могут быть выполнены машиной.

Труд слесаря продолжает оставаться необходимым и на предприятиях массового производства, где однородная продукция выпускается в больших количествах и продолжительное время (год, два и более).

Рабочего высокой квалификации характеризуют культура труда, профессиональная этика, высокие производительность труда и качество продукции.

3. Слесарные работы. Культура и производительность труда.

Культура труда- это умение и привычка рационально планировать, организовывать и контролировать свою работу. В сфере конкретной трудовой деятельности рабочего труда и профессиональной этики гуманными началами, как любовь к своему делу, верность профессиональному долгу и трудовым традициям рабочего класса нашей страны.

Производительность труда – плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей. Производительность труда измеряется количеством продукции, произведённой работником в сфере материального производства за единицу рабочего времени ( час, смену, месяц, год ), или количеством времени, которое затрачено на производство единицы продукции.

Одним из важных условий повышения производительности труда является устранение причин, ведущих к потере рабочего времени. Для этого требуется организованность и самодисциплина.

Качество продукции – совокупность свойства продукции, удовлетворяющих определённым потребностям в соответствии с её назначением. Качество продукции определяется при одновременном рассмотрении и оценке технических, эксплуатационных, конструкторских, технологических параметров, норм надёжности и долговечности, художественно – эстетических свойств и экономических показателей.

Надёжность – свойство изделия выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки.

Долговечность – способность изделия сохранять свои свойства (производительность, безотказность, точность и т. п.) в заданных пределах длительное время. Показателем долговечности может быть ресурс времени или объём работы при установленной нагрузке.

2вопрос: Организация труда слесаря.

 Слесарные работы. Научная организация слесарных работ.

Для успешного выполнения производственных заданий недостаточно располагать современными оборудованием, механизмами, приспособлениями, инструментами и квалифицированными рабочими – нужно соответствующим образом организовать труд. Решению этих задач и способствует научная организация труда.

Научная организация труда включает в себя такие элементы, как оборудование учебных мастерских, организация рабочих мест (планировка, освещение) и трудового процесса (рабочая поза, рабочие движения и их элементы), разработка режима труда (темп, ритм), создание оптимальных санитарно – гигиенических (микроклимат, шум, вибрации, освещённость, личная гигиена) и эстетических (цвет окраски, одежда, музыка) условий труда, противопожарные мероприятия и обеспечение безопасности труда.

Окружающая рабочего изо дня в день производственная обстановка оказывает на него и его работу большое влияние. Она может вызвать подъём настроения, активность, желание лучше и больше работать или, наоборот, равнодушие, безразличие и даже уныние, пассивность и нежелание трудиться. Следовательно, нельзя недооценивать производственную обстановку, необходимо правильно использовать этот резерв улучшения качества работы и повышения производительности труда.

Оборудование слесарных мастерских. В слесарных мастерских и на участках располагается оборудование индивидуального и общего пользования. 

К оборудованию индивидуального пользования относятся верстаки с тисками.

К оборудованию общего пользования относятся: сверлильные и простые заточные станке (точильно – шлифовальные); опиловочно – зачистные станки; поверочные и разметочные плиты; винтовой пресс; ножовочный станок; рычажные ножницы; плиты для правки и др.

Слесарный верстак является одним из основных видов оборудования рабочего места для выполнения ручных работ и представляет собой специальный стол, на котором выполняют слесарные работы.

Слесарные верстаки бывают одно – и многоместными. Одноместные имеют длину 1000…1200 мм, ширину 700…800 мм, высоту 800…900 мм, а многоместные – длину в зависимости от числа работающих, а ширину и высоту – те же, что и одноместные верстаки. Наиболее удобные и более широко применяются одноместные верстаки.

Многоместные слесарные верстаки имеют существенный недостаток: когда один рабочий выполняет точные работы (разметку, опиливание, шабрение), а другой в это время производит рубку или клёпку, то в результате вибрации верстака нарушается точность работ, выполняемых первым рабочим.

Слесарные тиски представляют собой зажимные приспособления для удерживания обрабатываемой детали в нужном положении. В зависимости от характера работы применяют стуловые, с параллельными губками и ручные тиски.

Корпусной деталью слесарных тисков является неподвижная губка 13 (рис. 1). В ней закреплена гайка 7 ходового винта 1. Так как винт и гайка имеют резьбу, то при вращении винт одновременно перемещается прямолинейно и через планку 4 передвигает подвижную губку 5. Следовательно, ходовой винт и гайка — это детали передач. Опорами винта служат гайка 7 и отверстие в подвижной губке.

Винт вращается с помощью рукоятки 2, вставленной в отверстие головки ходового винта. Так как рукоятка может перемещаться в отверстии, то головка винта — это опора рукоятки. Для предохранения ходового винта от попадания металлических опилок предназначен цилиндрический выступ 12 подвижной губки. Опорой для прямолинейно движущейся подвижной губки служит плоский выступ 6 неподвижной губки.

                                                       Рис. 1

В слесарных тисках имеются и некоторые крепежные детали. Винтами 14 крепятся съемные губки 15, а винтами 3 — планка 4. У винтов 14 потайные головки под отвертку, а у винтов 3 — шестигранные головки под гаечный ключ. С помощью болта 11, гайки 10 и шайбы 9 неподвижная губка крепится на опорной плите.

Правила ухода за тисками:

1. Рукоятку винта тисков поворачивать плавно, не ударять по ней молотком.

  1. Регулярно смазывать зажимной винт машинным маслом.
  2. По окончании работы оставлять между губками тисков зазор 5...10 мм.
  3. Очищать тиски от металлических стружек и опилок щеткой-сметкой.

Стуловые тиски получили своё название от способа крепления их на деревянном основании в виде стула, в дальнейшем они были приспособлены для закрепления на верстаках.

Стуловые тиски применяют редко и только для выполнения грубых тяжёлых работ, связанных с применением ударной нагрузки, - при рубке, клёпке, гибке и пр.

Тиски с параллельными губками и ручным приводом выпускают трёх типов:

1 – поворотные, 2 – неповоротные, 3 – инструментальные со свободным ходом передней губки.

Поворотные тиски с параллельными губками могут поворачиваться на угол не менее 60 градусов. Корпус тисков с параллельными губками изготовляют из серого чугуна. Для увеличения срока службы тисков к рабочим частям губок прикрепляют винтами стальные (из инструментальной стали У8) пластины с сетчатой насечкой. Поэтому для зажима обработанной чистой поверхности детали (изделия) рабочие части губок тисков закрывают накладными пластинами ("нагубниками"), изготовленными из мягкой стали, латуни, меди, алюминия, кожи и др.

Размеры слесарных тисков определяются шириной их губок, которая для поворотных тисков составляет 80 и 140мм с наибольшим раскрытием губок 95 и 180мм.

Неповоротные тиски с параллельными губками имеют основание с помощью которого они крепятся болтами к крышке верстака, неподвижную губку и подвижную. Для увеличения срока службы рабочие части губок делают сменными в виде призматических пластинок с сетчатой насечкой из инструментальной стали У8 и прикрепляют к губкам винтами. Ширина губок неповоротных тисков – 80 и 140 мм с наибольшим раскрытием губок 95 и 180 мм.

Тиски с дополнительными губками для труб кроме общего назначения могут быть использованы для закрепления труб благодаря дополнительному призматическому вырезу. Наибольшие диаметры зажимаемых труб составляют 60 , 70 и 140 мм.

При работе на тисках нужно соблюдать следующие правила:

  • перед началом работы осматривать тиски, обращая особое внимание на прочность их крепления к верстаку;
  • не выполнять на тисках грубых работ (рубки, правки или гибки) тяжелыми молотками, так как это приводит к быстрому разрушению тисков;
  • при креплении деталей в тисках не допускать ударов по рычагу, что может привести к срыву резьбы ходового винта или гайки;
  • по окончании работ очищать тески волосяной щёткой от стружки, грязи и пыли, а направляющие и резьбовые соединения смазывать маслом; разводить губки тисков, так как в сжатом состоянии возникают излишние напряжения в соединении винта и гайки.

Ручные слесарные тиски применяются для закрепления деталей (заготовок) небольших размеров при опиливании либо сверлении, так как их неудобно или опасно держать руками.

Ручные тиски различают трёх типов – шарнирные с коническим креплением и пружинные.

Их изготовляют с шириной губок 36, 40, 50, и 56 мм и раскрытием губок 28, 30, 40, 50 и 55 мм, а для мелких работ – с шириной губок 6, 10, и 16 мм и раскрытием губок 5,5 и 6,5 мм.

Для механического сверления отверстий используют сверлильные станки различных типов. Простейший из них показан на рисунке .

 Сверлильный станок:

а — общий вид; б — кинематическая схема;

1 — плита, 2 — стол, 3 — кнопка пуска и остановки станка,

4 — сверло, 5 — патрон, 6 — клиноременная передача,

7 — электродвигатель

Сверлильный станок — это технологическая машина, предназначенная для получения отверстий. Выполняются на нем и другие работы: шлифование (зачистка, чистовая отделка) абразивной шкуркой, которую наматывают на специальный барабан или цилиндр, и зенкование — обработка выходных краев отверстий зенковками. Эти процессы вы уже изучали при обработке древесины. Как и любая другая машина, сверлильный станок имеет три основные составные части: двигатель электрический, передаточный механизм (клиноременная передача), исполнительный орган (шпиндель с патроном), а также органы управления.

Основанием станка является плита (рис. а).  Сверху на ней есть выступы, которые образуют стол. Эти выступы и пазы между ними нужны для установки и закрепления на столе заготовок с помощью болтов, специальных прижимов или машинных тисков. Заготовки можно устанавливать на столе и без тисков — на деревянной подкладке.

На передней части плиты расположены три кнопки. Две крайние служат для включения электродвигателя в зависимости от требуемого направления вращения шпинделя: вправо или влево. Средней кнопкой (красного цвета) выключают станок.

На плите неподвижно крепится вертикальная колонка, по которой вверх и вниз перемещается Шпиндельная бабка. Она фиксируется неподвижно с помощью небольшой рукоятки, которая расположена справа, около электродвигателя. В шпиндельной бабке расположен механизм подъема и опускания шпинделя. Его перемещение управляется штурвалом с тремя ручками.

Нижняя часть шпинделя имеет конический хвостовик, на который надевается сверлильный патрон. Шпиндель получает вращение от электродвигателя через клиноременную передачу. Она состоит из двух пятиступенчатых шкивов и приводного ремня.

Правила безопасной работы:

  1. Выполнять упражнения только в спецодежде.
  2. Не включать станок без разрешения учителя.
  3. Перед включением станка проверить надежность соединения защитного заземления (зануления) с корпусом станка, протереть защитный экран, проверить надежность закрепления сверла и заготовки, отвести сверло вверх от заготовки.
  4. Выполнять упражнения только с опущенным экраном.
  5. Не наклонять голову близко к вращающемуся сверлу.
  6. Не облокачиваться на станок, не класть на него инструменты и заготовки.
  7. Не трогать сверло руками во время работы.
  8. Не отходить от станка, не выключив его

Фрезерный станок.

Общие требования. Многие детали машин имеют сложную форму с различными элементами: пазами, прорезями, уступами, криволинейными канавками и т. п. Изготовляют такие детали чаще всего на специальных технологических машинах — фрезерных станках с помощью многолезвийных инструментов — фрез. При фрезеровании главное движение (вращательное) совершает инструмент, а движение подачи (поступательное) — заготовка. В результате различного сочетания этих движений и использования фрез со специальной формой зубьев на заготовке образуются плоские, цилиндрические, сферические, конические, винтовые и фасонные поверхности.

В настоящее время для  школьных мастерских выпускается настольный горизонтально-фрезерный станок модели НГФ-110Ш4 (рис.).

   

Он состоит из следующих основных частей: основания А со стойкой Б, хобота В с серьгой Г, стола Д с продольными салазками Е и консоли Ж.

Основание и стойка — это корпусные детали, на которых монтируются все остальные части станка. В нижнем отсеке стойки расположен электродвигатель, а в верхнем коробка скоростей.

 Она предназначена для изменения частоты вращения шпинделя. Коробка скоростей представляет собой двухступенчатую цилиндрическую зубчатую передачу. Ее вал II получает вращение от электродвигателя через клиноременную передачу. Подвижный блок зубчатых колес 4—5—6 может входить в зацепление с зубчатыми колесами /, 2, 3, а блок 7—8 — с колесами 9 и 10. Таким образом, обеспечивается шесть разных частот вращения вала IV. Шпиндель предназначен для сообщения фрезе вращательного движения. Он представляет собой полый вал, в коническое отверстие которого вставляется оправка 5 (см. рис.), на которой крепятся фрезы. Второй конец оправки поддерживается серьгой, установленной в хоботе. Стол фрезерного станка служит для установки на нем заготовок с помощью машинных  тисков 6 или других приспособлений. Сами приспособления должны надежно крепиться к столу болтами и гайками. Для этого рабочая поверхность корпуса стола имеет специальный паз. Стол может перемещаться в трех направлениях: продольном (по направляющим салазок), поперечном  (вместе с салазками, двигающимися по направляющим консоли)  и вертикальном (вместе с салазками и консолью, двигающейся по направляющим стойки). Продольная подача осуществляется с помощью маховика 3 и передачи «винт-гайка» /—2 (рис.3). Для отсчета перемещений служит лимб.

                                 

         

Правила безопасной работы:

1.Выполнять упражнения только в спецодежде.

2Не включать станок без разрешения учителя.

3.Перед включением станка проверить надежность соединения защитного заземления (зануления) с корпусом станка, протереть защитный экран, проверить надежность закрепления фрезы и заготовки, отвести заготовку вниз от фрезы.

4.Выполнять упражнения только с опущенным экраном.

5.Не наклонять голову близко к вращающейся оправке.

6.Не облокачиваться на станок, не класть на него инструменты и заготовки.

7.Не трогать фрезу, оправку и заготовку руками во время работы.

8Не стоять в плоскости вращения фрезы.

8.Не отходить от станка, не выключив его

Правила организации рабочего места слесаря.

Одним из основных элементов организации рабочего места является его планировка, при выполнении которой учитывают требования научной организации труда к расположению рабочего места по отношению к другим рабочим местам в мастерской, расположению оборудования, местоположению рабочего и оснастки, размещению инструментов, приспособлений (порядок на рабочем месте).

Расстояния от тары с заготовками и готовой продукцией и оборудования (верстака) до рабочего должны быть такими, чтобы рабочий мог использовать преимущественно движение рук.

При планировке рабочих мест должны учитываться: зоны досягаемости рук в горизонтальной и вертикальной плоскостях; количество сочленений тела, участвующих в движениях.

Наиболее удобная, оптимальная зона определяется полудугой радиусом примерно 300 мм для каждой руки. Максимальная зона досягаемости – 430мм без наклона корпуса и 650 мм – с наклоном корпуса не более чем на 30 градусов для учащегося среднего роста.

Основные требования по соблюдению указанного порядка на рабочих местах состоят в следующем:

  • - всё необходимое для работы должно находиться под рукой, чтобы можно было сразу найти нужный предмет;
  • - инструменты и материалы, которые во время работы требуется чаще, размещают ближе к себе, а применяемые реже – дальше; все используемые предметы располагают примерно на высоте пояса;
  • - инструменты и приспособления размещают так, чтобы их удобно было брать соответствующей рукой: что берут правой рукой – держат справа, что берут левой – слева; что используют чаще – кладут ближе, что используют реже - дальше;
  • - нельзя класть один предмет на другой или на отделанную поверхность детали;
  • - документацию (чертежи, технологические или инструкционные карты, наряды и др.) держат в удобном для пользования и гарантированном от загрязнения месте;
  • - заготовки и готовые детали хранят так, чтобы они не загромождали проходы и чтобы рабочему не приходилось часто нагибаться, если надо взять или положить заготовку или изделие; лёгкие предметы кладут выше тяжёлых.

  Режим труда.

Научная организация труда на рабочем месте основывается на правильном режиме труда и отдыха, обеспечивающем поддержание высокой работоспособности и здоровье человека. Одним из основных показателей работоспособности является уровень производительности труда.

Работоспособность человека претерпевает значительные изменения на протяжении дня, недели. Она может сохраняться на высоком уровне или, наоборот, быстро снижаться.

В течение рабочего дня работоспособность характеризуется тремя периодами:

1) рабочий " входит " в работу (период врабатываемости), постепенно растёт производительность его труда;

2) период устойчивой работоспособности;

3) период появления и нарастания утомления.

Безопасные условия труда слесаря.

Охрана труда – это система законодательных актов, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда.

Несчастные случаи на производстве - ушибы, ранения и т. д. – называются производственным травматизмом, который чаще всего происходит по двум причинам: вследствие недостаточного освоения работающими производственных навыков и отсутствия необходимого опыта в обращении с инструментом и оборудованием; из-за невыполнения правил безопасности труда и правил внутреннего распорядка.

Опасность представляют внутризаводской автомобильный и безрельсовый электротранспорт, ручные вагонетки, тележки, а также движение рабочих в узких проходах или на путях, где работает грузоподъёмный транспорт.

При работе с электроинструментами следует применять индивидуальные средства защиты – резиновые перчатки, калоши и коврики, изолирующие подставки и т. п.

До начала работы необходимо:

  • надев спецодежду, проверить, чтобы у неё не было свисающих концов; рукава надо застегнуть или закатать выше локтя;
  • подготовить рабочее место; освободить нужную для работы площадь, удалив все посторонние предметы; обеспечить достаточную освещённость; заготовить и разложить в соответствующем порядке требуемые для работы инструменты, приспособления, материалы и т. п.;
  • проверить исправность инструмента, правильность его заточки и доводки;
  • проверить исправность рабочего оборудования и его ограждения;
  • перед поднятием грузов проверить исправность подъёмных приспособлений (блоки, домкраты и др.); все подъёмные механизмы должны иметь надёжные тормозные устройства, а масса поднимаемого груза не должна превышать грузоподъёмности механизма; не следует превышать предельные нормы массы переносимых вручную грузов, установленные действующим законодательством об охране труда для мужчин, женщин, юношей и девушек.

Во время работы необходимо:

  • прочно зажимать в тисках деталь или заготовку, а во время установки или снятия её соблюдать осторожность, так как при падении деталь может нанести травму;
  • опилки с верстака или обрабатываемой детали удалять только щёткой;
  • не пользоваться при работах случайными подставками или неисправными приспособлениями;
  • при рубке металла учитывать в какую сторону полетят отлетающие частицы и установить с этой стороны защитную сетку; работать в защитных очках;
  • не допускать загрязнения одежды керосином, бензином, маслом;
  • при работе с пневматическим инструментом проверить целостность шлангов и соединений;
  • не держать пневматический инструмент за шланги и разъединять их при работе;
  • включать воздух только после установки инструмента в рабочее положение.
  • По окончании работы необходимо:
  • тщательно убрать рабочее место;
  • уложить инструмент, приспособления и материалы на соответствующие места;
  • во избежание самовозгорания промасленной ветоши и возникновения пожара убрать её в специальные металлические ящики с плотно закрывающейся крышкой.

 Противопожарные мероприятия.

Источниками пожара могут быть: токи короткого замыкания, образующие электрическую дугу; перегрев электрических сетей и электрооборудования; теплота, образующаяся при трении дисков, подшипников, ременных передач; искровые разряды статического электричества; пламя; лучистая энергия; искры.

Температура вспышки - это наименьшая температура горючей жидкости, при которой создаётся смесь газов или паров с воздухом, способная воспламеняться и гореть кратковременно при поднесении открытого огня.

Температурой воспламенения называется наименьшая температура горючего вещества, при которой оно загорается от открытого источника воспламенения (пламени) и продолжает гореть после удаления этого источника.

Основное предупредительное мероприятие против пожаров - это постоянное содержание в чистоте и порядке рабочего места, осторожное обращение с огнём, нагревательными приборами и легковоспламеняющимися веществами.

Простейшие противопожарные средства и инвентарь - ящики с песком и лопатами, кульки с песком, пожарный кран, насосы, огнетушители - должны быть всегда в наличии и исправны.

Песком

горящие материалы и горящие жидкости

Пена

Керосин, бензин, лаки, спирты, ацетон

распыленная вода или пена

смазочные масла, олифу, скипидар

При возникновении пожара необходимо выключить все электроустановки, немедленно по телефону или специальным сигналом вызвать пожарную команду и принять меры к тушению пожара собственными силами с помощью имеющегося противопожарного оборудования и инвентаря.

К средствам пожаротушения относятся также вёдра и гидропульты для воды, различные покрывала (асбестовые одеяла, кошмы, брезенты).

При пожаре нельзя выбивать стёкла в окнах, так как это увеличивает приток воздуха, способствуя усилению огня. В случае пожара необходимо сохранять спокойствие и беспрекословно выполнять распоряжения руководителей. Дисциплина и организованность – основное условие успеха борьбы с пожаром.

IV . Закрепление  нового  материала.

Фронтальный опрос:

  1. Что собой представляют слесарные работы?
  2. Что относят к числу слесарных работ?
  3. Перечислите виды слесарных работ.
  4. Что относится к слесарным операциям?
  5. Что относится к культуре и производительности работы слесаря?
  6. Раскройте состав слесарной мастерской.
  7. Для чего используют слесарные тиски?
  8. Какие необходимо соблюдать правила при работе на тисках?
  9. Для чего используют сверлильные станки?
  10. Каковы правила безопасной работы на сверлильном станке?
  11. Для чего используют фрезерный станок?
  12. Каковы правила безопасности на фрезерном станке?
Подведение итогов:
   Преподаватель:

1.Отмечает, все ли обучающиеся в равной  степени справились  с заданием.

2.Анализирует работу обучающихся

3.Определяет степень достижения целей, задач занятия.

4.Останавливается на вопросах, которые надо доработать.

Самоанализ работы обучающихся: Обучающимся предлагается рефлексивная карта, на основании которой они анализируют свою работу на уроке и выставляют себе отметку, вписывая в карту свою фамилию в соответствующей колонке.

- Какие знания вы приобрели сегодня на уроке? Какие компетенции формировали? Что нового узнали для себя? Что вас озадачило, удивило, огорчило? -Как вы оценили свою работу на уроке?

Заполнение рефлексивной карты обучающегося(см. урок №1)

Преподаватель оценивает обучающихся с мотивацией
Домашнее задание.
  1.  Покровский Б.С. Основы слесарного дела: учебник:

: Рекомендовано ФГУ «ФИРО». – 3-е изд., переработано.- 320 стр., пер. №7 бц.

  1. Электрическая дуговая сварка: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.С. Виноградов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007

3.Заполнить глоссарий терминов.

4.Подготовиться к словарному диктанту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия с применением электронных технологий "Автомат Калашникова: вчера, сегодня, завтра."

Данная разработка была мной опробирована при проведении открытых уроков с воспитанниками объединения "Клуб юных разведчиков"....

Методическая разработка учебного занятия с конструированием оценочных средств по теме «Сумма n первых членов арифметической прогрессии»

Методическая разработка учебного занятия с конструированием активных, продуктивных и интерактивных оценочных средств согласно ФГОС. Урок открытия новых знаний. Урок по алгебре в 9 классе по ...

Методическая разработка урока алгебры с применением здоровьесберегающих технологий по теме "Понятие логарифма"

Настоящая методическая разработка ориентирована на учебник “Алгебра и начала анализа 10-11” А. Г. Мордковича. Это первый урок в системе уроков по теме: Логарифмическая функция. Конспект ур...

Методическая разработка учебного занятия с использованием современной технологии сотрудничества

Тема: «Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник».Основной предмет: литература,  вспомога...

«Методическая разработка учебного занятия с применением арт-технологий обучения»

       Арт-технология обучения может быть использована на уроке сразу в рамках двух тенденций: свободного воспитания, образования в процессе жизни....

Методическая разработка учебного занятия с применением «Кейс-технологии» по предмету: «Основы законодательства в сфере дорожного движения» Тема: Пешеходный переход

   В условиях реализации требований ФГОС одной из актуальных образовательных технологий является «Кейс-технология».Кейс – технология зародилась в Гарвардской школе б...