Методическая разработка учебного занятия с использованием современной технологии сотрудничества
методическая разработка по литературе (6 класс)

Дынник Юлия Сергеевна

Тема: «Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси.

 «Повесть временных лет» как литературный памятник».

Основной предмет: литература,  вспомогательный предмет: история

Тип урока:   урок общеметодологической направленности

Форма урока: круглый стол

Цель:

—дать обучающимся представление о литературе Древней Руси и древнерусских летописях, пробудить интерес к их чтению;
—раскрыть самобытность и патриотизм древнерусской литературы.

Планируемые результаты

Личностные:

—дать обучающимся представление о литературе Древней Руси и древнерусских летописях, пробудить интерес к их чтению;
—раскрыть самобытность и патриотизм древнерусской литературы.

Метапредметные:

—Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
—Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути их преодоления, самоконтроль, взаимоконтроль.
— Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализовано и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения и выводы.

Предметные:

а) ценностно-ориентационная сфера:

-формировать собственное отношение к произведениям ДЛ,
-приобщаться к духовно-нравственным ценностям нашей истории;

б) познавательная сфера:

- иметь представление о «Повести временных лет» как памятнике ДЛ, об особенностях ДЛ,

- владеть литературоведческой терминологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevnerusska_literatura._povest_vremennyh_let.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка учебного занятия с использованием современной технологии сотрудничества Выполнила Дынник Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Тихвинская СШ», 2018 г.

Слайд 2

Методическая разработка учебного занятия с использованием современной технологии сотрудничества Класс 6 Тема : «Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник». Основной предмет : литература, вспомогательный предмет : история Тип урока : урок общеметодологической направленности Форма урока : круглый стол Цель: дать обучающимся представление о литературе Древней Руси и древнерусских летописях, пробудить интерес к их чтению; раскрыть самобытность и патриотизм древнерусской литературы. Планируемые результаты Личностные: дать обучающимся представление о литературе Древней Руси и древнерусских летописях, пробудить интерес к их чтению; раскрыть самобытность и патриотизм древнерусской литературы. Метапредметные : Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути их преодоления, самоконтроль, взаимоконтроль. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализовано и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения и выводы. Предметные: а) ценностно-ориентационная сфера: формировать собственное отношение к произведениям ДЛ, приобщаться к духовно-нравственным ценностям нашей истории; б) познавательная сфера: - иметь представление о «Повести временных лет» как памятнике ДЛ, об особенностях ДЛ, - владеть литературоведческой терминологией.

Слайд 3

Задачи: Способствовать формированию представлений о древнерусской литературе, о русских летописях. Закрепить ощущение связи времен, подлинности описанного в летописи. Содействовать развитию интереса в истории.

Слайд 4

Актуализация знаний Лихачев Дмитрий Сергеевич : «Древняя русская литература – это тоже цикл. Цикл, во много раз превосходящий фольклорные. Это эпос, рассказывающий историю вселенной и историю Руси». ««Повесть временных лет», одно из самых значительных произведений русской литературы, определяет место славян, и в частности русского народа, среди народов мира. Рисует происхождение славянской письменности, образование Русского государства и т.д.» (Великий путь// Становление русской литературы XI-XVII вв. М, 1987 )

Слайд 5

Постановка проблемы Используя ресурсы Исторического парка «Россия – моя история» подтвердите или опровергните значимость древнерусской литературы в истории Руси.

Слайд 6

Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

Слайд 7

Этап целеполагания (постановка учебной задачи) Деятельность педагога Деятельность обуающихся 1. Мотивация обучающихся к изучению возникновения древнерусской литературы: предлагает узнать, кто изображен на фотографии, и определить вид деятельности; демонстрирует цитаты, рекомендуя выбрать ключевые слова и определить тему урока; ставит проблему: используя ресурсы Исторического парка, подтвердить или опровергнуть значимость древнерусской литературы в истории Руси; направляет обучающихся к определению задач для достижения поставленной цели, корректирует задачи, предложенные обучающимися. 2. Представляет критерии оценивания для достижения планируемых результатов. 1. Сообщают , кто изображен на фотографии и чем он знаменит; - определяя ключевые слова, предполагают тему урока; определяют цель урока; - ставят перед собой задачи для достижения цели. 2. Знакомятся с критериями оценивания и задают возникающие вопросы по критерию оценивания. Методический комментарий к организации и проведению данного этапа: разрабатывает проблемную ситуацию, подбирает цитаты Д.С. Лихачева о древнерусской литературе, соответствующие тематике, разрабатывает маршрутный лист для обучающихся, а также критерии оценивания для достижения планируемых результатов.

Слайд 8

Этап планирования и реализации плана (решение учебной задачи) Деятельность педагога Деятельность обучающихся для выполнения поставленных задач предлагает разделиться на группы, используя метод «Мозаика»; выдает маршрутные листы; сопровождает обучающихся по маршруту , при необходимости проводит индивидуальные консультации. делятся на группы, собирая мозаику; читают задание, написанное на обратной стороне картинки; получают маршрутный лист и отправляются к указанному экспонату для выполнения задания; выполняют записи в маршрутном листе; советуются с учителем по возникающим вопросам. Методический комментарий к организации и проведению данного этапа: отследить правильное распределение по группам, скорректировать работу групп по заданию, сопроводить группы обучающихся к необходимому ресурсу по заданию, отследить своевременное заполнение маршрутного листа, проследить за сбором групп в определенное время и в определенном месте.

Слайд 9

Маршрутный лист № 1. Используя тачскрин «Древнерусская письменность», заполните таблицу представленных памятников древнерусской литературы. Подчеркните ключевое слова, которое определяет жанры древнерусской литературы. Сделайте вывод, аргументируйте свой ответ.

Слайд 10

Ответ ______________________________ Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 11

Рабочий материал

Слайд 12

Маршрутный лист № 2. Используя тачскрин «Древнерусская письменность», найдите в разделе «Древнерусская литература» информацию о памятнике «Повесть временных лет». Вставьте в текст недостающие слова и словосочетания. Подготовьте пересказ текста. Определите, почему «Повесть временных лет» называют летописью.

Слайд 13

История летописи «Повесть временных лет». «Повесть временных лет» - это древнейший дошедший до нас летописный свод, повествующий об______________________ . Это произведение не только о мироустройстве Древней Руси, но и о том «…». Автор «Повести» __________, монах ___________________. Известными исследователями «Повести …» являются _________, он считает, что ________, а ______________ отмечает, что__________ . Принято считать, что было ____ редакции «Повести»: ______ *_______ воспевает___________ Именно благодаря _______ мы узнаем о деяниях первых русских правителей - ________

Слайд 14

Рабочий материал

Слайд 15

Маршрутный лист № 3. Используя тачскрин «Интересные факты», найдите определения слов: Ладья – Дружина – Кольчуга - Княжичи – Воевода -

Слайд 16

Маршрутный лист № 4. В залах на стендах найдите 5 цитат из «Повести…» и определите сюжетный отрывок, из которого использована цитата.

Слайд 17

Этап рефлексии (оценка результатов решения учебной задачи) Деятельность педагога Деятельность обучающегося Собирает обучающихся в конференц-зале . Просматривает и корректирует ответы обучающихся. Организует обмен информации по технологии 21 века. Предлагает группам представить информацию, подготовленную согласно маршрутному листу. Подводит к правильному решению проблемы. Предлагает обучающимся заполнить итоговую таблицу, согласно полученным знаниям. Отслеживает объективность самооценивания и оценивания работы в группе. Домашнее задание. Написать отзыв по теме «Мои впечатления о посещении Исторического парка. Мнение о его значимости». В установленное время возвращаются в конференц-зале. Консультируются с учителем о правильности заполнения маршрутных листов. Обмениваются информацией по технологии 21 века. Представляют найденную информацию и внимательно слушают одноклассников. На основе полученной информации определяют решение проблемы. Самостоятельно заполняют итоговую таблицу. Оценивают групповую работу и индивидуальную в соответствиями критериев оценивания. Методические комментарий к организации и проведению данного этапа: 1. разрабатывает алгоритм заполнения итогового маршрутного листа, 2. разрабатывает итоговую таблицу, 3. готовит и раздает лист самооценки и оценивания работы в группе.

Слайд 18

Рефлексия. Используя представленную информацию одноклассников, самостоятельно заполни таблицу. КАК ПИСАЛИ Рукописные книги НА ЧЕМ ПИСАЛИ Пергамент, береста ЧЕМ ПИСАЛИ Гусиные и павлиньи перья Палочки кисточки КРАСКА Черная Красная (киноварь) «КРАСНАЯ СТРОКА» Первая буква писалась красной краской ЯЗЫК Древнерусский КТО ПИСАЛ монахи КТО ИЗУЧАЛ ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ СЛОВА, НЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: использование современных технических и информационных средств обучения на уроках географии.

Аннотация.Методическая разработка посвящается вопросам применения современных информационных  технологий  на уроках географии в учебных заведениях среднего профессионального образовани...

Методическая разработка по теме: «Использование педагогических технологий в курсе Настольный теннис»

Данная методическая разработка  направлена на освоение организации здорового образа жизни при выполнении учебной, профессиональной и социальной деятельности, а также формирует мировоззренче...

Методическая разработка урока с использованием игровых технологий

Игровые технологии эффективны не только в младших классах , но и в среднем и старшем звене.  Урок проведен в виде исторического путешествия, цель которого показать связь между арифметической и ге...

Методическая разработка на тему: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования

Методическая разработка на тему: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования...

Методическая разработка на тему: «Использование элементов технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы»

Методическая разработка на тему:«Использование элементов технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы»      Проектная деятельнос...