Методическая разработка учебного занятия с использованием современной технологии сотрудничества
методическая разработка по литературе (6 класс)
Тема: «Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник».
Основной предмет: литература, вспомогательный предмет: история
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Форма урока: круглый стол
Цель:
Планируемые результаты
Личностные:
Метапредметные:
Предметные:
а) ценностно-ориентационная сфера:
б) познавательная сфера:
- иметь представление о «Повести временных лет» как памятнике ДЛ, об особенностях ДЛ,
- владеть литературоведческой терминологией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevnerusska_literatura._povest_vremennyh_let.pptx | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методическая разработка учебного занятия с использованием современной технологии сотрудничества Класс 6 Тема : «Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник». Основной предмет : литература, вспомогательный предмет : история Тип урока : урок общеметодологической направленности Форма урока : круглый стол Цель: дать обучающимся представление о литературе Древней Руси и древнерусских летописях, пробудить интерес к их чтению; раскрыть самобытность и патриотизм древнерусской литературы. Планируемые результаты Личностные: дать обучающимся представление о литературе Древней Руси и древнерусских летописях, пробудить интерес к их чтению; раскрыть самобытность и патриотизм древнерусской литературы. Метапредметные : Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути их преодоления, самоконтроль, взаимоконтроль. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализовано и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения и выводы. Предметные: а) ценностно-ориентационная сфера: формировать собственное отношение к произведениям ДЛ, приобщаться к духовно-нравственным ценностям нашей истории; б) познавательная сфера: - иметь представление о «Повести временных лет» как памятнике ДЛ, об особенностях ДЛ, - владеть литературоведческой терминологией.
Задачи: Способствовать формированию представлений о древнерусской литературе, о русских летописях. Закрепить ощущение связи времен, подлинности описанного в летописи. Содействовать развитию интереса в истории.
Актуализация знаний Лихачев Дмитрий Сергеевич : «Древняя русская литература – это тоже цикл. Цикл, во много раз превосходящий фольклорные. Это эпос, рассказывающий историю вселенной и историю Руси». ««Повесть временных лет», одно из самых значительных произведений русской литературы, определяет место славян, и в частности русского народа, среди народов мира. Рисует происхождение славянской письменности, образование Русского государства и т.д.» (Великий путь// Становление русской литературы XI-XVII вв. М, 1987 )
Постановка проблемы Используя ресурсы Исторического парка «Россия – моя история» подтвердите или опровергните значимость древнерусской литературы в истории Руси.
Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник.
Этап целеполагания (постановка учебной задачи) Деятельность педагога Деятельность обуающихся 1. Мотивация обучающихся к изучению возникновения древнерусской литературы: предлагает узнать, кто изображен на фотографии, и определить вид деятельности; демонстрирует цитаты, рекомендуя выбрать ключевые слова и определить тему урока; ставит проблему: используя ресурсы Исторического парка, подтвердить или опровергнуть значимость древнерусской литературы в истории Руси; направляет обучающихся к определению задач для достижения поставленной цели, корректирует задачи, предложенные обучающимися. 2. Представляет критерии оценивания для достижения планируемых результатов. 1. Сообщают , кто изображен на фотографии и чем он знаменит; - определяя ключевые слова, предполагают тему урока; определяют цель урока; - ставят перед собой задачи для достижения цели. 2. Знакомятся с критериями оценивания и задают возникающие вопросы по критерию оценивания. Методический комментарий к организации и проведению данного этапа: разрабатывает проблемную ситуацию, подбирает цитаты Д.С. Лихачева о древнерусской литературе, соответствующие тематике, разрабатывает маршрутный лист для обучающихся, а также критерии оценивания для достижения планируемых результатов.
Этап планирования и реализации плана (решение учебной задачи) Деятельность педагога Деятельность обучающихся для выполнения поставленных задач предлагает разделиться на группы, используя метод «Мозаика»; выдает маршрутные листы; сопровождает обучающихся по маршруту , при необходимости проводит индивидуальные консультации. делятся на группы, собирая мозаику; читают задание, написанное на обратной стороне картинки; получают маршрутный лист и отправляются к указанному экспонату для выполнения задания; выполняют записи в маршрутном листе; советуются с учителем по возникающим вопросам. Методический комментарий к организации и проведению данного этапа: отследить правильное распределение по группам, скорректировать работу групп по заданию, сопроводить группы обучающихся к необходимому ресурсу по заданию, отследить своевременное заполнение маршрутного листа, проследить за сбором групп в определенное время и в определенном месте.
Маршрутный лист № 1. Используя тачскрин «Древнерусская письменность», заполните таблицу представленных памятников древнерусской литературы. Подчеркните ключевое слова, которое определяет жанры древнерусской литературы. Сделайте вывод, аргументируйте свой ответ.
Ответ ______________________________ Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочий материал
Маршрутный лист № 2. Используя тачскрин «Древнерусская письменность», найдите в разделе «Древнерусская литература» информацию о памятнике «Повесть временных лет». Вставьте в текст недостающие слова и словосочетания. Подготовьте пересказ текста. Определите, почему «Повесть временных лет» называют летописью.
История летописи «Повесть временных лет». «Повесть временных лет» - это древнейший дошедший до нас летописный свод, повествующий об______________________ . Это произведение не только о мироустройстве Древней Руси, но и о том «…». Автор «Повести» __________, монах ___________________. Известными исследователями «Повести …» являются _________, он считает, что ________, а ______________ отмечает, что__________ . Принято считать, что было ____ редакции «Повести»: ______ *_______ воспевает___________ Именно благодаря _______ мы узнаем о деяниях первых русских правителей - ________
Рабочий материал
Маршрутный лист № 3. Используя тачскрин «Интересные факты», найдите определения слов: Ладья – Дружина – Кольчуга - Княжичи – Воевода -
Маршрутный лист № 4. В залах на стендах найдите 5 цитат из «Повести…» и определите сюжетный отрывок, из которого использована цитата.
Этап рефлексии (оценка результатов решения учебной задачи) Деятельность педагога Деятельность обучающегося Собирает обучающихся в конференц-зале . Просматривает и корректирует ответы обучающихся. Организует обмен информации по технологии 21 века. Предлагает группам представить информацию, подготовленную согласно маршрутному листу. Подводит к правильному решению проблемы. Предлагает обучающимся заполнить итоговую таблицу, согласно полученным знаниям. Отслеживает объективность самооценивания и оценивания работы в группе. Домашнее задание. Написать отзыв по теме «Мои впечатления о посещении Исторического парка. Мнение о его значимости». В установленное время возвращаются в конференц-зале. Консультируются с учителем о правильности заполнения маршрутных листов. Обмениваются информацией по технологии 21 века. Представляют найденную информацию и внимательно слушают одноклассников. На основе полученной информации определяют решение проблемы. Самостоятельно заполняют итоговую таблицу. Оценивают групповую работу и индивидуальную в соответствиями критериев оценивания. Методические комментарий к организации и проведению данного этапа: 1. разрабатывает алгоритм заполнения итогового маршрутного листа, 2. разрабатывает итоговую таблицу, 3. готовит и раздает лист самооценки и оценивания работы в группе.
Рефлексия. Используя представленную информацию одноклассников, самостоятельно заполни таблицу. КАК ПИСАЛИ Рукописные книги НА ЧЕМ ПИСАЛИ Пергамент, береста ЧЕМ ПИСАЛИ Гусиные и павлиньи перья Палочки кисточки КРАСКА Черная Красная (киноварь) «КРАСНАЯ СТРОКА» Первая буква писалась красной краской ЯЗЫК Древнерусский КТО ПИСАЛ монахи КТО ИЗУЧАЛ ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ СЛОВА, НЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: использование современных технических и информационных средств обучения на уроках географии.
Аннотация.Методическая разработка посвящается вопросам применения современных информационных технологий на уроках географии в учебных заведениях среднего профессионального образовани...
Методическая разработка по теме: «Использование педагогических технологий в курсе Настольный теннис»
Данная методическая разработка направлена на освоение организации здорового образа жизни при выполнении учебной, профессиональной и социальной деятельности, а также формирует мировоззренче...
Методическая разработка урока с использованием игровых технологий
Игровые технологии эффективны не только в младших классах , но и в среднем и старшем звене. Урок проведен в виде исторического путешествия, цель которого показать связь между арифметической и ге...
Методическая разработка на тему: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования
Методическая разработка на тему: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования...
Методическая разработка занятия, с использованием проектной технологии. Раздел «Вязание спицами» (для групп 1-го года обучения)
Конспект занятия в объединении "Художественное вязание"...
Методическая разработка на тему: «Использование элементов технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы»
Методическая разработка на тему:«Использование элементов технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы» Проектная деятельнос...
Методическая разработка "Производственное обучение-интеграция, современные технологии профессии повар, кондитер"
Помощь выпускникам в трудойстройстве...