Методическая разработка учебного занятия с применением «Кейс-технологии» по предмету: «Основы законодательства в сфере дорожного движения» Тема: Пешеходный переход
методическая разработка
В условиях реализации требований ФГОС одной из актуальных образовательных технологий является «Кейс-технология».
Кейс – технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США)
в начале XХ века.
В России кейс технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.
Кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
casus (лат.) – запутанный необычный случай;
case (анг.) – портфель, чемоданчик
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2.docx | 269.51 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования г. Хабаровска
«детско- юношеский центр Импульс»
Методическая разработка
учебного занятия с применением
«Кейс-технологии»
по предмету:
«Основы законодательства в сфере
дорожного движения»
Тема: Пешеходный переход
Подготовила:
педагог
дополнительного
образования
Н.А.Ефременкова
Хабаровск
2023
В условиях реализации требований ФГОС одной из актуальных образовательных технологий является «Кейс-технология».
Кейс – технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США)
в начале XХ века.
В России кейс технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.
Кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
casus (лат.) – запутанный необычный случай;
case (анг.) – портфель, чемоданчик
Типы кейсов:
- Тренировочный - тренировка обучаемых навыков деятельности в изменяющихся ситуациях.
- Обучающий - овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов.
- Аналитический - выработка умений и навыков аналитической деятельности.
- Исследовательский - получение нового знания относительно развивающихся объектов.
- Систематизирующий - систематизация ситуационного знания.
- Прогностический - получение сведений о развитии данной системы.
Виды кейсов:
- Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
- Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).
- Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы).
Этапы работы с кейсами:
I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
Преимущества использования кейсов:
- Разбор кейсов может быть, как индивидуальным, так и групповым.
- Итоги работы можно предоставить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления результатов.
- Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания).
- Преподаватель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки.
При использовании кейс – технологии в образовании у учеников происходит:
- Развитие навыков анализа и критического мышления.
- Соединение теории и практики.
- Представление примеров принимаемых решений.
- Демонстрация различных позиций и точек зрения.
- Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.
В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
В работе с учениками я применяю технологию «Фото-кейс», «Видео-кейс». Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ученик в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.
Данная технология содержит:
• фотографию, соответствующую реальным событиям, где показана смоделированная или реальная проблемная ситуация;
• текст к фотографии, характеризующий данную проблемную ситуацию;
• текст (правильно поставленный вопрос), мотивирующий учеников проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.
Используя данную технологию при планировании своей работы с учениками, я соблюдаю этапы.
Первый этап - подготовительный. Знакомство учеников с ситуацией (фотографией или видео), фиксируется их внимание, создается положительное отношение к ситуации.
На втором этапе, совместно с учениками выделяем проблему, определяем целевую установку. Самостоятельно ученики осознают цель поиска.
На третьем этапе, я стараюсь активизировать учеников при помощи ключевых вопросов, поддерживать эмоциональный опыт, осуществляю координационную работу во время поисковой деятельности.
На четвертом этапе, я вовлекаю учеников в процесс составления плана действий, они демонстрируют умения логически рассуждать.
На пятом этапе, ученики выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.
Пример работы над фото-кейсом:
I этап — Знакомство с ситуацией, её особенностями.
Ребенок переходит дорогу в неположенном месте.
II этап — Формулируется проблема исходя из данной фотографии;
III этап — Задаются вопросы для проведения «мозгового штурма»: Что ребенок не учел, переходя дорогу в неположенном месте? Он нарушает правила дорожного движения? Какие последствия могут быть?
IV этап — Руковожу обсуждением кейса, обеспечивая их дополнительными сведениями. Ученики проводят анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предположение;
V этап — Ученики делают вывод, что переходить дорогу надо только в положенном месте по пешеходному переходному переходу.
Анализ использования «кейс-метода» показал, что не все учащиеся активно включаются в работу вследствие своих особенностей темперамента и познавательной активности, вследствие чего уровень формирования учебных действий остается низким. Но освоение технологии организации самостоятельной работы и свобода в творчестве формируют умение учиться, применять свои навыки за пределами урока и ориентироваться во все возрастающем потоке информации.
Пешеходный переход
Одна из сложнейших тем для объяснения и восприятия детьми является тема «Пешеходный переход». В первую очередь на уроке необходимо дать четкое определение, что такое пешеходный переход. ПДД дают следующее определение:
«Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенной знаками 5.16.1, 5.16.2. и (или) разметкой 1.14.1 или 1.14.2. и выделенный для движения пешеходов через дорогу.
При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.16.1. и 5.16.2.
О правилах перехода дороги (пересечение проезжей части)
Основные требования к пешеходам при переходе дороги изложены в ПДД:
«Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе, по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров и обочин.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)
Учебное занятие в курсе биологии для учащихся 7 класса по теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...
Методическая разработка учебного занятия по воспитанию патриота и гражданина для учащихся 4-6-х классов. Тема: "Кронштадтцы на службе Отечеству"
Пояснительная запискаВ представленном конспекте описан ход занятия с учащимися 12-13 лет в рамках авторской образовательной программы "Кронштадт - город морской и воинской славы" ГБОУ СОШ ...
Методическая разработка учебного занятия Измайловой Людмилы Анатольевны Предмет: химия Класс: 10 (универсальный) Тема: «Общая характеристика карбоновых кислот»
Тип урока: изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний, умений и навыков.Метод: метод проектов, проблемное обучениеФорма работы: групповаяПродолжительность урока: 135...
Методическая разработка учебного занятия Измайловой Людмилы Анатольевны Предмет: химия Класс: 10 (универсальный) Тема: «Амины»
Цели урока:· образовательные: рассмотреть строение и свойства класса аминов; проиллюстрировать положение теории строения органических соединений о ...
Методическая разработка учебного занятия по естественно-научной дисциплине Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности на тему: Организация рабочего места, оснащенного средствами ИКТ с соблюдением правил техники безопасности.
План учебного занятияИнструкционно-технологическая карта к учебному занятиюПрезентация к учебному занятию...
Методическая разработка учебного занятия по предмету: «Основы законодательства в сфере дорожного движения» Тема: «Сигналы светофора»
Данное пособие представляет собой методическую разработку учебного занятия в учреждениях дополнительного образования по предмету «Основы законодательства в сфере дорожного дв...
Методическая разработка учебного занятия по предмету ОУД.03 Математика По теме: «Параллелепипед»
Данная методическая разработка учебного занятия подойдет для открытого занятия и для обычного, интерактивно-игровые методы и нетрадиционный конспект ввиде справочного буклта помогают сделать занятие и...