Тема проекта: «Нагрудные украшения верховых и низовых чуваш и их реконструкция»
проект по технологии (10 класс)

Чугайнова Марина Ваентиновна

 Поволжье издавна было многонациональным регионом. Здесь бок о бок жили русские, составляющие большую часть населения, чуваши, мордва, татары, немцы и др. Несмотря на близкие контакты, все эти этнические группы долгое время сохраняли свои традиции в быте, обычаях и одежде.

             В современных условиях, на волне возрождения национального самосознания создаются фольклорные коллективы, национальные клубы и др. Однако, возрождение старых традиций происходит без должной научной подготовки и исследовательской работы. В первую очередь, некомпетентность отражается в национальных костюмах, которые шьются по весьма стилизованным образцам.

               В нашей гимназии есть музей. В нём представлена культура чувашского народа.  Музей хранит коллекции, характеризующие  культуру и быт, социальные  отношения чувашского народа. В музее выставлены экспонаты домашней утвари, предметы быта, национальные костюмы. Но экспозиция музея должна пополняться.

     Возникла проблема – пополнения музея новыми экспонатами.

           Конечно, наш музей не может похвастаться большой коллекцией   исторических предметов быта и полными комплектами национальных костюмов чувашского народа, кроме того, частыми являются значительные утраты и отсутствие некоторых деталей костюмов.

            Реализация предлагаемого проекта поможет созданию исторически и этнографически выверенной коллекции национальных костюмов народов, проживавших и ныне проживающих на территории Поволжья. Коллекция послужит основой стационарной и передвижной музейных выставок и этнографических театрализованных представлений, станет эталоном для создания концертных костюмов фольклорных коллективов.

         Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что каждый человек должен знать историю и культуру родного края, своих предков.  Это всегда интересно и современно. Данное исследование позволяет изучить особенности нагрудных  украшений   верховых  и низовых чуваш и реконструировать их для школьного музея.

        Таким образом, я решила выполнить реконструкцию нагрудных украшений  на первом этапе, верховых чуваш, так как я давно занимаюсь рукоделием, принимаю участие в городских и региональных выставках и хочу реализовать свои возможности в таком интересном проекте.

         У меня был опыт  при  изготовлении стилизованных чувашских костюмов, на уроках технологии. Работа была интересной, увлекательной, но самостоятельная работа меня привлекает больше. Поэтому я хочу выполнить и подарить музею чувашское национальное  украшение.

       Исходя из вышесказанного, целью работы является изготовление коллекции национальных украшений чувашского народа, проживавших и ныне проживающих на территории Поволжья и возрождение традиционных видов женского рукоделия.

Объект исследования – культурное наследие чувашского народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proekt_mihaylova_katya_10_kl_34_gimnaziya_2.zip (24.43 КБ)24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

 «Гимназия- интернат №34»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

                                                           

Тема проекта:

«Нагрудные украшения верховых и

низовых чуваш и их реконструкция»

Подготовила:

Михайлова Екатерина Константинова

 Ученица 10 класса

МБОУ «Гимназия-интернат №34»

 НМР РТ, Шинников 23а, 423570

Руководитель:

Чугайнова Марина Валентиновна,

                                                     г. Нижнекамск, 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………..3

РАЗДЕЛ I. Традиционный чувашский национальный костюм и

 нагрудные украшения ………………………………………………………….….6

         1.1.Истоки чувашского костюма и нагрудных украшений………………....6

         1.2. Виды чувашских украшений…………………………………………….8

         1.3.Чувашский костюм и украшения верховых  чуваш……………............10

        1.4.Чувашский костюм и украшения  низовых  чуваш……………….........12

РАЗДЕЛ II. Практическая часть…………………………………………………..14

       2.1.Реконструкция нагрудного украшения верховых чуваш………………14

       2.2. Технологическая карта изготовления изделия…………………………15

   2.3. Социологический опрос обучающихся гимназии…………………......16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...….17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….….....19

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...…20

   ВВЕДЕНИЕ

          Поволжье издавна было многонациональным регионом. Здесь бок о бок жили русские, составляющие большую часть населения, чуваши, мордва, татары, немцы и др. Несмотря на близкие контакты, все эти этнические группы долгое время сохраняли свои традиции в быте, обычаях и одежде.

             В современных условиях, на волне возрождения национального самосознания создаются фольклорные коллективы, национальные клубы и др. Однако, возрождение старых традиций происходит без должной научной подготовки и исследовательской работы. В первую очередь, некомпетентность отражается в национальных костюмах, которые шьются по весьма стилизованным образцам.

               В нашей гимназии есть музей. В нём представлена культура чувашского народа.  Музей хранит коллекции, характеризующие  культуру и быт, социальные  отношения чувашского народа. В музее выставлены экспонаты домашней утвари, предметы быта, национальные костюмы. Но экспозиция музея должна пополняться.

     Возникла проблема – пополнения музея новыми экспонатами.

           Конечно, наш музей не может похвастаться большой коллекцией   исторических предметов быта и полными комплектами национальных костюмов чувашского народа, кроме того, частыми являются значительные утраты и отсутствие некоторых деталей костюмов.

            Реализация предлагаемого проекта поможет созданию исторически и этнографически выверенной коллекции национальных костюмов народов, проживавших и ныне проживающих на территории Поволжья. Коллекция послужит основой стационарной и передвижной музейных выставок и этнографических театрализованных представлений, станет эталоном для создания концертных костюмов фольклорных коллективов.

        Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что каждый человек должен знать историю и культуру родного края, своих предков.  Это всегда интересно и современно. Данное исследование позволяет изучить особенности нагрудных  украшений   верховых  и низовых чуваш и реконструировать их для школьного музея.

        Таким образом, я решила выполнить реконструкцию нагрудных украшений  на первом этапе, верховых чуваш, так как я давно занимаюсь рукоделием, принимаю участие в городских и региональных выставках и хочу реализовать свои возможности в таком интересном проекте.

         У меня был опыт  при  изготовлении стилизованных чувашских костюмов, на уроках технологии. Работа была интересной, увлекательной, но самостоятельная работа меня привлекает больше. Поэтому я хочу выполнить и подарить музею чувашское национальное  украшение.

       Исходя из вышесказанного, целью работы является изготовление коллекции национальных украшений чувашского народа, проживавших и ныне проживающих на территории Поволжья и возрождение традиционных видов женского рукоделия.

Объект исследования – культурное наследие чувашского народа. 

Предмет исследования –  женские нагрудные украшения верховых и низовых чуваш.

В процессе достижения поставленной цели будут решаться задачи:

  1. Познакомиться с чувашскими украшениями как элементом культуры народа.

2.  Проанализировать  нагрудные  украшения  низовых и   верховых чуваш.

3. Провести социальный опрос среди учащихся гимназии 7-11 классов о знаниях национального чувашского украшения через опрос-анкетирование.

4. Разработать критерии изготовления нагрудного украшения. Сборка и изготовления украшения.

5.  Пополнить  школьный музей женскими  нагрудными украшениями чуваш.

Для реализации поставленных задач были применены следующие методы исследования:

теоретический: теоретический анализ литературных источников, СМИ, интернет;

эмпирический:  социологический опрос-анкетирование;

практический:  изготовление  нагрудных украшений верховых  и низовых чуваш.

Гипотеза:  в нашей гимназии учащиеся 7-11 классов знакомы с нагрудными украшениями верховых и низовых чуваш. Они знают из чего сделаны, эти украшения.

        Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в повседневной жизни, представители чувашского народа не забудут о своих корнях и передадут эти знания и тайны своим детям, чтобы они в свою очередь продолжали традиции предков по сохранению и обогащению чувашской культуры.

       Практическая значимость исследования состоит в том, что каждый сможет познакомиться с чувашской символикой, орнаментом,  культами, а также изготовить для себя и членов своей семьи народное украшение.

РАЗДЕЛ I. Традиционный чувашский национальный костюм и нагрудные украшения

1.1.Истоки чувашского костюма и нагрудных украшений.

            С глубокой древности люди носят украшения, придавая им разный смысл. Они необыкновенно разнообразны по материалу, видам, способам ношения.  У каждого народа формировался комплекс оригинальных украшений. Чувашские народные украшения запоминаются с первого раза. Они имеют древнее происхождение, богатую символику. [1]

         Народный костюм чувашей, происхождение и формирование которых в самостоятельный этнос происходило на протяжении тысячелетий, заключает в себе богатейшее наследие культуры прошлого. По мнению известного исследователя народного искусства чувашей А.А. Трофимова, «по своей форме, характеру, содержанию, стилю орнаментации костюм тесно связан с земледельческим укладом жизни. Истоки его зарождения восходят к древней индоиранской культуре, а корни традиций находятся в искусстве цивилизации древних земледельцев юга Средней Азии и Северного Ирана (IV-III тыс. до н. э.)». Как полагают, одеяния племен этого ареала были в чем-то подобны костюмам чувашей, свидетельством чему являются терракотовые статуэтки древней Согдианы. Родство многих элементов костюма чувашей и народов Центральной и Средней Азии наблюдалось и в более позднее время. По мнению некоторых исследователей, в период пребывания далеких предков чувашей в Причерноморье и Приазовье в начале I тысячелетия н. э., они пережили культ женщин-воительниц, а чувашский наряд представляет переосмысленное в течение многих веков одеяние амазонок. [3]

        Чувашский национальный костюм отчётливо отражает историческое развитие, социальные и природные условия существования, эстетические предпочтения, а также этногрупповые и этнотерриториальные особенности чувашского народа. Основу женской и мужской одежды составляла белая рубаха кĕпе. Она изготавливалась из одного полотнища конопляного (посконного) холста, перегнутого пополам и сшитого по продольной линии. Боковины закрывались прямыми вставками и клиньями, расширявшими книзу силуэт рубахи. Прямые и узкие рукава длиной 55—60 см вшивались под прямым углом и дополнялись квадратной ластовицей. . [ 4]

        Женские рубахи имели высоту 115—120 см и центральный грудной разрез. Они орнаментировались вышитыми узорами по обеим сторонам груди, по рукавам, вдоль продольных швов и по подолу. Контур узоров выполнялся чёрными нитками, в их расцветке преобладал красный цвет, дополнительными были зелёный, жёлтый и тёмно-синий. Главными узорами были нагрудные розетки кĕскĕ или ромбовидные фигуры сунтăх (пуштĕркӳнчĕккĕсле) из красных домотканых или ситцевых лент. [ 5]

        Мужские рубахи имели высоту 80 см и орнаментировались скромнее. Правосторонний грудной разрез выделялся полосками вышитого узора и красными лентами, а также треугольной красной нашивкой. [рис.3]

В конце XIX века в низовой группе анатри распространились рубахи из цветных домотканых холстов улача в синюю или красную клетку. Их украшали нашивками из ситца по груди и плечам, а по подолу — 1—2 оборками из цветной фабричной ткани или цветного домотканого холста. Поверх рубахи повязывали фартук чĕрçитти — орнаментированный, из белого холста или цветной, из красной, синей, зелёной пестряди. Верховые чуваши носили белый фартук саппун с нагрудником, украшенный узорами на подоле. Подпоясывались 1—2 поясами пиçиххи и закрывали тыльную часть фигуры подвесками разного вида: старинными украшениями из трубок и чёрной бахромы хӳре, вышитыми принадлежностями сарă, по бокам — парными подвесками яркăч. До XX века у чувашей бытовал особый вид распашной обрядовой одежды типа традиционного халата — белый прямоспинный шупăр. Он отличался длинными узкими рукавами и богатой орнаментацией с сочетанием вышивки и аппликации в верхней части, вдоль бортов и по подолу. Обязательной принадлежностью женской и мужской одежды были белые штаны йĕм с широким шагом, длиной до щиколоток или выше.[6]

2.2. Технологическая карта изготовления изделия

Этап работы

Материалы и инструменты

Описание.

1

Эскиз

Карандаш, бумага.

На данном этапе разрабатывается эскиз украшения.

2

Раскладка, Обмеловка, припуск на шов, раскрой.

Ножницы, мел, линейка.

Раскладка – в сгиб (ткань сложена вдвое). Обвести детали выкройки по контуру, отмечая контрольные точки, затем еще раз обвести с учетом припусков на швы. Раскроить детали изделия по линии припусков на швы.

3

Стачивание плечевых срезов

Ткань, нитки, ножницы, шв. машина

Стачной шов, выполненный одной строчкой с обметыванием срезов

3

Сборка нагрудного украшения

Ткань, нитки, ножницы, иголка, монеты, тесьма, кружева

 соединяется из пяти деталей треугольной формы. Пришивается узорная бисерная полоса, монеты, выполняется оплетение верхней части.

4

Окантовка изделий

Ткань, нитки, шв. машинка, ножницы, утюг.

Окантовываются края изделий.

5

Пришивание бахромы  на основу.

Ткань, нитки, иголка, ножницы.

Бахрома  пришивается на основную часть украшения.

6

Пришивание застежки на украшение

Застежка, нитки, иголка, ножницы.

К украшению пришивается застежка.

Изучив литературу и узнав тонкости костюма, мы обнаружили такие особенности:

Старинный костюм не обходился без украшений. В комплекс украшений, выполненных в технике шитья бисером и серебряными монетами, а также из драгоценных материалов и камней, входят головные уборы, нагрудные и шейные наряды, браслеты, кольца и т.д. В наше время актуальны изысканные аксессуары в современной моде.[фото1-3]

Таким образом, в современную молодежную моду входят предметы одежды, которые выражают связь сегодняшнего дня с прошлыми временами.

2.3. Социологический опрос обучающихся гимназии.

         В опросе  приняли участие учащиеся 7-11 классов гимназии.

 В нем было 5 вопросов.

 Первый вопрос: «Знаете ли вы названия чувашских украшений?». Ответили «Да» - 76 учащихся.

На второй вопрос: «Укажите украшения верховых чуваш на рисунке?»

Правильно ответили -30 учащихся, 46- ответили неправильно.

На третий вопрос: «Укажите украшения низовых чуваш?»  Также  30 учащихся ответили правильно и 46- неправильно.

На 4 вопрос: «Какие материалы использовали чуваши,  для изготовления нагрудных    украшений?».  56  учащихся назвали « монеты, бисер, копейки».

10 учащихся знают, что такое  «нухратки» и  10 учащихся назвали  «бусы».

На 5 вопрос : « Хотели бы вы узнать больше  о народном  костюме чуваш?»

«Да»- 76 учащихся. [ фото4], [ таб. 1]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Чувашские украшения, символизирующие достаток, устойчивость традиций и жизненного порядка, бытовали и в 20 в. Подлинные украшения частично утеряны из-за изменений социально-экономических и духовно-нравственных условий жизни народа. Тем не менее, они продолжают сохраняться в народной среде, собираются, исследуются и популяризируются музеями не только Чувашии, но и России. Значительную роль в осознании места украшений в мировом и чувашском этнокультурном наследии играют труды А.А. Трофимова и др. учёных.

        В современной Чувашии сохраняются и развиваются традиции изготовления украшений для стилизованного сценического, а также обрядового костюма. Сельские мастера реконструируют их по местным образцам или обновляют старые экземпляры; ряд художников и народных мастеров воссоздает костюмы с полными комплексами украшений различных групп на основе изучения научных трудов и музейных экспонатов.

Анализируя всю проделанную работу, хочется отметить: творчество тем хорошо, что чем глубже его познаешь, тем больше радости оно доставляет. Овладев основными навыками шитья можно с уверенностью сказать, что это увлекательная и захватывающая работа. Чтобы изготовить какое-либо изделие, надо только поверить в свои силы, иметь большое желание и запастись терпением. Изготовление народного костюма, научилась работать не только для себя, но и на общее благо. Старалась не только выполнить изделие, но и сделать его качественно, ведь мой труд будет оцениваться другими.

        


СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Научная и учебная литература:

1. Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья (материалы к этногенезу). Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1960.

2. Николаев В. В., Иванов-Орков Г. Н., Иванов В. П. Чувашский костюм: от древности до современности / Научно-художественное издание. Москва, Чебоксары, Оренбург, 2002.

3. Трофимов А. А. Народные женские украшения чувашей // Бытовая культура чувашей (материалы к историко-этнографическому атласу). — Чебоксары: ЧНИИЯЛИЭ, 1985.

4. Трофимов А. А. Народные женские украшения чувашей // Искусство. Избранные труды. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2005.

5. Николаев В. В., Иванов-Орков Г. Н., Иванов В. П. Чувашский костюм: от древности до современности / Научно-художественное издание. — Москва — Чебоксары — Оренбург, 2002.

Электронные ресурсы

6.Чувашский национальный  костюм  https://ru.wikipedia.org/wiki/Чувашский_национальный_костюм# 

7. Чувашские украшения

https://ru.wikipedia.org/wiki/Чувашские_украшения

8. Чувашская одежда  в современной культуре  http://www.idelion.ru/ethnos/chuvashes/culture/19-chuvashskij-natsionalnyj-kostyum

9. http://www.vevivi.ru/best/CHuvashskii-natsionalnyi-kostyum-ref183016.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ДПИ, ИЗО, МХК "Хакасское нагрудное украшение- Пого"

Занятие "Хакасское нагрудное украшение - Пого", проводилось в рамках факультета хакасских наук. на занятии дети знакомятся с особенностью украшения и выполняют практическое задание - создают пого по с...

Открытое внеурочное мероприятие «В мастерской Деда Мороза» на тему: «История новогодних украшений. Изготовление новогодних украшений».

Развивать мелкую моторику пальцев рук, усидчивость и терпение, эстетический вкус;Развивать пространственное представление;Расширять кругозор учащихся;Прививать навыки аккуратности и самостоятельности...

Мордовское национальное нагрудное украшение (сюлгамо)

Конспект НОД «Мордовское национальное нагрудное украшение»Цель:- Приобщать к истокам мордовской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства; развивать у дете...

Урок по теме "Пого - нагрудное украшение хакасов"

Цель урока: формирование умений и навыков исследовательской деятельности; воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; умение анализировать разговорный стиль.Задачи: совершенствовать...

Конспект урока "Выполнение нагрудного украшения к 9 мая из атласных лент"

Конспект урока по теме "Выполнение нагрудного украшения к 9 мая из атласных лент"...

ПРезентация урока "Выполнение нагрудного украшения к 9 мая из атласных лент"

Презентация к уроку "Выполнение нагрудного украшения к 9 мая из атласных лент"...