Урок по теме "Пого - нагрудное украшение хакасов"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Шулбаева Оксана Яковлевна

Цель урока: формирование умений и навыков исследовательской деятельности; воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; умение анализировать разговорный стиль.

Задачи: совершенствовать навыки и у

  1. Актуализация знаний по теме «Разговорный стиль речи»

    Прочитайте текст и выполните задания к нему.мения анализаКонтрольные вопросы и задания.

  1. Прочитайте текст. Определите стиль стилевые признаки. Озаглавьте текст.
  2. Из данного текста выпишите слова, относящиеся к разговорному стилю.
  3. Дайте толкование слов: бабуля, чуточку, тетенкька, глупыш, этакий.
  4. В данном диалоге найдите слова и словосочетания, имеющие разговорную и просторечную окраску.
  5.  Выпишите из текста 10 слов общеупотребительной лексики и стилистически ограниченной лексики.
  6. Как вы понимаете выражение «с грехом пополам».
  7. Подберите из любой газеты текст, в котором неоправданно используется просторечная лексика. Отредактируйте его.
  8. Напишите сочинение на одну из предложенных тем:
  1. Пого – национальный символ хакасского народа.
  2. Пого как оберег хакасской женщины.
  3. Диалог в Интернете. Используйте Интернет-ресурсы как источник информации о пого.
  4. Символика чисел в языческой и православной культуре.

 текста с этнокультурным содержанием, углубить представление о характерных признаках разговорного стиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogo.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Пого – нагрудное украшение хакасов»

МБОУ Нижне-тейская СОШ

Учитель русского языка и литературы, Шулбаева Оксана Яковлевна.

Цель урока: формирование умений и навыков исследовательской деятельности; воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; умение анализировать разговорный стиль.

Задачи: совершенствовать навыки и умения анализа текста с этнокультурным содержанием, углубить представление о характерных признаках разговорного стиля.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. «Лингвистическая разминка».
  3. Актуализация знаний по теме «Разговорный стиль речи»

    Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Однажды я сидел и увидел на проходящей мимо женщине необычное украшение. Меня заинтересовало, как оно называется и из чего сделано. Я побежал к бабушке, чтобы  узнать об этом украшении.

- Бабулька, можно у тебя спросить?

- Да, сынок.

- Я тут у одной тетеньки на груди увидел очень красивое украшение! Что это такое?

- Ишь ты, какой глазастый. Это украшение хакасских женщин, и называется оно пого.

- А у тебя такое есть?

- Да, внучек. Вот, посмотри.

- Ого! А для чего оно? (бабушка призадумалась). Ну, скажи. Я же жду.

- Хорошо, тогда слушай.  Пого охраняло душу от злых сил и защищало от нечистой силы.

- Невероятно. Разве у него сила какая-то есть?

- Нет, глупыш. Пого похоже на подкову, внутри находятся круглые тана, серебряные монеты, ракушки, бисер, кораллы.

- А что на нем изображено?

- Некоторые считают, что в пого изображен  Эрлик хан или же рисунок в виде ракушки-«каури».

- А что такое «каури»?

- Ракушки-«каури» считали головой змеи, а змея обозначала нижний мир. Змеи-ракушки оберегали от злых духов.

- А что такое «тана»?

- Это большие перламутровые пуговицы. «Тана» в центре пого обозначает предка-прародителя. Рядом – перламутровые пуговицы поменьше. Это родители. Их окружают еще более мелкие жемчужные пуговки. А это уже дети. В середине пого сначала прикреплялись три-пять перламутровых тана с коралловым глазком.

- Зачем нужен коралл в пого?

- Красный коралл в пого использовали лишь богатые люди или шаманы. Он показывает, что человек принадлежит к знатному роду. Когда в пого видишь кораллы, сразу можно догадаться, что в роду у этого человека были шаманы, лекари или особые люди.

- Ну, а монеты зачем?

- А монеты из серебра пришивались, чтобы при ходьбе они звенели и отпугивали злых духов.

- Надо же. Почему тогда пого вышито бисером?

- Этакий ты любопытный. А ты знаешь, что в радуге бывает семь цветов. Так и в пого: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Причем каждый цвет что-то обозначает.

- А почему внизу две ракушки, а посередине три?

- Цифры считаются главным в пого. Обычно их бывает 3, 5 7, 9, 12. Числа 3, 5, 7, 9, связаны с небом. Хакасы считают, что они приносят удачу.

- Ага, понятно с грехом пополам. Ты все так интересно рассказала. Ну а все све-таки, от чего пого оберегало?

- Пого, сынок, оберегало женщину и будущего ребёнка от злых духов. Такого же, как ты. Мой соколик.

Контрольные вопросы и задания.

  1. Прочитайте текст. Определите стиль стилевые признаки. Озаглавьте текст.
  2. Из данного текста выпишите слова, относящиеся к разговорному стилю.
  3. Дайте толкование слов: бабуля, чуточку, тетенкька, глупыш, этакий.
  4. В данном диалоге найдите слова и словосочетания, имеющие разговорную и просторечную окраску.
  5.  Выпишите из текста 10 слов общеупотребительной лексики и стилистически ограниченной лексики.
  6. Как вы понимаете выражение «с грехом пополам».
  7. Подберите из любой газеты текст, в котором неоправданно используется просторечная лексика. Отредактируйте его.
  8. Напишите сочинение на одну из предложенных тем:
  1. Пого – национальный символ хакасского народа.
  2. Пого как оберег хакасской женщины.
  3. Диалог в Интернете. Используйте Интернет-ресурсы как источник информации о пого.
  4. Символика чисел в языческой и православной культуре.

Готовимся к экзамену.

  1. Найдите в тексте односоставное предложение. Определите вид этого предложения.
  2. Выпишите словосочетания со связью согласование.
  3. Из текста выпишите слова, образованные суффиксально-приставочным, приставочным, суффиксальным способами.
  4. Дайте толкование слов «тана», «каури».

4. Домашнее задание: Напишите сочинение-описание «Пого матери или бабушки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока 5 класс, Изготовление украшений (заплаток) на одежду: цветы

в журнале педмирhttp://pedmir.ru/viewdoc.php?id=12148 Трудовое обучение (швейное дело)в коррекционной школе – интернате 8 вида.  конспект открытого урока 5 класс  Изготовление украшен...

Конспект урока по изобразительному искусству "Украшения в жизни древних обществ", 5 класс

Конспект урока по изобразительному искусству "Украшения в жизни древних обществ" несет в себе краткое содержание об искусстве Древнего Египта....

Конспект занятия по ДПИ, ИЗО, МХК "Хакасское нагрудное украшение- Пого"

Занятие "Хакасское нагрудное украшение - Пого", проводилось в рамках факультета хакасских наук. на занятии дети знакомятся с особенностью украшения и выполняют практическое задание - создают пого по с...

Мордовское национальное нагрудное украшение (сюлгамо)

Конспект НОД «Мордовское национальное нагрудное украшение»Цель:- Приобщать к истокам мордовской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства; развивать у дете...

Конспект урока "Выполнение нагрудного украшения к 9 мая из атласных лент"

Конспект урока по теме "Выполнение нагрудного украшения к 9 мая из атласных лент"...

ПРезентация урока "Выполнение нагрудного украшения к 9 мая из атласных лент"

Презентация к уроку "Выполнение нагрудного украшения к 9 мая из атласных лент"...